УДК 622.271:622.68
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ СВЕТЛИНСКОГО РУДНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЦИКЛИЧНО-
ПОТОЧНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ
А.Г. Шадрунов, С.А. Саблёв, И.А. Пыталев, О.В. Фридрихсон
Обоснована возможность и целесообразность увеличения производственной мощности карьеров и обогатительных фабрик за счет внедрения циклично-поточной технологии при перемещении рудопотоков. Придставлены результаты технико-экономической оценки применения циклично-поточной технологии комбинированного способа отработки в условиях Светлинского золоторудного месторождения АО «ЮГК».
Ключевые слова: разработка месторождений полезных ископаемых, циклично-поточная технология, логистический подход к организации горных работ, рудопоток, себестоимость добычи полезного ископаемого.
Повышение экономической эффективности горнодобывающих предприятий при разработке месторождений твердых полезных ископаемых с низким содержанием полезных компонентов в сложных горногеологических условиях является весьма сложной технико-технологической задачей. Особую актуальность данный вопрос приобретает при интенсификации открытых горных работ и понижении абсолютной отметки их ведения при разработке месторождений сложных по геологическому строению, среднемасштабных по характеру оруденения минерализованных зон с невысоким содержанием полезного ископаемого. К данному типу относится Светлинское месторождение, являющееся одним из перспективных объектов сырьевой базы АО «ЮГК».
Светлинское золоторудное месторождение расположено в Челябинской области, на территории, подчиненной городу Пласт, в 30 км от него, на северной окраине поселка Светлый. Светлинское рудное поле и месторождение приурочены к пересечению глубинных разломов: субмеридионального и северо-западного простирания. В этом месте образовался флек-сурный изгиб структур светлинской толщи, контролирующий промышленное оруденение.
Применяемая в настоящее время цикличная технология отработки балансовых запасов в условиях Светлинского карьера не обеспечивает возможности значительного сокращения капитальных и операционных затрат, в том числе при внедрении современных автоматизированных систем управления горнотранспортным комплексом. Основной причиной низкой величины прироста эффективности ведения горных работ на Светлинском карьере является удаленность золотоизвлекательных фабрик и внешних складов вскрыши при использовании для транспортирования руды и вскрыши автосамосвалов.
Традиционный подход (циклическая технология) к управлению ру-допотоками основан на выделении отдельных элементов всего технологического процесса как приоритетных элементов системы рудника [1]. Однако применение данного подхода на месторождениях полезных ископаемых со сложными горно-геологическими условиями при стремительном росте производственной мощности и значительном снижении содержания полезного ископаемого в рудной массе приводит к увеличению затрат транспортного элемента системы [2] (табл. 1).
Таблица 1
Себестоимость добычи руды при использовании цикличной технологии на различных горизонтах расчетного месторождения
№ п/п Статьи расходов Себестоимость добычи, $/т
Горизонт 470 м. Объем добычи - 1,5 млн т Горизонт 1000 м. Объем добычи - 5 млн т
1 Переменные затраты: 8,88 17,6
1.1 горно-проходческие работы 1,00 1,00
1.2 очистные работы 0,42 0,42
1.3 транспортные расходы: 3,53 8,81
- дизельный транспорт 1,56 3,12
- дробление 0,60 0,60
- подъем 1,00 2,00
- содержание дорог 0,77 1,65
2 Прочие затраты 1,40 1,40
ИТОГО 10,28 19,00
Как видно из табл. 1, транспортно-логистические расходы преобладают в структуре затрат на добычу и производство концентрата руды и достигают 60 % общих затрат.
В результате анализа отечественного и зарубежного опыта выявлено, что перспективным направлением повышения эффективности функционирования горнодобывающих предприятий с производительностью более 10 млн т горной массы является применение циклично-поточной технологии (ЦПТ) при разделении потоков руды и вскрыши.
