УДК 330
H.A. Стефанова* СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
В статье исследуется наиболее популярный на сегодня метод оценки привлекательности регионального бизнеса с помощью рейтинга «Doing Business», направленный на аккумулирование адекватной информации о рынке и его особенностях; рассматриваются критерии оценки. Приводятся недостатки этого метода и рекомендации по его совершенствованию.
Ключевые слова: «Doing Business», бизнес, бизнес в регионе, оценка привлекательности ведения бизнеса.
В последние годы бурными темпами развивается частная предпринимательская деятельность. Потенциальные бизнесмены тщательно исследуют рынки и условия ведения коммерческой деятельности в различных местах, сферах и на разных территориях.
Бизнес — это любая организованная законная деятельность, главной целью которой является получение прибыли. Такая деятельность регулируется национальным законодательством и международными соглашениями. Но также на ведение бизнеса оказывают влияние множество различных факторов, таких как: простота процесса открытия бизнеса, организация налогообложения, длительность оформления различных организационных документов, получения разрешений и лицензий и т. п.
При этом для предпринимателя важным вопросом является оценка этих факторов для дальнейшего принятия решения о ведении бизнеса на каком-либо рынке. Поскольку самому бизнесмену проводить данную оценку затруднительно и сложно охватить все анализируемые факторы, для качественной и объективной оценки привлекательности ведения бизнеса необходимо использовать один из существующих методов оценки привлекательности региона для ведения бизнеса.
Метод составления рейтинга «Doing Business» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Методики исследования «Doing Business» и «KPMG» являются типовыми инструментами, применяемыми для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий. На сегодня метод оценки с помощью рейтинга «Doing Business» наиболее популярен.
Например, Россия, по данным рейтинга «Doing Business» в 2013 г., заняла 92-е место (поднялась
на 20 пунктов по сравнению с 2012 г.). Были отмечены улучшения в регулировании бизнеса, происшедшие с 2012 по 2013 гг. в России: сокращение процесса регистрации собственности, упрощение процедуры подключения к электросетям.
Но метод составления рейтинга «Doing Business» несовершенен. При его составлении учитывается мнение только участников крупного бизнеса, что оставляет без внимания положение участников среднего и малого бизнеса. А для отражения реальной ситуации необходимо опрашивать всех участников бизнеса. Также недостатком рейтинга «Doing Business» является то, что он отражает бизнес-климат не всего государства, а его «бизнес-столицы». Это неприемлемо, так как бизнес, действующий в провинции, занимает значительную долю бизнес-деятельности государства.
Поэтому возникает задача совершенствования метода оценки условий ведения бизнеса «Doing Business» посредством применения предложенных рекомендаций.
Для ее решения необходимо:
— рассмотреть сущность методики «Doing Business»;
— выполнить анализ эффективности данной методики;
— разработать рекомендации по совершенствованию методики «Doing Business».
«Doing Business» («Ведение бизнеса») — это один из наиболее признаваемых в мире инвестиционных рейтингов. Рейтинг разработан Всемирным банком в 2004 году. В нем участвует 189 стран. Каждая страна оценивается по 10 критериям: создание предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, международная торговля, получение кредитов, защита прав инвесторов, налогообложение, обеспечение испол-
* © Стефанова H.A., 2014
Стефанова Наталья Александровна ([email protected]), кафедра электронной коммерции, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Льва Толстого, 23.
Совершенствование метода оценки привлекательности ведения бизнеса в регионе
71
нения контрактов, разрешение неплатежеспособности.
Составление рейтинга происходит в два этапа:
— анализ нормативных правовых актов;
— опрос предпринимателей.
Страна оценивается по одному городу, в котором сосредоточена большая часть бизнеса.
Лидерами рейтинга являются Сингапур, Китай и Новая Зеландия; Россия, как отмечалось выше, занимает 92-е место. Более подробная информация по распределению рейтинговых оценок по различным факторам представлена в табл. 1.
В критерии «Создание предприятий» учитываются процедуры, которые должны быть соблюдены предпринимателем, приступающим к созданию промышленной или торговой компании, в соответствии с требованиями законодательства, а также сроки и затраты для их выполнения и минимальный размер уставного капитала. Эти процедуры включают получение всех необходимых лицензий и разрешений, оформление уведомлений, удостоверений.
В критерии «Получение разрешения на строительство» учитываются процедуры, которые должна пройти строительная компания, чтобы построить складское помещение. Данные процедуры включают получение согласований, лицензий, разрешений и сертификатов.
В критерии «Подключение к системе электроснабжения» учитываются процедуры, необходимые предприятию, чтобы подключить стандартный склад к системе электроснабжения.
В критерии «Регистрация собственности» учитывается вся последовательность процедур, которые должны быть выполнены компанией, чтобы приобрести имущественный объект.
В критерии «Международная торговля» рассматриваются процедурные требования в отношении экспорта и импорта товаров и грузов при достав-
Рейтинговые оценки стран сог
ке морским транспортом. Учитываются процедуры по экспорту и импорту товаров с указанием затрат времени и расходов на прохождение процедур. Учитываются документы, необходимые компании для экспорта или импорта товаров через национальные границы.
