Научная статья на тему 'Совершенствование контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка'

Совершенствование контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА / CONTROL AND ANALYTICAL ACTIVITY OF BANK / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IMPROVEMENT / КРЕДИТНЫЙ ПРОЦЕСС / CREDIT PROCESS / РЕИНЖИНИРИНГ / REENGINEERING / КРЕДИТНЫЙ РИСК / CREDIT RISK / КРЕДИТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CREDIT MANAGEMENT / МОДЕЛЬ / MODEL / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Алина Андреевна, Черкашнев Роман Юрьевич, Чернышова Оксана Николаевна

В настоящее время увеличение объемов деятельности любого банка, его финансовой устойчивости и эффективности невозможно без грамотно организованной структуры коммерческого банка, его кредитного процесса, управления кредитными рисками. В условиях все возрастающей тенденции к усилению межбанковской конкуренции, диверсификации банковских продуктов и улучшения качества банковского обслуживания огромную роль в успешном развитии банковской системы играет оптимизация и совершенствование контрольно-аналитической деятельности банка. Именно поэтому в данной статье поднимаются проблемы реструктуризации контрольно-аналитической деятельности коммерческих банков за счет усовершенствования кредитного процесса и повышении адекватности процедур оценки кредитных рисков. Оптимизация кредитного процесса может происходить в форме коренных преобразований реинжиниринга или в форме небольших, но постоянных преобразований. Но в любом случае при проведении оптимизации необходимо использовать модель оптимизации кредитного процесса банка. С ее помощью кредитный процесс выстраивается максимально эффективно и в строгом соответствии с целями и задачами кредитной политики определенного коммерческого банка. Преобразование системы управления кредитными рисками может происходить в различных направлениях, исходя из ее элементов. Это и мероприятия по идентификации, оценки и минимизации кредитных рисков, введение новой системы специальных сигнальных показателей, меры по усилению контроля над залоговым обеспечением, расширение сотрудничества между кредитными организациями, а также применение в своей деятельности современных и продвинутых банковских технологий по работе с клиентами. Совершенствование контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка будет способствовать формированию качественной структуры кредитного портфеля, обеспечи-вающей достаточный уровень доходности и прибыльности при уровне рискованности в соответствии с установленными в банке лимитами и нормативами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CONTROL AND ANALYTICAL ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK

Now the growth in volumes of activity of any bank, its financial stability and efficiency is impossible without competently organized structure of commercial bank, its credit process, management of credit risks. In the conditions of an escalating tendency to strengthening of the interbank competition, diversification of banking products and improvement of quality of bank service optimization and improvement of control and analytical activity of bank play the huge role in successful development of a banking system. For this reason in this article authors rose problems of restructuring of control and analytical activity of commercial banks due to improvement of credit process and increase in adequacy of assessment procedures of credit risks. Optimization of credit process can happen in the form of radical restructurings reengineering or in the form of small, but continuous transformations. But anyway when carrying out optimization it is necessary to use model of optimization of credit process of bank. With its help credit process build most effectively and in strict accordance with the purposes and problems of credit policy of a certain commercial bank. Transformation of a control system of credit risks can happen in various directions, proceeding from its elements. It and actions for identification, estimates and minimization of credit risks, introduction of new system of special alarm indicators, measures for strengthening of control over mortgage providing, expansion of cooperation between credit institutions and also application in the activity of modern and advanced bank technologies for work with clients. Improvement of control and analytical activity of commercial bank will promote formation of the qualitative structure of the loan portfolio providing the sufficient level of profitability and profitability at riskiness level according to the limits and standards set in bank.

Текст научной работы на тему «Совершенствование контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка»

УДК 336.717 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-280-287

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

САВЕЛЬЕВА АЛИНА АНДРЕЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: saweliewaalina1998@yandex.ru

ЧЕРКАШНЕВ РОМАН ЮРЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: zakat05@mail.ru

ЧЕРНЫШОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: optmb@yandex.ru

В настоящее время увеличение объемов деятельности любого банка, его финансовой устойчивости и эффективности невозможно без грамотно организованной структуры коммерческого банка, его кредитного процесса, управления кредитными рисками. В условиях все возрастающей тенденции к усилению межбанковской конкуренции, диверсификации банковских продуктов и улучшения качества банковского обслуживания огромную роль в успешном развитии банковской системы играет оптимизация и совершенствование контрольно-аналитической деятельности банка. Именно поэтому в данной статье поднимаются проблемы реструктуризации контрольно-аналитической деятельности коммерческих банков за счет усовершенствования кредитного процесса и повышении адекватности процедур оценки кредитных рисков. Оптимизация кредитного процесса может происходить в форме коренных преобразований - реинжиниринга или в форме небольших, но постоянных преобразований. Но в любом случае при проведении оптимизации необходимо использовать модель оптимизации кредитного процесса банка. С ее помощью кредитный процесс выстраивается максимально эффективно и в строгом соответствии с целями и задачами кредитной политики определенного коммерческого банка. Преобразование системы управления кредитными рисками может происходить в различных направлениях, исходя из ее элементов. Это и мероприятия по идентификации, оценки и минимизации кредитных рисков, введение новой системы специальных сигнальных показателей, меры по усилению контроля над залоговым обеспечением, расширение сотрудничества между кредитными организациями, а также применение в своей деятельности современных и продвинутых банковских технологий по работе с клиентами. Совершенствование контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка будет способствовать формированию качественной структуры кредитного портфеля, обеспечивающей достаточный уровень доходности и прибыльности при уровне рискованности в соответствии с установленными в банке лимитами и нормативами.

Ключевые слова: контрольно-аналитическая деятельность банка, совершенствование, кредитный процесс, реинжиниринг, кредитный риск, кредитный менеджмент, модель, оптимизация

В настоящее время увеличение объемов деятельности любого банка, его финансовой устойчивости и эффективности невозможно без грамотно организованной структуры коммерческого банка, его кредитного процесса, управления кредитными рисками. В условиях все возрастающей тенденции к усилению межбанковской конкуренции, диверсификации банковских продуктов и улучшения качества банковского обслуживания огромную роль в успешном развитии банковской системы играет оптимизация и совершенствование контрольно-аналитической деятельности банка. Именно поэтому разработка теоретических моделей со-

вершенствования кредитного менеджмента и использование на практике современных технологий позволит улучшить весь кредитный бизнес-процесс, уменьшить стоимость издержек проведения кредитных операций, снизить кредитные риски, следовать исключительно ключевым целям и стратегическим ориентирам кредитной политики, повысить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить общую клиентоори-ентированность кредитной организации.

Современная организация банковского процесса в России требует совершенствования. Участившиеся банкротства в банковской сфере, реорганиза-

ция кредитных организаций, несоблюдение банками норм и нормативов Центрального Банка, увеличение кредитных рисков свидетельствуют о назревающих проблемах в данной системе. Так, можно

увидеть заметное увеличение доли невыплаты платежей по ссудам у физических лиц в 2016 г. по сравнению с 2015 г. (рис. 1) [1; 2].

Риски кредитования

физических лиц (на

01.01.2015)

■ Ссуды с

просроченным

865268 и платежами

свыше 90 дней

10044256 ■

Доля ссуд^^роченными платежами 7,9%

Риски кредитования

физических лиц (на

01.01.2016)

■ Ссуды с просроченным и платежами свыше 90 дней

_V ■

9194531

Доля ссуд с просроченными платежами 10,5%

Рис. 1. Доли невыплаты платежей по ссудам у физических лиц в 2016 г. по сравнению с 2015 г. [1; 2].

Это доказывает необходимость реструктуризации контрольно-аналитической деятельности коммерческих банков за счет усовершенствования кредитного процесса и повышении адекватности процедур оценки кредитных рисков. В том числе, необходимо пересмотреть модели принятия управленческих решений на различных этапах кредитного процесса, а также критерий соответствия фактического уровня кредитного риска банка и применяемой для его оценки методике.

Различают два основных подхода или метода в проведении усовершенствования кредитного процесса: реинжиниринг бизнес-процессов и проведение небольших, но постоянных улучшений в кредитной деятельности (концепция всеобщего

управления качеством). Они отличаются масштабностью введенных изменений в процесс обслуживания клиентов, различной степенью интенсивности, сроками осуществления (табл. 1) [3].

Первый метод - реинжиниринг - представляет собой революционные изменения в кредитном процессе. Основной целью данного подхода является достижение быстрых и кардинальных результатов в повышении эффективности работы кредитного процесса за счет глубокого преобразования его отдельных процессов.

Второй метод - небольшие, но постоянные преобразования - направлен на оптимизацию деятельности банка эволюционным, постепенным путем [4].

