УДК 33
МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Капицкая О.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (МИРЭА),
e-mail [email protected]
Мандыч И.А., к.э.н., кафедра «Менеджмент», ВО «Московский технологический университет» (МИРЭА)
В данной статье рассмотрено сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, которое предусматривает ориентированность на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.
Ключевые слова: антикризисное управление, уровни антикризисного управления, сбалансированное территориальное развитие, задачи регионального управления.
CRISIS MANAGEMENT MEASURES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS
Kapitskaya O., Ph.D., Associate Professor of the Management chair, FSFEIHE «Moscow Technological University», e-mail [email protected], Mandich I., Ph.D., Management chair, FSFEI HE «Moscow Technological University»
This article discusses a balanced territorial development of the Russian Federation, which provided focus on providing conditions that allow each region to have the necessary and sufficient resources to ensure decent conditions of life of citizens, comprehensive development and enhance the competitiveness of regional economies.
Keywords: crisis management, crisis management levels, a balanced territorial development, regional management tasks.
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране в системе государственного управления региональным развитием усиливается значение государственного антикризисного регулирования. Государственная стратегия антикризисного управления является основой для принятия региональных антикризисных программ, определяющих систему мер по выводу региона из кризисного (или депрессивного) состояния. Цель антикризисного управления состоит не только в устранении последствий возникших кризисных явлений, но в значительной степени - в их предупреждении и предотвращении. В первую очередь методы антикризисного управления применяются в отношении регионов, в социально-экономическом развитии которых отмечаются устойчивые кризисные тенденции.
Специфика антикризисного управления регионами обусловлена несинхронностью проявления последствий кризиса и неоднозначностью реакции экономики регионов па кризисные процессы. Эта несинхронность объясняется значительными диспропорциями в уровнях социально-экономического развития регионов РФ.
В период кризисных явлений в регионе сложно принимать оперативные управленческие решения, т.к. это связано с перераспределением бюджетных ресурсов по разным направлениям. При управлении регионом значительную роль играют вопросы социальной политики. Отметим, что сближение понятий антикризисного управления компанией и регионом происходит при управлении моногородами, когда осуществляется целенаправленное воздействие на градообразующие предприятие или отрасль с целью развития всего региона.
Антикризисное управление регионом можно разделить на два уровня:
• национальный (государственный) уровень;
• региональный.
Первый уровень - национальный (государственный) - это построение системы управления отстающими регионами с целью максимизации благосостояния общества в целом (а не каждого конкретного региона), а также для сглаживания межтерриториальных пропорций экономики.
Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.
Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет обеспечено, если в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, будет состоять в преодолении инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала. Проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем госу-
дарственного управления и местного самоуправления.
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:
• стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;
• координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
• сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.
Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе должна формироваться исходя из следующих основных задач:
• скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
• предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания;
• оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой;
• развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий;
• совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
Реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста.
Принципиально важно решить задачу развития федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.
Процесс направления бюджетных капитальных вложений в объ-
38 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №1 2017 j
Рисунок 1 - Основные направления и задачи государственной региональной политики
екты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их координация с учетом определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов.
Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны определять цели для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.
В отношении регионов (в частности Республика Тыва, Камчатский край, Магаданская область) или геополитически приоритетных территорий, в частности Калининградской области, требуются комплексные меры, предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем создания особых экономических зон.
Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации должны осуществляться на основе следующих принципов:
• учет территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей;
• учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов;
• программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);
• ответственность регионов за целевое и эффективное исполь-
зование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению).
Второй уровень - региональный - предполагает регулирование процессов социально-экономического развития в конкретном регионе с целью роста благосостояния проживающего в нем населения.
Также, как и в случае управления компанией, антикризисное управление развитием региона может решать вопросы преодоления структурных кризисов, так и кризисов, связанных с падением общей экономической конъюнктуры. С позиций развития региона, наибольший интерес представляет разработка системы мер антикризисного управления с целью преодоления структурного кризиса на региональном уровне.
Антикризисное управление регионом, как это представлено на схеме "Анализ направлений антикризисного управления регионом", имеет три основные составляющие - предвидение кризиса, смягчение его последствий и ликвидация причин кризиса для снятия барьеров дальнейшего развития.
