Совершенствование механизма управления инновационным потенциалом региона
Improvement of the mechanism of management of the innovative capacity of
the region
Бондарева Яна Юрьевна Bondareva Yana Iurevna
к.э.н., доцент кафедры экономики
НИУ «БелГУ» e-mail: Bondareva ya@bsu.edu.ru
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования эффективных методов управления развитием социально-экономических систем в условиях финансовой нестабильности, включающих в себя комплекс методов мониторинга, механизм адаптации к изменившимся условиям функционирования, методику оценки эффективности антикризисных мероприятий, что позволит своевременно выявлять негативные тенденции и формировать превентивные программы инновационного развития региона.
Abstract: The article discusses the development of effective development of management of socio-economic systems in the conditions of financial instability, including a set of monitoring methods, mechanism of adaptation to the changing conditions of functioning, a methodology to assess the effectiveness of anti-crisis measures that will enable timely identification of negative trends and create preventive programs of innovative development region.
Ключевые слова: инновационный потенциал, механизм управления, инновационное развитие, антикризисное регулирование.
Keywords: innovative potential, mechanism of management, innovative development, crisis management.
Введение
В современных условиях функционирования социально-экономических систем наблюдается множество проблем, связанных с недостаточностью финансово-экономической базы, отсутствием четкого разграничения компетенции между органами власти различных уровней, нехваткой реальных прав и полномочий, асимметрией в уровнях развития территорий, недостаточность высококвалифицированных кадров в инновационной сфере.
Однако у регионов имеются реальные и разнообразные возможности для антикризисного воздействия на социально-экономическую ситуацию, на развитие инновационно-ориентированной экономики.
Недостаточность комплексных исследований в области антикризисного управления развитием инновационно-ориентированной социально-экономической системы, формирования системы региональной диагностики инновационного потенциала в свете современной экономической ситуации предопределили актуальность выбранной темы исследования.
Управление инновационным потенциалом региона и повышение эффективности его развития
Функционирование регионов в современных условиях ставит новые задачи по обоснованию планов и управленческих решений, связанных со стабилизацией экономики, выделению антикризисного вектора и определению путей дальнейшего инновационного развития территории. Однако единое экономическое пространство - регион - состоит из отдельных социально-экономических систем, на которые и приходится основной удар кризисных процессов. Для формирования единой антикризисной политики необходимо оценить характер кризисных процессов и степень устойчивости региональной экономики. В данной связи целесообразно использование интегральной модели управления инновационным развитием региона,
которая позволит оперативно провести экспресс-анализ и оценить степень устойчивости региональной социально-экономической системы.
Система комплексной оценки социально-экономического положения региона должна включать: совокупность частных показателей, интегральные показатели, сравнительные показатели, подсистему сбора и обработки показателей [5].
Предлагается учитывать коэффициенты производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, отражающие потенциал инновационного развития региона; коэффициенты обеспеченности жильем и объектами социально-культурной сферы, показывающие действительные потребности расходования бюджетных средств по данным направлениям.
Методика расчета сводного индекса затратности (поправочного коэффициента расходных потребностей) СИЗ может использоваться для оценки различий стоимости предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного потребителя (жителя) региона.
В целом СИЗ должен показывать, насколько больше (меньше) бюджетных средств на душу населения по сравнению со средним для всех региона уровнем необходимо затратить в данном муниципалитете для реализации закрепленных за ним полномочий по предоставлению бюджетных услуг, с учетом ценовых факторов.
В рамках данной методики предлагается использовать следующие коэффициенты:
А) Коэффициенты, отражающие особенности региональной социально-экономической системы.
Состояние региональной социально-экономической системы может оцениваться, как указывалось выше, по ряду параметров. Отслеживание данных параметров позволяет сформировать общую характеристику текущего состояния и дать оценку возможности как «вероятность кризиса». Эта оценка может рассматриваться по различным степеням: «высокая», «средняя», «низкая».
Анализ отклонений целесообразно использовать выборочно для «управления по отклонениям»: анализируются только превышающие определенный лимит, устанавливаемый руководством, например, ±4 % или другие значения в зависимости от экспертной оценки специалистов [2]. Вариант шкалы вероятности кризиса представлен в таблице 1.
Таблица 1. Шкала и показатели кризисного состояния региональной социально-экономической системы
Оценка Степень Уровень Просрочен- Просрочен- Средняя Объем Реагирова-
вероятно платежесп безработи ная ная стоимость 1 налогов ние
сти особности цы общий задолжен- задолженно м2 жилья ых
кризиса предприят ность сть поступл
ий общая предприятий физических ений
лиц
Высокая Ниже Выше Выше Выше Выше Резко Поиск
норматива норматива норматива норматива среднего снижае срочных
значения по тся эффективны
стране и х мер
продолжает санации
расти
Средняя В пределах В В пределах В пределах Растет Снижае Полное
норматива пределах норматива норматива тся использован
норматива ие
финансовых и
администрат
ивных
механизмов
стабилизаци
и ситуации
Низкая В пределах В В пределах В пределах Соответств Стабил Нормализа-
норматива пределах норматива норматива ует ьное ция текущей
или ниже норматива среднерос- поступл финансовой
или ниже сийскому ение и
уровню или администрат
ниже ивной
деятельности
Источник: [2] с изменениями, 2016 г.
