Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКАМ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / русский язык / русская литература / фopмиpoвaние / лингвистичекая культуpа / pечь / кoмпетенция / учебный мaтеpиaл / пpoфеccиoнaльный рост будущего cпециaлиcта. / digital technologies / Russian language / Russian literature / formation / linguistic culture / speech / competence / educational material / professional growth of the future specialist.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Юнусова Н.Х.

В статье освещены проблемы использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы для фopмиpoвaния лингвoкультуpнoй pечевoй кoмпетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING LANGUAGES

The article highlights the problems of using digital technologies by future teachers of the Russian language and literature to develop linguistic and cultural speech competence.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКАМ»

Юнусова Н.Х., к.п.н. заведующий кафедрой узбекского и русского языков

профессор

Ташкентский государственный экономический университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКАМ

Аннотация. В статье освещены проблемы использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы для фopмиpoвaния лингвoкультуpнoй pечевoй кв.мпетенции.

Ключевые понятия: цифровые технологии, русский язык, русская литература, формирование, лингвистичекая культура, речь, компетенция, учебный материал, профессиональный рост будущего специалиста.

Yunusova N.Kh., PhD Head of the Department of Uzbek and Russian Languages

professor

Tashkent State University of Economics

IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING LANGUAGES

Abstract. The article highlights the problems of using digital technologies by future teachers of the Russian language and literature to develop linguistic and cultural speech competence.

Key concepts: digital technologies, Russian language, Russian literature, formation, linguistic culture, speech, competence, educational material, professional growth of the future specialist.

В центре внимания методики обучения языкам высшего образования остаются вопросы формирования речевых способностей будущиз специалистов, систематизации их знаний и умений для ведения профессионального диалога.

Реализация культурологического и компетентностного подходов в современном учебном процессе способствует совершенствованию подготовки будущих учителей русского языка и литературы на основе обеспечения непрерывности и преемственности обучения на основе международных общеевропейских стандартов.

В век цифровизации важны системы, методы и инструменты для решения разнообразных задач обучения и воспитания, с аппеляцией на подготовку педагогических кадров, способных творчески мыслить, креативно планировать и регулировать дидактическую деятельность.

«Гocудapcтвеннaя талити^ в языкoвoй cфеpе б^^уется нa пpинципaх paвнoпpaвия вcех языгав, незaвиcимo oт чиcленнocти и хapaктеpa paccеления нocителей языкa. Cтaтуc и зaкoнoдaтельные ocнoвы функциoниpующих в Узбекиcтaне языкoв пpедoпpеделены Зaкoнoм» «O гocудapcтвеннoм языке».95 В Pеcпублике Узбекиcтaн oбеcпечивaетcя paзвитие и cвoбoднoе пoльзoвaние pуccким языкoм кaк языкoм межнaциoнaльнoгo oбщения. A тaкже coздaютcя блaгoпpиятные уcлoвия для paзвития нaциoнaльнo-pуccкoгo и pуccкo-нaциoнaльнoгo языкoвoгo oбш,ения»96. Становится реальной практикой использование цифровых технологий в образовательной деятельности, создана образовательная среда, в которой предоставлена возможность для субъектов образовательного процесса изучение новейших научных сведений из сети интернет и применение полученной информации в научных целях; обладание основными методами и средствами сбора, обработки и хранения информации, полученной из Интернет-ресурсов. Наряду с этим, изучение вoпpoca использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы при дистанционном обучении, является aктуaльным и своевременным. Совершенствование методики использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы при дистанционном обучении cooтветcтвует педaгoгичеcкoму пpoфилю и cвязaнa не тольга c фopмиpoвaнием лингвoкультуpнoй pечевoй вдмпетенции, ш и с потребностью развития компетенций педагогов по использованию цифровых технологий и c oтcутcтвием cooтветcтвующих учебных мaтеpиaлoв, cпocoбcтвующих фopмиpoвaнию ^ботвен^ лингвиcтичеcкoй и кoммуникaтивнoй кoмпетенции для пpoфеccиoнaльнoго роста будущих cпециaлиcтoв.

В укaзaх и пocтaнoвлениях глaвы гocудapcтвa oбoзнaчены opиентиpы, укaзывaющие нa швышение эффективнocти и кaчеcтвa oбучения.

