2. Варжеленко, И.И. Нормативы по физической подготовке как выражение ее специальной направленности /, И.И. Варжеленко, Ю.К. Демьяненко // Проблема специальной направленности физической подготовки военнослужащих на современном этапе : сборник статей. - СПб. : Типография Воен. ин-та физ. культуры, 2001. - С. 18.
3. Герчак Я.М. Формирование психофизических качеств у курсантов военного вуза в процессе занятий физическими упражнениями и спортом / Я.М. Герчак, Д.Ю. Митьков // Электронный научный журнал "ЦИТИСЭ". - 2017. - № 4 (13). - URL : http://ma123.ru/ru/2017/12/ формирование-психофизических-качест/ (дата обращения: 01.01.2020).
4. Дмитриев Г.Г. Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения / Г.Г. Дмитриев, И.Ю. Пугачев, А.А. Катков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2008. - № 11 (45). - С. 25-28.
5. Митин Д.И. Развитие педагогического потенциала командиров подразделений в системе военно-физкультурного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Митин Дмитрий Иванович. - СПб., 2018. - 25 с.
REFERENCES
1. Lavrentiev, V.A. and Varzhelenko, I.I. (2005), "Gymnastics and athletic training in the system of pre-university military education of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Materials of the international scientific-practical conference: Modern gymnastics, problems, prospects, St. Petersburg, pp. 115.
2. Varzhelenko, I.I. and Demyanenko, Y.K., (2001), "Standards for physical training as an expression of its special orientation", The problem of the special orientation of the physical training of military personnel at the present stage: collection of articles, publisher Military institute of physical culture, St. Petersburg, pp.18.
3. Gerchak, Ya.M. and Mitkov. D.Yu. (2017), "The formation of psychophysical qualities in cadets of a military university in the process of doing physical exercises and sports", Electronic scientific journal "CITISE", No. 4 (13), available at: http://ma123.ru/ru/2017/12/ формирование-психофизических-качест/.
4. Dmitriev, G.G., Pugachev, I.Yu. and Katkov, A.A. (2008), "The development of physical qualities of cadets of military schools at the initial stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (45), pp. 25-28.
5. Mitin, D.I. (2018), The development of the pedagogical potential of commanders of subdivisions in the system of military-physical education, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: ahmed-dzan@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.01.2020
УДК 796.922
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Артем Владимирович Завьялов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Всероссийский государственный университет юстиции, г. Москва; Игорь Михайлович Антошин, преподаватель, Московская государственная академия физической
культуры, п. Малаховка
Аннотация
В данной статье рассмотрена эффективность использования новых для данного вида спорта специально-подготовительных упражнений и тренажерного устройства - балансировочная доска (Balanceboard), при обучении технике фазы свободного скольжения лыжников-гонщиков 12-13 лет на этапе спортивной специализации. Тренажерное устройство представляет из себя валика диаметр которого варьируется от 12 до 18 см. и ровной доски 70-80 см, применяется для воспитания чувства равновесия. Результаты данного исследования показали, что в экспериментальной группе уровень развития координационных способностей оказался достоверно лучше, чем в контрольной.
Ключевые слова: юные лыжники-гонщики, эксперимент, координационные способности, тренажерное устройство.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p140-143
IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES OF SKIERS-RACERS
Artem Vladimirovich Zavyalov, the candidate of pedagogical sciences, Department chairman, All-Russian State University of Justice, Moscow; Igor Mikhailovich Antoshin, the teacher, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Abstract
This article discusses the effectiveness of the use of the new for this sport training device - balancing Board (Balance board) and specially-preparatory exercises for training to the technique of free sliding of the skiers' riders aged 12-13 years at the stage of sports specialization. The simulator is a roller which diameter varies from 12 to 18 cm and flat Board 70-80 cm, used to cultivate a sense of balance. The results of this study showed that in the experimental group the level of development of coordination abilities was significantly better than in the control group.
Keywords: young skiers-racers, experiment, coordination abilities, simulator.
