ЭКОНОМИКА
совершенствование законодательной базы инвестиционной деятельности в России.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности ЛПК РФ имеет на современном этапе важное значение, так как она направлена прежде всего на развитие инициативы частных инвесторов и поддержку проектов с учетом интересов государства.
Формами государственной поддержки инвестиционной деятельности ЛПК являются:
1. Предоставление государственных средств на возвратной основе или условиях участия государства в уставных капиталах предприятий ЛПК, которым оказывается поддержка;
2. Предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов в ЛПК.
Однако предоставление государственных гарантий пока не нашло широкого распространения в России.
В формировании предпосылок повышения инвестиционной активности в лесном секторе большая роль отводится регионам.
Основные направления региональной лесной политики должны быть направлены на:
- более эффективное использование природного лесного потенциала;
- реструктуризацию и реформирование предприятий;
- создание благоприятных экономических условий для функционирования предприятий на всей территории региона;
- временное снижение ставок налогов и сборов и их дифференциацию в зависимости от географического расположения предприятий (отдаленность от основных рынков
сбыта), состояния транспортной сети, состояния лесосырьевой базы и т.д.;
- реструктуризацию задолженностей;
- создание региональных фондов развития лесозаготовительного производства;
- отсрочку платежей за отпуск леса на корню, выделение товарных кредитов под межсезонные запасы древесины;
- предоставление гарантий инвесторам.
В условиях развития рыночных отношений поддержка государством инвестиционных проектов имеет очень важное значение. Государство должно способствовать становлению и развитию самостоятельных субъектов рыночных отношений. Решения об объемах и структуре распределения средств по инициативным проектам должно приниматься на основании промышленных приоритетов, указанных в инвестиционных программах, утверждаемых правительством. Поэтому государственная структурная политика должна четко обосновывать приоритеты промышленного развития страны в целом, отраслей и регионов и последовательно осуществлять их централизованную поддержку. Таким образом, инвестирование государственных средств в инвестиционные проекты в рамках приоритетных направлений развития промышленности позволит соединить интересы государства и независимых субъектов рынка (частных предпринимателей).
В связи с этим возникает необходимость подробного рассмотрения проблем, связанных с определением эффективности инвестиций и выбором наиболее подходящих в современных условиях критериев и методов ее расчета.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ В ЛЕСНЫХ РЕГИОНАХ - ПУТЬ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
ЛЕСНОГО сектора и смежных отраслей
Н.И. КОЖУХОВ, проф. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, д-р экон. наук
caf-econvnesh@mgul. ac. ru
Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) за 3 года функционирования в новой редакции создал определенные предпосылки для более решительных шагов по инвестированию в инфраструктурные объекты.
Слабое инфраструктурное обеспечение лесопромышленных и лесохозяйственных процессов в многолесной зоне РФ является серьезной проблемой, сдерживающей темпы развития многоотраслевого лесного сектора.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010
5
ЭКОНОМИКА
Статьей 12 ЛК РФ устанавливается, что при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Таким образом, как лесная, так и лесоперерабатывающая инфраструктуры призваны обеспечить освоение лесов в целях развития лесного хозяйства и лесной промышленности.
Вместе с тем, учитывая общее предназначение лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур, не следует забывать, что функционируют они хотя и во взаимосвязанных, но, тем не менее, в разных экономических сферах.
Согласно части 1 статьи 13 лесная инфраструктура создается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В данном случае речь идет о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе [1].
В то же время статьей 14 ЛК РФ предусматривается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры для переработки древесины и иных лесных ресурсов, то есть имеются в виду уже добытые лесные ресурсы.
Несмотря на введение в ЛК РФ статей 13 и 14, законодатель, применительно к лесному хозяйству и лесной промышленности, не дал правовых определений понятиям «лесная инфраструктура» и «лесоперерабатывающая инфраструктура».
Вероятно, это вызвано тем, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов применительно к каждой конкретной ситуации бывают столь специфичны, что создаваемая для тех или иных целей инфраструктура может разительно отличаться по своим признакам.