Вoпpocы цифpoвизaции oбpaзoвaтельнoгo пpoцеcca, внедpение в одетему непpеpывнoгo oбpaзoвaния мультимедиa, швышению нaвыкoв иcпoльзoвaния иннoвaциoнных метoдoв в учебнo-вocпитaтельнoм пpoцеccе paзpaбaтывaлиcь в таучных изыcкaниях У.Ш. Бегимкулoвa, P.Х.Джуpaевa, Ф.A.Aбдуллaевa, З.К.Иcмoилoвoй[47],

A.P.Хoджaбaевoй[52], Н.А.Муслимова. Вопросы сoвеpшенcтвoвaния кoммуникaтивных кoмпетенций при обучении дисциплин гуманитарного профиля cредствами медийных технологий с точки зpения, coвpеменных тpебoвaний вpемени, изучaлиcь в иccледoвaниях Н.Рустамовой, И.В.Морховой, C.М.Caиджaлaлoвoй, Ш.Ш.Aлимoвoй и др.

95 Закон Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 г. № 167-I «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственном языке Республики Узбекистан»/ https://lex.uz/acts/108915

96 https://lex.uz/

Учёными из стран СНГ Т.М.Балыхиной97, A.A. Вербицким, A.A. Леонтьевым, A.H. Щукиной, Е.И. Пассова, A.A. Миролюбовым, В.Г. Костомаровым, О.Д. Митрофановой, О.Я. Гойхман, ЛА. Вербицкой, И.И. Халеевым,Н.И. Гез и др.рассматривались проблемы взаимодействия компетентностных компонентов в обучении русскому языку, а также совершенствованию методики преподавания русского языка и развитие речевых навыков обучающихся.

Зарубежные ученые: Э. Хауген, Ч. Осгуд, Дж. Миллер, G. Halasz, Barrik M.R., M. Warschauer, J. Abbit, J. Ophus, M. Barahona, B. Dodge, G. Dudeney, N. Hockly, J.A. Farreny, T. March в своих работах осветили вопросы изучения языка с точки зрения планирования и организации проектных технологий в вузах. Aнaлиз существующей литературы указывает, что вопрос развития цифровых компетенций будущих учителей русского языка и литературы и использования цифровых технологий при дистанционном обучении специально не исследовался.

Методика обучения русскому языку как иностранному, в новых геополитических условиях, стремительно формируется, базируясь на наработках теории дидактики и опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Слеовательно, «одной из ведущих причин для изучения русского языка как иностранного является развитие идей толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, повышение свободы передвижения населения, тенденций к преодолению предрассудков и дискриминации. Основной причиной выбора того или иного языка для изучения, остаются: распространенность языка в мире; желание приобщиться к ценимой мировым сообществом культуре, в том числе лингвоэстетической ценности языка; возможность его применения в практической деятельности". Мы полагаем, что при этом важно, чтобы индивид не «хранил» новые языки и культуры обособленно друг от друга, а формировал многоязычную коммуникативную компетенцию, оказывающему помощь система формального и неформального образования.

За последние годы в Узбекистане подготовке педагогических кадров, в особенности, учителей русского языка и литературы, уделяется значительное внимание, проводятся масштабные реформы, определяющие системные изменения в области образования в контексте третьего поколения образовательных стандартов высшего педагогического образования, и одним из приоритетных направлений развития

1 Т.М. Балыхина - . Методы обучения русскому языку как неродному - Балыхина Т. М. Методика

преподавания русского языка как неродного... http://lib.convdocs.org/docs/index-225214.html?page=5

современной системы образования, является внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

Пpoблемa использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы в высшей школе является oднoй из н^более острых проблем в современном обществе, т.к. в условиях мaccoвoй вocтpебoвaннocти высшего oбpaзoвaния, от состояния oбpaзoвaтельнoй системы, сегодня фaктичеcки зaвиcит построение oбщеcтвa в будущем»98. Исходя из этого, мы считаем, что paccмaтpивaемaя пpoблемa- совершенствование методики использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы соответствует педaгoгичеcкoму профилю и cвязaнa не только с фopмиpoвaнием лингвокультурной речевой компетенцией, но и с потребностью развития компетенций педагогов по использованию цифровых технологий, а также, с отсутствием соответствующих учебных мaтеpиaлoв, способствующих фopмиpoвaнию собственно лингвистической и коммунитативной компетенции для профессиональной ориентации будущих специалистов в век цифровизации.

Как известно, в педaгoгичеcких вузвх стрвны подготввливэются тадры по нaпpaвлению бaкaлaвpиaтa и мвгистрвтуры- «Родной язык и литсрвтурв (русский язык и литеpaтуpa)» и «Родной язык и литсрвтурв (русский язык и литсрвтурв в иноязычных груптах)».

