Научная статья на тему 'О реализации программы антикризисных мер в республике Дагестан'

О реализации программы антикризисных мер в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ANTI-RECESSIONARY MEASURES / ОЦЕНКА ПРИОРИТЕТОВ / ESTIMATION OF PRIORITIES / ПРОГРАММЫ / PROGRAMS / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INDUSTRIAL PRODUCTION / ТАКТИКА / TACTICS / CRISIS STATE / РАЗВИТИЕ / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Ш. -с О., Садыкова А. М.

Выполнены сравнение и оценка приоритетов программ антикризисных мер Российской Федерации и Республики Дагестан. Обосновывается вывод о необходимости приоритетного развития для Республики Дагестан сферы промышленного производства, в частности машиностроения и электроники. Предложены возможные пути выхода экономики из кризисного состояния, подчеркивается необходимость проявления политической воли для формирования инновационной экономики Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаев Ш. -с О., Садыкова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REALIZATION OF THE PROGRAM OF ANTI-RECESSIONARY MEASURES IN REPUBLIC DAGESTAN

Comparison and estimation of priorities of programs of anti-recessionary measures of the Russian Federation and Republic Dagestan is executed. The conclusion about necessity of priority development for Republic Dagestan of sphere of industrial production, in particular, mechanical engineering and electronics is proved. Possible ways of an exit of economy from a crisis state are offered, necessity of display of political will for formation of innovative economy of Republic Dagestan is underlined.

Текст научной работы на тему «О реализации программы антикризисных мер в республике Дагестан»

АБДУЛЛАЕВ Ш.-С.О, САДЫКОВА А. М.

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В

РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Выполнены сравнение и оценка приоритетов программ антикризисных мер Российской Федерации и Республики Дагестан. Обосновывается вывод о необходимости приоритетного развития для Республики Дагестан сферы промышленного производства, в частности машиностроения и электроники. Предложены возможные пути выхода экономики из кризисного состояния, подчеркивается необходимость проявления политической воли для формирования инновационной экономики Республики Дагестан.

ABDULLAEVSH.-S.O., SADYKOVA А. М.

ABOUT REALIZATION OF THE PROGRAM OF ANTI-RECESSIONARY MEASURES IN REPUBLIC DAGESTAN

Comparison and estimation of priorities of programs of anti-recessionary measures of the Russian Federation and Republic Dagestan is executed. The conclusion about necessity of priority development for Republic Dagestan of sphere of industrial production, in particular, mechanical engineering and electronics is proved. Possible ways of an exit of economy from a crisis state are offered, necessity of display of political will for formation of innovative economy of Republic Dagestan is underlined.

Ключевые слова: антикризисные меры, оценка приоритетов, программы, развитие, инновационная экономика, промышленное производство, тактика, кризисное состояние.

Keywords: anti-recessionary measures, estimation of priorities, programs, развитее, innovative economy, industrial production, tactics, a crisis state.

Анализ программы антикризисных мер применительно к Республике Дагестан показывает, что необходим прежде всего переход с «сырьевой» экономики на экономику «знаний», а это является существенным условием формирования инновационной экономики. В условиях всемирного финансового кризиса необходимо разработать тактику выхода из него для каждого субъекта Российской Федерации. Цель такой тактики - сохранить имеющийся потенциал в разных сферах человеческой деятельности [1].

В стратегическом плане для Республики Дагестан наиболее приоритетным является сохранение промышленного и технологического потенциала для будущего развития и роста. Исходя из этого приоритета, Правительство Республики Дагестан должно проводить ответственную макроэкономическую политику, направленную на сохранение бюджетного обеспечения производственной сферы промышленности и реальной экономики в целом. Реализация этой стратегической политики требует реструктуризации промыш-

ленности с учетом социально-экономических, географических, демографических и геополитических особенностей Республики Дагестан. В результате такой реструктуризации должны быть созданы условия для внутренней (региональной) кооперации промышленных предприятий с целью выпуска конкурентоспособной товарной продукции.

Стратегическая бюджетная и промышленная политика Республики Дагестан должна поддерживаться федеральным центром в рамках реализации программы антикризисных мер в Российской Федерации. Почему?

Из истории развития Дагестана известно, что при существующей тенденции демографического роста численности населения, в том числе и трудоспособного, уровень безработицы будет увеличиваться, а это обстоятельство является причиной дифференциации населения по уровню доходов и поляризации регионов по уровню социально-экономического развития и качества жизни человека. Устранить безработицу в Республике Дагестан, игнорируя промышленное производство, не представляется возможным, даже если мы вернемся к «топору и лопате».

