Научная статья на тему 'Совершенствование лесного планирования в контексте формирования лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесном секторе России'

Совершенствование лесного планирования в контексте формирования лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесном секторе России Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОСВОЕНИЕ ЛЕСОВ / ЛЕСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЛЕСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / FORESTRY / DEVELOPMENT OF FORESTS / FORESTRY PLANNING / FOREST INFRASTRUCTURE / PROCESSING INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Гамсахурдия О. В.

Гамсахурдия О.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕСНОЙ И ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ. В статье рассматриваются вопросы формирования лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесном секторе России, в свете принятия нового лесного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gamsakhurdia O.V. IMPROVED FOREST PLANNING IN THE CONTEXT OF FORMING THE TIMBER AND WOOD PROCESSING INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN FOREST SECTOR. This article discusses the formation of forest and wood processing infrastructure in the Russian forest sector, in light of the adoption of new forestry legislation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование лесного планирования в контексте формирования лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесном секторе России»

ЭКОНОМИКА

Таблица

Влияние дебиторской задолженности на коэффициенты платежеспособности

Показатели Отчетный год

Краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб. Всего 11773

в т.ч. по срокам образования свыше 6 месяцев, тыс. руб. 1004

Долгосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб. 176

Оборотные активы, тыс. руб. 120109

Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 65104

Коэффициент критической оценки, рассчитанный a) по действующей методике b) по предлагаемой методике 0,181 0,165

Коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный a) по действующей методике b) по предлагаемой методике 1,845 1,842

Из данных таблицы видно, что исключение из расчета дебиторской задолженности с большими сроками образования уменьшает значения коэффициентов платежеспособности, так коэффициент критической оценки снижен на 0,016, а коэффициент текущей ликвидности на 0,003. Однако не всю названную выше дебиторскую задолженность нужно исключать из расчета коэффициентов платежеспособности. Предприятие должно постоянно следить за состоянием дебиторской задолженности, отслеживать изменение ее структуры и выявлять причины возникновения безнадежных долгов.

Необходимо постоянно контролировать состояние расчетов с контрагентами путем распределения их по группам риска непогашения дебиторской задолженности. Для этого могут быть использованы следующие показатели, характеризующие качество дебиторов: время работы с данным покупателем; объем продаж, приходящийся на данного покупателя; показатели оборачиваемости дебиторской задолженности; объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности по данному покупателю; значимость данного покупателя для предприятия и т.д. Анализ целесообразно проводить за несколько лет. Если клиент приносит основную часть выручки и задержка платежа у него временная, то эту сумму дебиторской задолженности можно включить в расчет коэффициентов платежеспособности. Такой подход, с одной стороны, позволит постоянно контролировать состояние дебиторской задолженности, а с другой стороны, более объективно проводить анализ платежеспособности предприятия.

Библиографический список

1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - 3-е изд. / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Донцова, О.В. Анализ финансовой отчетности / О.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и Сервис, 2010.

3. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет / В.Э. Керимов. - М.: ЭКСМО, 2008.

4. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет / Н.П. Кондратов. - М.: ИНФРА, 2009.

совершенствование лесного планирования в контексте формирования лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесном секторе россии

О.В. ГАМСАХУРДИЯ, ст. преп. каф экономики и организации л/х и л/п МГУЛ

Лесное хозяйство представляет собой отрасль материального производства, которая имеет ярко выраженные специфические особенности. Наиболее значим длительный процесс лесовыращивания, который включает различные циклы, начиная с момента изъятия древесного ресурса, последующее лесо-

[email protected]

восстановление, уход, охрану и защиту леса и его компонентов.

