© Симаева Н.П., 2010
УДК 378 ББК 74.202.2
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СОДЕРЖАНИИ И УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
Н.П. Симаева
Статья посвящена актуальной проблеме исследования профессиональной компетентности студента. В статье дана сравнительная характеристика содержательных описаний профессиональных компетенций студентов-выпускников экономических и юридических специальностей, выявлены и формализованы общие и специфические компоненты этих компетенций, определены ключевые направления их формирования и развития. На основе проведенного анализа предложены императивы учебной деятельности и даны рекомендации по организации учебной деятельности студента для формирования профессиональной компетентности. Автор приходит к выводу, что приобретение двух квалификаций - экономиста и юриста - повышает конкурентоспособность выпускника вуза при условии глубокого понимания им содержания профессиональной деятельности в этих областях.
Ключевые слова: компетентность студента/выпускника, профессиональные компетенции экономиста и юриста, профессиональная деятельность.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к одновременному получению юридического и экономического образования. В преподавательской практике довольно часто приходится видеть примеры параллельного овладения студентом правовой и экономической специальностями. Несмотря на свою специфику, квалификации экономиста и юриста имеют много общего, прежде всего, экономика и юриспруденция - это общественные науки. В рамках данной статьи рассмотрим общее и особенное в профессиональной компетентности юриста и экономиста с тем, чтобы показать разницу в подготовке этих специалистов и в то же время единую основу формирования их компетенций. При этом понятия «экономист» и «юрист» будем использовать как общие наименования для людей, получающих и/или получивших профессио-
нальное экономическое или юридическое образование соответственно.
Обращаясь к проблеме компетентности в общем и профессиональной компетентности в частности, будем употреблять термины «компетенция» и «компетентность» как неразрывно связанные друг с другом понятия. Причем компетентность, в нашем понимании, - это интегративное, синергетическое качество, имеющее более широкое содержание и выступающее как результат сформированных конкретных знаний, умений и навыков, то есть тем, чем выпускник должен владеть по окончании вуза. Компетенции, в свою очередь, будем рассматривать как составляющие компетентности, формирующие в процессе получения высшего образования определенный круг знаний, умений, навыков, которыми следует владеть. Компетенции описываются с помощью стандартов и критериев выполнения заданий или поведенческих эталонов, характеризуя деятельные возможности личности в социальном контексте деятельности.
Следует согласиться с мнением большинства исследователей, что компетентность представляет собой интегративную характеристику личности, представляющую собой целостную, системную совокупность качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности в определенных областях: так называемых компетенций, а также способность эффективно разрешать проблемные ситуации и задачи, возникающие во всех других сферах ее жизнедеятельности. В свою очередь, профессиональная компетентность рассматривается нами как важнейшая компонента профессионального образования, как интегральная характеристика личностных и деятельных качеств будущего специалиста, отражающая не только уровень его знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности. Профессиональная компетентность является значимым фактором, позволяющим выпускнику адекватно интегрироваться в социальное пространство и, занимаясь определенного рода деятельностью, направить свое воздействие на окружающую природную, социальную среду и различные общественные отношения.
Профессионализацию следует рассматривать как непрерывный процесс формирования профессиональной позиции, гармонизации социально и профессионально важных качеств и умений в достаточно устойчивые профессионально значимые комплексы, обеспечивающие эффективное выполнение профессиональной деятельности. Содержанием профессии и экономиста, и юриста являются: а) профессиональная работа, состоящая в выполнении профессиональных обязанностей; б) служебное профессиональное поведение; в) внеслужебное профессиональное поведение, связанное либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения, включая поддержание необходимых коммуникаций [3]. Специфичной для юридической профессии является реализация юристом имеющихся у него правовых знаний в процессе реализации правовых задач, в свою очередь, специфика профес-
сиональной экономической деятельности определяется наличием экономического мышления, необходимого для решения экономических проблем.
На первый взгляд может показаться, что выпускники юридического факультета не имеют ничего общего с выпускниками экономического факультета, за исключением тех, кто закончил оба этих факультета. Для того чтобы выяснить общие и специфические черты деятельности юриста и экономиста, определим их профессиональные компетентности.
