Научная статья на тему 'Оценка экономического эффекта от регулирования экспортных пошлин на примере рынка калийных удобрений'

Оценка экономического эффекта от регулирования экспортных пошлин на примере рынка калийных удобрений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуланов Е. Е.

Предложена методика регулирования таможенных пошлин страны на основе оценки эффекта, порождаемого данным регулированием в национальной экономике. Предложены результаты апробации методики на примере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на международном рынке калийных удобрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономического эффекта от регулирования экспортных пошлин на примере рынка калийных удобрений»

УДК 366.244:631.83

Е.Е. Жуланов

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН НА ПРИМЕРЕ РЫНКА КАЛИЙНЫХ УДОБРЕНИЙ

Предложена методика регулирования таможенных пошлин страны на основе оценки эффекта, порождаемого данным регулированием в национальной экономике. Предложены результаты апробации методики на примере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на международном рынке калийных удобрений.

Ключевые слова: таможенное регулирование, воспроизводство, национальная экономика, внешнеторговая деятельность, экономико-математическое моделирование, управление.

Внешнеэкономическая деятельность любой страны является одним из основных источников пополнения бюджета и способом увеличения добавленной стоимости, произведенной в национальной экономике. В этой связи особое значение приобретают механизмы оценки экономических последствий от регулирования таможенных пошлин для всей экономики страны. Однако существующие методические подходы не позволяют однозначно в системной взаимосвязи оценить зависимость размера добавленной стоимости и налоговых поступлений от устанавливаемого уровня пошлин. Для решения этой проблемы был разработан инновационный подход, предусматривающий использование: межотраслевого балансового метода, оценки чувствительности спроса на международном товарном рынке к уровню сложившихся на нем цен и моделирования изменения товарно-материальных потоков между производителями и покупателями товаров на рынке, исходя из наибольшей выгодности сделок.

Для оценки изменения добавленной стоимости, произведенной в национальной экономике, на примере Российской Федерации была построена межотраслевая балансовая модель национальной экономики РФ на основе статистических данных об объемах производства конечной и промежуточной продукции, а также о размере добавленной стоимости по 15 агрегированным отраслям [1, с. 91, 131]. Эти данные представлены в табл. 1. Для учета агрегированных отраслей в межотраслевом балансе введены их числовые обозна-

© Жуланов Е.Е., 2013

Жуланов Евгений Евгеньевич - канд. экон. наук, доцент, завкафедрой экономики и организации промышленного производства ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», е-таН: zeepstu@yandex.ru.

чения: 1 - сельское хозяйство; 2 - рыболовство и рыбоводство; 3 - добыча полезных ископаемых; 4 - обрабатывающие производства; 5 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 6 - строительство; 7 - оптовая и розничная торговля; 8 - гостиницы и рестораны; 9 - транспорт и связь; 10 -финансовая деятельность; 11 - операции с недвижимым имуществом; 12 -государственное управление, обеспечение военной безопасности, социальное страхование; 13 - образование; 14 - здравоохранение и предоставление социальных услуг; 15 - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

На основании данных межотраслевых балансов за период с 2003 по 2009 год [1, с. 102-115] были получены средние коэффициенты прямых материальных затрат, характеризующие удельные нормы потребления 7-х ресурсов на производство единицы /-й продукции какого-либо вида, - а7/. Эти коэффициенты необходимы для прогнозирования изменения потоков товаров и услуг между агрегированными сферами деятельности в Российской Федерации. На базе данных коэффициентов при использовании методологии межотраслевой балансовой модели также были рассчитаны коэффициенты полных материальных затрат - Ь/. Полученные коэффициенты представлены в табл. 2.

На следующем этапе был сформирован механизм обоснования изменения таможенных пошлин с точки зрения целесообразности этого для экономики страны.

При построении данного механизма было выдвинуто следующее предположение относительно формулы расчета конечной цены экспортируемой продукции для национального потребителя любого государства:

КРГ1} = (РГ1} + ЭП} + ТЩ}) •) + ИП1, (1)

где КРТу - конечная цена продажи товара национальным потребителям /-й страны; РТ7/ - цена продажи товара фирмой-производителем 7-й страны на национальном рынке /-й страны; ЭП/ - экспортная пошлина на товар, реализуемый в /-ю страну; ТЩ - транспортные расходы на доставку товара из 7-й страны в /-ю; КУ7/ - курс валюты /-й страны по отношению к валюте 7-й страны; ИП/ - импортная пошлина/-й страны на ввозимый товар;

На втором этапе строится модель задачи линейного программирования [2, с. 150; 3, с. 75], позволяющая оценить перераспределение товарно-материальных потоков на международном рынке в результате изменения таможенных пошлин. Переменные, характеризующие исходные данные для постановки задачи, представлены в табл. 3. Они задаются для каждого международного товарного рынка в отдельности.

Межотраслевой баланс экономики Российской Федерации, млн руб.