В целях использования всего разнообразия лесных ресурсов и нормального функционирования лесного сектора экономики (включая лесное хозяйство как самостоятельную отрасль Российской Федерации) согласно

78

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

ЭКОНОМИКА

лесному законодательству должно осуществляться освоение лесов, заключающееся:

- в организации использования лесов;

- в воспроизводстве лесов, включая мероприятия по охране и защите;

- в создании специальных объектов, необходимых для нормального функционирования лесного комплекса, т.е. создания объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Любые просчеты в ходе выращивания и эксплуатации лесов, такие как, например, нарушения технологии лесосечных работ и лесовосстановления, использование устаревшей техники, несоблюдение сроков и интенсивности уходов за лесом, недорубы и перерубы расчетной лесосеки, приведут к печальным последствиям, а именно:

- к утрате лесами их функциональных и сырьевых значений;

- потере потенциала всего лесного

фонда;

- сбоям в функционировании всех смежных отраслей лесного сектора экономики.

Для того чтобы исключить возможность таких просчетов при организации устойчивого эффективного лесопользования, необходимо иметь определенную систему управления всеми текущими и прогнозируемыми на перспективу мероприятиями в этой области. Эта система управления и есть не что иное, как лесное планирование - основополагающая база для освоения лесов как в целом по стране, так и в каждом отдельно взятом субъекте федерации.

К сожалению, на сегодняшний день подобная система лесного планирования находится в затяжной стадии реформирования, что отрицательно сказывается на работе лесного хозяйства как отрасли производства. Многие документы лесного планирования находятся в стадии разработки и апробации, а частые изменения и дополнения, вносимые в действующее законодательство, вносят неразбериху в и без того сложную ситуацию, сложившуюся в лесном хозяйстве.

Принимая Лесной кодекс, введенный в действие с 1.01.2007 г., государство постаралось максимально сбросить со своих плеч

груз расходов на ведение лесного хозяйства, переложив основное бремя затрат по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов на субъекты федерации и лесопользователей.

Именно эти два субъекта лесных отношений и разрабатывают важнейшие документы лесного планирования на современном этапе - Лесной план субъекта РФ и Проект освоения лесов арендуемых участков.

По сути, эти документы представляют собой долгосрочные планы по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, управление которыми передано в их ведение, и формированию лесного дохода, остающегося в распоряжении субъекта РФ. Исполнение этих планов требует значительных денежных средств, хотя и не во всех регионах они имеются. В силу неоднородности природно-экономических условий субъекты РФ имеют различный уровень лесного дохода, соответственно они будут располагать неравными размерами субвенций, которые смогут предоставить на выполнение полного комплекса лесохозяйственных мероприятий.

Субъекты РФ, на территории которых много промышленных отраслей, включая лесозаготовительные и деревоперерабатывающие, могут позволить себе выполнение лесохозяйственных работ в полном объеме, а другие по-прежнему будут осуществлять финансирование лесного хозяйства по остаточному принципу, приоритетно направляя средства на отрасли промышленного производства и поддержание социальной сферы региона.

Примерно такое же положение вещей сохраняется и в отношении лесопользователей. В настоящее время наибольшее развитие приобретает организация лесопользования в виде долгосрочной аренды. Согласно Лесному кодексу весь комплекс лесохозяйственной деятельности будет осуществляться за счет средств арендатора.

Если проанализировать перечень мероприятий, которые должен осуществить арендатор на переданных ему лесных участках, то можно отметить, что выполнение их в полном объеме требует привлечения значительных денежных средств и других ресурсов.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 1/2011

79

ЭКОНОМИКА

Таблица

Краткая характеристика приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов РФ

Название проекта, инвестор, регион Источники финансирования, млн руб. Основные характеристики проекта

Объем инвестиций, млн руб. Объем потребляемого сырья, тыс. м3 Размер расчетной лесосеки, тыс. м3 Виды продукции и объем производства Число рабочих мест Сроки строительства Срок окупаемости, лет

1. Проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов

Создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Мон-ди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», Республика Коми Заемные - 17110 17110 1000 1935 Целлюлоза по варке- 189 тыс. т, бумажная продукция - 145 тыс. т, товарная целлюлоза - 60 Число рабочих мест не увеличится (существующее количество - 10 тыс. чел.) 2008- 2017 7,76

Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры, ОАО «Тернейлес», п. Пластун, Приморского края Заемные - 3979,4 3979,4 685 392,5 Пиломатериалы - 150 тыс. м3, шпон - 267 тыс. м3 325 2008- 2010 4,2

Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта, ООО «Байкал-Нордик», Республика Бурятия Собственные - 1500 1500 450 500 Пиломатериалы - 220 тыс. м3 285 2008- 2012 5,0

Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе Республики Бурятия Заемные - 1520,1 1520,1 272,2 426 Пиломатериалы - 150 тыс. м3, технологическая щепа - 83,2 тыс. м3 431 2008- 2013 5,2

Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов Собс- твен-ные - 686,9 Заемные - 2032 2718,9 1000 714,5 Целлюлоза по варке - 280 тыс. т 648 2008- 2018 6,5

Реконструкция и техническое перевооружение лесоперерабатывающей инфраструктуры ЗАОр «МД НП «Красная звезда», Удмуртская Республика Собс- твен-ные - 76,45 Заемные - 229,35 305,8 80 60,2 Мебель -400,5 млн руб. 123 2008- 2015 7,8

Создание и модернизация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО «Компания «ЭКОЛЕС», Еврейская АО Собственные- 276,7 Заемные - 382,2 6559 325 250 Пиломатериалы - 72 тыс. м3 древесный уголь- 10 тыс. м3, активированный древесный уголь - 0,9 тыс.т, топливные брикеты- 3,24 тыс. т, клееный брус и мебельный щит - 20,75 тыс. м3 804 2009- 2013 2,5

80

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

ЭКОНОМИКА

Окончание таблицы

Название проекта, инвестор, регион Источники финансирования, млн руб. Основные характеристики проекта

Объем инвестиций, млн руб. Объем потребляемого сырья, тыс. м3 Размер расчетной лесосеки, тыс. м3 Виды продукции и объем производства Число рабочих мест Сроки строительства Срок окупаемости, лет

2. Проекты, по которым отказано во включении в данный перечень

Модернизация лесозаготовительного производства и создание объектов лесной инфраструктуры в районах Республики Бурятия, ОАО «Селенгинский ЦБК» Собственные - 889 889 1512 1512 Балансовая древесина - 15 млн м3 905 2008- 2012 2,5

Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории новгородской области, ООО «Лесная Марка» Заемные - 492,6 492,6 118 117,9 Обрезная доска - 29 тыс. м3, продукция деревообработки - 18 тыс. м3, пелле-ты - 11 тыс.т 161 - 6,2

3. Объекты, введенные в эксплуатацию

Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Тернейлес», п. Пластун, Приморский край Заемные - 3979,4 3979,4 685 392,5 Пиломатериалы - 150 тыс. м3, шпон - 267 тыс. м3 325 2008- 2010 4,2

Соблюдение лесоводственных требований при выполнении лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, учет сезонного характера, значительное ограничение по времени агротехнических сроков, зависимость проведения работ от природно-климатических условий потребуют наличия у арендатора определенных материально-технических средств и кадров, обладающих специализированными навыками. Кроме того, статья 12 ЛК РФ требует комплексного подхода к освоению лесов, которое включает не только использование и воспроизводство лесных ресурсов, но и развитие существующих, создание новых инфраструктур лесного хозяйства и лесоперерабатывающих отраслей [1].