Предвидение кризисных явлений на региональном уровне практически не осуществляется. Например, диверсификация структуры экономики заранее не происходит, так как высокая концентрация региона на определенном виде деятельности, в одном секторе экономики дает наибольший рост валового регионального продукта. В России наибольший ВРП на душу населения получен именно в регионах, где высокая концентрация производства приходиться в одной сфере деятельности - добыче полезных ископаемых или где находятся крупные производства. При этом очевидно, что снижение активности в конкретной отрасли может привести данное территориальное образование в состояние кризиса.
Одним из элементов предвидения кризиса на уровне государства может стать типология регионов по уровню социально-экономического развития. Однако, для того, чтобы типология решала вопросы антикризисного управления, необходимо разделить регионы на однородные группы и постоянно отслеживать изменения их основных характеристик с тем, чтобы понимать каких ресурсов не хватает для полноценного развития региона.
Использование типологии регионов, как элемента предвидения кризиса (в т.ч. структурного), возможно только на федеральном уровне власти. На региональном уровне необходимо построение более
ТЯЛШРОЯТ БШТКЕББ Ш Яи88ТЛ | №1 2017 | 39
Рисунок 2 - Анализ направлений антикризисного управления регионом
детальной системы, которая включает в себя не только мониторинг количественных индикатор региона и муниципальных образований, но также и оценку качественных показателей (например, уровень квалификации рабочей силы), в том числе основанных на планах развития местных бизнес-структур.
В региональную систему предвидения кризиса следует включить систему показателей, характеризующих финансовое состояние отраслей экономики региона. В нее можно добавить интегральные показатели компаний по отраслям, например, общий уровень рентабельности, показатели операционной деятельности, кредитоспособности, уровень просроченной задолженности, показатели ликвидности. Данная система позволит постоянно отслеживать и анализировать эффективность региональных компаний. Росстат предоставляет такие данные, однако, они не включаются в региональные программы и планы развития. Законодательно субъекты РФ не обязаны использовать данные показатели в своих программах, планах, стратегиях развития.
Следующий элемент системы антикризисного управления -это снижение отрицательных последствий кризиса. Изначально региональная политика призвана была снижать отрицательные последствия непропорционально развития, т.е. частично выполняла функцию антикризисного управления. Целью региональной политики во многих странах вплоть до начала 2000-х гг. было именно сглаживание территориальных диспропорций посредством государственных трансфертов и предоставления льгот компаниям при размещении производств в отстающих регионах. Например, более 80% средств из фонда развития регионов в ЕС тратится именно на сближение уровней развития.
Ликвидация причин кризиса для снятия барьеров дальнейшего развития практически не происходит.
К настоящему времени Правительство Российской Федерации сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объёмам используемых ресурсов.
Суммарная «стоимость» антикризисных мер в отношении реального сектора экономики в кризисный период в октябре 2008 -декабре 2009 г. составила 2,1 -2,5 трлн. руб.
На первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к финансовым ресурсам (1,1 - 1,2 трлн. руб.), на втором -меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери - 500 -700 млрд. руб.), на третьем - меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250 - 300 млрд. руб., далее - стимулирование внутреннего спроса (180 - 240 млрд. руб.) и меры по поддержке малого и среднего предпринимательства (60 - 90 млрд. руб.)
Кроме мероприятий федеральных органов, кризисная обстановка потребовала и быстрого реагирования региональных властей.
Антикризисные меры на примере Вологодской области.
Для Вологодской области задачи антикризисных действий были весьма сложными. Накануне кризиса область демонстрировала высокие темпы экономического роста, была регионом-донором.
Кризис прервал поступательное движение. Наибольший удар пришёлся на металлургию. Сокращение спроса привело к падению цен на чёрные металлы.
В трудном положении оказались предприятия машиностроения, лесопромышленного комплекса, стекольной промышленности и других отраслей, в которых возникли проблемы со сбытом продукции.
Как и в других субъектах РФ, в области снизилась инвестиционная активность, реализация ряда инвестиционных программ отложена до лучших времен. Перед правительством области встала задача осуществления оперативных мер, призванных защитить граждан и экономику от кризисного шока, обеспечить её жизнеспособность.
Уже с октября 2008 года была начата работа по формированию антикризисного Плана действий правительства области, а к началу 2009 года он был трансформирован в формат детальных мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы.
