Научная статья на тему 'Совершенствование механизма регулирования устойчивости банковской системы'

Совершенствование механизма регулирования устойчивости банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова О.П., Дынников Е.А., Овчинникова Н.Э.

В статье отмечается, что в современных условиях на первый план выходят вопросы, связанные с устойчивостью как банковской системы в целом, так и отдельных кредитных организаций. В этой связи актуализируются проблемы управления устойчивостью кредитной системы со стороны всех участников процесса: органов власти всех уровней управления, Банка России, самих кредитных организаций. Осуществлена попытка выделить основные направления повышения эффективности механизма регулирования устойчивости банковской системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма регулирования устойчивости банковской системы»

Банковская система

УДК 336.71

совершенствование механгома

регулирования устойчивости

о ,

банковской системы*

о. п. овчинникова,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов E-mail: oovchinnikova@yandex.ru орловская региональная академия государственной службы

Е. А. ДЫННИКов, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: dynevgenij@yandex.ru Белгородский государственный университет

н. э. овчинникова,

студентка факультета экономики и менеджмента E-mail: ilona-90@mail.ru орловская региональная академия государственной службы

В статье отмечается, что в современных условиях на первый план выходят вопросы, связанные сустойчивос-тью как банковской системы в целом, так и отдельных кредитных организаций. В этой связи актуализируются проблемы управления устойчивостью кредитной системы со стороны всехучастников процесса: органов власти всех уровней управления, Банка России, самих кредитных организаций. Осуществлена попытка выделить основные направления повышения эффективности механизмарегу-лирования устойчивости банковской системы России.

Ключевые слова: устойчивость банковской системы, механизм регулирования устойчивости.

В условиях новых реалий, вызванных необходимостью переосмысления структуры глобальной

* Статья представлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Орловском государственном техническом университете.

финансовой системы под влиянием мирового финансового кризиса, нужен поиск новых путей повышения эффективности выполняемых российской банковской системой функций и усиления ее стрессоустойчивости.

Задачи инновационного развития экономики, которые стоят перед нашей страной, требуют адекватного ответа от банковской системы. В частности, извечная проблема нехватки долгосрочных ресурсов (которую российские банки решают, в том числе и за счет внешних заимствований, что повышает риски кредитных организаций вследствие наличия спекулятивной компоненты части такого рода капитала) могла бы решаться путем синтеза частного капитала и государственных средств в различных формах в зависимости от поставленных задач.

Обеспечение устойчивости банковской системы предполагает комплекс мероприятий по ее регу-

лированию, который условно можно разделить на блоки: финансово-налоговый, организационный и нормативно-правовой (см. рисунок).

В данный механизм включены следующие элементы: органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (в пределах полномочий), оказывающие прямое и косвенное влияние на нормативно-правовой и финансово-налоговый блоки; Банк России, оказывающий непосредственное влияние на организационный механизм обеспечения устойчивости банковской системы, а также косвенно влияющий на финансово-налоговый и нормативно-правовой блоки. Кроме того, в состав участников входят непосредственно кредитные организации, обеспечивающие устойчивость как через соблюдение законодательных норм и правил, так и посредством организационного блока.

В зависимости от проблем, которые могут возникнуть в банковской системе, механизм регулирования устойчивости имеет следующие ориентиры: конкуренция, активы, пассивы, ликвидность, банковский надзор.

Рассмотрим основные направления регулирования устойчивости банковской системы в рамках представленных блоков.

Финансово-налоговый блок. В целях снижения издержек деятельности и повышения конкурентоспособности кредитных организаций органам зако-

нодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов необходимо:

— предоставить кредитным организациям льготы в целях активизации инвестиционного процесса и выполнения ими посреднических функций;

— создать систему государственной поддержки малых и средних банков региона, обслуживающих малые и средние предприятия региона, а также работающих в небольших муниципальных образованиях;

— создать механизм стимулирования для открытия филиалов, представительств и операционных касс кредитных организаций в муниципальных образованиях, удаленных от областных центров в целях обеспечения доступности банковских услуг для населения и предприятий;

— обеспечить эффективную государственную поддержку инвестиционной деятельности кредитных организаций путем выделения приоритетов государственной инвестиционной политики с временным лагом в 3—5 и более лет, а также предоставления государственных гарантий по инвестициям в приоритетные отрасли и расширение субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам;

— ввести льготные ставки налогообложения прибыли банков от доходов, полученных от кредитования градообразующих предприятий и социальных проектов;

Механизм регулирования устойчивости банковской системы

К

Механизм регулирования устойчивости банковской системы

— внести изменения в Налоговый кодекс РФ, освобождающие кредитные организации и акционеров (пайщиков) от уплаты части налога на прибыль в случае, если она направляется на увеличение уставного капитала кредитной организации;

— обеспечить налоговое стимулирование рекапитализации кредитных организаций;

— обеспечить льготное налогообложение прибыли кредитных организаций, инвестируемой в развитие региональной (местной) экономики.

