Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АДМНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АДМНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / БЮДЖЕТ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / РИСК НЕДОПОЛУЧЕНИЯ ДОХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантаева Э.И., Мосолова Н.А., Слободчикова И.В.

Лесные ресурсы России - природное богатство страны, востребованное и за ее пределами. Лесные ресурсы являются одним из стабильных источников пополнения доходной части бюджетов всех уровней. При этом реалии современной экономической действительности, природные, техногенные факторы постоянно вносят коррективы в стоимостные, объемные параметры, в саму базу потенциальных доходов. Существующий механизм реализации полномочий по администрированию доходов лесного хозяйства недостаточно оперативно реагирует на изменяющиеся обстоятельства: разрознен по регионам и плохо интегрирован в современную цифровую систему. Это требует разработки и внедрения новых инструментов управления, методов и подходов, в том числе реализуемых в составе государственной политики, направленных на обеспечение комплексного использования лесных ресурсов и повышение уровня доверия лесопользователей к органам государственной власти. В статье сгруппированы основные проблемы применения механизма учета доходов в отрасли, предложены варианты их решения и направления совершенствования, отмечена важность информационной поддержки администрирования доходов и решения задач по автоматизации процедур администрирования платежей от использования лесов на основе консолидации усилий научного сообщества и непосредственных исполнителей в лице органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF POWER FOR THE ADMINISTRATION OF FORESTRY REVENUES IN RUSSIA

Russia’s forest resources are the country’s natural wealth, which is also in demand beyond its borders. Forest resources are one of the stable sources of revenue for budgets at all levels. At the same time, the realities of modern economic truth and natural and man-made factors constantly make adjustments to the cost and volume parameters and to the very base of potential revenues. The existing mechanism for implementing the powers of administration of forestry revenues does not respond quickly enough to changing circumstances; it is scattered across the regions and poorly integrated into the modern digital system. This requires the development and implementation of new management tools, methods, and approaches, including those implemented as part of public policy, aimed at ensuring the integrated use of forest resources and increasing the level of trust of forest users in the state authorities. The article groups the main problems of applying the revenue accounting mechanism in the industry, proposes options for their solution and directions for improvement, notes the importance of information support for revenue administration, solving problems on automation of procedures for administration of payments from forest use based on the consolidation of efforts of the scientific community and direct implementers represented by public authorities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АДМНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.2.6

UDC 311.312:631.162:630 Submitted: 22.03.2023

LBC 65.051.534 Accepted: 05.04.2023

IMPROVEMENT OF MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF POWER FOR THE ADMINISTRATION OF FORESTRY REVENUES IN RUSSIA

Elza I. Mantaeva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russian Federation

Natalia A. Mosolova

Saint Petersburg Forestry Research Institute, Moscow, Russian Federation;

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russian Federation

Inna V. Slobodchikova

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russian Federation

Abstract. Russia's forest resources are the country's natural wealth, which is also in demand beyond its borders. Forest resources are one of the stable sources of revenue for budgets at all levels. At the same time, the realities of modern economic truth and natural and man-made factors constantly make adjustments to the cost and volume parameters and to the very base of potential revenues. The existing mechanism for implementing the powers of administration of forestry revenues does not respond quickly enough to changing circumstances; it is scattered across the regions and poorly integrated into the modern digital system. This requires the development and implementation of new management tools, methods, and approaches, including those implemented as part of public policy, aimed at ensuring the integrated use of forest resources and increasing the level of trust of forest users in the state authorities. The article groups the main problems of applying the revenue accounting mechanism in the industry, proposes options for their solution and directions for improvement, notes the importance of information support for revenue administration, solving problems on automation of procedures for administration of payments from forest use based on the consolidation of efforts of the scientific community and direct implementers represented by public authorities.

Key words: digitalization of the economy, forestry, forest resources, budget, administration of payments, n software product, risk of loss of income.

