Научная статья на тему 'Совершенствование методики оценки деятельности социальных предприятий'

Совершенствование методики оценки деятельности социальных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / SOCIAL SPHERE / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL AND ECONOMIC EFFECTIVENESS / SOCIAL PROJECT / PERFORMANCE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плюхина Анастасия Алексеевна

Развитие социального предпринимательства получило широкое распространение во всем мире, в том числе и в России. Ввиду стремительного распространения этого нового направления предпринимательской деятельности появилась необходимость в разработке соответствующей методики для комплексной оценки эффективности социальных предприятий. Данная статья будет интересна магистрантам, аспирантам, предпринимателям и исследователям в области социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the method for assessment of social enterprises' activity

Social entrepreneurship has become popular in the whole world including Russia. The rapid spread of this new business direction caused the need to develop an appropriate method for complex assessment of social enterprises' effectiveness. This article will be interesting to master and postgraduate students, entrepreneurs and researchers in the field of social entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики оценки деятельности социальных предприятий»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Плюхина А.А.

1 Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Совершенствование методики оценки деятельности социальных предприятий

АННОТАЦИЯ:

Развитие социального предпринимательства получило широкое распространение во всем мире, в том числе и в России. Ввиду стремительного распространения этого нового направления предпринимательской деятельности появилась необходимость в разработке соответствующей методики для комплексной оценки эффективности социальных предприятий. Данная статья будет интересна магистрантам, аспирантам, предпринимателям и исследователям в области социального предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная сфера, социальное предпринимательство, социально-экономическая эффективность, социальный проект, оценка результативности

JEL: C13, L21, L31

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Плюхина А.А. Совершенствование методики оценки деятельности социальных предприятий // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 13. — С. 15691582. — doi: 10.18334/rp.17.13.35402

Плюхина Анастасия Алексеевна, аспирант кафедры теоретической и прикладной экономики, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва (Anastasia.pluhina@rambler.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 24.06.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.07.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.13.35402

(с) Плюхина А.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

1570

Введение

Социальная сфера представляет собой комплекс как государственных, так и частных институтов, деятельность которых направлена на устойчивое социально-экономическое развитие регионов, поддержание и повышение качества уровня жизни населения. Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять материальные, духовные, образовательные, медицинские, культурные и социальные потребности населения.

Наиболее важной социальной категорией, характеризующей общий уровень благосостояния, а также степень удовлетворения потребностей человека, является качество жизни.

Управление качеством жизни населения представляет собой процесс, который «является составной частью сложной и многофакторной системы, включающей в себя множество индикаторов и показателей для измерения его уровня» [1]. Наличие развитой инфраструктуры социальной сферы призвано обеспечить высокий уровень жизни в стране.

Оценка эффективности перспективных социальных проектов, а также социально-экономической деятельности социальных предприятий в целом может осуществляться на разных уровнях экономики страны. Однако необходимо отметить, что существующие методологические подходы оценки результативности социальных предприятий, набор показателей, включенных в расчет эффективности, а также их приоритетность для каждого уровня может различаться. Кроме того, комплекс мер, эффективный для одного уровня, может быть связан с некоторыми затратами, которые будут уменьшать эффективность деятельности на другом уровне.

Однако может быть и наоборот. Так, при оценке эффективности на уровне предприятия в первую очередь делается акцент на экономических результатах осуществления текущих и перспективных проектов и их влияние на показатели деятельности социального предприятия. Естественно, учитывая социальную направленность предприятия, должны быть взяты во внимание социальные последствия проводимых им мероприятий в рамках поставленных целей проекта [2].

Успех любого социального предприятия или осуществляемого им социального проекта формулируется в аспектах достижения конечного результата. Для его оценки наиболее часто используются такие понятия, как результативность, эффективность, оценка качества, которые

формируются исходя из задач и целей как самого социального предприятия, так и реализации социальной политики общества, которая обеспечивает социальное обслуживание и предоставление социальных услуг населению в рамках определенного региона или всей страны.