В полной мере задействован административный ресурс и отстроена система антикризисного реагирования. Активно работает областная межведомственная комиссия с участием депутатов Законодательного Собрания, профсоюзных организаций, правоохранительных органов, представителей бизнес-сообщества. Функционирует Штаб оперативного реагирования, а также отраслевые комиссии по сферам деятельности и комиссии в муниципальных образованиях.
В сжатые сроки были составлены списки системообразующих и градообразующих организаций, имеющих право на получение государственной поддержки, для включения в перечень предприятий регионального значения. В перечень предприятий регионального значения от области вошли 19 организаций. Принято распоряжение Губернатора области от 12.01.2009 г. № 14-р «О создании рабочей группы по повышению устойчивости функционирования системообразующих организаций области». Развернут мониторинг финансово-экономического состояния предприятий регионального значения.
Был осуществлён ряд мер по стабилизации деятельности предприятий машиностроительного комплекса.
При поддержке правительства области автобусы «Олимп» производства ОАО «Вологодский машиностроительный завод» и троллейбусы «Авангард» производства ОАО «Транс-Альфа Электро» были включены в Перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами РФ.
Машиностроительным предприятиям области было оказано содействие в решении вопросов бесперебойной подачи тепловой и электрической энергии; погашения задолженности за потребленную теплоэнергию; предотвращения отключения электроэнергии; возобновления электропитания и подключения электрооборудования к сетям.
В рамках стабилизации работы лесопромышленного комплекса были решены такие вопросы, как: выделение дополнительных субвенций из федерального бюджета в сумме 61 млн. руб. на строительство лесных дорог; субсидирование за счёт средств федерального
40 ТЯЛШРОЯТ БШТКБЗЗ Ш ЯШБТЛ | №1 2017 |
бюджета процентных ставок по кредитам лесопромышленным организациям области для создания межсезонных запасов. Для улучшения финансового состояния предприятий ЛПК было предусмотрено установление арендной платы за пользование лесом по фактическим объёмам заготовки древесины с отсрочкой платежей. Был принят пакет нормативных правовых актов в части установления порядка и нормативов заготовки древесины, недревесных лесных ресурсов, а также установления ставок платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Было принято решение о предоставлении государственных гарантий отдельным предприятиям ЛПК.
В электроэнергетике сокращены лимиты потребления электрической и тепловой энергии организациям, финансируемым из областного бюджета, с учётом минимума энергопотребления и мероприятий по энергосбережению. За 9 месяцев 2009 года объёмы электропотребления в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижены на 5,4%.
Для агропромышленного комплекса важное значение имело утверждённое правительством области Положение о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений выделяются льносеющим хозяйствам (сельскохозяйственным организациям независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским/ фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям), льноперерабатывающим организациям, занимающимся выращиванием льна и его переработкой.
Для осуществления мониторинга ситуации на потребительском рынке области были сформированы перечни, в которых определены 11 наименований социально значимых товаров и 16 наименований товаров первой необходимости, входящих в состав стандартной потребительской корзины.
С целью обеспечения постоянного наличия в торговых объектах социально значимых продовольственных товаров, а также товаров стандартной потребительской корзины, были даны рекомендации хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговлю продовольственными товарами:
- принимать меры к своевременному осуществлению расчётов с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности;
- для оптовых организаций - обеспечить двухмесячный запас социально значимых продовольственных товаров длительного срока хранения (соль, крупы, сахар, масло подсолнечное);
- для розничных организаций - обеспечить наличие в предприятиях торговли социально значимых товаров и товаров первой необходимости.
Осуществлялось обеспечение предоставления торговых мест на розничных рынках области сельхозпроизводителям и предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности области в соответствии с действующим законодательством. В Реестр розничных рынков области было включено 32 розничных рынка, общее количество торговых мест - 3 247, из них большая часть (63%) приходилась на непродовольственные товары. Наибольшее количество торговых мест по реализации продовольственных товаров занимала продажа овощей и фруктов (243 места), мясной продукции (187), товаров бакалейной группы (89).
В рамках обеспечения продовольственной безопасности населения, а также в целях стимулирования сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей была организована продажа продовольственных товаров через ярмарки и выездную торговлю. Органами местного самоуправления было выделено 86 площадок для проведения ярмарок с организацией льготных торговых мест для продажи сельскохозяйственной продукции.
