В данный период подсудимым от 10 до 17 лет, не избравшим защитника, последний назначался без всякой о том просьбы. При отсутствии защитника судебное заседание по делам данной категории не проводилось. При этом судебные заседания по делам несовершеннолетних осуществлялись при закрытых дверях. Позже, в 1906 г., в Уставе появилась норма о том, что все предварительное производство о несовершеннолетних в случае соучастия с ним взрослых лиц должно по возможности быть выделено в отдельное производство и получить самостоятельное движение.
До октября 1917 г. в крупных городах России были созданы «детские» суды, выступавшие как «органы государственного попечения несовершеннолетних, действующие в судебном порядке». С 1913 г. в компетенцию таких судов были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет.
С. А. Роганов
Совершенствование мер по профилактике наркомании
Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами (далее наркотиками) и их незаконному обороту становится ключевой задачей государства. Российская Федерация является одним из наиболее привлекательных рынков сбыта наркотиков для международной наркомафии. Граждане России потребляют в год наркотиков на сумму около одного миллиарда долларов США. Анализ информации органов здравоохранения и внутренних дел показывает, что лицо, незаконно потребляющее наркотики, вовлекает в такое же незаконное потребление до 15 человек в год, порождая число наркоманов в стране в геометрической прогрессии.
Около четырех миллионов человек в России употребляют наркотики, или 3 % населения. Причинами незаконного распространения наркотических средств являются нестабильность в обществе; снижение уровня жизни, рост безработицы; разрушение идеологической основы общества, потеря нравственных ориентиров, утрата жизненных идеалов, ослабление семейных связей; фактический развал системы детско-юношеских клубов, спортивных школ, детских оздоровительных учреждений; недостаточное количество наркологических учреждений и реабилитационных центров; безудержное нарастание контрабанды наркотиков в Российскую Федерацию. Южные границы России практически открыты для проникновения наркотиков, прежде всего героина, из Афганистана и других стран Центральной Азии. По мнению специалистов Феде-
176
ральной пограничной службы Российской Федерации, необходимо увеличить финансирование мероприятий по обустройству российско-казахстанской границы, без чего невозможно ограничить поток наркотиков, поступающих в Россию из Афганистана и других стран Азии. Однако на эти мероприятия выделено всего около 34 млн руб., что явно недостаточно. И, наконец, высокая доступность приобретения наркотических средств. Местом сбыта все чаще становятся дискотеки, ночные клубы, кафе, учебные заведения, в том числе в начальных и средних школах, становясь частью молодежной субкультуры. Так, например, в Санкт-Петербурге выявлены факты распространения наркотиков в клубах «Метро», «Кэндимен», «NET», танцевальном помещении «ДК Связи».
Все эти причины продолжают создавать условия для дальнейшей наркотизации населения, что отрицательным образом сказывается на морально-психологической атмосфере в обществе, создает реальную угрозу здоровью нации и национальной безопасности государства.
Ежегодно увеличиваются темпы прироста числа потребителей наркотических средств и психотропных веществ. Количество потребителей наркотиков, состоящих на учете в российских органах здравоохранения, в настоящее время превышает 350 тыс., а в целом по стране, по экспертным оценкам, их число достигло трехмиллионного уровня. Наркомания является неизлечимым и смертельным заболеванием. Лица, больные наркоманией и продолжающие потреблять наркотики, лишь в редких случаях доживают до 35 лет. За последние 3-4 года резко возросло число потребителей «тяжелых» наркотиков, прежде всего героина, что ухудшает прогноз развития наркоситуации в России. Особенно острой является проблема детской и юношеской наркомании.
Наркозависимость наблюдается уже у детей школьного возраста, что ставит под серьезную угрозу физическое и интеллектуальное здоровье будущих поколений россиян. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5 раза выше, чем среди взрослых. По данным Центра медицинской профилактики наркологических болезней, ситуация с наркопотреблением, например, в Санкт-Петербурге и области сложная. 10 % подростков постоянно прибегают к употреблению наркотиков в случае возникновения сложных жизненных обстоятельств, 32 % - к алкоголю. Из причин, побуждающих учащихся школ и лицеев к приему наркотиков, отмечены следующие: любопытство - 64,6 %, пример друзей - 13,5 %, потребность испытать «кайф» - 10,4 %, неразрешенные личные проблемы - 8,3 %.
Наркомания - это не только медицинская проблема, но и социальная болезнь. Наркомания все больше затягивает молодежь, по-
177
этому основная задача сейчас - ведение активной профилактической работы среди подростков и создание комплексной системы мер по противодействию незаконному обороту наркотиков и их злоупотребления. Сопоставление статистических показателей свидетельствует о том, что подростки злоупотребляют наркотиками в 4,3 раза чаще, чем все население. По данным медико-санитарных исследований, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек.
Крайне неблагоприятное влияние оказывают средства массовой информации на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Телевидение и радио допускают транслирование фильмов, музыкальных клипов, песен, пропагандирующих образ жизни, подразумевающий употребление наркотиков. Пользователям Интернета открыто предлагается информация о способах изготовления и употребления наркотиков, местах их продаж, в привлекательной форме описывается состояние наркотического опьянения.
