МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
УДК 336.1.07
Е.Н. Рибенек,
5 курс, направление Экономика Ю.Н. Стецюнич
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления АОУ ВПО «ЛГУ им. АС. Пушкина» Санкт-Петербург, Российская Федерация
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время Казначейство выступает как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в сфере государственных финансов. Данные функции осуществляются Казначейством в рамках функционирования Единого казначейского счета [1].
Концентрация средств на едином счете позволяет: соблюдать принцип единства кассы; обеспечить принцип единой методологии кассового обслуживания исполнения бюджета; повысить качество, достоверность и своевременность предоставления отчетности об исполнении бюджетов; упростить условия перечисления налогов для налогоплательщиков, путем перечисления их на единый счет. Однако по мере функционирования системы единого казначейского счета на примере Управления федерального казначейства по Ленинградской области, были выявлены существенные недостатки: в рамках проведения казначейством расчетов по счетам бюджетов с участием Банка России открыто множество лицевых счетов, в рамках данной системы происходит дублирование операций по счетам Федерального казначейства и его территориальных органов; ограниченный перечень инструментов для размещения остатков свободных денежных средств (в настоящее время свободные денежные средства могут размещаться только в банковские депозиты), вследствие разрозненности счетов часть средств, оставшихся на счетах местных бюджетом не размещается; недостаточная оперативность проведения доходов (при зачислении средств с единого казначейского счета на лицевые счета администраторов доходов бюджета может пройти от 3- 4 дней); недостаточная информированность получателей средств о зачислении средств на лицевые счета; значительный объем операций с наличными денежными средствами [3, с. 160].
Данные проблемы актуальны на всех уровнях бюджетной системы РФ: федеральном, региональном и местном. Правительством РФ разработана Концепция реформирования бюджетных платежей на период до 2017 г. [2], которая содержит основные направления совершенствования системы бюджетных платежей (табл. 1)
Таблица 1
Основные направления совершенствования системы бюджетных платежей
Направление Характеристика направление
Построение единого банковского счета казначейства России Предполагает проведение и учет операций на бюджетных счетах, открываемых администрирующим их органам в разрезе кодов бюджетной классификации
Развитие управления свободными остатками денежных средств на едином банковском счете казначейства Позволяет за счет размещения денежных средств в «овернайт», разработки технологии начисления процентов на неснижаемый остаток на счете, вложения лимитированных сумм в государственные ценные бумаги, выдачи краткосрочных бюджетных кредитов.
Использование современных электронных платежных сервисов Способствует осуществлению оплаты между юридическими и физическими лицами посредством проведения электронных платежей через различные сервисы в сети Интернет, внедрение механизмов обмена электронными документами между физическими и/или юридическими лицами и государственными учреждениями, разработки сервисов по автоматическому списанию сумм, предназначенных для уплаты налогов.
Создание государственной информационной базы данных Позволяет автоматически формировать информацию заинтересованным участникам процесса оказания государственных и муниципальных услуг об имеющихся начислениях и проведенных платежах
Внедрение системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» Позволяет обеспечить создание в электронной форме доступной широкому кругу лиц информации о бюджете и его исполнении, с различной степенью детализации, в зависимости от потребностей пользователя, с использованием единой базы данных электронного бюджета для обеспечения открытости и доступности для граждан информации об управлении общественными финансами
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
__Продолжение таблицы 1
Минимизация наличного Предполагает возможность снижения наличного денежного оборота за счет внедрения денежного оборота в секторе системы электронных платежей, либо платежной системы с использованием государственных финансов__пластиковых карт_
Источник: собственная разработка на основе [1], [2].
Рассмотрим более подробно реализацию направления, предусматривающего построение единого банковского счета казначейства России. Согласно предложению - бюджетные счета должны открываться перед началом очередного финансового года на основании законов (решений) о бюджетах бюджетной системы РФ и правовых актов, наделяющих участников бюджетного процесса полномочиями администраторов доходов. Структура номера бюджетного счета должна содержать идентифицирующие признаки, позволяющие учитывать информационные и денежные потоки на всех стадиях исполнения бюджета.
