Научная статья на тему 'ПРИНЦИП СОПРЯЖЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА В РАЗДЕЛЕ «ГИМНАСТИКА И АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»'

ПРИНЦИП СОПРЯЖЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА В РАЗДЕЛЕ «ГИМНАСТИКА И АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
занятие по физической культуре / гимнастика и атлетическая подготовка / принцип сопряженности / physical education / gymnastics and athletic training / the principle of conjugacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Мотовичева, И.Я. Артемьев, Л.Г. Санникова, И.А. Шмыгельский, А.В. Васильев

В тренировку гимнастов принцип сопряженности внедрялся долго и с трудом, однако со временем стал привычным и для них. Но отношением к нему порою настолько упрощенно, что часто искажается смысл принципа и возникают большие методологические ошибки. В нашей работе мы рассмотрели конкретные примеры этих ошибок и особенности осуществления принципа сопряженности на занятиях по гимнастике со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Мотовичева, И.Я. Артемьев, Л.Г. Санникова, И.А. Шмыгельский, А.В. Васильев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF CONJUGACY IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH UNIVERSITY STUDENTS IN THE SECTION «GYMNASTICS AND ATHLETIC TRAINING»

The principle of conjugacy was introduced into the training of gymnasts for a long time and with difficulty, but over time it became familiar to them. But the attitude towards it is sometimes so simplistic that the meaning of the principle is often distorted and large methodological errors arise. In our work, we have considered specific examples of these errors and the specifics of implementing the principle of conjugacy in gymnastics classes with students

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП СОПРЯЖЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА В РАЗДЕЛЕ «ГИМНАСТИКА И АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»»

ПРИНЦИП СОПРЯЖЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА В РАЗДЕЛЕ «ГИМНАСТИКА И АТЛЕТИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА»

В.А. Мотовичева, старший преподаватель И.Я. Артемьев, старший преподаватель Л.Г. Санникова, старший преподаватель И.А. Шмыгельский, старший преподаватель А.В. Васильев, старший преподаватель И.С. Москаленко, канд. пед. наук, доцент

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий (Россия, г. Гатчина)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-230-234

Аннотация. В тренировку гимнастов принцип сопряженности внедрялся долго и с трудом, однако со временем стал привычным и для них. Но отношением к нему порою настолько упрощенно, что часто искажается смысл принципа и возникают большие методологические ошибки. В нашей работе мы рассмотрели конкретные примеры этих ошибок и особенности осуществления принципа сопряженности на занятиях по гимнастике со студентами.

Ключевые слова: занятие по физической культуре, гимнастика и атлетическая подготовка, принцип сопряженности.

В 1955 году В.М. Дьячков [1] теоретически обосновал и внедрил практику тренировки легкоатлетов «принцип сопряженного воздействия». Согласно этому принципу, специальные подготовительные (физические) упражнения следует подбирать таким образом, чтобы по своим основным характеристикам они соответствовали бы соревновательному двигательному действию. Это ведете к развитию необходимого двигательного качества на том уровне, который требуется для реализации движения в соревновательной обстановке при одновременном формировании основ нужной координации.

Практика не только подтвердила правильность этого принципа и основных методических положений, вытекающих из него, но и потребовала дальнейшей углубленной его разработки, что нашло отражение в «принципе динамического соответствия [2] и в «принципе решающих двигательных действий» [3].

Нагрузка, испытываемая студентами-гимнастами от многочисленных повторений упражнений высокая, поэтому они быстро и сильно устают. Поэтому многие преподаватели, порой считают, что такая

нагрузка «сверхдостаточна» без каких-либо дополнительных упражнений специальной физической подготовки. Более того: раз уровень развития и проявления двигательного потенциала у студентов предопределен структурой упражнений в гимнастических видах многоборья [3], то гимнасты должны проявлять столько силы, быстроты, гибкости и выносливости, сколько необходимо для стабильного выполнения соревновательных упражнений. А раз так, то именно в выполнении соревновательных упражнений на гимнастических снарядах должен заключаться методически оптимальный способ подготовки студентов-гимнастов к техническому совершенству -и двигательный потенциал повыситься, и техника усовершенствуется.

Ошибочность такого суждения очевидна потому что, прежде чем выполнить в техническом отношении упражнение на снаряде, к нему нужно быть готовым физически так, как того требует конкретный элемент, а не вообще быть физически здоровым и сильным. Значит, нужна предварительная специальная физическая подготовка. В чем же она должна выражаться по нашему мнению.

Во-первых, в развитии соответствующего качества. Если, например, развивать скоростную силу мышц-разгибателей плеча, этим не подготовишь гимнаста к выполнению горизонтального виса, то есть элемента статического, а способность разгибателей ног к большому статическому напряжению не согласуется с проявлением прыгучести и т.п.

