DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-171-174 УДК 351.82
О.Г.
In this article the questions connected with the need of development of staffing of the regulations (ARI) are considered. The attention to the relevance of development of
of the ARI
of the Far-Eastern institute of management Ключевые
нальные компетенции, экспертное сообщество, центр компетенций.
организаций высшего
assessment of the regulating influence, staffing, activity consolidation, competences, expert community, role of the educational organizations of the higher education, competences.
оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы дей-ста^щих н°рмативных прав°вых актад
(°РВ) получили в настоящее время широкое распространение на всех уровнях
государственного управления. В рамках этих процедур проводится публичная
оценка проектов и действующей тивной правовой базы, формирующей условия для активизации предпринимательской деятельности.
По мнению Президента Российского союза
тр
и
мателей Александра Шохина, «...
Поливаева Ольга Геннадьевна - канд. экон. наук, доцент, зам. директора по
E-mail:
гулиру]
воздействия является
ка
одним из ключевых элементов системы мер по улучшению качества прав°вог°
РегУлиРования экономических отношений» [1]. Применение процедуры ОРВ способствУет сокращению количества неэффективных нормативных правовых актов, обеспечению прозрачности
пр
: в рамках: государственной
регуляторной политики решений, устранению избыточных требований к субъектам предпринимательства.
Развитие механизма ОРВ на всех уровнях государственного и
пального управления, внедрение
дуры °ценки фактического воздействия нормативных правовых актов, развитие нормативной правовой базы в сфере поддержки предпринимательства обУсловливают необходимо!
масштабов экспертного с проЦедур Орв.
Следует отметить, что
этой задачи в Дальневос ральном округе
в связи с реал1 ритетного и оп
расширения провождения
акгуальтосгъ
су
тока, что нормативной
поддержки п
влечения
зацией политики прио-;режающего социально-гого развития Дальнего Вос-сопровождается развитием правовой базы в сфере
требует консолидации деятельности
управ^ни^ вательных организаций с целью (
тенций как минимум в области права, экономики, менеджмента. Организации высшего образования обладают достаточным потенциалом для активного участия в процессах кадрового обеспечения процедур орв, развития: : ного экспертного ( вания профессиональных компетенций в экономико-правовой сфере.
Следует отметить, что участие в механизме кадрового обеспечения процедур ОРВ представляет объективный интерес для образовательных организаций высшего образования, что обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, как показали результаты опроса превалирующая чаегь студентов имеет весьма слабое представление о сущности, целях и задачах ОРВ.
Во-вторых, это определено взаимос-
функциями ОРВ (например, ционная, аналитическая,
мотивационная, обучающая,
политики на Дальнем Восг°ке.[2]
Одной из проблем в достижении лаемых эффектов является ность кадров, обладающих нальными компетенциями в области реализации регуляторной политики и оценки регулирующего воздейcтвия, а также необходимость расширения экс-
Очевидно, что сама, природа : ма ОРВ требует от экспертного ства наличия профессиональн^15
щая функции ОРВ) с позиций их роли для
во многом взаимосвязано с видами фессиональной деятельности и ванием компетенций обучающихся высшей школы.
В-третьих, образовательные зации имеют ряд ^^мущретв зование которых может способствовать развитию процедуры ОРВ:
наличие высококвалифицированных научно-педагогических кадров как ресуРса ОРВ;
мегодоЛогичеcKИе и методические возможности аккумулир мации о лучших отечественных и бежных практиках ОРВ;
возможность привлечения щихся к сбору и обработке ин^формации по Оpв, нaпример, в рамках организации научно-исследовательской работы, выполнения курсов^1х и выпускных квалификационных работ и т.п.;
возможность стать площадкой для публичных дискуссий по вопросам ОРВ, что, в свою очередь, развитию инф
ормади< деятельности органов
нной отKрытоcгИ гоcУдaPcтвенног°
управления и повышению сти диалога власти и бизнеса.