В рамках экономической политики:

— содействовать росту спроса на кредитные ресурсы банковской системы со стороны предприятий реального сектора путем осуществления мер, направленных на снижение инфляции, и обеспечения предсказуемости макроэкономических параметров и динамики курса национальной валюты;

— сформировать приоритеты модернизацион-ной политики в рамках каждого региона с учетом его исторической специализации и перспектив создания новых производств;

— разработать комплекс мер по формированию и развитию конкурентной среды на региональных рынках банковских услуг;

— создать условия для развития финансово устойчивых кредитных организаций, действующих на региональном рынке, вне зависимости от размера их уставного капитала;

— обеспечить корреляцию федеральных и региональных программ развития с кредитной политикой региональных банков;

— стимулировать залоговое кредитование бюджетных инвестиционных средств в социально значимые региональные проекты.

В рамках финансово-налогового блока Банку России необходимо:

— предоставить кредитным организациям возможность оперативно получать краткосрочные кредиты (до 3 банковских дней) в режиме овердрафт (в рамках установленного для каждого банка лимита без залогового обеспечения);

— рассмотреть возможность введения инструмента управления ликвидностью банковской системы (сделки «обратный валютный своп»);

— развивать сделки с коммерческими банками в режиме репо с валютой и валютными ценностями;

— совершенствовать механизм использования инструментов денежно-кредитной политики для более гибкого ориентированного управления ставкой рефинансирования, а также размером обязательных резервов в целях расширения денежного предложения;

— создать льготные условия получения кредитных ресурсов для малых и средних банков, ведущих активную инвестиционную политику, по пониженной процентной ставке путем льготного рефинансирования (1/2 ставки) коммерческих банков под залог инвестиционных, ипотечных облигаций и векселей предприятий-заемщиков;

— рассмотреть возможность создания климатических резервов коммерческими банками, работающими с предприятиями, деятельность которых зависит от изменения погодных условий.

организационный блок. В рамках организационного блока представляется целесообразным выделить следующие направления: конкурентная среда, активные и пассивные операции, ликвидность и банковский надзор.

Влияние конкурентной среды на устойчивость и стабильность банковской системы представляет собой сложное воздействие, а оказание воздействия на ее формирование связано с комплексом взаимосвязанных мер, начиная от законодательно-правовых и кончая морально-этическими, связанными с добросовестной конкуренцией.

Для формирования эффективной конкурентной среды на рынке банковских услуг органам законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня необходимо:

— максимально ограничить возможность получения отдельными участниками рынка банковских услуг льготных условий деятельности на основании решений и действий федеральных, региональных органов власти или местного самоуправления;

— сделать прозрачным информационное поле о банковской деятельности на федеральном и, особенно, региональном рынке. Информация должна предоставляться любому заинтересованному лицу в объеме, позволяющем сделать выводы о возможности сотрудничества с конкретной кредитной организацией. Однако данная информация должна предоставляться так, чтобы она не шла вразрез с конфиденциальной информацией и не могла быть использована в преступных целях;

— упростить процедуру перерегистрации филиалов кредитной организации;

— подготовить нормативную базу, разрешающую открытие в упрощенном порядке мини-офисов кредитных организаций в местах массового посещения населения (гипермаркеты, почтовые отделения);

— законодательно ограничить коммерческое присутствие иностранных банков на территории РФ (разрешить присутствие только в форме дочерних структур российских банков);

— обеспечить условия расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций, удаленных территориально от места расположения головного офиса (филиала), в том числе с помощью массового использования информационных технологий.