Во-вторых, разные силовые качества и разные виды выносливости действуют по разным схемам физиологических механизмов, а значит, требуют для своего совершенствования адекватных средств воздействия. Уже на этапе развития двигательных качеств требуется избирательное воздействие на те из них, которые необходимы гимнастам, т.е. тренировка должна строиться по принципу сопряженного воздействия. Следовательно, такая работа должна вести в двух направлениях: в накоплении потенциала качеств и формирования способностей к его реализации.

Для решения первой задачи в упражнениях целесообразно использовать наиболее типичных для гимнастических упражнений полезные суставные углы и проявлять при этом не любую двигательную активность, а наиболее типичную, необходимую для гимнастов.

Задачи воспитания способностей к реализации двигательного потенциала (по принципу сопряженного воздействия) в наибольшей мере соответствуют упражнения в решающих двигательных действиях (РДД). РДД - это те составные части двигательной деятельности гимнастов (движения с определенной скоростью и амплитудой при соблюдении требуемых исходных и конечных положений, или напряжения под определенным суставным углом, или разные переключения с одного режима работы мышц на другой), которые на основе специального анализа вычленены из технической структуры гимнастических элементов как наиболее тесно связанные с ней и с качеством выполнения и использование которых в качестве специальных упражнений обеспечивает двигательную подготовленность гимнаста к выполнению определенного элемента на снаряде [3].

Исследования показывают, что, несмотря на видимое разнообразие, гимнастические упражнения сходны в основных рабочих движениях. Например, все перевороты вперед в опорных прыжках, перевороты и сальто прогнувшись, маховые движения назад на перекладине, брусьях и кольцах выполняются быстрым разгибанием в тазобедренных суставах. Значит, используя это движение в качестве подготовительного в системе физической подготовки, т.е. выполняя его с максимальной скоростью, достаточной нагрузкой и требуемой амплитудой, гимнаст обеспечит себе готовность к выполнению целого ряда однотипных упражнений.

Таким образом, принцип сопряженности можно соблюдать и по содержанию развиваемого силового качества (или разных видов выносливости), и по уровню, достаточному для формирования двигательного навыка на снаряде, и по форме сходной с основным упражнением.

Принципу сопряженности отвечает и такой вид специальных упражнений, как типичные соединения описанных выше РДД в разных суставах. Чаще всего это бывают одновременные или согласованные движениях в плечевых и тазобедренных суставах. Как и простые РДД, они выполняются в модельных условиях и не связаны прямо с техникой определенных гимнастических элементов, а направлены на общее повышение двигательного потенциала и выработку способностей его реализовывать в типичных для гимнастики форм координации. Иными словами, уже на этом этапе обеспечивается соответствие форм и содержание физической подготовки требованиям специализированной двигательной деятельности и технической подготовленности занимающихся.

Однако этим не кончается ни физическая подготовка, ни необходимость осуществлять ее по принципу сопряженного воздействия. После овладения техническим элементом гимнаст в большинстве случаев использует его в арсенале специальной физподготовки. Однако физическая нагру-зочность такого средства ограничена рамками усилий, необходимых для выполнения именно этого элемента. Более того,

если гимнастический элемент освоен на высоком техническом уровне, то его выполнение требует реализации не всего потенциального запаса сил гимнаста, а примерно на 20% меньше [3]. Такое «немаксимальное» воздействие упражнения не может вызвать существенного повышения двигательного потенциала (или отдельного качества).

Если рассматривать физическую подготовку студентов как часть тренировки, направленную на накопление двигательного потенциала и воспитание способностей реализовывать его в специфических видах двигательной деятельности, то оказывается, что многоразовое повторение отдельного элемента (соединения) не согласуется по смыслу с принципом сопряженного воздействия на этапе подготовки к выполнению комбинаций и, хотя при определенных условиях совершенствует технику выполнения, однако не готовит гимнаста физических к выполнению комбинации в целом, поэтому при работе над элементами и соединениями совершенствуется выносливость в выполнении именно этого упражнения, но не максимум силового качества и не та выносливость, которая необходима для выполнения этого элемента в соединении с другими элементами, составляющими комбинацию. Нельзя считать, что методически оправданный вариант совершенствования специальной подготовки гимнаста к выполнению комбинаций на снаряде заключается в последовательном многоразовом повторении одного элемента, потом двух, затем трех и так далее - всех 10-15 соединений, из которых состоят обычно современные комбинации. Следовательно, необходимо другое решение.

Многочисленные попытки практиков и исследователей найти оптимальный вариант подготовки гимнасты к слитому выполнению упражнений показали, что он должен обеспечить физическую готовность к выполнению «длинной» комбинации в любом из видов многоборья. Это порождает сразу два требования. Во-первых, гимнаст должен физически быть готов к выполнению в течение более минут мышечной работы разного уровня, к переключениям с одного режима на другой, с чередованием

амплитуды движений и статических напряжений при разных суставных углах. Во-вторых, все это должен уметь сделать в довольно специфических условиях конкретного вида многоборья.