В любой сфере производства, чтобы продукция была конкурентоспособна по показателю «спрос-качество-цена», необходимо иметь соответствующую производительность труда. Последняя обеспечивается в первую очередь, современными орудиями труда, т.е. необходимо иметь современные основные фонды и, в том числе, производственное оборудование (станки, робототехника и т.д.), а также уровнем автоматизации производства и эффективностью принятой системы управления производственными процессами. Немаловажными факторами являются стимулирование повышения производительности труда, повышение ресурсоэффективности, широкое использование энергосберегающих технологий. Эти факторы, наряду с показателями безработицы и уровнем производительности труда, определяют параметры антикризисных мер программы Российской Федерации. Однако интегральное и эффективное воздействие на преодоление безработицы и повышение производительности труда окажет радикальное повышение инновационной активности в экономике. А это является одним из главных направлений модернизации политики в рамках антикризисных мер, провозглашенных Правительством Российской Федерации.

Следующим приоритетом антикризисных мер Российской Федерации является расширение и развитие структуры транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры. Эта мера особенно актуальна для Республики Дагестан с точки зрения её геополитического, географического положения, а также с учетом демографической ситуации. Совпадение приоритетов антикризисных мер Республики Дагестан и Российской Федерации, провозглашенных в антикризисной программе, позволяет надеяться, что названные выше меры будут поддержаны федеральным центром.

В связи с вышеизложенным возникают вопросы: какие антикризисные меры приняло Правительство Республики Дагестан, какова эффективность этих мер, каково взаимодействие руководства Республики Дагестан с федеральными органами России? Получить ответы на эти вопросы важно с мно-

гих точек зрения, в частности для определения перспектив стратегического развития Республики Дагестан, знание которых, в свою очередь, определяет нравственно-психологическое состояние населения, его социально-экономическое положение, качество жизни и социальный комфорт.

Известно, что на региональные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда, выделено 43,7 млрд. рублей. Кроме того, в программе антикризисных мер, провозглашенных Правительством Российской Федерации, указано: «На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинанси-руемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно».

Одной из целей реализации региональных антикризисных мер является содействие занятости населения, сохранения и создания рабочих мест. Достижение этой цели возможно при условии возрождения промышленности Республики Дагестан, и только промышленности. Это не взамен и не за счет предания забвению других традиционных отраслей экономики Дагестана. Нужно приоритетно заниматься энергетикой, и не только гидроэнергетикой, но и другими источниками энергии (солнечной, ветровой, термальной и т.д.), более экологичными, более эффективными экономически. Таким же приоритетом должны обладать проблемы освоения природных ресурсов (добыча нефти, газа, извлечение редкоземельных элементов из термальных рассолов, добыча строительных материалов и т.д.)

Одним из главнейших приоритетов для Республики Дагестан является развитие АПК и сельскохозяйственного производства, освоение рекреационного потенциала.

Однако все эти приоритеты не позволяют решать одну из важнейших социально-политических задач - обеспечение занятости трудоспособной части населения Республики Дагестан.

История социально-экономического развития Дагестана показывает, что радикально решить проблему безработицы без развития промышленного производства не удается, особенно без развития сферы машиностроения, электроники и др., являющихся наукоемкими и трудоемкими. Поэтому в Республике Дагестан было большое число промышленных предприятий оборонного назначения, которые позволили в 50-70 годах прошлого века снять с повестки дня проблему безработицы, свести к нулю криминогенную напряженность, которая существовала и тогда.

Решить проблему безработицы, особенно в среде молодежи (а безработица, в свою очередь, является одной из причин проявления в республике терроризма и экстремизма), без реформирования промышленного производства невозможно.

Кроме того, без развития машиностроительного, радиоэлектронного, робототехнического производства невозможно иметь конкурентоспособную АПК, формировать экономически эффективные учреждения рекреационного профиля, создавать новую инновационную экономику, в основе которой эко-

номика знаний. Возникает вопрос: а как поддержать и воссоздать былой промышленный потенциал Республики Дагестан на современном уровне?