ЦПТ подразумевает использование двух и более видов транспорта при организации перевозок в пределах контура карьера и от его границ до пунктов потребления руды и складирования пород вскрыши. Как правило, цикличным транспортом при перемещении горных пород выступает конвейер, а доставка пород от забоя до него - автомобильный транспорт [3]. Таким образом, доставка горных пород до перегрузочного пункта, распо-
ложенного в большинстве случаев на одном или нескольких концентрационных горизонтах, осуществляется автомобильным транспортном, а с концентрационных горизонтов до складов на поверхности или непосредственно на обогатительную фабрику - конвейером. То есть ЦПТ использует комбинированную транспортну схему, при этом доставка горных пород от забоя осуществляется цикличным транспортом, а дельнейшая их транспортировка - поточным, который является основным технологическим. При открытом способе разработки месторождений полезных ископаемых циклично-поточная технология при высокой произвольности и продолжительном сроке освоения балансовых запасов является приоритетной по причине возможности сокращения дальности перевозки горной массы за счет использования ленточных конвейеров с углами наклона до 16...18° [4, 5].
Несмотря на то, что капитальные затраты на организацию ЦПТ транспортирования рудной массы выше, чем при использовании цикличной, общие эксплуатационные затраты предприятия сокращаются на 25.35 %, такое снижение достигается в результате уменьшения себестоимости транспортирования рудной массы на 30.40 %, повышения производительности труда в 1,4.2 раза.
Особую важность и актуальность ЦПТ приобретает в условиях комбинированной геотехнологии, когда на первоначальном этапе добыча твердых полезных ископаемых осуществляется открытым способом а также когда, по мере подготовки площадок на соответствующих горизонтах карьера, осуществляется строительство подземного рудника для отработки законтурных запасов.
Для сокращения себестоимости транспортирования и, как следствие добычи руды, необходимо применять новый подход к управлению рудопо-токами. Предлагается использовать логистический подход при управлении рудопотоками и рассматривать предприятие горного производства как логистическую систему.
Под потоком в логистике понимается совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором временном интервале и измеряемая в абсолютных единицах за определённый период времени. В логистике выделяют материальный поток, поток услуг, информационный и финансовый потоки. Основным объетом логистического управления является материальный поток - поток, элементами которого являются сырьё, материалы или готовая продукция, например рудная масса.
Под логистическим подходом понимается интеграция отдельных звеньев материального производства в единую систему, упорядоченную вдоль материальных потоков и способную адекватно реагировать на возмущение различного рода. Можно сделать вывод о том, что логистический подход основан на усилении значимости управления материальными потоками в единой системе Светлинского месторождения АО «ЮГК».
Последовательность технологических операций и затраты на транспортировку руды в границах логистической системы регламентируются технологией переработки руды на предприятии. Выбор принципа управления перевозочным процессом основан на степени сложности технологической системы предприятия, количестве и разнородности выполняемых технологических операций и процессов. Использование толкающего принципа при управлении движением материальных потоков в логистических системах характерно в основном для сложных производств. Концепция тянущего производства позволяет существенно снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции за счет сокращения запасов производственных ресурсов в элементах логистической системы.
Авторами в качестве основного инструмента сокращения затрат на перемещение рудной массы от забоев до приемных бункеров обогатительной фабрики предложены варианты построения логистических схем рудника с целью организации рудопотоков и вскрыши. При этом обеспечение промышленной и экологической безопасности, а также экономической эффективности ведения горных работ является первостепенной задачей.
С целью определения оптимальных количественных параметров рудопотоков и потоков пород вскрыши предложена и обоснована математическая модель, которая учитывает следующее:
- местоположение, количество и характеристику пунктов зарождения и перевалки горной массы, пунктов приема и накопления руды, а также пород вскрыши;
- использование всех видов транспорта, применяемых при перевозке дифференцированной горной массы;
- разделенную по статьям затрат стоимость перевозки дифференцированной горной массы.
В общем виде задача распределения дифференцированных потоков рудной массы является транспортной задачей линейного программирования (ТЗЛП). Данный тип задач широко применяется в плановых и проектных расчетах для оптимального прикрепления потребителей груза к поставщикам, балансовых расчетах объемов перевозок, распределении парка подвижного состава по автотранспортным предприятиям, маршрутизации перевозок и др.
