Научная статья на тему 'Совершенствование методики налогового учета и аудит налогообложения'

Совершенствование методики налогового учета и аудит налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1703
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимова А.Д.

В данной статье рассмотрены методики налогового учета и аудита налогообложения, а также возможные пути их совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики налогового учета и аудит налогообложения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х

имеющиеся ресурсы и за счет каких источников и с какой целью они получены. Суммы показателей статей приводятся в тысячах рублей, но организации с существенными оборотами продаж, могут использовать измерение в миллионах рублей. Десятичные знаки не используются. [4, п.25 ч.2] Составляя бухгалтерский баланс, необходимо учитывать следующее:

• данные баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года (с учетом произведенной реорганизации);

• не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме исключений.

• соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными инвентаризации.[4, п.3,ч 3]

Как и все формы отчетности, баланс имеет обязательные реквизиты:

• отчетную дату, по состоянию на которую приводится баланс;

• полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;

• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

• основной вид деятельности предприятия с кодом ОКВЭД;

• организационно-правовая форма/форма собственности (согласно классификаторам ОКОПФ и ОКФС);

• единица измерения - тыс. руб. (код по ОКЕИ 384) или млн. руб. (код по ОКЕИ 385);

• местонахождение;

• дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

• дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).[4, п.88 ч 4.]

Форма бухгалтерского баланса является унифицированной, включающей все вышеперечисленные реквизиты, и утверждена Приказом Минфина.[2, прил.1] Бухгалтерский баланс должен быть представлен вместе с иными формами отчетности не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода.[1,ст.18] Список использованной литературы:

1.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О бухгалтерском учете"

2.Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)

3.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н)

© Носкова М.Д., Сотченко А.В., Чернышова Е.А., 2017

УДК 336.2

А.Д. Салимова

магистрант СФ БашГУ г. Стерлитамак, РФ

Научный руководитель - к.э.н., доцент Караськина Е.В.

E-mail: aliya.salimova.1980@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И АУДИТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены методики налогового учета и аудита налогообложения, а также возможные

пути их совершенствования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

аудит налогообложения, налоговый учет

Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание постановке и методике ведения налогового учета. Отсутствие или неверная организация и ведение налогового учета могут привести к значительным доначислениям налога на прибыль, налоговым и административным санкциям, начислению пеней.

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к организации и ведению налогового учета. Например, существует такой вариант, когда создается отдельный налоговый план счетов или к бухгалтерскому плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ [1]. «Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ. Такой способ удобен бухгалтерам, ведущим автоматизированный учет с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

Как показывает практика, сложилась и такая форма учета, когда налоговый учет подменяет собой бухгалтерский. Здесь формируются только регистры для расчета налога на прибыль, а регистры, составленные в соответствие с нормами бухгалтерского учета, отсутствуют. В целом же все применяемые в настоящее время методы ведения налогового учета являются разновидностями двух систем. В основу первой системы положен принцип максимального сближения налогового учета с существующей в организации системой бухгалтерского учета. При втором варианте ведения налогового учета организуется отдельное подразделение, занимающееся исключительно вопросами налогового учета. В этом случае налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского исключительно на основании первичных документов (включая справки бухгалтера) [3, с. 17]».

Последний вариант ведения налогового учета могут себе позволить только крупные предприятия, поскольку организация обособленного подразделения для ведения налогового учета требует существенных финансовых вложений. «Необходимо разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета. Совершенно очевидно, что ведение налогового учета в этом случае должно осуществляться с использованием средств вычислительной техники на базе специально созданного для этих целей программного обеспечения. Безусловно, ведение двойного учета является чрезвычайно трудоемким. Поэтому наиболее оптимальным в современных условиях видится комбинированный метод, который предполагает использование отдельных регистров на тех участках налогового учета, которые отличны от участков бухгалтерского. При разработке такой системы ведения учета, прежде всего, нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Затем нужно, проанализировав нормы главы 25 НК РФ и требования законодательства о бухгалтерском учете, с целью сближения налогового и бухгалтерского учета разработать учетную политику (как для целей бухучета, так и для целей налогообложения) и организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы его данными можно было воспользоваться в налоговом учете».

