БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1. С. 197-206.
УДК 336.748.12/14
«ПРОБЛЕМЫ ИСКАЖЕНИЙ»
ПРИ РАСЧЕТЕ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
PROBLEMS OF DISTORTION IN THE PRCEDURE OF EVALUATING CONSUMER PRICE INDEX
Т.И. Гордиевич T.I. Gordiyevich
Омский государственный технический университет
В статье поднимается проблема неадекватного измерения общего уровня цен, возникающая при абстрагировании от ежегодно происходящих структурных и качественных изменений при расчете индекса потребительских цен. Рассматриваются этапы организации статистического наблюдения за потребительскими ценами и расчета индекса потребительских цен, выделяются проблемы методологии расчета индекса потребительских цен. На стадии отбора населенных пунктов и организаций торговли для наблюдения за товарными ценами искажается структура потребительского рынка. На стадии отбора товаров-представителей искажаются характеристики потребительского набора благ. На стадии расчета индекса потребительских цен происходит его абстрагирование и нивелирование индивидуального характера потребления. В результате проведенного анализа предлагаются направления совершенствования статистических методов наблюдения и оценки инфляции.
The article deals with the issues of general price level estimate due to not taking into account annual changes in structure and quality of calculating CPI as well as individual consumer culture. Having analyzed the statistics of consumer prices and stages and methods of calculating the index, the paper discusses some ways to provide true analysis of consumer market structure and consumer preferences; to improve inflation statistics methods.
Ключевые слова: статистическое наблюдение за потребительскими ценами, порядок расчета индекса потребительских цен, проблемы искажения структурных и качественных изменений при расчете индекса потребительских цен.
Key words: statistical consumer prices observation, procedure of evaluating CPI, distortion of structural and qualitative changes in the process of evaluating CPI.
К числу острейших проблем современной экономической теории относится вопрос адекватного измерения инфляции в условиях технологических, структурных и институциональных изменений. Основные проблемы используемой для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) методики состоят в искажении уровня и динамики цен на товары и услуги. И хотя эти проблемы объективны в силу сложностей, возникающих при наблюдении за ценами и использовании индексного метода, это не умаляет их негативных последствий. А они состоят прежде всего в том, что на базе показателей ИПЦ становится невозможным адекватный анализ и прогноз ценовых процессов в экономике, пересмотр минимальных социальных га-
© Т.И. Гордиевич, 2011
рантий населению, пересчет макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Именно эти цели обозначаются в Основных положениях о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен [1] (далее - Положение). Возникающие противоречия при измерении инфляции являются поводом для их научного обсуждения.
Проблема «уличных боев в системе ценовых измерений», как стали называть проблему искажений при измерении инфляции, стала актуальной в научных кругах в конце XIX столетия. В последние годы в российской экономической науке эта проблема стала активно обсуждаться. Одни научные исследования доказывают теоретическую несостоятельность индекса
потребительских цен [2], другие посвящены вопросам усовершенствования ИПЦ в сторону приближения к индексу реальной стоимости жизни [3], в отдельных работах предпринимаются попытки разработки системы показателей для исчисления индекса стоимости жизни [4], исследуются теоретические аспекты скрытой инфляции с предложениями по ее количественной оценке [5], рассматриваются подходы к измерению базовой инфляции [6], проводится оценка потерь благосостояния вследствие инфляции [7] и т. д.
Научные исследования «проблемы искажений» в большей степени имеют теоретический характер и стержневым недостатком ИПЦ при определении уровня инфляции считают недоучет качественного разнообразия товаров, эффектов замещения одних товаров другими, возникающих при росте цен на товары и услуги. Задача данной работы - сконцентрировать внимание на всех дискуссионных моментах действующего Положения. В связи с поставленной задачей в работе рассматриваются этапы организации статистического наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ, раскрываются противоречия, порождающие его искажения. Последние предопределяют направления совершенствования статистических методов наблюдения и оценки инфляции.
Наблюдение за товарными ценами на потребительском рынке и расчет ИПЦ включают в себя следующие этапы работы: отбор населенных пунктов; отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг; отбор товаров (услуг)-представителей; регистрация цен и тарифов; формирование системы весов для расчета ИПЦ; расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги; расчет ИПЦ [1].
Искажение структуры потребительского рынка при наблюдении за товарными ценами.
