Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПОЖАР / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / КАТЕГОРИЯ РИСКА / FIRE SUPERVISION / RISK-BASED APPROACH / FIRE / STATISTICAL DATA / RISK CATEGORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станкевич Т.С.

В работе выполнен анализ статистических данных по пожарам в Российской Федерации за трехлетний период (2017-2019 гг.). Изучены итоги правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности с момента внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность органов государственного пожарного надзора с 2017 по 2019 г. Исследованы особенности подхода к оценке категории риска объекта в рамках риск-ориентированного подхода и сформулированы предложения, направленные на совершенствование методики оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Станкевич Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE CATEGORATION OF FACILITIES IN THE RISK-BASED APPROACH IN THE PRACTICE OF STATE FIRE SUPERVISION

This article analyzes statistical data on fires in the Russian Federation for a three-year period (2017-2019). The results of the law enforcement practice of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of state fire supervision since the introduction of the risk-based approach in 2017 to 2019 have been studied.The features of the approach to assessing the risk category of anfacility within the framework of the risk-oriented approach were investigated and proposals were formulated aimed at improving the assessment method.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА»

DOI https://doi.org/10.46845/2541 -8254-2021-1(28)-18-18 УДК 614.841.31

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Т.С. Станкевич, канд. техн. наук, доц. кафедры «Техносферная безопасность» e-mail: tatiana. stankevich@klgtu. ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический

университет»

В работе выполнен анализ статистических данных по пожарам в Российской Федерации за трехлетний период (2017-2019 гг.). Изучены итоги правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности с момента внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность органов государственного пожарного надзора с 2017 по 2019 г. Исследованы особенности подхода к оценке категории риска объекта в рамках риск-ориентированного подхода и сформулированы предложения, направленные на совершенствование методики оценки.

Ключевые слова: пожарный надзор, риск-ориентированный подход, пожар, статистические данные, категория риска

ВВЕДЕНИЕ

В течение последнего десятилетия органы государственной власти уделяют особое внимание обеспечению эффективного исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (ПБ). Государственная политика в области ПБ в настоящее время направлена на снижение избыточности административных барьеров и высоких издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора.

Так, предложен и внедрен в практику государственного контроля и надзора риск-ориентированный подход. Впервые понятие «риск-ориентированный подход» (РОП) введено Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 246-ФЗ [1], который внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [2]. В 2016 г. утверждено Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 [3], внедрившее РОП в осуществление федерального государственного пожарного надзора (ГПН).

Суть данного подхода заключается в переходе от тотального контроля над всеми объектами к категорированию объектов и осуществлению комплекса надзорных мероприятий исходя из категории опасности. Как указано в приказе МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 [4], периодичность плановых проверок (ПП) зависит от присвоенной объекту категории риска. При этом определено, что объекты, которым присвоена низкая категория опасности, не подлежат ПП в области ПБ.

В 2019 г. Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 [5] внесло существенные изменения в РОП. Так, в рамках ГПН появилась новая категория риска -чрезвычайно высокий риск, изменена периодичность ПП объектов (рисунок).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования является исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ МЧС России.

Рисунок - Зависимость периодичности планирования и организации плановых проверок

от категории риска объекта

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы - проведение анализа эффективности применения РОП в служебной деятельности органов ГПН.

В процессе работы решались следующие задачи:

- анализ статистических данных по пожарам;

- анализ правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ;

- анализ порядка определения категорий риска в рамках РОП и формулирование предложений, направленных на совершенствование рассматриваемой методики.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе применялись следующие методы: статистический анализ; статистический метод оценки категории риска.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполнен анализстатистических данных по пожарам за период с 2017 по 2019 г. на территории РФ, данные получены из сборников [6-8]. Результаты распределения значений показателей обстановки с пожарами в зависимости от категории риска объектов пожаров представлены в табл. 1-3.

