16.5. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Тренин Ю.А., аспирант Институт экономики и антикризисного управления
Контакты автора: trentius@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается практическое применение антикризисной политики применительно к антикризисному регулированию на уровне отдельного региона. Продемонстрирован механизм реализации такой политики посредством применения антикризисных программ.
Ключевые слова: антикризисное управление, бюджет, кризис, предприятие, рецессия, спад, экономический цикл
ANTI-RECESSIONARY PROGRAMS AS ELEMENTS OF AN ANTI-RECESSIONARY POLICY WITHIN THE LIMITS OF REGIONAL ANTI-RECESSIONARY REGULATION
Trenin Y. А., The post-graduate student Institute of economy and anti-recessionary management
Annotation: In this paper practical using of anti crisis politic applying to anti crisis regulation on the one region level is shown. The mechanism of such politic realization using anti crisis programs is demonstrated.
Keywords: anti crisis management, budget, crisis, enterprising, recession, drop, economic cycle
Для преодоления спада производства и финансовой несостоятельности предприятий необходимо государственное содействие проведению реструктуризации на различных уровнях управления экономикой: на уровне региональной экономической системы, на уровне различных отраслей, на уровне отдельных предприятий.
Антикризисное управление со стороны региональных органов власти необходимо для создания благоприятного инвестиционного климата и повышения международного рейтинга региона. Следует учитывать также, что массовые банкротства сопровождаются негативными процессами: переделом собственности, ростом безработицы и социальной напряженности. Органами власти субъекта Федерации должна быть изначально выработана стратегия проведения структурной политики в отдельных секторах экономики, включая внешнеэкономическую деятельность, научно-техническую, финансовую и т.д. Особое внимание должно уделяться реструктуризации промышленности и сельского хозяйства1.
1 Бескоровайная Н.С. Современные проблемы антикризисного управления в системе региональной экономики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. - Серия Экономика. - 2006. - №4. [Электронный ресурс]. - иК1_: http://science.ncstu.ru/articles/econom /2006_04 /30.pdf (дата обращения 08.04.2011)
Финансовое состояние предприятий, будь оно стабильным или нестабильным, напрямую оказывает влияние на бюджеты регионов, которые непосредственно свидетельствуют об экономическом состоянии территории. Как правило, именно в таком контексте и рассматривается система антикризисного управления территорией.
При анализе региональной антикризисной политики необходимо рассматривать и антикризисную политику в муниципальных образованиях. Исследование проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести по четырем направлени-ям:2
участие органов местного самоуправления в финансовом оздоровлении предприятий-должников, деятельность которых имеет важное экономическое значение для развития данной территории;
участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления (банкротства) муниципальных предприятий;
участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления муниципальными организациями;
антикризисное управление муниципальным образованием как единым хозяйственно-территориальным комплексом.
Первое и второе направления с разной степенью глубины отражены в действующем законодательстве Российской Федерации: уполномоченными органами проводится мониторинг крупных и социально- и экономически- значимых предприятий; банкротству градообразующих организаций, стратегических предприятий и субъектов естественных монополий посвящены специальные главы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»3.
Безусловно, государственная поддержка реструктуризации предприятий в сложных условиях переходной экономики необходима, и в зависимости от обстоятельств она может принимать различные формы -вплоть до прямого государственного вмешательства и контроля в тех случаях, когда для проведения реструктуризации используются бюджетные средства.
Контроль деятельности предприятий со стороны государственных органов проявляется, прежде всего, в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет. Однако этого недостаточно для принятия своевременных мер по предотвращению несостоятельности крупных, социально- и стратегически-важных предприятий региона. Органы власти субъектов Федерации должны проводить мониторинг финансового состояния крупных предприятий и осуществлять контроль их реструктуризации. Необходимо обязать проводить финансовый мониторинг все крупные предприятия, и в первую очередь - сельскохозяйственные.
В соответствии с Федеральным Законом органы власти субъектов Федерации получили широкие полномочия: они участвуют в делах о банкротстве градообразующих предприятий, к которым относятся юридиче-
2 Мишанина О.А., Тургель И.Д. Теоретические подходы к реализации антикризисной политики муниципальными образованиями в условиях циклического развития экономики // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - 2009. - №6. - С. 42.
3 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от
07.02.2011) // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. иК1_:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=110285 (дата обращения 09.04.2011)
Тренин Ю.А. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА
ские лица, где количество работников составляет не менее 25% от численности работающего населения населенного пункта или же превышает 5 тысяч человек. Органы власти могут предъявить требования к кандидатуре арбитражного управляющего, а могут и предоставить поручительство по обязательствам должника, или в другое время до окончания финансового оздоровления, внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами или погасить их требования иным способом4.
