ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ В СТРАНЕ
© 2010 г., М.С. ЮСУПОВА ГГНИ им. акад. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный
Эффективное социально-экономическое развитие страны, государственное управление и регулирование связано с необходимостью своевременного получения и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.
Целью настоящей работы является определение важнейших методологических принципов организации статистического наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги населению и расчета индекса потребительских цен, являющегося важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции в стране.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 декабря 1991 г. № 1799-1 наблюдение за изменением потребительских цен было возложено на органы государственной статистики [1].
Федеральное государственное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Росстатом по согласованию с другими заинтересованными ведомствами.
Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляются в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Росстатом после ее согласования на заседании Правительства Российской Федерации.
В настоящей работе устанавливается назначение и порядок наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и платные услуги на потребительском рынке и определения индекса потребительских цен на территории Российской Федерации.
С 1992 г. на всей территории России осуществляется наблюдение за изменением цен и тарифов.
Наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке ставит своей задачей сбор информации об уровне цен и их изменении на основе систематической регистрации на потребительском рынке.
Основа современной методологии статистики цен, соответствующей в целом методологии стран с рыночной экономикой и международным стандартам, была создана в начале экономических реформ и в преддверии либерализации цен, стартовавшей в январе 1992 г. По мере накопления опыта постепенно разрабатывалась методология организации наблюдения за ценами и расчета их изменения.
Одной из важнейших задач было формирование системы показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен (тарифов) во всех секторах экономики.
В настоящее время в основном создана логически стройная и внутренне не противоречивая и в основном соответствующая международным стандартам система индексов и уровней цен, разрабатываемых по единым основным методологическим принципам во всех секторах экономики [2].
Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, а также измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.
В рыночной экономике особое значение придается организации статистического наблюдения за уровнем и динамикой цен на потребительском рынке.
Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится как в целом по Российской Федерации, так и по всем субъектам Федерации (республикам, краям, областям, автономным округам - всего по 89 регионам).
Ценовая информация собирается во всех столицах республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных округов и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социальноэкономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами - всего 350 городов.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
- данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
- данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанных на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.
Замедление темпов инфляции позволило перейти с еженедельной на ежемесячную регистрацию цен. Этот переход сопровождался расширением набора товаров (услуг) -представителей с 280 до 445 наименований. Такое расширение набора явилось объективной потребностью, связанной с тем, что в условиях замедления роста цен необходимо было более точно и качественно отслеживать их изменение.
Наблюдение за ценами на товары и платные услуги на потребительском рынке, и расчет индекса потребительских цен включают в себя следующие этапы работы:
- отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
- отбор товаров и услуг - представителю;
-регистрацию цен и тарифов;
- формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;
- расчет индекса потребительских цен;
-расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.
Для регистрации цен в каждом городе отобраны крупные, средние и мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали предприятия с различными условиями торговли (обслуживания).
В сферу наблюдения репрезентативно включаются предприятия торговли и сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественные объединения, организации), городские продовольственные и вещевые рынки.
Зарегистрированная ценовая информация по каждому товару (услуге) заносится на отдельный бланк регистрации потребительских цен на товары и услуги (не менее 5 ценовых котировок на товар). Начиная с 2001 г. осуществляется безбумажный сбор информации об уровне цен - с использованием мини-компьютеров.
Важной особенностью потребительского набора для расчета ИПЦ является определенная гибкость его формирования.
Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.
В набор включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т. д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.
Такой набор формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).
На региональном уровне специалисты детализируют общее описание товарной группы теми товарами-представителями с конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный удельный вес на потребительском рынке данного региона и предположительно будут предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.
В условиях, когда насыщение потребительского рынка товарами и услугами в России в больших и малых городах не одинаково, территориальным статистическим органам предоставлено право на месте формировать перечень товаров и услуг для регистрации цен, отбирая их из общероссийского перечня.
Территориальным статистическим органам также предоставлено право расширять перечень товаров и услуг для регистрации цен. При этом зарегистрированная ценовая информация на товары, не включенные в установленный обязательный перечень, при расчете индекса потребительских цен на региональном и федеральном уровнях не учитывается.
В условиях продолжающегося роста цен ежемесячная регистрация цен на товары (услуги) - представители проводится в конце отчетного месяца (с 22-го по 25-е число). По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация проводится в более ранние сроки, но не раньше, чем за один-два дня до установленного времени. Такой метод сбора информации - в конце месяца - позволяет более полно оценить рост цен в целом за месяц.
Расчет индекса потребительских цен осуществляется по модифицированной
формуле Ласпейреса с месячной периодичностью, а также нарастающим итогом за период
с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к
323
соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т. е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен.
^ п1
----Р0 . • 4 .
I=^—,
Ь Р01 •401
где р0 - количество отдельных видов товаров в укрупненной товарной позиции или по
изучаемой совокупности в целом; п - текущий период; п-1 - предыдущий период; 40 - постоянные веса в натуральных единицах измерения.
