нина. В связи с этим, в условиях жесткой конкуренции, на предприятиях АПК необходимо внедрять систему менеджмента качества, соответствующую международным стандартам. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции и улучшить финансовое состояние предприятий.
Анализ результатов президентской программы социально- экономического развития села Республики Саха (Яку-
тия) на 2002-2006 годы и по итогам 2007 года демонстрирует отставание от ряда намеченных показателей. К сожалению, эти показатели относятся к базовой части производственного потенциала, в частности, - невыполнение прогнозных показателей по поголовью домашних животных, а также по объему производства продукции растениеводства и животноводства.
Для достижения прогнозируемого
Экономика
уровня следует широко использовать прогрессивные технологии увеличения производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности ее рационального использования (переработки); отрегулировать механизм завоза продовольственных товаров, а следовательно, повысить уровень самообеспеченности и устойчивости всей системы продовольственной безопасности.
Литература
1. Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы / Науч. ред. В.С.Балабанов. - М.: ОАО Издательство «Экономика», 1997. - 349 с.
2. Дарбасов В.Р Региональные аспекты продовольственной безопасности / Сб. науч. тр. АН РС(Я), Институт региональной экономики «Вопросы региональной экономики». Выпуск 3. - Якутск: Якутский филиал «Изд-во СО РАН», 2002. - 65 с.
3. Матвеев И.А. Сельское хозяйство на рубеже веков: Проблемы, пути решения, международный опыт. - Новосибирск: Сиб.отделение Якутской НИИСХ, 2001. - 140 с.
4. Сельское хозяйство РС(Я): Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я). - Якутск: 2007. - 151 с.
5. Торговля в РС(Я): Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РС(Я). - Якутск: 2007. - 128 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ
Н.В. МАЛЬЦЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, директор Центра стратегического планирования и управления в АПК, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство Свердловской области, механизм господдержки, производство зерна, селекционное дело, рынок зерна.
С момента начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Свердловской области прошло три года. За этот период агропромышленный комплекс области достиг определенных успехов в развитии основных отраслей производства. Так, в настоящее время стабилизировались площади зерновых культур и поголовье дойного стада крупного рогатого скота. Именно в эти годы возросла урожайность зерновых культур и молочная продуктивность коров (таблица 1).
Несомненно, успехи были достиг-
нуты за счет возросшей поддержки сельского хозяйства из областного бюджета, которая увеличилась за годы реализации национального проекта с 738 тыс. руб. до 2 млрд руб., или более чем в 2,5 раза. Наряду с ростом объемов государственной поддержки росли и закупочные цены. Так, на молоко в последние три года они увеличились с 6,7-7,5 руб. до 8-9 руб. за 1 кг. На начало 2008 года они достигли 12,9 руб.
Однако проблемы остались. Урожайность зерновых культур, ставшая индикатором уровня развития расте-
ниеводства, остается низкой. Производство собственного молока на душу населения в области составляет 84 кг в год. Это почти в пять раз меньше оптимальной (408 кг) и 2,6 раза ниже минимальной нормы (221,6 кг). В целом, производство молока в Свердловской области к уровню 1990г. сократилось более чем в 2,5 раза. Значит, больше половины денежной массы потребителей уходит за пределы области.
Кроме того, по данным ученых Уральской государственной сельскохозяйственной академии, темпы роста размеров государственной поддержки сельского хозяйства в области значительно отстают от темпов роста инфляции. Так, например, динамика инфляции в 2006 г. к уровню 1999 г. составила 250%, а уровень господдержки возрос только на 190%. Для поддержания уровня простого воспроизводства материально-технических ресурсов в сельском хозяйстве области в 2006 г. государственная поддержка должна была соста-
The state support, agriculture of Sverdlovsk area, the mechanism of state support, manufacture of grain, selection business, the market of grain.
Таблица 1
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Свердловской области
Показатель 1998-2002 гг. 2003-2008 гг.