Среди экономических рычагов государственного антикризисного регулирования, как правило, выделяют налоговую, денежно-кредитную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности. При этом меры денежно-кредитного и валютного регулирования недоступны для региональных органов власти; возможности применения других ограничены.
К мероприятиям системного характера, направленных на повышение платежеспособности предприятий, относятся:5
- взаимозачет долгов, реструктуризация задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- финансирование, направленное на восстановление платежеспособности, а также мероприятий по реорганизации и ликвидации предприятий;
- оптимизация налоговой системы (применение системы налоговых льгот и снижение налоговой нагрузки для предприятий низко прибыльных отраслей, изменение сроков уплаты налогов и сборов).
Для улучшения финансового состояния предприятий отдельных отраслей эффективны такие меры, как государственные закупки, проведение государственных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, бюджетное субсидирование и кредитование инвестиций.
Следовательно, поскольку финансовое состояние предприятий напрямую оказывает влияние на бюджеты регионов, которые непосредственно свидетельствуют об экономическом состоянии территории, то возникает необходимость в использовании регионального бюджета как источника антикризисного управления на мезо - уровне. В свою очередь, такие меры позволяют снизить и уровень банкротств предприятий в регионе.
В условиях значительной дифференциации социально-экономического развития регионов Российской Федерации особую значимость приобретают возможности влияния на конкурентоспособность различных региональных образований со стороны региональных органов власти. На региональном уровне органы власти субъектов РФ становятся основным субъектом антикризисного регулирования.
К особенностям антикризисного управления на региональном уровне следует отнести, во-первых, то, что на уровне региона его приходится применять по отношению к кризисам, вызванным как внешними факторами, так и внутренними. Если внешние кризисные факторы в целом одинаковы для всех регионов, то очевидно, что в силу значительной дифференциации регионов РФ по структуре экономики, демографиче-
- Бескоровайная Н.С. Современные проблемы антикризисного управления в системе региональной экономики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. - Серия Экономика. - 2006. - №4. [Электронный ресурс]. - 11^: http://science.ncstu.ru/articles/econom/ 2006_04/ 30.pdf (дата обращения 09.04.2011)
5 Там же
ским, природным условиям внутренние и внешние факторы значительно различаются. Во-вторых, внутренние кризисные факторы могут усиливать действие факторов внешних.
Специфическими мерами регионального антикризисного регулирования могут стать:6
создание в регионах благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых;
выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию (например, через государственный заказ), обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;
рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства или муниципалитетов. В настоящее время местные органы власти, несмотря на находящиеся в их управлении достаточно большие (а иногда блокирующие) пакеты акций, часто практически не участвуют в управлении предприятиями.
Таким образом, органам регионального управления в условиях новой хозяйственной модели требуется учитывать возможности и угрозы как внешних, так и внутренних кризисов. В связи с этим возникает необходимость в изучении и разработке инструментов антикризисного управления для органов государственной власти регионов (табл.1.)
Для сокращения числа неплатежеспособных предприятий государством разрабатываются антикризисные программы, в том числе включающие меры по финансированию реального сектора экономики (рис.
1.).
Несмотря на то, что реализация государственных проектов экономического спасения отдельных предприятий означает безусловное нарушение принципов конкуренции в свободной рыночной экономике, данной позиции придерживаются правительства большинства высокоразвитых стран7.
Первоочередной целью антикризисных мероприятий является нормализация ситуации с загрузкой мощностей и восстановление производства.
Реализация в полном объеме антикризисных мероприятий предполагает крупномасштабную программу капиталовложений как чисто амортизационного характера, так и направленных на перестройку структуры и технологии производства и создание новых мощно-стей8.
В процессе осуществления антикризисной программы необходимо:
6 Бобылева А. Развитие механизма государственного антикризисного регулирования // Эффективное антикризисное управление. - 2005. - № 33. - С. 28.
7 Потапова Н.В. Последствия государственного антикризисного управления предприятиями реального сектора экономики // Международный сборник научных трудов. - 2009. - № 1 (13). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum /ptmbo/2009_1/stat36.pdf (дата обращения 09.04.2011)
8 Сабитова Н. М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. - 2003.- №2.- С.63.
