Научная статья на тему 'Совершенствование методики контроля в обучении татарскому языку'

Совершенствование методики контроля в обучении татарскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / АДЕКВАТНОСТЬ / КОРРЕКТНОСТЬ / PEDAGOGICAL MONITORING / TEST CHECK / TRADITIONAL FORMS / OBJECTIVITY / TECHNOLOGICAL EFFECTIVENESS / APPROPRIATENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатхуллова Кадрия Сунгатовна

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы контроля знаний на основе интерактивных тестов, которые позволяют выявить уровень сформированности лингвистической и коммуникативной компетенции у русскоязычных учащихся в татарском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Monitoring Methods in Teaching the Tatar Language

The author considers the issues of improving the knowledge control system based on interactive tests, which can be implemented to diagnose the level of Russian-speaking pupils' linguistic and communicative competence in the Tatar language.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики контроля в обучении татарскому языку»

УДК 811.512.145

К. С. Фатхуллова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы контроля знаний на основе интерактивных тестов, которые позволяют выявить уровень сформированности лингвистической и коммуникативной компетенции у русскоязычных учащихся в татарском языке.

The author considers the issues of improving the knowledge control system based on interactive tests, which can be implemented to diagnose the level of Russian-speaking pupils' linguistic and communicative competence in the Tatar language.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, тестовый контроль, традиционные формы, объективность, технологичность, адекватность, корректность.

Keywords: pedagogical monitoring, test check, traditional forms, objectivity, technological effectiveness, appropriateness

Татарский язык как государственный язык Республики Татарстан является общеобразовательным учебным предметом, обязательным для русскоязычных учащихся на протяжении всего курса школьного обучения. При изучении татарского языка учащиеся должны овладеть определенным уровнем лингвистических знаний, коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, а также практическими навыками говорения на изучаемом языке, чтобы уметь осуществлять межличностное и межкультурное общение.

В соответствии с программой общеобразовательной школы [1] одним из важных этапов процесса обучения татарскому языку является контроль и оценивание знаний учащихся. В последнее время вместо традиционного понятия «контроль» все чаще используется понятие «мониторинг», которое понимается как совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целями обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала, а также его корректировку. Иначе говоря, мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся», позволяющие наблюдать продвижение ученика от незнания к знанию и регулярно отслеживать качество усвоения знаний. Система педагогического мониторинга во многом зависит от специфики изучаемого материала, и именно содержание обучения определяет методику организации контроля в условиях

© Фатхуллова К. С., 2010

школьного языкового образования. В связи с этим использование инновационных методов оценки знаний учащихся по татарскому языку является одной из актуальных лингвометодических проблем. В последние годы в качестве наиболее действенной формы контроля знаний учащихся выступают компьютерные тесты, которые позволяют получить объективную информацию о подготовке учащихся. Говоря об актуальности мониторинга качества знаний учащихся с использованием инновационных технологий, мы принимаем во внимание и то обстоятельство, что создание тестовых заданий по татарскому языку и проведение на их основе систематического контроля дает возможность объективно оценивать соответствие уровня коммуникативной компетенции учащихся требованиям школьной программы. Опыт работы в данном направлении позволяет утверждать, что компьютерные тесты обеспечивают полноту, оперативность, достоверность, доступность и своевременность информации об уровне знаний учащихся по татарскому языку.

В методической литературе отмечается, что тест выступает «как инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств, свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения» [2]. В отличие от традиционных методов контроля, которые не всегда позволяют адекватно оценить знания учащихся, интерактивное тестирование имеет ряд существенных преимуществ: 1) обеспечивает технологичность процедуры проведения проверки, правильное и быстрое восприятие содержания задания, объективность оценки результатов, максимальный охват учебного материала по предмету и однотипность заданий; 2) дает возможность сопоставить уровень знаний учащихся и уровень организации учебного процесса по данному предмету у разных учителей; 3) обеспечивает беспристрастность процедуры проведения педагогического контроля; 4) исключает субъективизм учителя, проводящего проверку; 5) избавляет учителя от необходимости распечатывать тесты и проверять их вручную. К числу достоинств тестового компьютерного контроля нужно отнести и то, что ученики, во-первых, имеют возможность сразу после испытания узнать свои оценки; во-вторых, эти показатели являются прозрачными для всех участников и, в-третьих, появляется оперативная информация об успеваемости каждого ученика. Компьютерное тестирование, как и традиционные формы педагогического контроля, выполняет ряд дидактических функций, среди которых наиболее важными являются обучающая функ-