За счёт средств областного бюджета были предусмотрены компенсации части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам предприятий АПК, предоставлялись субсидии на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, на развитие животноводства.
Для поддержания устойчивого состояния в финансовой сфере области и повышения доступности кредитов для населения и реального сектора экономики правительством области было рекомендовано руководителям коммерческих банков принятие мер по увеличению кредитных портфелей не менее чем на 2% ежемесячно.
Правительством области подготовлен список более 300 организаций, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики и социальной сферы области, рекомендуемых к приоритетному
кредитованию коммерческими банками.
Особое внимание обращено на использование резервов малого и среднего бизнеса.
Вологодская область признана победителем Конкурса по отбору субъектов РФ для предоставления в 2009 году субсидий с целью финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках господдержки малого предпринимательства, и получила право на субсидии из федерального бюджета в размере 74,8 млн. руб. Была утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области. В рамках реализации расширен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и заёмным средствам через предоставление:
• субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка);
• поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства по обеспечению обязательств, основанных на кредитных договорах;
• субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и лизинговым платежам в лизинговых компаниях;
• субсидий на возвратной основе в виде микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства (микрофинансирование).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в социально значимых отраслях (пищевая промышленность, текстильное производство, производство одежды, выделка и крашение меха, производство изделий народных художественных промыслов, ЖКХ, туроператорская деятельность), ставка по налогу установлена в размере 5% .
Ставки арендной платы за арендуемое организациями малого бизнеса имущество, находящееся в областной собственности, в целях имущественной поддержки малого бизнеса были снижены на 30%, а срок выкупа арендуемых помещений площадью до 1500 кв. м был увеличен с 5 до 7 лет.
Для обеспечения конструктивного взаимоотношения органов власти всех уровней с предпринимательским сообществом по вопросам поддержки малого предпринимательства и ликвидации административных барьеров была открыта «горячая линия» в интерактивном режиме на сайте правительства области.
Для стабилизации положения на региональном рынке труда правительством области были приняты активные меры по поддержке и оптимальному регулированию в текущих условиях рынка труда. В целях снижения напряжённости разработана и утверждена целевая программа «Содействие занятости населения, включая мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году» (с изменениями от 5 февраля 2009 года №182).
В целях принятия дополнительных мер по оказанию гражданам государственной услуги по информированию о положении на рынке труда и осуществления оперативной связи с населением области была организована постоянная работа «телефона доверия», в центрах занятости населения работают «горячие линии».
Достичь максимально эффективного использования производственного и сырьевого потенциала области возможно через решение ряда проблем в приоритетных отраслях экономики и в социальной сфере. Для этого необходимо снизить долю сырьевых производств; уменьшить удельный вес энергетических и транспортных затрат в структуре себестоимости продукции; привести технико-технологический уровень производства в соответствие с современными требованиями; ускорить процесс обновления основных фондов, имеющих высокую степень физического и морального износа; повысить уровень использования производственных мощностей, конкурентоспособность продукции и уровень развития внутри- и межотраслевой кооперации предприятий на территории области; устранить нехватку квалифицированных кадров.
Реализация антикризисных мер, с позиций выбора инструментов, идёт по двум направлениям:
• наращивание ресурсов на отдельных существующих инструментах, их «масштабирование»
• создание новых инструментов
По первому направлению задача заключается в максимально выгодном использовании местных конкурентных преимуществ территории с ориентиром на преумножение внутреннего потенциала региона и укрепление его позиций на межрегиональном и международном рынке.
ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №1 2017 | 41
По второму направлению суть работы состоит в преодолении моноструктурности экономики области за счёт диверсификации.
Формирующаяся в регионе инновационная система создаёт условия для выпуска предприятиями новой конкурентоспособной продукции, разработки новых видов оборудования и технологий.
В металлургии осваивается производство высококачественного листа для производства кузовных автокомпонентов, горячеоцинкован-ного проката с полимерным покрытием, разработано оборудование для бесконтактного ультразвукового контроля качества металлов.
В строительстве широкое применение находят технологии быстрого возведения жилых, бытовых, административных и производственных зданий, производства современных энергоэффективных строительных материалов и конструкций; в лесопереработке внедряются производство биотоплива, линии для получения профилированных пиломатериалов, вакуумно-импульсная сушка древесины.