ВВЕДЕНИЕ
В лыжных гонках множество факторов, влияющих на спортивный результат, и в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсмена следует обращать внимание на направленность воздействия тренировочных нагрузок для развития необходимых компонентов подготовленности, способных предопределить результат спортсмена на данном этапе подготовки. Так в возрасте 12-13 лет, на тренировочном этапе I и II года обучения немаловажную роль занимает техническая подготовка лыжников-гонщиков. Основная задача технической подготовки является формирование пространственно-временной и динамической структуры движений при различных способах передвижения на лыжах. В научно-методической литературе описан широкий круг используемых традиционных средств, направленных на становление технического мастерства и развитие ведущих качеств лыжника-гонщика. Акцентировать внимание на те упражнения, положительно сказывающиеся на чувстве равновесия и упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это способствует обучению и дальнейшему совершенствованию технического арсенала лыжников-гонщиков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Путей воздействия на чувство равновесия достаточно много, к ним можно отнести общие и специальные технические упражнения лыжников-гонщиков, технические средства, например, такие как, балансировочная доска (Balanceboard). Тренажерное устройство состоит из валика диаметр которого варьируется от 12 до 18 см, в зависимости от уровня подготовки и ровной доски 70-80 см, применяется в основном для воспитания чувства равновесия в сноуборде и серфинге, так же схожие технические средства можно встретить в цирковых номерах у гимнастов и жонглеров.
Мы провели исследования внедрив это тренажерное устройство с размером валика 14 см, рекомендуемый изготовителями для данного возраста, в специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва «Олимпиец» г. Рязань. В подготовительном периоде, разделив спортсменов 12-13 лет на две группы экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) по 10 человек в каждой, на начало эксперимента группы статистически не различались. ЭГ дважды в неделю, в заключительной части тренировочного занятия, в среднем по 15-20 минут выполняла упражнения на балансировочной доске в течении 3 месяцев, в то время как КГ тренировалась, придерживаясь плану. Эксперимент проводился с 1 июня до 29 августа 2019г. на базе СДЮСШОР «Олимпиец» г. Рязань.
Для контроля результатов исследования мы использовали тест Бондаревского -стойка на время на одной ноге (таблица 1). Так же с помощью мультимедийной съемки была измерена средняя длина проката лыжников-гонщиков на 100 м дистанции равнинного
участка трассы (таблица 2).
Таблица 1 - Результаты теста Бовдаревского на равновесие
№п/ п Тесты До эксперимента Р После эксперимента Р
КГ (n=10) ЭГ (n=10) КГ (n=10) ЭГ (n=10)
1 Полученные средние результаты, (с) 16,5±1,8 16,1±1,75 > 0,05 17,5±1,2 19.7±0,9 <0,05
Тест Бондаревского показывает положительное влияние тренажерного устройства на способность спортсмена ориентироваться в пространстве и времени сохраняя равновесие, увеличивая время сохранения устойчивости тела в опорной фазе двигательного действия. Следует отметить, что рост результатов произошел в обеих группах, однако более заметные и значительные сдвиги пришлись на ЭГ.
Таблица 2 - Динамика изменения средней длинны проката и времени прохождения контрольного участка трассы лыжника-гонщика на лыжероллерах коньковым одновременно одношажным ходом_
№п/п Тесты До эксперимента Р После эксперимента Р
КГ (n=10) ЭГ (n=10) КГ (n=10) ЭГ (n=10)
1 Ь - проката средняя на контрольном участке трассы (м) 5,1±0,7 5,3±0,6 > 0,05 5,4±0,6 6,7±0,4 <0,05
2 Т - среднее прохождения контрольного участка трассы (сек) 35±2,1 34,5±1,8 > 0,05 32,8±1,6 28±1,2 <0,05
Анализ полученных данных в ходе педагогического наблюдения за тренировочными занятиями на лыжероллерах юных лыжников-гонщиков позволяет сделать заключение что, для становления и совершенствования технического мастерства упражнения на равновесие и баланс играют немаловажную роль, так после исследования в экспериментальной группе заметно увеличились показатели в средние длины поката на лыжероллере и времени прохождения контрольного отрезка дистанции.
