Научная статья на тему 'Совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга) '

Совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный приоритет развития / стратегия / миссия / цель / конкуренция / инвестиции / государственно-частное партнерство / National priority development strategy / mission / goal / competition / investment / public-private partnership

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миловский Кирилл Александрович

В статье рассмотрены направления совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга. Изучены основные стратегические направления развития Санкт-Петербурга в соответствии со Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Доказано, что обеспечивать развитие в стратегической перспективе для Санкт-Петербурга необходимо по двум направлениям: формирование условий честной конкуренции и создание благоприятного инвестиционного климата. На основе анализа существующих инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в финансирование социальных проектов, доказано, что осуществлять привлечение инвестиций целесообразно исключительно через реализацию системы государственно-частного партнерства. Преимущества государственно-частного партнерства заключаются в возможности инвестиционного финансирования крупных социальных проектов, которые не могли бы быть обеспечены достаточными финансовыми ресурсами одним инвестором самостоятельно. Разработаны направления совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга, с учетом необходимости использования ГЧП для привлечения инвестиций и развития конкуренции. Доказано, что системность в привлечении инвесторов и обеспечение условий для честной конкуренции – основные направления реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миловский Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the mechanism for the implementation of national development priorities in the strategy of the RF subject (in St. Petersburg)

The article deals with the direction of improving the mechanism of implementation of the national development priorities of St. Petersburg strategy. Studied the main strategic directions of development of St. Petersburg in accordance with the Strategy of social and economic development of St. Petersburg for the period up to 2030. It is proved that ensure the development of a strategic perspective for the St. Petersburg must be in two areas: the creation of conditions of fair competition and the creation of a favorable investment climate. Based on an analysis of existing tools to attract investment resources to the financing of social projects, it is proved that it is expedient to carry out the attraction of investments exclusively through the implementation of public-private partnership system. The advantages of public-private partnerships are possible in investment financing large social projects that could not be provided with adequate financial resources by one investor alone. Developed areas of improvement mechanism for the implementation of national development priorities in the strategy of St. Petersburg, with the need to use PPPs to attract investment and promote competition. It is proved that consistency in attracting investors and ensuring the conditions for fair competition the main directions of national development priorities of St. Petersburg strategy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга) »

Совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга)

Improving the mechanism for the implementation of national development priorities in the strategy of the RF subject (in St. Petersburg)

Миловский Кирилл Александрович,

магистрант 2 курса направление «Государственное и муниципальное управление»,

СЗИУ РАНХиГС (г. Санкт-Петербург)

Milovsky Kirill,

student 2 course magistrate of State and Municipal Administrationin NWIMRANEPA, Saint-Petersburg

Аннотация.

В статье рассмотрены направления совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга. Изучены основные стратегические направления развития Санкт-Петербурга в соответствии со Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.

Доказано, что обеспечивать развитие в стратегической перспективе для Санкт-Петербурга необходимо по двум направлениям: формирование условий честной конкуренции и создание благоприятного инвестиционного климата. На основе анализа существующих инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в финансирование социальных проектов, доказано, что осуществлять привлечение инвестиций целесообразно исключительно через реализацию системы государственно-частного партнерства. Преимущества государственно-частного партнерства заключаются в возможности инвестиционного финансирования крупных социальных проектов, которые не могли бы быть обеспечены достаточными финансовыми ресурсами одним инвестором самостоятельно. Разработаны направления совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга, с учетом необходимости использования ГЧП для привлечения инвестиций и развития конкуренции. Доказано, что системность в привлечении инвесторов и обеспечение условий для честной конкуренции - основные направления реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга.

Ключевые слова:

Национальный приоритет развития, стратегия, миссия, цель, конкуренция, инвестиции, государственно-частное партнерство.

Abstract.

The article deals with the direction of improving the mechanism of implementation of the national development priorities of St. Petersburg strategy. Studied the main strategic directions of development of St. Petersburg in accordance with the Strategy of social and economic development of St. Petersburg for the period up to 2030.

It is proved that ensure the development of a strategic perspective for the St. Petersburg must be in two areas: the creation of conditions of fair competition and the creation of a favorable investment climate. Based on an analysis of existing tools to attract investment resources to the financing of social projects, it is proved that it is expedient to carry out the attraction of investments exclusively through the implementation of public-private partnership system. The advantages of public-private partnerships are possible in investment financing large social projects that could not be provided with adequate financial resources by one investor alone. Developed areas of improvement mechanism for the implementation of national development priorities in the strategy of St. Petersburg, with the need to use PPPs to attract investment and promote competition. It is proved that consistency in attracting investors and ensuring the conditions for fair competition - the main directions of national development priorities of St. Petersburg strategy.

Keywords:

National priority development strategy, mission, goal, competition, investment, public-private partnership.