Таким образом, сделан вывод, что чаще всего пожары возникают на объектах низкого риска и на объектах, которые не подлежат категорированию. Наибольшая относительная частота гибели людей характеризует объекты умеренного и низкого риска, такая же тенденция наблюдается для травмирования людей. При этом необходимо отметить, что категория «чрезвычайно высокий риск» введена впервые в 2019 г., поэтому данные за 2017 и 2018 гг. отсутствуют. Также следует учесть, что с 2019 г. изменен порядок учета пожаров и их последствий [9]. Изменения предусматривают учет всех случаев неконтролируемого горения, в том числе загораний, которые до изменений не подлежали учету. Также установлен тридцатидневный срок для учета травмированных и погибших на пожаре (ранее учету подлежали только погибшие непосредственно на пожаре). С 1 января 2021 г. вступает в действие приказ МЧС России от 17 ноября 2020 г. № 848 [10], вносящий новые изменения в порядок учета пожаров и их последствий.

Выполнен анализ правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ, данные получены из итоговых отчетов [11-13]. Результаты представлены на табл. 4.

Таблица 1 - Относительная частота возникновения пожара на объекте в зависимости от категории объекта

Год Категория объекта

чрезвычайно высокий высокий значительный средний умеренный низкий не подлежат категорированию

2017 - 2,30П10"3 6,91 П10"3 4,59П10"2 0,20 0,55 0,19

2018 - 2,77 П10"3 7,06 П10"3 4,71 ПШ"2 0,20 0,56 0,18

2019 1,06П10-5 1,13П10-3 2,21 П10"3 1,95 ПШ"2 0,07 0,21 0,70

Таблица 2 - Относительная частота гибели людей на пожаре на объекте в зависимости от категории объекта

Год Категория объекта

чрезвычайно высокий высокий значительный средний умеренный низкий не подлежат категорированию

2017 - 7,68 П10"4 3,97П10"3 3,48 П10"2 0,23 0,69 3,90П10"2

2018 - 7,71 П10"3 2,78 ПШ"3 3,28 П10"2 0,22 0,70 3,19П10"2

2019 1,17ПШ"4 1,87П10"3 4,09П10"3 4,48 П10"2 0,21 0,69 5,62 П10"2

Таблица 3 - Относительная частота травмирования людей на пожаре на объекте в зависимости от категории объекта_

Год Категория объекта

чрезвычайно высокий высокий значительный средний умеренный низкий не подлежат категорированию

2017 - 3,31 П10"3 1,03 П10"2 6,67П10"2 0,30 0,42 0,20

2018 - 9,96 П10"3 9,85 П10"3 7,77П10"2 0,30 0,43 0,18

2019 6,34 П10"4 1,80П10"3 9,51 П10"3 6,97П10"2 0,27 0,43 0,22

Таблица 4 - Динамика правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности

Год Количество объектов Количество проверок / количество плановых проверок Количество выявленных нарушений требований пожарной безопасности

2017 3978677 176096 / 78058 755742

2018 227867 225808 / 76282 981899

2019 2855055 267478 / 114388 1121021

На основании данных, представленных в табл. 4, можно сделать вывод, что хотя введение РОП предполагало сокращение количества объектов надзора, снижение надзорной нагрузки и исключения чрезмерных штрафных санкций в области ПБ, в настоящее время наблюдается рост количества объектов надзора и проверок, в том числе 1111.

С 2021 г., как указано в [14], внесены значительные изменения в порядок категорирования объектов в области ПБ. Так, определение категории риска только исходя из функциональной принадлежности объекта отменено, введен в действие статистический метод оценки риска, использующий сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий и сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.

Выполнен анализ порядка определения категорий риска в рамках РОП. В ходе анализа методики категорирования объектов предложены следующие мероприятия, направленные на совершенствование рассматриваемого подхода категорирования:

- использовать многолетний статистический ряд значений, не ограничиваясь пятилетним временным отрезком для определения параметров Qc, фсдоп и Кг.т.;

- формировать многолетние статистические ряды для всех значений, а не только для параметров Qc, ^сдоп и Кг.т.;

- при реализации федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизацииперейти от метода оценки риска по функциональному назначению объектов к статистическому;

- отсутствие сведений об установке системы противопожарной защиты более 10 лет назад и капитальном ремонте трактовать как «да»;

- отсутствие сведений о монтаже электропроводки более 10 лет назад и капитальном ремонте трактовать как «да».