Таблица 1

Сравнение методов оптимизации кредитного процесса в коммерческих банках [3]

Критерии сравнения Методы оптимизации кредитного процесса

Небольшие улучшения Реинжиниринг

Влияние на кредитный процесс в целом Полностью сохраняется основная политика процесса Улучшение происходит на уровне отдельных функций Коренная перестройка Изменение принципиальных подходов к бизнесу

Частота применений Осуществляется постоянно Используется при необходимости

Масштабность изменений Небольшая Затрагивает все сферы.

Эффективность Частичная, постепенная Революционная

Стоимость, риски, трудоемкость Низкие Высокие

Чтобы снизить высокие риски и более эффективно провести преобразования в кредитном процессе, для полного решения проблем во всех сферах процесса, при реинжиниринге бизнес-процессов необходимо разработать стратегическую модель реализации на практике программы комплексного преобразования кредитного бизнес-процесса. Данная модель основывается на поэтапном рассмотрении выполняемых операций и их детальном анализе. Например, таких операций, как рассмотрение заявки на получение кредита и общение с потенциальным заемщиком, оценка качества кредита уполномоченными службами банка, структурирование кредита и заключение кредитного договора, выдача, обслуживание и погашение кредита.

Конечными целями коренных преобразований при реинжиниринге кредитных бизнес-процессов является уменьшение числа человеческих ресурсов, вовлеченных в процесс, автоматизация процесса, его простота в использовании, создание множества версий сложных процессов, рациональное уменьшение количества входов в процессы, управление процессами на основе децентрализации полномочий, организация процесса для достижения результата (цели) процесса, а не для выполнения определенной задачи процесса, выполнение шагов процесса в их естественном порядке, выполнение работ процесса там, где это имеет наибольший смысл, сокращение количества проверок и корректирующих управленческих воздействий на процесс, использование централизованных и децентрализованных операций [5].

Рис. 2. Модель оптимизации кредитного процесса банка [7]

При разработке модели по оптимизации кредитных бизнес-процессов определяют основные направления, которые нужно усовершенствовать.

Так, в качестве ключевых аспектов оптимизации кредитования в современных коммерческих банках можно выделить следующие:

- укрепление ресурсного потенциала банка;

- формирования адекватной кредитной политики;

- применение метода реинжиниринга кредитного бизнес-процесса;

- формирование и внедрение систем раннего реагирования на возникновение рисковых ситуаций;

- осуществление комплексной программы кредитного мониторинга;

- реализация программ формирования долгосрочной клиентской базы [6].

Исходя из данных аспектов, можно разработать общую модель оптимизации кредитного процесса коммерческого банка, которая включает в себя сгруппированные цели пяти взаимосвязанных блоков: организационного, финансового, клиентского, внутреннего, кадрового (рис. 2) [7].

Данная модель позволяет эффективно выстроить весь кредитный процесс, является важным инструментом оптимизации кредитного процесса коммерческого банка и выстраивает организационную структуру кредитного процесса в соответствии с целевыми ориентирами кредитной политики коммерческого банка.

Другим наиболее важным направлением в контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка является управление кредитными рисками. Кредитный риск является самым весомым в деятельности любого коммерческого банка, именно поэтому регулирование и совершенствование его

управления должно носить постоянный характер в целях недопущения развития кризисных явлений в проведении кредитных операций банка, и, следовательно, в функционировании банка в целом [8].

Управление кредитными рисками может быть представлено в виде некой единой системы имеющей в своем составе как субъект управления (кредитная организация), так и объект (кредитные риски). Очевидно, что такая система, позволяющая обеспечить реализацию процесса управления банковскими кредитными рисками, должна иметь в своем составе соответствующие подсистемы (элементы) управления (рис. 3) [9].

Совершенствование системы управления кредитным риском в целом может быть достигнуто лишь путем преобразования, улучшения входящих в нее элементов. При этом преобразование каждого из элементов будет способствовать как повышению эффективности функционирования системы управления кредитными рисками, так и расширению ее возможностей.

Кризисные условия развития банковского бизнеса определяют изменения в сторону минимизации рисков. Главной проблемой современных банков является поиск качественных и эффективных методик идентификации, оценки и минимизации кредитных рисков. Модель совершенствования риск-менеджмента банка в части управления кредитными рисками в разрезе обозначенных направлений представлена на рисунке 4 [10].