В работе при постановке транспортной задачи, направленной на выбор вариантов применяемого вида транспорта, построения и определения параметров логистической схемы рудника, основной в качестве критерия оптимальности назначен грузопоток. Таким образом, результатом решения ТЗЛП применительно к логистической схеме рудника является оптимальное закрепление источников однородного груза (вскрышные и добычные забои) за его потребителями (отвалы, склады, приемные бункеры). Описание ТЗЛП и представление исходных данных должно быть следующим:
- количество источников горной массы Mi (1=1,...,т) и потребителей Кх, Pj, Rz, Ку (х, j, z, у=1,...,п) рудной массы и пород вскрыши;
- стоимостные показатели перевозки одной тонны дифференцированной горной массы от каждого поставщика соответствующему потребителю S х, j, z, у. В качестве стоимостных показателей перевозки целесообразно рассматривать затраты на перевозку единицы горной массы;
- объем добычи дифференцированной горной массы каждым поставщиком (добычным и вскрышным забоем) и объем потребления (участок отвала, размер усреднительных складов обогатетельной фабрики) у каждого потребителя руды и пород вскрыши Wx, j, z, у.
Эффективность выбора логистической схемы обслуживания месторождения определяется технологической возможностью дифференцирования горной массы в течение всего цикла ее перемещения, а также учета стоимости движения транспорта при полной загрузке и порожнем состоянии. Разделение стоимости работы транспорта следует осуществлять по направлению его перемещения, а также по виду используемого транспорта на каждом участке горнотранспортной схемы рудника. Данное условие обеспечивает оптимизацию перевозочного процесса с учетом всех факторов, влияющих на эффективность применения ЦПТ, а также в случае реконструкции всего горнодобывающего производства или отдельных его участков, способствует оперативной корректировке принятой логистической схемы рудника [6].
Согласно классической постановке ТЗЛП для известных исходных данных требуется определить план перевозок груза, при котором весь его объем будет перемещен от всех пунктов его образования, то есть каждая заявка потребителя будет удовлетворена, при этом общая стоимость перевозок должна быть минимальной. Разработка оптимального плана перевозок сводится к установлению объема перевозки от каждого источника горной массы (добычного или вскрышного забоя), до каждого пункта погашения грузопотока (склад, отвал, бункер). При этом, в математическом виде условие минимизации затрат на перемещение дифференцированной горной массы можно представлять в следующем виде
Згр + Зпор + Згр + З"ор + Згр + Зпор + Згр + Зпор ^ Ш1П. (1)
-_/ м м К К р р к к
' ПК1а/м ' Вскрыт аы ПК - кон.
кон. г
В математическом виде условие выполнения объемов перемещения руды и вскрышных пород до пунктов их перегрузки или непосредственно на рудные склады и отвалы вскрыши примет следующий вид:
ЕУгУгУ»,, для ] = 1,2...р; у = 1,2...К 2 = 1,2...Я.
Система ограничений, предусматривающая обеспечение объемов вывоза всего объема руды и вскрыши, на рассматриваемых участках в математической записи примет вид:
(2)
где Qj и Qx - соответственно производительная мощность участков, представленная забоями и пунктами переработки горной массы, млн т.
Поскольку ТЗЛП в постановке применительно к перемещению рудной массы и пород вскрыши относится к закрытому типу и предусматривает, что суммарный объем погашения дифференцированной горной массы должен быть количественно равен суммарной производительности карьера по руде и вскрыше, в математической записи его можно представить в виде:
Для учета ограничений на пропускную способность транспортных коммуникаций и производительность конвейера предлагается использовать условия, учитывающие производственную мощность пунктов приема и переработки руды и участков, на которых осуществляются отвальные работы.
Разработанная математическая модель выбора логистической схемы рудника предусматривает, что в условиях действующего предприятия объем перемещения руды должен определяться в соответствии с годовой производительностью обогатительной фабрики. При этом необходимо учитывать, что производительность карьера по руде является фиксированной величиной, которая устанавливается на этапе проектирования горнотехнической системы освоения запасов месторождения в соответствии с техническим заданием и прокосной способности карьерных автомобильных дорог [6]. Поэтому в условиях действующего карьера и обогатительной фабрики ограничение пропускной способности карьерных дорог и мощности конвейера в предложенной автором математической модели следует осуществлять за счет учета перерабатывающей способности пунктов приема руды и вскрышных пород [7 - 9].
В разработанной модели выбора логистической схемы рудника учет вида используемого транспорта при организации перемещения дифференцированной горной массы осуществляется при условии фиксированной стоимости транспортирования руды и вскрыши конвейерным и автомобильным транспортом. При этом предложенная модель учитывает загрузку
У * г\,я У м'
31 = С1 •V, • ь.