К. С. Фатхуллова. Совершенствование методики контроля 6 обучении татарскому языку

ция (определяет уровень усвоения учащимися языкового и речевого материала); диагностическая функция (выявляет пробелы в знаниях учащихся и позволяет принимать решения по их ликвидации, а также по совершенствованию учебного процесса); воспитывающая функция (при правильной организации и систематическом использовании активизирует навыки самоконтроля и самооценки, формирует дополнительные стимулы к обучению); а также развивающая, обобщающая, прогностическая функции и т. д. [3].

Как показывает опыт работы, компьютерное тестирование дает дополнительную возможность диагностировать уровень знаний учащихся по татарскому языку, сравнивать и сопоставлять полученные результаты с показателями традиционных форм контроля. Конечно, можно согласиться с теми, кто считает, что проведение компьютерного тестирования создает для учителей определенные технические трудности. К тому же некоторые из них убеждены, что только с помощью тестовых технологий невозможно определить уровень знаний и умений учащихся, особенно по такому сложному предмету, как неродной язык. С другой стороны, тесты не являются каким-то совершенно новым средством контроля и используются в педагогической практике уже давно, так как основу технологии массового тестирования составляют единая технология разработки педагогических измерений, единая технология сбора и обработки результатов контроля. Важно и то, что компьютерное тестирование проводится в единое время для всех школ и по единым контрольно-измерительным материалам. Оно позволяет выявить уровень знаний учащихся по татарскому языку, а также дает возможность сравнить результаты обученности учащихся своей школы с результатами учащихся других общеобразовательных школ. Как результат мы получаем динамику формирования системы языковых знаний и речевых навыков учащихся по татарскому языку, а также наглядную картину эффективности применяемых учителем методов организации учебного процесса. Опыт проведения компьютерного тестирования учащихся по татарскому языку имеется и в нашей республике. Министерство образования и науки РТ проводит интерактивное тестирование учащихся 9— 11-х классов общеобразовательных школ Республики Татарстан по различным предметам, в том числе и по татарскому языку. Цель тестирования заключается в выявлении уровня практического владения татарским языком. Тестовые контрольно-измерительные материалы разработаны нами в соответствии с программой общеобразовательной школы и действующими учебниками. При их создании мы придерживались таких критериев качества, как валидность (адекватность

теста поставленным на этапе контроля целям педагогического измерения); корректность (логическая корректность тестового задания, когда его формулировка не затрудняет выполнения теста), а также нами учитывалось соответствие тестовых заданий дидактическим принципам.

В качестве примеров можно привести следующие задания, предложенные русскоязычным учащимся 9-х классов, которые использовались при интерактивном тестировании:

1. Ж,емлэнеЬ башын табыгыз.

лэкин туган яктан да кадерлерж щир юк-

тыр.

1) Теллэр ейрэну авыр,

2) Урманнарда жилэк пешэ,

3) БезнеЬ авылыбыз урман янында урнашкан,

4) Деньяда матур жирлэр куп,

2. Ж,емлэнеЬ дерес тэржемэсен табыгыз.

Кто-то взял мою тетрадь.

1) Ул минем дэфтэремне алган.

2) Беркем дэ дэфтэрен тапмаган.

3) Дэфтэремне кемдер алган.

4) Дэфтэремне кемгэдер биргэнмен.

3. Бу мэкаль нэрсэ турында?

ЩиреЬ нинди булса, икмэгеЬ шундый булыр.

1) сэламэтлек

2) дуслык

3) тырышлык

4) хайваннар деньясы

4. Кайсы сорау ж,емлэнеЬ эчтэлегенэ туры кил-ми?

Мэктэплэрдэ тэщрибэле укытучылар, уз эш-лэрен яратып башкаручылар эшли.

