Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами по вопросам координации разработки и принятия социально значимых решений'

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами по вопросам координации разработки и принятия социально значимых решений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
943
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / ХАРАКТЕР ВЛАСТИ / THE NATURE OF POWER / СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SPECIFICITY OF POLITICAL INTERACTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами по вопросам координации разработки и принятия социально значимых решений В статье, которая легла в основу доклада на круглом столе «Современные публичные коммуникации в системе взаимодействия государства и общества», рассматриваются вопросы взаимодействия органов государственной власти с общественными и политическими структурами, совершенствования механизмов коммуникации с учетом обращения к теоретическим и практическим аспектам этой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISMS OF INTERACTION OF STATE LEGISLATIVE AND EXECUTIVE POWER WITH POLITICAL AND SOCIAL STRUCTURES UPON THE PROBLEMS OF COORDINATION FOR THE DEVELOPMENT AND SOCIALLY SIGNIFICANT DECISION MAKING

The article, which has become the basis for the report at the panel discussion “Modern public communications in the system of interaction of state and society”, considers the problems of interaction of public authorities with political structures, improvement of the mechanisms of communications regarding theoretical and practical aspects of this issue.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами по вопросам координации разработки и принятия социально значимых решений»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 304

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами по вопросам координации разработки и принятия социально значимых решений

В статье, которая легла в основу доклада на круглом столе «Современные публичные коммуникации в системе взаимодействия государства и общества», рассматриваются вопросы взаимодействия органов государственной власти с общественными и политическими структурами, совершенствования механизмов коммуникации с учетом обращения к теоретическим и практическим аспектам этой темы.

Ключевые слова: взаимодействие, коммуникации, характер власти, специфика политического взаимодействия, информационные технологии.

С.В. Иванова

В начале рассмотрения обозначенной в названии темы позволю себе небольшое наблюдение. В проживаемое нами время гораздо чаще, чем вопрос взаимодействия управленческих государственных и муниципальных структур с общественными организациями, звучит тема о взаимодействии бизнеса и власти, причем именно в такой постановке: это бизнес взаимодействует с властью, а власть (во вторую очередь) отвечает на это взаимодействие. Как это обстоит на самом деле — мы не всегда знаем, потому что рассуждения по этому поводу построены на умозрительных конструкциях, ведутся людьми, далекими и от того, и от другого. Это, к сожалению, негативно влияет на мнение граждан страны, которые подозревают, что: а) это взаимодействие всегда носит лоббистский характер; б) не всегда отвечает интересам государства и основного населения. С этими позициями трудно спорить, хотя, может быть, они и не всегда верны. Думается, что смена ракурса обсуждений в визуальных средствах массовой информации, в научной и публицистической печати начнет изменять эти позиции. Ведь часто бывает, что сущест-

© Иванова С.В., 2014

19

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной...

веннее не громко обсуждаемое, а реально влияющее на государственные решения: это взаимоотношения ветвей власти друг с другом и с общественно-политическими структурами, говоря современным языком, «диалог власти с гражданским обществом».

Тема взаимодействия — это проблема коммуникаций. С учетом этого тема взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами, безусловно, актуальна. Актуальна и для изучения, и для обсуждения, и для внедрения механизмов, повышающих эффективность различных форм данного взаимодействия. Это взаимодействие на данном этапе только становится постоянным объектом публичной политики и вовсе еще не стало в полной мере фактором или условием принятия управленческих решений. Несмотря на все попытки выстроить эту систему на основе западного опыта, пока еще рано говорить о ее полноценном влиянии на решения государственных органов власти. Однако в стране имеются исследования и накоплен некоторый опыт для анализа и понимания особенностей подобного взаимодействия, представления прогнозных сценариев продвижения в этом вопросе.

Исследование вопроса о формах взаимодействия власти и общества в историко-теоретическом аспекте делает очевидным то, что это одна из основных проблем, реперная точка при определении самого вида (типа) власти, ее потенций, возможностей и перспектив.

