Научная статья на тему 'Совершенствование механизма таможенного регулирования деятельности отечественных фирм на международных товарных рынках'

Совершенствование механизма таможенного регулирования деятельности отечественных фирм на международных товарных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / МЕТОДИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуланов Е.Е.

В статье предложен метод регулирования таможенных пошлин в Российской Федерации. Он предусматривает определение их оптимального размера, обеспечивающего наибольший рост национальной экономики. Для этого применяется линейное программирование, на основе которого оценивается изменение товарных потоков на международных рынках, а также балансовый метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма таможенного регулирования деятельности отечественных фирм на международных товарных рынках»

УДК 330.44

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИРМ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Е. Е. ЖУЛАНОВ,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства E-mail: zeepstu@yandex.ru Пермский государственный технический университет

В статье предложен метод регулирования таможенных пошлин в Российской Федерации. Он предусматривает определение их оптимального размера, обеспечивающего наибольший рост национальной экономики. Для этого применяется линейное программирование, на основе которого оценивается изменение товарных потоков на международных рынках, а также балансовый метод.

Ключевые слова: экономический рост, макроэкономическое управление, таможенное регулирование, товарные рынки, методика, моделирование.

Основной задачей деятельности государственных органов власти является максимизация в долгосрочном периоде экономического роста национальной экономики от деятельности отечественных предприятий на международных товарных рынках или денежного притока в виде суммы налогооблагаемой прибыли и амортизационных фондов, выделяемых из выручки предприятий от внешнеэкономической деятельности.

Особенностью международного рынка является то, что государство представляет собой не системообразующий механизм, единолично обеспечивающий правила ведения хозяйственной деятельности на национальном рынке, аявляется партнером, содействующим развитию внешнеэкономической деятельности отечественного бизнеса путем создания наиболее благоприятных условий. Инструментами государственной политики при этом являются таможенные тарифы и софинансирование внешнеэкономических инвестиционных проектов отечественных предпри-

ятий. В настоящее время в России применяются следующие виды ставок таможенных пошлин [2, 3]:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, совмещающие в себе два предыдущих вида ставок.

Однако принципы расчета этих ставок не учитывают такую важную цель хозяйственной деятельности, как обеспечение роста национальной экономики от внешнеэкономической деятельности. Исходя из этого, требуется совершенствование механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Формирование методики установления размера таможенного тарифа требует построения модели национального экономического роста, которая учитывала бы влияние пошлин на темпы этого роста за счет изменения товарно-материальных потоков на международном рынке. Процедуру создания модели и определения наилучших тарифов с точки зрения развития национальной экономики можно представить в виде нескольких этапов.

На первом этапе определяются страны — производители заменителей отечественных товаров, реализуемых на международном рынке, у которых имеется ценовое преимущество. Для этого необходимо построить вспомогательную таблицу сравнительных ценовых преимуществ товаров на международныхрынках(табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные ценовые преимущества отечественных товаров на международных товарных рынках

Товар Страна

Россия Страна №1 Страна №Р Относительное отклонение значения показателя страны к аналогичному показателю России, %

Страна №1 Страна №Р

Курсы валют по отношению к национальной валюте

Рубль 1 К¥е

Цены на товары,реализуемые на мировомрынке

Товар 1 РТ1р РТ1, РТ1Р Г РТ\ • КУ, 1 РТ1 V р У •Ю0 г \ РТ1Р Кур _ Дш 1 РТ1Р

Товар 2 РТ2 р РТ21 РТ2е ' РТ2, ■ Щ 1 РТ 2 „ V Р У ■ юо Г РТ 2Р ■ ^ _ 1'^.1оо 1 РТ2е )

Товар п РТп р РТп1 РТп¥ РТп„ V р У • юо (Р^Пр-КУр _ 1\юо 1 РТ"р ]