Для развития конкурентной среды Банку России необходимо:

— создавать институциональные условия для внедрения новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на конечного пользователя — юридических и физических лиц;

— упростить процедуру открытия и регистрации филиалов кредитных организаций, ужесточив квалификационные требования к сотрудникам, занимающим ключевые посты в кредитной организации;

— ужесточить требования к эффективности кредитных организаций, ликвидировав неэффективные банковские структуры;

— проводить регулярно мониторинг банковской системы или тестирование на устойчивость на федеральном и региональном уровне. В данном процессе должны активное участие принимать территориальные учреждения Банка России, так как именно к ним стекается все оперативная информация и они лучше владеют ситуацией на местах;

— провести анализ конкурентной среды на стратегически значимых и перспективных сегментах рынка банковских услуг: инкассаторские услуги, банковские депозиты, потребительское кредитование и др.;

— продолжить публикацию макропруденци-альных показателей, характеризующих основные параметры деятельности банковской системы РФ и ее регионов, а также перечня кредитных организаций, раскрывающих информацию на вебсайте Банка России. Причем публикации должны содержать аналитическую информацию, дающую потребителю возможность принимать решения на основе объективных данных.

В целом Банку России необходимо усилить аналитический аспект в своей деятельности, так как большинство предоставляемых материалов, в том числе и на официальном сайте, носит сугубо статистический характер.

Следует отметить, что основную роль в формировании конкурентной среды на рынке банковских услуг играют кредитные организации. В этой связи им необходимо:

— усилить транспарентность деятельности кредитной организации с учетом международной

банковской практики. Иными словами, кредитная организация должна быть «открыта» не только для внутреннего пользователя, но и работать на внешнюю среду;

— обеспечить достоверность раскрываемой информации;

— принять меры по обеспечению эффективного доступа всех категорий заинтересованных пользователей к раскрываемой в рамках действующего законодательства информации о своей деятельности;

— создавать и поддерживать собственные сайты, причем сайты должны быть не только у головных кредитных организаций, но и у их филиалов;

— снизить себестоимость банковских услуг, повысить качество банковских услуг для физических и юридических лиц;

— активизировать внедрение современных каналов доставки банковских продуктов и услуг до конечного потребителя с минимальными издержками.

Обобщая изложенное, представляется возможным систематизировать комплекс основных мер по реформированию, точнее «настройке», системы конкурентных отношений в сфере банковских услуг (см. таблицу).

В целях повышения качества активов кредитных организаций и обеспечения устойчивости органам законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня необходимо:

— урегулировать основные вопросы организации рынка производных финансовых инструментов (ПФИ), в том числе путем законодательного определения базовых понятий в данной сфере;

— обеспечить институциональные основы развития страхового рынка в части страхования банковских рисков, в том числе и агрострахования.

Банку России и его территориальным управлениям необходимо:

— наладить качественное информационно-аналитическое обеспечение на своей базе о недобросовестных заемщиках в целях повышения эффективности процесса кредитования. Информация (в определенном объеме) должна быть доступна широкому кругу пользователей;

— сформировать базу кредитных историй в бюро кредитных историй, позволяющую кредитным организациям перейти к подбору заемщиков на основе так называемого «качества подписи», т. е. не оценки имущества, а анализа платежеспособности клиента;

направления трансформации конкурентной среды в банковской сфере и оценка возможности их реализации в процессе модернизационного развития

направление пути и методы реализации

Уточнение и систематизация конкурентных нормативно-правовых основ на финансовом рынке Конкурентная политика государства, опирающаяся на стабильное законодательство. В настоящее время слабость нормативной базы и противоречие норм действующего права затрудняют реакцию на динамичные изменения рынка и сдерживают регулирование конкурентных отношений

Активное развитие разнообразных институтов, обеспечивающих движение финансовых ресурсов Создание условий для развития различных финансовых институтов (специализированных банков с выдачей соответствующей лицензии, страховых компаний, фондов взаимного кредита, трастовых компаний и брокерских контор по вверительному управлению активами и др.), предлагающих клиентам широкий спектр услуг и альтернативных возможностей управления капиталом

Формирование цивилизованных условий для добросовестной конкуренции Обеспечение органического сочетания банков, расположенных в центре, и региональных банковских систем. Повышение роли территориальных управлений Банка России. Разработка механизмов повышения заинтересованности региональных банков в кредитовании реального сектора экономики

Создание эффективной системы информационного обеспечения участников финансового рынка Повышение уровня информационной прозрачности: — создание системы показателей для анализа положения на финансовом рынке; — обязательная публикация основных фактов деятельности кредитных организаций; — поддержка независимых рейтинговых агентств и введение единой рейтинговой оценки кредитных организаций; — формирование центров раскрытия информации; — ужесточение ответственности за предоставление недостоверной информации

Активизация форм государственного регулирования (поддержки) конкурентных отношений Государство должно стимулировать различные формы государственно-частного партнерства. Необходимо отказаться от двойного налогообложения доходов, получаемых физическими лицами от операций на рынке ценных бумаг и доходов по вкладам

Повышение доверия к банковской системе Формирование привлекательного инвестиционного климата в России, эффективное государственное регулирование путем реализации современных направлений конкурентной политики

— разработать базовую методику оценки кредитоспособности заемщика.