1) Ьэр кеше уз эшен яратырга тиешме?

2) Алар кайсы миллэт вэкиллэре?

3) Мэктэптэ кемнэр эшли?

4) Мэктэп укытучылары ниндилэр?

5. Кайсы раслау дерес тугел?

1) АтнаныЬ еченче кене - чэршэмбе.

2) Татар теле терки теллэр гаилэсенэ керэ.

3) Ел саен Татарстанда Сабан туе уза.

4) Кездэн соЬ яз килэ.

6. Артык жавапны табыгыз.

Татар халкыныЬ иЬ гузэл сыйфатлары ниндилэр?

1) кунакчыллык

2) чисталык

3) эшсезлек

4) тырышлык

Наряду с речевыми заданиями учащимся были предложены тесты, направленные на проверку их фонетических, лексических, грамматических знаний, а также навыков правильного употребления значимых языковых единиц в татарской речи. К ним можно отнести задания следующего типа:

1. Хаталы сузне табыгыз.

1) тимераяк

2) кешеке

3) чангы

4) кейме

2. Кайсы жемледе етер (,) куела?

1) Иртеге я мин сезго барырмын () я узегез безге килерсез.

2) Мин белем () син моны башкарып чыга алыр-сыЪ.

3) Укытучы дересте такта янына дустымны я () мине чыгарачак.

4) Син безге берер шеЬернеЬ тарихын ( ) сейле еле.

3. Кайсы жемледе куренекле сузен кулланыр-га кирек?

1) Мектепне темамласак та, ... сыйныфташлар белен очрашып торырга телибез.

2) ШеЬеребезде ел саен зур биналар, ... ко-рылмалар тезеле.

3) Бу китапны укырга миЪа укытучыбыз киЪеш итте, лекин мин ... таба алмадым.

4) Дустым сынлы сенгать белен кызыксына, шуЬа куре ... рессамнарныЪ кургезмелерене еш йери.

4. Кайсы гемледе сызык (-) куела?

1) Мегаен () иртеге соЬгы дересебез булмас.

2) Этием ( ) деньякулем танылган спорт ооеш-масын^:Ъ ж,итекчесе.

3) «Сабантуй» газетасы ( ) Ьер укучыга кирекле киЪеш бире ала.

4) Дересте жавап бирмэвемнеЬ себебе шул ( ) киче кич белен ей эшен езерли алмадым.

Итоги тестирования показали, что, в целом, учащиеся успешно справились с предложенными лексико-грамматическими и коммуникативными заданиями. Среди них наиболее легкими для учащихся оказались следующие тесты: по орфографии - найдите предложение с орфографической ошибкой (72,1% ); по лексике - найдите лишнее слово (80,5%); по морфологии - найдите слово, к которому присоединяется данный аффикс (80,9%) и т. д. Во всех классах вызвала затруднение работа с микротестом (расположение данных предложений в логической последовательности для получения связного текста). Также сравнительно низкий процент был получен по таким заданиям, как найдите слово, в котором ударение падает на первый слог (40,13%); найдите сложноподчиненное предложение (49,23%) и т. д. Анализ наиболее часто допускаемых учащимися ошибок при выполнении тестовых заданий говорит о необходимости целенаправленной и последовательной работы по их прогнозированию, выявлению и искоренению, с тем чтобы довести до минимума интерферирующее влияние родного (русского) языка и научить школьников правильно использовать усвоенный лингвистический материал в речевой практике. При этом важно, чтобы ученики усвоили не только значение

отдельных слов или грамматических структур, но и получили навыки сочетания их с другими языковыми единицами при организации речевого высказывания.

Анализ содержательной стороны выполненных заданий позволил выявить, что очень часто учащиеся используют в качестве основы предложения на татарском языке синтаксическую структуру родного языка, что приводит к нарушению смысловой связи, так как тема-рематические отношения в двух языках имеют большие различия. При этом порядок слов в предложении не используется учащимися в коммуникативных целях. В ходе выбора правильного ответа они не обращают внимания на коммуникативное членение фразы. К примеру, подобные ошибки допускаются учащимися при нахождении правильного перевода предложения с русского на татарский язык. Эти недочеты повторяются из класса в класс, что указывает на недостаточную методическую разработанность вопроса практического овладения татарским языком как неродным.