Рассматриваемые ниже проблемы касаются вопросов отражения структуры потребительского рынка при расчете ИПЦ. Критерии структуризации рынков разнообразны, поэтому многочисленны проблемные вопросы их отражения при расчете ИПЦ.
Проблема искажений возникает уже на этапе отбора населенных пунктов для статистического наблюдения за потребительскими ценами. Российской официальной статистикой индекс потребительских цен на товары и услуги строится только для городского населения, хотя сельские жители представляют значимую группу, составляя 27 % от общей численности населения России [8, с. 83].
Анализ социально-экономических процессов в российском селе (в Новосибирской, Кемеровской областях и Республике Алтай) в последние годы показывает, что сельские жители повсеместно сталкиваются с проблемами безработицы, резкого сокращения денежных доходов населения, вытеснения трудовых ресурсов в сферу личного крестьянского хозяйства. Подавляющая часть домохозяйств в обследованных регионах в 2001-2007 гг. находилась ниже порога бедности, около половины семей относились к крайне бедным. Положение подавляющего большинства сельских сообществ остается очень тяжелым, прогрессирует депопуляция сельских поселений [9]. Таким образом, цены в сельской местности могут быть пониженными из-за сниженного спроса сельского населения на товары и услуги. С другой стороны, товарные цены могут сильно превышать городские за счет отдаленности от основных рынков. В настоящее время в сельской местности еще часты случаи замены денежных отношений бартерными сделками и покупками в кредит, что также повышает общий уровень цен на товары и услуги.
Таким образом, рынок покупателей, обследуемый при сборе ценовой информации, сжимается до рынка городского населения, искажая при расчетах общий уровень инфляции. Невключение сельского населения в выборку наблюдения за ценами искажает общий уровень цен, занижая его в одном случае и завышая в другом.
Круг спорных вопросов при статистическом наблюдении за потребительскими ценами возникает при отборе организаций торговли и предприятий сферы услуг. Для правильной оценки инфляции существенное значение имеют учет структуры розничной торговли и методика отбора торговых организаций. К примеру, в США отобранные торговые точки могут включать в себя не только обычные магазины, но и продавцов по каталогам или продажу через Интернет. Магазины в каждом регионе, в которые приходят ценовые агенты Бюро трудовой статистики в США (БЬ8), отбираются случайно, с вероятностью выбора, пропорциональной доле данного магазина в общих продажах благ данной категории, основанного на данных опросов потребителей о том, где они делают покупки [3, с. 28].
В российской статистике наблюдением охватываются только базовые заведения, «для отбора которых используются данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций по управлению имуществом и других органов исполнительной власти» [1]. На-
блюдение, как следует из Положения, охватывает многие виды торговли - крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах - это магазины и супермаркеты, вещевые и продовольственные рынки, палатки и киоски, стационарные и передвижные торговые «точки». Однако в число наблюдаемых объектов не включаются многие организации торговли: распродажи и ярмарочная торговля, продажи товаров через Интернет и по каталогам. В одних случаях причинами является невозможность осуществления наблюдения в силу того, что работа торговых организаций осуществляется в дни месяца, отличные от сроков сбора ценовой информации, в других - отсутствие методики отбора торговых организаций (к примеру, интернет-магазинов).
Недоучет структуры торговых организаций приводит к статистическим ошибкам, и оценка инфляции оказывается искаженной. Статистические ошибки объективно присутствуют при расчетах инфляции во всех станах. К примеру, «сдвигом в розничной торговле» стали называть статистические органы США появление магазинов, торгующих со значительными скидками. К примеру, в США через «Wal-Mart» - крупнейшую сеть супермаркетов - реализуется от 10 до 20 % продукции брэндовых
Отражение реального уровня цен с помощью ИПЦ зависит и от точности расчетов объема продаж организаций торговли и услуг разного уровня в общем объеме продаж. В России у большинства торговых сетей цены на реали-
компаний. Однако считается, что более низкие цены в дисконтных магазинах отражают более низкое качество обслуживания, и таким образом «скорректированная по качеству» цена не является в действительности более низкой [3, с. 46]. В этом случае при расчете ИПЦ не учитывается выгода потребителей из-за появления дисконтных магазинов и завышается общий уровень инфляции.
