Научная статья на тему 'К ОБОСНОВАНИЮ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНУЮ ГЕОТЕХНОЛОГИЮ В ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ'

К ОБОСНОВАНИЮ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНУЮ ГЕОТЕХНОЛОГИЮ В ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
207
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУБОКИЙ КАРЬЕР / ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СХЕМА / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ГРУЗОПОТОКОВ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Власов Антон Владимирович, Шадрунов Александр Геннадьевич, Кливер Сергей Яковлевич, Лукьянов Юрий Александрович

Рассмотрены современные тенденции развития циклично-поточной геотехнологии при отработке глубоких карьеров. Выполнен анализ основных проблем при ее внедрении. Показана важность переходного периода внедрения новой технологии, сделан акцент на логистической схеме на цикличном и поточном участках. Определены основные направления оптимизации параметров логистической системы рудника во время переходного периода, особое внимание уделено вопросам неравномерности грузопотоков цикличного звена технологии при непрерывности и постоянстве скорости и объемов перемещения на поточном участке, что обуславливает появление новых методов управления качеством добытых полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Власов Антон Владимирович, Шадрунов Александр Геннадьевич, Кливер Сергей Яковлевич, Лукьянов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIONALE FOR THE TRANSITION TO CYCLIC-FLOW TECHNOLOGY IN DEEP OPEN PITS

Modern trends in the development of cyclic-flow geotechnology in the development of deep pits are considered. The analysis of the main problems in its implementation is performed. The importance of the transition period for the introduction of a new technology is shown, and the emphasis is placed on the logistics scheme in the cyclic and flow sections. The main directions for optimizing the parameters of the mine's logistics system during the transition period are defined, special attention is paid to the issues of uneven cargo flows of the cyclical link of the technology with continuity and constancy of the speed and volume of movement in the flow section, which leads to the emergence of new methods for managing the quality of extracted minerals.

Текст научной работы на тему «К ОБОСНОВАНИЮ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНУЮ ГЕОТЕХНОЛОГИЮ В ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ»

УДК 622

К ОБОСНОВАНИЮ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНУЮ ГЕОТЕХНОЛОГИЮ В ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ

А.В. Власов, А.Г. Шадрунов, С.Я. Кливер, Ю.А. Лукьянов

Рассмотрены современные тенденции развития циклично-поточной геотехнологии при отработке глубоких карьеров. Выполнен анализ основных проблем при ее внедрении. Показана важность переходного периода внедрения новой технологии, сделан акцент на логистической схеме на цикличном и поточном участках. Определены основные направления оптимизации параметров логистической системы рудника во время переходного периода, особое внимание уделено вопросам неравномерности грузопотоков цикличного звена технологии при непрерывности и постоянстве скорости и объемов перемещения на поточном участке, что обуславливает появление новых методов управления качеством добытых полезных ископаемых.

Ключевые слова: глубокий карьер, циклично-поточная технология, логистическая схема, неравномерность грузопотоков, управление качеством полезных ископаемых.

Современные реалии горного производства характеризуются тенденцией усложнения условий ведения работ. На действующих карьерах вовлекаются в отработку запасы глубоких горизонтов, более бедные залежи полезных ископаемых [1, 2]. Новые месторождения, как правило, характеризуются сложными горно-геологическими условиями, сложным качественным составом руд, удаленностью от развитых инфраструктурных районов. Все указанные выше факторы ведут к постоянному увеличению капитальных и операционных затрат на добычу полезных ископаемых. В данных условиях постоянное совершенствование техники и технологии производства горных работ является основным компенсирующим и оптимизирующим фактором. Одним из основных направлений оптимизации работ в условиях глубоких карьеров является переход на циклично-поточную технологию (ЦПТ), что позволяет оптимизировать затраты и вовлечь в отработку запасы полезных ископаемых, которые ранее были отнесены к забалансовым. Данный подход соответствует политике государства в части обеспечения рационального недропользования [3].