Проанализируем порядок управления операциями по доходам и направления их на финансирование расходов в рамках предложенной модели платежной системы Федерального казначейства на примере Управления федерального казначейства по Ленинградской области. В настоящее время все виды доходов бюджетов зачисляются на счета 40101 органов федерального казначейства для их учета по кодам бюджетной классификации (ККБ) РФ и последующего распределения между бюджетами в соответствии с установленными нормативами.
Принципиальным моментом рассматриваемого порядка является зачисление на отдельные распределительные счета только тех доходов, норматив распределения которых в бюджеты разных уровней отличен от 100%.
Налоговые и неналоговые доходы, особенно безвозмездные поступления, подлежащие зачислению в бюджет в полном размере, должны зачисляться непосредственно на единые счета соответствующих бюджетов. Для этого на балансовых счетах для учета доходов бюджета и балансовых счетах для учета и распределения доходов администраторам доходов должны быть открыты бюджетные счета в разрезе видов поступлений (бюджетные счета для зачисления доходов). Кроме того, на соответствующих балансовых счетах должны быть открыты бюджетные счета для учета средств бюджетных, автономных учреждений и иных организаций.
Остатки и движение средств на единых казначейских счетах должны соответствовать выписке из корреспондентского счета (субсчета), ежедневно предоставляемой учреждением Банка России органу Федерального казначейства. Суммы поступлений должны учитываться по кредиту соответствующих бюджетных счетов администраторов средств. При этом большинство видов доходов будет зачислено в бюджет непосредственно при поступлении, остальные должны быть распределены согласно утвержденным нормативам между бюджетами бюджетной системы РФ. Средства, поступающие бюджетным, автономным учреждениям и иным организациям, зачисляются на открытые им бюджетные счета. По итогам проведения операций на бюджетных счетах администраторов доходов и счетах бюджетных, автономных учреждений и иных организаций органами Федерального казначейства ежедневно формируются выписки по всем счетам, которые вместе с прилагаемыми к ним расчетно-платежными документами направляются по каналам связи администраторам соответствующих средств и финансовым органам.
Осуществление кассовых выплат за счет средств бюджетов должно быть обеспечено путем перечисления поступивших доходов с бюджетных счетов администраторов доходов на бюджетные счета финансовых органов, открываемые на балансовых счетах для учета средств бюджетов. Указанные бюджетные счета будут являться аналогами существующих единых счетов бюджетов, открываемых на балансовых счетах 40105, 40201, 40204 Плана счетов Банка России. По кредиту бюджетных счетов финансовых органов должны учитываться денежные средства, перечисляемые с бюджетных счетов администраторов доходов. В этих целях ежедневно, в установленное регламентом время на бюджетные счета по учету средств федерального, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов, открытые на уровне управлений, должны поступать следующие денежные средства:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
- общие суммы поступлений доходов, не подлежащих распределению между бюджетами, перечисляемые с бюджетных счетов администраторов доходов;
- общие суммы поступлений доходов, подлежащих распределению между бюджетами, перечисляемые в соответствии с ведомостью распределения с бюджетных счетов администраторов, открытых на балансовых счетах по учету и распределению доходов.
Для повышения ликвидности бюджетных счетов по учету средств региональных и местных бюджетов целесообразно дополнительно осуществлять ежедневное перечисление на эти счета сальдо соответствующих бюджетных счетов бюджетных, автономных учреждений и иных организаций. Выписки, формируемые по бюджетным счетам по учету средств бюджетов, представляются по каналам связи в режиме on-line соответствующим финансовым органам. Кассовые выплаты с бюджетных счетов получателей средств и счетов бюджетных, автономных учреждений и иных организаций должны будут осуществляться после перечисления на них денежных средств со счетов по учету средств бюджетов на основании представленных накануне дня кассовых выплат и прошедших контроль расчетных документов [5].
Выделим основные преимущества модели управления операциями по доходам в условиях открытия бюджетных счетов в органах Федерального казначейства. 1) Упрощается оформление расчетных документов при перечислении платежей в бюджет в связи с сокращением количества подлежащих заполнению полей. 2) Увеличивается доступность и оперативность получения плательщиками информации о реквизитах бюджетных счетов для зачисления поступлений. 3) Минимизируется количество невыясненных поступлений; сокращается на два дня срок поступления в доход бюджета большинства видов средств в связи с их прямым зачислением на единый счет бюджета, минуя распределительный счет. 4) Повышается уровень сервиса, предоставляемого региональным и местным финансовым органам при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. 5) Увеличивается уровень ликвидности бюджетного счета за счет аккумуляции всех остатков денежных средств на одном счете.