ЛК РФ прямо не указывает, что лесная инфраструктура создается для развития лесного хозяйства, а лесоперерабатывающая инфраструктура - для развития лесной промышленности.
В связи с этим целесообразно кратко рассмотреть вопрос о содержании и соотношении понятий «лесное хозяйство» и «лесная промышленность».
В законодательстве лесное хозяйство рассматривалось раньше и рассматривается сейчас как отрасль экономики. Так, Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» лесное хозяйство, наряду с энергетикой, сельским хозяйством, транспортом, связью и т.д., отнесено к национальной экономике. С другой стороны, длительное время ведение лесного хозяйства признавалось частью государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (такая трактовка содержалась в Лесном кодексе 1997 г.).
Под лесной промышленностью в законодательстве достаточно часто подразумевалось одна или несколько отраслей промышленности, имеющих отношение к заготовке и переработке древесины. В последние годы лесной промышленностью стали называть «совокупность отраслей, ведущих заготовку древесины в лесах, ее обработку и переработку» [3].
В ЛК РФ вообще не употребляется понятие «лесное хозяйство», соответственно ничего не говорится и о ведении лесного хозяйства.
Что касается лесной промышленности, то о ней говорится лишь в статье 12 ЛК РФ, когда указывается, что освоение лесов осуществляется в целях развития лесной промышленности.
Новое лесное законодательство исходит из того, что лесное хозяйство - это отрасль экономики, в рамках которой осуществляются использование, охрана, защита и воспроизводство лесов. Понятие же «лесная промышленность» применяется в новом лесном законодательстве в широком смысле, то есть как любая отрасль промышленности, связанная с заготовкой и переработкой древесины и иных лесных ресурсов.
Известно, что заготовка древесины в лесном законодательстве всегда признавалась основным видом использования лесов (прежде - лесопользования). При этом не является секретом тот факт, что заготовка древесины оценивается специалистами лесного хозяйства как основа лесной промышленности.
Следует отметить, что в своей профессиональной деятельности специалисты лес-
6
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
ного хозяйства часто предпочитают говорить не о заготовке древесины, а о лесозаготовках или лесозаготовительной промышленности, результатом функционирования которой выступает основная продукция - круглый (необработанный) лес и древесина различных сортиментов.
Лесозаготовка в лесном хозяйстве рассматривается как комплексный процесс, включающий, помимо собственно заготовки древесины, также подготовку необходимой документации и создание лесной инфраструктуры (организация складов, строительство лесовозных дорог, возведение временных бытовых сооружений для лесорубов и т.д.).
Осуществление других видов использования лесов тоже предполагает подготовку документации и создание лесной инфраструктуры.
Такое положение дел в лесном секторе экономики показывает, что создание лесной инфраструктуры выступает в качестве неотъемлемого элемента развития лесного хозяйства и лесной промышленности.
Из части 1 статьи 13 следует, что к объектам лесной инфраструктуры относятся лесные дороги, лесные склады и другие объекты, необходимые для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В качестве объектов лесной инфраструктуры могут выступать здания, строения и сооружения, которые в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ признаются объектами капитального строительства или временными постройками. Соответственно некоторые объекты лесной инфраструктуры вполне допустимо признать недвижимостью.
Состав объектов, составляющих лесную инфраструктуру, является довольно специфичным.
Некоторое представление о конкретных объектах лесной инфраструктуры дают нормы о нелесных землях.
К нелесным землям принято относить не только сельскохозяйственные угодья и водные объекты, но и земли, занятые теми или иными сооружениями (мелиоративными сетями, просеками и усадьбами).
Например, в целях обозначения границ лесных кварталов создаются квартальные
просеки. Данный вид просек прокладывается в лесу, как правило, шириной до четырех метров. Эти просеки не создаются, если границы лесных кварталов определяются по рекам, дорогам, противопожарным разрывам, трассам линий электропередачи, газопроводов.