В России число статистических ошибок, возникающих при недоучете структуры торговых организаций, возрастает в связи с модификациями рынка. К примеру, структурные эффекты в российской торговле появляются в связи с информатизацией общества. Рынок электронной коммерции в России в 2009 г. составил 150 млрд руб. - это чуть больше 1 % всей розничной торговли. Интернет-магазины функционируют на различных товарных сегментах рынках - рынке техники (25 % от общего товарооборота электронной торговли), компьютеров (13 %), одежды (13 %) и т. д. (рис. 1). Большая часть дешевых интернет-магазинов экономит на стоимости аренды, что отражается на их ценообразовании [10, с. 38, 39]. Появление электронных магазинов приводит к росту выгоды потребителей, что не учитывается при расчете инфляции, завышая её уровень.
зуемые товары и услуги выше среднего уровня (валовая наценка составляет 22-24 % от суммарной цены товаров), что позволяет говорить о высокой инфляции посредников [11, с. 20]. Если фактическая доля организаций торговли
Рис. 1. Структура рынка электронной торговли в России в 2009 г.
такого уровня в общих продажах выше расчетной (используемой при расчетах ИПЦ), то ИПЦ будет занижать общий уровень цен. В различных торговых точках, пространственно отдаленных друг от друга, одноименный товар может продаваться по различным ценам. Наблюдением охватываются только базовые заведения. В которых цена на интересующий товар может быть и завышена, и занижена. От этого будет зависеть характер искажений при расчете ИПЦ. Также следует учесть, что в число наблюдаемых объектов российской статистикой не включаются организации торговли (магазины-салоны), в которых уровень цен на реализуемые товары многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары [1].
Точность расчетов общего уровня цен зависит и от учета доли населения района населенного пункта в общем количестве населения, уровня концентрации торговых объектов в каждом из районов. К примеру, в двух районах может быть сосредоточено различное количество продуктовых магазинов, в том числе и на одного жителя. Очевидно, что распределение продаж аналогичных товаров по этим продуктовым магазинам в этих двух случаях будет различным.
Таким образом, отбор организаций торговли и предприятий сферы услуг для наблюдения за ценами имеет целенаправленный и ограниченный характер. Наблюдение направлено прежде всего на регистрацию пониженных цен. Наблюдаемая выборка ограничена базовыми заведениями, целенаправленно отобранными. В выборке слабо представлено разнообразие видов торговли на современном этапе, игнорируется внутреннее строение потребительского рынка, не учитываются структурные сдвиги в торговле, «выпадает» из объекта наблюдения за ценами часть рынка потребителей - рынок сельского населения.
Искажение характеристик потребительского набора благ при расчете ИПЦ.
«Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет единую для всех субъектов РФ репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики, согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами, и остается неизменным
в течении определенного времени (не менее одного года)» [1].
На стадии отбора товаров-представителей для расчета ИПЦ возникают проблемы отражения полноты, качественной и ценовой дифференциации, качественного и количественного изменения потребительского набора благ.
Во-первых, в потребительской корзине при наблюдении за ценами учитывается только стандартный потребляемый набор благ. По объективным причинам включить в наблюдение всё разнообразие благ невозможно. Субъективно потребительская корзина ограничивается товарами некоего стандарта, которому должно соответствовать потребление по своим качествам. Товарное обновление потребительской корзины происходит очень медленно. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1 % от общих потребительских расходов населения [1]. К примеру, в продуктовой корзине за десятилетие с 1995 по 2004 г. произошли изменения только в 2004 г. - добавился учет цен 18-ти новых товаров-представителей [12]. Сказалось изменение структуры потребления продуктов питания вследствие увеличения рынка замороженных полуфабрикатов, увеличения ассортимента производства мясной и сырномолочной промышленности и т. д. С 2005 по 2008 г. набор продуктов питания в продуктовой корзине не обновлялся. В 2009 г. в продуктовой корзине стали учитываться цены 14-ти новых товаров-представителей. Основная причина - изменение стандартов потребления в результате разнообразия рациона питания населения (увеличения потребления масла оливкового, сухих завтраков, овощей замороженных, сухофруктов, орехов и т. п.), а также введение новых стандартов производства в молочной промышленности (деление молочных продуктов на «молоко питьевое» и «молочный напиток»). Некоторые виды товаров и услуг вообще не включаются в статистическое наблюдение, к примеру, расширение сферы теневой экономики, охват которой в странах СНГ по оценкам исследователей составляет до 2540 % от ВВП [13, с. 13].