Citation. Mantaeva E.I., Mosolova N.A., Slobodchikova I.V Improvement of Mechanism for the Implementation 03 of Power for the Administration of Forestry Revenues in Russia. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2023, vol. 25, no. 2, pp. 72-81.

g (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.2.6 s

ю УДК 311.312:631.162:630 Дата поступления статьи: 22.03.2023

^ ББК 65.051.534 Дата принятия статьи: 05.04.2023

Я СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ

1 ПО АДМНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

о о

^ Эльза Ивановна Мантаева

кн Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста, Российская Федерация « Наталья Александровна Мосолова

ей

Ё Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, г. Москва, Российская Федерация;

2 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста, Российская Федерация

Инна Валентиновна Слободчикова

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, г. Элиста, Российская Федерация

Аннотация. Лесные ресурсы России - природное богатство страны, востребованное и за ее пределами. Лесные ресурсы являются одним из стабильных источников пополнения доходной части бюджетов всех уровней. При этом реалии современной экономической действительности, природные, техногенные факторы постоянно вносят коррективы в стоимостные, объемные параметры, в саму базу потенциальных доходов. Существующий механизм реализации полномочий по администрированию доходов лесного хозяйства недостаточно оперативно реагирует на изменяющиеся обстоятельства: разрознен по регионам и плохо интегрирован в современную цифровую систему. Это требует разработки и внедрения новых инструментов управления, методов и подходов, в том числе реализуемых в составе государственной политики, направленных на обеспечение комплексного использования лесных ресурсов и повышение уровня доверия лесопользователей к органам государственной власти. В статье сгруппированы основные проблемы применения механизма учета доходов в отрасли, предложены варианты их решения и направления совершенствования, отмечена важность информационной поддержки администрирования доходов и решения задач по автоматизации процедур администрирования платежей от использования лесов на основе консолидации усилий научного сообщества и непосредственных исполнителей в лице органов государственной власти.

Ключевые слова: цифровизация экономики, лесное хозяйство, лесные ресурсы, бюджет, администрирование платежей, программный продукт, риск недополучения доходов.

Цитирование. Мантаева Э. И., Мосолова Н. А., Слободчикова И. В. Совершенствование механизма реализации полномочий по администрированию доходов лесного хозяйства России // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2023. - Т. 25, №2 2. - С. 72-81. - DOI: https://doi.org/10.15688/ ек>оки.2023.2.6

Введение

Государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие отрасли, в том числе посредством совершенствования учета поступающих доходов.

Эффективное использование лесных ресурсов подразумевает комплекс мероприятий, направленных на решение различных задач развития страны. В части исследуемой проблемы - эффективности учета доходов - первоочередным из одиннадцати утвержденных Лесным кодексом [Лесной кодекс РФ, ст. 1] принципов становится принцип платности, связанный с использованием, производством, реализацией лесопромышленной продукции.

Проблема повышения эффективности лесопользования определила необходимость проведения дополнительных исследований и разработок, направленных на совершенствование порядка учета доходов бюджета от использования природных ресурсов, а также контроля за своевременностью и полнотой соот-

ветствующих платежей. Теоретической основой исследования послужили труды ученых области управления лесным комплексом, анализ проблем, связанных с лесным хозяйством, а также результаты научных исследований по вопросам использования и воспроизводства лесных ресурсов, обеспечения развития лесного сектора, в том числе на основе повышения эффективности сбора платежей за лесопользование в рамках принятых государством стратегических задач цифровизации экономики [Морковина и др., 2020, с. 125-136; Конокотин и др., 2022].

При анализе проблем применения механизма учета доходов в отрасли были использованы методы анализа и синтеза, показавшие разрыв между лесопользованием и его потенциальной продуктивностью. Статистические методы были использованы для оценки рисков неправильного исчисления платежей и недополучения их в доход государства. Несмотря на имеющиеся разработки ученых, некоторые проблемы развития лесной отрасли, связанные с систематизацией данных и автоматизацией учета использования лесных ресурсов, требуют более глубокого изучения.

Актуальность проблемы исследования

По данным Рослесинфорга [Доходы регионов ...], в 2021 г. от использования лесов поступило 73,8 млрд руб., большую часть которых (67 %) обеспечивает аренда лесных участков под заготовку древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых (21 %), строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов (7 %) и осуществление рекреационной деятельности (3 %). Общий объем лесных доходов в 2021 г. увеличился на 20 % по сравнению с 2020 годом. Положительным приростом доходов отрасль обеспечили 32 региона с богатыми лесными угодьями и эффективным механизмом управления. В передовиках Красноярский край - 6 млрд руб., Ханты-Мансийский автономный округ -5 млрд руб., Иркутская область - 4,95 млрд рублей.