Именно поэтому наиболее оптимальной формой специальной физической подготовки гимнаста на этом этапе его совершенствования становятся модельные комбинации (МК), в которых как нельзя лучше реализуется принцип сопряженного воздействия. МК составляются из относительно простых и хорошо освоенных гимнастом наиболее типичных для данного вида многоборья элементов. Количество их такие должно быть типичным или несколько большим. В принципе МК можно применять в любой момент тренировки с целью специальной физической догрузки гимнаста именно в упражнениях данного вида многоборья, когда объем и интенсивность работы в данном виде незначительны.

Таким образом, принцип сопряженности охватывает разные стороны тренировки гимнастов и должно рассматриваться в более широком плане, нежели это принято сегодня в теории и практике других видов спорта, где он принимается за методическую основу обеспечения готовности лишь к основному двигательному акту или даже его части, а не к сложной структуре двигательной деятельности в целом. Хотя принцип сопряжения является, по нашему убеждению, основополагающим для организации спортивного совершенствования, он остается лишь принципом. Воплощение же его в частных методиках тренировки необходимо реализовывать в соответствии с особенностями, характерными для определенного вида спорта [4, 5, 6].

Особенности методического преломления принципа сопряженности в тренировке гимнастов заключается в том, что процесс их физической подготовки должен обеспечивать пять главных компонентов готовности к техническому совершенствования (или обучению):

1. Развитие двигательных качеств, необходимых для специфической деятельности, и их адекватную локализацию в мышечных группах.

2. Высокий уровень двигательных качеств, определяемый требованиями биодинамических структур трудных гимнастических элементов.

3. Способность к реализации двигательного потенциала в наиболее типичных формах двигательной деятельности (каким является РДД), что характеризует потенциальную физическую готовность к овладению техникой.

4. Способность к выполнению продолжительной работы в специфических видах многоборья (это достигается применением МК), что гарантирует надежность двигательной деятельности студента-гимнаста.

5. Способность к реализации двигательного потенциала в соревновательных комбинациях, что составляет главную спортивную цель гимнаста (с точки зрения его фи-

Как видим, наличие перечисленных компонентов и проявление их во взаимосвязи обеспечивает действительное единство двух сторон совершенствования гимнаста -физической и технической подготовки, т.е. их действительную сопряженности [3].

Именно поэтому в гимнастике принцип сопряженности трансформируется в научно-методическом плане в принцип главных компонентов, в соответствии с которым обеспечивается полная физическая готовность спортсмена к овладению спортивной техникой и достижению мастерства.

Полагаем, что и в других видах спорта смысловое содержание принципа сопряженного воздействиями правомерно экстраполировать на всю сложную двигательную деятельность спортсменов.

зической подготовки).

Библиографический список

1. Дьячков В.М. Легкоатлетические прыжки: Методика тренировки в прыжках в длину, высоту, тройном и с шестом. - Москва: Физкультура и спорт, 1955. - 144 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - Москва: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.

3. Менхин Ю.В. Специальная физическая подготовка гимнастов: Учеб.пособие для слушателей фак. повышения квалификации ГЦОЛИФКа. - Москва: ГЦОЛИФК, 1985. - 77 с.

4. Москаленко И.С. Влияние занятий вольной борьбой на специальную физическую подготовку и общую успеваемость студентов / И.С. Москаленко, И.А. Шмыгельский, Ю.И. Шульгов //Образование. Наука. Научные кадры. - 2024. - №1. - С. 356-360.

5. Москаленко И.С. Соотношение средств специальной физической подготовки на этапах соревновательного периода боксера - студентов / И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов, В.П. Демеш //Образование. Наука. Научные кадры. - 2023. - №3. - С. 282-285.

6. Москаленко И.С. Моделирование спортивной деятельности при управлении подготовкой мини-футболистов, игроков студенческих (курсантских) команд / И.С. Москаленко, А.В. Школьников, Е.С. Горовенко, Р.Н. Минзаренко // Образование. Наука. Научные кадры. - 2023. - №2. - С. 267-270.

THE PRINCIPLE OF CONJUGACY IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH UNIVERSITY STUDENTS IN THE SECTION «GYMNASTICS AND ATHLETIC

TRAINING»

V.A. Motovicheva, Senior Lecturer I.Y. Artemyev, Senior Lecturer L.G. Sannikova, Senior Lecturer I.A. Shmygelsky, Senior Lecturer A.V. Vasiliev, Senior Lecturer

I.S. Moskalenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor State Institute of Economics, Finance, Law and Technology (Russia, Gatchina)

Abstract. The principle of conjugacy was introduced into the training of gymnasts for a long time and with difficulty, but over time it became familiar to them. But the attitude towards it is sometimes so simplistic that the meaning of the principle is often distorted and large methodological errors arise. In our work, we have considered specific examples of these errors and the specifics of implementing the principle of conjugacy in gymnastics classes with students.

Keywords: physical education, gymnastics and athletic training, the principle of conjugacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.