Безусловно, юноша или девушка, поступившие на экономический и/или юридический факультеты, должны иметь определенные навыки, которые углубляются в процессе обучения в вузе. Обычно «они должны иметь хорошую школьную подготовку, что доказывается на вступительных экзаменах, и должны уметь себя вести, по меньшей мере уметь молчать на лекциях и говорить на аудиторных занятиях, что часто путают» [3].
Затем, по окончании обучения в вузе, выпускники должны в соответствии с действующими требованиями иметь хорошую теоретическую подготовку, навыки освоения информационного пространства и работы на компьютере, в Интернете. Кроме того, необходимо уметь пользоваться материалами поисково-правовых систем Гарант и Консультант, а также иметь необходимый объем знаний по иностранному языку. Будущий экономист или юрист должны вырабатывать в себе такие качества, как тактичность, дисциплинированность, а также ответственность в отношении к собственной деятельности. Успеха в профессии может добиться прежде всего человек, ведущий здоровый образ жизни и правильно организующий свой рабочий день, поэтому знания в этой области тоже необходимы. Также нужно уметь грамотно излагать свои мысли, владеть культурой письменной и устной речи, писать кратко или длинно -по обстоятельствам. Все это образует группу компонентов, общих для профессиональных компетенций обеих специальностей - экономической и юридической (см. рис. 1).
Студент-выпускник по окончании вуза должен:
Владеть базовыми дисциплинами федерального компонента по своей специальности, иметь хорошую теоретическую подготовленность.
- Уметь пользоваться понятийным аппаратом.
- Иметь навыки освоения информационного пространства.
- Иметь активную жизненную позицию студента, творческое отношение к своей деятельности.
- Иметь навыки работы на компьютере и участия в Интернет-проектах.
- Иметь знания по иностранному языку.
- Иметь знания об этикете, о культуре поведения.
- Владеть культурой письменной и устной речи, грамотно излагать свои мысли, уметь аргументировано представить свою точку зрения.
- Иметь представление о правах и обязанностях специалиста выбранной специализации для профессионального самоопределения.
- Иметь знания и умения в области здоровья и здорового образа жизни.
- Знать процедуры ведения профессиональной деятельности специалиста и профессиональную этику.
- Иметь навык брать на себя ответственность в отношении к собственной деятельности, быть самокритичным.
Рис. 1. Содержательные характеристики профессиональной компетенции студента, общие для экономических и юридических специальностей
На самом деле студенты всех специальностей и направлений подготовки, а не только экономических и юридических, должны обладать общими профессиональными компетенциями в соответствии с указанным на рисунке 1 составом. Компетентностно-ориентиро-ванный подход к образованию является деятельностным, поэтому его важным аспектом становится поэлементное формирование у студентов умения осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие. При этом студенту важно иметь представление о правах и обязанностях специалиста выбранной квалификации для дальнейшего профессионального самоопределения. Студент, выбирающий для себя профессию экономиста или юриста, должен четко понимать, какие последствия повлекут за собой практически любой составленный им документ и принятое решение. Также необходимо знать процедуры ведения профессиональной деятельности и профессиональную этику выбранной специальности. Причем процедурность, присущая практически всем видам деятельности, в структуре профессиональной деятельности экономиста и юриста играет особую роль и состоит в использовании информации, имеющей специальную оценку; в связанности возможными последствиями осуществляемых работ; в учете интересов представляемых лиц, хозяйствующих субъектов, государства, общества, третьих лиц; а также в последователь-
ности и форме действий при использовании стандартизованных формулировок и др.
Одним из главных условий формирования профессиональной компетенции студента в процессе обучения должна стать его самоидентификация как субъекта учебной деятельности, целью которого является последовательное приобретение знаний, умений и навыков. Только самоорганизация, самоконтроль позволят студенту стать компетентным в получаемой специальности. Однако, как показывает практика, импульс к обучению, к творчеству, к развитию способностей и компетенций не имеет у студентов высокого приоритета. Поэтому на современном этапе развития высшего образования ответственность за формирование импульсов к обучению лежит на профессорско-преподавательском составе. С целью изменения приоритетов в системе ценностных ориентаций студентов необходимо создавать и закреплять стратегически важные установки на сотрудничество, работоспособность, развитие творческой активности, которые могут выражаться в виде внедрения соответствующих нововведений в образовательный процесс.
