Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / компетентностный подход / коммуникационные технологии / студенты педагогического вуза / интегрированные занятия / русский язык / communicative competence / competency-based approach / communication technologies / students of a pedagogical university / integrated classes / Russian language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усаров Равшан Худаярович, Пономарева Людмила Ивановна

Рассмотренная в статье необходимость внедрения в педагогический процесс вузов Республики Узбекистан инновационных коммуникационных технологий, с одной стороны, актуализирует проблематику через нормативно-правовые документы, с другой, демонстрирует важность развития коммуникативной компетентности у студентов для решения будущей профессиональной задачи преподавания русского языка в школах Узбекистана. Авторами отмечается, что происходящие в современном обществе социально-экономические изменения возлагают на профессиональное образование решение задач, связанных с формированием у выпускников вуза профессиональных компетенций, основной из которых в личностной структуре будущих учителей является коммуникативная компетентность, обеспечивающая успешное осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Применение нестандартных форм занятий, среди которых преобладает интеграция учебных дисциплин с целью усовершенствования коммуникативной компетентности студентов на самостоятельной и творческой основах, строится на взаимодействии субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усаров Равшан Худаярович, Пономарева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to introduce innovative communication technologies into the pedagogical process of universities of the Republic of Uzbekistan, discussed in the article, on the one hand, actualizes the issue through regulatory documents, on the other hand, demonstrates the importance of developing communicative competence in students to solve the future professional task teaching the Russian language in schools of Uzbekistan. The authors note that the socio-economic changes taking place in modern society impose on vocational education the solution of problems associated with the formation of professional competencies among university graduates, the main of which in the personal structure of future teachers is communicative competence, ensuring the successful implementation of interaction between all subjects of the educational process. The use of non-standard forms of classes, among which the integration of academic disciplines predominates in order to improve the communicative competence of students on an independent and creative basis, is based on the interaction of subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА»

которая может быть сестрой Мудрого, человеком, имеющим связь с Мудрым или совершенно не связанным с ним, в зависимости от версии сказки. Необходимо отметить также, что понятие "Василиса" является формой современного женского греческого титула "Basileos", и в основном переводится как "Королева".

• Упырь, вампир или, в более современном значении также упырь. Россия была одной из стран, где вера в вампиров была традиционной. Oupires, как и все другие традиционные фольклорные вампиры, были далеки от того, чтобы быть джентльменами, они были глупыми, голодными зомби-подобными упырями. Слово "вурдалак" часто используется как синоним, но это не совсем традиционный термин для вампира, он был придуман Александром Пушкиным и произошел от греческого "Враколакас". В современном русском языке слово "упырь" может употребляться как оскорбление, аналогичное "осел".

Выводы. Народные сказки представляют собой богатый информативный источник для изучения народного мировоззрения, популярной философии, мышления, сознания, и, следовательно, существуют многочисленные культурные образцы, сравнительный анализ которых можно провести на примере сказок всех народов. Изучение народного фольклора помогает будущим учителям пополнить свой словарный запас, также сформировать социокультурную компетенцию.

Литература:

1. Акишина, A.A. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного / A.A. Акишина, O.E. Каган. -Москва: Русский язык, 2004. - 238 с.

2. Быстрова, Е.А. Теоретические основы обучения русской фразеологии в национальной школе / Е.А. Быстрова. -Москва, Педагогика 1985. - 136 с.

3. Красильникова, Л.В. «Наглядность в курсе «Методика преподавания русского языка как иностранного» / Л.В. Красильникова, О.П. Быкова // «Вестник ЦМО МГУ». - Москва: МГУ, 1998. - 400 с.

4. Кувшинова, Г.П. Использование страноведческого текста в целях профессионально ориентированного преподавания иностранного языка / Г.П. Кувшинова // Тенденции развития науки и образования. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т, 2020. - № 67-3. - С. 106-108

5. Кувшинова, Г.П. Исследовательская работа обучающегося как неотъемлемая часть учебного процесса / Г.П. Кувшинова // Тенденции развития науки и образования. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т, 2023. - № 98-1. -С. 148-151

6. Лепшокова, С.М. Проблема фразеологических единиц в современной лингвистике / С.М. Лепшокова // Тенденции развития лексики и грамматики карачаево-балкарского языка: сборник научных статей. К 70-летию Махти Зейтуновича Улакова. - Нальчик: Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского Научного центра Российской академии наук, 2021. - С. 119-122