Отрасли-потре-бители ресурсов Отрасли-поставщики ресурсов Конечная продукция Совокупная продукция

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 1299153 30 73 43943 598 2826 1523 552 1089 0 1312 0 4 19 244 1482198 2833563

2 30 96486 0 2522 27 4 310 23 795 4 262 0 5 0 130 81468 182064

3 73 0 2318008 26091 1514 12869 2453 438 3696 3 8289 0 39 406 317 4020261 6394456

4 43943 2522 26091 14932988 41738 39797 214698 8087 30539 1365 83084 0 708 3393 4020 6353862 21786835

5 598 27 1514 41738 2696732 13854 6153 568 2101 6 16078 0 101 265 38942 1625498 4444176

6 2826 4 12869 39797 13854 2815336 7172 957 10733 25 25802 0 29 145 1400 2187996 5118947

7 1523 310 2453 214698 6153 7172 3811527 3525 24013 8633 84147 0 6 52 737 7064192 11229140

8 552 23 438 8087 568 957 3525 363975 271 12 1982 0 5 211 575 369053 750235

9 1089 795 3696 30539 2101 10733 24013 271 3606693 1840 16863 0 104 1050 1135 3760823 7461746

10 0 4 3 1365 6 25 3427 12 1840 723543 492 0 0 0 0 1703298 2434016

11 1312 262 8289 83084 16078 25802 84147 1982 16863 492 2132508 23965 71 358 1310 4406764 6803288

12 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 23965 2259629 0 0 0 2392040 4675634

13 4 5 39 708 101 29 6 5 104 0 71 0 418757 5 10 1187854 1607697

14 19 0 406 3393 265 145 52 211 1050 0 358 0 5 896931 103 1439679 2342616

15 244 130 317 4020 38942 1400 737 575 1135 0 1310 0 10 103 445163 607300 1101386

го со о

Окончание табл. 1

Отрасли- Отрасли-поставщики ресурсов Конеч- Сово-

потре-бители ресурсов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ная продукция купная продукция

Добавленная стоимость 1482198 81468 4020261 6353862 1625498 2187996 7064192 369053 3760823 1703298 4406764 2392040 1187854 1439679 607300

В том числе: - -

• оплата труда 349786 34509 745020 2753949 749012 1014795 1638517 133596 1724886 649926 1727489 2290179 1069497 1279862 396133

• чистая прибыль 44415 8423 969550 1130027 122870 80949 1084867 139456 460795 18922 321459 56147 55452 87405 119629

• налоги ^11925 2745 1459538 615859 84952 26923 339345 37210 202685 75371 134073 41510 39528 35564 41106 - -

• амортизация 1129921 35791 846154 1854027 668664 1065330 4001463 58791 1372456 959079 2223744 4204 23377 36847 50432

Совокупная продукция 2833563 182064 6394456 21786835 4444176 5118947 11229140 750235 7461746 2434016 6803288 4675634 1607697 2342616 1101386 79165798

о

0 .1=

ш

сг

1

о

сЬ т:

0

1 О

х со

о

со

Коэффициенты прямых и полных материальных затрат для межотраслевого баланса РФ, млн руб.

Номер отраслевого рынка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Коэффициенты прямых материальных затрат (аф

1 0,45849 0,00016 0,00001 0,00202 0,00013 0,00055 0,00014 0,00074 0,00015 0,00000 0,00019 0,00000 0,00000 0,00001 0,00022

2 0,00001 0,52995 0,00000 0,00012 0,00001 0,00000 0,00003 0,00003 0,00011 0,00000 0,00004 0,00000 0,00000 0,00000 0,00012

3 0,00003 0,00000 0,36250 0,00120 0,00034 0,00251 0,00022 0,00058 0,00050 0,00000 0,00122 0,00000 0,00002 0,00017 0,00029

4 0,01551 0,01385 0,00408 0,68541 0,00939 0,00777 0,01912 0,01078 0,00409 0,00056 0,01221 0,00000 0,00044 0,00145 0,00365

5 0,00021 0,00015 0,00024 0,00192 0,60680 0,00271 0,00055 0,00076 0,00028 0,00000 0,00236 0,00000 0,00006 0,00011 0,03536

6 0,00100 0,00002 0,00201 0,00183 0,00312 0,54998 0,00064 0,00128 0,00144 0,00001 0,00379 0,00000 0,00002 0,00006 0,00127

7 0,00054 0,00170 0,00038 0,00985 0,00138 0,00140 0,33943 0,00470 0,00322 0,00355 0,01237 0,00000 0,00000 0,00002 0,00067

8 0,00019 0,00012 0,00007 0,00037 0,00013 0,00019 0,00031 0,48515 0,00004 0,00000 0,00029 0,00000 0,00000 0,00009 0,00052

9 0,00038 0,00437 0,00058 0,00140 0,00047 0,00210 0,00214 0,00036 0,48336 0,00076 0,00248 0,00000 0,00006 0,00045 0,00103

10 0,00000 0,00002 0,00000 0,00006 0,00000 0,00000 0,00031 0,00002 0,00025 0,29726 0,00007 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000

11 0,00046 0,00144 0,00130 0,00381 0,00362 0,00504 0,00749 0,00264 0,00226 0,00020 0,31345 0,00513 0,00004 0,00015 0,00119

12 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00000 0,00352 0,48328 0,00000 0,00000 0,00000