Для улучшения качества активов кредитным организациям необходимо:

— определить минимальный уровень кредитных вложений в реальный сектор в совокупных активах кредитных организаций;

— приблизить сроки кредитования к реальному движению материальных запасов и затрат предприятия;

— активизировать применение комплексных финансовых операций, позволяющих снизить реальную ставку процента за кредит до оптимального для двух сторон уровня путем комбинации имеющихся в распоряжении банка финансовых продуктов. В данном случае необходимо использовать принцип: чем доступнее ресурс, тем выше спрос на него, тем более полно может быть использован имеющийся потенциал кредитной организации;

— применять нетрадиционные банковские операции (овердрафт, лизинг, факторинг, форфейтинг и др.);

— сформировать качественную и мобильную ресурсную базу для кредитования как реального сектора экономики, так и населения;

— разработать собственную дополнительную методику (на основе базовой методики оценки кредитоспособности заемщика), определяющую решение о выдаче или отказе в выдаче кредита. Дополнительная методика должна гибко реагировать на изменение условий функционирования предприятий, рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики.

В рамках увеличения уставного капитала кредитных организаций для обеспечения устойчивости банкам необходимо:

— исключить фиктивную капитализацию и иные формы преувеличения реальной ситуации;

— повысить уровень капитализации путем расширения возможности выпуска кредитными организациями среднесрочных ценных бумаг и их размещение как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для обеспечения устойчивости банковской системы путем качественного изменения пассивов органам законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ужесточить требования к прозрачности деятельности кредитных организаций и их филиалов

для доступа каждого гражданина (вне зависимости от его уровня образования и возраста) и каждого предприятия к данным (позволяющим сделать выбор в пользу того или иного банка), раскрывающим информацию о спектре банковских операций (с кратким выделением преимуществ и недостатков любой услуги), а также о тарифах на эти услуги;

— принять меры по организации эффективного механизма конкурсного отбора при привлечении кредитных организаций к осуществлению целевых программ различного уровня;

— принять закон «О платежной системе Российской Федерации».

Банку России и его территориальным управлениям необходимо:

а) развивать систему рефинансирования банков путем предоставления кредитов, обеспеченных государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ с приемлемым рейтингом, облигациями Банка России;

б) продолжить работу по совершенствованию действующей платежной системы России, для чего:

— уточнить понятийный аппарат в данной сфере;

— проводить мероприятия по расширению безналичных расчетов;

— развивать систему валовых расчетов в режиме реального времени, позволяющую круглосуточно проводить межбанковские операции;

— продолжить внедрение безбумажных технологий в платежной системе Банка России в условиях реализации Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России;

— продолжить работу по внедрению современных технологий и методов передачи информации;

— обеспечить эффективность обслуживания всех участников расчетов;

— совершенствовать систему показателей, используемых в целях анализа платежной системы Банка России.

Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в рамках денежно-кредитного регулирования будет, на взгляд авторов, способствовать:

— снижению зависимости внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний путем обеспечения замещения краткосрочных средств нерезидентов;

— стимулированию и обеспечению поддержки проектов, связанных с исследованиями, разработ-

кой, производством и экспортом высокотехнологичной промышленной продукции, имеющей первостепенную стратегическую важность для страны;

— стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, содействию интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, развитию регионов, формированию взаимосвязанных региональных комплексов (кластеров).

Кредитным организациям необходимо:

— повысить прозрачность деятельности банков с учетом международной банковской практики;

— обеспечить безусловную достоверность раскрываемой информации [2];

— принять меры по обеспечению эффективного доступа всех категорий заинтересованных пользователей (акционеров, участников, клиентов и контрагентов) к раскрываемой в рамках действующего законодательства информации о своей деятельности в рамках глобального информационного пространства путем создания и поддержки собственных информационных сайтов, в том числе и у филиалов;

— повысить уровень капитализации путем расширения возможностей выпуска собственных среднесрочных ценных бумаг и их размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В рамках обеспечения эффективной системы банковского надзора банку России необходимо:

— внедрить в практику надзора методики анализа консолидированной отчетности;

— совершенствовать надзор на консолидированной основе, включая анализ рисков, принимаемых кредитными организациями в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами;