Экспортная пошлина страны — экспортера на товары

Товар 1 ЭП1р ЭП11 ЭП1Р ' ЭП\ ■ Щ 1 ЭП1в \ Р У ■юо Гэтр■ куР _ 1\юо 1 ЭП1Р )

Товар 2 ЭП2р ЭП21 ЭП2Р ' ЭП2, ■ Щ ^ ЭП 2 „ V Р У ■юо Гэп2р К¥р - 1],оо 1 ЭП)

Товар п ЭПпр ЭПП] ЭПп¥ ' ЭПпх ■ КУХ ^ \ Р У ■ юо Гэлпр ■ кур _1\юо 1 ЭППР )

Ввозная пошлина страны — импортера на товары

Товар 1 ИП1р ИП11 ИП1¥ ' ип\ ■ щ , V р У ■ юо (ИШр-КГр _ Л 1 ИПК )

Товар 2 ИП2 р ИП21 ИП2Г ' ИП 2, ■ Щ ! ИП 2 V Р У ■ юо (ИП2р ■ КУр _ 1\юо 1 ИП2> )

Товар п ИПпр ИПп, ИПпЕ ' ИПп1- Щ ! ИПп \ Р У ■ юо Г ИППр . ^Гр _ Дюо [ ИПпр )

Конечная цена продажи товара национальному потребителю

Товар 1 КРТ1р КРТ11 КРТ1Г ( КРТ\ ■ КУ1 КРТ\п V Р ■ юо (КРПр . КУр. _1^1оо [ КРТ1р )

Товар 2 КРТ2р КРТ21 КРТ2Г Г КРТ 2, • Щ КРТ 2 V р • юо (КРТ2р . ^ _1\1оо ^ КРТ2р )

Товар п КРТпр КРТП1 КРТпр Г КРТп1- Щ КРТпп V Р ■ юо (КРТпр .КУр _ 1\юо 1 КРТ», )

Обозначения: КРП^ — конечная цена продажи ¿-го товара национальным потребителям_/-ой страны;

РТу — цена продажи ¿-го товара фирмой-производителем на национальном рынке_/-й страны;

ЭПГ — экспортная пошлина на ¿-й товар в_/-й стране;

ИП'у — импортная пошлина на ¿-й товар, ввозимый в_/-ю страну;

ТК1 — транспортные расходы на доставку ¿-го товара в_/-ю страну;

КУ(. — курс валюты_/-й страны по отношению к валюте г'-й страны.

В левой части табл. 1 представлены сведения о ценах, экспортных, импортных пошлинах и валютных курсах в разрезе стран, осуществляющих международную торговлю. В правой части представлены относительные отклонения значений вышеназванных показателей стран от аналогичных показателей Российской Федерации. Табл. 1 предназначена для того, чтобы можно было за счет своевременного изменения инструментов протекционистской государственной политики (тарифов и квот) оказать поддержку конкурентоспособности национальным предприятиям.

Относительное отклонение значения показателя страны от аналогичного показателя России позволит определить те страны, в которых таможенные пошлины ниже, чем в Российской Федерации. Вывод об этом можно сделать, если отклонение будет отрицательным. Благодаря табл. 1 Минэкономразвития России при участии ФТС России может точно определить, на каком этапе снижается на международном рынке ценовая конкурентоспособность отечественных товаров.

На основании полученных в табл. 1 отрицательных относительных отклонений можно сделать вывод о том, что соответствующие товары иностранного производства имеют конкурентное преимущество в цене по сравнению с аналогичными отечественными товарами. Выделив товары с конкурентными преимуществами на международном рынке, по каждому из них на следующем этапе следует построить модель оптимизации

Характеристика межд;

распределения товарных потоков на международном рынке с учетом регулирования таможенных пошлин РФ.

При построении такой модели выдвинем следующее предположение о формировании конечной цены для национального потребителя любого государства:

КРЦ= (РТЦ + ЭП^ + Щ,) • КП, + шч.