Россия является крупнейшей страной мира, обладающей природно-климатическим разнообразием, и, соответственно, с неравномерно распределенными на ее территории лесными ресурсами, поэтому Лесным кодексом Российской Федерации [Лесной кодекс РФ, ст. 25] предусмотрено 16 видов использования лесов. При этом речь не только о древесине, укрепившейся в массовом сознании как источник дохода от лесов. Анализ платежей по ви-

дам использования за 2021 г. показывает, что заготовка древесины не всегда является приоритетным видом использования лесов в регионах (табл. 1). Так, например, в Приволжском федеральном округе доля заготовки древесины составляет 85 %, в Северо-Западном предусмотрено 16 видов использования лесов 78 %, а в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах доля заготовки древесины - 22 % и 15 %, что является естественным результатом имеющихся возможностей и условий.

В Дальневосточном и Уральском федеральных округах объем поступлений от выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых больше, чем от заготовки древесины, и составляет 45 % и 35 % соответственно. Также здесь значительный объем поступлений приносят доходы от строительства реконструкции и эксплуатации линейных объектов (более 10 %).

В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах основной доход приносят платежи от осуществления рекреационной деятельности (50 % и 40 %), от выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (12 % и 14 %), и ведения сельского хозяйства (9 % предусмотрено в Северо-Кавказском федеральном округе).

Таблица 1. Анализ платежей по видам использования лесов за 2021 г. в разрезе федеральных округов

Table 1. Analysis of payments by types of forest use for 2021 by federal districts

Федеральный округ Всего в том числе

заготовка древесины осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов осуществление рекреационной деятельности

млрд руб. % млрд ру6. % млрд ру& % млрд ру& % млрд руб. %

Всего по Рослесхозу 73,84 100,0 46,42 62,9 14,73 19,9 4,51 6,1 2,29 3,1

Центральный ФО 8,07 10,9 5,81 72,0 0,34 4,2 0,22 2,7 0,95 11,8

Северо-Западный ФО 18,95 25,7 14,72 77,7 2,04 10,7 1,13 6,0 0,32 1,7

Южный ФО 0,60 0,8 0,13 22,1 0,07 12,1 0,05 7,9 0,24 39,5

Северо-Кавказский ФО 0,17 0,2 0,03 15,5 0,02 14,0 0,00 1,6 0,09 50,1

Приволжский ФО 9,84 13,3 8,40 85,4 0,44 4,5 0,17 1,8 0,34 3,4

Уральский ФО 9,50 12,9 2,76 29,0 3,31 34,8 1,07 11,2 0,14 1,5

Сибирский ФО 16,07 21,8 10,50 65,3 3,74 23,3 0,80 5,0 0,16 1,0

Дальневосточный ФО 10,64 14,4 4,07 38,2 4,77 44,8 1,07 10,1 0,06 0,5

Окончание таблицы 1 End of table 1

в том числе

строительство и эксплуата-

ция водохранилищ и иных заготовка пище-

Федеральный округ искусственных водных объектов, а также гидротехни- вых лесных ресурсов и сбор ле- ведение сельского остальные виды использования

ческих сооружении, мор- карственных рас- лесов

ских портов и терминалов, тений

речных портов, причалов

млрд руб. % млрд руб. % млрд ру6. % млрд ру6. %

Всего по Рослесхозу 0,53 0,7 0,23 0,3 0,07 0,1 0,08 0,1

Центральный ФО 0,28 3,5 0,00 0,0 0,00 0,0 0,02 0,2

Северо-Западный ФО 0,05 0,3 0,00 0,0 0,01 0,0 0,01 0,0

Южный ФО 0,01 2,2 0,00 0,0 0,02 2,8 0,00 0,4

Северо-Кавказский ФО 0,00 2,1 0,00 0,4 0,02 8,8 0,00 1,1

Приволжский ФО 0,02 0,2 0,00 0,0 0,01 0,1 0,00 0,0

Уральский ФО 0,01 0,1 0,00 0,0 0,00 0,0 0,01 0,1

Сибирский ФО 0,05 0,3 0,11 0,7 0,02 0,1 0,03 0,2

Дальневосточный ФО 0,10 0,9 0,12 1,1 0,01 0,1 0,01 0,1

Примечание. Составлено авторами по отчетным формам Федерального агентства лесного хозяйства: [Об утверждении форм ...].