Все более широкое распространение находит циклично-поточная технология (ЦПТ), позволяющая существенно сократить дальность транспортирования горной массы за счет применения ленточных конвейеров с углами наклона до 16...18°, снизить себестоимость транспортирования горной массы на 30.40 %, поднять производительность труда в 1,4.2 раза. Суть циклично-поточной технологии заключается в применении для транспортирования добываемых в эксплуатационных забоях пород цикличного транспорта, при этом загрузка мобильных средств также ведется

цикличным способом с применением ковшовых экскаваторов. При этом весьма важным вопросом является контроль качества рудной массы в загружаемой в ковше единичной порции и накопительного объема в кузове загруженного автотранспортного средства.

В целом следует отметить, что развитие комплексной механизации горных работ на карьерах в настоящее время идет по линии внедрения поточных технологий и высокопроизводительного оборудования. Причем сочетание цикличной выемки и поточной транспортировки горных пород является характерной чертой современных горных технологий. Для условий мощных глубоких карьеров характерной особенностью является особо высокая ответственность при проектировании, планировании и управлении горными работами, поскольку зачастую нерациональные решения приводят к высоким экономическим потерям для предприятия. Основные системообразующие решения по карьеру, являющемуся сложной производственной системой, должны приниматься в условиях достаточности исходной информации, особенно при внедрении инновационных наукоемких геотехнологий.

При переходе на ЦПТ в границах карьера размещаются мощные дробильно-перегрузочные пункты (ДПП) для дальнейшей транспортировкой горной массы на поверхность конвейерным транспортом. Доставка горной массы до ДПП осуществляется автомобильным транспортом по коротким карьерным маршрутам (до 2...2,5 км), что способствует использованию каждого вида транспорта в наиболее благоприятных условиях, снижению общих затрат на транспортирование горной массы.

При решении задач ввода ЦПТ с переходом на отработку глубоких горизонтов месторождений открытым способом следует учитывать современные тенденции развития горной техники и технологии [4]:

- увеличение единичной мощности выемочно-погрузочного и транспортного оборудования: вместимость ковшей экскаваторов до 12...50 м3, грузоподъемности автосамосвалов - до 240.400 т;

- сокращение доли железнодорожного карьерного транспорта, в основном его использование, как правило, ограничивается в исключительных случаях сборочными функциями;

- значительное развитие и совершенствование оборудования поточной технологии: дробильных машин, конвейеров, складирующих машин, обусловленное повышением их надежности и простоты в эксплуатации, мобильности, увеличением производительности и расширением области применения, низкой трудоемкостью эксплуатации и возможностью полной автоматизации;

- переход на полную автоматизацию и роботизацию производства открытых горных работ, в том числе с использованием автосамосвалов в беспилотном режиме, дистанционном или интеллектуальном программном управлении.

Тенденцией последних лет является переход на полустационарные дробильно-перегрузочные пункты [5, 6], они обладают большей надежностью и мощностью, относительно мало мобильны, но при этом имеют возможность перемонтажа на другой участок карьера. Применение стационарных установок внутри карьера технологически неэффективно, так как консервирует запасы или повышает коэффициент вскрыши. Так, на железорудном карьере компании TISCO (Северный Китай) ДПП по вскрыше (рис. 1) производительностью около 5500 т/час переносили за период 10 лет три раза.

Рис. 1. Полустационарный дробильно-перегрузочный пункт

Дробленую взрывом горную массу крупностью до 1200 мм с оперативным контролем качества из забоев автотранспортом доставляют на разгрузочную площадку дробильно-перегрузочного пункта, с учетом качественного состава распределяют в отдельные отвалы либо выгружают в соответствующий бункер, откудаминеральное сырье подается в дробилку, а после дробления - на конвейерную линию.

В настоящее время оборудование поточной технологии может обеспечивать производительность значительно выше, чем указано в обзорах, выполненных в советское и постсоветское время. Например, согласно данным одного из ведущих производителей дробильного и конвейерного оборудования, складирующих машин компании ТИуББеиКтрр [7], производительность одного ДПП, оснащенного гирационной дробилкой, может

составлять до 10000 т/ч, что соответствует годовой производительности одной линии комплекса до 50.60 млн т в год.