13 0,00000 0,00003 0,00001 0,00003 0,00002 0,00001 0,00000 0,00001 0,00001 0,00000 0,00001 0,00000 0,26047 0,00000 0,00001

14 0,00001 0,00000 0,00006 0,00016 0,00006 0,00003 0,00000 0,00028 0,00014 0,00000 0,00005 0,00000 0,00000 0,38288 0,00009

15 0,00009 0,00071 0,00005 0,00018 0,00876 0,00027 0,00007 0,00077 0,00015 0,00000 0,00019 0,00000 0,00001 0,00004 0,40418

го со о

Окончание табл. 2

о о

Номер отраслевого рынка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Коэффициенты полных материальных затрат (Ъу)

1 1,84703 0,00101 0,00012 0,01190 0,00097 0,00249 0,00074 0,00291 0,00063 0,00001 0,00076 0,00001 0,00001 0,00005 0,00083

2 0,00006 2,12748 0,00001 0,00079 0,00006 0,00002 0,00012 0,00014 0,00045 0,00001 0,00014 0,00000 0,00001 0,00000 0,00043

3 0,00027 0,00021 1,56871 0,00610 0,00163 0,00892 0,00075 0,00196 0,00160 0,00001 0,00297 0,00003 0,00006 0,00046 0,00092

4 0,09152 0,09472 0,02080 3,18413 0,07803 0,05683 0,09310 0,06830 0,02634 0,00306 0,05910 0,00059 0,00191 0,00755 0,02465

5 0,00152 0,00155 0,00113 0,01592 2,54722 0,01582 0,00272 0,00442 0,00166 0,00004 0,00924 0,00009 0,00023 0,00052 0,15132

6 0,00451 0,00062 0,00714 0,01335 0,01822 2,22271 0,00272 0,00593 0,00639 0,00007 0,01267 0,00013 0,00007 0,00027 0,00595

7 0,00293 0,00710 0,00131 0,04799 0,00687 0,00597 1,51561 0,01502 0,00997 0,00771 0,02826 0,00028 0,00004 0,00019 0,00251

8 0,00077 0,00060 0,00023 0,00235 0,00075 0,00087 0,00100 1,94238 0,00017 0,00002 0,00089 0,00001 0,00001 0,00029 0,00177

9 0,00166 0,01831 0,00186 0,00902 0,00279 0,00931 0,00663 0,00168 1,93576 0,00213 0,00734 0,00007 0,00018 0,00143 0,00362

10 0,00001 0,00008 0,00000 0,00031 0,00002 0,00003 0,00067 0,00006 0,00069 1,42301 0,00017 0,00000 0,00000 0,00000 0,00001

11 0,00184 0,00515 0,00316 0,01846 0,01415 0,01684 0,01712 0,00810 0,00669 0,00053 1,45745 0,01446 0,00010 0,00042 0,00394

12 0,00001 0,00004 0,00002 0,00013 0,00010 0,00011 0,00012 0,00006 0,00005 0,00000 0,00994 1,93537 0,00000 0,00000 0,00003

13 0,00001 0,00008 0,00001 0,00014 0,00008 0,00002 0,00001 0,00002 0,00004 0,00000 0,00002 0,00000 1,35221 0,00000 0,00003

14 0,00004 0,00003 0,00017 0,00081 0,00027 0,00012 0,00004 0,00090 0,00045 0,00000 0,00014 0,00000 0,00001 1,62042 0,00028

15 0,00032 0,00261 0,00016 0,00125 0,03750 0,00128 0,00025 0,00259 0,00053 0,00000 0,00064 0,00001 0,00002 0,00013 1,68061

ш ^

сг

I

о

сЬ т:

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 О

х со

Таблица 3

Характеристика международного рынка товара t

Страны-поставщики Страны-потребители Планируемый объем продаж

Россия Страна № 1 Страна № Е"

Россия КРПи Qll КРП12 Ql2 КРП1Е> QlЕ> а' = £ ) ]=1

Страна № 1 КРТ21 Q21 КРП22 Q22 КРП2Е< Q2Е' Q2 = £ )

Страна № Е" КРП" QЕЛ КРТ Е"2 Q Е'2 крП ЕЕ> Q Е'Е ' & = £ (е- ) 1=1

Планируемый объем покупки Q:= £ (01) ¿=1 Q¡ = £ (,2 ) ¿=1 ОЕ = £ (<2,е> ) ¿=1

Примечание: Е' — количество стран-экспортеров; Е"- количество стран-импортеров; Qij - объем продаж товара из 1-й страны в _/-ю; Q \ - совокупный объем товарного предложения на международном рынке; Q"j - совокупный объем спроса на международном рынке.

В данной модели в качестве пунктов-поставщиков и пунктов-потребителей представлены соответственно страны-экспортеры и страны-импортеры. При этом, по аналогии с «транспортной» задачей линейного программирования, в качестве коэффициентов транспортных затрат, характеризующих затраты на доставку единицы груза от какого-либо поставщика к какому-либо потребителю, используются описанные ранее конечные цены, учитывающие в своем составе экспортные и импортные пошлины, затраты на перевозку товара из одной страны в другую, а также разницу в курсах валют, используемых для осуществления сделки.