Стандартизация статистического наблюдения противоречит закономерности непрерывного возрастания, или возвышения, потребностей, которая в экономической теории была определена как закон возвышения потребностей. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Периодичность обновления стандарта потребления благ для
расчета ИПЦ составляет, как показывает анализ, 10 лет.
Таким образом, ИПЦ становится измерителем шаблонного потребления, не отражающего или отражающего с большим замедлением новых в качественном отношении потребностей, изменения их структуры, смещений приоритетов, развития взаимозаменяемости. Как следствие, ИПЦ искажается, как в сторону его завышения, так и занижения, в зависимости от цен становящихся приоритетными товаров. Степень искажения ИПЦ во многом зависит от сложности методики отбора товаров-представи-телей. Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен проводится пропорционально объему их продаж. Определение доли продаж отдельных товаров имеет определенные трудности и может быть проведено на основании данных статистики торговли о товарообороте проданных товаров, проведения опроса продавцов и путем применения экспертных оценок.
Во-вторых, при расчете ИПЦ определенную сложность представляет учет ассортиментного и качественного разнообразия потребляемого набора благ.
В России до кризиса 2008 г. сложилась чрезвычайно привлекательная макроэкономическая картина, что способствовало развитию в стране общества потребления западного типа (становление среднего класса, бум потребительского кредитования и т. д.). В крупнейших городах страны сформировалась развитая торговая инфраструктура, появились новые рынки продуктов питания и одежды, открывалось всё больше современных торговых центров. К примеру, «российский рынок одежды ежегодно увеличивался на 10-15 %, тогда как западные - показывали максимум 1-2 % ... К примеру, аналитическое агентство Discovery Research Group (DRG) полагает, что объем российского рынка одежды в 2008 г. достиг $40 млрд. При этом доля среднеценового сегмента (2-7 тыс. руб. за изделие) - 55 %, на массмаркет (до 2 тыс. руб.) приходится только 30 %, оставшиеся 15 % занимает премиум-сег-мент (от 7 тыс. руб.) . Отраслевое агентство Fashion Consulting Group (FCG) делит российский рынок одежды по качеству на следующие сегменты: среднеценовой сегмент - 35 %, включающий две категории - better (одежду более высокого качества, цена изделия 75-190 Евро) и good (одежду хорошего качества, цена изделия 40-75 Евро). Оставшиеся 50 % рынка Fashion Consulting Group отдает массовым брендам категории moderate (25-40 Евро) и budget (1525 Евро и небрендированная одежда из Юго-
Восточной Азии, продающаяся на вещевых рынках)» [14, с. 29].
Вопреки формированию в России общества потребления по товарным группам продовольственных и непродовольственных товаров, наблюдаемых российской статистикой, отмечается ограниченный ассортимент потребительского набора продуктов питания, одежды, обуви, мебели и т. п. Качество товаров и ценовой сегмент в потребительской корзине вообще никак не представлены. Отбор товаров-представителей для регистрации цен Росстатом осуществляется централизованно. Например, по товару-представителю «Сыры сычужные твердые и мягкие» отбираются конкретные виды сыров отечественного и зарубежного производства определенного сорта, жирности, наименования, предприятия-изготовителя. Основным критерием отбора является однородность потребительских свойств товаров. Это связано со сложностью учета ассортимента и качества товаров в потребительской корзине. Либо в набор потребляемых благ должны включаться новые наименования товаров по достижении 0,1 % от общих потребительских расходов населения, либо в условиях смены ассортимента при сборе ценовой информации органы статистики вынуждены применять метод замены товаров, при котором в выборочную совокупность вносятся новые товары, заменяющие ранее участвовавшие в наблюдении за ценами [15, с. 55-56]. В первом случае растут издержки сбора информации вследствие увеличения количества товаров-представителей в товарных подгруппах, во втором - возрастает проблема обеспечения сопоставимости цен из-за применения расчетных (условных) цен, правильность которых зависит от правдивости продавцов этих товаров.
Таким образом, действующая методика расчета ИПЦ обедняет потребительский набор благ, так как в нём отсутствует отображение товарного разнообразия и качественного обновления. Теоретические и научные исследования показали, что в случаях изменения качества товаров возникают эффекты, завышающие ИПЦ. Предполагается, что качественная разнородность одних и тех же товаров выражается в соответствующей разнице цен. Появление новых товаров по более высокой цене означает плату потребителя за возросшее качество, а это, по мнению многих исследователей, не есть инфляция. В реальности цена может снижаться. Следовательно, если не оценить эффект качества при расчетах ИПЦ, его оценка будет завышенной [3, с. 37].
