Научная статья на тему 'Влияние занятий вольной борьбой на специальную физическую подготовку и общую успеваемость студентов'

Влияние занятий вольной борьбой на специальную физическую подготовку и общую успеваемость студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий спорт / вольная борьба / специальная физическая подготовка / физическая культура студентов / student sports / freestyle wrestling / special physical training / physical culture of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Сергеевич Москаленко, Игорь Алексеевич Шмыгельский, Юрий Иванович Шульгов

Проблема построения тренировочного процесса студентов-борцов в соревновательном периоде относится к числу наиболее актуальных. Тем не менее, до настоящего времени она недостаточна изучена с позиции системного подхода. Особенно мало проведено исследований в области изучения фактурной структуры физической подготовленности спортсменов-борцов и обоснования рационального соотношения средств специальной физической подготовки и успеваемости студентов-борцов. В связи с этим в предпринятом исследовании поставлены задачи изучения динамики специальной подготовленности и интеллекта студентов — борцов вольного стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Сергеевич Москаленко, Игорь Алексеевич Шмыгельский, Юрий Иванович Шульгов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of freestyle wrestling classes on special physical training and general academic performance of students

The problem of building the training process of student wrestlers in the competitive period is among the most urgent. However, to date it has not been sufficiently studied from the standpoint of a systematic approach. Especially little research has been conducted in the field of studying the texture structure of the physical fitness of wrestlers and substantiating the rational ratio of the means of special physical training and the academic performance of student wrestlers. In this regard, in the undertaken study, the tasks of studying the dynamics of special preparedness and intelligence of freestyle wrestling students are set.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий вольной борьбой на специальную физическую подготовку и общую успеваемость студентов»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 356 — 360. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):356 — 360.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 796/799

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-356-360 NIION: 2007-0062-1/24-055

EDN: https://elibrary.ru/ZKNCPD MOSURED: 77/27-004-2024-01-255

Влияние занятий вольной борьбой на специальную физическую подготовку и общую успеваемость студентов

Игорь Сергеевич Москаленко1, Игорь Алексеевич Шмыгельский2, Юрий Иванович Шульгов3

1 2 Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Россия 3 Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия

1 moskalencko@mail.ru

2 9045558717@mail.ru

3 jyrash2@mail.ru

Аннотация. Проблема построения тренировочного процесса студентов-борцов в соревновательном периоде относится к числу наиболее актуальных. Тем не менее, до настоящего времени она недостаточна изучена с позиции системного подхода. Особенно мало проведено исследований в области изучения фактурной структуры физической подготовленности спортсменов-борцов и обоснования рационального соотношения средств специальной физической подготовки и успеваемости студентов-борцов. В связи с этим в предпринятом исследовании поставлены задачи изучения динамики специальной подготовленности и интеллекта студентов — борцов вольного стиля.

Ключевые слова: студенческий спорт, вольная борьба, специальная физическая подготовка, физическая культура студентов

Для цитирования: Москаленко И.С., Шмыгельский И.А., Шульгов Ю.И. Влияние занятий вольной борьбой на специальную физическую подготовку и общую успеваемость студентов // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 356 — 360. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-356-360. EDN: https://elibrary.ru/ZKNCPD.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The influence of freestyle wrestling classes on special physical training and general academic performance of students

Igor S. Moskalenko1, Igor A. Shmygelsky2, Yuri I. Shulgov3

11 2 State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia 3 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia

1 moskalencko@mail.ru

2 9045558717@mail.ru

3 jyrash2@mail.ru

Abstract. The problem of building the training process of student wrestlers in the competitive period is among the most urgent. However, to date it has not been sufficiently studied from the standpoint of a systematic approach. Especially little research has been conducted in the field of studying the texture structure of the physical fitness of wrestlers and substantiating the rational ratio of the means of special physical training and the academic performance of student wrestlers. In this regard, in the undertaken study, the tasks of studying the dynamics of special preparedness and intelligence of freestyle wrestling students are set.