Очевидно, что полностью рассмотреть все процессы, происходящие в экономике - достаточно трудоемкая задача. Именно поэтому предлагается использовать такой метод, как стресс-тестирование региональной социально-экономической системы.
При проведении стресс-тестирования могут использоваться следующие основные типы инструментов:
- макроэкономическая модель экономики в целом. В данной связи можно предложить модель экономики эталонного региона;
- результаты прогнозирования основных показателей региональной экономики;
- анализ чувствительности к основным видам рисков;
- эконометрические расчеты в отношении переменных, подвергающихся стресс-тесту;
- специальная эконометрическая модель риска банкротства региональной экономики.
Подобное стресс-тестирование должно проводиться в целом по стране не реже двух раз в год (в рамках регионов), а в региональном разрезе - раз в квартал.
В этом случае оценка устойчивости местной экономики будет производиться по степени надежности основной доходной статьи местного бюджета. Данный показатель может наиболее точно отразить степень устойчивости местной экономики, а также окажет существенную помощь в составлении рейтинговых таблиц. Знак «модуля» в числителе означает, что при лучшем фактическом значении показателя над эталонным это превышение не учитывается и разность в числителе приравнивается к нулю. Наилучшее значение интегрального коэффициента в соответствии с предлагаемой структурой будет 100%.
Комплексная оценка уровня социальной деятельности органов местного самоуправления может производиться на основе аналогичных моделей. Предлагаемая модель интегральных оценок является универсальной («инвариантной») по отношению к конкретным предметным сферам анализа.
Уточним, что оценка устойчивости местной экономики как на муниципальном, так и на региональном уровне не должна производиться реже, чем один раз в квартал, что позволит избежать бифуркационных процессов в развитии региональной и региональной социально-экономической системы.
В связи с этим необходимо разработать методику мониторинга развития инновационного потенциала региона в кризисных условиях.
Основные принципы антикризисного регулирования в совокупности с задачами, объектами и субъектами регулирования, используемыми приемами и методами составляют целостную категориальную систему теоретико-методологического обоснования антикризисной деятельности органов власти.
Субъектами взаимодействия в системе антикризисного регулирования выступают органы власти и субъекты хозяйствования. К последней группе относится линейный перечень экономических агентов: малые инновационные предприятия, включая физических лиц, занимающихся инновационным производством или инновационной деятельностью; хозяйствующие субъекты с государственным участием, в том числе государственные и муниципальные предприятия; некоммерческие организации; прочие субъекты хозяйственной деятельности [3].
Объектом антикризисного регулирования регионального развития выступают процессы и явления, на которые направлено воздействие мер антикризисного управления всех уровней управления [1]. Иными словами, в качестве объекта регулирования выступает социально- экономическая система регниона, основные характеристики ее состояния и поведения: количественные, качественные, структурные, пространственные, временные.
Стратегически антикризисное регулирование на местном уровне включает анализ социально-экономических тенденций в динамике, проводимый на основе мониторинга социально-экономических процессов в муниципальном образовании, и выработку комплекса мер по предотвращению и/или недопущению кризисных ситуаций в местном хозяйстве [1].
Это подразумевает выработку концепции стабильного экономического развития, формирование и поддержание на должном уровне стратегических направлений экономического развития, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество местных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Таким образом, процесс антикризисного регулирования должен быть сконцентрирован на узловых проблемах функционирования регулируемой системы.
Тактика и стратегия антикризисного регулирования ориентированы на достижение определенных результатов на каждом этапе кризисной ситуации. Исходя из установленных целей антикризисного регулирования, основными результатами мероприятий по его осуществлению являются:
1) прогнозирование развития кризисных явлений, оценка неблагоприятных тенденций в региональной экономике;
2) определение эффективных методов и механизмов проведения государственной антикризисной политики;
3) моделирование поведения хозяйствующих субъектов на рынке и, соответственно, разработка сценариев развития социально-экономической ситуации;
4) выбор направлений стабилизации социально-экономической системы региона;
5) определение механизмов послекризисного развития муниципальной экономики.
