Научная статья на тему 'Совершенствование инвестиционной политики субъекта РФ как фактора его социально-экономического развития'

Совершенствование инвестиционной политики субъекта РФ как фактора его социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемайкин Павел Владимирович

В данной статье проанализированы особенности инвестиционной политики руководства Самарской области с целью повышения уровня социально-экономического развития данного региона. По материалам данной статьи сделаны следующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кемайкин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инвестиционной политики субъекта РФ как фактора его социально-экономического развития»

УДК 159

Кемайкин Павел Владимирович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «финансы и кредит» Поволжского государственного университета сервиса pavkem77@yandex.ru Kemaykin Pavel Vladimirovich

Candidate of Economic Sciences, associate professor finance and credit

of Volga region state university of service

pavkem77@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РФ КАК ФАКТОРА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

IMPROVING THE INVESTMENT POLICY AS A FACTOR OF SUBJECT RF ITS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация. В данной статье проанализированы особенности инвестиционной политики руководства Самарской области с целью повышения уровня социально-экономического развития данного региона. По материалам данной статьи сделаны следующие выводы.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, федеральные средства, финансирование, инвестиции, стратегия развития.

Abstract. This article describes how to increase the efficiency of the investment policies of the leadership of the Samara region in order to improve the socio-economic development of the region. At the end of this article, the following conclusions.

Keywords: socio-economic development, region, federal funds, financing, investment, strategy development.

Процессы социально-экономического развития, характерные для любой территории российского государства зависят от стабильной и эффективной инвестиционной политики не только регионального, но и федерального масштаба. Эта зависимость постоянно наблюдается все на фоне передачи федеральными властями на территориальный уровень значительной группы социальных расходов и части производственной инфраструктуры, что увеличивает бюджетные полномочия субъектов РФ в рамках существующего бюджетного федерализма в стране. Особенности и масштабы регулирования социально-экономических процессов определяются не только потребностями в получении бюджетных средств со стороны дотационных муниципальных образований, но и возможностями постоянного поиска и нахождения внутрирегиональных источников финансирования.

При рассмотрении объемов и структуры доходов, в частности, региональных бюджетов, необходимо отметить значительную зависимость их доходов и расходов от уровня поступлений налогового характера, изменение которых непосредственно влияет на социально-экономическую региональную политику, также зависящую как и от эффективности и масштабности деятельности предприятий того или иного субъекта РФ, так и уровня развития предпринимательства, величины доходов населения территории

и многих других факторов. Эта зависимость также подкрепляется возможностями и необходимостью эффективного дальнейшего совершенствования и повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации. В этой связи, важной задачей инвестиционной политики регионов является привлечение средств федерального бюджета на соответствующую территорию.

Развитие инвестиционных программ регионов в перспективе предполагает, в том числе, и увеличение притока инвестиций из федерального бюджета, чему будут способствовать, в частности:

- реализация национальных проектов в сфере социально важных отраслей (жилищного строительства, образования, здравоохранения и сельского хозяйства и других);

- деятельность региональных властей по привлечению федеральных средств для реализации стратегических инфраструктурных инвестиционных проектов, обладающих мультипликативным эффектом;

- активизация усилий по представлению интересов субъектов РФ на федеральном уровне и включению в федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу региональных строек и объектов.

В частности, в Самарской области, согласно разработанной «Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года»[1] в долгосрочной перспективе при сохранении сложившихся пропорций по источникам финансирования бюджетные инвестиции должны вырасти с величины 14,2 млрд. руб. в 2009 году до 48,4 млрд. руб. в 2020 году. Объем же региональной инвестиционной программы должен составить к 2020 году 31,8 млрд. руб.[2]

Основными стратегическими направлениями повышения эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счет бюджетных средств, как механизма реализации стратегии социально-экономического развития региона, видятся такие как: внедрение программно-целевого метода, а также бюджетирования, направленного на конечный результат. Эти направления, в частности, должны быть реализованы путем разработки программ развития инфраструктуры муниципальных региона, первоочередности направления капитальных вложений в объекты, включенные в областные и федеральные целевые программы, реализуемые на территории Самарской области. Также чрезвычайно важной представляется концентрация бюджетных ресурсов на инвестиционных проектах, направленных на развитие новых градостроительных принципов, технологических, и конструктивных решений. Именно эти решения будут тем толчком, который позволит получить наибольший социально-экономический эффект и высокую эксплуатационную рентабельность.

