Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ / ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилина Елена Петровна, Белобородов Алексей Александрович, Белобородова Юлия Сергеевна

Исследование информационно-коммуникативных технологий для повышения качества медицинских услуг, внедрение которых получило начало в российском здравоохранении в телемедицине, показало, что они получили прогрессивное развитие в направлении расширения за счет цифровых технологий и в направлении расширения предметной деятельности организаций здравоохранения, в частности, оценки качества медицинских услуг, стимулируя активность потребителей. Современные условия, связанные с пандемией COVID-19, актуализировали необходимость развития цифровых технологий, и официально закрепили их использование в практике медицинской деятельности. Тем самым дали новый толчок для проведения исследований по оценке их эффективности в повышении качества медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF MEDICAL SERVICES BASED ON DIGITAL TECHNOLOGIES

Information and communication technologies for improving healthcare services quality, which introduction began in Russian healthcare from telemedicine, have received progressive development towards expansion through digital technologies and subject activities of healthcare organisations, in particular, assessing healthcare services quality by consumer activity stimulation. Modern conditions associated with the COVID-19 pandemic have actualised the need for digital technologies development, and officially consolidated their use in medical practice. In this way, they have given a new incentive for research to assess their effectiveness in improving healthcare services quality.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 614.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ

ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Данилина Елена Петровна,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской хирургии Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);

Белобородов Алексей Александрович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);

Белобородова Юлия Сергеевна, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)

Аннотация. Исследование информационно-коммуникативных технологий для повышения качества медицинских услуг, внедрение которых получило начало в российском здравоохранении в телемедицине, показало, что они получили прогрессивное развитие в направлении расширения за счет цифровых технологий и в направлении расширения предметной деятельности организаций здравоохранения, в частности, оценки качества медицинских услуг, стимулируя активность потребителей. Современные условия, связанные с пандемией COVID-19, актуализировали необходимость развития цифровых технологий, и официально закрепили их использование в практике медицинской деятельности. Тем самым дали новый толчок для проведения исследований по оценке их эффективности в повышении качества медицинских услуг.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии в медицине, цифровых технологии в оценке качества медицинских услуг.

Annotation. Information and communication technologies for improving healthcare services quality, which introduction began in Russian healthcare from telemedicine, have received progressive development towards expansion through digital technologies and subject activities of healthcare organisations, in particular, assessing healthcare services quality by consumer activity stimulation. Modern conditions associated with the COVID-19 pandemic have actualised the need for digital technologies development, and officially consolidated their use in medical practice. In this way, they have given a new incentive for research to assess their effectiveness in improving healthcare services quality.

Keywords: information and communication healthcare technologies services quality assessment, digital for assessing healthcare services quality.

Постановка проблемы. Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в здравоохранение развитых стран, в частности в России, вызвало к жизни новое направление медицинской помощи населению - телемедицину. Целью телемедицины является реализация стратегической цели проводимой в России модернизации здравоохранения - обеспечение доступности качественной медицинской помощи для населения. Между тем, анализ научно-исследовательских и деловых публикаций позволили выявить, что достаточно широкое использование ИКТ в российском здравоохранении не привело к росту удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг [1]. На наш взгляд, одной из причин такой ситуации является низкое проникновение информационно-коммуникативных технологий в массовую медицинскую помощь, а с другой стороны изменение потребительского поведения в сфере медицинских услуг. В секторе массовых услуг не только частных медицинских компаний, но и государственных медицинских организаций потребители, имея большую

доступность к информации, становятся более требовательными к качеству медицинской помощи.

Изложение основного материала. Существующий дисбаланс между внедрением инновационных технологий медицинской помощи и обеспечением удовлетворенности доступностью и качеством медицинского обслуживания населения актуализирует необходимость совершенствования методик оценки и выявление ее эффективных технологий, релевантных существующим тенденциям потребительского поведения в цифровом обществе.

Анализ отраслевых нормативных документов в области регулирования методического обеспечения качества медицинских услуг достаточно высокий уровень внимания к методике оценке качества медицинских услуг и совершенствование их технологий [2]. Для эффективности независимой оценки предлагаются не только традиционные методы в виде опроса потребителей, но и интернет-опросы. Между тем, активность потребителей в рамках независимой оценки остается низкой. Как показали исследования причинами являются: недоверие медицинским чиновникам и администрации медицинских организаций; страх вызвать неудовольствие врачей и, как следствие, ухудшение лечения; отсутствие сформированного представления о качестве медпомощи; равнодушие пациентов [1].

На наш взгляд, одной из проблем низкой активности является несовершенство анкет для опроса респондентов. Противоречия между ростом требований потребителей к качеству медицинских услуг и снижением активности в практике оценки требует совершенствования методик оценки их качества и внедрения новых технологий, которое ранее казались неприемлемыми для оценки качества услуг медицинских организаций.