В критерии «Получение кредитов» оцениваются права заемщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам и обмен кредитной информацией. Измеряется наличие возможностей, которые облегчают предоставление займов в рамках законодательства. Оцениваются охват, объем и доступность кредитной информации, которую можно получить через государственные кредитные реестры или частные бюро кредитной информации.
В критерии «Защита прав инвесторов» оценивается степень защиты акционеров в случае противоправных действий директоров по 3 аспектам: прозрачность сделок между связанными лицами, ответственность директоров за проведение операций в своих интересах и способность акционеров подавать в суд на должностных лиц и директоров за неправомерные действия.
В критерии «Налогообложение» анализируются налоги и обязательные отчисления, которые предприятие должно уплатить, а также административное бремя, связанное с уплатой налогов и производством отчислений.
В табл. 2 представлен страновой обзор по России, согласно которому она занимает 92-е место, подъем за предыдущий год составил 19 пунктов, исследуемый город — Москва.
При этом согласно проведенному анализу к недостаткам рейтинга можно отнести:
— низкий уровень объективности оценок, который обусловлен изучением только одного города страны, опросом преимущественно крупных бизнесменов и отсутствием защиты доступа к опросным формам;
Таблица 1
сно методике «Doing Business»
Итоговое место в рейтинге Регистрация предприятий Получение разрешения на строительство Подключение к системе электроснабжения Регистрация собственности Защита инвесторов Кредитование Налогообложение Международная торговля Обеспечение исполнения контрактов Разрешение неплатежеспособности
Сингапур 1 3 3 6 28 2 1 5 1 12 4
Китай 2 5 1 5 89 3 2 4 2 9 19
Новая Зеландия 3 1 12 45 2 1 3 23 21 18 12
Россия 92 88 178 117 17 109 109 56 157 10 55
Таблица 2
Страновой обзор по России
Регион Европа и Центральная Азия Рейтинг 2014 Рейтинг 2013 Изменение рейтинга
Уровень доходов Высокий доход 92 111 19|
Население 143 533 000
Среднедушевой валовый национальный доход (в $) 12 700
Исследуемый город Москва
— оценку условий только в «крупнейшем деловом центре страны», что не позволяет просчитать общий бизнес-климат в целом по регионам;
— некорректный подход к выбору объектов опроса и процессу анкетирования, а именно мало внимания уделяется тому, насколько хорошо тот или иной бизнесмен знаком с процедурой;
— отсутствие учета ряда факторов, таких как коррупция и дорожная инфраструктура, что не позволяет сформировать полную картину условий ведения бизнеса.
Для устранения выявленных недостатков рекомендуется:
— создать единый интернет-ресурс, при помощи которого будет осуществляться опрос бизнесменов, также у бизнесменов появится возможность онлайн-просмотра результатов изучения;
— интегрировать с рейтингом «Transparency» (мониторинг коррупции) для отражения полной картины с учетом уровня коррупции;
— учесть дополнительный фактор — дорожную инфраструктуру;
— коррелировать данный метод для оценки привлекательности ведения бизнеса в регионе.
При этом ожидается получение следующих эффектов:
— адекватная картина условий ведения бизнеса в регионе;
— повышение престижа региона и страны.
Согласно экономическому обоснованию данного проекта, затраты на создание, развитие и поддержание единого портала, отражающего результаты оценки посредством данной методики, ожидается окупить такими ожидаемыми доходами, как:
— повышение инвестиционной привлекательности региона и страны;
— рост ВРП и ВВП (при повышении рейтинга на 1 пункт ВВП России увеличится в среднем на $2000).
За счет усовершенствования методики оценки условия ведения бизнеса в регионе и стране становятся более прозрачными и четко оформленными. В таком случае для государства станут очевидными моменты, нуждающиеся в доработках. Следовательно, улучшится бизнес-климат, что приведет к притоку инвестиций и, следовательно, повышению престижа страны.
Также для поиска «слабых мест» в процессе организации предпринимательства предлагается создание отдельного рейтинга регионов России, методика расчета которого должна учитывать особенности нашей страны и конкретных регионов. Таким образом, станут очевидными и документально оформленными проблемы региона. Данный рейтинг, а именно отчет конкретного региона станет весомым аргументом при обсуждении тех или иных потенциальных вложений.
N.A. Stefanova* IMPROVEMENT OF THE METHOD OF ESTIMATE OF ATTRACTION OF CONDUCT OF BUSINESS IN THE REGION
In the article the most important nowadays method of estimate of attractiveness of regional business with the help of «Doing Business» rating, aimed at accumulation of adequate information on market and its features are investigated; the criteria of estimate are viewed. The drawbacks of this method and recommendations on its improvement are given.
Key words: «Doing Business», business, business in the region, estimate of attraction of conduct of business.
* Stefanova Natalya Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of e-commerce, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara, 443090, Russian Federation.