На втором этапе строится модель, представляющая собой транспортную задачу, модифицированную для обеспечения целей экономического роста (табл. 2). Она создается для каждого международного товарного рынка [1,4].

В данной модели в качестве пунктов-поставщиков и пунктов-потребителей представлены соответственно страны-экспортеры и страны-импортеры. При этом в качестве коэффициентов транспортных затрат, характеризующих затраты на доставку единицы груза от какого-либо поставщика к какому-либо потребителю используются конечные цены, включающие в себя экспортные и импортные пошлины, затраты на перевозку товара из одной страны в другую, а также разницу в курсах валют, используемыхдля осуществления сделки.

Кроме того, особенностью этой модели является то, что при определении объема потребности в товаре той или иной страны учитывается возможность увеличения объема покупки в зависимости от эластичности объема спроса по цене товара.

Предлагаемая модель отражает основные характеристики товарного рынка: объем предложе-

Таблица 2

¡родного рынка товара

Страна-поставщик Страна-потребитель

Россия Страна № 1 Страна № $ Планируемый объем продаж

Россия КРЪи 0ц КРТ1]2 012 КРТ11е/ 01/ р в! =Ё ©,) ]=1

Страна № 1 КРТ12] о2] КРТ122 022 КРЩ/ е./ ¥/ в =Ё ©1 ) 1=1

Страна № КРП/^ ел КРП/2 0Л КРТ1//е/ е/7 ¥/ в¥ =Ё ©) 1=1

Планируемый объем покупки ¥ '' ©=х ©) 1=1 ¥ '' ©=Х (ва ) 1=1 ¥// в¥ =Х в) /=1

Обозначения: & — количество_/-х стран-экспортеров; Р^ — количество 1-х стран-импортеров;

— объем продаж товара из г'-й страны в_/-ю страну; (У. — совокупный объем товарного предложения на международном рынке; — совокупный объем спроса на международном рынке.

ния и рыночную цену с учетом участия государства, представляющего собой экономического партнера национальных предприятий.

Первоначально модель заполняется исходными данными о конечных ценах, объемах экспорта и импорта товаров. Затем следует процедура оптимизации товарно-материальных потоков по критерию минимизации затрат на покупку всей товарной продукции. Эта предпосылка выдвигается исходя из того, что на международном рынке каждый потребитель стремится к минимизации своих затрат. Целевая функция при этом примет вид

m n

F) = Z Z (KPTtij- Qjj) ^ min> i=1 j=1

при системе ограничений:

У Q = Q ; j = 1, F'

^^ Z-^lj Z-s-UMn ' J '

^^ Qij Q»

7=1

Q > 0

i = 1, F"

KPTj 2 = KPTvl

ijl

e Qj 2 - Q-n J Qj 2 + Qt

\

>(i)

ji

j2 iiijl J/

где KPTij2 — конечная цена планового периода; KPTtjl — конечная цена фактического периода; е — эластичность объема спроса по цене ву'-й стране, которая рассчитывается по двум предшествующим фактическим периодам;

— объем продаж из /-Й страны ву'-ю в плановом периоде;

<2^ — объем продаж из /-Й страны ву'-ю в фактическом периоде.

Если же ставится задача оценить, какой должна быть конечная цена, исходя из необходимого прироста объема экспорта во все страны, то тогда формула (1) принимает следующий вид

1

KPTj 2 =

I

j=i

KPT

ji

е j +■

Qij 2 Qij

Qj 2 Qi

Y

jI

Qj 2 + Qi

JI у

2 + в» Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зная формулу расчета конечной цены, можно определить размер стимулирующей экспортной пошлины следующим образом: КРТ1 - ИП„.