ВЫВОДЫ
Обобщенный анализ полученных в ходе исследований данных позволяют нам сделать вывод, что упражнения направленные на развитие равновесия, на балансировочной доске, имеют положительный эффект в становлении и совершенствовании технического мастерства юных лыжников-гонщиков. Полученные данные свидетельствуют о развитие координационных способностей спортсменов, и позволяют внести в тренировочный процесс новые упражнения для решения поставленных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болобан, В.Н. Критерии оценки статодинамической устойчивости тела спортсмена и системы тел в видах спорта, сложных по координации / В.Н. Болобан, Ю.В. Литвиненко, А.П. Оцупок // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 4. - С. 17-24.
2. Дунаев, К.С. Некоторые направления использования инновационных технологий в сфере физической культуры в России изучения в аспекте теоретической деятельности / К.С. Дунаев М.В. Абульханова // VII Международный научный конгресс «Спорт, человек, здоровье», 2015. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 232-234.
3. Завьялов, А.В. Комплексная оценка соревновательной надежности спортсменов в пауэр-лифтинге / А.В. Завьялов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 71-75.
4. Карпеев, А.Г. Критерии оценки двигательной координации спортивных действий / А.Г. Карпеев // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 312. - С. 169-173.
5. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.И. Раменская. - М. : СпортАкаде-мПресс, 2001. - 228 с.
REFERENCES
1. Boloban V.N., Litvinenko Y.V. and Otsupok A. P. (2012), "Criteria for assessing the statody-namic stability of the athlete's body and body system in sports, complex coordination", Physical education
of students, No. 4, pp. 17-24.
2. Dunaev K.S., Abulkhanova M. V. (2015), "Some directions of using innovative technologies in the sphere of physical culture in Russia in the aspect of theoretical activity", VII international scientific Congress "Sport, man, health", St. Petersburg, pp. 232-234.
3. Zavyalov A.V. (2016), "Complex assessment of competitive reliability of athletes in powerlift-ing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 71-75.
4. KarpeevA. G. (2008), "Criteria for evaluation ofmotor coordination of sports actions", Bulletin of Tomsk state University, No. 312, pp. 169-173.
5. Ramenskaya T.I. (2001), Special training of the skier, SportAkademPress, Moscow.
Контактная информация: artem_1387@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.01.2020
УДК 796.012.1
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ФИЛИАЛА-ИНСТИТУТА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний г. Новокузнецк;
Татьяна Викторовна Карпова, старший преподаватель, Наталья Геннадиевна Зауэр,
старший преподаватель, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета
Аннотация
Уровень физической подготовленности очень часто соотносят со здоровьем. Считается, что человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств менее подвержен заболеваниям, он лучше переносит неблагоприятные условия, более устойчив к стрессу. Также считается, что физически развитый человек способен более качественно трудиться, что всегда было не маловажно. В последнее время много делается для того, чтобы молодёжь активно занималась физической культурой и физической подготовкой. Однако, результаты по физической подготовленности, показываемые студентами при поступлении в институт, неуклонно снижаются. В данной статье дается оценка уровня физической подготовленности студентов I курса Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета 2019 года набора и сравнение его с показателями студентов 2018 и 2017 годов набора.
Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, сила, общая выносливость, быстрота, гибкость, умение плавать, уровень физической подготовленности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p143-148
ANALYSIS OF THE PHYSICAL FITNESS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF
NOVOKUZNETSK BRANCH-INSTITUTE OF THE KEMEROVO STATE
UNIVERSITY
Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Novokuznetsk; Tatyana Viktorovna Karpova, the senior teacher, Natalya Gennadievna Zauer, the senior teacher, Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University
Abstract
The level of physical fitness is often correlated with health. It is believed that a person with a high level of development of physical qualities is less susceptible to disease, he tolerates adverse conditions better, more resistant to stress. It is also believed that a physically developed person is able to work more efficiently, which has always been important. Recently, much has been done to ensure that young people are actively involved in physical education and physical training. However, the results of physical fitness shown by students upon admission to the institute are steadily declining. This article assesses the level of physical fitness of first-year students of the Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University 2019 recruitment and compares it with the indicators of students in 2018 and 2017 recruitment.