В-третьих, при расчете ИПЦ учет в потребительской корзине изменений количества и структуры потребления благ сопряжен с проблемой запаздывания. Индекс Ласпейреса, на базе которого рассчитывается ИПЦ, использует в качестве весов набор товаров и услуг базисного периода. Таким образом, наблюдаемый набор благ фиксирован в течение года. В итоге
ИПЦ не может отражать изменения структуры набора благ, произошедшие в течение года.
Рассчитанные индексы изменений расходов домашних хозяйств в общих потребительских расходах (ИПР) позволяют оценить направленность искажений при расчете ИПЦ (см. таблицу).
Индексы изменений удельных весов потребительских расходов, в разах
Потребительские расходы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2001- 2007
Расходы на покупку продуктов для домашнего питания, в том числе на питание вне дома - всего: 0,96 0,91 0,90 0,95 0,92 0,95 0,90 0,60
из них на:
хлеб и хлебные продукты 1,05 0,84 0,92 1,00 0,86 0,91 0, 88 0,56
картофель 0,89 1,00 1,00 0,75 0,83 1,00 0,80 0,44
овощи и бахчевые 0,96 1,00 0,96 0,91 0,95 1,00 0,95 0,76
фрукты и ягоды 0,96 1,00 0,96 1,00 0,91 1,00 0,95 0,79
мясо и мясные продукты 1,02 0,94 0,87 0,96 0,96 0,97 0,89 0,66
рыбу и рыбные продукты 1,04 0,92 0,88 1,00 0,95 0,95 0,95 0,72
молоко и молочные продукты 0,94 0,93 0,91 0,96 0,94 0,93 0,95 0,64
сахар и кондитерские изделия 0,75 0,80 0,89 0,87 0,85 0,96 0,82 0,31
яйца 0,92 0,82 0,89 1,00 0,75 1,00 0,83 0,42
масло растительное и другие жиры 0,87 1,00 0,77 0,90 0,78 0,86 1,00 0,40
чай, кофе, безалкогольные напитки и др. 1,03 0,91 1,00 0,93 1,04 0,93 0,85 0,71
Питание вне дома 1,39 0,96 1,25 1,17 0,83 0,86 1,12 1,56
Расходы на покупку алкогольных напитков 0,96 0,92 1,00 0,95 0,90 1,00 0,89 0,68
Расходы на покупку непродовольственных товаров - всего: 1,00 1,05 1,03 1,00 1,03 1,01 1,07 1,22
в том числе:
одежду, обувь, белье и ткани 0,86 0,99 0,93 0,92 0,92 1,02 0,95 0,66
телерадиоаппаратура, предметы для отдыха, увлечений 1 ,00 1,06 1,29 1,05 1,13 0,87 0,91 1,28
транспортные средства 1,29 1,28 0,93 1,19 1,31 0,94 1,68 3,79
мебель, домашнее оборудование, предметы для ухода за домом 1,16 1,10 1,12 0,94 1,05 0,98 1,02 1,40
строительные материалы 1,40 1,07 1,27 1,05 0,95 1,26 0,92 2,20
топливо 0,87 1,23 1,06 1,06 1,17 1,10 1,00 1,53
табачные изделия 0,92 0,91 1,00 0,90 0,89 1,00 0,88 0,58
медицинские товары, предметы гигиены 1,00 1,00 1,03 1,00 0,98 1,08 0,90 0,97
другие непродовольственные товары 1,86 0,92 1,00 1,17 0,79 1,27 1,07 2,14
Расходы на оплату услуг - всего: 1,07 1,18 1,13 1,07 1,11 1,07 1,01 1,84
в том числе:
жилищно-коммунальные услуги 1,13 1,19 1,16 1,07 1,08 1,05 0,94 1,78
из них оплата:
жилья 0,83 1,20 1,08 1,08 1,00 1,07 1,00 1,25
другие бытовые услуги 0,89 1,38 1,23 0,89 1,17 1,04 1,10 1,78
услуги учреждений культуры 2,50 1,10 1,27 1,21 1,24 1,00 1,05 5,50
услуги в системе образования 1,17 1,21 0,94 1,25 1,10 1,14 0,88 1,83
медицинские услуги 0,60 1,50 0,78 1,14 1,25 1,20 1,25 1,50
санаторно-оздоровительные услуги 0,67 0,75 1,67 1,00 0,80 1,00 1,25 0,83
услуги пассажирского транспорта 0,96 1,08 1,04 1,04 1,00 1,07 0,97 1,15
услуги связи 1,00 1,25 1,27 1,16 1,23 1,19 0,97 2,58
прочие услуги 2,25 1,00 1,11 1,00 1,10 1,00 1,36 3,75
Рассчитано по [16, с. 203].