Keywords: student sports, freestyle wrestling, special physical training, physical culture of students For citation: Moskalenko I.S., Shmygelsky I.A., Shulgov Yu.I. The influence of freestyle wrestling classes on special physical training and general academic performance of students // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):356-360. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-356-360. EDN: https://elibrary.ru/ZKNCPD.

© Москаленко И.С., Шмыгельский И.А., Шульгов Ю.И., 2024

Методология и технология профессионального образования

Введение. Вопросам физического воспитания студентов и студенческого спорта на примере занятия вольной борьбой посвящены работы А.Ю. Баркова, Е.А. Бавыкина, H.A. Зиновьева, С.А. Сидоренко, И.И. Портяги-на, В.Г. Торговкина, Н.Д. Николаева, Л.А. Дю-кина и С.В. Игнатьева, где отмечалось положительное влияние занятий спортивной борьбой на динамику физического развития студентов подготовительного отдела, специализирующихся в этом виде спорта. Но и они не исследовали взаимосвязи тренировок по вольной борьбе с качеством учебы в институте и возможности подготовки в условиях вуза спортсменов высокой квалификации из новичков.

Контингент студентов нашего института — преимущественно молодежь городов Северо-Западного региона России, имеющая благоприятные для занятий борьбой особенности физического развития (хорошее телосложение и достаточную силу), однако и она слабо технически подготовлена. При комплектовании групп спортивного совершенствования по спортивной борьбе в нашем вузе учитывались эти особенности. Студенты, сдавшие нормативные требования комплекса ГТО и контрольные нормативы, предусмотренные учебной программой, зачислялись в экспериментальные группы, в которых занятия по физической культуре наряду с всесторонним развитием студентов предусматривал рост их спортивного мастерства в борьбе.

Одни педагоги считают, что все физические качества надо развивать одновременно, другие полагают, что превалировать должно развитие одного качества над другим. Однако известно, что на начальном этапе подготовки важную роль играют эффективные методы развития основных физических качеств и формирование двигательных навыков [1].

Цель наших исследований — выявление условий, обеспечивающих сочетание учебы с занятиями вольной борьбой и подготовкой спортсменов высоких разрядов в условиях нашего вуза. Научные исследования проблемы индивидуализации спортсменов-студентов уже многие годы считаются востребованными и актуальными [2].

В процессе достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) провести опрос и анкетирование спортсменов и тренеров вузов с целью выявления оптимального варианта построения тренировочного недельного цикла в секции (сборной) института по борьбе (учитывая в недельном бюджете вре-

мени студентов часы, которые можно планировать для занятий спортом) и апробировать его в процессе проведения тренировок;

2) всесторонне рассмотреть и разобрать успеваемость студентов секции по вольной борьбе (по результатам экзаменов) при трехразовых занятиях в недельном цикле и продолжительности каждого занятий 3 и 4 часа;

3) исследовать динамику физического развития и уровень роста специальной подготовленности занимающихся по вольной борьбе за годичный тренировочный цикл.

Методы исследования. При решении поставленных задач нами были использованы анализ литературных источников, опрос и анкетирование, педагогические наблюдения, контрольные упражнения, медицинский контроль, педагогический эксперимент. Полученные результаты обработаны математически.

Результаты. Программой по физическому воспитанию для занятий со студентами-борцами в зависимости от спортивного разряда предусмотрено от 4 до 8 часов в неделю. Практика показывает, что для роста спортивных достижений спортсменов и подготовки борцов высших разрядов этого количества часов недостаточно.

Нами проведены опрос и анкетирование 110 студентов, занимающихся борьбой, и 20 тренеров-преподавателей, большинство из которых высказались за трехразовые занятия в неделю по 3—4 часа каждое. Проанализированы недельный бюджет времени студентов и его распределение на учебу, труд, сон и т.д., а также нераспределенное (свободное) время, которое без ущерба для учебы можно уделить занятиям спортом. В результате анкетирования установлено, что для занятий вольной борьбой студенты располагают от 9 до 12 часов в неделю.

