Научная статья на тему 'Совершенствование качества управления на основе использования интегрированных систем менеджмента на предприятиях Брянской области'

Совершенствование качества управления на основе использования интегрированных систем менеджмента на предприятиях Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курова О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование качества управления на основе использования интегрированных систем менеджмента на предприятиях Брянской области»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ функционирования предприятий Брянской области показал, что в регионе существует три типа организаций, обладающих своим видением и подходами к проблемам качества производимой продукции.

К первой группе можно отнести предприятия, которые имеют сертифицированные системы менеджмента качества (ЗАО «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Брянский арсенал» и др.).

Ко второй группе относятся предприятия, на которых выпускают сертифицированную продукцию.

Третья группа — предприятия, не имеющие СМК. К таким предприятиям относятся в основном небольшие организации, появившиеся в последние годы. В большинстве случаев на предприятиях формально подходят к системам управления на основе качества.

Подтверждением изложенному служат исследования, проведенные автором работы [1], в которой говорится, что несмотря на широкую известность международных стандартов ИСО серии 9000 в России, внедрение этих стандартов на предприятиях не дает ожидаемого эффекта. В.А. Лапидус объясняет такое положение не только отсутствием улучшений в организационной структуре, в методах управления, но и нежеланием замены номенклатуры выпускаемой продукции соответствующей требованиям рынка [2].

В настоящее время отечественные предприятия имеют ряд проблем:

Ф во-первых, несоответствие выпускаемой продукции в России требованиям качества в подавляющем большинстве случаев происходит по вине исполнителей. Автор [1] приводит примеры, в которых показано, что простейшие приемы мотивации сотрудников предприятия приводили к снижению уровня дефективности в 2-3 раза;

Ф во-вторых, отсутствие на предприятиях четкой системы статистического управления качеством, которая не высыпается в общую систему управления.

Ситуация в странах Европы, Японии, США иная, чем в России, так как там в основном проблемы улучшения качества решаются системой управления, где 96% проблем соблюдения качества лежат на ответственности системы менеджмента, а на долю исполнителей приходится только 4%.

Поэтому в России для улучшения качества необходимо прежде всего совершенствование его системы менеджмента на основе создания интегрированных систем менеджмента качеством.

О.П. КУРОВА

При проектировании систем менеджмента качеством необходимо учитывать следующие общие принципы [3]:

Ф единство целей работников организации по улучшению качества;

Ф эффективность (достижение цели при минимальных издержках);

Ф соблюдение необходимого разнообразия, при котором сложность системы менеджмента качеством должна быть не меньше, чем сложность управления объектом.

Помимо изложенных принципов при проектировании систем менеджмента качеством необходимо учитывать принципы СМК, заложенные в стандартах ИСО серии 9000.

Принципы менеджмента, изложенные в ИСО 9001:2000:

Ф ориентация на потребителя;

Ф лидерство руководителя;

Ф вовлечение работников;

Ф процессный подход;

Ф системный подход;

Ф постоянное улучшение;

Ф принятие решений, основанных на фактах;

Ф взаимовыгодные отношения с поставщиками.

На уровень качества производства, как показало исследование, оказывают влияние уровень менеджмента; мотивация и организация труда персонала; организация использования средств производства, производственных процессов контроля, испытаний и т.д.

В соответствии с этапами жизненного цикла продукции система качества должна охватывать и область реализации, так как в ней формируется качество, на которое оказывают влияние уровень упаковки продукции, условия ее хранения, транспортировки, предпродажного и послепродажного сервиса.

Все большее значение приобретает в глазах потребителя продукции качество потребления. Сюда следует отнести влияние таких факторов, как качество сохранения долговечности изделия в соответствии с техническими регламентами. Здесь немаловажную роль играет техническое обслуживание, информационная поддержка потребителей в процессе эксплуатации продукции в соответствии с ее назначением.

В современных условиях, когда требуется принятие мер по охране окружающей среды, приобретает зна-

чение качество системы утилизации продукции, которая отслужила свой срок.

Предприятия, независимо от вида выпускаемой продукции или услуг, должны придерживаться непрерывного подхода к улучшению качества (рис. 1).