В последние годы в Санкт-Петербурге появились все необходимые элементы профилактики молодежной преступности - в учебных заведениях открываются профилактические кабинеты противодействия наркомании, созданы досуговые центры, приюты, социально-психологические службы, обеспечиваются рабочие места для молодежи, осуществляется целенаправленная подготовка специалистов по работе с молодежью. Однако данная проблема остается сегодня актуальной и будет таковой на протяжении еще многих лет. Для того чтобы все элементы профилактической работы стали эффективными, нужно, чтобы они развивались в масштабах, необходимых для решения городских проблем и были объединены в единую систему. Именно на это направлена разработанная программа. Ее реализация будет способствовать снижению подростковой и молодежной преступности в Санкт-Петербурге. Нужна целенаправленная работа по профилактике наркомании, развитию у детей ценностной ориентации, в которой нет места для наркотиков.
В противодействие наркотической угрозе свой вклад должны внести работники культуры, системы образования и просвещения, средства массовой информации. Не должны оставаться в стороне известные и, прежде всего, признанные в молодежной аудитории деятели культуры, артисты театра, кино, эстрады, а также выдающиеся спортсмены. Через средства массовой информации необходимо развернуть широкую и эффективную антинаркотическую пропаганду. В то же время в отдельных теле- и радиопередачах имеет место явная или скрытая пропаганда наркомании.
Возникает необходимость в разработке и внедрении новых образовательных программ и педагогических технологий, направленных на формирование у детей ценностного отношения к своему
178
здоровью и здоровому образу жизни. Возникает необходимость в развитии сети спортивных, культурных, общеобразовательных учреждений, мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, военно-патриотического воспитания, организации массовой культурнодосуговой деятельности, спартакиад, городских спортивных соревнований, проведении тематических семинаров, расширении волонтерской службы, выпуске информационно-методических пособий. Начинать профилактическую работу необходимо с первого класса и строить ее на основе комплексных программ по предупреждению наркомании. Антинаркотическое просвещение должно проводиться не только в отношении детей и подростков, но и их родителей и родственников. Активнее необходимо вовлекать несовершеннолетних в занятия физической культурой и спортом, творчеством, а также организовывать для них доступный отдых и досуг, проводить профессиональную ориентацию и обеспечивать трудовой занятостью подростков и молодежь.
Значительные резервы усиления антинаркотической борьбы лежат в сфере совершенствования межведомственного взаимодействия. Оно предполагает согласованные действия государственных организаций по противодействию наркомании, обмен информацией, оказание содействия в выполнении поставленных задач.
Несмотря на некоторую активизацию в целом борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принимаемые меры еще не адекватны масштабам распространения этой проблемы, и на данном этапе одним из важнейших направлений противодействия наркомании является совершенствование законодательства, усиление административно-правовых мер борьбы с этим негативным явлением и ее профилактика на ранней стадии. Законодательная база отстает от реальной наркоситуации.
Предлагаем усилить ответственность:
•за склонение, особенно несовершеннолетних, к потреблению наркотиков. Последствиями таких действий является прогрессирующий рост масштабов наркомании среди несовершеннолетних;
•за наркопреступления, прежде всего за незаконный сбыт наркотиков. Наиболее часто применяется наркодилерами с целью создания постоянной сети потребителей. Для этого сбытчики зачастую сбывают первые дозы наркотиков вовлекаемым лицам безвозмездно, и лишь когда это лицо приобретет устойчивую зависимость от наркотиков, их сбыт начинает производиться за плату. Более опытные сбытчики наркотиков продают их лишь лицам, с которым они знакомы лично;
•за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ;
179
•было бы целесообразно дополнить ч. 4 ст. 228 УК РФ (за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) дополнительным квалифицированным признаком - должностным лицом, в обязанности которого входило бы противодействие незаконному обороту наркотиков;
•в связи с большой общественной опасностью преступлений, связанных с незаконным изготовлением синтетических наркотических средств, мы считаем необходимым дополнить ч. 3 ст. 228 УК РФ (незаконное изготовление наркотиков) новым квалифицирующим признаком, а именно: «с применением химического оборудования, специально изготовленной самодельной установки или в подпольной лаборатории».
Предлагаем
1. Вернуться к практике привлечения наркоманов к принудительному лечению (для этого потребуется выделение из бюджетов дополнительных затрат).
2. Активнее использовать технические средства (камеры видеонаблюдения) на территориях образовательных учреждений (особенно в вечернее время, когда подростки проявляют наибольшую активность).
3. Обязательную организацию (введение) учебного курса «Ан-тинарко» в образовательных учреждениях с демонстрацией видеозаписей немедицинского потребления наркотических средств и последствий от их использования как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
4. Организовать курсы повышения квалификации участковых уполномоченных полиции, направленные на выявление и законное оформление первоначального материала по фактам, связанным с правонарушениями в сфере немедицинского потребления наркотиков и их незаконным оборотом.
5. Укреплять сотрудничество с зарубежными правоохранительными органами с целью обмена опытом противодействия незаконному обороту наркотических средств.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что остановить распространение наркомании невозможно только уголовно-правовыми методами. Противодействие наркомании должно основываться на общесоциальных мерах профилактики, включающих медицинское, правовое просвещение, развитие сети общедоступных массовых спортивных учреждений, программ государственной поддержки занятости молодежи.
180