Преимуществами ленточных конвейеров являются: высокая производительность, большая длина как в одном ставе, так и всей конвейерной линии; относительная простота конструкции; значительно меньшие масса и удельная энергоемкость по сравнению со скребковыми конвейерами; высокая надежность, безопасность и возможность полной автоматизации работы.

Автомобильно-конвейерный транспорт крепких пород и руд, составляющий основу циклично-поточной технологии разработки месторождений открытым способом, экономически целесообразен на карьерах глубиною 100.150 м и более. При использовании этого вида комбинированного транспорта автотранспортом перемещают горную массу внутри карьера обычно на небольшие расстояния (порядка 0,6.0,8 км) до перегрузочных дробильных пунктов, от которых горная масса транспортируется ленточными конвейерами до пункта назначения. По мере углубки карьера перегрузочные пункты переносят (обычно через 3.4 горизонта) и наращивают конвейерные подъемники.

Внедрение циклично-поточной технологии на открытых горных разработках позволяет увеличить (по сравнению с цикличной) производительность в 1,5.2 раза, снизить затраты на разработку на 25.30 %, увеличить производительность экскаваторов на 25.30 %, сократить в несколько раз потребность в мощных автосамосвалах. Кроме этого, появляется возможность осуществить комплексную автоматизацию производства.

Ленточные конвейеры, применяемые в комплексе с автотранспортом, оборудованы лентами шириной 1600 и 2000 мм. Скорость ленты достигает 2,5.3,15 м/с. Такие конвейеры обеспечивают производительность 18.20 млн т в год при часовой производительности 4000.4500 т/ч. В ленточном конвейере транспортирование горной массы осуществляется на конвейерной ленте, выполняющей функции тягового и несущего органа. Загрузка возможна практически в любой точке по длине конвейера. Обычно ленточные конвейеры загружаются в хвостовой части через загрузочную воронку, а разгружаются при сходе ленты с головного барабана. Возможна разгрузка ленточного конвейера в промежуточных пунктах с помощью плужковых сбрасывателей или разгрузочных тележек. Для контроля за работой и автоматизации конвейеров устанавливают различные датчики и приспособления.

Для определения основных направлений оптимизации ЦПТ рассмотрим более подробно ее недостатки. В ряде источников [8-10] отмечаются более низкие фактические показатели работы ЦПТ относительно заявленных проектных.

Так, в Справочнике [11] основной причиной, ограничивающей производительность ЦПТ, названа неравномерность работы цикличной части технологии, особенно при разработке сложноструктурных месторождений. В качестве примера приводится рудник Мурунтау, при проектной производительности комплекса из двух линий 25,6 млн м3 в год фактическая составила только 12.14 млн м3, при этом указаны скачки производительности в течение смены в несколько раз (от менее 500 до более 2000 м3 в час).

Более подробно С.С. Коломников в статье [12], анализируя опыт работы ЦПТ на карьере Мурунтау, выделяет следующие особенности:

- время работы конвейеров в течение месяца в среднем составляет 77 % календарного времени, то есть имеется значительный потенциал в увеличении производительности;

- определено оптимальное время годового технического обслуживания в 1400 часов, исходя из анализа аварийных ремонтов;

- значительное время технологических простоев связано с передвижкой отвального конвейера;

- отмеченный дефицит горной массы, поступающей из цикличного звена, связан с работой экскаваторов в тяжелых условиях сложных забоев, недостаточным количеством экскаваторов;

- часть производительности теряется по причине простоев из-за негабарита; данная проблема решается, в первую очередь, адаптацией параметров производства буровзрывных работ;

- значительная неравномерность грузопотока в течение смены; частично данная проблема решается созданием промежуточных складов, в условиях карьера Мурунтау суммарная вместимость складов должна быть не менее 600.700 тыс. м3.

Во многих источниках указано на необходимость организации дополнительных аккумулирующих и компенсирующих складов в районе ДПП. Так, М.В. Васильев [13] создание данных емкостей обосновывает возможностью увеличения производительности поточной части на 10.15 %, в Справочнике [11] сказано об уменьшении простоев на 25 % при наличии промежуточных складов.