эп„ =■

KVi

- - Щ •

На третьем этапе государственные органы власти должны определить в соответствии с заданным темпом экономического роста, на какой объем прибыльной товарной продукции необходимо увеличить экспорт за счет мер по стимулированию внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий. При этом учитываются действующие экспортные и импортные пошлины других стран — участников рынка, а также установленные в них квоты на ввоз и вывоз товара. Далее необходимо определить такой уровень экспортных пошлин, при котором достижение роста объема продаж станет реальным. Для этого в модели предусмотрен механизм, позволяющий на основе знания формулы ценовой эластичности и данных об объемах продаж и конечных ценах разных стран определить новую конечную цену, позволяющую увеличить экспорт.

Если планируется увеличить объем продаж целенаправленно в какую-либо одну страну, то зная ценовую эластичность спроса, определить уровень конечной цены можно по преобразованной формуле ценовой эластичности спроса:

' в 2 - в ^ " е,. + —-:

. е 6« + 6.

После определения экспортных пошлин следует повторная оптимизация транспортной задачи, в результате чего определяется, как изменятся товарно-материальные потоки между странами. Если за счет более низкой цены произойдет их перераспределение, то итог в модели не изменится. В том случае, если в результате снижения конечной цены произойдет увеличение объема спроса, то увеличится и совокупное потребление ву-м столбце и объем поставок в /-Й строке, т. е. увеличится масштаб деятельности всего международного рынка.

Аналогичным образом может быть построена модель импортных потоков для определения государственной пошлины на импортные товары, величина которой не должна быть выше или ниже того уровня, при котором конечные цены на импортные и отечественные товары сопоставимы для отечественных потребителей. В противном случае на рынке появится барьер, приводящий к отклонению рыночной структуры от конкурентного состояния и к неэффективному распределению ресурсов в экономике.

Предлагаемая оптимизационная модель необходима для выполнения четвертого этапа или построения модели экономического роста за счет внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий на международных товарных рынках. Благодаря ее использованию станет возможным спрогнозировать развитие деятельности отечественных предприятий-производителей, изменение их роли в международных товарно-материальных потоках и изменение добавленной стоимости в национальной экономике благодаря приросту объемов экспорта.

//

¡=1

//

Для этого на основе количествен- ^ ных данных о межрыночных связях Ц

£

в

стран, в том числе об оптимальных количествах ¿-х товаров, произведенных предприятиями 1-х стран и потребленных предприятиями (домохо- § зяйствами)у-х стран, исполнительные Ц органы федеральной власти могут Ц построить динамическую модель рос- й та национальной экономики за счет | внешнеэкономической деятельности | отечественных предприятий (табл. 3). В ее основу положена модифицирован- § ная балансовая динамическая модель | «затраты — выпуск». § В модели использованы следующие |

обозначения: 3

ч

т — порядковый номер националь- >§

ного рынка — продавца товара; |

— порядковый номер националь- |

ного рынка — потребителя товара; §

/ — порядковый номер междуна- *

родного рынка — продавца товара; |

// — порядковый номер междуна- ^

м

родного рынка — потребителя товара; н

хт1 — объем конечного потреби- 3

тельского товара или промежуточно- "

го, представляющего собой элемент §

оборотных средств отечественных §

предприятий, действующих на нацио- |

нальном рынке; =§

х/т1/ — объем экспортируемого ко- |

нечного потребительского товара или §

промежуточного, ввозимого иностран- |

ными предприятиями в свою страну ®

в качестве элемента своих оборотных о

средств; о

х// {/ — объем импортируемого ко- 8

ш О

нечного потребительского товара или %

промежуточного, ввозимого отечествен- |

ными предприятиями в свою страну в §

качестве элемента оборотных средств; ®

А Фпй — объем товара долгосрочного «и

пользования, представляющего собой §

элемент основных средств для отечес- |

твенных предприятий — участников р

национальныхрынков; |

А Ф/т{ — объем экспортируемого §

товара долгосрочного пользования, ^ ввозимого иностранными предприятиями в свою страну в качестве элемента основных средств;