В рамках реализации любого социального проекта, цели предприятия могут носить как универсальный характер, так и специфический, обусловленный определенным видом социального предприятия и ориентированный в соответствии с особенностями региона, на территории которого осуществляется проект.

Анализ результативности деятельности социального предприятия можно описать следующим алгоритмом, который включает в себя:

1. Исследование и предварительное стратегическое маркетинговое планирование. На данном этапе изучается общее социально-экономическое положение региона, выявляется ряд проблем его развития, а также восприятие отдельными группами населения природы социальных проектов, их основных целей и результатов, изменений и воздействий, возникающих в ходе осуществления практических действий.

2. Следующий этап - определение целевой аудитории, на которую нацелен социальный проект, выявление прямых или косвенных потребителей общественных благ и их ожидаемый конечный результат от реализации проекта.

3. Установление границ анализа. В рамках данного шага определяются конкретные цели и направления воздействия социального проекта, а также срок и параметры функционирования.

4. Разработка карты результатов и выработка индикаторов. На данном этапе обосновывается природа социальных выгод, характер воздействия и изменения, возникающие в ходе социального проекта. Формируются социальные блага, и определяется социальная ценность, создаваемая в процессе реализации проекта.

5. Определение прогнозов. В рамках этого шага устанавливаются источники финансирования, изучаются финансовые показатели и отчетность, оценивается влияние различных показателей деятельности на создаваемые социальные, экономические и экологические результаты.

6. Расчет социальной эффективности проекта. Этап предусматривает расчет приведенных денежных потоков по проекту на основе собранных данных, разработанной модели реализации и

1572

прогнозных данных. Принимается во внимание расчет таких показателей, как срок окупаемости, прибыльность инвестируемого капитала, величина фактических расходов. Важным представляется анализ факторов рисков на стадии реализации проекта.

7. Формирование отчетности и разработка мероприятий по совершенствованию деятельности социального предприятия.

В основе оценки деятельности социальных предприятий лежат показатели и критерии эффективности. Оценка эффективности и качества является неотъемлемой частью общей системы обеспечения качества, в рамках которого каждое социальное предприятие стремится осмыслить процесс и результат своей работы.

Показатели социальной эффективности определяют на основе данных экономической и статистической отчетности, по итогам анкетирования, с помощью метода экспертных оценок и других. При этом некоторые из показателей имеют весьма условную ценность, а другие - не могут быть выражены количественно.

Опираясь на существующие традиционные методики оценки, мы предлагаем ввести и использовать для оценки эффективности социального предприятия интегральный коэффициент (Кэф), который включает в себя совокупность критериев (Ел-п), таких как показатель социального эффекта от реализации социального проекта, эффективность деятельности социального предприятия; социальный индекс Вайсброда, отражающий «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции»; коэффициент социальной рентабельности; срок окупаемости социального проекта и др.:

Кэф = Кгп + К2*12 + Кз-1з+ К4*14+ Кп*1п, (1)

где 11-4, п значимость коэффициента.

В качестве одного из наиболее важных критериев оценки эффективности социального проекта возьмем показатель социального эффекта от реализации социального проекта (Ксп), который, основываясь на методике оценки эффективности инвестиционного проекта с социальной направленностью [4], можно рассчитать по формуле:

Ксп = Крп * Ксоц, где Крп - коэффициент региональной полезности;

1573

Ксоц - коэффициент социальной эффективности.

Социальная эффективность подразумевает собой положительное влияние от реализации социального проекта для населения, которое может быть выражено в улучшении показателей качества жизни или увеличении объема предложения новых социальных услуг, в регулярности, своевременности, а также в повышении доступности их предоставления.

Оценить социальную эффективность можно при помощи совокупной группы показателей социальной результативности проекта, т.е. расчет коэффициента эффективности социальных проектов представлен как «средневзвешенное значение показателей социальной эффективности проекта» по формуле [9]:

Ксоц = X (ISEi * Wi), (3)

где ISE (Indicator of Social Efficiency) - значение показателя социальной эффективности в %;

Wi - удельный вес показателя, его значимость;

N - количество показателей;

i - номер показателя.