Посевная площадь зерновых культур, тыс. га 537 445
Валовой сбор зерна, тыс. т 668 628
Урожайность зерновых и зернобобовых культур, т 1,24 1,41
Поголовье коров, тыс. гол. 125 98
Производство молока, тыс. т 385 378
Удой молока на 1 корову, л 3072 3867
Таблица 2
Направления повышения экономической эффективности производства зерна в Свердловской области
Направление Прирост урожайности, т/га Снижение себестоимости, %
Современный уровень: урожайность зерновых культур 1,5 т/га, себестоимость 3200 руб./ т
1. Повышение значимости сорта и сортовой агротехни-ки (Направление А) 0,4 12
2. Научно-обоснованная, комплексная, эффективная защита растений от болез-ней и вредителей (Направление В) 0,3 10
3. Внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий (Направление С) - 6
4. Восстановление и посто-янное совершенствование системы севооборотов (Направление Э) 0,3 8
Перспективный уровень: урожайность зерновых - 2,5 т/га, себестоимость - 2000-2300 руб./т)
вить, по расчетам специалистов Ур-ГСХА, 1,65 млрд рублей. Фактически ее размер составил 1,26 млрд руб. Расчетные затраты бюджета на поддержку предприятий АПК с учетом инфляции в 2006 г., в сравнении к аналогичным затратам 1999 г. составили лишь 59,7%. Все это говорит о том, что реальная государственная поддержка сельскому хозяйству продолжает сокращаться.
К сожалению, отмеченная тенденция сохраняется и в принятом Правительством Свердловской области Постановлении № 51-ПП от 29.01.2008 г. «О государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2012 годы». В соответствии с Постановлением, ежегодные темпы прироста государственной поддержки приоритетных подотраслей сельского хозяйства составляют 5-7%. При этом только расчетные темпы годовой инфляции в стране в 1,7-2,0 раза выше.
Другая важная проблема, которую, по нашему мнению, не решает современная система господдержки, - это выделение главных звеньев, обеспечивающих основу развития сельского хозяйства в области, стратегическая значимость которых позволяет считать их гарантами успешного развития АПК в целом. Выделим одну из важных цепочек производства на Среднем Урале: молоко - корма (в том числе высокобелковый компонент - зерно) - семена зерновых, зернобобовых культур и многолетних трав. В условиях Свердловской области важным звеном в этой цепи является семеноводство зерновых культур. Попробуем разобраться в этом подробнее.
Одной из основных отраслей сельского хозяйства в Свердловской области является молочное животноводство. За последние 3-5 лет средняя себестоимость 1 кг молока в хозяйствах Свердловской области
возросла с 3,5 до 6,5-9 руб. [1]. При переходе на беспривязное содержание коров, при продуктивности стада 7000-7500 кг, она сегодня уже может составить 12-14 руб. Даже с учетом поддержки Правительства области производство молока остается низкорентабельным. С ростом молочной продуктивности требования к технологическому содержанию скота и качеству его кормления будут значительно возрастать.
В современных экономических условиях производства для того, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство ресурсного потенциала, себестоимость молока не должна быть выше 6,5-7 руб. за 1 кг. Чтобы сохранить такой уровень по молоку, себестоимость 1 тонны зерна для производства концентрированных кормов должна быть не более 18002300 руб., 1 т комбикорма - от 4000 до 6000 руб. Это становится возможным при устойчивой урожайности зерновых культур не менее 3,0-3,5 т/ га в хозяйствах с продуктивностью коров свыше 6500-7000 кг и 2,5-3,0 т/ га - в хозяйствах с продуктивностью коров 4500-6500 кг молока в год.
Поэтому проблема производства в области собственного недорогого, высококачественного растительного белка, основной которого является зерно, остается очень важной.
