Научная статья на тему 'Совершенствование методики трасологических исследований как один из способов предотвращения экспертных ошибок (на примере трасологического исследования государственных регистрационных знаков транспортных средств)'

Совершенствование методики трасологических исследований как один из способов предотвращения экспертных ошибок (на примере трасологического исследования государственных регистрационных знаков транспортных средств) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНЫЕ ОШИБКИ / EXPERT MISTAKES / ТРАСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ЗНАКИ / STATE REGISTRATION SIGNS / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TECHNOLOGICAL PROCESS / TRASOLOGY RESEARCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламова Ольга Александровна, Китаев Евгений Владимирович, Черниговский Владимир Николаевич

На практике нередко возникает потребность в экспертном исследовании государственных регистрационных знаков транспортных средств на предмет установления их подлинности. Однако, у экспертов зачастую нет четкого понимания технологического процесса изготовления знаков, механизма образования следов, оценки их криминалистической значимости и, соответственно, нет уверенности в достоверности выводов, что обусловливает высокую вероятность совершения экспертных ошибок. Процесс изготовления регистрационных знаков состоит из нескольких этапов, каждый из которых несет определенную информацию следообразования. При исследовании трасологических признаков государственных регистрационных знаков транспортных средств можно выяснить, соответствуют ли они требованиям государственного стандарта, и предотвратить экспертные ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харламова Ольга Александровна, Китаев Евгений Владимирович, Черниговский Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the technique of trasologichesky researches as one of ways of prevention of expert mistakes (on the example of trasologichesky research of the state registration signs of vehicles)

In practice quite often there is a need for expert research of the state registration signs of vehicles regarding establishment of their authenticity. However experts often have no clear understanding of technological process of production of signs, the mechanism of formation of traces, an assessment of their criminalistic importance and, respectively, there is no confidence in reliability of conclusions and as a result of everything there is a high probability of commission of expert mistakes. Process of production of registration signs consists of several stages, each of which bears certain information of a sledoobrazovaniye. Whether at research the trasology of signs of the state registration signs of vehicles it is possible to find out they conform to requirements of state standard and to prevent expert mistakes.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики трасологических исследований как один из способов предотвращения экспертных ошибок (на примере трасологического исследования государственных регистрационных знаков транспортных средств)»



ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.982.3 ББК 67

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТРАСОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ОШИБОК (на примере трасологического исследования государственных регистрационных знаков транспортных средств)

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ХАРЛАМОВА,

доцент кафедры экспертно-криминалистическай деятельности учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук; ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КИТАЕВ, старший преподаватель кафедры трасологии и баллистики учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук;

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРНИГОВСКИЙ, преподаватель кафедры трасологии и баллистики учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности

Волгоградской академии МВД России Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На практике нередко возникает потребность в экспертном исследовании государственных регистрационных знаков транспортных средств на предмет установления их подлинности. Однако, у экспертов зачастую нет четкого понимания технологического процесса изготовления знаков, механизма образования следов, оценки их криминалистической значимости и, соответственно, нет уверенности в достоверности выводов, что обусловливает высокую вероятность совершения экспертных ошибок. Процесс изготовления регистрационных знаков состоит из нескольких этапов, каждый из которых несет определенную информацию следообразования. При исследовании трасологических признаков государственных регистрационных знаков транспортных средств можно выяснить, соответствуют ли они требованиям государственного стандарта, и предотвратить экспертные ошибки.

Ключевые слова: экспертные ошибки, трасологическое исследование, государственные регистрационные знаки, технологический процесс.

Annotation. In practice quite often there is a need for expert research of the state registration signs of vehicles regarding establishment of their authenticity. However experts often have no clear understanding of technological process of production of signs, the mechanism of formation of traces, an assessment of their criminalistic importance and, respectively, there is no confidence in reliability of conclusions and as a result of everything there is a high probability of commission of expert mistakes. Process of production of registration signs consists of several stages, each of which bears certain information of a sledoobrazovaniye. Whether at research the trasology of signs of the state registration signs of vehicles it is possible to find out they conform to requirements of state standard and to prevent expert mistakes.

Keywords: expert mistakes, trasology research, state registration signs, technological process.