Предлагаемая модель отражает основные характеристики товарного рынка: объем предложения и рыночную цену, с учетом участия государства, представляющего собой экономического партнера национальных предприятий.

Первоначально данная модель заполняется исходными данными о конечных ценах, объемах экспорта и импорта товаров. Затем следует процедура оптимизации товарно-материальных потоков по критерию минимизации затрат на покупку всей товарной продукции. Эта предпосылка выдвигается исходя из того, что на международном рынке каждый потребитель стремится к минимизации своих затрат. Целевая функция при этом примет вид

т п

= Е Е(( • б- ) т1П' (2)

¿=1 у=1

а система ограничении - вид

^' _

Е I б'] = бимп ; У = 1' ^ , ¿=1

Ее* = бэкс; ' = Р*,

У=1

б ^ 0. (3)

На третьем этапе государственные органы власти определяют возможности увеличения объема экспорта товарной продукции за счет мер по стимулированию внешнеэкономической деятельности отечественных фирм. При этом учитываются действующие экспортные и импортные пошлины других стран-участников рынка, а также установленные в них квоты на ввоз и вывоз товара. Далее определяется уровень экспортных пошлин, при котором достижение роста объема продаж станет реальным. Для этого в модель встроен механизм, полученный на основе формулы ценовой эластичности:

е _ КРТУ1-((- б2) (4)

У б1]1-(КРТ1]1 - КРТ-2)

где и - объем продаж товара из ' -й страны в у-ю соответственно в фактическом и предшествующем ему периоде; КРТ ¿-2 и КРТ-1 - конечная цена продажи /-го товара национальным потребителям у-й страны соответственно в фактическом и предшествующем ему периоде.

Этот механизм имеет вид

КР Т -'-К1 - бу 2)

КРТу 2 _ КРТу1--'^тт-—. (5)

Для увеличения объема продаж вместо б у2 подставляется желаемое значение этого объема. Все остальные данные заносятся в формулу (5) по фактическим данным, в том числе и ценовая эластичность е-, рассчитанная по двум фактическим предыдущим периодам. В результате расчета по формуле (5) определяется конечная цена, по которой в стране-потребителе товара смогут купить желаемый объем продаж бу2. Затем исходя из этого определяется размер экспортной пошлины, обеспечивающий этот объем. Для расчета данного размера используется формула, полученная путем преобразования формулы (1):

(6)

Если полученное значение пошлины является отрицательным, то это означает, что желаемый объем продаж не может быть достигнут, а пошлина должна быть установлена на уровне нуля.

После определения экспортных пошлин следует повторная оптимизация модели, в результате чего определяется изменение товарно-материальных потоков между странами. Если за счет более низкой цены произойдет их перераспределение, то итог в модели не изменится. В том случае, если в результате снижения конечной цены произойдет увеличение объема спроса, то увеличится и совокупное потребление (-й столбец в табл. 3) и объем поставок (¿-я строка в табл. 3), т.е. увеличится масштаб деятельности всего международного рынка.

Далее, исходя из того, что рост экспорта вызывает прямопропорцио-нальный рост конечной продукции, применяя коэффициенты полных материальных затрат, можно определить объемы совокупной продукции, которая должна быть произведена в РФ для обеспечения потребностей как внутреннего, так и внешнего рынка по формуле

где Ъу - коэффициенты полных материальных затрат ресурса ¿ на производство единицы продукции у; У - объем конечной продукции (включая экспорт), производимой отраслью ¿; п и т - соответственно количество отраслей, производящих и потребляющих товары.

На следующем этапе по методике расчета добавленной стоимости в межотраслевом балансовом методе определяется ее новый уровень, полученный после регулирования пошлин. Затем определяется прирост добавленной стоимости от сокращения пошлин, что и послужит оценкой экономической целесообразности изменения пошлин.

Применяя описанную методологию для импортируемых товаров, также можно построить модели импортных товарно-материальных потоков для определения импортных пошлин, стимулирующих национальную экономическую деятельность.

Для того чтобы продемонстрировать применение методики разработанного механизма оценки влияния изменения таможенных пошлин на величину добавленной стоимости и внутрихозяйственный оборот в Российской Федерации рассмотрим пример изменения экспортной пошлины на калийные удобрения. В связи с тем, что в 2010 году 65 стран потребляли экспортируемые из РФ калийные удобрения, из их числа были выбраны 6 с наиболее

п

(7)

¿=1

крупными закупками [4, с. 73]. Объемы экспорта калийных удобрений (в тоннах) этих стран следующие:

Бангладеш......................................... 329 967

Индия................................................ 879 778

Бразилия........................................... 448 508

Малайзия.......................................... 545 561

США................................................. 1 167 772

Финляндия........................................ 209 935

Далее в целях упрощения аналитических расчетов были выделены из числа стран-экспортеров калийных удобрений те из них, которые обладают наиболее крупными добывающими предприятиями, способными конкурировать с монопольным российским ОАО «Уралкалий» на международном рынке. Данные предприятия, их производственные мощности, цены на продукцию и национальная принадлежность указаны в табл. 4.