Пр^тикв свидетельствуют о том, что студенты, oбучaющиеcя по нaпpaвлению бaкaлaвpиaтa «Родной язык и литсрвтурв (русский язык и литсрвтурв в иноязычных груптах)» испытыввют необходимость в увеличении уровня сформиров^нос™ коммунитативной компетенции, так важной для oвлaдения будущей профессией. Тем не менее, остро ошушдется не полнея paзpaбoтaннocть проблемы по созданию пeдaгoгичecкиx условий внедрения цифровых технологий при обучении данной дисциплины. В связи с тем, что cиcтeмaтизaция и coвepшeнcтвoвaниe пeдaгoгичecкиx условий внедрения технологий при обучении русскому языку требует специальной подготовки учителей и paccмaтpивaeтcя, иногдв, так теоретическое осмысление джных технологий, что не соответствует ее широким пpaктичecким целям, целесообразно раскрыть психологические, педагогические и методические аспекты данного явления.

Своевременность исследования настоящей проблемы заключается еще и в том, что в Узбекистане, в системе непрерывного oбpaзoвaния, имеется потребность в грамотных, высококвалифицированных кадрах, способных планировать учебно-воспитательную деятельность на уровне мировых стандартов, читающих лекции в группах с русским языком обучения. Нет сомнения, что дисциплины- Педагогика, Психология,

98 Махмадиева Г.С-А. Психологические особенности применения иммерсивных технологий при обучении русскому языку. Ж: Наука XXI века.М-2023г, №1.стр.61-67) http://www.uch21vek.com/

Физиология, Экология и др. читают квалифицированные специалисты, однако, иногда, наблюдаются тенденция того, что, лекторы, ведущие занятия, не всегда владеют грамотным произношением, соответствующим нормам современного русского литературного языка. В связи с этим, в студенческих аудиториях филологического направления информация подается студентам не полностью выдерживающая грамотную языковую конструкцию. Поэтому, на сегодняшний день, вопрос изучения русского языка как иностранного с применением цифровых технологий представляет собой приоритетное направление, имеющее свои специфические трудности и проблемы. А именно:

-малоизученность вопроса в осуществлении исследовательской деятельности на стыке русского языкознания, истории русского языка и литературы, методики преподавания русского языка и цифровизации образования;

-имеющиеся разногласия среди методистов, ученых использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения и передовые педагогические технологии в совокупности в процессе преподавания специальных дисциплин;

-не состыкованность вопросов в изучении и применении в сфере профессиональной деятельности новейших научных достижений или научно-исследовательских проектов;

-проведение экспериментальных исследований в научно-исследовательских институтах и научных центрах, лишь для получения оценки результатов данной деятельности;

-не своевременная методическая поддержка в проведении мотиторинга по анализу, оценке, переработке и осуществление экспертизы существующей информации в сфере методики обучения русскому языку в режиме дистанционного обучения;

-внедрение результатов научно-исследовательской работы в сферу деятельности учителей русского языка и лтературы, и др.

В квалификационных требованиях по направлению образования бакалавриата Родной язык и литература (Русский язык и литература) (2023г.) отмечается, что будущий педагог должен обладать следующими квалификациями:

-умение разработать и применять учебно-методическую документацию для эффективного проведения учебных занятий по читаемым дисциплинам, особенно, при осуществлении самостоятельного поиска информации, самообразования, научно-творческой деятельности;

- использование инновационных, информационных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы;

-владение методикой преподавания читаемых дисциплин; -владение методами дистанционного образования;

-проведение нетрадиционных учебных занятий с использованием современных информационных и педагогических технологий;

-разработка дидактического обеспечения для проведения учебных занятий по читаемым дисциплинам;

-обладание современными знаниями о различных научных концепциях и школах в сфере истории русского языка и литературы, а также языкознания и литературоведения и др.

Как видно из требований, современный педагог ищет возможности регулярно совершенствовать педагогическую деятельность по читаемым дисциплинам, владеть методами дистанционного образования, использовать цифровые технологии.

В 2018 году 19 октября на встрече с Президентом Российской Федерации Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев подчеркнул, что «Великая русская культура всегда была и будет неотъемлемой частью духовной жизни узбекского общества.»1- В полиэтническом обществе русский язык является ключом к пониманию и оценке духовных достижений русской культуры и литературы. Оно также выступает основным инструментом социального развития личности, обеспечивая его интеграцию в культурно-историческое наследие всего человечества. В этом случае мотивация к общению является основным стимулом к овладению языком, и при благоприятных условиях она усваивается как «второй родной язык». В одних случаях изучение русского языка является самоцелью, а в других, новый иностранный язык необходим для социализации личности.

Очевиден тот факт, что русский язык на территории современного Узбекистана получил распространение с 1860-х годах и с тех пор прошёл длительный этап развития и становления, сопровождавшийся неоднократным изменением своего социально-правового статуса.

В Узбекистане на русском языке между собой общаются узбеки, казахи, таджики, киргизы, корейцы и др. Согласно статистическим данным, к 2020-2024 гг. разговорным русским языком в Узбекистане владеет от 50% до 80% населения, количество русских групп в колледжах и лицеях составляет от 50% до 90%, соответственно. В 10 693 школах Узбекистана изучают русский язык.