7. Лепшокова, С.М. Изобразительно-выразительные средства британского фольклора в «Книге джунглей» Р. Киплинга / С.М. Лепшокова // Фольклорный текст: Рубеж тысячелетий. - Нальчик: Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований,2021. -С. 171-174

8. Лепшокова, С.М. Выразительные средства художественного текста в английском языке / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева 2020. - С. 117-123

9. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / С.М. Лепшокова, Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский федеральный университет им. В.И Вернадского, 2022. - № 74-1. -С. 147-150

10. Обухова, Т.М. Семантизация фразеологизмов в преподавании РКИ / Т.М. Обухова // Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании русского языка как иностранного и в переводе. - Москва: МГУ, 2011. - 535 с.

11. Сейткужина, A.A. Обучение русской фразеологии в 6-8 классах национальной школы (На основе значений опорных компонентов фразеологических единиц) / A.A. Сейткужина // дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва: Институт содержания и методов обучения, 2005. -295 с.

12. Текеева, Э.К. Сочетание реальности и фантастики как характерная черта жанра сказки / Э.К. Текеева // Фольклорный текст: рубеж тысячелетий. - Нальчик: Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований, 2021. -С. 119-121

13. Текеева, Э.К. Сочетание реальности и фантастики как характерная черта жанра сказки / Э.К. Текеева // Фольклорный текст: рубеж тысячелетий. - Нальчик: Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований, 2021. -С. 119-121

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель Усаров Равшан Худаярович

Термезский государственный педагогический институт (г. Термез); доктор педагогических наук, профессор Пономарева Людмила Ивановна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. Рассмотренная в статье необходимость внедрения в педагогический процесс вузов Республики Узбекистан инновационных коммуникационных технологий, с одной стороны, актуализирует проблематику через нормативно-правовые документы, с другой, демонстрирует важность развития коммуникативной компетентности у студентов для решения будущей профессиональной задачи - преподавания русского языка в школах Узбекистана. Авторами отмечается, что происходящие в современном обществе социально-экономические изменения возлагают на профессиональное образование решение задач, связанных с формированием у выпускников вуза профессиональных компетенций, основной из которых в личностной структуре будущих учителей является коммуникативная компетентность, обеспечивающая успешное осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Применение нестандартных форм занятий, среди которых преобладает интеграция учебных дисциплин с целью усовершенствования коммуникативной компетентности студентов на самостоятельной и творческой основах, строится на взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компетентностный подход, коммуникационные технологии, студенты педагогического вуза, интегрированные занятия, русский язык.

Annotation. The need to introduce innovative communication technologies into the pedagogical process of universities of the Republic of Uzbekistan, discussed in the article, on the one hand, actualizes the issue through regulatory documents, on the other hand, demonstrates the importance of developing communicative competence in students to solve the future professional task -teaching the Russian language in schools of Uzbekistan. The authors note that the socio-economic changes taking place in modern society impose on vocational education the solution of problems associated with the formation of professional competencies among university graduates, the main of which in the personal structure of future teachers is communicative competence, ensuring the successful implementation of interaction between all subjects of the educational process. The use of non-standard forms of classes, among which the integration of academic disciplines predominates in order to improve the communicative competence of students on an independent and creative basis, is based on the interaction of subjects of the educational process.

Key words: communicative competence, competency-based approach, communication technologies, students of a pedagogical university, integrated classes, Russian language.

Введение. Необходимость развития разносторонних контактов между Узбекистаном и Россией характеризуется возрастающим взаимным интересом социально-политических сфер, напрямую влияющих на систему образования. Обеспечения таких контактов требует снятия языкового барьера, принятия национальной культуры и традиций дружественных народов. Важной проблемой современного высшего образования Узбекистана является подготовка будущих педагогов, именно, к преподаванию русского языка в общеобразовательной школе. Эту проблему актуализируют слова Т.К. Нарбаевой: «Узбекистан готов принимать активное участие в реализации совместных программ и мероприятий в бережном сохранении духовных ценностей русского языка». По данным спикера Сената, сейчас в Узбекистане функционирует более 10 тыс. общеобразовательных учебных заведений, в которых русский язык включен в обязательную программу, а в 10% этих школ обучение осуществляется на русском языке. Т.К. Нарбаева сослалась на слова Президента страны Ш.М. Мирзиёева, который отметил, что «великая русская культура всегда была и будет неотъемлемой частью духовной жизни узбекского общества, а язык, как известно, является неотъемлемой частью любой культуры» [6].