Таблица 4

Данные о крупнейших фирмах-производителях калийных удобрений на международном рынке по состоянию на 2010 год

Наименование предприятия Страна Мощность по производству калийных удобрений, т Средняя цена за 1 т калийных удобрений, долл.

Potash Corporation of Saskatchewan Канада 7 000 000 350

ОАО «Беларускалий» Беларусь 7 500 000 460

ОАО «Уралкалий» Россия 9 500 000 262

Kali und Saiz Германия 6 000 000 586

Israel Chemicals Израиль 4 800 000 370

На основе исследования географического положения крупнейших стран-экспортеров, указанных выше, и поставщиков калийных удобрений, указанных в табл. 4, была определена приблизительная протяженность транспортных путей между ними (табл. 5).

Далее в связи с недоступностью информации о всех видах транспорта, который может быть задействован при транспортировке удобрений конкурирующими фирмами, был произведен приблизительный расчет удельных транспортных затрат на перевозку 1 т калийных удобрений исходя из железнодорожного тарифа на транспортировку груза 500-тонным железнодорожным составом, который зависит от расстояния. Данные тарифы, действовавшие в 2010 году, представлены в табл. 6.

Таблица 5

Протяженность транспортных путей между странами-импортерами и странами-экспортерами калийных удобрений, км

Страны-импортеры Страны-экспортеры

Канада Белоруссия Россия Германия Израиль

Бангладеш 11 398 7866 7078 9186 5436

Индия 11 988 7446 6517 8767 4450

Бразилия 8475 10 396 12 189 9181 10 576

Малайзия 12 920 9447 7904 10 687 8704

США 3676 6894 7737 5897 8812

Финляндия 6471 1498 2517 2564 3601

Таблица 6

Стоимость перевозки калийных удобрений, руб.

Страны- Страны-экспортеры

импортеры Канада Белоруссия Россия Германия Израиль

Бангладеш 19 079 13 124 10 667 15 440 9236

Индия 19 741 12 462 10 059 14 778 7582

Бразилия 14 116 17 425 17 962 15 440 17 756

Малайзия 19 741 15 771 12 187 17 756 14 778

США 6258 11 469 11 883 9815 14 778

Финляндия 10 808 2660 3904 4438 6258

Исходя из размеров оплаты, указанных в табл. 6 для 500-тонного состава, были определены удельные транспортные затраты на перевозку 1 т удобрений, результаты расчетов которых представлены в табл. 7. При этом, так как цены удобрений фирм-поставщиков представлены в долларовом эквиваленте (см. табл. 4), эти затраты также целесообразно перевести в доллары, исходя из курса доллара по отношению к рублю 1/32.

Как следует из формулы (6), для расчета стимулирующей экспортной пошлины продажи необходимо кроме цены товара также учесть импортные пошлины стран, потребляющих экспортируемый товар, и курс валют, которые используются при внешнеторговой сделке. Поскольку сделки совершаются в долларовом исчислении, то коэффициент КУу следует принять равным 1. Приведем импортные и экспортные пошлины на калийные удобрения некоторых стран. Размер импортной пошлины, %: Бангладеш, Малайзия,

США, Финляндия - 0, Бразилия - 6, Индия - 10. Размер экспортной пошлины, %: Канада, Германия - 0, Россия - 5 (18,3 долл./т), Израиль - 7 (25,9 долл./т), Белоруссия - 103 долл./т.

Таблица 7

Удельные транспортные тарифы на перевозку калийных удобрений, долл.

Страны-импортеры Страны-экспортеры

Канада Белоруссия Россия Германия Израиль

Бангладеш 944,82 649,92 528,25 764,61 457,38

Индия 977,60 617,14 498,14 731,83 375,47

Бразилия 699,04 862,91 889,50 764,61 879,30

Малайзия 977,60 781,00 603,52 879,30 731,83

США 309,91 567,96 588,46 486,05 731,83

Финляндия 535,23 131,73 193,33 219,78 309,91

Суммируя экспортную пошлину страны-производителя калийных удобрений, их цену, транспортные затраты на доставку товара до страны-потребителя и ее импортную пошлину, можно получить конечные цены на удобрения (табл. 8).

Таблица 8

Конечные цены калийных удобрений на международном рынке, долл.

Страны- Страны-экспортеры

импортеры Канада Белоруссия Россия Германия Израиль

Бангладеш 1294,82 1213,04 808,56 1350,61 853,28

Индия 1460,36 1298,29 856,29 1449,61 848,51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бразилия 1111,99 1511,60 1240,00 1431,65 1351,71

Малайзия 1327,60 1344,13 883,83 1465,30 1127,73

США 659,91 1131,09 868,77 1072,05 1127,73

Финляндия 885,23 694,85 473,64 805,78 705,81

Исходя из сложившихся конечных цен, на основе статистических данных [4, с.73] и данных официальных сайтов фирм-производителей, указанных

в табл. 41, можно представить примерную экономически обоснованную организацию международных поставок калийных удобрений в страны-импортеры, представленные в табл. 8. Точные фактические объемы потребности, поставок и производства калийных удобрений по коммерческим договорам не представляется возможным указать по всем странам кроме Российской Федерации, так как официальные статистические справочники РФ не содержат детальной информации о внешнеэкономической деятельности других стран. Сформированные экономически обоснованные поставки калийных удобрений по состоянию на 2010 год отражены в табл. 9.