Рис. 3. Элементы системы управления кредитным риском

Выявление рисков на ранней стадии, предотвращение влияния риск-факторов

Определение максимально допустимых рисков

Оптимизация соотношения просроченной задолженности и резервов

Стратегические цели "| и задачи |"

Идентификация рисков

Оценка рисков

Минимизация рисков

Стратегические

- качественная методика оценки кредитоспособности;

- прогнозирование снижения финансовой устойчивости заемщика

- оценка потребностей заемщика в конкретных видах кредитования

- скорринговые модели оценки кредитных рисков;

- стресс-тестирование заемщиков;

- мониторинг текущей задолженности по кредиту и состояния обеспечения

- повышение квалификации риск-менеджеров в части освоения новых методик управления рисками;

- контроль целевого использования кредита;

- формирование адекватных резервов

Рис. 4. Стратегические цели и мероприятия по совершенствованию риск-менеджмента банка в части управления кредитными рисками.

Также действенным дополнением к таким базовым элементам системы управления кредитным риском как лимитированию объема выдаваемого кредита и контролем над выполнением кредитной сделки может стать специальная система сигнальных показателей. С помощью данной системы кредитный департамент совместно с другими подразделениями мог бы выявлять кредитный риск на

ранних стадиях и предпринимать меры по предотвращению образования просроченной задолженности. Система сигнальных показателей состоит из трех коэффициентов, позволяющих определить изменения в уровне рискованности деятельности банка в целом, а также его филиалов (табл. 2): коэффициент резерва, коэффициент риска, коэффициент проблемности кредитов [11].

Таблица 2

Коэффициенты кредитного риска

Коэффициент Формула Оптимальное значение

1. Коэффициент резерва Крез = (Резерв / Ссудная задолж.) х 100 % Не выше 15

2. Коэффициент риска Кр= (Ссудная задолж. - Резерв) / Ссудная задолж. Должно стремиться к 1

3. Коэффициент проблемности кредитов Кп = (Просроченная задолж. / Ссудная задолж.) х 100 % Не выше 10

Значение коэффициентов, представленных в таблице, следующее:

- коэффициент резерва свидетельствует о степени защищенности банка от потенциального невозврата ссуд;

- коэффициент риска позволяет оценить качество кредитного портфеля с точки зрения кредитного риска;

- коэффициент проблемности кредитов показывает долю проблемных кредитов в общей сумме задолженности.

Наиболее благоприятный вариант - это соответствие оптимальному значению всех показателей за каждый рассматриваемый период. Любое отклонение в негативную сторону должно быть проана-

лизировано банком; на основе анализа должны быть предложены пути «сглаживания» ситуации [11].

Также для повышения эффективности работы банка и снижения доли одобренных заявок в пользу недобросовестных или неспособных обслуживать кредит клиентов необходимо усовершенствовать алгоритм принятия решений по кредиту. Это можно осуществить путем чередования решений, принятых с помощью программного обеспечения, решениями компетентного специалиста, повышение квалификации которого так же является одним из способов совершенствования уже имеющихся методик работы с проблемными кредитами [12].

Еще одним мероприятием по совершенствованию управления кредитным риском банка является более тщательная проверка заявлений о просьбе предоставить кредит, а главное - проверка залогового обеспечения (его состояние, стоимость). На сегодняшний день многие банки, выдавая мелкие кредиты, не достаточно уделяют этому внимание, что в будущем может стать негативным фактором деятельности банка. Названные меры позволят не допустить выдачи кредитов потенциально неспособным заемщикам [13].

Благоприятно на кредитную деятельность банка повлияет расширение сотрудничества между банками. Это позволит обмениваться информацией о «неблагополучных» заемщиках, что приведет к устранению возможности взять одним человеком невозвратный кредит у двух или более банков.

Также для эффективного совершенствования риск-контроллинга в сфере работы с клиентами стало возможно применение современных банковских информационных технологий. Одной из наиболее популярных технологий, нашедших широкое применение у ведущих банков, является программа Sales Expert. Данная программа позиционирует себя как система управления взаимоотношений банка с клиентами - CRM . Эта система обеспечивает решение следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исключение дублирования сотрудниками друг друга в работе с клиентами;

- поиск новых рынков потребителей банковских услуг и продуктов по занесенным в базу данных сведениям о связях клиентов;

- ведение системы учета потенциальных клиентов;

- проведение мониторинга за деятельностью сотрудников банка, работающих с клиентами;

- нахождение «проблемных» клиентов и устранение «узких» мест в операциях с клиентом из состава бизнес-процессов [14].

