Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
968
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / СТРАХОВАТЕЛИ / ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова О.

Государственной социальное страхование в Российской Федерации служит гарантией реализации социальных прав населения страны. Деятельность государственных внебюджетных фондов позволяет формировать ресурсы и осуществлять выплаты пенсий и пособий. Механизм социального страхования имеет сложную организацию и требует постоянного совершенствования. Проведен анализ результатов реализации пилотного проекта перехода от зачетного механизма выплат пособий к механизму прямых выплат застрахованным лицам пособий Фондом социального страхования. Рассмотрены проблемы перехода на использование электронных листов нетрудоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старкова О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SOCIAL INSURANCE MECHANISM

State social insurance in the Russian Federation serves as a guarantee of the implementation of social rights of the country's population. The activities of state extra-budgetary funds make it possible to generate resources and pay pensions and allowances. The social insurance mechanism has a complex organization and requires constant improvement. The analysis of the results of the pilot project of transition from the offset mechanism of benefits payments to the mechanism of direct payments of benefits to insured persons by the social insurance Fund is carried out. The problems of transition to the use of electronic disability sheets are considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

2018 год наращивался вывоз молока и молокопро-дуктов за пределы Пермского края. Исключение составил 2019 года, когда это показатель снизился. Ежегодно наблюдалось сокращение количества молока, используемого на личное потребление. Можно предположить, что сокращение потребления молока связано с сокращением доходов. Доходы населения Пермского края в 2015 году составляли 999651,3 млн. руб., а в 2019 году сократились до 953217,9 млн. руб. Снижение доходов населения связано с кризисом 2014 года, и, ходя с 2016 года этот показатель стал расти, но к 2019 году еще не достиг докризисного уровня.

Список литературы

1. Валецкая Т.И. Оценка рынка молока и молочной продукции в регионе//Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. -2020.-№17(17).-с.86-88.

2. Пермский край в цифрах.2020: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю.-Пермь, 2020-194 с.

3. Старкова О. Производство и потребление молочных и мясных продуктов в Российской Феде-рации//Znanstvena misel.-2020.-№44-1(44).-с.27-29.

4. Шинкарева О.В., Майорова Е.А. Оценка потребности России в производстве молока и молочных продуктах для обеспечения рациональных норм личного потребления//Азимут научных исследований: экономика и управление.-2020.-Т.9.-№ 1(30).-С.395-397.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Старкова О.

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова, доцент IMPROVING THE SOCIAL INSURANCE MECHANISM

Starkova O.

Perm state agrarian and technological University. D.N. Pryanishnikova, associate Professor

Аннотация

Государственной социальное страхование в Российской Федерации служит гарантией реализации социальных прав населения страны. Деятельность государственных внебюджетных фондов позволяет формировать ресурсы и осуществлять выплаты пенсий и пособий. Механизм социального страхования имеет сложную организацию и требует постоянного совершенствования. Проведен анализ результатов реализации пилотного проекта перехода от зачетного механизма выплат пособий к механизму прямых выплат застрахованным лицам пособий Фондом социального страхования. Рассмотрены проблемы перехода на использование электронных листов нетрудоспособности.

Abstract

State social insurance in the Russian Federation serves as a guarantee of the implementation of social rights of the country's population. The activities of state extra-budgetary funds make it possible to generate resources and pay pensions and allowances. The social insurance mechanism has a complex organization and requires constant improvement. The analysis of the results of the pilot project of transition from the offset mechanism of benefits payments to the mechanism of direct payments of benefits to insured persons by the social insurance Fund is carried out. The problems of transition to the use of electronic disability sheets are considered.

Ключевые слова: Государственные внебюджетные фонды, страхователи, застрахованные лица, социальные пособия.

Keywords: State extra-budgetary funds, insurers, insured persons, social benefits.

Кризисные явления, вызванные мировой пандемией, негативно влияют на состояние экономики и социальную сферу всех стан. В этих условиях задачей государства является защитить население от падения доходов, снижения уровня жизни, ухудшения социальных условий. Меняющиеся условия требуют совершенствования социальной политики и механизма ее реализации, изучение которого и является целью данного исследования.