В качестве образовательной новации может выступать специально спроектированная рейтинговая система, выступающая как инструмент предоставления обратной связи и развития транспарентности результатов промежуточной и итоговой аттестации учебной
деятельности студентов. Подобная рейтинговая система внедрена и действует в Волгоградском государственном университете. Поэтому теперь сами студенты, их родители и близкие, как самые заинтересованные лица, имеют целостное представление об итогах успеваемости и могут влиять на дальнейшую учебную деятельность.
Одними из основных характеристик компетентности студента являются исполнительность и ответственность, внешними проявлениями отсутствия которых могут быть опоздания и пропуски занятий, нарушение сроков выполнения контрольных заданий, курсовых и дипломных работ, несвоевременная сдача зачетов и экзаменов. Студентам в этом случае не хватает элементарных навыков регулярной работы, увеличение интенсивности которой в конце семестра определяется не внутренними мотивами и интересом к предметам, а внешней угрозой негативных последствий в виде «хвостов» и даже возможного отчисления. Как считают специалисты, «преподавателю как менеджеру в данном случае, по-видимому, следует особо позаботиться о развитии навыков регулярной работы у своих подчиненных» [1].
Также важно сказать, что дополнительной ключевой компонентой профессиональной компетентности как юриста, так и экономиста является наличие способности к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В большинстве исследований последних лет подчеркивается, что любой специалист сегодня, а тем более в ближайшем будущем обречен на постоянное пополнение, обновление своих умений и навыков. Динамика изменения профессиональных компетенций постоянно растет. «Период полураспада профессиональных компетенций сегодня составляет от 2 (в высокотехнологичных отраслях) до 7 лет» [5, с. 24]. Это означает, что уже к концу обучения в вузе половина знаний, которые получает студент, безнадежно устаревает. В таких условиях готовность к непрерывному самообразовании и саморазвитию выступает важнейшим условием поддержания конкурентоспособности профессионала. Следует признать, что темпы устаревания знаний в экономической и юридической областях являются достаточно высокими. Поэтому преподавате-
лю, реализуя компетентностный подход, следует организовать учебную работу так, чтобы студенты осознавали и сами могли вычленить проблему, поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяя полученные знания на практике. При этом главная цель преподавателя - обеспечить готовность выпускника находить решения основных профессиональных задач в реально складывающихся ситуациях.
Несмотря на общие характеристики, следует учитывать специфические черты профессиональных компетенций экономиста и юриста. Каждая будущая обязанность юриста или экономиста структурно представляет собой определенные диспозитивно или императивно программы, алгоритмы, стереотипы. Это может быть выполнение в определенных ситуациях или при наличии необходимых оснований таких предписанных действий, как возбуждение уголовного дела, передача его прокурору, защита интересов истца в гражданском процессе - для юриста или составление финансово-экономической отчетности, разработка бизнес-плана - для экономиста. Кроме того, профессиональная деятельность должна быть нацелена на достижение определенных результатов: на раскрытие преступления, на обеспечение законности приговора - для юриста, на получение прибыли и обеспечение высокой эффективности вложений - для экономиста.
Возможные конкретные качества, формирующие интегрированную компетентность экономиста и юриста, определены и представлены нами на рисунке 2. Важно уточнить, что это условный перечень компонентов профессиональных компетенций будущих экономистов и юристов, который может быть расширен как для каждой специализации в рамках рассматриваемых специальностей и направлений подготовки, так и в соответствии с постоянно меняющимися в сторону инновационной направленности условиями профессиональной деятельности и требованиями, предъявляемыми рынком труда. Отбор содержательных характеристик профессиональных компетенций глубоко индивидуален. Даже содержание учебного материала может различаться как от вуза к вузу, так и у преподавателей од-
ного и того же вуза. Вместе с тем необходимо повсеместно обеспечить так называемую функциональную грамотность. Речь идет об усвоении и практическом применении известных правил и норм, наиболее эффективных подходов и способов профессиональной деятельности, применимых к конкретным ситуациям специалистами по данному направлению.