Опираясь на методику оценки эффективности инвестиционных проектов [4], нами также была разработана система показателей, которые могут быть использованы для оценки эффективности проекта, реализуемого в рамках социального предприятия (табл. 1).

Представленные в таблице показатели разбиты на три группы:

1. степень социальной направленности социального проекта;

2. степень влияния результатов реализации социального проекта на жизнь населения;

3. финансовое обеспечение и сроки реализации социального проекта.

Общий вес показателей в каждой из групп взят нами за единицу. Удельный вес конкретного показателя в каждой группе рассчитан в порядке приоритетности, исходя из Отчета по итогам опроса социальных предпринимателей, составленного исследовательской группой ЦИРКОН [5].

Таблица 1

Показатели оценки эффективности социального проекта

Показателе социальной эффективности Вес показателя Содерж&ие показателя Значение показателя, %

Cm е лень соц иапьн où напраепенн ост и проект а

Í. Приоритетность Соответствие цел и социального проект сipai&rm и приоритетам 0,40 осс-кх-в/е- 100

частичнс ссс ~вг ттвуе г заявленным приоритетам и иегям К

не соответствует :

2. Сфера деятельности проекта. к которой принадлежит социальная проблема решаемая е рамкахреализации сс ни эль неге проекта 0,20 здраеоохранение, об разов э ние: сон и эпьнсе обслуживание граждан 100

грофориентацт и -рудс^-ройс-к. вовлечение в социально-актвную дея"ельнсс"ь оэциальнс незащищенных граждан за

культурист рос веш тел ьская деятели«: тъ, физическат кугь-урэ и мэсссвый сгср- ш

развитпе территории, сегьсксе хсзлйс~во, блэгсус~рсйс~в; 40

зкслогия, г/ризм 2D

3. Обеспечемоотъ услугами Уровень обес печеюос ти региона услугам и, предусмотрен«!!ми социальным гроектом, доего реагизации 0,15 не более 254: 100

стЖдо 50% 75

С"ЙДО К

С" 75 ДО 100% Ж

4. Степень imama резуътаталипроекта H acere те, вовлеченное в дея тел ьносъ и не посредстве ннэ пользующееся услугами в результате реализации социального проекта все население региона 100

более К % населения а»

не менее 25%населения ©

не бол ее 5% насел е н ил 40

мензе 5%населения за

С/п&тень влшния результатов реализации социальногопроектанажизнь населения

5. Впшниена объем услуг Возможнос-ь предоставления населению социальных услуг в результате реагизации гроекта 0,46 ранее не предоставлявшаяся услуга 100

сущесвеннс увеличен объем ос ни эль ной услуги, псребнссь в кстрсй кзрэс~эе~ 5С

Продолжение таблицы I

Показатеп, социальной эффективности Вес показателя Содерж&ие показателя Значение показателя, %

6. Влтниена качество предоставляемы* успуг е рамках реализации социального проекта 0,25 увеличение кзчес"ЕЭ исовершенствоване техногегю оказании ссииэгьных усг/г нэсегенио 100

повысится оческ о газа ни л социальных/слуг 70

■рСскрьенс-Е/ехя технология оказания социапыыхуслуг нэсегенио 30

7. Повышение уровня заттости в регионе в результате вовлечения нэсе гения е дея"ельнсс"ь, связанную с реализацией ос ни эгь не гс проекта 0,1В менее чем нэ 0,1% 100

не менее чем нэ 0,05% 75

менее чем нэ 0,05% 40

6. Цен,1 на услуги по сравнению с ценами конкурентов 0,12 щже не ме нее чем нэ 30% 100