Количество источников поступлений денежных средств от лесного хозяйства в бюджеты различных уровней сопоставимо с количеством направлений их использования. «Управление доходами учитывает специфику разных типов доходов. Каждый из них требует собственных инструментов и методов управления. Применительно к каждому объекту управления (виду доходов) должна быть определена и зафиксирована цель, которую преследует каждый уровень власти, формирующий бюджет, и достижению которой служит данный объект. Кроме того, для повышения эффективности управления доходами бюджетов необходимо иметь представление о том, насколько данный объект стабилен, предсказуем, управляем; какие события могут негативно повлиять на поступление доходов бюджета и как эти события можно предупредить» [Годин и др., 2010].

Управленческие решения не могут приниматься без всесторонней аналитики информации, полученной из государственной отраслевой, статистической и управленческой отчетности. В лесной отрасли Российской Федерации создана обширная база данных, но в настоящее время отсутствуют системность и единство методологических подходов к формированию отчетности и исчислению данных.

«Их дублирование, разрозненность и расхождения в различных формах приводят к тому, что многие показатели несопоставимы друг с другом, а в отдельных случаях недостоверны. Это затрудняет объективную и достоверную оценку выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, с одной стороны, финансовое обеспечение переданных полномочий в области лесных отношений - с другой, ведет к необоснованным выводам об отдельных фактах хозяйственной деятельности» [Петрунин, 2021, с. 64-84].

В этой связи необходимы новые инструменты управления, методы и подходы, в том числе реализуемые в составе государственной политики, которые обеспечат комплексное использование лесных ресурсов и повысят уровень доверия лесопользователей к органам государственной власти. Получение достоверной, актуальной и достаточной информации о лесах, доходах и расчетах поможет улучшить взаимодействие между государственным аппаратом и лесопользователями, ведь без развития бизнеса не может быть развития отрасли. О необходимости повышения эффективности администрирования платы за использование лесов говорится и в Стратегии развития лесного комп-

лекса Российской Федерации до 2030 г. [Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса ...].

Главным администратором неналоговых доходов федерального бюджета, получаемых от использования лесов, является Федеральное агентство лесного хозяйства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - их администраторы, вместе с этим они выполняют функции главных администраторов по доходам субъектов. Таким образом, министерства и ведомства в регионах фактически осуществляют администрирование доходов, поступающих как в федеральный, так и в региональный бюджеты, а также в бюджеты муниципальных районов субъектов.

Доходы и система их учета - безусловно, важная задача как для экономики отрасли, так и для экономики страны в целом. Требования современной цифровой экономики диктуют необходимость ускорения процесса обработки платежей, «контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [Бюджетный кодекс Российской Федерации.]. Большие объемы и многообразие видов платежей требуют особой точности учета, что достигается использованием различных программных продуктов. Важное место должно быть отведено современным информационно-коммуникационным технологиям, которые открывают совершенно новые возможности организации экономической жизни, способствуют росту эффективности взаимодействия участников лесных отношений, ускорению процессов информационного обмена. «Современные информационно-коммуникационные технологии и системы их применения практически сняли с повестки дня вопросы трудоемкости и оперативности формирования и использования цифровой информации. Цифровая экономика не только полностью решает эту проблему, но и реализует нереальные ранее возможности использования числовых данных для управления» [Дерзае-ва, 2020, с. 78-84].

На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации программный продукт, обеспечивающий унификацию всех процессов администрирования платежей за использование лесов, Рослесхозом не представлен, и каждый регион самостоятельно решает, как вести учет доходов. Специалисты лесной отрасли в регионах администрируют платежи фактически в «ручном» варианте в таблицах Excel, что представляет собой множество разрозненных документов и файлов.

Информацию о поступивших платежах администратор получает из системы удаленного финансового документа - программы СУФД-online Федерального казначейства, которые поступают в виде платежных поручений, приложений к выписке из лицевого счета и справок о перечислении поступлений в бюджеты. Используемые формы неудобны для работы по следующим параметрам:

- приложения к выписке из лицевого счета содержат только сводные данные о платежах в разрезе кодов бюджетной классификации (далее - КБК) и общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО);

- справки о перечислении поступлений в бюджеты поступают только в разрезе КБК;

- сведения о плательщиках содержатся только в платежных поручениях, в приложении к выписке из лицевого счета и справке о перечислении поступлений в бюджеты они отсутствуют.

За один операционный день платежных документов, по различным видам платежей от разных плательщиков может быть достаточно много, поэтому необходима обобщающая форма с систематизированными данными.