Другими словами, по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль. «Данные бухгалтерского учета хозяйственных операций могут непосредственно использоваться при формировании суммы доходов и расходов для целей налогообложения прибыли только на тех участках учета, где требования налогового законодательства и бухгалтерского учета соответствующих операций являются одинаковыми. А именно когда доходы и расходы признаются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и прибыли по бухучету в одном отчетном периоде и в одинаковых размерах. В таких случаях создание специальных налоговых регистров нецелесообразно и в налоговом учете могут использоваться данные бухгалтерского учета. Однако зачастую требования налогового законодательства не совпадают с требованиями законодательства о бухгалтерском учете [8, с. 8]».

При построении системы налоговых регистров целесообразно ориентироваться на форму декларации по налогу на прибыль, так как наиболее удобной представляется та система налоговых регистров, которая позволяет легко формировать необходимые отчетные данные. «Поэтому одним из эффективных вариантов совершенствования налогового учета является разработка системы налоговых регистров, по данным которых автоматически заполнятся налоговая декларация. В результате трудоемкость ведения налогового учета не только не увеличится, но наоборот, уменьшится, так как меньше времени будет уходить на формирование налоговой декларации, и данные налогового учета будут систематизированы в отдельных регистрах, что делает «прозрачным» процесс формирования налоговой базы по налогу на прибыль, позволит довольно просто выявлять и исправлять возможные ошибки в определении налоговых показателей, без особых затруднений подтверждать правильность расчета строк декларации и т.д. В таких случаях очень эффективным является использование компьютерных программ, которые позволяли бы переносить данные из регистров бухгалтерского учета в налоговые регистры [8, с. 13]».

В целях исправления ошибок в налоговом учете организаций проводится аудиторская проверка.

В налоговых системах аудит принято называть налоговым аудитом (аудит налогообложения) или аудитом системы налогообложения предприятий (АСНП). «Аудит налогообложения - это независимая экспертная проверка бухгалтерского и налогового учета организации на предмет выявления следующих аспектов:

1. Точности формирования налогооблагаемой базы по каждому из видов налогов, а также исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период времени.

2. Состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

3. Соответствия систем бухгалтерского и налогового учета положениям действующего законодательства [4, с. 162]».

Объектом налогового аудита являются бухгалтерская и налоговая отчетность экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Отчет о результатах проведения налогового аудита содержит рекомендации по исправлению выявленных нарушений и перечень действий по дальнейшему их недопущению. «Даны рекомендации в отношении порядка исчисления налогов, в том числе и правильность применения льгот, перечень вопросов, которые требуют особенного внимания с позиции руководства организации, предложения по оптимизации налогообложения, улучшению системы бухгалтерского и налогового учета в аспекте налогообложения [2, с. 37]».

Налоговый аудит преследует три основные цели:

1. Определение правильности исчисления суммы налогов, которые подлежат к уплате.

2. Предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.

3. Предоставление руководству проверяемой организации необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения данной организации.

Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

и лишь по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита [4, с. 164].

Аудит налогообложения позволяет объективно оценивать финансовый (бухгалтерский) учет в компании, выявлять правильность расчетов и уплаты налогов за отчетный период и состояние расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами. Результат аудита налогообложения - оценка налоговых рисков предприятия и сведение их к минимуму. Итоги данного вида аудита - профессиональные рекомендации по исправлению обнаруженных ошибок [2, с. 40].

Для проведения качественного аудита налогообложения организаций необходима методика, которая учитывала бы специфику деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта в каждом конкретном случае, особенности налогообложения в РФ, а также включала теоретические и практические основы аудита налогообложения. Выбор аудиторских процедур в значительной степени определяется проверяемым налогом, его отражением в отчетности и бухгалтерском учете, сложностью формирования налогооблагаемой базы и другими факторами.