На практике нередко возникает потребность в установления их подлинности. Однако, у экспертов экспертном исследовании государственных регистра- зачастую нет четкого понимания технологического ционных знаков транспортных средств на предмет процесса изготовления знаков, механизма образования

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

следов, оценки их криминалистическои значимости и, соответственно, нет уверенности в достоверности выводов. Все это обусловливает высокую вероятность совершения экспертных ошибок.

Для предотвращения экспертных ошибок необходимо совершенствование существующих методик тра-сологических исследовании.

В первую очередь, необходимо рассмотреть процесс изготовления госзнаков. При изготовлении госзнаков необходимо соблюдение ГОСТа Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» от 29 июня 1993 г., технических условий и конструкторской документации, согласованной Министерством внутренних дел Российской Федерации и утвержденной в установленном порядке.

Регистрационные знаки типов 1-10, 19-22 изготавливают из алюминиевых сплавов, а для типов 3, 5-8 допускается применение черных металлов1. Конкретные материалы, используемые для изготовления регистрационных знаков, способ их изготовления, а также методы испытаний устанавливаются в технических условиях на регистрационные знаки.

Процесс изготовления регистрационных знаков состоит из нескольких этапов, каждый из которых несет определенную информацию следообразова-ния.

Пластина автомобильного государственного регистрационного знака должна быть покрыта специальной белой клеящейся светоотражающей пленкой, содержащей в себе элементы защиты от подделки в виде аббревиатуры «RUS», российского флага и голографи-ческих квадратов с надписями «RUS», включенных в структуру покрытия. Изображение Государственного флага Российской Федерации представляет собой прямоугольник с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - красного цвета (рис. 1). Пленка прочно фиксируется на металлическую пластину при помощи термопресса. Пластина при этом должна точно соответствовать заданной толщине, не иметь изгибов и неровностей.

Буквы и цифры, отображающие, соответственно, серию, номер и код региона, и окантовка на лицевой стороне регистрационного знака должны быть выпуклыми (трапециевидной формы), одинаковой высоты (на одном регистрационном знаке) в пределах не менее 1,0мм и не более 2,0мм относительно поля знака (требование не является обязательным для надписи «RUS») (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент госзнака с выпуклыми цифрами, буквой и окантовкой.

Технология нанесения цифр, букв и окантовки на регистрационные знаки, включая надпись «RUS», «Транзит» и изображение Государственного флага Российской Федерации, должна исключать возможность их изменения в процессе эксплуатации без разрушения знака или изменения структуры применяемых материалов.

Размерные параметры регистрационного знака должны четко соответствовать данным, указанным ГОСТ Р 50577-93.

При проведении исследования измеряются следующие размерные характеристики (на примере регистрационного знака типа 1) (рис. 3):

• общая длина;

• высота (ширина);

• длина от центра одного крепежного отверстия до другого крепежного отверстия;

• ширина, высота прописных букв;

• ширина, высота цифр номера;

• ширина, высота цифр кода региона;

• ширина, высота окантовки;

• расстояние от центра крепежного отверстия до нижнего края регистрационного знака;

• диаметр крепежных отверстий;

• высота букв защитной надписи «RUS». ^.JÍÉ.__и

VH^iuiIJM^VI,-

Г7Т7

e-í-M976mm

a

Рис. 1. Фрагмент регистрационного знака с изображениями надписи «ЯТО», Государственного флага Российской Федерации и голограмм.

Толщина материала регистрационного знака без учета покрытия (кроме типов 16-18) должна быть 1±0,1 мм. Толщину материала регистрационных знаков типов 16-18 устанавливают в технических условиях на эти знаки.

Рис. 3. Регистрационный знак типа 1 с двухзначным кодом региона регистрации (с разметкой размерных параметров).

Пластины номеров государственной регистрации имеют окантовку черного цвета, цифры и буквы выполнены способом давления и окрашены также в черный цвет. Цвет поля белый со светоотражающей по-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

верхностью. На оборотной поверхности каждого знака должен располагаться оттиск клейма изготовителя (рис. 4).

териала от другой. В ходе данного этапа на регистрационном знаке образуются следы разреза. В данных следах рельефные признаки внешнего строения воздействующих рабочих частей механизмов отображаются в виде трасс, располагающихся по всей ширине готовых регистрационных знаков (рис. 5).

Рис. 4. Товарный знак предприятия-изготовителя госзнака (ООО «Знак»).