Определение принадлежности каждого платежа и контроль за правильностью его исчисления является одним из направлений деятельности администратора «лесных» доходов. Необходимо учитывать, что арендные платежи подлежат ежегодному перерасчету на коэффициенты индексации [О применении в 2021-2023 годах ...] и их начисление осуществляется по срокам оплаты в соответствии с заключенными договорами, количество которых, например, для заготовки древесины - 10, а для других видов использования лесов - 6 [Об

утверждении типовых договоров ...]. Вместе с этим в соответствии с законодательством [Об утверждении федерального стандарта .] в бухгалтерском учете должна отражаться информация о плате за пользование арендованными лесными участками, рассчитанная на весь срок их использования, а это расчет арендной платы и учет изменений договорных обязательств, как правило, за 10 лет и более. Осуществление таких расчетов без ошибок при отсутствии автоматизации практически невозможно.

Взыскание задолженности - еще один большой раздел и большой объем работы администраторов доходов. Для получения эффективного результата необходимо формировать уведомления (претензии) о неполном расчете с бюджетом, требования о досрочном внесении арендной платы, а также оперативно обеспечивать предоставление информации об образовании недоимки по платежам и расчетов пени за несвоевременное их внесение в судебные инстанции.

Сведение данных о начислениях и платежах в единый документ, необходимый для последующего анализа и принятия решений, - важный этап механизма учета доходов и именно он до сих пор не интегрирован в единую систему учета, создание которой, на наш взгляд, насущная необходимость со всеми сложившимися условиями и предпосылками.

Выстроенная система управления подразумевает не только учет, но и контроль, причем как внутриведомственный, так и сторонний. В силу специфики отрасли контроль использования лесных ресурсов осуществляет и целый ряд негосударственных структур, и просто неравнодушных граждан. «Несмотря на то что необходимость циф-ровизации учета никто из участников процесса не отрицает, процесс перехода от одной модели организации производства к другой сталкивается с определенным, вполне объяснимым сопротивлением» [Иванова и др., 2022]. Переход к цифровым технологиям может во многом упростить эти процессы, сделав их прозрачными и информационно-насыщенными в рамках единой цифровой платформы и на базе использования сквозных технологий.

Результаты

Необходимость информационной поддержки администрирования доходов назрела давно: информатизация лесного хозяйства выделена в отдельный пункт в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г. и предусматривает «коренную модернизацию всех имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве» [Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса ...]. Для повышения эффективности управления и обеспечения национальных интересов необходимо применять «в органах государственной власти Российской Федерации новые технологии, обеспечивающие повышение качества государственного управления» [О Стратегии развития информационного ...]. Оценка действующей системы учета доходов в лесном хозяйстве обосновала тезис о необходимости ускорения цифровизации отрасли в рамках принятых государством стратегических задач цифровизации экономики. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [О Стратегии развития информационного ...] предполагает создание информационной структуры, способной обеспечить решение задач государственного управления по всем направлениям развития страны.

Практическая реализация задач по автоматизации процедур администрирования платежей от использования лесов была осуществлена одним из авторов статьи Н.А. Мосоловой путем разработки специализированного программного продукта «Лес: администрирование платежей» (далее по тексту - ПП «Л:АП»). Обозначенные в статье проблемы в основном связаны с большой долей «ручной» обработки информации и последующими возможными проблемами несвоевременности, неточности и ошибочности итоговых данных.

Создание программного продукта на начальной стадии учета доходов является основным этапом построения комплексной цифровой системы, охватывающей весь спектр работ, осуществляемых администраторами доходов отрасли лесного хозяйства. Основные предлагаемые к цифровизации позиции:

- работа с территориальными органами федерального казначейства и учет поступле-

ний и начислений по всем видам неналоговых доходов;

- получение аналитических данных для формирования ведомственной отраслевой отчетности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение комплекса работ по взысканию недоимки.

Систематизация данных и автоматизация их учета позволит повысить эффективность планирования доходов от использования лесных ресурсов в краткосрочных периодах, в долгосрочных - обеспечить качественный прогноз в разрезе всех источников поступлений, помочь снизить риски неправильного исчисления платежей и недополучения их в доход государства. Обозначенный программный продукт ПП «Л:АП» апробирован и достаточно успешно решает задачи администрирования платежей от использования лесов в Смоленской, Калужской, Омской, Ивановской, Курской и Липецкой областях при поддержке разработчика. Документы и отчеты, формирующиеся в ПП «Л:АП», соответствуют Порядку администрирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации [О порядке администрирования ...].