Также предлагается выполнить автоматизацию расчета категорий риска объектов посредством разработки программного продукта. В качестве алгоритма программы следует использовать методику категорирования объектов из [14]. Для анализа статистических данных предлагается использовать возможности языка программирования Python.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе выполнен анализ статистических данных по пожарам (2017-2019 гг.), анализ правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ за трехлетний период (2017-2019 гг.).

Подробно изучен порядок определения категорий риска в рамках РОП. На основании анализа методики категорирования объектов разработаны предложения, направленные на совершенствование рассматриваемой методики, а именно:

- использовать многолетний статистический ряд значений, не ограничиваясь пятилетним временным отрезком для определения параметров Qс, Qсдоп и Кг т.;

- формировать многолетние статистические ряды для всех значений, а не только для параметров Qc, Фсдоп и Кг.т.;

- при реализации федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизацииперейти от метода оценки риска по функциональному назначению объектов к статистическому;

- отсутствие сведений об установке системы противопожарной защиты более 10 лет назад и капитальном ремонте трактовать как «да»;

- отсутствие сведений о монтаже электропроводки более 10 лет назад и капитальномремонте трактовать как «да».

Для оптимизации процесса категорирования объектов защиты с целью сокращения временных затрат предложено разработать программный продукт, выполняющий расчет категории.

Совершенствование РОП позволит достигнуть тех целей, для которых указанный подход был разработан: снизить бремя административной ответственности на бизнес; усилить контроль над объектами, характеризующимися высоким риском.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 13.07.2015 № 246-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182622/ (дата обращения: 31.01.2021).

2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 31.01.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 05.11.2020) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819/ (дата обращения).

4. Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211005/ (дата обращения: 31.01.2021).

5.Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335261/ (дата обращения: 31.01.2021).

6. Пожары и пожарная безопасность в 2017 году: стат. сб. / под общ.ред.Д.М. Гордиенко. - Москва: ВНИИПО, 2018. - 125 с.

7. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: стат. сб. / подобщ.ред.Д. М. Гордиенко. - Москва: ВНИИПО, 2019. - 125 с.

8. Пожары и пожарная безопасность в 2019 году: стат. сб. / под общ.ред. Д. М. Гордиенко. - Москва: ВНИИПО, 2020. - 80 с.

9. Приказ МЧС России от 8 октября 2018 г. № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/72125364/ (дата обращения: 31.01.2021).

10. Приказ МЧС России от 17 ноября 2020 г. № 848 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372160/ (дата обращения: 31.01.2021).

11. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330030/ (дата обращения: 31.01.2021).

12. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355636/#dst0 (дата обращения: 31.01.2021).

13. Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год (утв. МЧС России 20 апреля 2018 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71836954/ (дата обращения: 31.01.2021).

14. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128492/ (дата обращения: 31.01.2021).

IMPROVEMENT OF THE CATEGORATION OF FACILITIES IN THE RISK-BASED APPROACH IN THE PRACTICE OF STATE FIRE SUPERVISION

T.S. Stankevich, PhD, AssociateProfessor of Technosphere Safety Department e-mail: tatiana.stankevich@klgtu.ru Kaliningrad State Technical University

This article analyzes statistical data on fires in the Russian Federation for a three-year period (2017-2019). The results of the law enforcement practice of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of state fire supervision since the introduction of the risk-based approach in 2017 to 2019 have been studied.The features of the approach to assessing the risk category of anfacility within the framework of the risk-oriented approach were investigated and proposals were formulated aimed at improving the assessment method.

Key words: fire supervision, risk-based approach, fire, statistical data, risk category

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.