Новая стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 гг. подтвердила устойчивый тренд российского общества - информационные платформы, социальные сети стали частью повседневной жизни людей [6]. Это обусловило внедрение адаптивных к современным условиям развития здравоохранения технологий оценки удовлетворенности качеством медицинских услуг.

Использование социальных сетей и информационных порталов, таких как Flamp, 4geo [4, 5], потребителями медицинских услуг для оценки их качества показал, что в России сформировался альтернативный инструмент оценки качества медицинских услуг на основе социальных сетей. Потребители медицинских услуг оказались более передовыми в использовании новых технологий, живя в новом цифровом обществе, нежели медицинские работники. На наш взгляд, стимулировало использование и сервисами популярных мобильных приложений телемедицины, и информационных порталов для обсуждения качества медицинских услуг населению.

Внедрение мониторинга социальных сетей в процессе оценки качества медицинских услуг и использование результатов для разработки мероприятий по совершенствованию качества обслуживания в бюджетных медицинских организациях сдерживается отсутствием рекомендаций Минздрава России, что требует необходимости совершенствования законодательной и нормативной базы для регулирования применения новых для здравоохранения цифровых технологий оценки качества медицинских услуг. Кроме того, необходима разработка новых методических рекомендаций по оценке качества медицинских услуг на основе совершенствования законодательной и нормативной базы и разработка информационных систем для сбора, хранения и обработки о качестве предоставляемых медицинских услуг.

Выводы. Пандемия COVID-19 внесла свою лепту в ухудшение предоставления качественных медицинских услуг, фактически к сбою в медицинском обслуживании. Это вызывает тревогу медицинских работников и всплеск неудовлетворенности населения что обусловливает необходимость улучшения мониторинга качества предоставления услуг в области здравоохранения в режиме реального времени. Это делает необходимым активизацию использования цифровых технологий [7]. Отметим, что национальная система мониторинга качества отметила значительный рост спроса населения на услуги и информацию, предоставляемые сервисами популярных мобильных приложений телемедицины, например, «Доктор Рядом Телемед», SmartMed, «Яндекс.Здоровье», DocDoc, «Онлайн Доктор», Doc+, Pirogov Clinic, My Doc, ONDOC, Doctis и др.) [3],

опубликовала их список для возможного использования потребителями медицинских услуг.

Список литературы:

1. Butova T.G., Danilina E.P., Beloborodov A.A., Vasiliev E.F., Guseinli D.N. Mediatechnologies for studying healthcare services quality in the digital economy // Вестник КГМТУ. - 2021. - № 1. - С. 142-156. DOI: 10.47404/2619-0605_2021_1_142. [Электронный ресурс] URL: https://www.ejkgmtu.ru/

2. Бутова Т.Г., Данилина Е.П., Белобородов А.А., Хамардюк М.Е. Оценка качества медицинских услуг в современных условиях: проблемы и пути решения // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 74-74.

3. В России назвали лучшие приложения для онлайн-консультаций с врачом [Электронный ресурс] URL: https://hi-tech.mail.ru/news/luchshie_prilozhenija_telemediciny/ (дата обращения: 22.11.2020).

4. Информационный портал Flamp [Электронный ресурс] режим доступа: https://krasnoyarsk.flamp.ru/metarubric/kliniki?page=2.

5. Информационный портал 4geo [Электронный ресурс]// режим доступа:http://krasnoyarsk.4geo.ru/catalog/search/больница/responses.

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.

7. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Особенности развития цифровых технологий в здравоохранении в условиях пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2020. - № 6. - С. 66-71. [Электронный ресурс] URL: http://science-medicine.ru/ru/article/view?id= 1157.

УДК 10.01.10

ЭССЕ КАК МЕТАЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИКОММУНИКАЦИИ

Демина Людмила Ивановна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

Аннотация. В статье исследуется жанр эссе, выявляются его особенности функционирования в современном медиапространстве. Рассматриваются теоретические подходы и практические решения на примерах электронных ресурсов журналов, литературных порталов и сайте писателя. Выявляется влияние эссеистики на публицистику в СМИ и литературное творчество, на медиакоммуникацию в целом.

Ключевые слова: эссе, текст, автор, медикоммуникация, жанр, метажанр, литературный портал, сайт журнала, официальный сайт писателя.

Annotation. The article examines the genre of the essay, reveals its features of functioning in the modern media space. Theoretical approaches and practical solutions are considered on the examples of electronic resources of magazines, literary portals and the writer's website. The influence of essay studies on journalism in the media and literary creativity, on media communications in general, is revealed.

Keywords: essay, text, author, medical communication, genre, meta-genre, literary portal, magazine website, writer's official website.

Постановка проблемы. Исследование эссе как метажанра в современной медиакоммуникации.

Изложение основного материала. В последнее время жанр эссе и в литературе, и журналистике обрел прежнюю популярность, которая его всегда сопровождала и в европейской культуре (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж.П. Сартр и др.) и в русской философии и литературе (А. Радищева, А. Герцена,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.