Совершенствовать механизм реализации полномочий по администрированию доходов лесного хозяйства России помогают программные продукты, являющиеся важнейшим элементом цифровизации, обеспечивают регулирование государством процессов бюджетного планирования и учета. Изученные существующие и предлагаемые к внедрению в лесном хозяйстве программы предполагают сокращение времени на обработку документации, упрощение процедур сверки, ускорение и, самое главное, обеспечивают достоверность формируемой отчетности.

Несмотря на решение столь значимых задач и соответствующих законодательных документов, цифровизация отрасли отстает от требований времени.

Решение проблем повышения эффективности учета доходов лесной сферы невозможно без консолидации усилий научного сообщества и непосредственных исполнителей вви-

ду необходимости разработки, совершенствования существующих систем, схем и механизмов обработки платежей. Обоснование данной позиции, структуризация проблем сектора с выделением конкретных позиций является элементом подготовки и дальнейшей интеграции лесного хозяйства в цифровую систему экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // ГАРАНТ. ру. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://intemet. garant.rU/#/document/12112604/paragraph/ 10692866^^8314/1/0/0/%00%Б1%01% 8Е%00%Б4%00%Б6%Э0% Б5%01%82%00% BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B A%D0% БЕ%00%Б4%00%Б5%00%БА%01%81:4. -Загл. с экрана. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. - М. : Дашков и К, 2010. -628 с.

Дерзаева, Г. Г. Учетная наука в цифровой экономике / Г. Г. Дерзаева // Научные труды центра перспективных экономических исследований. -2020. - № 18. - С. 78-84. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=44640653. - Загл. с экрана. Доходы регионов России от использования лесов выросли в 2021 году на 20 % // Рослесин-форг. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://roslesinforg.ru/news/in-the-media/4695. - Загл. с экрана. Иванова, Л. Н. Тенденции развития ГИИС в сфере оборота драгоценных металлов и камней, а также изделий из них / Л. Н. Иванова, О. В. Ум-гаева // Финансовый журнал. - 2022. - Т. 14, № 4. - С. 122-133. - DOI: https://doi.org/ 10.31107/2075-1990-2022-4-122-133 Конокотин, Н. Г. Леса России и проблемы их использования / Н. Г. Конокотин, Д. Н. Конокотин, А. В. Фаткулина // Московский экономический журнал. - 2022. - № 6. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://qje.su/ selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-19/ Лесной кодекс Российской Федерации : федер. закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cloud.consultant.ru/ cloud/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=ББD

622E079835F1AF3BAE0939AF4C303&mode= searchcard&SORTTYPE=0&BASENODE= 1-1&ts=L4hkEjTcDwFNMoD91&base=LAW&n= 449601&dst= 1000000001&rnd=7nfIOw#8N9 nEjTiTZIz4KQ5. - Загл. с экрана.

Морковина, С. С. Организация комплексного использования лесных ресурсов на цифровой основе / С. С. Морковина, А. Н. Топчеев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2020. - Т. 10, № 4. - С. 125-136. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=43930268. - Загл. с экрана.

Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 312-р // ГАРАНТ.ру. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https : //internet. garant. ru/#/basesearch/1318% 20%D0%BE%D1%82%2012.10.2019/all:0. -Загл. с экрана.

Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков : приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 542 (ред. от 25.01.2022) // ГАРАНТ.ру - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/ document/75019871/paragraph/1/doclist/986/1/ 0/0/%D0%BE%D1%82%2030.07.2020 %20%E2%84% 96%20542:3. - Загл. с экрана.

Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» : приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н (ред. от 25.12.2019) // ГАРАНТ.ру. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/ document/71588992/paragraph/1/doclist/1402/1/0/ 0/%D0%BE%D1%82%2031.12.2016%20N%20 258%D0%BD:7. - Загл. с экрана.

О порядке администрирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации : приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 28.04.2015 N° 138 // ГАРАНТ.ру. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://internet.garant.ru/#/ document/71152746/paragraph/1/doclist/512/1/0/0/ 138%20jn%2028|04|2015:3. - Загл. с экрана.

О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности : постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2019

№ 1318 // ГАРАНТ.ру. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://internet.garant.ru/ #Моситей/728б 1710/paragraph/Шodist/757Л/0/ 0/1318%20%Б0/оВЕ%01%82%2012.10.2019:1.-Загл. с экрана.