V* = к* •Ум;
(3)
автосамосвалов и отсутствие их закрепления за конкретным забоем, а также единственным разгрузочным пунктом. Кроме того, стоимость перемещения груженых и порожних автосамосвалов должна быть указана для каждого относительно участка с учетом логистики при организации перемещения обособленных потоков руды и вскрыши.
На основе разработанной модели выбора логистической схемы рудника для условий действующего карьера и обогатительной фабрики на Светлинском месторождении в качестве исходных определены три варианта размещения пунктов перегрузки с автомобильного на конвейерный транспорт (рис. 1).
Рис. 1. Варианты местоположения пунктов перегрузки в карьере «Светлинский»
Разработанная математическая модель выбора логистической схемы рудника позволяет определять местоположение пунктов перегрузки с одного на другой вид транспорта не только для текущего состояния горных работ, но и с учетом перспектив понижения отметки дна карьера, а также при открыто-подземной доработке запасов месторождения (рис. 2).
Рис.2. Разрез по линии 12 с проектным контуром карьера
глубиной 580 м
Перемещение рудной массы от забоев до обогатительной фабрики будет осуществляться в 3 этапа: этап 1 - перемещение рудной массы от забоев до поточной линии автосамосвалами; этап 2 - перемещение рудной массы по поточной линии; этап 3 - перемещение рудной массы от поточной линии до обогатительной фабрики автосамосвалами. Структура основных затрат на реализацию представленной схемы представлена в табл. 2.
Таблица 2
Себестоимость добычи руды при использовании циклично-поточной технологии на различных горизонтах расчетного месторождения
№ п/п Статьи расходов Себестоимость добычи, $/т
Горизонт 470 м. Объем добычи -1,5 млн т Горизонт 1000 м. Объем добычи -5 млн т
1 Переменные затраты: 9,34 14,59
1.1 горно-проходческие работы 0,9 0,9
1.2 очистные работы 0,42 0,42
1.3 транспортные расходы: 2,69 5,81
- дизельный транспорт 1,56 3,12
- дробление 2 1
- подъем 1 2
- содержание дорог 0,77 1,34
2 Прочие затраты 1,41 1,41
ИТОГО 10,75 15,96
Результаты расчета технико-экономических показателей добычи руды расчетного месторождения на горизонтах до 470 м и при объемах добычи до 1,5 млн т показали, что эффективным вариантом логистической схемы является схема, основанная на цикличной технологии. Однако при углублении месторождения до 1000 м и увеличении объемов добычи до 5 млн т наиболее целесообразным вариантом логистической схемы является схема, основанная на циклично-поточной технологии (рис. 3).
¡2
о
о
¡-н
■и
■ 5
■и
о
Горизонт, ы
Рис. 3. Динамика себестоимости добычи руды на расчетном месторождении в зависимости от горизонта способа формирования
логистической схемы
В составе комплекса ЦПТ предусматривается строительство следующих сооружений:
- дробильно-перегрузочного пункта (ДПП);
- магистральных конвейеров.
Дробильно-перегрузочный пункт включает в себя следующие составные элементы:
- приемный модуль;
- блок-модуль дробилки;
- модуль разгрузочного питателя;
- передаточную конвейерную систему,
и его целесообразно распологать непосредственно в карьере на целике с абсолютной отметкой +288,6 м.
На основании полученных данных при расчете экономических показателей [10] по вариантам была составлена таблица определения эконо-
мической эффективности по сравнению с действующей технологией (табл. 3).
Таблица 3
Показатели экономической эффективности рекомендуемых
технологических решений
Наименование показателей Ед.изм. Показатели
Стоимость реализованной продукции тыс. руб. 698 899 317
Капитальные вложения то же 2 998 635
Эксплуатационные затраты без амортизации то же 459 743 130
Амортизация основных средств то же 15 120 299
Налог на добычу полезного ископаемого 8 % то же 55 911 945
ИТОГО (себестоимость продукции): то же 530 775 374
Налог на имущество предприятия (2,2 % от стоимости ОС) то же 65 970
Транспортный налог то же 46 530
Итого расходов то же 530 887 874
Балансовая прибыль то же 168 011 443
Налог на прибыль 20 % то же 33 602 289
EBITDA то же 288 739 575
EBITDA с учетом дисконта то же 59 582 090
Чистая прибыль то же 159 784 528
Дисконтированная чистая прибыль то же 34 429 224
Индекс доходности 11
Срок окупаемости лет 5
Экономическая эффективность по сравнению с действую-
щим проектом, сравнение по дисконтированной чистой прибыли тыс. руб. 10 763 047
Анализируя результаты экономической эффективности рекомендуемых технологических решений при переходе на высокие уступы и внедрение циклично-поточной технологии можно сделать вывод о том, что предлагаемые решения позволяют повысить показатели эффективности освоения балансовых запасов Светлинского месторождения. При этом экономическая эффективность составляет 34,4 млрд руб., что на 10,8 млрд руб. выше базового варианта, реализуемого в настоящее время на предприятии, при этом срок окупаемости технологических рекомендаций составляет 5лет, индекс доходности значительно больше единицы, что подтверждает высокую эффективность предлагаемых и обоснованных решений.