Валовой продукт

Конечный продукт ¡С

Объем экспорта яГ <4

Рынки — потребители Межрыночные потоки товарно-материальных ценностей в виде основных средств Международные рынки-потребители экспорта \ <1 <1 <1

сч ГЧ <1 <4 <1 й <1

- <1 <1 К & <1

Национальные рынки < © <1 © <1 <1 |Г <1 <1 <4 -а

сч гч < © <1 й © <1 <4 <1 <4 <1 < <1 <4

- < /■Я © <1 к <1 <1 <1 <1 -8

Межрыночные потоки товарно-материальных ценностей в виде оборотных средств Международные рынки-потребители экспорта & >Г (ч >

сч ГЧ >Г <4 >Г <4 Е«ч >

- >

Национальные рынки (ч (ч Я > (ч 5 5

сч <4 1 <4 > < <4 <4 5 5

- 1 > 1 1

Рынки-продавцы - сч - сч Объем импорта Амортизация Оплата труда Чистый доход Итого добавленная стоимость Валовой продукт

Национальные рынки Международные рынки — поставщики импорта

АФ//т(//— объем импортируемого товара долгосрочного пользования, ввозимого отечественными предприятиями в свою страну в качестве элемента основных средств;

Ит1 — объем импортных поставок с международных рынков на ¿-й;

Ат — размер амортизационных отчислений в стоимости ¿-го конечного или промежуточного товара, который произведен в Российской Федерации;

Аф1 — размер амортизационных отчислений в стоимости ¿-го товара, представляющего собой элемент основных средств, который произведен в Российской Федерации;

— размер оплаты труда в стоимости ¿-го конечного или промежуточного товара, который произведен в Российской Федерации;

— размер оплаты труда в стоимости ¿-го конечного или промежуточного товара, который произведен в Российской Федерации;

Рт1 — чистый доход, полученный от продажи ¿-го конечного или промежуточного товара, который произведен в Российской Федерации;

Рф( — чистый доход, полученный от продажи 1>ого товара, представляющего собой элемент основных средств, который произведен в Российской Федерации;

Э — объем экспорта производителей ¿-го товарного рынка;

Ут — конечная продукция, произведенная и потребленная в Российской Федерации;

Хт — валовая продукция, произведенная и реализованная на международном рынке;

В — добавленная стоимость товарной продукции, произведенной в стране, которая включает в себя заработную плату, амортизацию и чистый доход (прибыль).

Модель содержит две матрицы межотраслевых потоков: матрицу текущих производственных затрат с элементами х и матрицу, характеризующую поступление основных фондов АФс рынка-поставщика на рынок-потребитель.

Предлагаемая модель специально разделена на две группы товарных потоков: оборотные и основные средства. Это позволит федеральным властям определять не только изменение объемов импорта, экспорта и дополнительной прибыли от регулирования таможенных пошлин, но и притока инвестиций в национальную экономику. В модели в качестве международных рынков-потребителей представлены только те, на которых у национальных фирм-производителей есть ценовое преимущество с учетом уплачиваемых таможенных пошлин.

В модель включены только те международные рынки — поставщики импортных товаров, которые имеют ценовое преимущество перед национальными рынками. Поэтому, чем меньше рынков-импортеров и больше рынков-экспортеров в модели, тем эффективнее развитие национальной внешнеэкономической деятельности.

Такую модель необходимо строить в двух вариантах: «исходном» и «ожидаемом». Это позволит определить, каким образом повлияет на прирост добавленной стоимости, произведенной в Российской Федерации, вмешательство государства или изменение таможенных пошлин.

При заполнении модели используются результаты, получаемые по итогам анализа перераспределения товарно-материальных потоков, который проводится по всем товарам при помощи транспортной модели (см. табл. 2). Элементы ячеек с потоками отечественных товаров с рынка т на рынки ¿ и ¿/ принимают нулевое значение, если возможны аналогичные поставки импортных товаров, которые окажутся дешевле по цене с учетом таможенных пошлин. Об этом также свидетельствует отрицательное значение относительного отклонения показателей (см. табл. 1).