Начиная с января 2002 г. осуществляется ежемесячный расчет стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения как в целом по России, так и по субъектам Федерации. Такой набор включает в себя перечень товаров и услуг, преимущественно потребляемых населением всех субъектов РФ.
Исходя из заданных критериев в состав фиксированного набора для проведения межрегиональных сопоставлений отобрано 30 наименований продовольственных товаров, 42 - непродовольственных товаров и 12 -платных услуг населению.
При определении стоимости фиксированного набора используются средние потребительские цены и тарифы на товары и услуги, исчисленные как средневзвешенные величины из данных регистрации цен по выборочному кругу торговых организаций и организаций сферы услуг в субъектах РФ.
Средние цены для расчета фиксированного набора определяются в рамках ежемесячного наблюдения за потребительскими ценами, организованного с целью расчета индекса потребительских цен.
Ниже представлены графики роста инфляции в России в течение 2008 - 2010 года. Если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой с 1991 года. А в минувшем 2010 году индекс потребительских цен, увеличившись за декабрь месяц на 1,2%, оказался ровно таким же, как и в 2009 году (смотрите график ниже).
Ицдекс потреоительскнх цен
на конец периода, в % к декабрю предыдущего года
103 100
XII I II III IV V VI VII VII К X XI XI 2000г. —>- 2009г.
Иццекс потребительских цен
на конец периода, в % к декабрю предыдущего года
110
XII I И III IV V VI и III IX X XI XI
—2009г. —Ф— 2010г.
Инфляция в 2010 году составила 8,8% (за 12 месяцев, с января по декабрь включительно). Прогноз от Минэкономразвития в начале года был — 7,5%.
Прогноз инфляции на 2011 год от Правительства РФ (данная цифра заложена в федеральный бюджет) — 6,5%.
В последнее время некоторые статистические ведомства начали осуществлять расчеты базового индекса потребительских цен.
Российская статистика цен не осталась в стороне от разработки методологии расчета такого индекса применительно к особенностям страны с переходной экономикой.
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), являясь одним из составляющих индекса потребительских цен (ИПЦ), исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, и может быть использован для проведения определенных расчетов в аналитических целях.
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) определяет динамику цен, не подверженную воздействиям шоков предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования.
Базовый индекс потребительских цен (базовой инфляции) не включает в себя отдельные составляющие индекса потребительских цен, подверженные существенным колебаниям, не связанным с общим фоновым уровнем инфляции. При этом основным принципиальным условием расчета базового индекса потребительских цен (БИПЦ) является разработка постоянного перечня товаров и услуг, влияние изменения цен на которые ежемесячно исключается из официального индекса потребительских цен (ИПЦ).
ИПЦ измеряет темпы инфляции цен, с которой сталкиваются на собственном опыте и которую ощущают домашние хозяйства, выступающие в роли потребителей. Он также широко используется в качестве заменителя общего индекса инфляции для экономики в целом, отчасти благодаря частоте и своевременности его составления. ИПЦ стал важнейшим статистическим показателем для принятия экономических решений, особенно в сфере денежно-кредитной политики. Он часто упоминается в законодательстве и во многих частных контрактах в качестве показателя инфляции, который надлежит использовать для корректировки платежей (таких как заработная плата, арендные, процентные платежи и пособия по социальному страхованию) с учетом влияния инфляции. В связи с этим применение ИПЦ может иметь значимые и масштабные финансовые последствия как для органов государственного управления и предприятий, так и для домашних хозяйств.
ИПЦ обладают тремя важными характеристиками. Публикуются они часто, обычно каждый месяц, иногда каждый квартал. Они быстро становятся доступными, обычно приблизительно спустя две недели после окончания месяца или квартала. Наряду с этим они обычно не уточняются. За ИПЦ часто пристально наблюдают, и они привлекают широкое внимание общественности.
Поскольку ИПЦ дают возможность получать оперативную информацию об уровне инфляции, их начали применять для ряда других целей, помимо индексации зарплаты. Так, например:
- ИПЦ широко используются для индексации пенсий и пособий по социальному обеспечению.
- ИПЦ применяются также для индексации других платежей, таких как выплата процентов или арендной платы, или цен облигаций.
Кроме того, ИПЦ обычно используются в качестве замещающего показателя общего уровня инфляции, несмотря на то, что они измеряют только инфляцию потребительских цен. Они также используются некоторыми органами государственного
управления или центральными банками для определения инфляционных целей денежнокредитной политики.
Данные о ценах, собранные для целей ИПЦ, могут также использоваться для составления других индексов, таких как индексы цен, применяемые для дефлятирования расходов домашних хозяйств на потребление в национальных счетах, или паритеты покупательной способности, применяемые для сопоставления реальных уровней потребления в различных странах.