Многие предприятия столкнулись с ненадежной работой оборудования ЦПТ, особенно дробильных машин. Хотя следует отметить, что в современных условиях ситуация значительно улучшилась, так как предлагаемые на рынке образцы оборудования обладают более высокими техническими и эксплуатационными характеристиками.

На подавляющем большинстве карьеров горные работы ведутся без учета возможностей комбинации транспорта в будущем, требуется значительный ресурс на изменение конфигурации существующих горнотехнических конструкций под размещение нового оборудования, технологических процессов, на организационную перестройку, особенно при внедрении интеллектуальной циклично-поточной геотехнологии с про-

граммируемым управлением транспортными средствами на всех этапах логистического цикла и выводом оператора из опасной зоны ведения открытых горных работ [14].

Исследована тесная взаимосвязь цикличной и поточной частей технологии, осложняемая большой группой случайных факторов [15]. В результате продолжительность операций значительно отклоняется от средних значений. Данное взаимодействие относится к категории вероятностных процессов. Даны рекомендации по нивелированию простоев увеличением количества автосамосвалов или приемного бункера ДПП.

Анализ проблем, связанных с внедрением и эксплуатацией комплексов ЦПТ, в том числе на Костомукшском и Светлинском ГОКах, позволил установить [16-17]:

- наиболее важным и проблемным участком является участок пересечения цикличной и поточной технологий;

- определяющим эффективность работы предприятия является переходный период от цикличной технологии на ЦПТ;

- особого внимания заслуживает проблема неравномерности грузопотока цикличного звена технологии. Решение данного вопроса связано с практически всеми процессами горных работ, значит, это задача комплексная и имеет значительный потенциал с точки зрения эффективности производства в целом;

- требует особого внимания и дополнительных исследований процесс управления качеством потоков извлекаемой и транспортируемой горной массы с разделением рудопотоков по сортам, что связано с дополнительно накладываемыми ограничениями при вводе ЦПТ, ограничиваемости перегрузочных пунктов вблизи дробильно-сортировочных комплексов, так как ввод ЦПТ накладывает на него значительные ограничения.

Рассмотрим более подробно вопросы неравномерности грузопотоков цикличного звена технологии. При взаимодействии цикличного и поточного оборудования предпочтительно обеспечить постоянную разгрузку автосамосвалов в бункер дробильной установки: для производительных линий продолжительность цикла разгрузки одного автосамосвала примерно 2.3 минуты. При этом отсутствие ритмичности в подаче автосамосвалов неминуемо влечет к простою того или иного оборудования как цикличной, так и поточной частей. Очевидно, что простои оборудования поточной части комплекса ЦПТ нельзя в дальнейшем компенсировать более интенсивной подачей автосамосвалов, как это было возможно при цикличной технологии. Для минимизации данных простоев предприятиям приходится нести добавочные расходы, например, дополнительным количеством автосамосвалов, увеличением объема приемного бункера ДПП или необходимостью создания промежуточных складов горной массы. Простои автосамосвалов около дробильной машины в очереди или непол-

ная загрузка оборудования поточной технологии - это явные, прямые и невозвратные потери. Дополнительно достаточно сложно решаемой проблемой является управление качеством рудопотоков при перевозке минерального сырья различной ценности и технологических свойств.

Исследованиями выявлено наличие значительного потенциала снижения простоев и повышения эффективности работы оборудования комплекса ЦПТ, что позволило установить следующее:

1. На стадиях проектирования и планирования горных работ в текущей практике, как правило, планируются необходимые объемы добычи и вскрыши, объемы и качественные показатели добытой рудной массы. Плечо откатки горной массы, как правило, считается следствием принятого плана развития горных работ. К тому же есть возможность им управлять за счет планирования мест разгрузки на отвале вскрышных пород. С вводом ЦПТ точки разгрузки лишь фиксируются. В данных условиях планирование расположения экскаваторных забоев необходимо осуществлять с учетом требуемого расстояния транспортирования горной массы, расстановка забоев планируемого качества добытой горной массы должны исключить значительные колебания плеча откатки во времени и качества извлекаемых потоков рудной массы. Для обоснования новых подходов к проектированию и планированию горных работ требуется методическая проработка поиска оптимальных алгоритмов решения поставленной задачи.