Функции антикризисного регулирования могут быть реализованы в результате ведения деятельности по следующим направлениям:
- разработка механизма проведения мониторинга социально-экономического состояния развития региональной экономики с целью своевременного обнаружения кризисных явлений;
- диагностика кризисных процессов предполагает не только фиксирование отклонений, но и анализ причин их появления, выявление возможных тенденций развития;
- прогнозирование развития кризисных ситуаций, обобщение и оценка информации по факторам, вызвавшим кризисные явления, определение логики и закономерностей самого кризиса, что позволяет рассматривать различные прогнозы и сценарии развития кризисных ситуаций;
- разработка и реализация антикризисных мер: формирование программ, направленных на противодействие кризисным явлениям.
С точки зрения воздействия на факторы, порождающие кризисные процессы, состав антикризисной деятельности может быть охарактеризован следующим образом.
В процессе изучения факторов определяется их влияние на характер кризисного развития муниципальной социально-экономической системы. Количественно степень этого влияния может быть определена с помощью одно- или многофакторных корреляционных моделей. По результатам такой оценки проводится ранжирование отдельных факторов по степени их негативного воздействия на социально-экономическое состояние экономики.
На основе анализа и группировки факторов осуществляется прогноз развития кризисных процессов, оказывающих наиболее существенное негативное воздействие и вызывающих наибольшую угрозу в предстоящем периоде. Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, следовательно, своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если проводить постоянный мониторинг изменения социально-экономической ситуации.
Заключение
Выполненные в научной работе исследования позволили на основе обобщения теоретических подходов и анализа накопленного опыта управления инновационным развитием региона разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию механизма управления инновационным потенциалом социально-экономических систем.
Исходя из специфики управленческой деятельности органов государственной власти применительно к региональному уровню, следует говорить об инновационном управлении, которое включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование, и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории, и
др. с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей инновационного производства.
Тогда, целью управления региогнальными системами является наиболее полное удовлетворение общественных интересов и потребностей инновационного производства на территории региона путем реализации эффективной инновационной политики. Под инновационным потенциалом региона в настоящем исследовании следует понимать возможности совокупного объёма реализуемых и нереализуемых инновационных ресурсов, доступных на данном этапе развития экономики, максимально удовлетворить потребности инновационного производства.
В целях формирования методики оценки кризисного состояния региональной экономики целесообразно использовать сводный индекс затратности определенного субъекта Федерации (СИЗ), представляющий собой комплексный показатель, в том числе отражающий уровень инновационного развития.
Состояние социально-экономической системы региона может оцениваться, как указывалось выше, по ряду параметров. Отслеживание данных параметров позволяет сформировать общую характеристику текущего состояния и дать оценку возможности как «вероятность кризиса». В работе предложены оценочная шкала и показатели кризисного состояния социально-экономической системы региона.
В работе используется такой метод, как стресс-тестирование социально-экономической системы региона.
При проведении стресс-тестирования могут использоваться следующие основные типы инструментов: макроэкономическая модель экономики в целом. В данной связи можно предложить модель экономики эталонного регпона; результаты прогнозирования основных показателей региональной экономики; анализ чувствительности к основным видам рисков; эконометрические расчеты в отношении переменных, подвергающихся стресс-тесту.
В работе определена цель антикризисного регулирования экономики региона в условиях инновационно-ориентированного развития как разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (интенсивно влияющих на завершающее явление) факторов, приводящих к кризисному состоянию. Цель антикризисного управления предполагает стремление к оптимальной степени стабилизации в промышленном производстве посредством широкого использования антикризисных мероприятий. Главная цель антикризисного регулирования заключается в формировании эффективной системы воздействия на «кризисные точки» региональной экономики (предприятия, рынки и т.п.) для обеспечения стабилизации их деятельности и инновационного развития.
Необходимым условием создания системы эффективной государственной поддержки инновационного развития региона является определение перспектив и направлений их развития на основе анализа полной и достоверной статистической информации.
Проведенные исследования позволили заключить, что в настоящее время существует объективная необходимость проведения мониторинга системы управления инновационного потенциала региона, который может способствовать проведению антикризисных мероприятий.
Библиографический список
1. Александров Г.А. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура», - М.: «Бек», 2010 г., 544 с.
2. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 176 с.
3. Бандурин А. В., Орехов С. А., Медведев С. Ю. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями. - М.: Диалог-МГУ, 2000.
4. Калюжный, М. Управлять по-новому: организационно-управленческие инновации как важнейший фактор повышения
конкурентоспособности компаний / М. Калюжный // Вестник ассоциации менеджеров. - 2008. - №3 (109). - С. 14-17.
5. Кремлев, Н. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований субъектов Российской Федерации / Н. Кремлев, А. Тутуков // Муниципальная власть. -2007. - №4. - С.85-87.
6. http://www.cir.ru/index.jsp/ Университетская информационная система РОССИЯ
7. http://www.akm.ru/ Информационное агентство АК&М