шжене менее чем нэ 154 75

сопоставимые иены 25

Финансовое обеспечение и сроки реализации социального лроек/пй

9. <Х>еспмешосггъ фин&сиров&иаи Обеспеченность проектафинансоамисредс"вами на момент возможного включения в цегевую инвестиционную трограмму регюна 0,20 не менее чем нэ ЭСй 100

не менее чем наК^ 75

не менее чем наЭ0% 50

нееый социальный проект може-5 ы"ь профтансирова! е "ечение 1 финанссвсгс годэ 25

10 Реализации пршциюв софинэнсировэн(д 0,14 социальный проект предп:гэгае- гривлечение средств федерал ьнога йвдяета 100

социальный проект предпсгэгае- гривлечение внебюджептыхсредс-Е 50

11. Реализации пршцта самоокупаемости 0,50 возмещение "екуи|1хзэ-рэ-.зз сче-псгучентых доходсе е ткущем финансовом году 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кзмещение "екуи|1хзэ-рэ-зэ сче_псгученных доходе е е "екущем финансовсм году не гред/смс-ренс 20

11 Состояние завершенности объекта 0,16 ц;сект, с избивающийся е очередном финансовом год/ 100

троеитгродолжающися, со степенно гогавносга более 90% 50

ц;сект про дс лжающтся и незаеерьенный е с че ре днем финанссвсм году 25

Источник:составлено автором

1576

Показатели социально-экономической эффективности могут учитывать результаты реализации социального проекта, степень его влияния на население и на развитие региона в целом, в том числе как непосредственные затраты социального предприятия на проект, так и дополнительные затраты в сопутствующих секторах экономики: социальные, экологические, а также иные внеэкономические эффекты.

В целях обоснования предложенной методики была проведена оценка эффективности реализации проекта на примере трех социальных предприятий.

Проект А - Социальный гериатрический центр СГЦ «ОПЕКА» (г. Санкт-Петербург). Проект действует с 2008 года, является первой и крупнейшей сетью частных пансионатов с лечением для пожилых людей в России. В 2013 году центр «ОПЕКА» выиграл всероссийский конкурс социальных предпринимателей фонда региональных социальных программ «Наше будущее» и получил беспроцентный займ в размере 5 млн рублей сроком на 5 лет [6]. В 2015 году СГЦ «ОПЕКА» прошел процедуру сертификации в британской компании Social Enterprise Mark и по решению экспертного совета получил статус предприятия, соответствующего принципам социального предпринимательства. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в 2015 году СГЦ «ОПЕКА» включен в государственные реестры поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Проект В - Школа фермеров (Пермский край). Проект стартовал в 2000 г. и был создан с целью создания экспериментальной площадки для отработки эффективных форм и методов решения социальных проблем подростков и молодежи группы «риска» различных категорий, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность организации направлена на помощь выпускникам детских домов и молодежи, вышедшей из мест лишения свободы, в социализации и профессиональной подготовке к самостоятельной предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере. Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счет реализации фермерской продукции, а также туристических эко-услуг для городских жителей. В 2012 году проект получил премию фонда «Наше будущее» в размере 1 млн рублей [7].

1577

Проект С - WorkOut: фитнес городских улиц (г. Москва). Проект стартовал в 2012 г. [8]. Цель проекта - объединение и вовлечение населения в городские спортивные мероприятия, а также поддержание здорового образа жизни среди молодежи. Участники проекта посещают школы и университеты с мастер-классами, рассказывая о своей системе тренировок, распространяя передовые методики. Ежегодно московская команда проекта отправляется в региональный тур WorkOut, чтобы поделиться опытом с единомышленниками в разных городах России, помочь выстроить в городе воркаут-сообщество и привлечь к нему внимание. Финансовую устойчивость движению придает интернет-магазин спортивного инвентаря и одежды.

Сравнительный анализ степени социальной направленности проектов представлен в таблице 2.

