NIÄÄD0ÄiNÖÄIÄA[EÄ lÄÖÄiEglÄ ЁГААЙ0ЁО1ААГЁВ TOEOlÄlilEÜCIAAlEß А 0ЯЕШ0 IDI0ÄГЁß
ДОЛМАТОВА Л.Г.,
кандидат экономических наук, доцент, Новочеркасская государственная мелиоративная академия,
кафедры «Землеустройство», e-mail: [email protected];
ДЬЯЧЕНКО А.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Новочеркасская государственная мелиоративная академия,
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена взаимосвязь экономических и экологических факторов землепользования при совершенствовании механизма инвестирования в условиях орошения.
Ключевые слова: экология; экономика; государственное регулирование; сельскохозяйственные предприятия; инвестирование природопользования.
In clause the interrelation of economic and ecological factors of land tenure is considered at perfection of the mechanism of investment in conditions of an irrigation.
Keywords: ecology; economy; state regulation; the agricultural enterprises; manufacture; investment of wildlife management.
Коды классификатора JEL: Q14, Q15.
Решение любых экологических проблем практически неотделимо от экономических, при этом нерациональное природопользование приводит к экономическим потерям, а недостаток средств мешает справиться с экологическими проблемами. В современных экономических условиях в России большие вложения в природоохранную деятельность закладывают основу для сохранения природы, но в то же время заметно снижают прибыльность производства, что в свою очередь приводит к отказу от внедрения природоохранных мероприятий. Такого рода эколого-экономические противоречия требуют обоснованного разрешения, для чего применяются экономические рычаги природопользования и охраны окружающей среды. Вся совокупность используемых разного рода экономических рычагов составляет основу экономического механизма охраны окружающей среды.
Этот экономический механизм включают в систему правового регулирования и используют в качестве стимулирующего фактора в области охраны окружающей среды. Его составными элементами являются: планирование и инвестирование природоохранных мероприятий, в том числе и в условиях орошения; установление лимитов
© Л.Г. Долматова, А.В. Дьяченко, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
использования природных ресурсов, сбросов и размещения отходов; установление нормативов платы за вредное воздействие; предоставление предприятиям налоговых и других льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении каких-либо иных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и т.п.
Механизм экологического регулирования должен образовывать совокупность взаимосогласованных методов и инструментов управления природопользованием.
Одним из важнейших методов экономического управления является инвестирование, т.е. предоставление денежных средств на строго определенные мероприятия, в данном случае природоохранные. В основе современной системы инвестирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны окружающей среды, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике, до 1990 г., это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий, в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровне государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования — централизованного распределения материально-технических ресурсов.
Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Однако, фактически, их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования.
Эта система была недостаточно эффективной, поскольку средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось мало, так как они не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.
Введение в 1989-1990 гг. таких экономических методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и платы за загрязнение позволило сформировать базу новой системы инвестирования природоохранной деятельности.
Согласно закону РФ «Об охране окружающей природной среды» [1] инвестирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников: бюджеты всех уровней; средства предприятий, учреждений и организаций; внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды; фонды экологического страхования; кредиты банков; займы в инвалюте; средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).
Отметим значение и некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования.
В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Законодательством РФ установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности, в том числе и в области мелиорации.
Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятия.
Внебюджетные целевые поресурсные фонды были созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов.
Внебюджетные экологические фонды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.
Основным источником формирования экологических фондов стали платежи за загрязнение окружающей природной среды. Внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулируют плату за загрязнение, но и концентрируют средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» [1] была создана единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов. На верхнем уровне — Федеральный экологический фонд, на среднем — фонды субъектов Федерации, на нижнем — районные и городские фонды.
Главная цель создания внебюджетных экофондов: формирование автономной, независимой от госбюджета структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что средства экофондов дополняют бюджетные средства предприятий-природопользователей (собственные и заемные).
В настоящее время вместо внебюджетных экологических фондов все средства аккумулируются в Консолидированном фонде.
Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность — только на цели, связанные с природоохранной деятельностью.
Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном банке, обслуживающем предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных предприятиях. Источниками формирования ЭФП являются: амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям; платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм; штрафные платежи за превышение норм загрязнения; платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов, вносимых предприятием, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ); целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду; кредиты государственных и коммерческих банков; доходы (депозитный процент) от хранения в банке; прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.
Основные направления расходования средств ЭФП: различные природоохранные нужды (строительство или реконструкция оросительных систем, расчистка коллекторно-дренажной сети и др.); осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также с юридическими лицами и гражданами; финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению «экологической нагрузки» на окружающую среду).
Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединения-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ми, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.
Использование собранных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий. Так, в бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.
Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях в природно-климатических, социально-экономических и экологических условиях.
Вследствие дефицита государственного бюджета и сложной экономической обстановки в России Федеральные экофонды РФ и территориальные экофонды являются одним из важных источников финансирования природоохранительной деятельности в стране. В то же время консолидация территориальных экофондов в бюджеты разных уровней в отдельных регионах РФ привела к значительному сокращению финансирования природоохранных мероприятий. Инфляция, недостаток финансовых ресурсов из-за неустойчивого функционирования предприятий не позволяют им направлять на природоохранные цели необходимые финансовые ресурсы. В определенной мере поддержанию активности инвестиций в сфере природопользования способствуют платежи природопользователей, зачеты вложенных предприятиями средств на осуществление природоохранных мероприятий в платежах за загрязнение, повышение внимания и ответственности местных органов самоуправления за состояние окружающей природной среды.