Кроме того, крайне необходимо формировать единый перечень составных элементов компетенций, структурированный по отдельным специализациям и направлениям подготовки. В литературе рассматриваются самые разнообразные наборы качеств, которые, по мнению различных авторов, должны быть присущи будущим экономистам и юристам. Например, в 2006 г. в двух регионах Рос-
сии было проведено анкетирование выпускников с целью определить, какие профессиональные качества (компетенции) востребованы на рынке труда. В анкетировании приняли участие четыре государственных вуза России: Волгоградский государственный университет и три педагогических вуза Московской области. Как показали результаты анализа, знания по специальности не являются единственной компетенцией, востребованной на работе. Около десятка других компетенций получили более высокие коэффициенты значимости: аналитическое мышление, умение быстро осваивать новую информацию, вести переговоры, работать в стрессовой ситуации, эффективно использовать рабочее время, работать в группе, грамотно выражать свои мысли, ук-
Рис. 2. Сравнительная характеристика профессиональных компетенций студентов-выпускников экономических и юридических специальностей
реплять авторитет, работать на компьютере и в Интернете, составлять отчеты [2, с. 141].
Особое значение перечень компетенций приобрел в связи с утверждением Министерством образования РФ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по рассматриваемым специальностям. Содержащийся в этих стандартах набор качеств профессионального экономиста и юриста приобрел фактически нормативный характер и важное практическое значение.
Необходимым условием выполнения специализированных действий для будущих юристов и экономистов становится приобретение ими специальных компетенций: умений составлять определенные виды договоров и форм отчетности, допрашивать и вести деловые переговоры. Также актуально получение навыков написания заключений, обоснований и опыта разработки позиции по отдельным вопросам. Ясно, что для этого необходима социализация личности, и чем она лучше, чем лучше воспитан экономист или юрист, тем он эффективнее будет работать. Поэтому студентам очень важно иметь четкое представление о специальных профессиональных компетенциях, ведь зачастую они не понимают конечных требований к их будущей компетентности, предъявляемых к каждой из специальностей.
Иногда студенты обращаются с просьбой о перезачете дисциплин, не понимая специфики юридических и экономических предметов. Так, например, курсы «Банковской дело» и «Банковское право» идентифицируются ими как одинаковые, хотя, на самом деле, эти дисциплины рассматривают совершенно разные аспекты банковской деятельности - технологию осуществления банковских операций и регулирование банковских правоотношений соответственно. Даже предметы «Банковское законодательство» и «Банковское право» не следует отождествлять, поскольку они различаются, во-первых, по объему отведенных для изучения часов, а во-вторых, глубиной изучаемого материала. Если студент-экономист изучает банковское законодательство как часть банковского права, то есть правовые основы банковской деятельности, то студент юрфака, осваивая нормы бан-
ковского права, должен уметь применять их для принятия правовых решений и выполнения иных юридических действий.
Даже стремясь получить две квалификации, студент все равно может и должен определить наиболее подходящую для себя сферу профессиональной деятельности - экономическую или правовую. Оценивая учебную деятельность студента на двух факультетах, можно с уверенностью определить, профессионалом в какой области он станет. Вот пример из практики. Студент, получавший высшее экономическое образование, никак не мог сфокусироваться на постановке и решении финансово-экономических задач, несмотря на имеющиеся математические знания. Поэтому по многим специальным дисциплинам показал посредственные знания, да и то, в большинстве случаев, в рамках дополнительной аттестации. Даже выпускная квалификационная работа, заявленная им как инновационная, была далека до совершенства и не произвела того эффекта, на который рассчитывал студент. Второе высшее образование этот студент получал на юридическом факультете нашего вуза, где добился хороших результатов, причем защита его дипломной работы была отмечена государственной аттестационной комиссией как одна из лучших.
В контексте исследования обозначим основные рекомендации по формированию профессиональных компетенций студента в процессе учебной деятельности в течение семестра и в период сессии.