Гимранова Р.Г. считает, что государственная социальная политика Российской Федерации направлена не только на обеспечение общества социальными благами, но и на оказание материальной поддержки той части населения, которая находится в сложной жизненной ситуации. Социальная

политика должна содействовать развитию общественного производства и его отдельных отраслей. Основным инструментом государственной социальной политики являются социальные выплаты, обеспечивающие материальную поддержку социально незащищенных слоев общества. Автор отмечает недостатки существующей социальной политики: разрыв между доходами и обязательствами системы социального обеспечения и страхования; низкий уровень пенсий; сложности в развитии негосударственных пенсионных фондов; «заморозка» накопительной пенсии [2, с.42-44].

Волкова А.В. выделяет три направления современной социальной политики. Во-первых, прямая

поддержка доходов населения через систему социального обеспечения, реализует защитную функцию социальной политики, средства направляются наиболее нуждающимся категориям. Во-вторых, создание благоприятных условий для работающих граждан для усиления трудовой активности и стимулирования производительного труда. Формирует различные источники удовлетворения потребностей работающего населения через установление минимальной заработной платы. Реализации политики занятости. В-третьих, развитие личности, повышение культурного уровня [1, с.40-42].

Социальные потребности граждан в Российской Федерации обеспечиваются за счет нескольких источников: средства бюджетов разных уровней бюджетной системы, средства государственного социального страхования, средства работодателей и собственные средства граждан. Наиболее важным источником являются средства государственных внебюджетных фондов, которые

обеспечивают получение застрахованными лицами пенсий и пособий. Страхование на случай потри трудоспособности и материнства осуществляет Фонд социального страхования, деятельность которого реформировалась в результате изменения государственной политики и экономических условий. С 2017 года администрирование части взносов на социальное страхование передано налоговым органам. За фондом сохранилось администрирование взносов на страхование от несчастного случая на производства и профессионального заболевания. Количество страхователей в 2017 году по сравнению с 2016 годов сократилось более чем на 150 тыс. единиц. Сокращение произошло за счет сокращения числа страхователей, уплачивающих взносы в фиксированном размере [3, с.180-182]. Рассмотрим, как меняется размер взносов на социальное страхование под воздействием изменения законодательства и экономических сложностей работодателей (табл.1).

Таблица 1

Поступление доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование в Российской Фе-

Всего, млн. руб. В % к 2018 году

Всего взносов 6416843,4 110,6

Страховые взносы на пенсионное страхование 4958112,2 110,4

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 258156,3 115,8

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование 1200574,9 110,5

(составлено по [5])

Анализ данных таблицы 1 показывает, что размер взносов на социальное страхование в 2019 году по сравнению с 2018 годом вырос: в Пенсионный фонд на 10,4%; в Фонд социального страхования -на 15,8%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - на 10,5%. Таким образом, набольший прирост наблюдался в Фонде социального страхования, который обеспечивает выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Доля данного фонда в общем объеме взносов на социальное страхование в 2019 году была не значительна, преобладали взносы в Пенсионный фонд.

Выплата пособий зависит от размера полученных Фондом доходов, среди которых преобладают обязательные платежи и бюджетные трансферты. Уплата взносов в Фонд социального страхования

имеет особенность: страхователи причисляют не начисленные взносы, а разность между начисленными взносами и понесенными расходами на социальное страхование. Иначе говоря, страхователь вначале выплачивает за свой счет пособия своим работникам, а потом производится взаимозачет с Фондом. В случае, если размер взносов оказывается меньше, чем размер выплаченных пособий, страхователь получает возможность возмещения понесенных затрат. Так работал «зачетный механизм». С 2012 года был внедрен в качестве пилотного механизм прямых выплат застрахованным лицам Фондом, минуя страхователя. На работодателя (страхователя) возлагается обязанность предоставления документов на выплату пособий. Динамика внедрения прямых выплат отражена в таблице 2.