Список литературы
1. Гавришев С.Е. Обоснование организационно технологических методов повышения надежности и эффективности работы карьеров: дис. ... д-ра техн. наук. Магнитогорск, 2002.
2. Проектирование горных работ при формировании карьерного пространства зонами концентрации / В.А. Галкин, В.Н. Сидоренко, С.Е. Гавришев, А.Н. Носов. Магнитогорск: МГМИ, 1991. 57 с.
3. Сидоренко В.Н. Повышение эффективности эксплуатации глубоких карьеров с автомобильным транспортом формированием зон концентрации горных работ: дис. ... канд. техн. наук. Л.: ЛГИ, 1987.
4. Кузнецова Т.С. Обоснование параметров карьеров при комбинированной разработке крутопадающих месторождений: дис. ... канд. техн. наук. Магнитогорск, 2003. 176 с.
5. Рыльникова М.В. Обоснование параметров комбинированной геотехнологии освоения медно-колчеданных месторождений Урала: дис. ... д-ра техн. наук. Магнитогорск, 1999. 316 с.
6. Васильев, М.В., Яковлев В.Л. Научные основы проектирования карьерного транспорта / под ред. акад. Н.В. Мельникова. М.: Наука, 1972. 202 с.
7. Анализ конструкций крутонаклонных конвейеров для глубоких карьеров / Е.Д. Николаев [и др.] // Горный журнал. 1998. №11-12. С. 62.
8. Шешко Е.Е., Картавый А.Н. Эффективный транспорт для глубоких карьеров // Горный журнал. 1998. №1.
9. Методика определения границ рационального использования карьерного транспорта / Б.П. Юматов [и др.] // Известия вузов. Горный журнал. 1974. №11. С. 12-16.
10. Медведева О.А. Производительность по руде и вскрышным породам горнотранспортных комплексов карьера // Геотехническая механика. Межвед. сб. научн. трудов. Днепропетровск. 2003. №47. С. 272-277.
Шадрунов Александр Геннадьевич, ген. директор, 79037007679@yandex.т, Москва, ООО «В2-Групп»,
Саблев Сергей Алексеевич, гл. инженер, mformatюn@мgoЫ. т. Россия, Челябинская область, Пласт, АО «ЮГК»,
Пыталев Иван Алексеевич, д-р техн. наук, проф., директор института, pytalev_ivan@mail.т, Россия, Магнитогорск, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,
Фридрихсон Олег Владимирович, канд. техн. наук, доц., fridrikhsonov@yandex.т, Россия, Челябинская область, Магнитогорск, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
IMPROVEMENT OF THE SVETLINSKY GOLD DEPOSIT LOGISTICS SCHEME WITH TRANSITION TO CYCLE-FLOW TECHNOLOGY
A.G. Shadrunov, S.A. Sablyov, I.A. Pytalev, O.V. Fridrikhsonov
The article substantiates the possibility and expediency of quarries and processing plants production capacity increasing due to the introduction of ore flows moving cycle-flow technology. The technical and economic assessment results of cyclic-flow technology usage for mining combined method under conditions of the JSC «UGK» Svetlinsky gold deposit are presented.
Key words: exploitation of mineral deposits, cycle-flow technology, logistics approach to the mining operations organization, ore flow, cost of mining.