На сегодняшний день актуальной научной проблемой является разработка методов системного исследования процессов развития экономики. Важное место отводится вопросам разработки действенных реализации национальных приоритетов развития. Активизация деятельности по обеспечению национальных интересов на региональном уровне может стать базой стабильного развития отечественной экономики как на региональном уровне, так в перспективе и на национальном. Понимание основных направлений защиты приоритетных национальных интересов поможет в использовании преимуществ, которые предоставляют современные технологии, и защитит от негативных процессов и явлений в экономике.

Вопросам усовершенствования механизма реализации национальных приоритетов развития в рамках стратегии РФ, особенностям моделей реформирования, повышения эффективности работы, анализа состояния реформирования посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов [1, 2, 4]. В то же время, проблеме разработки единого действенного инструментария реализации национальных интересов в соответствии со стратегий РФ, на региональном уровне, к сожалению, не уделено достаточного внимания со стороны ученых России и стран СНГ. Это связано с рядом причин: с одной стороны, такая ситуация обусловлена существованием различных базовых подходов к определению приоритетов развития, что затрудняет понимание сути этой категории. С другой стороны, среди ученых пока отсутствует единодушное мнение о возможности разработки единого инструмента совершенствования механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии субъекта РФ. Кроме того, несмотря на тот факт, что Санкт-Петербург является одним из крупнейших экономических центров РФ, региональные аспекты реализации национальных интересов, именно в этом городе, рассмотрены крайне поверхностно как в научной литературе, так и работах практикующих управленцев и административных работников.

Учитывая актуальность выбранной темы, целью статьи является обоснование эффективных направлений применения на практике механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга.

Для начала необходимо определить, какие же именно приоритеты развития субъекта РФ можно считать основными для Санкт-Петербурга.

Определять приоритеты развития для Санкт-Петербурга целесообразно в соответствии со «Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Работа над обозначенным документом велась с 1997 года, когда формировался первый стратегический план развития, с привлечением не только специалистов из различных сфер, но и учитывались мнения и пожелания простых горожан. Именно в данном документе, разработанном в период с 2013 по 2014 год, обозначены основные направления и приоритеты развития Санкт-Петербурга на ближайшие 14 лет.

В соответствии соСтратегией, определена миссия Санкт-Петербурга, которая заключается в создании ценностных ориентиров, разработке и внедрении передовых идей, развитии Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудничества [3].

Генеральная цель раскрывает и конкретизирует стратегию, она заключается в обеспечении стабильного улучшения качества жизни горожан и повышении глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечении устойчивого экономического роста и использовании результатов инновационно-технологической деятельности [3].

Для достижения поставленных целей необходимо разработать план стратегический и тактических, по которым будет реализовываться механизм защиты приоритетных интересов субъекта РФ. В рассматриваемой Стратегии обозначены стратегические приоритеты развития Санкт-Петербурга [3]:

1. Обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия.

2. Формирование новой эффективной экономики, основанной на знаниях.

3. Повышение конкурентоспособности России на мировых рынках.

4. Сбалансированное пространственно-территориальное развитие.

5. Законность и институты справедливости.

6. Безопасность государства, граждан и общества.

Проанализировав состояние реализации обозначенных приоритетов, представляется возможным утверждать, что сегодня приоритетным направлением реализации Стратегии должно стать обеспечение равных условий конкуренции, что создает стимулы для инновационного развития. По мнению автора, именно создание условий для честной конкуренции и привлечение инвестиционного капитала в инновационное развитие и является одним из основных направленийв реализации национальных приоритетов.

С позиций экономического роста стратегической задачей должно стать введение инвестиционно -инновационной модели развития национальной и региональной экономики, обеспечение дальнейшего

расширения научно-технологического и инновационного потенциала, повышение конкурентоспособности национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках.

Решение этих задач требует модернизации конкурентной политики, формирования ее на новом стратегическом уровне. К главным признакам этой стратегии относятся: создание эффективной структуры внутреннего рынка; обеспечение эффективной реструктуризации реального сектора национальной экономики; совершенствование государственного регулирования монополизированных товарных рынков, в частности естественных монополий и сферы ценообразования; минимизация зависимости товарных рынков от внешних факторов; устранение или снижение барьеров вступления на товарные рынки и выхода на международный рынок; содействие развитию инфраструктуры товарных рынков и др. Должны быть созданы условия для увеличения объемов производства наукоемкой промышленной продукции на основе наиболее полного использования отечественного производственного потенциала. Безусловно, такие мероприятия представляют собой более сложную схему, чем для условий приоритетности потребительской модели экономического роста.

Для оценки современного состояния механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга важно четкое определение приоритетов развития экономической конкуренции в экономике. К ним относятся: тесная взаимосвязь конкуренции и инноваций; углубление глобализационных составляющей конкуренции; усиление информационных основ развития конкурентной среды; модификация институциональных аспектов конкуренции то монополии.

Следовательно, реализация стратегических направлений возможна только при условии обеспечения условий для развития бизнеса в конкурентной среде и сформированных условий для привлечения капитала не только от муниципальных органов власти, но и от институциональных и частных инвесторов. В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с государственными инвестиционными программами и региональными целевыми инвестиционными программами.