Таким образом, можно подвести итог: совершенствование контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка - сложный и многоуровневый процесс, затрагивающий два основных

направления - оптимизацию кредитного процесса и преобразование системы управления кредитными рисками.

Оптимизация кредитного процесса может происходить в форме коренных преобразований -реинжиниринга или в форме небольших, но постоянных преобразований. Но в любом случае при проведении оптимизации необходимо использовать модель оптимизации кредитного процесса банка. С ее помощью кредитный процесс выстраивается максимально эффективно и в строгом соответствии с целями и задачами кредитной политики определенного коммерческого банка.

Преобразование системы управления кредитными рисками может происходить в различных направлениях, исходя из ее элементов. Это и мероприятия по идентификации, оценки и минимизации кредитных рисков, введение новой системы специальных сигнальных показателей, меры по усилению контроля над залоговым обеспечением, расширение сотрудничества между кредитными организациями, а также применение в своей деятельности современных и продвинутых банковских технологий по работе с клиентами.

В заключении отметим, что совершенствование контрольно-аналитической деятельности коммерческого банка будет способствовать формированию качественной структуры кредитного портфеля, обеспечивающей достаточный уровень доходности и прибыльности при уровне рискованности в соответствии с установленными в банке лимитами и нормативами.

Литература

1. Информация о рисках кредитования физических лиц в 2015 г. / Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_sys-tem/risk_15.htm

2. Информация о рисках кредитования физических лиц в 2016 г. / Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_sys-tem/risk_16.htm&pid=pdko

3. Пчелинцев Д. А. Организация кредитного процесса и его оптимизация в коммерческом банке: авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук, Саратов. 2011.

4. Лукьянов А. В. Совершенствование бизнес-процессов как форма оптимизации затрат // Управление в кредитной организации. 2014. № 1. С. 22.

5. Аверкиев А. Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга: автореф. дис. ... д-ра экон. наук, Волгоград, 2010.

6. Нестеренко Е. А. Стратегия развития и модернизация деятельности коммерческого банка в сфере кредитования: автореф. дис. ... д-ра экон. наук, Саратов, 2010.

7. Гамбург А. М. Особенности оптимизации кредитного процесса в коммерческом банке //

Современное состояние и перспективы развития научной мысли. 2016. № 3. С. 90-93.

8. Костюкова Е. И., Башкатова Т. А., Башкато-ва Н. А. Влияние технологии и организации производства на построение системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 39 (189). С. 18-24.

9. Мошенский А. Б. Пути совершенствования системы управления кредитными рисками // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 35-40.

10. Обухова А. С., Казаренкова Н. П. Совершенствование методики оценки кредитоспособности потенциального заемщика в банке // Известия Юго-Западного Государственного Университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. №.1. С. 134-140.

11. Петрова Н. А. Совершенствование управления кредитным риском коммерческого банка // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 6. С. 97-99.

12. Котов А. И., Кеберле Ю. С., Теряева А. С. Совершенствование методов работы коммерческого банка с проблемными кредитами // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. 2014. № 6 (21). С. 101-106.

13. Сорокина И. Анализ кредитного риска коммерческого банка. URL: http://bankir.ru/avtori/1658898/

14. Эйдлина Г. М. Маркетинговая информационная система Sales Expert для малого бизнеса // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 26. С. 134-137.

References

1. Informatsiya o riskakh kreditovaniya fizicheskikh lits v 2015 godu [Information on risks of crediting of natural persons in 2015] / Tsentral'nyj bank Rossijskoj Federatsii. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx-?file=bank_system/risk_ 15. htm

2. Informatsiya o riskakh kreditovaniya fizicheskikh lits v 2016 godu [Information on risks of crediting of natural persons in 2016] / Tsentral'nyj bank Rossijskoj Federatsii. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx-?file=bank_system/risk_ 16.htm&pid=pdko

3. Pchelintsev D. А. Organizatsiya kreditnogo protsessa i ego optimizatsiya v kommercheskom banke [The organization of credit process and its optimization in commercial bank]: dis. ... d-ra ekon. Nauk. Saratov, 2011.

4. Luk'yanov А. V. Sovershenstvovanyie biznes-protsessov kak forma optimizatsii zatrat [Improvement of business processes as form of optimization of expenses] // Upravleniye v kreditnoj organizatsii. 2014. № 1.

5. Аverkiev А.В. Innovatsionnaya deyatel'nost' po sozdaniyu informatsionnogo prostranstva upravleniya predpriyatiem na osnove reinzhiniringa [Innovative activi-

ties for creation of information space of business management on the basis of reengineering]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. Volgograd, 2010.