Целый ряд исследователей выделяли бихевиористский подход к власти (Дж. Кетлин, Г. Лассуэлл, Ч. Мерриам и др.), в рамках которого среди трех моделей — силовой, рыночной и игровой — обращает на себя внимание рыночная модель, которая как нельзя лучше характеризует настоящее нашей политической жизни. Нельзя сказать, что черты остальных двух моделей не проглядывают в современном политическом устройстве, но в основе все-таки лежит рыночная модель, если определять по большинству доминирующих признаков. Из них можно выделить рациональность как «форму рациональной организации человеческих устремлений к власти»; договорность, из чего «следуют особые отношения обмена потенциалами власти по образцу товарно-денежных отношений»; рыночность, так как «политическая арена становится рынком власти, то есть сферой, в которой собственность превращается во власть» [цит. по 8].

Не углубляясь в подробности описания рыночного характера власти в целом, обратим внимание на то, что сфера взаимодействия власти с обществом также подвержена в достаточно сильной степени влиянию тех же рыночных принципов. Как и на рынке товаров, рождаются услуги общественных и политических организаций (нередко они и создаются под эти услуги) с помощью спроса и предложения. Эти организации борются за «вхождение» в коридоры власти, стремясь к своей выгоде, конкурируют друг с другом за свое влияние на политику и политиков, на представителей и законодательной, и исполнительной власти. Как и в любых других рыночных отно-

20

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной...

шениях, возможен подкуп должностных лиц, шантаж, применение силы в различных вариациях (от морального до физического подавления). В сфере политического взаимодействия организуются сделки, воссоединение и разделение ресурсов, распределяются области влияния. В период любых выборов голоса избирателей становятся ресурсом, эквивалентным финансам, потому что они дают доступ к государственному управлению, который в свою очередь позволяет решать политические и экономические задачи, всемерно укреплять свою власть. Именно таким образом социальная значимость взаимодействия с властью приобретает рыночную ценность, иными словами — потребительскую стоимость. Взаимодействие с властью для любых политических структур и общественных организаций — это возможность влиять на власть и самим стать властью, то есть в обмен на свои специфические «услуги» получить определенные финансовые вливания, а затем и властные полномочия, государственные должности, чтобы продолжить это захватывающее политическое круговращение. Думается, что для успеха этого круговращения важно два момента: нельзя перегибать с манипулированием общественным сознанием и нельзя превышать властные полномочия, подавляя те или иные формы общественной активности, которые в данный момент по какой-либо причине «не вписались» в официальную канву политической жизни.

Подобный взгляд подтверждается спецификой политического взаимодействия в эпоху информационных технологий. Система разнообразных информационных коммуникаций с обществом требует особого контроля властных структур, но зачастую делает сложной «победу» в информационных сетях. Сегодня уже невозможно установить тотальный контроль за информационными потоками, применить постоянное и всестороннее воздействие на общественное сознание через информацию. По экспертным оценкам, усиление влияния власти через телекоммуникационные средства массовой информации быстро отмечается в социальных интернет-сетях как негативный фактор давления на общественное мнение, политическое давление на людей. В результате — все усилия и средства по повышению рейтинга какой-либо политической силы бывают затрачены впустую или дают негативный эффект. В этих условиях особую роль приобретает взаимодействие власти с общественными структурами. В публичном поле, то есть в пространстве СМИ, могут существовать разные формы взаимодействия:

— публичный диалог представителей различных властных структур с представителями гражданского общества практически любого толка;

— монолог или обсуждение представителей общественных организаций по поводу «хорошей» власти без участия представителей власти;

— представление потребителям информации интересных сюжетов о взаимодействии без специальных комментариев.

Это сложное коммуникационное умение — влиять на общество ради политического успеха. Сегодня наблюдается процесс видимых изменений форм политического влияния на общество со стороны власти и форм влияния

21

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной...

общественности на власть через информационно-коммуникационный ресурс. Для политических властных структур среди множества минусов и сложностей сверхбыстрых коммуникаций имеется один плюс: есть возможность «вброса» каких-либо идей и получения быстрой ответной общественной реакции «за» или «против», притом что фокус-группой уже служит практически все общество. Далее для закрепления политического успеха работают механизмы референдумов и прочих политических акций, однако это уже технический вопрос подготовки, но успех, в общем-то, предопределен. В этих случаях власть и общественные организации могут оказывать друг другу «неоценимые» услуги, реальную помощь и поддержку. И это ничуть не циничное заявление, это реальный путь выработки таких политических решений, которые поддержит общество.