В процессе обучения обязательным требованием к студенту должно являться посещение лекционных и семинарских занятий, причем отнюдь не безучастное. Преподаватель должен настроить студенческую аудиторию на активное восприятие предлагаемой им информации, на участие в дискуссиях, особенно в случае, если новый материал достаточно сложен для понимания. Также важно правильно организовать работу на семинарах, посещение которых является отличной возможностью для студента продемонстрировать свои знания и повысить, тем самым, свой рейтинг по данной дисциплине.
Необходимо всякий раз напоминать студенту, что активизация учебной деятельности лишь в период сессии, при отсутствии те-
кущей деятельности в течение учебного семестра, увеличивает нагрузку на него в несколько раз. На самом деле объем изучаемого материала, рассчитанный на весь семестр, студенту труднее освоить за короткий промежуток времени, что, безусловно, снижает качество знаний и тормозит формирование его профессиональных компетенций.
Преподаватель должен способствовать творческому развитию студента, раскрытию потенциала имеющихся у него возможностей и приобретению навыков исследователя. Для этого обычно используется такая форма учебной деятельности студента, как подготовка доклада. Публичное выступление студента перед группой на семинаре повысит его уверенность и снизит моральную нагрузку на него при дальнейших выступлениях перед другими аудиториями, что особенно актуально для будущих юристов и экономистов. Важно помнить, что критерии подготовки доклада должны быть четко определены преподавателем в начале изучения дисциплины, что поможет студенту представить доклад в оптимальном виде.
Подготовка современного специалиста предполагает, что в стенах вуза он овладеет методологиями самообразования, самосовершенствования, самовоспитания, что определяет важность активизации его самостоятельной работы, в процессе выполнения которой будут формироваться его творческая активность, представление о научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы системного мышления. С целью организации данного вида учебных занятий преподавателю необходимо в первую очередь обозначить требования к видам и содержанию самостоятельной работы.
Указанные рекомендации воплощать в реальность профессорско-преподавательский состав может прежде всего путем повышения требований к качественному уровню освоения студентами учебного материала, применения в процессе обучения инновационных методов, а также с помощью разработки и внедрения новых форм контроля выполнения студентами самостоятельной работы. Для повышения качества экономического и юридического образования и развития компетентности будущих специалистов необходимо
применять профессионально-ориентированные методы обучения в ситуациях, приближенных к профессиональной реальности (проблемные лекции, практикумы, деловые и имитационные игры, дискуссии, мастер-классы), а также практиковать различные формы индивидуальной работы студента (самостоятельные учебные проекты, творческие задания).
К сожалению, руководители предприятий и менеджеры высшего звена отмечают недостаточную подготовленность выпускников вуза к выполнению профессиональной деятельности. Так, по данным мониторинга Южного федерального университета, 20 % опрошенных выпускников заявили, что не могут принимать управленческие решения, поскольку владеют ограниченной информацией, а 43 % по разным причинам боятся последствий принятия решений [6, с. 68]. При этом имеются проблемы развития коммуникативных умений у выпускников: 80 % затрудняются в подготовке деловых писем; 60 % не знают специализированной экономической терминологии для общения; 70 % не находят возможности для построения оптимальных вариантов в нестандартных производственных экономических ситуациях, не владеют необходимым профессионально направленным запасом терминов [4, с. 3].
Реалии сегодняшнего дня таковы, что и экономисту, и юристу необходимо уметь быстро адаптироваться к изменяющемуся законодательству и социально-экономическим переменам в целом. Способность к такой адаптации формируется не только в процессе профессиональной деятельности, но и в период обучения своей специальности в вузе. Для каждого студента экономического и юридического факультетов совершенно необходимыми являются следующие императивы учебной деятельности:
- овладение профессиональными компетенциями как интегрированным состоянием подготовленности к профессиональной экономической или юридической деятельности;
- освоение методик работы с документами, прикладными программами и разного рода информацией;
- осуществление межличностных коммуникаций;
- постановка, осознание и решение возникающих правовых и экономических задач и проблем;
- своевременный перевод своих решений в деятельностное поведение;
- самооценка результатов своей деятельности и своей профессиональной самостоятельности.