Shadrunov Alexander Gennadievich, general manager, 79037007679@yandex.ru, Moscow, OOO «B2-Group»,
Sablyov Sergey Alekseevich, information@ugold. ru, chief engineer, Russia, Chelyabinsk region, Plast, JSC «UGK»,
Pytalev Ivan Alekseevich, doctor of technical sciences, associate professor, pytalev_ivan@mail. ru, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk state technical University,
Fridrikhsonov Oleg Vladimirovich, candidate of technical sciences, associate professor, fridrikhsonov@yandex. ru, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk state technical University
Reference
1. Gavrishev S. E. Justification of organizational and technological methods for improving the reliability and efficiency of quarries: Diss. ... sciences'. Magnitogorsk, 2002.
2. Design of mining operations in the formation of quarry space by concentration zones / V. A. Galkin, V. N. Sidorenko, S. E. Gavrishev, A. N. Nosov. Magnitogorsk: mgmi, 1991. 57 p.
3. Sidorenko V. N. Improving the efficiency of operation of deep quarries with road transport forming zones of concentration of mining operations: Diss. ... Cand. tech. Sciences. Leningrad: LGI, 1987.
4. Kuznetsova T. S. Justification of quarry parameters in the combined development of steeply falling deposits: Diss. ... Cand. tech. sciences'. Magnitogorsk, 2003. 176 p.
5. Rylnikova M. V. Substantiation of parameters of combined Geotechnology for development of copper-pyrite deposits in the Urals: Diss. ... Dr. Techn. sciences'. Magnitogorsk, 1999. 316 p.
6. Vasiliev, M. V., Yakovlev, V. L. Scientific bases of quarry transport design / ed. Acad. Melnikova N. V. M.: Nauka, 1972. 202 p.
7. Analysis of structures steeply inclined conveyors for deep pits / E. D. Nikolaev [et al.] / / Mountain magazine. 1998. No. 11-12. P. 62.
8. Sheshko E. E., Burr A. N. Effective transport for the deep open pits // Mining journal. 1998. No. 1.
9. The method of determining the boundaries of rational use of quarry transport / B. P. Yumatov [and other] // Izvestiya vuzov. Gorny Zhurnal. 1974. No. 11. P. 12-16.
10. Medvedeva O. A. Productivity on ore and overburden rocks of mining transport complexes of the quarry / / Geotechnical mechanics. Lived. collection of scientific. labours'. Dnepropetrovsk, 2003, No. 47, P. 272-277.
УДК 622.013.3; 622.015
ПЕРЕОЦЕНКА ЗОЛОТОРУДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ АО «ЮГК»
В.В. Федосеев, Ю.И. Рябов, Л.А. Гаджиева
Проведен сравнительный анализ геологических и горнотехнических условий разработки золоторудных месторождений компании АО «Южуралзолото» в Челябинской области. Описана методика переоценки запасов в техногенно нарушенном осваиваемом участке недр с использованием современных методик и программного обеспечения. Приведены результаты переоценки некондиционных участков и флангов эксплуатируемых месторождений, осваиваемых горными предприятиями компании АО «ЮГК». Показано, что в результате проведенного трехмерного моделирования, минеральные ресурсы исследуемых объектов АО «ЮГК» оценены в размере 323 тонны золота, что позволило увеличить сырьевую базу компании в 2 раза.
Ключевые слова: золоторудные месторождения, Южный Урал, минерально-сырьевая база, переоценка запасов, Micromine, АО «Южуралзолото Группа Компаний».
Введение
Значительные геолого-промышленные запасы золота в России во многом определяют ее ведущее положение в мировой добыче и производстве этого драгоценного металла. Золоторудные месторождения Уральского региона вносят весомый вклад в минерально-сырьевую базу России [1]. В ней ведущим предприятием на Урале по запасам и объемам производства золота является АО «Южуралзолото Группа Компаний», которое осуществляет добычу драгоценных металлов на территории Челябинской области, в том числе на крупных объектах открытой добычи с запасами от 5 до 100 т золота: месторождения «Светлинское», «Березняковское», «Западный» и «Южный Курасан», а также «Семеновское», «Алтынташское» и «Наилинское».
Светлинское месторождение является крупнейшим месторождением золота на Южном Урале. Оно расположено в 25...30 км к Ю.З. от города Пласт и представлено золото-кварц-сульфидными прожилковыми и прожилково-вкрапленными рудами со средним содержанием золота 0,8.2,5 г/т [2 - 5].
Месторождение эксплуатируется открытым способом с 1992 г. Светлинским карьером, глубина которого в настоящее время достигла 180 м от поверхности. В добычу вовлечены все пять разведанных рудных