2. Внедрение систем автоматической диспетчеризации позволяет иметь наиболее полную информацию о грузопотоках и тем самым эффективно ими управлять. Создание алгоритмов, позволяющих в автоматическом режиме управлять логистическими потоками, имеет значительный потенциал. В дальнейшем при внедрении беспилотных самосвалов и средств поточного транспорта это позволит работать всей транспортной цепочке ЦПТ - от начала погрузки и до доставки самосвалом горной массы от забоя до ее размещения на складе или в отвале в автоматическом режиме. Алгоритмы позволят управлять скоростным режимом, перераспределять самосвалы по экскаваторным забоям, определять оптимальный маршрут движения рудопотоков с учетом задач управления качеством добытой рудной массы.

3. При отработке нижних горизонтов глубоких карьеров для уменьшения ширины дорог и рабочих площадок, что, в свою очередь, позволит уменьшить значительный разнос бортов карьера, целесообразен переход на автосамосвалы меньшей грузоподъемности и, соответственно, габаритов. При этом наличие ЦПТ позволяет минимизировать плечо откатки автотранспортом, не увеличивая парк автосамосвалов. В части обеспечения равномерности грузопотоков уменьшение грузоподъемности и увеличение количества доставочных машин способствует повышению ритмичности подачи автосамосвалов к бункерам ДПП. Данное утверждение

требует соответствующего обоснования расчетами для конкретных горногеологических условий освоения месторождения.

Вопросы управления качеством рудопотоков при переходе на ЦПТ.

Как правило, при открытой разработке месторождений для доставки полезных ископаемых на поверхность используют автотранспорт со складированием горной массы в перегрузочные склады, откуда осуществляется отгрузка ее в железнодорожные составы, либо автотранспорт для дорог общего пользования. При данной схеме перегрузочные склады выполняют функцию усреднительных, используются для шихтовки полезных ископаемых и в качестве накопительного буфера. С вводом ЦПТ подход к управлению качеством рудной массы принципиально меняется. Появляется технологическая возможность полностью отказаться от промежуточных складов и обеспечить доставку руды конвейером непосредственно на фабрику. Однако при этом остро встает вопрос управления качеством рудопо-токов, средним вещественным составом и технологическими свойствами. Для управления качеством рудопотоков при применении ЦПТ имеется возможность использования промежуточных складов на поверхности, формируемых штабелеукладчиками, но это влечет за собой дополнительные капитальные и операционные затраты.

Анализ позволил выделить следующие основные направления управления качеством потоков добытого минерального сырья при применении ЦПТ.

Внедрение на всех стадиях технологического цикла системы прогнозирования и оперативного контроля за вещественным составом, механическими и технологическими свойствами потоков горной массы - от проведения дополнительной эксплуатационной разведки, контроля качества и условий залегания руд в процессе технологического бурения, оперативного крупнопорционного контроля при погрузке горной массы в автосамосвал до формирования объемов рудной массы заданного качества до складирования в штабели, накопительные бункеры. Это включает замеры качества руды при обуривании блока под взрыв с последующей оценкой свойств рудной массы, моделирование качества по всей транспортной цепочке, установку рудоконтрольных станций по пути следования автосамосвалов, на конвейерах и в накопительных пунктах.

При широком внедрении систем автоматической диспетчеризации и рудоконтроля появляется возможность управлять качеством без использования промежуточных складов путем формирования грузопотоков заданного качества на уровне ДПП путем оптимизации режима развития горных работ, определения порядка подачи автосамосвалов из эксплуатационных забоев. Это требует более высокого уровня организации производства с внедрением систем контроля качества и автоматического управления качеством формируемых рудопотоков.

Создание промежуточных накопительных складов непосредственно в карьере. В данном направлении необходимо обратить внимание на следующие аспекты: уменьшение вместимости склада, исключение повторной отгрузки со склада в автосамосвалы (например, погрузка осуществляется непосредственно в бункер ДПП из склада погрузчиком), поиск оптимальной технологии формирования склада для уменьшения дополнительных площадок для его размещения.