По данным Госкомстата Ростовской области [2, 4] текущие затраты на охрану окружающей среды по всем направлениям увеличились в 2008 г., в том числе на рациональное использование водных ресурсов возросли в 1,2 раза. Инвестиции, направленные на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения уменьшились по сравнению с 2007 годом на 65819,6 тыс. руб. Инвестиции, направленные на мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов в 2008 г. увеличились на 11,2%, что составляет наибольший процент по сравнению с другими видами инвестиций.
На основе Постановления администрации Ростовской области от 14.06.2007 г. № 249 «О мероприятиях по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Ростовской области на 2007-2010 годы» [3] предполагается финансирование намеченных мероприятий из средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
Финансирование расходов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках концепции федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».
За счет средств областного бюджета предусматривается финансирование следующих затрат: компенсация части стоимости агрохимического обследования 1 га пашни сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется исходя из калькуляции прямых затрат на проведение агрохимического, почвенно-мелиоративного обследования земель сельскохозяйственного назначения в части расходов на проведение анализов образцов почвы; реконструкция и восстановление оросительных систем, отнесенных к работам капитального характера, и приобретение для них необходимого оборудования; расчистка коллекторно-дренажной
сети; агролесомелиоративные мероприятия (закладка защитных и противоэрозион-ных лесных насаждений, проведение рубок ухода).
Основная часть финансирования выделяется из федерального бюджета, если это затрагивает реконструкцию крупных объектов федеральной собственности — 648,6 млн руб. и внебюджетных источников — 224,8 млн руб.
По годам осуществления работ наибольший объем инвестиций приходится на последний год 2010-й [2].
Проблема финансирования мероприятий по рациональному природопользованию является основной проблемой реализации природоохранных планов и программ. Недостаточный удельный вес природоохранных затрат в системе капиталовложений в экономике страны в предыдущие 15-20 лет не способствовал созданию необходимого «задела» значимых мероприятий. Учитывая их распределение по уровням бюджетов, а значит целенаправленности и обязательности их использования, удельные затраты на охрану окружающей среды в нашей стране были на порядок ниже. Кроме того, значительная часть их расходовалась, например, на создание очистных сооружений (т.е. на попытку ликвидации последствий), а не на их предупреждение путем замены техники и технологии. В связи с резким сокращением финансирования из централизованных источников новое строительство природоохранных сооружений почти прекратилось и осуществляется в основном в форме и в процессе реализации целевых комплексных программ оздоровления окружающей среды в городах и промышленных центрах, получивших специальный статус зон чрезвычайной экологической ситуации или приравненных к ним.
Повышению эффективности использования выделяемых финансовых ресурсов не способствовала и сложившаяся практика финансово-кредитного механизма: прогнозирование и составление программ, финансирование и кредитование мероприятий. Отсутствие действенного финансово-кредитного механизма в природопользовании и стимулирования ресурсосбережения не заинтересовывает предприятия и предпринимателей во внедрении предупредительных мероприятий (экологизированных технологий).
Совершенствование механизма инвестирования природопользования связано с использованием потенциала рыночных отношений — широкого использования экономических рыночных регуляторов для поощрения предпринимательства в сфере рационального природопользования при государственном контроле и нормировании в этой специфической сфере деятельности.
Важными из них являются: финансовое стимулирование снижения имеющегося сегодня чрезмерно расточительного потребления природных ресурсов, в том числе водных, путем совершенствования и углубления их использования на основе прогрессивных технологий; финансирование процесса использования и распределения природных ресурсов на основе учета спроса, предложения на них и дефицита; широкое использование льготных кредитов для предпринимательства в сфере природопользования; четкое разграничение самих источников финансирования мероприятий по рациональному природопользованию, имея в виду, прежде всего, соотношение между собственными средствами природопользователей и бюджетом различных уровней; повышение роли бюджетов разных уровней (федерального, субъекта федерации и местного) с обязательным выделением в них отдельной строкой (статьей расходов) «Финансирование экологических программ и мероприятий по рациональному природопользованию» в соответствии с законом РФ «Об охране окружающей природной среды»; совершенствование деятельности внебюджетных экологических фондов, внедрение в практику предприятий, создания таких фондов у себя с целевым назначением и расходованием; внедрение системы экологического налогообложения и страхования [1].
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что именно отлаженный экономический механизм, включающий инвестиционную деятельность, позволяет эффективно
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
управлять природоохранными процессами, особенно в условиях орошения. При этом материальные стимулы, а также экономические санкции за снижение качественных показателей почв следует доводить не только до крупных сельскохозяйственных предприятий, но и до первичных коллективов, в том числе до арендных подразделений, фермерских хозяйств, отдельных работников, арендующих землю и в том числе находящуюся на ней оросительную сеть. На стимулирование рационального использования оросительных систем, а также водных и земельных ресурсов следует использовать денежные средства, удерживаемые с землепользователей, независимо от форм собственности и хозяйствования, допустивших их ухудшение. Все предприятия должны быть готовы брать на себя расходы по финансированию будущих капиталовложений в области экологии, величина которых варьируется в широких пределах в разных отраслях АПК от 10 до 25% общих капиталовложений в рамках долгосрочных инвестиционных программ. Предприятия АПК должны сами планировать эти долгосрочные инвестиции. Предложения по капиталовложениям в области природоохранной деятельности, которые выходят за рамки интересов отдельных предпринимателей, берутся последними из стратегических планов на уровне региона и после уяснения собственных потребностей учитываются ими в среднесрочных планах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земельное законодательство. Сборник нормативных актов / Сост. М.А. Рябов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
2. «Об объёмах затрат предприятий области на охрану природы». Стат. бюл . / Ростовстат, Ростов-н/Д, 2009.
3. Постановление Администрации РО от 14.06.2007 № 249 «О мероприятиях по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Ростовской области на 2007-2010 годы».
4. «Состояние окружающей природной среды Ростовской области в 2004-2008 годах». Стат. бюл. / Ростовстат, Ростов-н/Д, 2009.