Об этом я писал многократно, в том числе и в газетах, и журналах, начиная с 1994 г., когда приводил пример поддержания промышленного производства в Ивановской области, а в то время уже были и программы, и соответствующие финансовые средства на конверсию оборонной промышленности, и трансферты на реструктуризацию промышленности и т.д. Пишу об этом с сожалением, потому что мы в промышленности пришли к той же ситуации, которая была в 90-е годы [2, 3, 4]. За прошедшие 15-18 лет была проведена приватизация, в результате которой к руководству промышленными предприятиями в преобладающем большинстве пришли неэффективные собственники, а органы государственной власти Республики Дагестан потеряли рычаги управления и не нашли свое место в системе рыночной экономики. Если это не так, то возникает вопрос, в чем суть и цели государственного регулирования (управления) со стороны органов власти Республики Дагестан.

На современном этапе исторического развития руководством Российской Федерации принята антикризисная программа, которая предусматривает различные пути выхода из сложившейся ситуации.

Таких путей может быть множество, но все ли пути приемлемы в настоящий период?

В условиях мирового финансово-экономического кризиса для Республики Дагестан наиболее экономически целесообразный и политически оправданный путь состоит в формировании внутриреспубликанской кооперации (кластеров) для выпуска товарной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, т.е. в условиях кризиса уровень и качество государственного регулирования (управления) должны существенно увеличиться.

Такое регулирование (управление) может быть осуществлено с помощью и при поддержке федерального центра и проявлении им политической воли в реализации антикризисных мер в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан. Проявление политической воли и осуществление государственного регулирования руководством (Правительством) Республики Дагестан являются существенными факторами, определяющими успешный выход из кризиса.

Сферы проявления политической воли и государственного экономического регулирования (управления) достаточно много, при этом не имеется в виду административно-политическое управление [5].

Каковы могли бы быть наиболее важные конструктивные действия со стороны Правительства Республики Дагестан, особенно если мы будем нацелены на инновационную экономику? В первую очередь необходимо освобождаться от неэффективных собственников, которые незаконными и неправедными путями захватили предприятия оборонного назначения. Как это сделать? Там, где есть контрольный государственный пакет акций, это сделать несложно. А там, где нет государственных акций, следует осуществлять национализацию предприятий путем выкупа акций собственников. Таких примеров из истории развития классического капитализма много, в частности

национализация отдельных предприятий и вторичная приватизация (акционирование) проводилась в США, Англии и в настоящее время проводится в Германии.

Для формирования эффективной инновационной экономики крайне важно создание республиканского венчурного фонда, без которого трудно осуществлять коммерциализацию результатов фундаментальных исследований и реализацию интеллектуальноёмких рисковых проектов.

Следующими мероприятиями при формировании инновационной экономики Республики Дагестан являются организации льготного кредитования производственной деятельности и налоговых преференций реальной экономике.

Отсутствие государственного регулирования и проявления политической воли для успешного выхода из кризиса реального (производственного) сектора экономики, что мы сейчас и наблюдаем, свидетельствует об отсутствии профессионализма, неспособности Правительства Республики Дагестан формировать инновационную экономику.

Одним из приоритетов Программы антикризисных мер Российской Федерации предусмотрено, что, цитирую, «промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен». Что в этом плане делается руководством республики?

Разрабатывается республиканская «Стратегия-2020», которая не учитывает состояние реальной экономики. Промышленное производство «катится» по инерции, и «докатимся» мы до необратимого состояния, если уже не «докатились», когда не останется никакого потенциала, и придем в промышленности Республики Дагестан к уровню 30-х годов прошлого века.

Кто будет нести ответственность за ситуацию, сложившуюся в сфере производства? Пора начать самостоятельно думать и формировать мнение и отношение к республике со стороны федеральных властей, а не ждать указания «сверху».

_Литература_

1. Абдулаев Ш.-С.О. Роль власти в формировании региональной инновационной экономики. М.: Изд-во «Научный эксперт», 2008.

2. Абдулаев Ш.-С.О. Проблемы структурной перестройки промышленности или когда мы начнем думать самостоятельно // Экономический еженедельник «Эхо Дагестана», 1994. № 1.

3. Абдулаев Ш.-С.О. Пути развития и направления реструктуризации промышленности Дагестана для устойчивого развития и интегрирования в единое экономическое пространство России // Вестник Дагестанского научного центра. 2005. № 20.

4. Абдулаев Ш.-С.О. О стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1.

5. Абдулаев Ш.-С.О. К вопросу о политической воле в реализации экономической политики // Вестник Дагестанского научного центра. 2008. №31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.