Объекты лесной инфраструктуры в лесном хозяйстве нередко именуют понятием «усадьба». Согласно энциклопедии лесного хозяйства, усадьбами являются «земельные участки», занятые населенными пунктами, лесными поселками, кордонами лесной охраны, зимовьями, а также земельные участки, занятые сооружениями оздоровительного назначения (кемпинги, палаточные городки, парковые сооружения, дома отдыха, детские площадки, пляжи, стадионы и др.), промышленными, административными зданиями и сооружениями, складами, пчелиными пасеками, вертолетными площадками и аэродромами, метеорологическими станциями, площадками буровых установок, нефте- и газопроводами, линиями электропередачи, телефонными линиями и др.» [3].
Объекты лесной инфраструктуры, относящиеся к временным постройкам (сушилки, грибоварни, ульи, изгороди, навесы и т.д.), также указываются в нормах об отдельных видах использования лесов (гл. 2 ЛК РФ).
Освоение лесов в значительной мере зависит от состояния транспортной инфраструктуры и реальных возможностей капитальных вложений в дорожное строительство.
В тексте Лесного кодекса 1997 г. содержались лишь разрозненные упоминания о лесовозных дорогах, дорогах лесохозяйственного и противопожарного назначения.
При подготовке нового ЛК РФ законодатель применил понятие «лесные дороги» в качестве родового понятия для лесовозных, лесохозяйственных, противопожарных и иных дорог, находящихся на землях лесного фонда и иных землях, состоящих, в соответствии со статьей 23 ЛК РФ, из лесничеств и лесопарков.
В государственном лесном учете принято выделять следующие виды дорог: железные дороги, в том числе ширококолейные, автомобильные дороги (с твердым покрытием и грунтовые), зимние дороги, или зимники (дороги
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
7
ЭКОНОМИКА
сезонного зимнего действия, которые бывают снежными, ледяными или снежно-ледяными).
В соответствии со статьями 25 и 46 ЛК РФ к одному из видов использования лесов отнесена переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Осуществлять данный вид использования лесов можно только при условии, если будет создана необходимая инфраструктура.
Статья 14 ЛК РФ посвящена регулированию именно вопросов, касающихся создания инфраструктуры в целях использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Данная инфраструктура названа в этой статье лесоперерабатывающей инфраструктурой.
Главное отличие лесоперерабатывающей инфраструктуры от лесной состоит в том, что она предназначена не для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а для переработки древесины и иных добытых лесных ресурсов.
Следует заметить, что предусматриваемое в статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется не только в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, но и в целях развития лесной промышленности.
В частности, указывалось, как уже отмечалось, под лесной промышленностью в новом лесном законодательстве понимается любая отрасль промышленности, связанная с заготовкой и переработкой древесины и иных лесных ресурсов.
Поскольку речь идет одновременно о заготовке и переработке древесины и иных лесных ресурсов, ясно, что для развития лесной промышленности необходимо создание как лесной, так и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Заготовка древесины и иных лесных ресурсов представляет собой довольно сложный процесс, который, помимо всего прочего, включает частичную переработку уже добытых лесных ресурсов, которые в определенном смысле уже перестают считаться природными ресурсами.
Специалисты лесного хозяйства рассматривают заготовку древесины в рамках функционирования лесозаготовительной
промышленности. Для таких отраслей промышленности создается не лесоперерабатывающая, а лесная инфраструктура.
Вместе с тем, есть такие отрасли промышленности, которые нуждаются в создании специальной инфраструктуры, пользуясь терминологией ЛК РФ, лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Соответствующими отраслями промышленности можно, например, признать целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность, промышленность по производству пиломатериалов, древесных плит, стандартных домов, мебели, фанеры, спичек и других изделий из древесины.
В нашей стране был период, когда управление лесным хозяйством и лесной промышленностью осуществлялось в едином комплексе. С переходом к рыночной экономике эта система была упразднена.
В итоге сложилась ситуация, когда лесное хозяйство и лесная промышленность были «разведены» в разные секторы экономики: лесное хозяйство осталось в государственном секторе, а предприятия лесной промышленности - в частном.