Таблица 2

Территориальные отделения ФСС, участвующие в проекте «прямых выплат» в РФ, ед.

На 1.01.2012 г. На 1.10.2015 г. На 1.01.2019 г. На 1.01.2020 г. На 1.01.2021 г.

2 10 50 69 85

(составлено по [4])

На начало реализации проекта в нем прияло участие только два территориальных отделения ФСС, на начало 2021 года планируется внедрить данным механизм во всех субъектах Российской Федерации. Специалисты Счетной Палаты Россий-

ской Федерации отмечают следующие преимущества прямых выплат: возможность контролировать выплаты при их назначении; отсутствие взаимозачета по расходам со страхователями; устранение кредиторской задолженности Фонда перед страхо-вателями[4].

Таблица 3

Кредиторская задолже нность ФСС перед страхователями в РФ, в млн. руб._

Показатели 2017 год 2018 год 2019 год

Всего 79,9 78,7 68,0

-в регионах, реализующих пилотный проект 10,2 8,2 3,1

- в регионах, реализующих зачетный механизм 69,7 70,5 64,9

(составлено по [4])

Кредиторская задолженность ФСС перед стра- диторской задолженности доля регионов, реализу-хователями за период снизилась, и произошло это в ющих пилотный проект, незначительна и продол-результате снижения данной задолженности в реги- жает снижаться.

онах, реализующих пилотный проект прямых вы- Структура выплаченных пособий за счет

плат. Так же можно отметить, что в структуре кре- средств ФСС отражена в таблице 4.

Таблица 4

Структура пособий, выплаченных застрахованным лицам за счет средств ФСС, в %

Пособия 2017 год 2018 год 2019 год

-по беременности и родам 20,9 20,8 19,8

-ежемесячные пособия по уходу за ребенком 30,5 28,1 26,9

-по временной нетрудоспособности 42,5 45,3 47,9

-прочие 6,1 5,8 5,4

(составлено по [4])

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что в структуре пособий преобладают пособия по временной нетрудоспособности и доля их имеет тенденцию к росту. На втором месте находятся пособия по уходу за ребенком по достижении им 1,5 лет, но доля этих пособий сократилась с 30,5% в 2017

году до 26,9% в 2019 году. На третьем месте по значимости находится пособие по беременности и родам, но его доля имеет тенденцию к сокращению.

Для упрощения процедуры выплаты пособий в РФ внедряется использование электронных листов нетрудоспособности (табл.5.)

Таблица 5

Доля листов нетрудоспособности, сформированных в форме электронного документа, %

2017 год 2018 год 2019 год

1,22 12,3 33,7

(составлено по [4])

В 2017 году, доля листов нетрудоспособности, сформированных в форме электронного документа, была крайне мала, чуть более 1 %, в 2018 году их доля выросла в 10 раз и составила уже 12,3%. В 2019 году электронный листы составили 1/3 всех листов нетрудоспособности. Однако более широкому использованию электронных документов препятствует то, что только 39,6% медицинских организаций оформляют электронные листы нетрудоспособности и только 14,8% работодателей готовы их принимать[4].

С целью совершенствования механизма социального страхования необходимо: выделить Фонду социального страхования в 2021 году межбюджетный трансферт для восполнения недостающих средств; разрешить при недостатке средств по одному виду страхования использовать средства другого вида страхования[4].

Список литературы

1. Волкова А.В. Сущность и содержание социальной политики государства в условиях рынка//Тенденции развития науки и образования.-

2019.-№50-4.-С.40-42.

2. Гимранова Р.Е. Роль и значение социальных выплат//Научно-практические исследования. -

2020.-№1-4(24).-С.42-44.

3. Старкова О.Я. Проблемы администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды//Финансовая экономика. -2019.-№5.-С.180-182.

4. Счетная палата Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка влияния перехода на прямые выплаты пособий на финансовую устойчивость Фонда социального страхования Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Официальный сайт ach.gov.ru

5. Федеральная налоговая служба. Налоговый паспорт [Электронный ресурс] https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.