Таблица 2

Степень социальной направленности сравниваемых проектов

Показатель Вес Проект А Проект В Проект С

Значение (%) Взвешенно значение (%) Значение (%) Взвешенно значение (%) Значение (%) Взвешенно значение (%)

1. Приоритетность 0,40 100 40 100 40 100 40

2. Сфера деятельности проекта 0,20 100 20 80 16 60 12

3. Обеспеченность услугами 0,15 75 11,25 100 15 75 11,25

4. Степень охвата результатами проекта 0,25 80 20 60 15 20 5

ИТОГО: 1 91,25 ¡6 68 ¡,25

Источник: составлено автором

Оценка социальной эффективности по степени влияния результатов реализации социального проекта на жизнь населения, а также по показателям финансового обеспечения и срокам их реализации представлена в таблице 3.

Расчет средневзвешенного коэффициента социальной эффективности проектов показал, что социальная эффективность проекта А выше, а значит, реализация данного проекта является наиболее целесообразной.

Ксоц (А) = (91,25% + 89,5% + 71%) / 3= 84%

1578

Таблица 3

Значимость, финансовое обеспечение и сроки реализации сравниваемых

проектов

Показатель Вес Проект А Проект В Проект С

Значение (%) Взвешенно значение (%) Значение (%) Взвешенно значение (%) Значение (%) Взвешенно значение (%)

Степень влияния результатов реализации социального проекта на жизнь населения

5. Влияние на объем услуг 0,45 100 45 100 45 100 45

6. Влияние на качество предоставляемых услуг в ходе реализации социального проекта 0,25 70 17,5 70 17,5 30 7,5

7. Повышение уровня занятости населения 0,18 100 18 75 13,5 40 7,2

8. Цены на услуги по сравнению с ценами конкурентов 0,12 75 9 25 3 25 3

ИТОГО: 1 89,5 79 62,7

Финансовое обеспечение и сроки реализации СП

9. Степень обеспеченности финансированием 0,20 100 20 50 10 25 5

10. Реализация принципов софинансирования 0,14 100 14 50 7 50 7

11. Реализация принципа самоокупаемости 0,15 80 12 80 12 20 3

12. Состояние завершенности объекта 0,25 100 25 100 25 25 6,25

ИТОГО: 1 71 54 21,25

Источник: составлено автором

Ксоц (В) = (86% + 79% + 54%) / 3= 73%

Ксоц (С) = (68,25% + 62,7% + 21,25%) / 3= 50,7%

Для расчета коэффициента полезности с региональной составляющей необходимо определить отношение показателей социально-экономической обеспеченности Российской Федерации и конкретного рассматриваемого региона по следующей формуле [10]:

Крп = (Р8 + Р1 + Ь) / 3, (4)

1579

где Ps - (provision of services) соотношение уровней обеспеченности услугами, которые оказаны в ходе реализации проекта, в расчете на душу населения;

Pi - (provision of investment) соотношение уровней обеспеченности инвестициями в основной капитал в расчете на душу населения;

Lp - (price level) соотношение среднегодовых уровней цен на социальные услуги, которые оказаны в ходе реализации проекта, в расчете на 1 услугу.

Выбор и количество данных показателей зависят от анализируемого проекта. Полученный в результате показатель характеризует значимость последствий реализации социального проекта для региона. Расчет коэффициента региональной полезности представлен в таблице 4.

Таблица 4

Расчет коэффициента региональной полезности реализации проекта

Уровень обеспеченности услугами, руб. Уровень обеспеченности инвестициями в основной капитал, руб. Средний уровень цен на предоставляемые услуги, руб.