Процесс обучения в вузе имеет конечный характер, поэтому уровень и качество овладения профессиональными компетенциями должны иметь документальное оформление. В качестве основного документа, подтверждающего факт присвоения квалификации по специальности, выступает диплом о высшем образовании. Однако оценки выпускника, полученные по изученным дисциплинам, по курсовым и выпускной работам, не всегда объективно могут показать степень его подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому в вузе целесообразно внедрять дополнительные формализованные инструменты оценки профессиональной компетенции студента, одним из которых может стать портфолио карьерного продвижения.
Портфолио карьерного продвижения представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, отражающих все достижения студента (как академические - учебные, так и личные). Это достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в западных странах технология планирования профессиональной карьеры. В агрегированном варианте портфолио карьерного продвижения должно включать в себя следующие пункты: профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме; список пройденных учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей; список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор и т. д.); описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта; рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дип-
ломных работ, производственных практик [7]. Составляя подобное портфолио, студент сможет с большей степенью объективности оценить свою профессиональную компетенцию. В этой связи конструктивной представляется идея разработки универсальных технологий и методов оценки профессиональных компетенций.
В заключение следует сказать, что многие основополагающие компетенции студентов всех специальностей и направлений подготовки должны закладываться еще в системе общего образования. Однако специфические составляющие профессиональной компетенции формируются исключительно в системе высшего профессионального образования. В условиях коренных изменений в социальноэкономическом развитии России, связанных с ростом конкуренции, быстрым темпом инновационных преобразований в экономике и юриспруденции, возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов в этих сферах деятельности.
Формирование профессиональных компетенций следует рассматривать как процесс воспитания личности, которая, во-первых, осваивает систему необходимых знаний, навыков, умений, во-вторых, овладевает опытом будущей профессиональной деятельности, осознавая свое место в социуме и, в-третьих, способна к самоопределению, саморазвитию и творческой деятельности. Приобретение двух квалификаций - экономиста и юриста -повышает конкурентоспособность выпускника вуза при условии глубокого понимания им содержания профессиональной деятельности в этих областях. Однако, получив только экономическое или юридическое образование, важно помнить, что эти специальности имеют общие профессиональные компетенции, что позволяет при необходимости экономисту самостоятельно овладевать юридическими знаниями и умениями, а юристу - экономическими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буймов, А. Студенты как персонал: проблемы мотивации / А. Буймов, Б. Буймов // Управление персоналом. - 2007. - Июнь (№ 12). - С. 45-50.
2. Быданова, Е. Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов / Е. Н. Быданова // СОЦИС. - 2008. - № 5. - С. 140-142.
3. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста : учебник / А. Э. Жалинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 368 с.
4. Кривцова, О. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей : автореф. дис.... канд. пед. наук / О. В. Кривцова. - М., 2008. - 24 с.
5. Кузьминов, Я. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институ-
циональные аспекты) / Я. Кузьминов, С. Филонович // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - С. 19-36.
6. Макарова, Е. Л. Формирование системы профессиональных компетенций специалистов-экономистов в вузе / Е. Л. Макарова // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2007. - № 2 (30). -С. 68-81.
7. Могилевкин, Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов / Е. Могилевкин // Управление персоналом. - 2006. -Март (№5). - С. 26-29.
PROFESSIONAL THE COMPETENCE OF STUDENTS OF ECONOMIC AND LEGAL SPECIALITIES: THE GENERAL AND ESPECIAL IN THE CONTENTS AND FORMATION CONDITIONS
N.P. Simaeva
The article is devoted an actual problem of research of the professional competence of the student. In the article the comparative characteristic of substantial descriptions professional competence students-graduates of economic and legal specialities is given, the general and specific components of these competence are revealed and formalized, key directions of their formation and development are advanced. On the basis of the conducted analysis imperatives of educational activity and the recommendation about the organisation of educational activity of the student for formation of the professional competence are offered. The author comes to a conclusion that acquisition of two qualifications - the economist and the lawyer increases competitiveness of the graduate of high school under condition of deep understanding of the contents of professional work in these areas.
Key words: competence of the student/graduate, professional the competence of the economist and the lawyer, professional work.