Если же говорить о реализации инвестиционной политики региона именно за счет использования бюджетных средств, то эффективность их использования может быть достигнута путем:

- создания системы долевого участия в финансировании инфраструктуры;

- максимального привлечения внебюджетных источников финансовых ресурсов, причем, не только от региональных инвесторов, на каждый рубль вложенных бюджетных инвестиций;

- создания эффективного механизма формирования, контроля и индексации цен на строительную продукцию и услуги. Причем, эта задача значительно упрощается в связи с имеющимся потенциалом Самарской области;

- повышения уровня координации и качества управления инвестициями бюджетов областной территории.

- укрепления материально-технической базы социально значимых учреждений - здравоохранения, образования, спорта и культуры;

- создания современной дорожной сети региона, что окажет воздействие на все инфраструктурное развитие в целом.

В частности, согласно «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года»[1] основной задачей в развитии материально-технической базы образовательных учреждений региона является продолжение строительства и реконструкции образовательных центров и малокомплектных школ с целью доведения доли обучающихся в первую смену до 100%, поддержания технического состояния зданий в соответствии с установленными нормативами. В сфере же здравоохранения намечено ввести и реконструировать более 50 объектов.

Выполнение работ по строительству, реконструкции, оснащению медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений позволит, в свою очередь, обеспечить внедрение новых технологий диагностики и лечения, а также улучшить эффективность оказания медицинской помощи и повысить к 2020 году на территории Самарской области показатель посещения населением медицинских учреждений в смену до 295 и показатель обеспеченности населения больничными койками до 117,5 в расчете на 10 тыс. человек.

Основным стратегическим направлением в развитии материально-технической базы физкультуры и спорта в Самарской области является строительство и реконструкция спортивных комплексов с целью обеспечения массовости занятий физкультурой и спортом, а также достойного выступления российских спортсменов на международных спортивных соревнованиях.

Основными принципиальными вопросами при определении уровня расходов областного бюджета Самарской области являются такие как:[2]

1. Формирование такого режима функционирования экономики и социальной сферы, который обладал бы долгосрочным потенциалом роста, а также способностью обеспечивать повышение качества жизни населения.

2. Дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности и укрепление конкурентоспособности экономики области.

3. Поддержка приоритетных отраслей экономики области.

4. Создание условий для увеличения занятости населения.

5. Усиление роли Самарской области в межрегиональном и международном разделении труда, в том числе с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию.

6. Сокращение дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований региона.

Кроме того, для Самарской области, в частности, характерна преобладающая (выше средней по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу) доля внебюджетных средств в общем объеме инвестиций, несмотря на наличие в регионе крупных организаций, которые находятся в федеральной собственности. Это позволяет говорить о перспективных инвестиционных возможностях частного сектора экономики. В качестве важнейших источников внебюджетных инвестици-

онных ресурсов, которые будут определять масштабы инвестиционной деятельности в регионе, видятся следующие основные источники:[2]

1. Собственные средства коммерческого сектора экономики. По данным Правительства Самарской области их доля ежегодно колеблется в пределах от 58 до 69 % от общего объема капитальных вложений. Необходимо в данном случае отметить то, что возможность привлечения и использования средств коммерческого сектора экономики региона будет зависеть от видоизменения системы налогообложения, экономического положения на тот или иной момент самих организаций, условий для деловой активности в регионе, а также возможностей механизмов стимулирования в рамках существующего и перспективного инвестиционного законодательства.

2. Кредитные ресурсы организаций. Структурные преобразования в экономике любого из регионов предполагают активное привлечение, концентрацию и перераспределение финансовых ресурсов. Процесс трансформации сбережений в инвестиции, межотраслевой перелив капитала, рост инвестиционной привлекательности и экономической безопасности субъекта РФ в значительной степени обеспечиваются рациональным использованием всех рычагов и инструментов финансово-кредитного механизма. В частности, в Самарской области в последнее время наблюдается тенденция возрастания роли кредитных ресурсов в финансировании инвестиционной деятельности организаций, причем, причина тому - снижение кредитных рисков в экономике региона, обусловленных стабильными макроэкономическими условиями как в стране в целом, так и Самарской области, устойчивым финансовым положением кредитуемых организаций.