В связи с этой позицией целесообразно обратить взор на концепцию коммуникативной рациональности власти Ю. Хабермаса. Согласно этой концепции, все члены общества являются участниками коммуникации, с помощью которой они пытаются найти путь к рациональным действиям, согласию, взаимопониманию. Используя прием вольного изложения, можно сказать, что Хабермас полагает следующее: коммуникации общества и власти помогают опосредовать власть влиянием общества; способствовать ее децентрализации; ограничивать ее административные функции; влиять на формирование и принятие решений; институализировать общественное мнение; легитимировать властные решения; оценивать ожидания общества и предугадывать реакции. В этом Хабермас видит субъектность отношений власти и общества, «не-вертикальное» управление, развитие истинной демократии, при которой обеспечивается продвижение информации в двустороннем режиме: от общества к власти и от власти к обществу [9]. Можно сделать еще один вывод об определяющей роли взаимодействия власти и общественных организаций в демократическом государстве при гуманистическом подходе к жизнеустройству граждан и государственному управлению.

Представляется логичным и даже необходимым в развитие мыслей о взаимодействии общества и власти согласно теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса рассмотреть и информационно-коммуникативную концепцию власти Карла Дойча. В двух моделях коммуникаций — непосредственной и массовой, которые выделяет Дойч, он особо говорит о политических символах. Среди шести типов политических образов-символов (словесные, изобразительные, персонифицированные, пространственно-географические (места), религиозные) он выделяет организационно-институциональные: «...символические организации или институты, такие как конгресс, политические партии, законодательные органы, верховный суд, университеты, бюрократические институты и военные учреждения» [цит. по 1]. На всех этапах информационно-коммуникативной модели К. Дойча, которая включает сбор информации, принятие решений, реализацию решений, обратную связь, может присутствовать взаимодействие власти и выделен-

22

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной...

ных Дойчем символических организаций и институтов, но особенно это взаимодействие важно при получении обратной связи. В конечном счете, речь идет о налаживании постоянных каналов взаимного обмена информацией для эффективного решения проблем общества и в этих целях — эффективного осуществления властных полномочий. Таким образом, согласно К. Дойчу, само воспроизводство власти связано с теми или иными политическими символами и образами, но без них, без трансляции информации о них с помощью общественных организаций как своеобразных символов власти, власть существовать, то есть воспроизводить саму себя, судя по всему, не сможет.

Аналогичным образом рассматривается власть и роль ее взаимодействия с обществом в концепции власти Т. Парсонса. Парсонс рассматривает власть как часть коммуникации, в процессе которой доводятся решения до общества, приводятся в действие механизмы взаимоотношений, происходит легитимация действий и решений власти. Однако коммуникация — это двусторонний акт, и это опять же подчеркивает особую роль общественных организаций, которые могут и служат выразителями интересов каких-либо групп населения через коммуникацию с властью (либо не служат или перестают служить, увлекшись игрой с властными структурами, и тогда их судьба может сложиться по-разному).

Самое время перейти от теории к практике наших дней, чтобы на примерах увидеть действие теории и те успехи или просчеты, которые жизненно необходимо учесть в самом ближайшем будущем.

Политическая власть в государстве, претендующем быть демократическим, осуществляется в условиях конкуренции различных политических сил, представляющих какие-то группы, при любых моделях, включая и рыночную. Искусственно порожденное отсутствие конкуренции, вернее, игра в конкуренцию с теми, кто реальным конкурентом не является, нарушает и законы власти, и рыночные принципы, в результате — появляются оппозиционные настроения и будится протестная активность даже аморфного населения. Один центр власти, по своему выбору и желанию создающий общественные структуры и устанавливающий с ними взаимодействие, не может претендовать на долгий политический успех, разве что не приобретая тенденции перехода от демократизма к авторитаризму.

По этим причинам неспрогнозированным итогом этой «рыночной» и ма-нипулятивной деятельности политиков и политтехнологов стало то, что развитие гражданского общества все-таки происходило, но по другому политическому маршруту, так как оно не стало в определенной своей части следовать в русле манипуляций, неприкрытого торга властью и открытого прихода во власть бизнеса для решения своих задач. Общество, особенно формализованные структуры в форме НКО, отреагировало на политический цинизм целей и технологий, на невнимание к вопросам взаимодействия с ним.

И отчасти (потому что имеется множество других политических причин, которые в этой теме не являются предметом анализа) именно эта ма-

23

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной...