Выбор процесса

Оценка п роцесса

1 г

Улучшение процесса

г

В работах [4, 5] представлены варианты интегрированных систем менеджмента:

— создание аддитивных (additio — прибавление) моделей интегрированной системы менеджмента;

— создание полностью интегрированных моделей, которые объединяют все системы менеджмента в единое целое.

На рис. 2 представлена аддитивная модель интегрированной системы менеджмента.

Она состоит из СМК — системы менеджмента качества как базовая система, в ряде случаев использующая требования НАССР; GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика); стандарты систем, базирующиеся на принципах FSC (Forest Stewardship Council — лесной попечительский совет) и др.; OHSAC, «системы менеджмента в области профессиональной безопасности и здоровья»; стандарт SA 8000:1997 — «социальная ответственность».

Совершенствование процесса

Рис. 1. Схема непрерывного улучшения

Особое внимание следует обратить на цикл непрерывности процесса управления качеством, т.е. предприятие, добившись определенных результатов, должно поступательно двигаться вперед, улучшая все процессы. Процессы постоянного улучшения проходят четыре этапа.

Для промышленных предприятий области предлагается использовать четыре этапа непрерывного улучшения исходя из тех соображений, что в работу по постоянному улучшению будут вовлекаться все сотрудники предприятия. Это обеспечит последовательное, непрерывное и постоянное улучшение качества выпускаемой продукции.

С целью совершенствования системы менеджмента предприятий Брянской области нами предполагается создать модель интегрированной системы менеджмента, им ориентированной на изготовление качественной продукции и основанной на интеграции функционального менеджмента с использованием TQM при условии выполнения требований экологических, социальных нормативов и законодательства.

В настоящее время в научных кругах сформировано представление об интегрированной системе менеджмента, которая может осуществляться на разных уровнях.

Основой интеграции систем может быть любая система менеджмента, соответствующая требованиям предприятия.

SA

OHSAS

СЭМ (FSC)

СМК (НАССР, GMP)

Рис. 2. Аддитивная модель интегрированной системы [6]

На рис. 3 приведен пример варианта интегрированной системы менеджмента.

При разработке интегрированной системы менеджмента организации в основу системы управления предприятия следует закладывать стандарт ИСО 9001:2000, в котором определены понятия и принципы, соответствующие понятиям общего менеджмента.

Рис. 3. Вариант интегрированной системы менеджмента

На рис. 4. приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе [5].

п

о

т

р

Е

Б

И

Т т

Е 6 р

Л б

И о

в

а

н

и

я

Постоянное улучшение системы менеджмента качества

Ответственность руководства

Руководство ресурсами

Измерение,

анализ и улучшение

Вход

Выпуск продукции

п о

т р

Е Б И Т Е Л И

Рис. 4. Модель системы менеджмента качества

Стандарты ИСО серии 9000 являются согласованными с другими стандартами, так, например, отмечается, что они имеют структуру, аналогичную стандарту ИСО 14001:1996 — «стандарту системы менеджмента окружающей среды».

Следует отметить, что с базовым стандартом ИСО 9001:2000 согласовываются и другие стандарты, которые разработаны с целью обеспечения безопасности и здоровья потребителей и сотрудников предприятия.

К таким стандартам следует отнести:

— систему НАССР (см. гл. 2) ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП»;

— OHSAS 18001:1997 «Система менеджмента безопасности в области профессиональной безопасности и здоровья. Спецификация».

Стандарт OHSAS включает следующие основные элементы:

— общие требования;

— политику;

— планирование (цели и программы менеджмента; оценку и управление риском; идентификацию опасностей и др.);

— внедрение, управление (ответственность, обучение, консультирование и взаимодействие, документацию, управление документацией, операциями и др.);

- деятельность,---->■ — поток информации)

— контроль и корректирующие мероприятия (измерения, несчастные случаи, предупреждающие действия и т.д.);

— анализ, проводимый руководством.

Стандарт OHSAS совместим не только с ИСО 14001, ИСО 9001, но и с ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации», они дополняют требования российского законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда.

Стандарт SA 8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accontability) определяет требования к предприятию, организации в области социальной ответственности с целью управления проблемами, которые могут оказать негативное влияние.