Вопрос об изготовителе может быть решен путем запроса подразделений ГИБДД (отделы специальной продукции) о принадлежности имеющихся клейм -товарных знаков изготовителя (требование ГОСТ Р 50577-93 п. 4.11) тому или иному легально работающему предприятию. Однако такие клейма могут быть фальсифицированы, поэтому экспертным путем задача может быть решена только при предоставлении сравнительных образцов с подозреваемого предприятия-изготовителя.

При сравнительном исследовании представленных номеров государственной регистрации методом сопоставления и сравнения ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» необходимо установить совпадение/различие по всем размерным и идентификационным характеристикам, способу изготовления, наличию светоотражающих вкраплений в белом покрытии пластин, в выполнении цифр и букв способом давления и окраски лицевой стороны в черный цвет, а также отношение к конкретному типу регистрационных знаков.

После изучения номерного знака на соответствие по своим внешним, размерным характеристикам, а также размерам и расположению отдельных элементов ГОСТу Р 50577-93, переходим к его детальному изучению.

Возникновение следов на госзнаках обусловлено применяемыми при их изготовлении технологическими процессами, в рамках которых следообразую-щие детали механизмов при следообразовании имеют определенное фиксированное положение. Поэтому в следах производственных механизмов на госзнаках наблюдается высокая точность повторения отображений признаков внешнего строения рабочих частей ме-ханизмов2.

На этапе вырубки заготовок для государственных регистрационных знаков позиционирование режущего штампа происходит с помощью лазерного пучка. Вырубка является одной из разновидностей процесса резания, при котором вырубаемый или разрубаемый материал испытывает воздействие значительного сдвигового механического напряжения до повышения последнего выше предела текучести материала. В результате сдвига происходит отделение одной части ма-

Рис. 5. Торцевая часть регистрационных зна-

ков.

На следующем этапе на заготовке выштамповыва-ется рант, код региона, а также цифры и буквы. Штампование - способ обработки материалов давлением, при котором формообразование материала осуществляется в результате пластического деформирования в плоскостях штампа при взаимодействии его частей под действием внешних сил. Рельеф поверхности частей производственных механизмов воздействует по нормали на массу изделия, спрессовывая и подвергая остаточной деформации его поверхность, в связи с чем в следах отображаются контуры воздействующих частей рабочих механизмов и признаки внешнего строения их поверхности в виде рельефных рисунков, цифровых, буквенных и условных обозначений.

Исследуя поверхность оборотной стороны пластины, представленной на исследование, с помощью лупы, микроскопа при различных режимах увеличения и освещения, можно обнаружить участки с характерными признаками контактных поверхностей рабочих органов, проводивших операцию тиснения. Это участки с комбинацией царапин, выступов, вмятин, задиров (рис. 6). Их появление обусловлено индивидуальным рельефом рабочего органа на том или ином участке. В ходе сравнения указанных признаков на симметрично расположенных участках разных пластин устанавливается их совпадение или различие по форме, расположению и взаиморасположению. Следовательно, эти пластины изготовлены с применением одних и тех же или разных рабочих органов (клап-рама и наборные шрифты).

Рис. 6. Индивидуализирующие следы производственного механизма.

При детальном изучении характера тиснения знаков могут быть установлены следующие особенности:

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• признаки в виде неровностей поверхности дна оттисков цифр и букв, которые являются отображениями дефектов рабочих поверхностей матриц, указывают на то, что представленные пластины государственного регистрационного знака были изготовлены с использованием одних и тех же матриц;

• на оборотных сторонах выдавленных знаков должны наблюдаться резкие контуры пуансона соответствующего знака (рис. 7). А если кромки имеют плавное закругление, таким признаком обладают знаки, изготовленные с нарушением принятой технологии тиснения, когда под пресс укладываются сразу две пластины. При этом одна пластина не контактирует с пуансонами, а воспринимает форму через соседнюю;

• наличие вдавленных контуров посторонних предметов, которые не оставляет промышленное оборудование.

На завершающем этапе производится покраска государственного регистрационного знака. На данном этапе образуются статические следы наслоения красящего вещества черного цвета на рельефные изображения букв, цифр и окантовки регистрационных знаков.

При исследовании окрашенных поверхностей букв, цифр и окантовки знаков, выполненных промышленным способом, наблюдаются следующие признаки нанесения

красящего вещества:

• равномерное распределение красящего вещества по поверхности букв, цифр и окантовки, а также по их контурам;

• симметричное наложение красящего вещества на одноименных частях контуров поверхностей букв, цифр и окантовки;

• отсутствие точек-марашек и ореолов вокруг контуров букв, цифр и окантовки (рис. 8).