нипулятивная, а не коммуникативная политика в сфере взаимодействия с общественными организациями привела к отходу лидера В.В. Путина от своей партии перед президентскими выборами 2012 года и кризису в партии. Разумеется, манипуляция в политике — это неизбежно, но это не основной метод работы сегодня, в тех условиях, которые теоретически осмыслены и представляются правомерными другие механизмы работы с общественным сознанием.

Что мы имеем в настоящее время?

1. Потребность современной политической жизни в создании эффективного взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами.

2. Разнообразный, но в значительной степени негативный опыт взаимодействия власти и общества.

3. Недостаточную, но имеющуюся готовность (в виде отдельных «ростков») общественных организаций к взаимодействию с властью.

4. Серьезные усилия власти по созданию гражданского общества в России решениями «сверху» и малое количество позитивных результатов, способствующих оптимизации политической жизни.

5. Неготовность власти муниципального и регионального уровней к взаимодействию со всеми, в том числе протестными, общественными организациями, а также сложные и часто нелегитимные отношения с политическими партиями.

Выход из сложившейся ситуации видится в принятии ряда осмысленных решений в следующих направлениях: первый шаг — искать пути к установлению реального содержательного, а не манипулятивного сотрудничества с общественными организациями (и такими примерами положительного толка полон опыт той же «Единой России» — ее инфраструктурные проекты являются предметом общения с различными общественными организациями и оказывают влияние на голоса избирателей); второй шаг — принять ряд мер по созданию готовности бюрократических структур (в том числе и волевыми решениями) взаимодействовать с общественными организациями и политическими структурами на содержательной, в интересах населения основе; третий шаг — активизировать через актуальные предложения готовность общественных структур взаимодействовать с властью напрямую, минуя политические партии или, по крайней мере, не имея «подыгрывание» партиям обязательным условием взаимодействия с властью. Последние решения руководства, в частности о содействии развитию НКО, свидетельствуют о понимании проблем и выборе верных шагов для разрешения кризисной политической ситуации.

Слабость гражданского общества в России как раз в том и заключается, что только единицы общественных организаций, умеющих добиваться взаимодействия с властью, созданы по воле граждан и / или сильным лидером. В общей массе эти организации крайне несамостоятельны, существуют при органах управления различного уровня (муниципальных, регио-

24

Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной...

нальных) или политических партиях. Чиновники пишут планы работы и организуют мероприятия почти всем этим бесконечным советам ветеранов, общественным советам, молодежным парламентам, экономическим обществам, клубам друзей кино и т.д. и т.п. На федеральном уровне выделяемые для общественных организаций средства распределяются несколькими традиционно выигрывающими конкурс «операторами», а дальше все происходит по известной схеме: средства получат непричастные, а обиженные продолжат ругать власть. Важно расширять число участников этих процессов.

Серьезной помехой к такому взаимодействию и пониманию является правовая безграмотность людей, порождающая нигилизм и превратные представления о возможностях и действиях власти.

В заключение хочется выразить одну простую мысль: в основе любого взаимодействия лежит интерес, интерес, в свою очередь, порождается потребностями человека, пониманием, что это человеку нужно, иными словами — мотивацией. Мотивация вызывается множеством причин, на нее влияет множество условий, но не в последнюю очередь на мотивацию влияет знание о том или ином объекте, предмете, виде деятельности. А коммуникации — это способ реализации поставленных задач. Но способ, определяющий успех дела!

Литература

1. Вебер М. Избранные произведения. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/index.php.

2. Евгеньева Т.В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20). С. 43 —54.

3. Луман Н. Власть / Пер. с нем. М., 2001.

4. Публичная политика — 2006: Сб. ст. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2006.

5. Публичная политика в современной России: субъекты и институты: Сб.ст. / Отв. ред.-сост. Н.Ю. Беляева. М.: ТЕИС, 2006. 348 с.

6. Селезнева А.В. Политические представления российских старшеклассников в контексте гражданского воспитания и формирования политической культуры // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 112—121.

7. Теория политики: Учебное пособие: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб.: Изд-во БГТУ, 2003.

8. Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008. 464 с.

9. Хабермас Ю. К логике социальных наук. Теория коммуникативного действия // Современная западная теоретическая социология (реферативный сборник). Юрген Хабермас. Вып. 1. М.: ИНИОН РАН, 1991.

10. Чупина А.А. Оценка вовлеченности общества в принятие политических решений (по материалам социологических исследований) // Власть. 2011. № 9. С. 86—88.

11. Held David. Models of Democracy. Polity, 2006.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.