Таким образом, приоритетное направление развития субъекта Российской Федерации - это построение механизма антикризисного регионального управления, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического и финансового состояния для предвидения кризиса, минимизации его последствий, своевременного принятия адекватных мер, выявлении факторов дальнейшего развития региона.
Литература:
2. Беляев А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 с.
4. Зуб А.Т. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
5. Туманова Е.Н. Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 204-208.
6. Ключевые задачи антикризисного управления региональной политики [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru: (дата обращения: 21.12.2016).
7. Антикризисное управление в регионе на базе показателей устойчивости предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru: (дата обращения: 26.12.2016).
8. Функции когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономики [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru: (дата обращения: 28.12.2016).
УДК 338.22.021.4
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССАХ ГРУППОВОГО ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Мангушева Л.С., к. э. н., старший преподаватель кафедры «Информатика», ФГБОУВО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», e-mail:
Хайрулин И.Г., к.э.н., доцент кафедры «Математические методы в экономике», ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», e-mail:
В статье отражено влияние развития информационно-коммуникационных технологий на развитие процессов группового принятия управленческих решений. Существующая быстроменяющаяся среда деятельности таких экономических систем, как инновационные предприятия и государство, требует принятия оперативных и эффективных (в плане отношения результата к затратам) решений. Во многом эти решения определяют будущие глобальные параметры этих систем, их вектор развития и скорость развития. Предполагается, что применение информационных технологий, позволяющих работать удаленно, может обеспечить возможность выработки групповых решений, не отнимая большого количества времени у экспертов и не требуя больших финансовых затрат и организационных усилий для обеспечения присутствия группы экспертов в одном месте и в одно время, что характеризует такой подход как эффективный в рамках наличия лишь экспертной информации.
Ключевые слова: облачные технологии, групповое принятие управленческих решений, методы оценки проектов, информационные технологии, системы поддержки принятия решений, информационно-коммуникационные технологии.
THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN
GROUP BASED DECISION-MAKING
Mangusheva L., Ph.D., Senior Lecturer of the Informatics chair , FSEIHE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: klyalya80@
mail.ru
Khairulin I., Ph.D. Assistant Professor of the Mathematical Methods in Economics, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»,
e-mail: [email protected]
The article reveals the impact of information and communication technology development on the development of group-based decision-making. The existing fast-changing environment of such economic systems'activity as innovative enterprises and state requires taking immediate and effective (in terms of ratio between results and expenses) decisions. In most ways these decisions define future global parameters of these systems, direction and speed of development. It is assumed, that using information and communication technologies, allowing to work distantly, may enable to work out group decision, not taking a lot of experts' time and not requiring huge financial expenses and organizational efforts to ensure the presence of each expert in one place and in one time.
Keywords: cloud computing, group management decisions, project evaluation methods, information technology, decision support systems, information and communication technologies.
Зачастую отдельно взятое, хоть и комплексное, решение задает направление развития экономических систем как макроэкономического уровня (государство, отрасль, регион), так и микроэкономического уровня (предприятие). Рассматривая ситуации совместного генерирования и выбора альтернатив группой лиц, важно отметить их многокритериальность в силу широкого круга вовлеченных действующих и заинтересованных лиц (предприниматели, граждане, общественные организации, профсоюзы, муниципальные и федеральные органы власти), а также объективно существующие ограничения (экологические, ресурсно-экономические, финансовые, инфраструктурные, технические, временные, социальные, этические). Некоторые из критериев могут быть найдены количественно
(прибыль, выбросы загрязняющих веществ, срок службы, операционные затраты, количество созданных рабочих мест и другие), другие же являются субъективными критериями и выбор между альтернативами не может быть оценен с точки зрения оптимальности, а порой даже и рациональности в силу различия кривых предпочтений у разных индивидов. [1].
Экспертные методы, несмотря на кажущуюся нечеткость и размытость эвристик, имеют весьма широкую область применения. Отметим, что подход, в рамках которого группой лиц вырабатывается совместное решение, не лишен смысла, поскольку оно вбирает в себя опыт, знания, индивидуальные взгляды и оценки, интересы каждого члена экспертной группы и потому решение представляется не
42 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №1 2017 j