9 Слезин И. Антикризисные программы // Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gubkin.ru/faculty/economics and _management/chairs_and_departments/economic_theory/files/arhiv/a rbeiten%20von%20studenten/slesin1.doc (дата обращения
09.04.2011)
осуществить комплекс мер по увеличению совокупного спроса и стимулированию инвестиций (в первую очередь необходимо покрыть потребность экономики в амортизационных средствах и обеспечить переброску значительной части кредитных ресурсов через коммерческие банки в инвестиционный сектор);
реализовать комплекс мер по увеличению конкурентоспособности экономики (в том числе на базе кредитной поддержки предприятий);
осуществить, по крайней мере, частично программу создания крупных мощностей по производству предметов потребления из промышленного сырья;
с целью повышения покупательной способности населения в целом и стимулирования массового потребительского спроса установить дифференцированные по отраслям экономики нормативы минимальной доли фонда заработной платы в добавленной стоимости и себестоимости для рядовых рабочих и служащих и предельные нормативы - для высшего административно-управленческого звена.
Таблица 1.
Инструменты антикризисного вмешательства органов государственной власти10
Стадия кризиса Роль государства
Вершина экономическо го цикла, пик, бум, высшая точка, подъем РЕГУЛИРОВАНИЕ
Определение новых направлений развития - научнотехническое прогнозирование, форсайт. Поддержка и развитие инновационной инфраструктуры. Развитие научных основ перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов. Обеспечение справедливых условий для конкуренции. Развитие рыночной инфраструктуры. Развитие человеческого капитала.
Спад, рецессия, депрессия, сжатие СТАБИЛИЗАЦИЯ
Определение новых направлений развития - научнотехническое прогнозирование, форсайт. Меры, направленные на реструктуризацию. Активизация госзакупок.
Дно, низшая точка, депрессия, впадина ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ
Снижение негативных последствий - нейтрализация угроз -предотвращение массовой безработицы и необратимого разрушения научно-промышленного потенциала. Активизация государственных закупок. Санация неплатежеспособных предприятий.
Оживление, экспансия, подъем СТИМУЛИРОВАНИЕ
Коррекция налоговой системы. Расширение финансирования оборотных средств предприятий . Развитие научных основ перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов. Поддержка и развитие инновационной инфраструктуры. Государственное стимулирование инвестиций. Меры по защите внутреннего рынка, таможенная защита, ограничение импорта конечной промышленной продукции. Стимулирование экспорта. Низкие тарифы на импорт, субсидии импортерам оборудования, завышенный реальный валютный курс, помогающий импортерам. Интенсивное развитие государственного сектора; поддержка крупных предприятий. Государственные программы технической реконструкции, индикативное планирование. Льготное кредитование. Прямое субсидирование. Создание рыночной инфраструктуры. Поддержка малых предприятий. Создание государственных институтов развития.
-Выкуп активов
-Прямое финансирование посредством кредитования, безвозвратных инвестиций -Целевая финансовая помощь
- Создание и развитие кооперационных связей -Государственные заказы, преференции -Предоставление льгот, государственных гарантий, поручительств
Рисунок 1. Схема антикризисного государственного регулирования предприятий реального сектора экономики.
Особенно на начальном этапе антикризисного регулирования, когда еще имеются значительные незагруженные мощности, целесообразно осуществление массированного эмиссионного финансирования стимулирующих мероприятий и инвестиционной програм-11
мы .
Первая из этих мер, рассмотренная выше, позволит избавиться от инфляции, имеющей источником «разрыв» между рыночным и паритетным курсом рубля и, главное, сильно уменьшит потери, которые экономика России несет по причине «ножниц» между этими курсами. Вторая же - уменьшит чувствительность экономики России к фактору инфляции, независимо от источников ее происхождения 2
Таким образом, региональное антикризисное регулирование и антикризисные программы являются неотъемлемыми элементами антикризисной политики и дают несомненный позитивный эффект.
Список литературы:
10 Давыдова Н.С. Инструменты антикризисного управления в промышленности региона // Вестник Удмуртского Университета. Серия «Экономика и право». - 2009. - Вып.1. - С. 40.
11 Старостин А.В. Основные направления устойчивого развития региона в условиях территориально-экономических противоречий // Международная научно-практическая конференция «Стратегия инновационного развития». - Владимир, ВлГУ. - 2008. - С. 220221.
— Слезин И. Антикризисные программы // Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина. [Электронный ресурс]. - 11^: http://www.gubkin.ru/faculty/economics _and_management/chairs_and_departments/economic_theory/files/ar hiv/arbeiten%20von%20studenten/slesin1.doc (дата обращения
09.04.2011)
Тренин Ю.А. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА
1 Бобылева А. Развитие механизма государственного антикризисного регулирования // Эффективное антикризисное управление. - 2005. - № 33. - С. 28 - 29.
2. Давыдова Н.С. Инструменты антикризисного управления в промышленности региона // Вестник Удмуртского Университета. Серия «Экономика и право». - 2009. - Вып.1. - С. 36 - 43.