Выделяют следующие методики аудита налогообложения, которые основаны на разных подходах и чувствительны к изменению различных параметров, дающие в совокупности объективное и разностороннее представление о величине и структуре налогового бремени:

1. «Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов. Данная методика тяжесть налогового бремени оценивает отношением всех уплаченных предприятием налогов к выручке. Показатель налогового бремени позволяет определить долю налогов в выручке, но не характеризует при этом влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, так как не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.

2. Методика М.Н. Крейниной. Суть данной методики заключается в сопоставлении налога и источника его уплаты. Интегральным показателем выступает прибыль экономического субъекта, к которой и приводится сумма всех налогов. При определении налогового бремени (налоговой нагрузки) по данной методике специалисты исходят из идеальной ситуации, когда экономический субъект вообще не платит налогов. Рассматриваемая методика является эффективным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние экономического субъекта, но недооценивает при этом влияние косвенных налогов [9, с. 12]».

3. «Методика М.И. Литвина, которая связывает показатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономических субъектов и механизмом взимания налогов. Помимо общего показателя налоговой нагрузки в методике активно используются частные показатели, определяемые как некое соотношение отдельных налогов и групп налогов с конкретными источниками платежа. Используя их, можно определять оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта.

4. Методика Е.А. Кировой. Она определяет абсолютный и относительный показатель налоговой нагрузки. Абсолютная налоговая нагрузка экономического субъекта - это абсолютная величина налоговых обязательств перед бюджетом. При этом данный показатель не отражает напряженности налоговых обязательств экономического субъекта, вследствие чего дополнительно рассчитывается показатель относительной налоговой нагрузки - отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Достоинством данной методики является то, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку организаций вне зависимости от их отраслевой принадлежности. Однако эта методика не учитывает влияние таких показателей как фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов и не позволяет прогнозировать изменение деловой активности фирмы в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот [5, с. 2422]».

По сравнению с другими направлениями аудит налогов является недостаточно изученным благодаря постоянным изменениям в бухгалтерском, налоговом законодательстве, а также в связи с отсутствием отдельных нормативных документов, регулирующих аудит налогообложения. Поэтому при разработке методического обеспечения аудита налогообложения экономистам приходится опираться на собственную аудиторскую и арбитражную практику.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Важно отметить, что все нормативные документы направлены на регулирование аудиторской деятельности в целом, и не затрагивают аудит налогообложения отдельно. «Это можно объяснить тем, что аудит налогообложения проводится на добровольной основе по инициативе предприятия, поэтому все права и обязанности сторон и элементы проверки должны быть детально отражены в договоре между аудируемым лицом и аудиторской фирмой в индивидуальном порядке. Кроме того, методология аудита налогообложения совпадает с методологией аудита в целом, поэтому аудитор проводящий проверку налоговой отчетности должен руководствоваться всеми нормативными документами [7, с. 453]».

Несовершенство законодательной базы, затрагивающей аудит налогообложения, приводит к различным трактовкам спорных вопросов. К примеру, на сегодняшний день аудиторы используют Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, разработанные в 2003 г. «С момента их выпуска прошло уже более 10 лет, естественно, что произошли изменения в законодательстве, поэтому аудитору необходимо адаптировать показатели, используемые в Методических рекомендациях, к современным реалиям. Также аудитор должен руководствоваться при проведении проверки прочими федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Поэтому аудит налогообложения - это важная составляющая аудиторской деятельности, которая, к сожалению, не имеет конкретной нормативно правовой базы и не является достаточно изученной научной областью [6, с. 83]».