В связи с вышесказанным, в Республике Узбекистан возрастает необходимость изучения русского языка студентами, которые в будущем будут преподавать его подрастающему поколению, которому и предстоит обеспечивать международное сотрудничество.

Изложение основного материала статьи. В последнее время, что убедительно доказывается анализом научной литературы, возрастает количество исследований, касающихся проблем теоретических и методологических основ применения педагогических и информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование коммуникативной компетентности у студентов в условиях интегрированного обучения [3].

Анализ современного состояния процесса изучения русского языка (как неродного) в ходе профессионально-педагогической подготовки студентов на языковых факультетах педагогических вузов, как отмечает С.Б. Воронова, обнаруживает в себе ряд противоречий. Одно из них заключается в готовности преподавателей национальных вузов к реализации инноваций и отсутствии теоретических основ и технологий, например, в области самостоятельно-творческой деятельности в процессе изучения русского языка. Исследователь видит выход в применении продуктивного метода как инновационной практической технологии обучения студентов [1, С. 112]. Являясь сторонником компетентностного подхода в подготовке студентов, автор отмечает, что «важным элементом инновационного образования является педагогическая подготовка студентов, позволяющая эффективно применять знания на практике, осваивать все то новое и прогрессивное, что появляется в науке и технике, теории и практике в пределах избранной профессии. На основе увеличения роли методической подготовки можно несколько сократить объем учебных программ» [1, С. 187].

Многие исследователи сходятся во мнении о необходимости использования компетентностного и личностно-ориентированного подходов в выборе инновационных методико-дидактических технологий при формировании коммуникативной компетентности у будущих учителей на интегрированных занятиях [5]. Ученые также признают наличие проблем в высшем профессиональном образовании в направлении самостоятельно-творческой деятельности обучаемых лиц, заключающуюся в формировании коммуникативной компетентности студентов при изучении русского языка, а также недостаточности разработок и апробации инновационных технологий, мотивирующих студентов к освоению коммуникативной компетентности в процессе изучения русского языка.

Содержательно рассмотрим понятие коммуникативной компетентности. Для нашего понимания близка трактовка Е.О. Ивановой, которая считает: «...Компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями человка, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Компетентность - как владение соответствующей компетенцией, то есть совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним» [2]. Соответственно под коммуникативной компетентностью, формируемой на занятиях по русскому языку, мы будем понимать доведенные до автоматизма речемыслительные речевые действия (языковая компетенция) и личностные качества личности, ориентированные на установление контакта с собеседником (собственно коммуникативные компетенции: акционально-регулирующая, эмоционально-оценочная, информационно-дескриптивная).

Современные психолого-педагогические исследования констатируют необходимость внедрения в образовательную среду Узбекистана современных коммуникационных технологий [4]. Только при наличии у выпускника вуза достаточно сформированных социальных и профессиональных коммуникативных навыков возможно решение задачи - развития самостоятельно-творческой деятельности, необходимой для осуществления будущей профессии учителя русского языка. В связи с необходимостью формирования коммуникативной компетенции у студентов на занятиях по русскому языку, мы считаем, что наиболее эффективными являются следующие методы: проектов, проведение дискуссий, конференций, ролевых игр, решение педагогических ситуаций и т.д., при которых происходит активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.

Все чаще отмечается, что все высшие профессиональные учебные заведения Республики Узбекистан активно внедряются инновационные технологии обучения. В том числе применяются нестандартные формы занятий, среди которых преобладают такие методики, включающие элементы интеграции учебных дисциплин с целью усовершенствования коммуникативных и профессиональных компетенций студентов на самостоятельной и творческой основах.

С другой стороны, применение инновационных технологий на уроках русского языка при формировании у студентов коммуникативной компетентности осложняется недостаточностью количества часов, выделяемых учебным планом на изучение русского языка.