При доведении до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и бюджетных ассигнований (БА) увеличиваются бюджетные счета для учета бюджетных данных . При отражении сумм сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) бюджетного и автономного учреждения увеличивается бюджетный счет для учета сметных (плановых) назначений. При принятии клиентами бюджетных обязательств в пределах доведенных бюджетных данных и сметных (плановых) назначений уменьшается бюджетный счет для учета бюджетных данных (или бюджетный счет для учета сметных (плановых) назначений) и увеличивается бюджетный счет для учета бюджетных обязательств. При принятии клиентами денежных обязательств уменьшается бюджетный счет для учета бюджетных обязательств и увеличивается бюджетный счет для учета денежных обязательств.
При санкционировании органами Федерального казначейства оплаты принятых получателем бюджетных средств денежных обязательств уменьшается бюджетный счет для учета средств бюджетов и увеличивается бюджетный счет получателя бюджетных средств или бюджетный счет бюджетного или автономного учреждения. При подтверждении исполнения денежных обязательств уменьшается бюджетный счет получателя средств или бюджетный счет бюджетного или автономного учреждения и уменьшается бюджетный счет единого казначейского счета либо увеличивается бюджетный счет иного клиента, открытый в платежной системе Федерального казначейства.
Преимуществом рассматриваемой модели по сравнению с действующим порядком является проведение и учет операций по расходам непосредственно на бюджетных счетах получателей средств, бюджетных и
автономных учреждений и иных организаций с обеспечением максимальной концентрации средств на единых счетах бюджетов.
Консолидация учетной информации о финансовой деятельности публично-правовых образований на основе соответствующих разделов Единого плана счетов в рамках предложенной модели управления расходными операциями позволит обеспечить: эффективное разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями и устранение дублирования функций; формирование сопоставимых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, характеризующих эффективность использования
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
бюджетных средств; общественный контроль достижения конечных результатов принятых государственных (муниципальных) программ; эффективное управление и контроль на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок (планирование закупок, размещение заказов и исполнение контрактов) на основе их интеграции с управлением бюджетным процессом [4].
Практическая реализация такой интеграции должна быть осуществлена путем объединения информационных ресурсов официального сайта РФ для представления информации о размещении заказов и платежной системы Федерального казначейства. Конечным итогом исполнения доходных и расходных операций в рамках рассматриваемой модели бюджетных платежей должно являться формирование ежедневного баланса Федерального казначейства, а также получение иной бюджетной и управленческой отчетности обо всех стадиях исполнения бюджета. Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
2. Приказ Минфина России от 29.08.2013 N 227 «Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года»
3. Стецюнич Ю.Н. Знание особенностей финансирования образовательных учреждений в современных условиях как необходимость эффективного управления //Сборник: XIX Царскосельские чтения Материалы межд. научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова Санкт-Петербург, 2015. С. 159-163.
4. Стратегическая карта Казначейства России на 2014-2018 годы - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://roskazna.ru/strategicheskaya-karta
5. Финансовый обзор / Задача оптимизации бюджетных платежей и пути ее решения / Электронный журнал Бюджет - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bujet.ru/article/166518.php
© Рибенек Е.Н., Стецюнич Ю.Н., 2016
УДК 336
О.В. Садыков
магистрант
экономический факультет, КубГУ г. Краснодар, Российская Федерация
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи финансового анализа и финансовой стратегии, их значение и роль на современном предприятии. Автором проанализированы современные трактовки понятий «финансовый анализ» и «финансовая стратегия», а также сформулированы собственные определения данных экономических категорий. В рамках статьи показаны возможности финансового анализа и финансовой стратегии, их взаимообусловленность и взаимодополняемость. Подчеркнута важность гармоничного сочетания данных инструментов в финансовым управлением предприятием.
Ключевые слова
Финансовый анализ, финансовая стратегия, финансовый менеджмент, стратегическое планирование.
Экономический анализ любого коммерческого предприятия невозможно представить без изучения финансовой составляющей его деятельности. Как известно, финансы - кровеносная система экономики, а потому важность и значимость роли данной категории в современных условиях сложно переоценить.