Под лесной инфраструктурой понимаются лесные дороги, лесные склады и другие сооружения и строения, необходимые для эффективного функционирования лесного хозяйства как отрасли производства. Лесоперерабатывающая инфраструктура согласно статье 14 ЛК включает объекты переработки заготовленной древесины и иных добытых

лесных ресурсов, биоэнергетические объекты. При этом следует отметить, что лесозаготовки требуют создания объектов, подобных тем, что в лесной инфраструктуре, поскольку лесозаготовительная отрасль технологически не может существовать без лесных дорог, верхних и нижних складов, где происходит первичная и последующая разделка древесины на хлысты, сортименты и др. Конечно, и лесное хозяйство, и любая из лесоперерабатывающих отраслей имеют свои особенности, поэтому и состав инфраструктуры для каждой из них будет отличаться.

Однако следует помнить, что в целом инфраструктура - это система отраслей и различных служб, которая занимается обслуживанием материального производства и населения, включая коммунальное и социальное обслуживание, транспортное хозяйство и обеспечение, строительство и обслуживание дорог, складское хозяйство, связь, энергоснабжение и др. [2].

На сегодняшний день в лесном секторе экономики наибольшие проблемы в развитии

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

81

ЭКОНОМИКА

наблюдаются именно в инфраструктурах лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности, поскольку спад производства, который продолжался в последнее десятилетие прошлого столетия, до сих пор сказывается негативно.

Снижение объемов производства и закрытие многих леспромхозов повлекло рост безработицы среди квалифицированных кадров в лесных поселках, которые формировались вокруг этих предприятий, приходят в упадок и коммунально-бытовые структуры, ранее поддерживаемые за счет фондов этих предприятий. Отсутствие достаточного финансирования сказалось на состоянии основных промышленно-производственных фондов, износ которых зачастую превышает 60 %, в особенности в лесном хозяйстве, поскольку в лесхозах отсутствовал фонд амортизационных отчислений. Недостаточно развитая транспортная сеть дорог, не только лесных, но и магистральных общего назначения, привела к увеличению транспортной составляющей в производственных расходах предприятий, концентрации перерабатывающих мощностей в транспортно доступных местах, зачастую вдали от сырьевой базы и др.

Таким образом, можно отметить, что недостаточное развитие инфраструктуры лесного сектора экономики сдерживает рост производства и увеличивает социальную напряженность в регионах, где традиционно сложились преимущественно лесоперерабатывающие отрасли.

На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой из лесного сектора экономики постепенно выдавливаются мелкий и средний бизнес, особенно это заметно в лесозаготовительном производстве и при первичной переработке древесины. На аукционах мелкие арендаторы не могут получить достаточно большой участок лесного фонда для полного обеспечения сырьем на длительный срок, поскольку это повлечет рост затрат на воспроизводство, охрану и защиту леса и его ресурсов. К тому же возрастут затраты на создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, что также не всегда по силам мелким и средним арендаторам.

Наглядно это можно продемонстрировать на примере выдержки характеристик инвестиционных вложений в приоритетные проекты развития лесного сектора экономики, которые предполагаются согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»[3]. Краткая характеристика отдельных проектов, принятых Правительством РФ к реализации, приведена в таблице.

При анализе данных таблицы становится очевидно, что предпочтение при передаче участков лесного фонда следует отдавать крупным арендаторам (например холдинговым компаниям на условиях долгосрочной аренды). У них больше стимулов и возможностей для наиболее полного использования лесосырьевой базы, для увеличения объемов и расширения ассортимента выпускаемой продукции, для создания лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

В качестве некоторых мер по совершенствованию лесного планирования в свете формирования лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур можно предложить:

- создание целевой классификации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур, создаваемых в конкретных ситуациях с условиями специфики производства;

- формирование подхода к инфраструктурному комплексу как составному элементу воспроизводственного процесса, одному из факторов, влияющих на создание национального дохода;

- отход от остаточного принципа финансирования при создании и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур, понимая их значение для интенсификации развития отраслей лесного сектора экономики;

- участие государства в софинансировании особо значимых проектов по созданию объектов, особенно в части создания транспортной инфраструктуры и объектов биотопливной энергетики и др.

В заключение хочется сказать, что реализация представленных мер по освоению

82

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.