Таблица 9

Экономически обоснованные поставки калийных удобрений по состоянию на 2010 год, т

Страны-импортеры Страны-экспортеры Потребность в калийных удобрениях

Канада Белоруссия Россия Германия Израиль

Бангладеш 0 0 329 967 0 0 329 967

Индия 0 0 879 778 0 800 000 1 679 778

Бразилия 0 0 448 508 0 0 448 508

Малайзия 0 0 545 561 0 0 545 561

США 3 325 000 0 1 167 772 0 0 4 492 772

Финляндия 0 0 51 412 0 0 51 412

Максимально возможный объем поставки удобрений в данные страны 3 325 000 7 500 000 9 500 000 6 000 000 800 000

В соответствии с разработанной методикой для оценки изменения объема экспортного спроса необходимо определить ценовую эластичность. Для этого могут быть использованы данные табл. 10.

1 http://www.potashcorp.com/customers/markets/market_data/potash_supply_demand/ (дата обращения: 12.10.2012). http://www.kali.by/russian/bel_main.html; http://www.uralkali.com/ru/buyers/ prices/; http://www.k-plus-s.com/de/kalender/index.html ?categories=1&categories=2; http://www.icl-group.com/newsevents/reports/ FinancialReports/Pages/default.aspx (дата обращения: 12.10.2012).

Таблица 10

Исходные данные для расчета ценовой эластичности спроса

Показатель 2009 год 2010 год Информационный источник

Объем продаж, 1 т 22 100 000 26 600 000 [5, с. 6]

Средняя цена за 1 т на международном рынке без учета транспортных затрат, руб. 635 499 [6, с. 258]

Средние транспортные затраты на перевозку 1 т, руб. 622,66 622,66

Итого цена с учетом транспортных затрат, руб. 1257,66 1121,66

По данным табл. 10 была получена ценовая эластичность экспортного спроса на калийные удобрения:

Р1 - (К - 62) 635 - (22100 000 - 26 600 000) е =-^—=-*----—= -1,88297.

61-(К1 - Р2) 22100000-(499 - 635)

На основе рассчитанной эластичности определим конечную экспортную цену при желаемом увеличении экспортных продаж на 2 %. Для рынка Бангладеш новая конечная цена составит:

КРТ2 _ КРТ\- КРТ1 "К1 -62) _ КРТ1 - КРТ1 -61-(1 -1,02) _

61-е 61-е

= КРТ1 -КРТМ-102) = 808,56 - 808-56-(-0,02) = 799,97 долл./т. е 1,88297

Результаты подобных расчетов для всех остальных стран представлены в табл. 11.

Таблица 11

Расчет изменения цен на калийные удобрения при необходимости увеличения объема их экспорта на 2 %, долл./т

Страна Цена до увеличения объема Цена после увеличения объема Прирост цены

Бангладеш 808,56 799,97 -9,44

Индия 778,45 847,20 -10,00

Бразилия 1169,81 1226,83 -14,48

Малайзия 883,83 874,44 -10,32

США 868,77 859,55 -10,15

Финляндия 473,64 468,61 -5,53

На следующем этапе следует определить размер экспортной пошлины РФ на калийные удобрения, при которой конечные цены, проведенные в табл. 11, будут достижимы. Рассмотрим расчет данной пошлины на примере поставок удобрений в Индию, так как в этой стране импортная пошлина на ввозимые удобрения - 10 %.

KPT, - ИП,

ЭП =-1-- - PT - TR, =

KVi} 1

846,29 - 846,29 • 0,1 „„ =---j—?--— 262 - 498,14 = 1,52 долл./т.

Аналогичные расчеты экономически обоснованных экспортных пошлин, стимулирующих рост объема экспорта на 2 %, произведены для всех остальных стран: Бангладеш - 8,87 %, Индия - 1,52 %, Бразилия - 0,48 %, Малайзия - 7,99 %, США - 8,16 %, Финляндия - 12,78 %.

Как указано выше, в Российской Федерации до 2010 года действовала экспортная пошлина в размере 5 % от цены калийных удобрений, или 18,3 долл./т. Сопоставляя результаты расчетов новых пошлин, со ставкой пошлины 18,3 долл./т, можно сделать вывод об экономически обоснованной необходимости сокращения размера действующей пошлины до уровня, указанного для всех стран, так как это позволит увеличить объемы сбыта на 2 % и захватить часть доли рынка у конкурентов с более высокой конечной ценой.

Далее, исходя из предположения о неизменности цен конкурентов, пошлин стран-импортеров на международном рынке калийных удобрений, а также транспортных затрат, построим задачу линейного программирования, основанную на целевой функции (2) и системе ограничений (3).