Более того, финансовые и страховые компании, банки и другие кредитные организации являются перспективными источниками внебюджетных инвестиций. Однако, региональный финансовый рынок пока не является достаточно эффективным, о чем говорит как достаточно большая масса финансовых ресурсов, имеющихся на рынке, так и, вместе с тем, неудовлетворенная потребность экономики Самарской области.

3. Средства естественных монополий и крупных российских финансово-промышленных групп. Важным аспектом развития инвестиционных процессов в российских регионах является их зависимость от инвестиционных решений финансово-промышленных групп (ФПГ), которые принимаются в рамках их корпоративных стратегий. Причем, наличие крупных ФПГ создает возможности для субъектов РФ как потенциально позитивного и негативного характера. В частности, ФПГ в состоянии профинансировать крупные проекты на территории Самарской области, но и также они могут перенаправить свои финансовые средства с централизацией прибыли в Москву или другие регионы.

В связи с этим, главной задачей Правительства Самарской области по данному направлению является организация взаимодействия с ФПГ с целью достижения сбалансированности государственных и частных интересов, закрепления социальной ответственности ФПГ по созданию новых или сохранению существующих рабочих мест и обязательств по проведению мероприятий, направленных на оздоровление и развитие территории.

4. Средства населения региона. Данный источник инвестиционного развития перспективен для всех субъектов РФ и имеет непосредственную зависимость и по-

вышением качества жизни населения. К сожалению, в Самарской области этот источник слабо используется в инвестиционных целях.

5. Выпуск в обращение ценных бумаг организаций. Для реализации этого механизма необходимы, опять же, определенные условия - развитие рыночной инфраструктуры, а также присутствие надежных участников рынка, обеспечивающих хранение и обращение ценных бумаг. Основным же направлением работы в данном случае является создание условий для развития фондового рынка Самарской области как одного из инвестиционных механизмов, а в качестве первого шага к этому будет достижение реальной открытости и прозрачности компаний для партнеров и инвесторов.

В целом же, стратегической целью развития инвестиционной сферы Самарской области является сохранение и укрепление позитивного имиджа региона, обеспечивающего успешное привлечение инвестиций в основной капитал в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности территории, а укрепление позиций Самарской области на рынке инвестиционных ресурсов будет зависеть от мер, предпринимаемых Правительством субъекта РФ по улучшению инвестиционного климата региона.

Литература:

1. Постановление Правительства Самарской области № 129 от 09.10.2006г. «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года».

2. Постановление Самарской Губернской Думы № 1224 от 29.10.2009г.«Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2010 - 2012 годы».

3. Сербулов, А. В. Оценка финансового обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований региона [Текст] / А. В. Сербулов, В. В. Гладун // Финансы и кредит. - 2009. - № 2. - С. 43-51.

4. Суглобов, А. Е. Анализ налогового потенциала муниципальных образований в целях совершенствования механизма внутрирегионального бюджетного выравнивания [Текст] / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова // Фин. менеджмент. - 2009. - № 1. - С. 105-124.

5. www.samregion. ru - сайт Правительства Самарской области

Literatura:

1. Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoj oblasti № 129 ot 09.10.2006g. «Strate-gija social'no-jekonomicheskogo razvitija Samarskoj obla-sti naperiod do 2020 goda».

2. Postanovlenie Samarskoj Gubernskoj Dumy № 1224 ot 29.10.2009g.«Prognoz social'no-jekonomicheskogo razvitija Samarskoj oblasti na 2010 - 2012 gody».

3. Serbulov, A. V. Ocenka finansovogo obespechenija bjudzhetnoj samosto-jatel'nosti municipal'nyh obrazovanij regiona [Tekst] / A. V. Serbulov, V. V. Gladun // Finansy i kredit. - 2009. - № 2. - S. 43-51.

4. Suglobov, A. E. Analiz nalogovogo potenciala municipal'nyh obra-zovanij v cel-jah sovershenstvovanija mehanizma vnutriregional'nogo bjudzhet-nogo vyravnivanija [Tekst] / A. E. Suglobov, Ju. I. Cherkasova // Fin. menedzh-ment. - 2009. - № 1. - S. 105124.

5. www.samregion.ru - sajt Pravitel'stva Samarskoj oblasti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.