Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3
Социология
УДК 332.1
Совершенствование механизма реализации государственной национальной политики
в РеспубликеТатарстан
Галеева Г.М.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры общеэкономических дисциплин
Казанского (Приволжского) федерального университета
Семушина О.П.
Аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
В работе на основе анализа уровня межнациональной толерантности в Республике Татарстан выделены проблемы реализации государственной национальной политики и разработаны соответствующие рекомендации. Авторами предложен усовершенствованный механизм реализации государственной национальной политики в Татарстане.
Ключевые слова: национальная политика, межэтническая толерантность, социологический опрос, регион, организационный механизм.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие Российской Федерации как многонационального, правового и демократического государства, а также обеспечение ее национальной безопасности и территориальной целостности возможны только при условии сохранения межнационального мира и согласия. Республика Татарстан является одним из самых многонациональных регионов страны. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в настоящее время в Татарстане проживают представители 173 национальностей, которые являются носителями разных культур, языков, традиций и обычаев [1]. В этой связи особенно актуальным становится изучение этносоциальных процессов, способствующих или препятствующих формированию межнациональной толерантности в республике.
Необходимо отметить, что существует множество дефиниций понятия «толерантность», что свидетельствует о его многоаспектности и неоднозначности. Наиболее полно, на наш взгляд, данное понятие раскрыто в «Декларации принципов тер-
пимости», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября 1995 г, согласно которой толерантность
- это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [2].
Для выявления уровня межэтнической толерантности жителей Республики Татарстан была разработана методика исследования межнациональной толерантности, включающая проведение анкетирования.
Объем выборки составил 200 человек. Распределение выборки по возрасту составило: до 25 лет -50 %; от 26-35 - 30,5 %; от 36-50 - 10,5 %; от 51-60
- 36 %, от 61 и старше - 1 %. Мужчины и женщины представлены в равной пропорции (по 50 %). По образовательному статусу выборка разделилась на четыре основных категории: среднее, среднее специальное, неоконченное высшее, высшее образование. Респонденты также имеют разное семейное и экономическое положение. Распределение респондентов по семейному положению составило: женат/ замужем - 39,5 %, не женат/не замужем - 60,5 %.
175
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3
Социология
В качестве гипотезы исследования предполагается наличие зависимости между различными социальными характеристиками и личностными убеждениями респондентов и формами межнациональной толерантности, которые у них выявляются. Результаты исследования включают:
- 73 % респондентов ответили, что интересуются обычаями и традициями народов нашей страны, что позволяет заключить, что респонденты готовы изучать культуру других народов;
- 34,5 % респондентов, считающих себя терпимыми по отношению к представителям других национальностей, согласны с мнением, что общество богаче и культурнее, когда люди разных национальностей живут рядом и 16 % склоняются к данному мнению. При этом, 9 % респондентов, которые отнесли себя к терпимым по отношению к другим национальностям, не согласились с данным утверждением, являющимся одним из показателей межэтнической толерантности;
- 38 % опрошенных считают, что толерантность -это расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе. При этом с определением, предложенным ООН, указывающим, что толерантность - готовность к диалогу, взаимопониманию и уважению, признание права на проявление национальных характеристик в поведении и высказываниях, согласились 26 %. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в сознании граждан не сформировано четкое понимание данного понятия;
- 28,9 % респондентов, имеющих высшее образование, считают, что основными причинами роста национализма являются безработица, рост социального неравенства, отсутствие эффективной социальной политики. Данный ответ выбрали также 33,5 % опрошенных с неоконченным высшим образованием и 35 %, имеющих среднее-специаль-ное образование. Респонденты, имеющие среднее образование, основную причину видят в вызывающем поведении и действиях национальных меньшинств. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что, вне зависимости от образования, для большинства респондентов основной причиной национализма является неэффективная социальная политика;
- респонденты в возрасте до 25 лет, которым безразлична национальность супруга (супруги), придерживаются мнения, что браки между людьми разных национальностей способствуют сближению и взаимопониманию народов;
- 40,5 % респондентов в возрасте от 36 до 50 лет считают деление на национальности пережитком прошлого. Это позволяет сделать вывод о том, что данная возрастная категория, наиболее склонная придерживаться идеи советского интернациона-
176
лизма и западного понимания понятия «национальность». Следует отметить, что респонденты в возрасте от 26 до 35 лет и от 51 до 60 лет отметили в равном количестве, что деление людей на национальности - пережиток прошлого и противоположную данному определению точку зрения (31,5 % и 43,75 % соответственно);
- 50,5 % респондентов не знают ни о существовании Ассамблеи народов Татарстана, ни о направлениях ее деятельности.
- из 36,5 % респондентов, склонных полагать, что в России присутствует рост национализма, 10,5 % видят его причины также в неэффективной социальной политике, а 8,5% опрошенных указали в качестве основной причины вызывающее поведение национальных меньшинств.
Результаты проведенного анализа позволили выделить следующие проблемы, препятствующие эффективности государственного регулирования процессов в области формирования межэтнической толерантности:
1. Отсутствие преемственности Целевых программ, направленных на формирование толерантных отношений и устранение всех форм интоле-рантности.
2. Недостаточная информированность населения о существовании Ассамблеи народов Татарстана, а также об основных направлениях ее деятельности.
3. Отсутствие четкого и однозначного понимания толерантности в сознании граждан.
Формирование межэтнической толерантности напрямую зависит от эффективности национальной политики. В настоящее время между субъектами национальной политики практически отсутствует обратная связь и согласованность в действиях, что препятствует эффективности проводимой национальной политики. Поэтому целесообразно усовершенствовать механизм реализации национальной политики, который представлен на рисунке 1.
Отличительной особенностью разработанного механизма должно стать создание Министерства национальной политики Республики Татарстан. Следует отметить, что подобные министерства уже созданы в ряде субъектов РФ.
Кроме того, усовершенствование механизма взаимодействия субъектов национальной политики позволит активизировать роль местного самоуправления путем создания специализированного управления по межнациональным отношениям, что, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности национальной политики на местном уровне с учетом исторических и национальных особенностей территории.
В заключение, следует отметить, что повышение уровня межэтнической толерантности является необходимым условием сохранения целостности и национальной самобытности народов, проживающих
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3
Социология
Рис. 1. Усовершенствованный механизм взаимодействия субъектов национальной политики
на территории Республики Татарстан, а также способствует устойчивому развитию республики как региона стабильности и межнационального мира.
Литература:
1. Итоги переписи населения. Национальный состав по субъектам Российской Федерации. - URL: http://www. perepis-20l0.ru/results_of_the_census/ results-inform.php (дата обращения
15.03.2013)
2. Декларация принципов терпимости ООН утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 20112015 годы. - URL: http://mert.tatarstan. ru/rus/project_of_Programme_of_the_ development_of_Tatarstan_for_2011-2015 (дата обращения: 27.03.2013).
Perfection of the Mechanism of the Implementation of State National Policy
in the Republic of Tatarstan
G.M. Galeeva, O.P. Semushina Kazan (Volga Region) Federal University
The paper outlines the problems of implementation of state national policy based on the analysis of the level of tolerance in the Republic of Tatarstan. The authors present the corresponding recommendations and the advanced mechanism for the implementation of state national policy in Tatarstan.
Key words: national policy, inter-ethnic tolerance, sociological survey, region, organizational mechanism. 177
177