Целевая функция примет вид

F (X) = 1294,82ßj,j + 1213,04Q12 + 808,56Q13 + 1350,61Q14 + 853,28Q15 + + 1460,36Q21 + 1298,29Q22 + 856,29Q23 + 1449,61Q2,4 + 848,51Q25 + + 1111,99Q31 +1511,60Q32 +1240,00Q33 +1431,65Q3,4 +1351,71Q35 + + 1327,6Q41 + 1344,13Q4,2 + 883,83Q43 + 1465,30Q4,4 + 1127,73Q4,5 + +659,91Q51 + 1131,09Q52 + 868,77Q53 + 1072,05Q5,4 + 1127,73Q55 + +885,2306! + 694,85Q62 + 473,64Q63 + 805,78Q64 + 705,8Q5 = ^ min.

Система ограничений примет вид

'61,1+а,2+а,з+а,4+0и ^3225

02,1 + &,2 + 62,3 + 62,4 + ^2,5 ^ 7 500 000; 0з,1 + 0з,2 + 0з,з + 0з,4 + 0з,5 ^ 9 500 000; 04,1 + 64,2 + 04,з + 04,4 + 04,5 ^ 6 000 000; 05,1 + 05,2 + 05,з + 05,4 + 05,5 ^ 800 000; 01,1 + 02,1 + 0з,1 + 04,1 + 05,1 = з29 967; ' 01,2 + 02,2 + 0з,2 + 04,2 + 05,2 = 1679 778;

01.3 + 02,з + 0з,з + 04,з + 05,з = 448 508;

01.4 + 02,4 + 0з,4 + 04,4 + 05,4 = 545 561;

01.5 + 02,5 + 0з,5 + 04,5 + 05,5 = 4 492 772;

01.6 + 02,6 + 0з,6 + 04,6 + 05,6 = 51412;

0,> 0, 1 = 15; ] = 1,6.

Решение поставленной задачи дало результаты перераспределения потоков поставок калийных удобрений на международном рынке, которые представлены в табл. 12.

Таблица 12

Объемы поставок калийных удобрений после регулирования экспортных пошлин, т

Страны-импортеры Страны-экспортеры Потребность в калийных удобрениях

Канада Белоруссия Россия Германия Израиль

Бангладеш 0 0 зз6 566 0 0 зз6 566

Индия 0 0 1 71з з74 0 0 1 71з з74

Бразилия 0 0 457 478 0 0 457 478

Малайзия 0 0 556 472 0 0 556 472

США з з25 000 0 1 257 627 0 0 4 582 627

Финляндия 0 0 52 440 0 0 52 440

Максимально возможный объем поставки удобрений з з25 000 7 500 000 9 500 000 6 000 000 800 000

Следует заметить, что рост объема потребления удобрений на 2 % в табл. 12 обусловлен сокращением цены в соответствии с показателем эластичности спроса. Однако поскольку конечная цена на российские калийные удобрения понизилась, то произошел рост конкурентоспособности отечественного товара на международном рынке и объем экспорта значительно увеличился - на 27,78 (табл. 13).

Таблица 13

Прирост объемов экспорта калийных удобрений за счет регулирования

экспортной пошлины, т

Страна-потребитель Объем экспорта до регулирования пошлины Объем экспорта после регулирования пошлины Отклонение

Абсолютное Темп прироста, %

Бангладеш 329 967 336 566 6599 2,00

Индия 879 778 1 713 374 833 596 94,75

Бразилия 448 508 457 478 8970 2,00

Малайзия 545 561 556 472 10 911 2,00

США 1 167 772 1 257 627 89 855 7,69

Финляндия 51 412 52 440 1028 2,00

Итого 3 422 998 4 373 957 950 959 27,78

Как видно из табл. 13 произошел значительный рост экспорта в Индию за счет вытеснения поставок Израиля, так как после понижения конечной российской цены до 847,2 долл./т она оказалась ниже, чем израильская -848,51 долл./т. Кроме того, поскольку цена канадских калийных удобрений, а следовательно, и объемы их поставок остались неизменны, то экспорт российских удобрений в США увеличился за счет сокращения цены на 7,69 % вместо планируемых 2 %. С учетом прироста объема производства удобрений в РФ на 950 959 т прирост чистого экспорта составил:

ДЭ = 950 959• 262• 32 = 7 972 840 256 руб. = 7972,84 млн руб.,

где 32 - курс доллара по отношению к рублю; 262 - цена в долларах за одну тонну калийных удобрений ОАО «Уралкалий».

На заключительном этапе определяется влияние прироста экспорта на весь хозяйственный товарооборот страны по формуле (7). Результаты расчетов новых товарно-материальных потоков, полученных путем применения коэффициентов полных материальных затрат Ъу, взятых из табл. 2, представлены в табл. 14.

Таблица 14

Межотраслевой баланс РФ после регулирования экспортных пошлин на калийные удобрения, млн руб.