Исследования осуществлены в двух учебных группах, скомплектованных из студентов I—III курсов Государственного института экономики, финансов, права и технологий (всего 43 человека). Первую группу составили борцы-разрядники, во вторую вошли студенты, не имеющие спортивного разряда. Тренировочные занятия проводились в соответствии с современной методикой обучения вольной борьбы вечером, т.е. после основной учебы студентов. Увеличение объема занятий с экспериментальными группами в недельном цикле до 9—12 часов не сказалось отрицательно на учебе борцов.

Анализ успеваемости осуществлялся следующим образом. У студентов, занимающихся борьбой, из всех оценок, полученных за экзаменационную сессию, выводился средний балл, затем был проведен сравнительный анализ с учебной группой, курсом, факультетом и по Институту. Таким образом, проанализированы результаты четырех сессий двух учебных годов — 2021/22 и 2022/23.

При трехразовых занятиях по 3 часа в день, т.е. при 9 часах нагрузки в недельном цикле, у студентов, занимающихся вольной борьбой, средний балл за зимнюю экзаменационную сессию 2021/22 учебного года был на 0,29 выше, чем у незанимающихся, и равнялся 4,25 балла. В весеннюю экзаменационную сессию у занимающихся вольной борьбой средний балл равнялся 4,25 балла, у не занимающихся — 4,03 балла. За 2022/23 учебный год при трехразовых занятиях в неделю по 4 часа в день (академический час — 45 минут) средний балл у занимающихся вольной борьбой в зимнюю сессию был 4,14 балла, у не занимающихся — 4,0 балла, в весеннюю сессию — 4,12 и 4,08 соответственно.

За каждый учебный год из числа испытуемых было подготовлено по два кандидата в мастера спорта и восемь спортсменов I, II и III разрядов.

Остальные 17 студентов не выполнили спортивного разряда, так как в течение учебного года участвовали лишь в 2—3 соревнованиях и одержали меньше десяти побед, что не давало им права на получение III спортивного разряда. Однако среди них не было ни одного борца, имевшего меньше двух побед.

На каждом занятии большую часть времени мы уделяли отработке техники вольной борьбы в игровой форме в паре с партнером. Это положительно сказалось на становлении борца и совершенствовании его индивидуальности. Обучение технике вольной борьбы проводилось только концентрическим способом, описанном в учебнике по борьбе.

Для определения показателей специальной физической подготовленности борцов-студентов в начале и в конце годичного тренировочного цикла нами были использованы следующие контрольные упражнения:

1) броски партнера (одной весовой категории) через спину — максимальное количество раз за 20 сек. (быстрота);

2) подтягивания на высокой перекладине, вис хватом сверху — максимальное количество раз (сила);

3) подъем разгибом из положения лежа на спине — «склепка», или так называемый kip up (ловкость);

4) наклон туловища вперед (гибкость);

5) броски трех партнеров одной весовой категории через спину за 6 мин. (специальная выносливость). В начале каждой минуты в течение 20 сек. борцом выполнялись броски в максимальном темпе, а в последующем: 40 сек. — 4 броска.

Показатели специальной физической подготовленности спортсменов в контрольных упражнениях приведены в табл. 1.

Значительно изменились средние антропометрические показатели борцов, характеризующие общую физическую подготовленность и функциональное состояние организма (см. табл. 2).

Следует отметить, что в конце годичного тренировочного цикла показатель специальной выносливости (количество бросков к исходу 6-й мин.) не снизился, в то время как в начале года многие борцы не в состоянии были выполнить это упражнение, не снижая работоспособности.

Сравнение показателей физического развития в начале 2022/23 учебного года с показателями в его конце позволило установить положительные изменения средних антропометрических данных у борцов.

Заключение. В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

1. Большинство студентов, занимающихся в секции по вольной борьбе, успешно сочетают учебу со спортом. Анализ времени и результаты анкетирования позволяют утверждать, что оптимальным вариантом построения недельного тренировочного цикла в вузе являются трехразовые занятия по 3—4 часа каждое.