При построении экономико-математических зависимостей в модели экономического роста можно использовать базовые предпосылки межотраслевой модели «затраты-выпуск» [4].

Прежде всего, в модели существуют следующие тождества.

1. Для отечественных поставщиков международного рынка валовой объем продукции составляет:

Т т _

х =УX, + УДФ, + э + г ; т = 1,Т, (2)

т ^^ т{ ^^ т{ т т ' ' '

t=\ г=1

х = Ух, + У ДФ, + Ух' ,+У ДФ' ,+ 7 ; (3)

т ГШ ГШ т,' т,' т '

1=1 (=1 =1 = 1

т = 1, Т.

2. Для отечественных и иностранных потребителей международного рынка валовой объем потребленной отечественной продукции равен:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т т

х,=Е ++Ит<+иф<+°т<+°Ф< ;

т=1 т=1

* = ЪТ, (4)

+£ дф„ДФ;+

т=\ т=1 ^ =1 ^ =1

+ Вт( + Оф{; ? = 1Г. (5)

3. Так как чистый экспорт — это разница между объемами экспорта и импорта, то он характеризует

собой прирост конечной продукции, которая не участвует в качестве промежуточной в национальной экономике. Следовательно, его величина представляет собой прирост добавленной стоимости за счет внешнеэкономической деятельности. Исходя из этого, атакже из полученных равенств (2 — 5), можно утверждать, что существует еще одно тождество:

Вт, + Вф, + Ит, + Иф, = Эт + ¥т, где Бт1 определяется по формуле:

Вт, = Ат, + Wmt + Рт,, Бф( определяется по формуле:

Вф, = Аф, + Шф, + Рф,. (6)

Исходя из этого, величина добавленной стоимости в модели будет равна:

В = Вт, + Вф, = Эт + Ут - Ит, - Иф,,

л =ух< ,+УАФ1 ,+ У -Ух11,, -

=1 / =1 /' =1

-Е Афк; т='=^

/=1

Применяя равенство (6), можно оценить значимость изменения добавленной стоимости в национальной экономике в результате перемен в объемах товарно-материальных потоков на международных рынках под влиянием регулирования таможенных пошлин.

В предлагаемой модели присутствует коэффициент капитальных вложений или приростной фондоемкости. Он необходим для прогнозирования того, как под влиянием роста объема экспорта на рынок /и снижения объема импорта с рынка // изменится потребление основных средств в национальной экономике. Величина этого коэффициента определяется по формуле [4]:

Ф „—Ф , АФ

т{2 т{\ _ т{

X, 2 - хл~ ьх,

где Ф — количество объектов основных фондов, используемых для производства валового объема товара t.

Поскольку модель строится для одного и того же периода, то в качестве показателя удельного потребления промежуточного (конечного) товара для производства единицы товара рынка-потребителя можно использовать постоянный коэффициент а. Однако при смене одного периода другим этот коэффициент в динамике будет меняться из-за взаимозамещения производственных факторов, которое существует на практике. Коэффициент а определяется по формуле [4]:

X

В том случае, если в результате регулирования пошлин цена отечественной продукции станет дешевле импортной, то произойдет замена поставщика иностранного рынка-поставщика на отечественный. При этом в модели появится дополнительная строка и столбец, характеризующие соответственно распределение товара этого рынка между рынками-потребителями и структуру стоимости данного товара, включающего как материальные затраты, так и добавленную стоимость. При этом оценить влияние нового производства на другие рынки можно при помощи методического подхода, применяемого в модели межотраслевого баланса «затраты — выпуск»:

Т _

X =Уа ,Х. + У' + а тХт+ю ^.ДХ • т = 1,М,

т / 1 шг г т т! +1 1 +1 <т1 +1 1 +1 * *

I=1

где Ут/ — объем конечной товарной продукции т-го рынка-поставщика. В модели в состав У входит как конечная продукция, потребляемая в национальной экономике, так и продукция, реализуемая на экспорт. Таким образом:

7' = У ф ,ДХ, + УУ, + У АФ', + У =

т ^^ т т{ { ^^ ^ ^^ ^ т

I=1 /=1 /=1

= Уф ДХ + Э + У ; т = 1,М.