го со о

Отрасли- Отрасли-поставщики ресурсов Конеч- Совокуп-

потребите-ли ресурсов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ная продукция ная продукция

1 1299153 30 73 43943 598 2826 1523 552 1089 0 1312 0 4 19 244 1482198 2833564

2 30 96486 0 2522 27 4 310 23 795 4 262 0 5 0 130 81468 181124

3 73 0 2322541 26091 1514 12869 2453 438 3696 3 8289 0 39 406 317 4028234 6378716

4 43943 2522 26142 14933101 41738 39798 214698 8087 30539 1365 83085 0 708 3393 4020 6353862 21201896

5 598 27 1517 41738 2696738 13854 6153 568 2101 6 16078 0 101 265 38942 1625498 4394188

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 2826 4 12894 39798 13854 2815368 7172 957 10733 25 25802 0 29 145 1400 2187996 9982140

7 1523 310 2457 214699 6153 7172 3816737 3525 24013 3427 84147 0 6 52 737 7064192 2199556

8 552 23 439 8087 568 957 3525 363976 271 12 1982 0 5 211 575 369053 739785

9 1089 795 3703 30539 2101 10733 24013 271 3606701 1840 16863 0 104 1050 1135 3760823 7379678

10 0 4 3 1365 6 25 3427 12 1840 723543 492 0 0 0 0 1703298 2428483

11 1312 262 8306 83085 16078 25802 84147 1982 16863 492 2132516 23965 71 358 1310 4406764 222861

12 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 23965 2259629 0 0 0 2392040 4630774

13 4 5 39 708 101 29 6 5 104 0 71 0 418757 5 10 1187854 1607507

14 19 0 406 3393 265 145 52 211 1050 0 358 0 5 896932 103 1439679 2341441

15 244 130 317 4020 38942 1400 737 575 1136 0 1310 0 10 103 445163 607300 1094039

Добавленная стоимость 1482198 81468 4028125 6353910 1625502 2188021 7064199 369054 3760830 1703298 4406781 2392040 1187854 1439679 607301

В том числе:

• оплата

труда 349786 34509 746477 2753949 749012 1014795 1638517 133596 1724886 649926 1727489 2290179 1069497 1279862 396133 - -

• чистая

прибыль 44415 8423 971446 1130027 122870 80949 1084867 139456 460795 18922 321459 56147 55452 87405 119629 - -

• налоги ^11925 2745 1462393 615863 84952 26923 339346 37210 202685 75371 134073 41510 39528 35564 41106 - -

• амортизация 1129921 35791 847809 1854027 668664 1065330 4001463 58791 1372456 959079 2223744 4204 23377 36847 50432

Совокупная продукция 2833563 182064 6406963 21787001 4444185 5119004 11229151 750236 7461761 2434016 6803313 4675634 1607697 2342617 1101388 79178593

о

0 .1=

ш

сг

1

о

сЬ т:

0

1

о

х со

ш <

о

В результате вышеописанного регулирования таможенных пошлин в Российской Федерации произойдет рост добавленной стоимости, произведенной в ее национальной экономике. Данный прирост представлен в табл. 15.

Таблица 15

Характеристика изменения добавленной стоимости (млн руб.) в экономике РФ под влиянием регулирования экспортных пошлин на калийные удобрения

Отраслевой рынок Добавленная стоимость Абсолютный прирост добавленной стоимости

до регулирования пошлин после регулирования пошлин

1 1 482 198 1 482 199 1

2 81 468 81 468 0

3 4 020 261 4 028 125 7864

4 6 353 862 6 353 910 48

5 1 625 498 1 625 502 3

6 2 187 996 2 188 021 25

7 7 064 192 7 064 199 7

8 369 053 369 054 1

9 3 760 823 3 760 830 7

10 1 703 298 1 703 298 0

11 4 406 764 4 406 781 17

12 2 392 040 2 392 040 0

13 1 187 854 1 187 854 0

14 1 439 679 1 439 680 1

15 607 300 607 301 1

Итого 38 682 285 38 690 258 7973

Таким образом, суммарный прирост добавленной стоимости составил 7973 млн руб. Следовательно, применение в государственном управлении предлагаемого механизма обоснования экономической эффективности регулирования таможенных пошлин РФ является целесообразным.

Список литературы

1. Национальные счета России в 2003-2010 годах: стат. сб. / Росстат. -М., 2011. - 333 с.

2. Кундышева Е.С. Экономико-математическое моделирование: учеб. / под ред. Б.А. Суслакова. - М.: Дашков и К°, 2008. - 423 с.

3. Экономико-математические методы и прикладные модели: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Федосеева. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 302 с.

4. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: сб. / Федеральная таможенная служба. - М., 2012. - 365 с.

5. Прюдом М., Хоффер П. Обзор рынка удобрений 2010-2014 // Сб. материалов 78-й ежегодной конф. IFA. - Париж, 2010. - С. 62-63.

6. Состояние и использование минерально-сырьевых ресурсов РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rudmet.ru/media/docs/3_26_k.pdf. 2012. С. 258.

Получено 1.10.2013

E.E. Zhulanov

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFECT FROM EXPORT DUTIES REGULATION ON THE MARKET OF POTASH FERTILIZERS

The article suggests a method of regulating customs duties, based on assessment of the economic effect from its regulation in the national economy. The article also offers the method approbation results on the example of foreign economic activity of the Russian Federation on the international market of potash fertilizers.

Keywords: customs regulation, reproduction, national economy, foreign trade activities, economic and mathematical modeling, management.

Zhulanov Evgeny Evgenievich - Candidate of Economic Sciences, Docent, Head of Dept., Dept. of Economics and Industrial Production Management, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: zeepstu@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.