Если ИПР на приобретение отдельных товаров больше 1, то индекс цен данных товаров занижается, и наоборот, если соответствующий индекс меньше 1, то индекс цен товаров завышается, соответственно, если ИПР равен 1, то индекс цен товаров не искажается. К примеру, в индексе цен на хлебобулочные изделия, рассчитанного для 2007 г. с помощью методики Ласпейреса, количество продукции соответствует базисному - 2006 г. и остается неизменным. Однако расходы домашнего хозяйства на хлеб и хлебобулочные изделия в общих расходах в 2006 г. составляли 5,1 %, в то время как в 2007 г. они снизились до 4,5 %, что говорит о завышении индекса цен на хлеб и хлебобулочные изделия [8, с. 203].
Удельный вес немногих товаров в динамике остается неизменным (в таблице выделено темно серым цветом). Доля расходов на покупку продуктов для домашнего питания (включая на питание вне дома) в течение всего периода 2001-2007 гг. имела устойчивую тенденцию к снижению (индекс колебался в пределах 0,90,96). В результате расходы на покупку продуктов для домашнего питания в общих потребительских расходах за период снизились на 40 %. Это свидетельствует о систематическом завышении индексов цен на продукты питания. Также преимущественно снижалась доля расходов на покупку алкогольных напитков (за весь период кроме 2003 и 2006 г. индексы варьировались в пределах от 0,80 до 0,96).
В целом за период индекс цен на алкогольные напитки искажался в сторону завышения. Доля расходов на оплату услуг в потребительских расходах, наоборот, стабильно повышалась (границы колебания индекса 1,01-1,18). Как следствие, удельный вес расходов на услуги в потребительских расходах вырос за период на 84 %, а индекс цен на услуги имел тенденцию к занижению. Доля расходов на покупку непродовольственных товаров преимущественно росла (за весь период кроме 2001 и 2004 г. индексы варьировались в пределах от 1,01 до 1,07). Удельный вес расходов на непродовольственные товары в потребительских расходах вырос за период на 22 %, поэтому индекс цен занижался. Таким образом, субиндексы, рассчитанные для большинства товаров, либо занижены в случае увеличения удельного веса (в таблице не выделено цветом), либо завышены в случае его уменьшения (в таблице выделено светло серым цветом).
Анализ ИПР показывает направленность искажений субиндексов потребительских цен, однако не дает количественной оценки искаже-
ний при расчете ИПЦ. Данный вопрос представляет собой отдельную сложную проблему, обсуждение которой выходит за рамки данной работы.
Сопоставление структуры расходов домашних хозяйств по годам за период 20002007 гг. позволяет определить тенденции в изменении потребительских расходов: ежегодно на 5-10 % сокращается доля расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания; почти каждый год на 1-7 % растет доля расходов на покупку непродовольственных товаров; стабильно, но неравномерно, растет удельный вес расходов на услуги (см. таблицу). Таким образом, в динамике потребительских расходов домашних хозяйств наблюдаются структурные сдвиги. Их причиной могут стать эффекты замены, дохода или изменения потребительских предпочтений.
Эффект замещения возникает при изменении относительных цен в результате роста цены на какой-либо товар: «в оптимальном наборе увеличивается количество относительно подешевевшего товара и уменьшается количество подорожавшего товара. Поскольку индекс Ласпейреса пренебрегает способностью потребителей уменьшать эффект, сокращающий их благосостояние в результате роста цен путем замены одних благ на другие, он переоценивает издержки, необходимые для поддержания исходного (базового) уровня жизни» [3, с. 3031]. Поэтому индекс Ласпейреса в случае эффекта замены оказывается завышенным.