При конструкции карьера и разработке плана развития горных работ при внедрении циклично-поточной технологии следует исходить из основных положений:

1. Размещение ДПП максимально близко к центру масс формируемых грузопотоков минерального сырья. Обеспечение кратчайших путей доставки горной массы к месту разгрузки. Максимальное исключение дополнительных перегрузок горной массы по пути следования к ДПП.

2. Внедрение систем автоматического контроля позиционирования и управления автоматическими перевозками.

3. Включение поточной части доставки полезного ископаемого в технологическую цепочку фабрики для уменьшения дополнительных операций по дроблению и циклов перегрузки.

4. В случае строительства двух и более линий поточной технологии в карьере целесообразно применять варианты их взаимного резервирования, что повысит надежность работы системы в целом. Для этого предусматривается дополнительный конвейер, соединяющий разные линии. Например, в случае остановки рудной ДПП появляется возможность отправлять полезные ископаемые на породную ДПП, откуда посредством соединяющего конвейера горная масса перенаправляется на конвейеры или иные транспортные средства рудной линии.

5. Разработка организационных мер в части совмещения вспомогательных операций на цикличной и поточной частях технологии, в т.ч. по обслуживанию и ремонтам, остановкам на проведение взрывных работ и иным отключениям, пересменкам и обедам персонала, что в целом способствует повышению эффективности использования годового фонда времени работы логистической системы в целом.

6. Создание резервных забоев, что дает дополнительные возможности к управлению грузопотоками и шихтовки добытой горной массы.

7. Член-корреспондент РАН В.Л. Яковлев делает акцент на особую роль переходных процессов как наиболее актуальное направление дальнейшего исследования проблем перехода на новые геотехнологии [18]. Это особенно актуально для обоснования условий перехода на ЦПТ и требует дополнительных исследований.

Изложенные основные положения по развитию логистической схемы и системы управления качеством потоков минерального сырья нашли свое отражение при проектировании внедрения циклично-поточной гео-

технологии на Костомукшском месторождении железных руд и Светлин-ском золоторудном месторождении. Несмотря на существенные различия в горно-геологических условиях, морфологии залежей и качестве руд, наличие глубокого карьера и одного из бортов, поставленного заблаговременно в предельное положение, определен общий подход к решению технологических задач переходного периода с комбинацией двух принципиально разных геотехнологий. При этом каждое звено логистической схемы работает в наиболее благоприятных экономических условиях, а совмещение технологических процессов первичной подготовки минерального сырья и переработки с оптимизацией параметров управления качеством рудопото-ков позволяет существенно повысить полноту и комплексность освоения недр.

Список литературы

1. Трубецкой К.Н. Развитие ресурсосберегающих и ресурсовоспро-изводящих геотехнологий комплексного освоения месторождений полезных ископаемых. М.: ИПКОН РАН, 2014. 196 с.

2. Рыльникова М.В., Струков К.И., Есина Е.Н. Обеспечение устойчивого развития горнотехнической системы на завершающей стадии подземной разработки жильных золоторудных месторождений Урала // Устойчивое развитие горных территорий. 2018. № 5. С. 518-525.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» № 2914-р от 22.12.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/WXRSEBj6jnRWNrumRkDakLcqfAzY1 4VE.pdf (дата обращения: 03.10.2020).

4. Стратегия освоения Светлинского месторождения / К.И. Струков, Р.В. Бергер, В.А. Ежов, Е.Н. Есина // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2020. Вып. 1. С. 36-45.

5. Решетняк С.П., Еремин Г.М., Листопад Г.Г. Пути и способы повышения эффективности разработки руд глубоких горизонтов открытым и открыто-подземным способами. // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2002.

6. Самойлов Ю.А. Анализ тенденций развития циклично-поточной технологии на карьерах // Горный информационно-аналитический бюллетень. № 2. 2011. С. 184-187.