3. Мишанина О.А., Тургель И.Д. Теоретические подходы к реализации антикризисной политики муниципальными образованиями в условиях циклического развития экономики // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - 2009. - №6.
- С. 42 - 45.
4. Сабитова Н. М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. - 2003. - №2.-С.63-65.
5. Старостин А. В. Основные направления устойчивого развития региона в условиях территориально-экономических противоречий // Международная научно-практическая конференция «Стратегия инновационного развития». - Владимир, ВлГУ. - 2008. - С. 220-226.
6. Бескоровайная Н.С. Современные проблемы антикризисного управления в системе региональной экономики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. - Серия Экономика. -2006. - №4. [Электронный ресурс]. - URL: http://science .ncstu.ru/articles/econom/2006_04/30.pdf (дата обращения 09.04.2011)
7. Потапова Н.В. Последствия государственного антикризисного управления предприятиями реального сектора экономики // Международный сборник научных трудов. - 2009. -№ 1 (13). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbuv .gov.ua/portal/soc_gum/ptmbo/2009_1/stat36.pdf (дата обращения 09.04.2011)
8. Слезин И. Антикризисные программы // Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gubkin.ru/faculty/ economics_and_management/chairs_and_departments/economi c_theory/files/arhiv/arbeiten%20von%20studenten/slesin1 .doc (дата обращения 09.04.2011)
References:
1. Бобылева A.Razvitie of the mechanism of the state antirecessionary regulation//Effective anti-recessionary management.
- 2005. - № 33. - with. 28 - 29.
2. Davidov N.S.tool of anti-recessionary management in the region industry//the Bulletin of the Udmurt University. A series «Economy and the right». - 2009. - Vyp.1. - With. 36 - 43.
3. Mishanina O. A, I.D.theoretical's Tourist's gel approaches to realization of an anti-recessionary policy by municipal unions in the conditions of cyclic development of economy//the Scientific bulletin of the Ural academy of public service: political science, economy, sociology, the right. - 2009. - №6. - with. 42 - 45.
4. Sabitova N.M. About concept of financial potential of region and methodology of its estimation//the Finance. - 2003. - №2. -С.63-65.
5. Starostin A.V.core of a direction of a sustainable development of region in the conditions of territorially-economic contradictions//the International scientifically-practical conference «Strategy of innovative development». - Vladimir, VlGU. - 2008. -With. 220-226.
6. Beskrovnay N.S. Modern of a problem of anti-recessionary management in system of regional economy//the Collection of proceedings of SevKavGTU. - a Series Economy. - 2006. - №4. [An electronic resource]. - URL: http://science.ncstu.ru/articles /econom/2006_04/30.pdf (date of the reference of 4/9/2011)
7. Potapov N.V.consequence of the state anti-recessionary management of the enterprises of real sector of economy//the International collection of proceedings. - 2009. - № 1 (13). [An electronic resource]. - URL: http:// www.nbuv.gov.ua/portal/soc _gum/ptmbo/2009_1/stat36.pdf (date of the reference of 4/9/2011)
8. Слезин And. Anti-recessionary programs//the Russian state university of oil and gas of a name of I.M.Gubkina. [The Electronic resource]. - URL: http:// www.gubkin.ru/faculty/economics_and_ management/chairs_and_departments/economic_theory/files/arhi
v/arbeiten%20von%20studenten/slesin1.doc (date of the reference of 4/9/2011)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта Тренина Ю.А. «Антикризисные программы как элементы антикризисной политики в рамках регионального антикризисного регулирования»
Поступательное инновационное развитие экономики России, ее рост и качественные структурные изменения в условиях углубления глобализации и социально-ориентированного развития во многом детерминируются составом и содержанием инвестиционных процессов, обеспечивающих качественные и количественные изменения основных характеристик расширенного воспроизводства. Важность решения проблемы антикризисного регулирования как определяющего фактора активизации экономических систем и преодоления кризисных явлений обусловливает методологическую значимость изучения процессов их формирования в контексте целеориентированного использования регионального антикризисного регулирования.
Содержание и значение статьи заключается в том, что в ней, на основе всестороннего и объективного исследования рассматривается практическое применение антикризисной политики применительно к антикризисному регулированию на уровне отдельного региона. Продемонстрирован механизм реализации такой политики посредством применения антикризисных программ.
Выводы. Автор, при написании работы, изучил обширный объем научных и статистических материалов, умело использует его для анализа фактического материала. Статья актуальна, имеет практическую значимость и рекомендуется к публикации в журнале перечня ВАК.
Доцент,
д.э.н. Д.И. Ряховский