Проект А

Российская Федерация 51115,7 91819 3809,7

Санкт-Петербург и область 61333 97370 4894,6

Соотношение Ps = 0,833 Pi =0,943 Lp = 0,779

Среднее значение Крп = 1,2317

Проект В

Российская Федерация 51115,7 91819 3809,7

Пермский край 53746 70410 3942,5

Соотношение Ps =0,951 Pi = 1,304 Lp = 0,966

Среднее значение Крп= 1,4176

Проект С

Российская Федерация 51115,7 91819 3809,7

Москва 62186 121500 5271,3

Соотношение Ps = 0,822 Pi =0,756 Lp = 0,723

Среднее значение Крп = 0,767

Источник: составлено автором

1580

Ксп (А) = 1,2317 * 0,84 = 1,0340 Ксп (В) = 1,4176 * 0,73 = 1,0490 Ксп (С) = 0,767* 0,507 = 0,3889

Полученное значение показателя социального эффекта от реализации социального проекта Ксп > 1 показывает, что проект имеет ярко выраженную социальную направленность и соответствует главной цели предприятия. Эффект от реализации проекта является значимым и актуальным для повышения уровня жизни населения региона. Если Ксп < 1, то это означает, что цель социального проекта не достигнута и проект на данном этапе не оказывает влияния на социальную политику в регионе.

Заключение

1. Расчеты показали, что проекты, реализуемые центром «ОПЕКА» и Школой фермеров, имеют социальную направленность и распространение данной практики положительно сказывается на уровне социального развития региона.

2. Данную методику расчета можно применять для составления рейтинга эффективности деятельности социальных предприятий. Она позволяет оценить весь объем затраченных ресурсов в ходе реализации проекта, в том числе финансовых и человеческих, а также оценить влияние проекта на снижение социальной напряженности в обществе и повышение общего уровня благосостояния в стране. По результатам оценки на конкурсной основе было бы возможно предоставление дополнительных финансовых ресурсов, а также специализированных льгот в качестве поощрения и мотивации деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Агеенко А.В. Проблема оценки удовлетворенности населения качеством социальных

услуг с целью управления качеством жизни в муниципальных образованиях // Экономика, управление, финансы: Сборник материалов конференции. - Пермь: Меркурий, 2011. - 123 с. - С. 5-8.

2. Минаев А.В. Критерии и методы оценки проектов социального предпринимательства //

Труды Московского физико-технического института. - 2011. - Т. 3. - № 3. - С. 153158.

3. Синдяшкина Е.Н. Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации

инвестиционных проектов // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 1. - С. 140147.

1581

4. Богданова А.С. Оценка эффективности инвестиционных проектов, имеющих

социальную направленность // Студенческий научный форум: Сборник материалов конференции [Электронный ресурс] // Российская Академия Естествознания. - 2012. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/21/2460

5. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики [Электронный

ресурс] // Циркон. - 2013. - Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf

6. Васильева М. Сеть пансионатов для пожилых «Опека» собирается продавать франшизу

в регионах [Электронный ресурс] // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». - 2015. - 12 ноября. - Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/opeka-idet-vo-franshiz.html

7. Школа фермеров [Электронный ресурс] // Портал «Новый бизнес: социальное

предпринимательство». - 2012. - 13 июля. - Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/geography/scool-farm.html

8. Петрова В. Фитнес городских улиц [Электронный ресурс] // Портал «Новый бизнес:

социальное предпринимательство». - 2014. - 4 августа. - Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/fitness-goroskih-ulits.html

9. Кузнецова Е.С., Богданова А.С. Оценка эффективности проектов в сфере

государственного и муниципального управления // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2012. - Т. 15. - № 1. - С. 195-198.

10. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции: Учебное пособие / А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кибиткин, Н.М. Рапницкая, А.В. Смирнов [и др.]. - М.: ИД Академии Естествознания, 2013. - 366 с.

1582

Anastasia A. Plyukhina, Postgraduate, Chair of Theoretical and Applied Economics, Russian State University for the Humanities, Moscow

Improvement of the method for assessment of social enterprises'

activity

ABSTRACT

Social entrepreneurship has become popular in the whole world including Russia. The rapid spread of this new business direction caused the need to develop an appropriate method for complex assessment of social enterprises' effectiveness. This article will be interesting to master and postgraduate students, entrepreneurs and researchers in the field of social entrepreneurship.

KEYWORDS: social sphere, social entrepreneurship, social and economic effectiveness, social project, performance assessment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.