^^ т т{ { т т ' '

(7)

В этом выражении сумма показателей У/ и АФ//, как заданные величины, определяется при помощи модели (см. табл. 2). Прирост основных фондов в национальной экономике рассматривается также как конечный товар, так как они не подлежатдальнейшей переработке.

Для оценки влияния роста объема экспорта на внутрихозяйственный товарооборот Российской Федерации за счет стимулирования внешнеэкономической деятельности отечественных фирм регулированием таможенных пошлин может использоваться адаптированный методический подход, разработанный в рамках модели «затраты-выпуск», а именно определение валового объема продаж т-го рынка (Хт) как суммы произведений ¿-х конечных товаров (У) и соответствующих им коэффициентов полных затрат (Ьт):

X =У Ъ У! ; т = 1,М.

(8)

Исходя из этого выражения, после подстановки формулы для определения размера конечной продукции (7) в формулу (8) можно получить выражение:

^ =ЕФ*^+з+^]; т=

(=1 V 5 = 1 /

(=1

X

Поскольку прирост объема валовой товарной продукции в данной модели рассматривается только лишь на основе изменения экспорта, то величина АХ( будет равна приросту экспорта в результате регулирования таможенных тарифов. Следовательно, прирост действующих основных средств в национальной экономике будет определяться по формуле:

Е Фа ^ =£ Фа О,2 - Эа ),

5=1 5=1

где Эа — объем экспорта товара с национального рынка-поставщика т на международные рынки в «исходном» варианте модели; Эа — объем экспорта товара с национального рынка-поставщика т на международные рынки в «ожидаемом» варианте модели. Исходя из этого, зависимость валового объема продаж отечественных производителей каждого товарного рынка от совокупного изменения объемов экспорта будет определяться по формуле:

^ = £ Ът> Ц Ф* (Э« - Эа) + э(2 + У, 1; т = \М.

(=1 V «=1 /

Таким образом, процесс моделирования состоит в последовательном применении каждого из предложенных инструментов: - заполняется табл. 1 и определяются те международные товарные рынки, по которым у производителей нет конкурентного преимущества по цене;

- по каждому выделенному рынку строятся опти -мизационные транспортные модели, позволяющие определить размер таможенных ставок, обеспечивающих равное ценовое конкурентное положение или же дающие конкурентное преимущество на рынке;

- строится динамическая модель экономического роста национальной экономики за счет внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в исходном или текущем варианте, а затем и в прогнозируемом. В прогнозируемом варианте учитывается изменение товарно-материальных потоков импорта и экспорта, полученных благодаря применению транспортных моделей;

- делается сравнение добавленной стоимости исходного и прогнозируемого вариантов. Если прирост добавленной стоимости оказывается незначительным, то величина таможенных ставок пересматривается и производится повторная оценка изменения товарно-материальных потоков на международных рынках при помощи математического аппарата транспортной задачи. Таким образом, предложенная методика

позволит исполнительным органам федеральной власти оценить изменение добавленной стоимости в стране и экономический рост от развития хозяйственной деятельности на отечественных товарных рынках в результате изменения таможенных пошлин Российской Федерации.

Список литературы

1. Кундышева Е. С. Экономико-математическое моделирование: учеб. для вузов / под ред. Б. А. Сусла-кова. М.: Дашков и К, 2008.

2. О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1 (в ред. Закона РФ от 28.06.2009 № 125-ФЗ).

3. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

4. Экономико-математические методы и прикладные модели: учеб. пособие для вузов: под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.