Следует отметить, что в рамках лесного хозяйства, по существу, продолжала осуществляться деятельность, которая должна была считаться лесопромышленной. Достаточно вспомнить, что лесхозы занимались заготовкой древесины и иной деятельностью, которую нельзя было считать организацией использования лесов, а также их охраной, защитой и воспроизводством.
Концепция ЛК РФ построена на том, что лесное хозяйство и лесная промышленность должны рассматриваться как взаимосвязанные, но, тем не менее, разные сферы экономической деятельности. По этой причине, в статье 11 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-Ф3 было предусмотрено преобразование лесхозов.
Что касается различных отраслей лесной промышленности, то их разделение с позиций лесного законодательства достаточно условно.
В связи с этим они обозначаются в указанной отрасли законодательства единым родовым понятием «лесная промышленность».
8
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
В юридической литературе приводится мнение экспертов, считающих необходимым арендаторов лесных участков (лесозаготовителей) делить на две категории: краткосрочной и долгосрочной аренды. Той части, которая не имеет перерабатывающей базы, разрешать только краткосрочную аренду. Эти предприятия не в состоянии эффективно вести лесное хозяйство, так как они финансово неустойчивы, часто убыточны, не способны строить лесные дороги, а также продолжать заготавливать лес в течение длительного периода. Долгосрочную же аренду следует разрешать тем, кто обладает перерабатывающими мощностями, то есть целлюлозно-бумажным комбинатам, производителям древесно-стружечных плит. Эти предприятия способны максимально использовать предоставленные им участки леса для заготовки древесины и производить утилизацию отходов производства. Такие хозяйствующие субъекты финансово стабильны и у них имеются средства для успешного ведения лесного хозяйства и создания социальной инфраструктуры [3].
Таким образом, эффективность лесной промышленности во многом зависит от наличия и возможностей создания лесной и лесоперерабатывающих инфраструктур.
Если рассматривать проблемы развития лесного хозяйства и лесной промышленности в указанном ракурсе, то становится понятным, почему в статье 12 ЛК РФ предписано освоение лесов проводить на основе комплексного подхода, включающего в качестве обязательного элемента создание и эксплуатацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Наряду с устоявшимся термином «лесной сектор» не следует отказываться от термина «лесопромышленный комплекс» (ЛИК), который наиболее явственно показывает взаимосвязь заготовки и переработки древесины и иных лесных ресурсов, т.е. лесозаготовительной промышленности и других отраслей лесной промышленности.
ЛПК рассматривался как объединение лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, расположенных на одной промышленной площадке с тяготеющим к нему лесным массивом.
В лесной энциклопедии указывается, что в ЛПК «лесозаготовительные и лесоперерабатывающие производства комбинируются по принципу рационального использования древесины и осуществляют в оптимальной структуре и пропорциях последовательную механическую, химико-механическую и глубокую химическую переработку всего древесного сырья, включая отходы лесозаготовок и деревообработки, а также отходы лесохимических производств» [3].
В части 1 комментируемой статьи указано, что к объектам лесоперерабатывающей инфраструктуры относятся объекты переработки заготовленной древесины и биоэнергетические объекты, вместе с тем данный перечень оставлен открытым.
При определении состава объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры следует учитывать, что он специфичен для каждой лесоперерабатывающей отрасли промышленности.
В современном экономическом словаре [2] предлагается различать производственную и социальную инфраструктуру. Кроме того, отмечается, что в инфраструктуру принято включать дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение и т.д.
В статье 12 ЛК РФ предусматривается, что только эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов.
Основываясь на данном требовании, часть 2 статьи 14 запрещает создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в защитных лесах.
В других лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры только в случаях, предусмотренных ЛК РФ и другими федеральными законами. Например, такой запрет может быть установлен в лесохозяйственном регламенте, если в нем среди разрешенных видов использования лесов не будет предусмотрена переработка древесины и иных лесных ресурсов (статья 87 ЛК РФ).
Обобщая вышеприведенные положения ЛК РФ, комментарии к нему, мнения специалистов и ученых по проблеме форми-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
9