С целью проверки эффективности коммуникационных технологий при изучении русского языка нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты Термезского, Гулистанского, Какандского, Шахрисабзского

государственных педагогических институтов в количестве 320 человек. На рисунке 1 представлено процентное соотношение по показателям сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов по личностным и профессиональным качествам.

Рисунок 1. Компонентный состав сформированной коммуникативной компетентности в процессе изучения русского языка у студентов педагогических вузов (в %)

1. Продуктивное общение в нерегламентированной (свободной деятельности).

2. Сравнение разных средств репрезентации концептов.

3. Активное участие в общении при решении образовательных задач.

4. Умение работать в команде, принимая различные социальные роли.

5. Референциальное установление тождества / трансформация языковых средств.

6. Преобразование текста в зависимости от изменения коммуникативной задачи.

7. Рефлексия (адекватная самооценка).

Как видно на рисунке и личностные и профессиональные качества, которые можно объединить в общее понимание сформированности коммуникативной компетенции студентов при изучении русского языка, в основном, находятся на низком уровне. Самый высокий компонент коммуникативной компетенции, который демонстрируют студенты - 35% (от общего количества участников) - «активное участие в общении при решении образовательных задач». Думаем, что этот результат закономерный, т.к. на занятии, при четком руководстве преподавателя, студенты выражаются на русском языке, предлагая свои способы решения проблемных ситуаций или объяснения своей точки зрения. В свободной же деятельности (вне занятий), студенты чаще всего общаются на родном (узбекском ) языке.

Для наиболее эффективного проведения занятий по изучению русского языка в указанных педагогических институтах нами были использованы следующие коммуникационные технологии:

- «Языковой портфель достижений» студента (портфолио);

- проектная деятельность;

- модульное обучение.

Технология «Портфолио» подразумевает формирование рабочей папки с файлами, предназначенной для отслеживания динамики речевых и коммуникативных навыков студентов, а также определения уровня самооценки на протяжении всего периода обучения русскому языку. В результате происходит личное самоопределение студента по отношению к изучаемому языку на определенном этапе обучения и развитие собственных компетенций.

Модульное обучение характеризуется заранее запланированной деятельностью студентов, иногда используются элементы дистанционных технологий (выполнение самостоятельно заданий вне аудиторной нагрузки, чаще в виде текущего и промежуточного контроля), обучающие активизируются на определенных темах, при этом, происходит дифференцированный подход в обучении.

Проектная технология предполагает углубленное изучение определенной темы. Погружение в тему актуализируется не только самостоятельным выбором темы для проекта, но и поиском информации для содержательного наполнения и последующей защиты своего проекта.

Технология блочного обучения основана на представлении большого объема образовательной информации в образно-наглядной форме (матрице), задания постепенно усложняются в процессе изучения аналогичных понятий. Особо эффективно данная технология влияет на самостоятельно-творческую деятельность студентов. Технология дает возможность совершенствовать развитие устной и письменной речи студентов, создаёт благоприятные условия для совершенствования профессионально-коммуникативных компетенций в реализации системного подхода на занятиях по русскому языку.

Следующей, наиболее важной группой инновационных технологий для формирования самостоятельно-творческой деятельности у студентов на занятиях по русскому языку считаются информационно-коммуникационные и компьютерные технологии. Дидактическое обоснование использования подобных инновационных технологий в обучении и формировании самостоятельной творческой деятельности рассматривается исследователями как тот факт, что ИКТ обладают уникальными свойствами, которые вместе с развитием речевых умений и формированием языковых навыков, в значительной мере насыщают инновационностью весь образовательный процесс [2]. Использование информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в языковом обучении создавало условия для развития у студентов профессиональных навыков, умений и стратегий, которые с трудом развиваются при традиционных методах и формах обучения.

Сегодня компьютер и сопутствующие ему цифровые и коммуникационные технологии стали повседневностью в нашей социальной и профессиональной жизни. На основе различных компьютерных и программных разработок появились новые образовательные технологии, в основе которых лежит использование информационных и коммуникационных устройств. Коммуникационная часть технологий тесно связана с получением информации из глобальной сети Интернет. Тут можно получить доступ к виртуальным библиотекам, электронным журналам, базам данных, справочным изданиям, сетевым образовательным ресурсам, поучаствовать или организовать онлайн форум и т.д. Но ИКТ не только создают новые образовательные технологии, но и на их базе улучшаются традиционные методики обучения, что с успехом использовалось нами на занятиях в процессе преподавания русского языка.