— сократить число форм и оптимизировать финансовую и статистическую отчетность по банкам, так как в настоящее время каждая кредитная организация тратит около 10 % всего рабочего времени на подготовку различных форм отчетности и расчеты экономических нормативов;

— усилить контроль за результативностью применяемых кредитными организациями правил и процедур внутреннего контроля, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем введения наряду с инспекционными проверками системы дистанционного контроля за соблюдением

кредитными организациями законодательства в этой области;

— организовать постоянные консультации по вопросам применения МСФО, в том числе путем размещения ответов на возникающие у кредитных организаций вопросы в режиме он-лайн на официальном сайте Банка России;

— расширить перечень макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры деятельности банковской системы Российской Федерации, в том числе в региональном разрезе;

— совершенствовать требования, предъявляемые к кредитным организациям на стадии лицензирования, в рамках ужесточения требований к анализу финансового положения учредителей (участников) кредитной организации и изучению возможного влияния взаимозависимости учредителей (участников) и их корпоративных групп на деятельность кредитных организаций;

— проводить постоянный мониторинг основных показателей социально-экономического развития территорий и финансового положения основных региональных предприятий;

— развивать содержательные (риск-ориентированные) подходы при проведении банковского надзора, включая системы раннего реагирования, предусматривающие экспресс-оценку деятельности кредитных организаций и применение своевременных и эффективных мер надзорного реагирования, исходя, прежде всего, из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций;

— завершить работу по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем в деятельности кредитных организаций), базирующейся на модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрить ее в надзорную практику [3];

— продолжить работу по улучшению качественных параметров банковского капитала, корректировки капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации и по предотвращению использования подобных схем;

— повысить эффективность института кураторов кредитных организаций.

В целях повышения качества банковской деятельности кредитным организациям необходимо:

— развивать системы управления рисками, внутреннего контроля, широко использовать лучшую международную практику, отраженную, в том

числе в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору;

— исключить фиктивную капитализацию и иные формы искажения реальной ситуации;

— разработать и принять стандарты корпоративного управления в рамках банковских ассоциаций;

— обеспечить прозрачность структуры собственности кредитных организаций и достоверность раскрываемой в рамках действующего законодательства информации о деятельности кредитных организаций;

— уделять особое внимание подготовке специалистов по вопросам применения МСФО;

— обеспечить выполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ориентируясь в своих действиях на лучшую международную практику (в целях воспрепятствования проникновению в банковскую систему криминальных капиталов);

— обеспечить выполнение (в интересах эффективного решения задач противодействия отмыванию преступных доходов) принципа «знай своего клиента», вести постоянную работу по повышению профессионального уровня работников банка, культуры банковского дела, включая следование международным этическим нормам деятельности, в том числе предусмотренным проектом Кодекса этических принципов банковского бизнеса, одобренного банковским сообществом в апреле 2002 г. (до настоящего времени этот документ не получил широкого распространения) [1].

В рамках обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в банковской системе необходимо:

— проводить постоянную работу по повышению квалификации и переподготовке кадров, которые занимаются составлением отчетности по МСФО;

— организовать базовую профессиональную подготовку преподавателей и студентов вузов, а также переподготовку профессиональных кадров в области учета и отчетности по МСФО;

— разработать стандартизированную уровне-вую систему повышения квалификации и переподготовки банковских служащих, которая должна проводиться в ведущих российских вузах, а не в системе банковских школ, как это происходит в настоящее время;

— организовать процесс повышения квалификации топ-менеджмента банка в целях расширения

его кругозора и повышения возможностей для быстрого реагирования на изменяющиеся внешние условия.

Кроме того, необходимо предусмотреть для топ-менеджмента курс морально-этических норм и правил, нацеленный на формирование нравственных устоев (включающих экономический консерватизм и устойчивость образа жизни), общественных институтов, уважения к законам и нормам банковской деятельности, толерантности, политической и религиозной терпимости.

Реализация отмеченных мероприятий позволит обеспечить определенный уровень устойчивости банковской системы России и ее региональных сегментов, заложить основы дальнейшего повышения ее функциональной роли в экономике и

обществе, а также повысить доверие населения и предприятий реального сектора к кредитным организациям.

Список литературы

1. КокшаровА. Где слабое звено? // Эксперт. 2010. № 40.

2. Овчинникова О. П., Семенов Д. В. Оценка результативности контрольных мероприятий в коммерческом банке // Финансы и кредит. 2010. № 27.

3. Овчинникова О. П., Овчинникова Н. Э. Активизация кредитной деятельности банковской системы России // Публичное управление. 2010. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.