Научная статья на тему 'Совершенствование методики отбора населенных пунктов для более точного измерения ИПЦ'

Совершенствование методики отбора населенных пунктов для более точного измерения ИПЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫБОРКА / КРИТЕРИИ ОТБОРА / INFLATION / CONSUMER PRICES / GEOGRAPHICAL SAMPLE / CRITERIA OF SELECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкашнев Роман Юрьевич, Сутягин Владислав Юрьевич, Турлачева Марина Алексеевна

В статье рассматривается метод расчета ИПЦ, особенностью которого является включение в географическую выборку обследуемых населенных пунктов сельских поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TECHNIQUE OF SELECTION OF SETTLEMENTS FOR MORE EXACT MEASUREMENT OF CPI

In the article the method of calculation of CPI which feature is inclusion in a geographical sample of surveyed settlements of rural settlements is considered

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики отбора населенных пунктов для более точного измерения ИПЦ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОТБОРА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ДЛЯ БОЛЕЕ ТОЧНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ИПЦ

Р. Ю. ЧЕРКАШНЕВ, В. Ю. СУТЯГИН, М. А. ТУРЛАЧЕВА

В статье рассматривается метод расчета ИПЦ, особенностью которого является включение в географическую выборку обследуемых населенных пунктов сельских поселений.

Ключевые слова: инфляция, потребительские цены, географическая выборка, критерии отбора.

В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т. д. В условиях сравнительно стабильных цен и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора информации в известной мере был оправдан [3].

С начала экономических реформ в практике отечественной статистики стал использоваться метод выборочного наблюдения за изменением цен по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.

Статистическое обследование потребительских цен и тарифов организуется на выборочной основе. Перечислим этапы работы по наблюдению за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке:

- отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;

- отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;

- отбор товаров (услуг) - представителей;

- регистрация цен и тарифов;

- расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

- формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;

- расчет индекса потребительских цен;

- подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой проводится определение величины прожиточного минимума;

- расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.

Остановимся более подробно на отборе населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги.

Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах (городах, поселках городского типа, далее - «города»), отобранных с учетом их представительности в отражении социальноэкономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. В соответствии с действующей методикой индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения [2].

На наш взгляд, необходимо разработать метод расчета ИПЦ, особенностью которого является включение в географическую выборку обследуемых населенных пунктов сельских поселений. Это обусловливается тем, что сельское население в России составляет примерно 27 % от общей численности населения (по данным Росстата на 31декабря 2009 г.), а также тем, что структура потребления сельских жителей отличается от структуры потребления городского населения. Стоит полагать, что факторы, сдерживающие инфляцию

или, наоборот, повышающие ее, могут быть различными как для городского населения, так и для сельского. Также можно предположить, что из-за различной структуры потребления инфляция для сельских жителей может быть выше, чем для городского населения. И было бы неправильно озвучивать уровень инфляции, посчитанный для городского населения как общероссийский. Далее мы перечислим критерии, по которым отбираются города для наблюдения за ценами, и на основе их разработаем критерии для отбора сельских поселений.

Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими критериями:

- общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно находиться в пределах 2-4 городов;

- города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;

- в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;

- отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения;

- численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35 % городского населения субъекта Российской Федерации.

Приведем разработанные нами критерии отбора сельских поселений для наблюдения за ценами:

- общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно находиться в пределах 5-15 сельских поселений;

- сельские населенные пункты, как и города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;

- в выборку не должны включаться сельские населенные пункты, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от районного центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;

- отобранные для наблюдения за ценами сельские населенные пункты должны характери-

зоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения, который должен разрабатываться на основе данных о структуре потребления именно сельских жителей;

- численность населения сельских населенных пунктов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 20 % сельского населения субъекта Российской Федерации;

- численность населения сельского населенного пункта должна быть не менее 2000 чел.

Конечно же, при практическом применении возможны корректировки критериев как в количественном, так и в качественном плане, но, на наш взгляд, этих критериев достаточно для формирования совокупности сельских поселений для наблюдения за ценами.