Наибольшее предпочтение, с точки зрения эффективности средств обучения на основе ИКТ русскому языку, мы предавали электронному контенту. Основной его отличительной чертой является способность систематизировать и синтезировать в себе все необходимые инструменты и методики для формирования самостоятельно-творческих навыков и умений на занятиях по русскому языку. Речь идет о таких формах и инструментах обучения, как: наглядный графический материал, мультимедиа (звуковые и видеозаписи), текстовая информация, учебники, рабочие тетради, дополнительная литература для чтения и т.д. С другой стороны, электронный образовательный контент не ограничивается только совокупностью учебных материалов. Он являет собой многомерный программный комплекс, в котором объединены средства разработки, внедрения, контроля, управления образовательным процессом и непосредственно самого обучения.

В национальных вузах Республики Узбекистан в полном объеме осуществляется внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и касающегося формирования самостоятельности и творчества студентов на интегрированных занятиях по русскому языку. Сегодня в распоряжении вузов страны имеется весь инструментарий для внедрения и использования подобных средств:

- электронные учебники;

- использование подключения к сети интернет;

- компьютерные и мобильные образовательные приложения;

- открытые образовательные ресурсы;

- техническое оснащение вузов и т.д.

После реализации коммуникационных технологий в образовательном процессе педагогических вузов на занятиях по изучению русского языка нами была проведена повторная диагностика, результаты которой наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные результаты сформированности коммуникативной компетентности у студентов в процессе

изучения русского языка (в %)

№п /и Личностные и языковые компоненты оценки компетентности Констатирующий этап Контрольный этап

1. Продуктивное общение в нерегламентированной (свободной деятельности) 8 32

2. Сравнение разных средств репрезентации концептов 22 46

3 Активное участие в общении при решении образовательных задач 34 68

4. Умение работать в команде, принимая различные социальные роли 16 42

5. Референциальное установление тождества / трансформация языковых средств 12 40

6. Преобразование текста в зависимости от изменения коммуникативной задачи 6 28

7. Рефлексия (адекватная самооценка) 5 58

Полученные результаты убедительно доказывают, что выбранные инновационные коммуникационные технологии при изучении русского языка в педагогических вузах Узбекистана являются необходимыми и достаточными.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что важным фактором эффективного формирования коммуникативной компетенции у студентов на занятиях по русскому языку, является применение инновационных коммуникационных технологий. При этом, использование новых технологий не должно противоречить традиционным формам и методам обучения. Умелое сочетание инноваций и накопленного годами ценного педагогического опыта с включением творческого похода наиболее эффективно влияет на учебный процесс.

Литература:

1. Воронова, С.Б. Формирование орфографической компетенции студентов - филологов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Воронова Светлана Бурхоновна. - Душанбе, 2017. - 187 с. - Текст: непосредственный.

2. Мещрякова, Е.А. Использование современных ИКТ для развития умений самостоятельной учебной деятельности / Е.А. Мещрякова, Н.В. Струнина. - Текст: непосредственный // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 года). - Саратов: Изд-во «Новый Проект», 2013. - С. 49-54

3. Пономарева, Л.И. Теоретические основы проблемы обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями / Л.И. Пономарева, С.И. Турсунова // Научный журнал «Вестник Шадринского государственного педагогического университета», 2023. - № 2(58). - С. 53-59. -http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/issue/view/26/Vestnik_2%2858%29_2023 Текст: электронный.

4. Турсунова, С.И. Развитие словесного творчества младших школьников на уроках литературного чтения / С.И. Турсунова, Л.И. Пономарева. - Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2024. - Вып. 82. - Ч. 2. - С. 284-287

5. Подготовка будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования: учеб.-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов направления подготовки «Образование и пед. науки» / Л.И. Пономарева, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова, Н.Ю. Ган, Л.Г. Светоносова; Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. дошк. и соц. образования. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 128 с. - Текст: непосредственный.

6. Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг «Мактаб таълимини ривожлантириш масалалари» мавзусида сузлаган нутки. 2022 йил 28 январ. «Янги Узбекистон» ижтимоий - сиёсий газета. № 20 (542), 2022 йил 29 январ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.