О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от09.05.2017 № 203 // ГАРАНТ.ру. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://internet.garant.ru/ #МоатеШ/71б70570/ра1^рЫШос&У1483/1/ 0/0/%Б0%ВЕ%Б1%82%2009.05.2017%20% Е2%84%9б%20203:2. - Загл. с экрана

Петрунин, Н. А. Государственная статистическая и ведомственная отраслевая отчетность в лесном хозяйстве: проблемы и пути ее оптимизации / Н. А. Петрунин // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. - 2021. - № 2. -С. 64-84. - БО!: 10.21178/2079-6080.2021.2.64

REFERENCES

Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 28.12.2022) [Budget Code of the Russian Federation. Federal Law of31.07.1998 No. 145-FZ (Edition Dated 28.12.2022)] URL: https:// internet.garant.ru/#/document/12112604/ paragraph/10692866/doclist/8314/1/0/0/ %D0%B1%D1 % 8 E % D 0 % B 4 % D 0 %B6%D0%B5%D1%82%D0% BD%D1%8 B %D 0% B9% 2 0% D0 % BA%D0%BE %D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81:4 / Godin A.M., Goreglyad V.P., Podporina I.V. Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federatsii: uchebnik [Budget System of the Russian Federation. Textbook]. Moscow, Dashkov and K Publ., 2010. 628 p. Derzaeva G.G. Uchetnaya nauka v tchifrovoi ekonomike [Accounting Science in Digital Economy]. Nauchnie trudi centra perspektivnih ekonomicheskih issledovanii [Research Papers of the Center for Advanced Economic Research], 2020, no. 18, pp. 78-84. URL: https://www. elibrary. ru/item. asp?id=44640653 Dohody regionov Rossii ot ispolsovaniya lesov vyrosli v 2021 godu na 20% [Revenues of Russian Regions from The Use of Forests Increased by 20% in 2021]. Roslesinforg. URL: https://roslesinforg.ru/news/in-the-media/4695 Ivanova L.N., Umgaeva O.V Tendencii razvitiya GIIS v sfere oborota dragocennyh metallov i kamnej, a takzhe izdelij iz nih [Trends in the Development of SIIS in The Sphere of Circulation of Precious

Metals and Stones, As Well as Products Made from Them]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 2022, vol. 14, no. 4, pp. 122-133. URL: https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-122-133

Konokotin N.G., Konokotin D.N., Fatkulina A.V Lesa Rossii i problemy ih ispolzovaniya [Forests of Russia and Problems of Their Use]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 2022, no. 6. URL: https://qje.su/ selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-19/ Lesnoi kodeks Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 04.12.2006 № 200-FZ (red. ot 30.12.2021) [Forest Code of the Russian Federation. Federal Law of 04.12.2006 No. 200-FZ (Edition Dated 30.12.2021)]. URL: https://cloud.consultant.ru/ cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 394113&dst=0 &edition=etD&rnd=FwsSyQ# z5wZ 1MTsTbleVz091 Morkovina S.S., Topcheev A.N. Organizaciya kompleksnogo ispolzovaniya lesnyh resursov na cifrovoj osnove [Organizing Integrated Use of Forest Resources On a Digital Basis] Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment [Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management], 2020, vol. 14, no. 4, pp. 125-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43930268 Ob utverzhdenii Strategii razvitiya lesnogo kompleksa Rossijskoj Federacii do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 11.02.2021 № 312-r [On the Approval of the Strategy for The Development of the Forest Complex of the Russian Federation Until 2030. Order of The Government of the Russian Federation No. 312-R Dated 11.02.2021]. GARANT.ru. URL: https://internet.garant.ru/#/ document/400335155/paragraph/1/doclist/7031/ 1/0/0/312-%D1%80:2 / Ob utverzhdenii tipovyh dogovorov arendy lesnyh uchastkov: prikaz Minprirody Rossii ot 30.07.2020 № 542 (red. ot 25.01.2022) [On Approval of Standard Lease Agreements for Forest Areas. Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation No. 542 Dated 30.07.2020 (Edition Dated 25.01.2022)]. GARANT.ru. URL: https://internet.garant.ru/#/ document/75019871/paragraph/1/doclist/986/1/ 0/0/%D0%BE%D1% 82%2030.07.2020%20% E2%84%96%20542:3 Ob utverzhdenii federalnogo standarta buhgalterskogo ucheta dlya organizacij gosudarstvennogo sektora «Arenda»: prikaz Minfina Rossii ot 31.12.2016 № 258n (red. ot 25.12.2019) [On