Изменения в структуре потребления происходят также вследствие тенденций доходов домашних хозяйств. При росте доходов меняются предпочтения потребителей: в оптимальном наборе увеличивается количество относительно дорогих и качественных товаров и уменьшается количество относительно дешевых и низкокачественных товаров. Действующие в этом случае эффекты замены и дохода могут и завышать, и занижать индекс Ласпейреса.
Абстрагирование ИПЦ и нивелирование индивидуального характера потребления.
Расчет ИПЦ представляет собой поэтапное агрегирование, которое абстрагирует конечный показатель сводного индекса цен (рис. 2). Используемая методика усредняет структуру потребления, нивелируя особенности потребления различных домохозяйств, в то время как для каждого потребителя система важности товаров индивидуальна. Каждый потребитель формирует свою персональную потребительскую корзину, отличающуюся индивидуальным
набором товаров и услуг, ассортиментом и качеством товаров одного назначения и ценовым уровнем потребляемых товаров. Особенно эти различия проявляются при потреблении продуктов питания и непродовольственных товаров, в меньшей степени - при потреблении
жилищных услуг. «... Инфляция по корзине товаров и услуг, потребляемых 10 процентами самого бедного населения, постоянно превышает инфляцию для 10 процентов самого богатого населения» [16, с. 11].
Рис. 2. Порядок расчета индекса потребительских цен и степень его абстрагирования
Оценка ИПЦ по различным категориям домашних хозяйств показывает, что при увеличении доходов и меняющейся структуре потребления ИПЦ уменьшается, и наоборот (рис. 3). Следовательно, рассчитываемый ИПЦ оказывается завышенным для категорий домашних хозяйств с высокими доходами и заниженный - для категорий домашних хозяйств с низкими доходами. В соответствие с методи-
кой расчета ИПЦ потребитель выглядит не как гедонист-оптимизатор (используя терминологию маржиналистов), а либо как аскет, ограничивающий потребление в условиях высоких доходов, либо как транжир, безрассудно тратящий деньги в условиях низких доходов. Обе группы потребителей осуществляют нерациональный выбор количества, цен и качества продукции.
Рис. 3. Официальный ИПЦ и значения ИПЦ по десяти различным категориям домашних хозяйств в 2007 г., в разах [18, с. 209]
Таким образом, характеристики потреби- в связи с повышением доходов из одной кате-
тельского набора благ изменяются в динамике гории в другую означает для домашнего хозяй-
и по категориям домашних хозяйств. Переход ства изменение структуры потребительской кор-
зины, влекущее за собой снижение инфляции, с одной стороны, и дифференциацию, качественное улучшение потребительского стандарта, повышающее его стоимостные характеристики, с другой стороны. Рассматриваемые факторы движут уровень цен в разных направлениях, учет которых с помощью современной методики представляется невозможным.
Направления совершенствования статистических методов наблюдения и оценки инфляции.
Основной проблемой используемой методики сбора информации о товарных ценах и методологии расчета ИПЦ является экстраполяция принципа неизменности, однородности объекта потребления (набора потребительских товаров) на субъект потребления (потребителя), его экстраполяция во времени и в пространстве.
В гипотетической экономике, представляемой для расчета ИПЦ, производятся только однородные товары, обедненные фиксированным ассортиментом и качеством продукции, исключающие возможность дифференциации и качественного совершенствования продукции. При расчете ИПЦ делаются экономические допущения, которые неприемлемы при современном уровне технологических и структурных преобразований в экономике. Вопреки индивидуальному характеру потребления индекс потребительских цен характеризует движение цен как некоего единого целого. Это оправдывает использование ИПЦ на макроэкономическом уровне. Единый агрегированный показатель роста цен является ориентиром для осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики. Но с такими изъянами ИПЦ не может стать основой для пересчета бюджетных расходов, индексации социальных выплат.
Структурные особенности российских потребительских рынков, структурно-качественные изменения в потреблении, персонализация инфляции искажают ИПЦ как в сторону его занижения, так и завышения. Оценка искажений при расчете ИПЦ - актуальная и перспективная тема, пока недостаточно охваченная российскими научными исследованиями. Данный вопрос на Западе был инициирован статистическими агентствами. К примеру, расчеты Бюро статистики труда США таковы: среднегодовая ошибка вследствие завышения ИПЦ в 1960-1995 гг. составила 1,1 п.п., в том числе за счет применения фиксированных весов -
0,4 п.п. и за счет недооценки качественных из-
менений - 0,7 п.п. Согласно гипотезе Дж. Триплета, по одним компонентам ИПЦ завышается, по другим - занижается [2, с. 27].