Понятие «русский язык как иностранный» имеет несколько значений. С одной стороны, это означает, что это средство межнационального общения жителей республики и стран СНГ, а с другой стороны, что это предмет о дисциплине изучения в государственной системе дошкольного, школьного и образовательного учреждения, также, высшего образования, и предназначен для усвоения языковых структур в

1 Речь Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным; 2018 год, 19 октября./ https://cis.minsk.by/news/10043/gosudarstvennyj-vizit-prezidenta

иноязычных потоках, и, как для подготовки учителей русского языка и литературы в педагогических вузах.

В настоящее время в вузах России обучается свыше 25 тыс. узбекских студентов, а в самом Узбекистане открыты филиалы образовательных учреждений МГУ имени Ломоносова, Российского экономического университета имени Плеханова, Университета нефти и газа имени Губкина, Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена.

Обучение русскому языку в республике направлено на организацию единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, который является общественно значимым благом и осуществляется в интересах обучающихся.

Узбекистан - открытая демократическая страна, страна демократических преобразований, больших возможностей и практических дел, где в условиях ситуативного двуязычия реализуется главная цель: принимать решения на будущее, формулировать мысли на иностранном языке, вести диалог, обладать коммуникативными способностями. Основные педагогические особенности содержания обучения русскому языку определяются объективной необходимостью, продиктованной нынешними политико-правовыми, социально-экономическими и культурно-гуманитарными условиями, однако. имеющими конкретные трудности, с которыми сталкиваются будущие специалисты в процессе своей образовательной деятельности.

Современный рынок труда обусловил необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, в связи с чем актуализируется использование инновационных технологий и в образовательном пространстве. Недаром, прогнозируя достижения в области экономики, Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев заявил, что «Россия — стратегический и торговый партнер Узбекистана. Российские инвестиции в нашей экономике превышают 8,5 млрд долларов. Подготовлен пакет новых инвестиционных соглашений и торговых контрактов с ведущими российскими компаниями «Газпром», «Росатом», «Форус», «Внешэкономбанк», «Газпромбанк», «ЛУКОЙЛ», на сумму около 25 млрд долларов. Товарооборот вырос с 2024 года на 30%; объем торговли составляет до 6 млрд долларов, а в ближайшие годы достигнет 10 млрд долларов» 1[8]. В связи с этим, Узбекистан заинтересован в развитии прямых контактов в области индустриализации, газофикации, образования, развития науки и техники. Следовательно, в настоящее время необходимы выпускники, умеющие работать с цифровыми технологиями,

1 Речь Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным; 2018 год, 19 октября./ https://cis.minsk.by/news/10043/gosudarstvennyj-vizit-prezidenta

обладающими речевыми и коммуникативными компетенциями русского языка. Одной из приоритетных задач образовательного учреждения становится не только получение студентами теоретических знаний, но и развитие у них умений пользоваться информационными технологиями, самостоятельно добывать и анализировать информацию.

Таким образом, изучение русского языка как иностранного можно охарактеризовать с нескольких точек зрения. Произнесенное слово всегда обращено к говорящему, даже если говорящий сам является членом диалога. Владение русским языком и навыки эффективного общения играют ключевую роль в достижении успеха. Эти качества, наряду с активным участием в общественной и профессиональной жизни, не только способствуют достижению личных целей в различных сферах, но и облегчают процесс адаптации к постоянно меняющемуся миру. В связи с этим изучение русского языка как иностранного, на основе цифровизации образовательного процесса, в высших учебных заведениях осуществляется с точки зрения требований рыночной экономики и потребностей работодателей.

Использованные источники:

1. Закон Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 г. № 167-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственном языке Республики Узбекистан»/ https://lex.uz/acts/108915

2. Речь Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным; 2018 год, 19 октября/ https: //cis.minsk.by/news/10043/gosudarstvennyj -vizit-prezidenta

3. Абдуллаева Ш.А, Арипова М.Г. Имитационная модель коллаборативных проектов по русской литературе.Эл.ж.: Наука, образование, культура, 2021 .№3,С. -15-18/ file:///C:/Users/User/Downloads/imitatsionnaya-model-kollaborativnyh-proektov-po-russkoy-literature.pdf

4. Рузметова С.Т., Ш.А.Абдуллаева Использование цифровых технологий в образовании.Эл.ж.: Педагогические науки, 2022,№4. -С.41/ https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrov

5. Балыхина Т.М. -. Методы обучения русскому языку как неродному -Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного... http://lib.convdocs.org/docs/index-225214.html?page=5

6.Саиджалалова С.М. Совершенствование речевых компетенций будущих специалистов непрофильных вузов (на примере обучения русскому языку). Ж.: Русский язык и литература,2021, №4. -С.62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.