Как известно, посевная площадь зерновых культур в Свердловской области составляет около 450 тыс. га. Урожайность остается неустойчивой и низкой для современных требований развития животноводства -1,3-1,7 т/га.
Планами Правительства Свердловской области предусмотрено совершенствование системы государственной поддержки отрасли с целью доведения посевных площадей зерновых культур в 2008-2010 гг. до 500 тыс. га и производства зерна в объеме не менее 1 млн т при урожайности 2 т/га.
Экономика
Решить такую задачу путем традиционных мер, в основу которых положено Постановление Правительства Свердловской области «О мерах по реализации Закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2008 год», на наш взгляд, будет затруднительно. Что касается поддержки элитного семеноводства в области, то данное Постановление не учитывает современное состояние развития производства на предприятиях, его зональные особенности, не стимулирует работы по размножению оригинальных семян, не гарантирует поддержки развития собственной областной системы производства сортовых семян, что, в конечном итоге, снижает эффективность государственной поддержки, приводит к ее распылению и, что особенно удручает, к косвенному перераспределению ресурсов поддержки за пределы области, где более эффективно функционирует система семеноводства, в основе которой нередко заложено производство оригинальных сортовых семян Свердловских селекционеров.
На первый взгляд, существующая система государственной поддержки носит демократичный, рыночный характер. Но, наряду с макроэкономическими диспропорциями, такой подход пока не приводит в области к росту поголовья дойного стада и заметному вводу в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни.
Механизм государственной поддержки, на наш взгляд, должен обеспечить возможность создания предпосылок для мобилизации собственных ресурсов предприятий в развитии важнейших приоритетных направлений сельскохозяйственного производства региона. Если регион не обладает достаточным количеством бюджетных средств для всестороннего крупномасштабного возрождения сельскохозяйственного производства, то механизм поддержки должен быть направлен на ключевые звенья, развитие которых позволит генерировать дополнительные финансовые ресурсы и придать импульс развитию системы в целом.
Состояние ресурсного потенциала Свердловской области (почвы, суммы положительных и эффективных температур, влагообеспечен-ность, в том числе, в необходимые для развития растений фазы) позволяет утверждать, о наличии реальных возможностей на 25-30% посевных площадей области стремиться к получению урожая зерновых 3,0-3,5 т/га; на 30-40% площадей - к 2,0 -2,5 т/га; на оставшихся площадях - к 2 т/ га зерна. Допустим, средняя урожайность зерновых культур, которая может прогнозироваться в Свердловской области, приближается к 2,5 т. По нашему мнению, главными и первоочередными направлениями эффек-
Таблица 3
Прогноз эффективности производства зерна в Свердловской области
Показатель Годы Резуль- тат
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Площадь зерновых культур, тыс. га 460 480 500 500 520 550 600 600
Прибавка в урожайности, т/га
Направление А 0,1 0,2 0,3 0,4 1,9
Направление В 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 1,8
Направление С 1,5
Направление й 0,1 0,1 0,2 0,3 1,8
Итого 0,1 0,2 0,4 0,6 0,7 0,8 1 2,5
Урожайность, т/га 1,6 1,7 1,9 2,1 2,2 2,3 2,5
Дополнительное производство зерна, тыс. т
Направление А 46 96 150 200 492
Направление В 50 50 104 110 180 494
Направление С 0
Направление й 50 52 110 180 392
Итого 46 96 200 300 156 220 360 1378
Производство зерна, тыс. т 736 816 950 1050 1144 1265 1500
Снижение себестоимости 1 т зерна, %
Направление А 5 8 12 12
Направление В 2 4 6 8 10 10
Направление С 1 2 4 6 6
Направление й 2 4 6 8 8
Итого 5 8 15 23 37 57 75 75
Экономия затрат на производство 1 т зерна, руб.