Approval of the Federal Accounting Standard for Public Sector Organizations "Rent". Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation Dated 31.12.2016 No. 258n (Edition Dated 25.12.2019)]. GARANT.ru. URL: https:// internet.garant.ru/#/document/71588992/ paragraph/1/doclist/1402/1/0/0/%D0%BE% D1%82%2031.12.2016%20N%20258%D0%BD:7 /

O poryadke administrirovaniya organami ispolnitelnoj vlasti subyektov Rossijskoj Federacii, osushchestvlyayushchimi peredannye polnomochiya Rossijskoj Federacii v oblasti lesnyh otnoshenij, dohodov, zachislyaemyh v byudzhety byudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii: prikaz Federalnogo agentstva lesnogo hozyajstva ot 28.04.2015 №»138 [On the Procedure for the Administration by the Executive Authorities of the Subjects of the Russian Federation Exercising the Delegated Powers of the Russian Federation in the Field of Forest Relations, Income Credited to the Budgets of the Budgetary System of the Russian Federation. Order of The Federal Forestry Agency Dated 28.04.2015 No. 138]. GARANT.ru. URL: https://internet. garant.ru/#/document/ 71152746/paragraph/1/doclist/512/1/0/0/ 138%20jn%2028|04|2015:3 / (accessed 11 January 2023).

O primenenii v 2021-2023 godah koefficientov k stavkam platy za edinicu obyema lesnyh resursov i stavkam platy za edinicu ploshchadi lesnogo uchastka, nahodyashchegosya v federalnoj sobstvennosti: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 12.10.2019 № 1318 [On the Application in 2021-2023 of Coefficients to the Rates of Payment Per Unit Volume of Forest Resources and the Rates of Payment Per Unit Area of a Forest Plot in Federal Ownership. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1318 of 12.10.2019]. GARANT.ru. URL: https://internet.garant.ru/#/ document/72861710/paragraph/1/doclist/757/1/0/ 0/1318%20%D0%BE%D1%82%2012.10.2019:1 /

O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203 [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030. Decree of the President of the Russian Federation Dated 09.05.2017 No. 203]. GARANT.ru. URL: https://internet.garant.ru/#/ document/71670570/paragraph/1/doclist/1483/1/ 0/0/%D0%BE%D1%82%2009.05.2017%20% E2%84%96%20203:2 /

Petrunin N.A. Gosudarstvennaya statisticheskaya i vedomstvennaya otraslevaya otchetnost v

lesnom khozyajstve: problemy i puti ee optimizatsii [State Statistical and Departmental Sectoral Reporting in Forestry: Problems and Ways to Optimize It]. Trudy Sankt-Peterburgskogo

nauchno-issledovatelskogo instituta lesnogo khozyajstva [Proceedings of the Saint Petersburg Forestry Research Institute], 2021, no. 2, pp. 64-84. DOI : 10.21178/2079-6080.2021.2.64

Information About the Authors

Elza I. Mantaeva, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Pushkina St, 11, 358000 Elista, Russian Federation, mantaeva08@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3635-2249

Natalia A. Mosolova, Leading Analyst, Saint Petersburg Forestry Research Institute, Separate Subdivision Located in Moscow, Yeniseyskaya St, 1, 129344 Moscow, Russian Federation; Postgraduate Student, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Pushkina St, 11, 358000 Elista, Russian Federation, natalia-mosolova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6711-2619

Inna V. Slobodchikova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of State and Municipal Administration and Law, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Pushkina St, 11, 358000 Elista, Russian Federation, slobodchikova-iv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2253-8819

Эльза Ивановна Мантаева, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления, Калмыцкий государственный университет им Б.Б. Городовикова, ул. Пушкина, 11, 358000 г. Элиста, Российская Федерация, antaeva08@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-3635-2249

Наталья Александровна Мосолова, ведущий аналитик, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, Обособленное подразделение, расположенное в г. Москве, ул. Енисейская, 1, 129344 г. Москва, Российская Федерация; аспирант, Калмыцкий государственный университет им Б.Б. Городовикова, ул. Пушкина, 11, 358000 г. Элиста, Российская Федерация, natalia-mosolova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6711-2619

Инна Валентиновна Слободчикова, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, ул. Пушкина, 11, 358000 г. Элиста, Российская Федерация, slobodаhikova-iv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2253-8819

Информация об авторах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.