Однако общепринятым является подход проектного финансирования. Под проектным финансированием в международной практике понимается финансирование инвестиционных проектов, которое характеризуется особым способом обеспечения возврата вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит создаваемое или реструктурированное предприятие в будущем.

Особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. Для каждого объекта взаимоотношений между частным бизнесом и государством можно выбрать свою приемлемую форму реализации инвестиционного финансирования в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Структура ГЧП должна опираться на следующие элементы: государственное организационно-управленческое; финансовое обеспечение; системно-интегральное обеспечение; консалтинговое обеспечение; информационное обеспечение; институциональное обеспечение; кадровое обеспечение; общественное обеспечение.

В целом, механизм государственно-частного партнерства является современным и востребованным инструментом реализации национальных приоритетов и, самое главное, поиска источников финансирования развития социальных проектов, с помощью которого можно обеспечить преодоление кризисных явлений и решить многие насущные социально-экономические проблемы Санкт-Петербурга. Механизмы ГЧП станут основой для равноправных отношений частных и государственных участников долгосрочных инвестиционных проектов, позволят эффективно распределить риски, ответственность, а также использовать сочетание преимуществ предпринимательской инициативы и государственного контроля.

Направления совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга, с учетом необходимости использования ГЧП для привлечения инвестиций и развития конкуренции, приведены на рисунке 1.

Правительство РФ Органы местной власти Граждане Санкт-Петербурга

Механизм реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга

Миссия Санкт-Петербурга Создание ценностных ориентиров, разработка и внедрении передовых идей, развитие Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудничества

Задания для мастных органов власти

Субъекты социальных и экономических отношений

Генеральная цель Санкт-Петербурга Обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной

конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечение устойчивого экономического роста и использовании

результатов инновационно-технологической деятельности ^

Стратегические приоритеты развития Санкт-Петербурга 1. Обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального

благополучия и согласия

->3. Повышение конкурентоспособности России на мировых рынках

->4. Сбалансированное пространственно-территориальное развитие ->5. Законность и институты справедливости

->6. Безопасность государства, граждан и общества

->2. Формирование новой эффективной экономики, основанной на знаниях

Государство

Государственные инвестиции

) I ;

Государственно-частное \ партнерство (ГЧП)

" Г

/ Негосударственные инвестиции

^ а

Частный сектор

Направления реализации приоритетов развития Санкт-Петербурга

Создание условий для честной конкуренции, что приведет к активизации производства в реальном секторе, что в результате приведет к увеличению валового регионального продукта

Честная конкуренция в сфере инвестиционно-инновационного развития - основа развития современной экономики знаний

Формирование благоприятных условий для частных и институциональных инвесторов, в результате привлечения инвестиционных ресурсов будут развиваться высокотехнологичные производства, будут финансироваться инновационные проекты

Направления развития ГЧП в механизме реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга

-> Эффективный административный менеджмент

-> Обеспечение достаточности финансовых ресурсов для развития -> Формирование системы разносторонней информационной поддержки -> Подготовка квалифицированных кадров в различных сферах

Формирование общественного сознания, ориентированного на ценности

современного общества

Рисунок 1

Направления совершенствование механизма реализации национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга, с учетом необходимости использования ГЧП для привлечения инвестиций и развития конкуренции.

Подытоживая, следует отметить, что одним из сравнительно новых инструментов активизации инвестиционной деятельности на уровне регионов является государственно-частное партнерство. По

данным местных органов исполнительной власти, в Санкт-Петербурге по состоянию на конец 2015 на основе государственно-частного партнерства реализовалось 243 проекта (210 договоров концессии, 33 договора о совместной деятельности).

Данный вид привлечения средств в реализацию национальных приоритетов развития в стратегии Санкт-Петербурга сравнительно новый, но уже доказал свою эффективность, поскольку может обеспечить прилив финансовых ресурсов для реализации самых различных проектов. Но следует учитывать, что муниципальные органы власти должны курировать исключительно те проекты, которые помогают в реализации стратегических направлений развития Санкт-Петербурга, а особенно социальной направленности, т.к. осуществлять инвестирование социальных проектов исключительно за счет частных инвесторов практически невозможно, а инвестировать только из бюджета слишком дорого и не всегда экономически обоснованно.

Список использованной литературы:

1. Квон Г. М. Некоторые аспекты финансирования инновационно-инвестиционной деятельности в ЖКХ / Г. М. Квон, Р. Р. Ахметзянова // Инновации и инвестиции. - 2011. - № 42 (249). - С. 37-41.

2. Логвинов С., Димов С., Павлова Е. Стратегическое макропланирование в современной России: поиск путей решения проблемы/ / Экономические науки. - 2010 - №1 (62) - С. 83-88.

3. О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года [Электронный ресурс]: постановление правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355. URL:http://spbstrategy2030.ru/?page_id=102(дата обращения: 15.04.2016).

4. Шмелева Е. Партнерство без правил. Каждый регион трактует механизмы ГЧП в меру своей испорченности // Российская Бизнес-газета. - 2010. - № 758 (25) - С. 3-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.