6. Nesterenko E. A. Strategiya razvitiya i modernizatsiya deyatel'nosti kommercheskogo banka v sfere kreditovaniya [The development strategy and modernization of activity of commercial bank in the sphere of crediting]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. Nauk. Saratov, 2010.

7. Gamburg A. M. Osobennosti optimizatsii kreditnogo protsessa v kommercheskom banke [Features of optimization of credit process in commercial bank] // Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya nauchnoj mysli. 2016. S. 90-93.

8. Kostyukova E. I., Bashkatova T. A., Bashkato-va N. A. Vliyaniye tekhnologii i organizatsii proizvodstva na postroeniye sistemy upravlencheskogo ucheta [Influence of technology and organization of production on creation of system of management accounting] // Mezhdunarodnyj bukhgalterskij uchet. 2011. № 39 (189). S. 18-24.

9. Moshenskij A. B. Puti sovershenstvovaniya sistemy upravleniya kreditnymi riskami [Ways of improvement of a control system of credit risks] // Finansy i kredit (Moskva). 2010. S. 35-40

10. Obukhova A. S., Kazarenkova N. P. Sovershenstvovaniye metodiki otsenki kreditosposobnosti potentsial'nogo zaemshchika v banke [Improvement of a technique of assessment of solvency of the potential borrower in bank] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. 2017. S. 134-140.

11. Petrova N. A. Sovershenstvovaniye upravleniya kreditnym riskom kommercheskogo banka [Improvement of management of credit risk of commercial bank] // No-vaya nauka: problemy i perspektivy. 2016. S. 97-99.

12. Kotov A. I., Keberle Yu. S., Teryaeva A. S. Sovershenstvovaniye metodov raboty kommercheskogo banka s problemnymi kreditami [Improvement of methods of work of commercial bank with the problem credits] // Nauchnoye soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Ekonomicheskiye nauki. 2014. № 6 (21). S. 101-106.

13. Sorokina I. Analiz kreditnogo riska kommercheskogo banka [Analysis of credit risk of commercial bank]. URL: http://bankir.ru/avtori/1658898/

14. Ejdlina G. M. Marketingovaya informatsionnaya sistema Sales Expert dlya malogo biznesa [The marketing information system Sales Expert for small business] // Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad. 2014. S. 134-137.

* * *

IMPROVEMENT OF CONTROL AND ANALYTICAL ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK

SAVELYEVA ALINA ANDREEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: saweliewaalina1998@yandex.ru

CHERKASHNEV ROMAN YURYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: zakat05@mail.ru

CHERNYSHOVA OKSANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: optmb@yandex.ru

Now the growth in volumes of activity of any bank, its financial stability and efficiency is impossible without competently organized structure of commercial bank, its credit process, management of credit risks. In the conditions of an escalating tendency to strengthening of the interbank competition, diversification of banking products and improvement of quality of bank service optimization and improvement of control and analytical activity of bank play the huge role in successful development of a banking system. For this reason in this article authors rose problems of restructuring of control and analytical activity of commercial banks due to improvement of credit process and increase in adequacy of assessment procedures of credit risks. Optimization of credit process can happen in the form of radical restructurings - reengineering or in the form of small, but continuous transformations. But anyway when carrying out optimization it is necessary to use model of optimization of credit process of bank. With its help credit process build most effectively and in strict accordance with the purposes and problems of credit policy of a certain commercial bank. Transformation of a control system of credit risks can happen in various directions, proceeding from its elements. It and actions for identification, estimates and minimization of credit risks, introduction of new system of special alarm indicators, measures for strengthening of control over mortgage providing, expansion of cooperation between credit institutions and also application in the activity of modern and advanced bank technologies for work with clients. Improvement of control and analytical activity of commercial bank will promote formation of the qualitative structure of the loan portfolio providing the sufficient level of profitability and profitability at riskiness level according to the limits and standards set in bank.

Key words: control and analytical activity of bank, improvement, credit process, reengineering, credit risk, credit management, model, optimization

Об авторах:

Савельева Алина Андреевна, студентка Института экономики управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Черкашнев Роман Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и банковского дела Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Чернышова Оксана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и банковского дела Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Savelyeva Alina Andreevna, Student of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Cherkashnev Roman Yuryevich, Candidate of Economics, Associate Professor of the Finance and Banking Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Chernyshova Oksana Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Finance and Banking Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.