На основании выработанных критериев формируется перечень населенных пунктов, в которых осуществляется сбор информации об уровне цен и тарифов на товары и услуги.

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т. д.). Для сельского населения стоит включить в учет сельские ярмарки, а также цены на продукцию, произведенную для реализации отдельными домашними хозяйствами.

Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, а также других объектов наблюдения за ценами (в частности, объектов по реализации товаров, предоставлению услуг, принадлежащих физическим лицам) проводится специалистами органов статистики по согласованию с другими заинтересованными организациями в каждом городе, где организовано наблюдение за потребительскими ценами.

Для отбора базовых организаций могут быть использованы данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций по управлению имуществом и других органов исполнительной власти [3].

Перечислим требования, которыми необходимо руководствоваться при формировании выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг. Отметим, что эти требования подходят как для городского так и для сельского населения:

- регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях;

- наблюдение за ценами (тарифами) проводится в организациях розничной торговли (включая комиссионные), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной и общественных объединений, организаций) и организационно-правовых форм (АО, АОЗТ, ЗАО, ОАО, ООО, ТОО, ИП и т. п.);

- для организации наблюдения за ценами в каждом городе или сельском поселении отбираются крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания);

- фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены на реализуемые товары и услуги несколько выше среднего уровня, включаются в выборочную совокупность в количестве, пропорциональном объемам продаж организаций торговли и услуг данного уровня в общем объеме продаж. Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя;

- регистрация цен осуществляется также на городских и сельских продовольственных, вещевых и смешанных рынках, мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) и в местах предоставления услуг, на которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, индивидуальными предпринимателями или индивидуальными фермерскими хозяйствами;

- в число наблюдаемых объектов не включаются организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары;

- уровень цен (тарифов) на товары и услуги, реализуемые в организациях торговли (услуг) и других объектах наблюдения, включаемых в выборочную совокупность, должен быть доступен для массового потребителя;

- в случае реализации в регионе отдельных групп товаров в крупных универсальных магазинах, универсамах, специализированных магазинах, расположенных в разных частях населенного пункта и входящих в единую торговую сеть (фирму), рекомендуется в этих магазинах проводить регистрацию цен по широкому перечню товаров. При этом количество цен, зарегистрированных по каждой позиции в отобранных для на-

блюдения магазинах данной фирмы, должно репрезентативно отражать объем реализованных товаров во всех магазинах данной фирмы, расположенных в населенном пункте.

Специалисты территориальных органов государственной статистики для дальнейшей обработки информации о потребительских ценах составляют каталог (справочник) базовых организаций торговли и сферы услуг.

При осуществлении наблюдения на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) рекомендуется заносить в каталог объектов наблюдения информацию обо всех наблюдаемых торговых точках с указанием их местонахождения и торговой группы реализуемых товаров [4].

Для проведения в случае необходимости объективной замены базовых организаций рекомендуется производить отбор дублирующих организаций торговли (сферы услуг), в которых ассортимент товаров, уровень цен, условия реализации товаров (услуг) идентичны имеющимся в организациях, включенных в основное наблюдение за ценами.

В заключение можно отметить, что совершенствование наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги как в городах, так и в сельских поселениях может существенно повысить качество определяемого ИПЦ, что приведет к более точным выводам и прогнозам как в региональной, так и в национальной экономике.

Литература

1. Иванов Ю. Н., Назаров М. Г., Рябушкин Б. Т. Статистика финансов. М., 2008.

2. Моисеев С. Р. Инфляционное таргетирование. М., 2008.

3. Сезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. М., 2001.

4. Тимофеева Т. В., Снатенков А. А., Мендыбае-ва Е. Р. Практикум по финансовой статистике. М., 2010.

* * *

IMPROVEMENT OF THE TECHNIQUE OF SELECTION OF SETTLEMENTS FOR MORE EXACT MEASUREMENT OF CPI

R. Yu. Cherkashnev, V. Yu. Sutyagin,

M. A. Turlacheva

In the article the method of calculation of CPI which feature is inclusion in a geographical sample of surveyed settlements of rural settlements is considered.

Key words: inflation, consumer prices, geographical sample, criteria of selection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.