Также появляются и некоторые проблемы в области защиты конфиденциальной информации контрагентов и налогоплательщиков. Решить данные проблемы возможно, если налоговые органы будут взаимодействовать с налогоплательщиками, образуя смену идеологии налогового контроля к переходу к профилактике налоговых правонарушений от осуществления контроля постфактум, также налоговый мониторинг следует применять для всех организаций, усовершенствуя при этом его методы.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее время в НК РФ мало уделено методике ведения налогового учета налогового аудита в специализированных организациях, в частности в бюджетных учреждениях, имеющих свои специфические особенности. Поэтому существует практическая необходимость разработать и законодательно закрепить наиболее оптимальную модель налогового учета в данных организациях. А также в конкретизации методики проведения налогового аудита во внутрифирменных стандартах саморегулируемых организаций аудиторов или методиках; а также в разработке аудиторских стандартов по налоговому аудиту, отражающих перечень аналитических процедур и методику их осуществления. Необходимо определить место налогового аудита в системе общего контроля. Целесообразно выделить налоговый аудит как науку, определив ее предмет и метод. Налоговая составляющая аудита слабо регламентирована действующими нормативными документами. Необходимо урегулировать ряд существенных вопросов, определяющих технологию налогового аудита, установить четкие рамки налоговой составляющей аудита, разработать методические основы по организации и проведению налогового аудита.

Все это придаст достаточную актуальность разработке правовых, методологических и методических основ налогового учета и налогового аудита.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 27 ноября 2017 № 340-ФЗ) // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Ахметшин А.Ф. Налоговый аудит как отдельный элемент в системе общего аудита // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 6. - С. 37 - 41.

3. Баженов А.А., Кузнецов Д.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 3. - С. 15-19.

4. Болгучева Р.Б. Теоретические и методические аспекты аудита налогообложения // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 1-2 (5). - С. 160 - 166.

5. Гаджирагимова Д.Д., Юнусова Д. А. Совершенствование методики аудита налогообложения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х

организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2421 - 2425.

6. Петракова Н.Г., Бабилаев Н.А., Онюшева М.А., Ростиславская К.А. Проблемы налогового аудита в современной России // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). -2016. - № 12. - С. 80 - 85.

7. Петракова Н. Г., Сорокина Л.Н. Современная налоговая политика России / Образовательная среда сегодня и завтра. Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.Г. Бубнова, Е.В. Плужника, В.И. Солдаткина. - 2015. - С. 451-453.

8. Родина О.В. Налоговый учет: последствия неверного ведения // Налоговая политика и практика. - 2015. - № 2-1. - С. 8 - 18.

9. Спирина М.А. Моделирование инструментальной поддержки налогового администрирования: автореферат дис. ... канд. эконом. наук. - Москва: МЭСИ, 2007. - 22 с.

© Салимова А.Д., 2017

УДК 336.22

Черешнева Е.А. студент 4 курс, кафедры «Бухгалтерского учета, финансов и налогообложения»,

профиля «Финансы и кредит» Московский финансово-юридический университет МФЮА

Россия, г. Ярославль Научный руководитель: Лазурина О.М.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем развития налогообложения Российской Федерации в условиях современной мировой экономики. В статье рассматривается современное состояние российской налоговой системы, анализируются присущие ей черты.

Ключевые слова

мировое хозяйство, налоги, налогообложение, государство

В современном мире глобальная экономика включает в себя экономики стран, находящихся на разном этапе своего развития. Так, мировое хозяйство имеет неоднородную структуру, которая включает в себя национальные экономики стран с экономической системой переходного типа, развивающихся и промышленно-развитых стран.

В связи с переходом к новому укладу общественного производства мировая экономика стремится соединить в себе внедрения и достижение научно-технического прогресса с рыночным механизмом, ориентированным на социальную сферу постиндустриального общества. В связи с этим, глобальной экономике присущи следующие черты:

- сохранение стабильных темпов экономического роста;

- повышение роли внешнего фактора в хозяйственном развитии;

- глобализация финансовых рынков и усиление взаимодействия национальных экономик.

При обеспечении высоких темпов роста конкретного государства важная роль отводится эффективности функционирования налоговой системы, поскольку во всем мире налоговая система является одним из важнейших способов мобилизации финансовых ресурсов, направленных на решение экономических, политических и социальных задач государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.