Полученные результаты показывают, что необходимо вести целенаправленную работу по разработке и внедрению электронных тестовых заданий в учебный процесс для осуществления контроля знаний учащихся по татарскому языку, в дальнейшем расширить в них объем тех заданий, которые способствуют практическому овладению коммуникативными единицами татарского языка, систематизации и углублению их знаний. Перечень таких заданий может быть продолжен, их можно видоизменять с учетом реальных условий обучения, но самое важное заключается в том, чтобы их использование развивало в учащихся чувство коммуникативной целесообразности» [4].

Краткие выводы

1. Языковой контроль является важнейшим компонентом методической системы и частью учебного процесса. Успех в обучении татарскому языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя.

2. Контроль знаний русскоязычных учащихся по татарскому языку должен осуществляться на основе инновационных технологий, позволяющих объективно оценить их уровень языковой и речевой подготовки. Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние школьники отдают предпочтение компьютерным тестовым заданиям с минимальным участием учителей.

3. Учителя должны сознательно стремиться к объективной и реальной оценке уровня подготовленности учащихся по татарскому языку, а также к активному использованию тестовых методов при организации контроля и учета знаний,

С. Н. Тимофеева, Н. И. Лебедев. Индивидуальные трудности студентов при освоении.

умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса.

4. Методически продуманная система компьютерного контроля знаний учащихся должна обеспечить развитие у школьников навыков работы с тестовыми заданиями разных типов; формирование языковой догадки; совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте.

5. Контроль уровня практического владения татарским языком и оценку результатов обучения целесообразно осуществлять с позиций ком-муникативно-деятельностного подхода.

Примечания

1. Программа по татарскому языку для русскоязычных учащихся. 1-11-й классы / сост. Ф. С. Са-фиуллина, К. С. Фатхуллова. Казань: Магариф, 2003.

2. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно): учеб. пособие / И. X. Галеев, В. Г. Иванов, Д. Л. Храмов, О. В. Колосов. Казань: КГТУ, 2005.

3. Тестирование в обучении русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы / под общ. ред. Т. М. Балыхиной. М., 2003.

4. Речь. Речь. Речь...: кн. для учителей / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990.

УДК 796(077)

С. Н. Тимофеева, Н. И. Лебедев

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

В предлагаемой статье рассматривается метод расчета индивидуальных трудностей (физические, технические и психологические) студентов, которые они испытывают на занятиях по физической культуре при освоении программного материала. Метод расчета КИТ - коэффициента индивидуальной трудности, поможет корректировать нагрузку у студентов с учетом данных самоконтроля, тем самым повысит интерес студентов к физической культуре и спорту.

The article deals with the method of calculating the ratio of individual difficulties (physical, technical and psychological) of students at the lessons of physical culture while learning the syllabus. The method of calculating "IDQ" - the ratio of individual difficulties helps to correct the students' working load with an allowance for self-control data thereby stimulating students' interest to physical education and sport.

Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, индивидуально-дифференцированный подход, коэффициент индивидуальной трудности, физические, технические и психологические трудности.

Keywarafcindividualization, differentiation, individually-differentiated approach, individual difficulty quotient, physical, technical and psychological difficulties.

Ha современном этапе успехи высшей школы в области физической культуры зависят от уровня активности и сознательности студентов, их отношения к физическому воспитанию как к учебной дисциплине. Но вместе с тем существуют определенные издержки в организации учебного процесса, оказывающие негативное влияние на посещаемость студентами практических занятий, их активность и инициативность на них.

Становится очевидной актуальность рассматриваемой проблемы, эффективность решения которой, на наш взгляд, зависит от применения на практике комплекса психолого-педагогических воздействий [1].

Решению данной проблемы посвящено исследование, проведенное на кафедре физического воспитания Вятского государственного гуманитарного университета. В качестве исходного положения было принято, что несоответствие элементов субъективного образа необходимых условий для успешного освоения требований учебной программы и реально существующими является одной из основных причин, снижающих активность на занятиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Тимофеева С. Н., Лебедев Н. И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.