Как отмечает Н. И. Никитина, работа над исправлением недостатков, искажающих значение ИПЦ, может стать движением в направлении приближения ИПЦ к индексу стоимости жизни. Принципиальная разница между этими показателями состоит в том, что «с помощью ИПЦ оценивается изменение номинального дохода, необходимого для покупки по ценам текущего периода набора товаров и услуг, который приобретался в базовом периоде. А индекс стоимости жизни призван измерить затраты, необходимые для поддержания данного уровня полезности при новых ценах на блага» [3, с. 26-27].
Для минимизации искажений при расчете ИПЦ требуется серьезная корректировка как методики отбора населенных пунктов, торговых организаций, товаров-представителей, так и методологии расчета ИПЦ. Отбор конкретных благ и пунктов, по которым отслеживаются цены, должен быть организован так, чтобы они представляли то, что потребители реально потребляют. На каждом этапе наблюдения отбор должен производиться случайно, а не целенаправленно, с вероятностью выбора, пропорциональной доле каждого населенного пункта в общей численности населения, доле каждого магазина в общих продажах товаров или услуг определенной категории, доле продаж конкретного блага в общих продажах благ. Для учета эффектов замены и качества при расчете ИПЦ необходимо усовершенствование индексного метода и апробирование уже имеющихся методик (к примеру, гедонистической) [3], переход к частным индексам инфляции [2]. Для преодоления абстрактности ИПЦ возникает настоятельная необходимость применения индексов потребительской инфляции по категориям домашних хозяйств [17].
Обсуждение практических вопросов совершенствования методологии измерения цен выходит за рамки данной статьи и будет рассмотрено автором в последующих публикациях.
1. Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определение индекса потребительских цен. - иКЬ: http://www.gks.
2. Маевский В. Экономические измерения и фундаментальная теория // Вопросы экономики. - 2005. - № 10. - С. 25-39.
3. Никитина Н.И. Индекс стоимости жизни как направление усовершенствования индекса потребительских цен // Вестник московского университета. - Серия 6. Экономика. -2007. - № 1. - С. 25-53.
4. Марков Ю.К., Антипова С.И. О некоторых результатах апробации методики расчета системы показателей для исчисления индекса стоимости жизни // Вопросы статистики.
- 2008. - № 11. - С. 17-18.
5. Чистенко Е.Е. Скрытая инфляция: трактовка категории и методы оценки // Вопросы статистики. - 2007. - № 11. - С. 39-43.
6. Хмыз О. Базовая инфляция и её измерение (зарубежный опыт) // Экономист. - 2007.
- № 7. - С. 65-77.
7. Гордиевич Т.И. Степень инфляцирова-ния расходов институциональных секторов макроэкономики // Вестник челябинского государственного университета. - 2010. - № 3. -С. 29-34.
8. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 847 с. (С. 83).
9. Нечипоренко О.В. Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация? // Экономическая социология. -
2009. - № 6. - С. 58-66.
10. Ждакаев И. Работник электронного прилавка // Деньги. Коммерсант. - 2010. -№ 23. - С. 38-40.
11. Ждакаев И. Железная наценка // Деньги. Коммерсант. - 2009. - № 30. - С. 19-23.
12. Индекс потребительских цен. Российская Федерация. - иКЬ: http://www.gks.
13. Бокун Н. Ч. Исследование взаимосвязи теневой экономики и инфляционных процессов // Вопросы статистики. - 2006. - № 11. -С.13-18.
14. Рябова А. Надежда массового спроса // Деньги. Коммерсант. - 2009. - № 13 [720]. -С. 27-34.
15. Олейник О. С. Обеспечение достоверности информации о потребительских ценах // Социологические исследования. - 2009. - № 6.
- С. 55-66.
16. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. -2007. - № 10. - С. 4-26.
17. Гордиевич Т.И., Гордиевич М.З. Оценка потребительской инфляции по социально-экономическим категориям домашних хозяйств // Социально-экономические проблемы и перспективы развития в сфере труда: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. 8 апреля 2010 г. / отв. ред. В.Ф. Потуданская. - Омск: Из-во ОмГТУ,
2010.- С. 207-210.