2. Рост антропометрических показателей у студентов, занимающихся борьбой, а также положительное повышение в средних показателях специальных контрольных упражнений студентов секции по борьбе подтверждают возможность подготовки из них спортсменов высших разрядов.

3. Обучение технике вольной борьбы в секциях (сборных) вузов целесообразно осуществлять концентрическим способом, т.е. изучать приемы борьбы с постепенным усложнением и расширением содержания за счет новых компонентов, руководствуясь новыми правилами соревнований по вольной борьбе.

ГЧ)

о

ГЧ)

Таблица 1. Показатели физической подготовленности спортсменов в контрольных упражнениях

т а.

о

09

СЛ

о ев" з о

СБ СЛ

о сБ"

тз

35 о э э (Б

Время обследования

Начало годичного

тренировочного

цикла

Конец годичного

тренировочного

цикла

Максимальное количество

бросков через спину за 20 сек.

о <0

§

4,8

6,3

и Й § ^

ЕЙ и 3

2,7

3,7

Средние показатели в контрольных упражнениях

к а с®

а ч к

О,

чГ й

а а

са 3

а

а ®

а

о

9,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

а

а I

~ и

Ч а

о Й

а а

оз г1?

в Й а, Ч

о ^

о Й

Качество — 3

Качество 3,8

а

к

35 о

а,

й «з

й о Ч к а

54

4,0

4,4

Бросок за в мин.

4,7

6,3

4,4

6,3

4,0

5,9

3,6

6,1

3,3

6,1

3,2

6,5

Среднее количество бросков за 1 мин.

3,8

6,2

Таблица 2. Средние антропометрические показатели борцов

СО СЛ (О

Время обследования Вес, кг о 8 о Окружность грудной клетки, см ч а 1 Динамометрия Становая сила, кг

Вдох Выдох Пауза Размах а Й о Правая кисть Левая кисть

12 сентября 2022 г. 70,8 170 98 90 90 8 4486 53 50,8 143

29 мая 2023 г. 71,9 170,8 100 92,4 94,3 9,7 4667 56 53,0 155

Л ч О 2э

О ^

О

-I

г я

(В X X

о ^

о

-I

г я

э

о

-е-

а> о о г о

X

ш ^

т X

о

о

о\

ш

ы

о п ш X

г я

Список источников

1. Москаленко И.С., Артемьев И.Я., Ширшова ТА., Яковлев ГА Исследование эффективных средств и методов физической подготовки студентов первых курсов РГГМУ / / Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 103—105.

2. Москаленко И.С., Шульгов ЮИ., Демеш В.П. Соотношение средств специальной физической подготовки на этапах соревновательного периода боксеров-студентов // Образование. Наука. Научныекадры. 2023. № 3. С. 282—285.

References

1. Moskalenko I.S., Artemyev I.Ya., Shirshova TA., Yakovlev GA. Research of effective means and methods of physical training of first-year students of RSMU / / Psychology and pedagogy of service activity. 2023. No. 2. pp. 103—105.

2. Moskalenko I.S., Shulgov Yu.I., Demesh V.P. The ratio of means of special physical training at the stages of the competitive period of boxers-students // Education. Science. Scientificpersonnel. 2023. No. 3. pp. 282—285.

Информация об авторах

И.С. Москаленко — заведующий кафедрой физической культуры Государственного института экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук, доцент;

И.А. Шмыгельский — старший преподаватель кафедры физической культуры Государственного института экономики, финансов, права и технологий;

Ю.И. Шульгов — старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний.

Information about the authors I.S. Moskalenko — Head of the Department of Physical Culture of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

I.A. Shmygelsky — Senior Lecturer of the Department of Physical Culture of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology;

Yu.I. Shulgov — Senior Lecturer of the Department of Combat and Tactical Special Training of the Faculty of Engineering and Economics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.1 2.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 26.02.2024.

The article was submitted to the editorial office 27.1 2.2023; approved after review 22.01.2024; accepted for publication 26.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.