7. Компания ThyssenKrupp: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thyssenkrupp-industrial-solutions.com/en/products-and-services/mineral-processing/crushing-plants (дата обращения: 03.10.2020).

8. Бахтурин В.Г., Кармаев Г.Д., Берсенев В.А. Вопросы применения циклично-поточной технологии на карьерах // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № 3. С. 62-71.

9. Зубович П.Т., Селезнев А.В. О целесообразной глубине ввода конвейера при комбинированном транспорте // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2004. № 2. С. 182-185.

10. Комплектация комплексов циклично-поточной технологии при комбинированном автомобильно-конвейерно-железнодорожном виде транспорта / С.К. Молдабаев, Е. Абен, Е.А. Касымбаев, Н.О. Сарыбаев // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2019. № 7. С. 158-173.

11. Открытые горные работы: справочник / К.Н. Трубецкой [и др.]. М.: Горное бюро, 1994. 590 с.

12. Коломников С.С. Разработка и адаптация методов и средств интенсификации циклично-поточной технологии открытой разработки сложно-структурных месторождений // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2006. № 2. С. 313-321.

13. Васильев М.В. Транспорт глубоких карьеров. М.: Недра, 1983.

295 с.

14. Галкин В.И., Шешко Е.Е. Обоснование областей эффективного применения специальных видов конвейеров на карьерах // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 1. С. 400-410.

15. Чиркин А.А., Кантемиров В.Д. Оптимизация параметров площадок для размещения передвижных дробильно-перегрузочных установок. // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2003. № 12. С. 117-120.

16. Стратегия освоения Светлинского месторождения / К.И. Стру-ков, Р.В. Бергер, В.А. Ежов, Е.Н. Есина // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2020. Вып. 1. С. 36-45.

17. Обоснование развития логистической системы Светлинского карьера с учетом перспектив перехода на комбинированную геотехнологию / М.В. Рыльникова, К.И. Струков, Р.В. Бергер, Е.Н. Есина // Горная промышленность. 2019. № 6. С.106-111.

18. Яковлев В.Л., Яковлев В.А. Актуальные проблемы карьерного транспорта и перспективы его развития // Проблемы недропользования. 2017. № 4. С. 5-9.

Власов Антон Владимирович, ст. менеджер по проектированию, av.vlasov2@kostomuksha.ru, Россия, Костомукша, АО «Карельский окатыш»,

Шадрунов Александр Геннадьевич, ген. директор, 79037007679@yandex.ru, Москва, ООО «В2-Групп»,

Кливер Сергей Яковлевич, гл. инженер проектов, kliver@spbgipro. ru, Россия, Санкт-Петербург, ООО «СПб-Гипрошахт»,

Лукьянов Юрий Александрович, руководитель департамента проектно-изыскательскихработ, Россия, Челябинск, ООО «УКЮГК»

THE RATIONALE FOR THE TRANSITION TO CYCLIC-FLOW TECHNOLOGY IN DEEP

OPEN PITS

A.V. Vlasov, A.G. Shadrunov, S.Ya. Kliver, Y.A. Lukyanov

Modern trends in the development of cyclic-flow geotechnology in the development of deep pits are considered. The analysis of the main problems in its implementation is performed. The importance of the transition period for the introduction of a new technology is shown, and the emphasis is placed on the logistics scheme in the cyclic and flow sections. The main directions for optimizing the parameters of the mine's logistics system during the transition period are defined, special attention is paid to the issues of uneven cargo flows of the cyclical link of the technology with continuity and constancy of the speed and volume of movement in the flow section, which leads to the emergence of new methods for managing the quality of extracted minerals.

Key words: deep open pit, cyclical-and-continuous technology, logistic scheme, the unevenness of flows, quality control of minerals.