Рис. 7. Отображение буквы «А» с резкими контурами пуансона.

с признаками разрыва покрасочного материала, имеются скосы на границах окрашенных поверхностей - отклонения от плавных линий цифр и букв, это свидетельствует о нарушении технологии изготовления.

Относительно отклонений в ширине окантовки изъятых пластин номерных знаков, помимо способа нанесения краски, следует учитывать требования к форме знаков, изготавливаемых до 2003 г., где ширина профиля окантовки была больше.

Наличие на торцах регистрационных знаков следов в виде параллельных чередующихся рисок, образованных при вырубании пластины с помощью пресса, ровные края регистрационных знаков, а также четкость и хорошо различимые границы при выполнении оттисков цифр и букв свидетельствуют о том, что пластины были выполнены промышленным способом.

Для ответа на вопрос о соответствии государственных регистрационных знаков подлинным, в распоряжение эксперта предоставляются образцы для сравнения в виде комплекта регистрационных знаков, которые исследуются в той же последовательности, что и пластины, представленные на исследование (сопоставляются по своим техническим характеристикам и размерам с требованиями на данную продукцию согласно ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования»). Результаты сравнения отображаются в таблице (табл. 1).

Таблица 1 Примерный вариант таблицы для исследования номерных знаков

Рис. 8. Госзнак с равномерным наложением красящего вещества.

Перечисленные выше признаки в своей совокупности позволяют сделать вывод о том, что нанесение красящего вещества на поверхность букв, цифр и окантовки было выполнено в соответствии с технологией изготовления номерных знаков.

Если при микроскопическом исследовании установлено, что края окрашенных поверхностей ломанные

№ п/п Наименование параметра по ГОСТ Р 5057793 Исследуемый регистрационный знак Сравнительные образцы

1. Размеры пластины регистрационного знака, мм

2. Ширина окантовки, мм

3. Диаметр отверстий для крепления, мм

4. Высота цифр и букв, мм

5. Толщина линий цифр и букв, мм

6.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Далее сравниваются оттиски клейм: по форме, размерам и расположению относительно краев пластин, а также их частные признаки (рис. 9-10).

Рис. 9-10. Товарный знак предприятия-изготовителя на государственном знаке, представленном на исследование (слева), и на сравнительном образце (справа).

• соответствуют ли они требованиям государственного стандарта;

• изготовлены ли пластины с применением промышленного оборудования;

• выполнялось ли вырубание пластин, прокол отверстий, нанесение выступающих рельефных знаков и окантовки на одном оборудовании;

• вопрос об изготовлении предоставленных пластин на оборудовании предприятий, клейма которых имеются на оборотных сторонах пластин (при наличии сравнительных образцов).

Все выше описанное будет способствовать предотвращению экспертных ошибок при трасологическом исследовании государственных регистрационных знаков транспортных средств.

В завершение проводится сравнительное исследование выявленных комплексов индивидуализирующих признаков отдельных элементов каждой пластины друг с другом, устанавливаются их совпадения или различия по механизму образования, форме, размерам, расположению и взаиморасположению, что позволяет сделать вывод об их изготовлении с применением одних и тех же или различных приспособлений.

Таким образом, при исследовании трасологиче-ских признаков государственных регистрационных знаков транспортных средств можно выяснить:

1 ГОСТ Р 50577-93. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1993г. №165). М., 1993.

2 Китаев Е.В., Харламова О.А., Черниговский В.Н. Следы производственных механизмов, полученные в ходе технологического процесса изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств: их криминалистическое значение. // Судебная экспертиза. Волгоград: ВА МВД России, 2013, № 3 (35). С. 80-89.

А.Ь.Нокни

СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА и СУДЕ&НО-БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судебная баллистика и судебно-баллистиче-ская экспертиза: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза» / А.В. Кокин, К.В. Ярмак. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 350 с.

Рассмотрены основы судебной баллистики и судебно-баллистической экспертизы. Особое внимание уделяется частным методикам экспертных исследований.

Для преподавателей и слушателей экспертно-криминалистических факультетов вузов МВД России. Может быть полезен для практических работников экспертных и следственных подразделений, а также интересующихся данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.