Направление А 150 240 360
Направление В 60 120 180 240 300
Направление С 30 60 120 180
Направление й 60 120 180 240
Итого 150 240 450 240 420 600 540
Экономия итого, млн руб. 110 196 428 252 480 759 810 3035
Дойное стадо, тыс. гол. 91 91 91 91 91 91 91 91
Продуктивность, л 4300 4350 4400 4450 4500 4550 4600 4600
Производство молока, тыс. т 391 396 400 405 410 414 419 419
Ожидаемое снижение себестоимости производства 1 кг молока, % 5 7 9 11 13 15 17 20
Экономия затрат на производство 1 т молока, руб. 400 560 720 880 1040 1200 1360
Экономия итого, млн руб. 157 222 288 356 426 497 569 2515
Экономия всего, млн руб. 267 418 716 608 906 1256 1379 5550
тивного производства зерна в Свердловской области должны стать следующие (таблица 2).
Предположим, что реализация мероприятий в соответствии с направлениями повышения эффективности производства зерна начнется в 2008г., тогда мы в праве прогнозировать следующие показатели (таблица 3).
Для того, чтобы сеять зерновые сортовыми семенами не ниже первой-третьей репродукции, рядовым хозяйствам ежегодно необходимо около 0,8-1,3 млрд руб. Значит, реально в хозяйствах области уже к 2013-2014 году, с учетом экономии средств и субсидий из областного бюджета, гарантировано сформировать ресурсы (если их формировать
целенаправленно) для посева зерновых и зернобобовых культур качественными сортовыми семенами.
В период до 2012 г. в сельское хозяйство Свердловской области будет инвестировано около 40 млрд руб., в том числе 16 млрд руб. из областного бюджета. Экономия затрат в 2,9 млрд руб. за этот период от более эффективного зернового хозяйства может стать дополнительным финансовым резервом в развитии зернового хозяйства.
Остается только, чтобы сортовые семена высших репродукций оставались в области, были доступными для приобретения и размножения сельхозтоваропроизводителями. Для этого необходима активная стратегия разви-
Экономика
тия зернового хозяйства в Свердловской области, которая на наш взгляд, должна подразумевать следующее:
1. Выделение развития зернового хозяйства в Свердловской области в приоритетное направление; регулирование системы зернового, особенно, семенного бизнеса; создание страховых семенных фондов районированных сортов зерновых культур.
2. Разработка механизма ценообразования на семена зерновых культур, производимых в области, обеспечивающего их конкурентоспособность с семенами, импортируемыми в область (обеспечение гарантированной поддержки собственным производителям сортовых семян высших репродукций). Разработка механизма кредитной политики для развития семеноводства зерновых культур, уточнение, дифференциация поддержки в целях увеличения посевных площадей зерновых культур.
3. Создание экономических условий для организации системы семеноводства: разработка инвестиционной политики областного Правительства для организации и функционирования системы; поддержка (с решением организационно-экономических вопросов), размер которой для придания стартового эффекта развития системы по предварительным расчетам в 20082009 гг. мог бы составить не менее 350400 млн руб. для укрепления уровня селекционных исследований, первичного семеноводства, размножения семян высших репродукций в 15-20 семеноводческих хозяйств со сроком окупаемости - до 4 лет.
4. Формирование целевой комплексной программы по возрождению уральского семеноводства зерновых культур. Уточнение структуры, размеров и механизма формирования государственной поддержки, непрерывного контроля над эффективностью ее освоения.
5. Создание информационно-консультационной системы - «Зерно Среднего Урала»: организация научного сопровождения по освоению сортовой агротехники; технологический и экономический мониторинг областного производства зерна; организация внутриобластной биржи зерна; подготовка и переподготовка кадров.
При реализации активной стратегии развития зернового хозяйства, кормопроизводство Свердловской области может стать независимым от размеров цен на российских фуражных и семенных зерновых рынках, а также зерновых биржах Германии, Англии и других стран.
Литература
Научно-практическое руководство по освоению имитационного моделирования при стратегическом планировании развития производства. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2007. - 135 с.