В рамках консолидации деятельности участников Орв в направлении развития кадрового обеспечения предлагается использование механизма центра :
TеHЦиИИ, ^^ентра сб0ра.,
ции, распр°странения и приумножения знаний и эффективных практик ОРВ. Предпосылкой к созданию центров компетенций является, как правило, возникновение новых системных проблем в самых разных сопряженных областях ^аир™^ для Орв - вопросы экономики, финансов, права, социологии т.п.), для решения которых необходимы меж; команды экспертов
ар
и
соответствующие
С инициативой тра компетенци
создания такого
Ф
уровня дЛЯ дальневосточн^1х Субъектов
Российской Федерации на Дальневосточном форуме предпринимателей в октябре 2016 г. выступили Министерство экономического развития Хабаровского края и Дальневосточный институт управления -филиал РАНХиГС.
В качестве основных направлений деятельности центра компетенций предлагаются: 1.
тию ]
и специалистов органов го и муниципального управления:
разработка и реализация программ
курсов повышения квалификации по вопросам ОРВ;
обзор лучших практик в сфере ОРВ; формирование регионального «банка»
учебно-методического обеспечения сов повышения квалификации;
разработка и распространение на ' ритории ДФО унифицирова программ повышения
вых
ции в сфере ОРВ.
2.
тию компетенций по ОРВ у лей
сообщества:
организадия орш P0в,
и
проведение притато-[тированн^1х семинaров, вебина-консультаций для представителей
бизнеса;
проведение
ваний по оценке эффективности ОРВ;
разработка и издание учебно-методических п0С0бий, рекомендац;ий. 3. Содействие ф
и
ормир(
витию компетенций по ОРВ у : го сообщества:
формирование пула экспертов из числа научно-педагогических работников образовательных организа "
г;
организация постоянно
и
дискуссионной площадки для экспертов; проведение научн^1х исследований в
сфере реГуляторной политики;
проведение публичн^1х презентаций
результатов научн^1х исслед0вaний, в
том числе с использовани стей Информационного портала об < ке регулирующего воздействия;
участие научно-педагогических кадров в оценке фактического воздействия регуляторного механизма (разработка методических материалов, проведение социологических опросов, «круглых столов», подготовка
ских записок и т.п.).
создание научно-метоДического
провождения экспертной работ^1.
4. Содействие формирован] витию компетенций по ОРВ у ской молодежи:
разработка и внедрение в тельный процесс программ спецкурсов ^оду^Ь факультативов в рамках реализации образовательных программ высшего образования;
организация практики и выездн^1х занятий в органах исполнительной власти и их структурн^1х п0ДPaЗДелениях, уполномоченных по проблемам ОРВ;
формирование тематики курсов^1х и выпускных квалификационных работ обучающихся по проблемам ОРВ;
организация регионалЬн^1Х и межрегиональных конкурсов, олимпиад для молодежи по вопросам регуляторной политики в ДФО.
В результате консолидации усилий участников механизма ОРВ путем
ния межрегионального центра ций будут созданы условия для вания единого научно-образо!
1 области регуляторной политики на территории Дальневосточного
S=P
I 0круга что в свою отладь твовать развитию :
го обеспечения ОРВ.
РАНХиГС. 2016. С.
итУт управл 259 - 262.
References:
1.
фор.
Оценке
и°ннъш. порт.ал гулирующего Воздействия. URL: //
2. Поливаева ОТ. организаций в оценке
актов // Экономика. управление, общество: история и ность: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск: ,
1. Informacionnyj portal ob Ocenke Reguliruyushchego Vozdejstviya. URL: //orv.gov.ru.
v ocenke reguliruyushchego vozdejstviya proektov i ehkspertizy dejstvuyushchih normativnyh aktov // EHkonomika. upravlenie, ihchestvo: istoriua i sovremenno
nauchno-prakticheskoj konferencii.
Habarovsk:,
2016. S.
■ 262.