Специалисты отмечают [6], что стандарт SA 8000 «Социальная ответственность» дополняет стандарты ИСО серии 9000 и 14000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведем в качестве примера структуру четвертого раздела стандарта «Требования социальной ответственности»:

«1. Труд ребенка

2. Принудительный труд

3. Здоровье и безопасность

4. Свобода объединения и право на переговоры о заключении коллективного договора

5. Дискриминация

6. Дисциплинарные меры

7. Оплата труда

8. Система управления

8.1. Политика

8.2. Проверка со стороны руководства

8.3. ... 8.8. Контроль за поставщиками 8.12, 8.13. Доступность проверки»

Кроме указанных стандартов разработаны и другие со специфическими требованиями к производимой продукции. Примером такого стандарта можно считать стандарт QS-9000.

Структура стандартов QS-9000 приведена на рис. 5.

Данный стандарт имеет мультипликативный характер, используется как основной фирмой, так и поставщиками, субподрядчиками и т.д.

1. Основные требования ИСО 9000

3. Специфические 2. Отраслевые

требования требования

потребителей

Рис. 5. Структура стандарта QS-9000

Проектируя интегральную систему менеджмента свои входы и выходы. Схематично изложенное мож-предприятия, необходимо отметить, что она имеет но представить на рис. 6.

ВХОД

- миссия предприятия;

- цели,стратегии организации;

- цели руководителей;

- информация о внешней среде и ее

изменениях; - достижения науки управления

ВЫХОД

- принципы управления

предприятием;

- организационная структура

управления;

- организационная культура; - функции подразделений;

- средства обеспечения

управления;

- процессы управления, реализации и принятия

управленческих решений

Рис. 6. Исходные и результативные характеристики при проектировании

При проектировании интегральной системы менеджмента должна учитываться специфика предприятий и выпускаемая ими продукция, реализуемая на рынке.

Так, например, для предприятия Брянской области модель интегрированной системы может состоять из стандартов, сопрягающихся с выпускаемым видом продукции. Для предприятий машиностроения это

будет один вариант, для предприятий, выпускающих пищевую продукцию, — другой.

Модель интегрированной системы менеджмента для предприятий Брянской области может иметь в своей основе четыре стандарта (рис. 7, 8). Как видно из рисунков, системы практически не отличаются друг от друга, за исключением ввода специфических стандартов.

Система OHSAS 18001

HASSP

гост

51705.12001

Интегрированная система менеджмента

Система SA 8000

СМК ИСО серии 9000 ГОСТ Р

Рис. 7. Интегрированная система менеджмента для предприятий пищевой промышленности

Система OHSAS 18001

Интегрированная

QS- система Система

9000 менеджмента SA 8000

СМК ИСО

серии 9000

Рис. 8. Интегрированная система менеджмента для машиностроительных предприятий

Так, например, для предприятий, производящих пищевые продукты, вводится стандарт HASSP, обеспечивающий безопасность производства продуктов питания (рис. 7). Для предприятий машиностроительного комплекса области рекомендуется введение стандарта QS-9000, принципы которого вовлекают в процесс производства продукции высокого уровня качества поставщиков и субподрядчиков. Применение рекомендуемых моделей менеджмента повысит эффективность управления предприятиями и позволит достичь высокого уровеня конкурентоспособности.

С целью оценки эффективности работы предприятия и для постоянного мониторинга его системы управления можно применять методологии «шесть сигм».

В заключение следует отметить, что для создания интегрированной системы менеджмента следует в качестве основного компонента закладывать систему менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001:2001, так как в этом стандарте сформированы понятия и принципы, отвечающие понятиям общего менеджмента.

В настоящее время ряд предприятий Брянской области, которые имеют сертифицированные системы менеджмента, качества, могут усилить свои позиции, создавая интегрированные системы менеджмента, повышая тем самым свою конкурентоспособность.

Литература

1. Кубяк Т. Система интегрированного подхода. — 2004. - № 12.

2. Лаписус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М,: ОАО «Типография «Новости», 2000. — С. 432.

3. Журавлев П.В. Теория системного менеджмента. — М.: 2002. — С. 175.

4. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством. — М.: КНОРУС, 2007. — С. 232.

5. Шокина Л.И. Оценки качества менеджмента компаний. — М.: КНОРУС, 2007. — С. 344.

6. Шонберир Р. Японские методы управления производством: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1988. — С. 251.

7. ISO 9001: Система менеджмента качества. Требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.