Расчет ИПЦ на региональном и федеральном уровнях в РФ производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:
- формирование весов для расчета ИПЦ;
- расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу) - представитель на уровне города;
- расчет агрегатных индексов на товар (услугу) - представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;
- расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом.
Исчисление индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:
- средних сопоставимых цен на отдельные товары (услуги) - представители;
- весов для исчисления агрегатных индексов цен на товары (услуги) -представители, а так же групповых и сводных индексов цен.
Средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на товары (услуги) - представители определяются на основании данных регистрации цен. Обеспечение сопоставимости цен, позволяя исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов, является непременным условием исчисления индекса потребительских цен.
Сопоставимой ценой на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовую котировку) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретной торговой организации или во всем регионе) используется метод замены.
Средними сопоставимыми ценами на товар (услугу) - представитель в базисном и
отчетном периодах считаются цены, рассчитанные из одинакового количества
327
сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовых котировок).
Эконометрический анализ показывает, что индекс потребительских цен в России формируется следующим образом. Важнейшим фактором, влияющим на инфляцию, является рост денежной массы. Увеличение расширенной денежной массы (агрегата М 2 плюс депозиты в иностранной валюте) сказывается на ускорении инфляции с лагом в 7 и 11-12 месяцев. Рост денежной массы в течение месяца на 1% через год приводит к росту потребительских цен на 0,1%.
Рост мировых цен на сельскохозяйственное сырье также влияет на российскую инфляцию: увеличение этого показателя на 10% через один-пять месяцев ведет к ускорению внутренней инфляции на 0.3%. На индекс потребительских цен влияют и изменения цен производителей. Рост индекса цен производителей на 1% через пять месяцев ведет к увеличению цен потребителей на 0,8%. Проводимая в прошлом году Центральным банком политика укрепления рубля также имела некоторый антиинфляционный эффект: укрепление рубля к доллару на 1% способно сдержать инфляции на 0,1% через семь месяцев. Инфляция традиционно выше в январе и ниже в августе. В январе каждого года традиционно происходит повышение тарифов на такие платные услуги населению, как услуги ЖКХ и транспорт. В августе же замедление роста ИПЦ связано с сезонным снижением стоимости плодоовощной продукции. Наконец, инфляция в России инерционна, и всплеск инфляции в одном месяце формирует повышенные ожидания инфляции в последующем месяце.
В Чеченской Республике Госкомцен является региональным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к федеральным органам исполнительной власти. Госкомцен действует на основании Закона Чеченской Республики «О государственном регулировании цен и тарифов и контроле за соблюдением порядка ценообразования на территории Чеченской Республики [3].
Индекс потребительских цен по Чеченской Республике в декабре 2010 года относительно ноября текущего года составил 100,8 %, в том числе на продовольственные товары - 101,3 %, непродовольственные товары - 100,3 %, платные услуги населению -100,3 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Чеченской Республике в конце декабря 2010 года составила 2750,69 рублей в расчете на одного человека в месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость повысилась на 2,2 % (с начала года увеличилась на 22,0 %)
Структура стоимости минимального набора продуктов питания в процентах, в расчете на 1 человека в месяц
декабрь 2009 г. декабрь 2010 г.
Цены и тарифы на платные услуги в декабре 2010 года выросли на 0,3 % (в декабре 2009 года - на 0,4 %).
Индекс цен производителей промышленных товаров в декабре 2010 года составил 97,5 %, в том числе индекс цен добычи полезных ископаемых - 97,1 %, производителей продукции обрабатывающих производств - 100,2 %, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 100,0 %.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в среднем по Чеченской Республике в конце декабря 2010 года составила 7881,8 рублей в расчете на месяц.
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, в декабре 2010 года составил 102,2 % (в декабре 2009 года -
99,9 %).
В обрабатывающих производствах индекс цен на производство кирпича вырос - на 1,2 %, сметану - на 25,0 %, творог - на 7,1 %.
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 102,2 %, в том числе на продукцию растениеводства - 103,0 %, на продукцию животноводства -
99,9 %.
В декабре того же года сводный индекс цен строительной продукции Чеченской Республики, по предварительным данным, составил 101,7 %, в том числе индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) - 102,3 %, на машины и оборудование, используемые в строительстве - 100,2 %, на прочие капитальные работы и затраты - 100,7 % [4].
В условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни населения (соответствие индекса потребительских цен международным стандартам является важнейшим критерием при его формировании).
Важнейшим направлением модернизации статистики цен является реализация международных стандартов.
Необходима разработка концепции и методологии расчета индекса стоимости жизни, который наряду с индексом потребительских цен является важнейшим социальноэкономическим показателем. Актуальность его построения на этапе реформирования государственной статистики определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими услугами, услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных трансфертов для отдельных категорий населения (в части денежных и натуральных социальных льгот).