Vlasov Anton Vladimirovich, senior design manager, av. vlasov2 akostomuksha. ru, Russia, Kostomuksha, Karelsky Okatysh JSC,

Kliver Sergey Yakovlevich, chef engineer, kliveraspbgipro.ru, Russia, St. Petersburg, LLC "SPb-Giproshakht"

Shadrunov Alexander Gennadievich, general manager, 79037007679ayandex.ru, Moscow, OOO «B2-Group»

Lukyanov Yuri Alexandrovich, head of the department of design and survey works, Russia, Chelyabinsk, LLC «UK YUGK»

Reference

1. Trubetskoy K. N. Development of resource-saving and resource-reproducing ge-otechnologies for complex development of mineral deposits. Moscow: IPKON RAS, 2014, 196 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rylnikova M. V., Strukov K. I., Esina E. N. Ensuring sustainable development of the mining system at the final stage of underground development of vein gold deposits in the Urals // Sustainable development of mountain territories. 2018. no. 5. Pp. 518-525.

3. Decree of the Government of the Russian Federation "on approval Of the strategy for the development of the mineral resource base of the Russian Federation until 2035" No. 2914-R dated 22.12.2018 [Electronic resource]. URL: http://static.government.ru/media/files/ WXRSEBj6jnRWNrumRkDakLcqfAzY14VE.pdf (accessed 03.10.2020).

4. Strategy for the development of the Svetlinsky field / K. I. Strukov, R. V. Berger, V. A. Ezhov, E. N. Esina // Proceedings of the Tula state University. earth science. 2020. Issue 1. Pp. 36-45.

5. Reshetnyak S. P., Eremin G. M., Listopad G. G. Ways and methods of increasing the efficiency of deep-horizon ore mining by open and open-underground methods. // Mining information and analytical Bulletin. 2002.

6. Samoilov Yu. a. Analysis of trends in the development of cyclic flow technology in quarries // Mining information and analytical Bulletin. No. 2. 2011. Pp. 184-187.

7. ThyssenKrupp Company: official website. [Electronic resource]. URL: https://www.thyssenkrupp-industrial-solutions.com/en/products-and-services/mineral-processing/crushing-plants (accessed 03.10.2020).

8. bakhturin V. G., Karmaev G. D., Bersenev V. A. Questions of application of cyclic flow technology in quarries. / / Mining information and analytical Bulletin (scientific and technical journal). 2011. No. 3. Pp. 62-71.

9. Zubovich P. T., Seleznev A.V. on the expedient depth of the conveyor input in combined transport // Mining information and analytical Bulletin. 2004. No. 2. Pp. 182-185.

10.moldabaev, S. K., Aben, E. A. Kasymbaev, N. O. Sarybaev, Complete set of cyclic-flow technology complexes for combined automobile-conveyor-railway transport // Gorny information and analytical Bulletin. 2019. No. 7. Pp. 158-173

. 11. Open-pit mining operations: reference book / K. N. Trubetskoy [et al.]. M. Mining Bureau, 1994. 590 p.

12. Kolomnikov S. S. Development and adaptation of methods and means of intensification of cyclical-flow technology of open-pit mining of complex-structural deposits // Mining information and analytical Bulletin. No. 2. 2006. Pp. 313-321.

13. Vasiliev M. V. Transport of deep quarries, Moscow: Nedra, 1983, 295 p.

14. Galkin V. I., Sheshko E. E. Justification of areas of effective application of special types of conveyors in quarries // Mining information and analytical Bulletin (scientific and technical journal). 2014. no. S1. Pp. 400-410.

15. Chirkin A. A., Kantemirov V. D. Optimization of the parameters of ploschadok for placement of mobile crushing and reloading plants. // Mining information and analytical Bulletin. 2003. No. 12. Pp. 117-120.

16. Strategy for the development of the Svetlinsky field / K. I. Strukov, R. V. Berger, V. A. Ezhov, E. N. Esina // Proceedings of the Tula state University. earth science. 2020. Issue 1. Pp. 36-45.

17. Rationale for the development of the logistics system of the Svetlinsky quarry, taking into account the prospects for switching to combined geotechnologies / M. V. Rylni-kova, K. I. Strukov, R. V. Berger, E. N. Esina // Mining industry. 2019. No. 6. Pp. 106-111.

18. Yakovlev V. L., Yakovlev V. A. Actual problems of career transport and prospects for its development // Problems of subsurface use. 2017. no. 4. Pp. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.