Совершенствование инвестиционного климата как ключевой фактор развития региона*
И.Н. Корабейников, к.э.н., СМ Спешилов, к.э.н., Оренбургский ГУ; Т.А. Хохлова, к.ф.н., Оренбургский ГАУ
Современная российская экономика характеризуется недостаточным уровнем и темпами инвестиционного развития. Особенно заметно это проявляется в регионах. Стремление хозяйствующих субъектов к наращиванию объёмов и повышению эффективности производств с одной стороны и потребности органов государственной власти и местного самоуправления в развитии региональной инфраструктуры и повышении уровня жизни населения с другой зачастую приводит к необходимости привлечения дополнительных инве-
стиционных ресурсов. Способность региональной экономики к вовлечению в свой хозяйственный оборот инвестиционных ресурсов определяется её инвестиционным климатом.
Стоит отметить, что изучению данного явления в последнее время уделяется большое внимание. Различные аспекты инвестиционного климата раскрыты в работах Е.Ф. Авдокушина, Г.Д. Александера, М.К. Бандмана, B. Беренса, И.Н. Дрогобыцкого, И.М. Головы, Ж.А. Ермаковой, Ю.Г. Лаврико-вой, О.А. Романовой, Д. Смита, А.И. Татаркина, И.И. Тихомировой, Я. Хонко, В. Хойера и др.
Критический анализ данных работ позволил сделать вывод о том, что инвестиционный климат
* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ-Урал № 13-12-56016
как явление обладает объективной и субъективной природой. Объективность сущности инвестиционного климата предполагает наличие в регионе совокупности объективных условий развития, определяющих возможности организации эффективного инвестиционного процесса. Субъективная природа инвестиционного климата определяется набором характеристик региональной экономики, анализ которых посредством использования методологических подходов и методического инструментария позволяет инвестору оценить экономический потенциал региона, общие условия хозяйствования, состояние рыночной среды в рассматриваемой хозяйственной системе, а также политическую, социальную, организационно-правовую и финансовую ситуации и принять решение о целесообразности ведения инвестиционной деятельности на той или иной территории. Стоит отметить, что две эти стороны инвестиционного климата тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Поэтому его совершенствование создаст объективную основу для повышения эффективности вложенных инвестиций и будет способствовать привлечению новых инвесторов в регион. Рассмотрим направления и мероприятия совершенствования инвестиционного климата на примере Оренбургской области.
Оренбургская область относится к группе 3В1 с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. Анализ частных потенциалов свидетельствует о том, что эксперты высоко оценивают природно-ресурсный и финансовый потенциал области (20-21-е места), а также производственный и потребительский (24-26-е места).
Наиболее низкую оценку получили инновационный и инфраструктурный потенциалы. Оренбургская область, по мнению экспертов, характеризуется низкими криминальным и финансовым рисками, но высокими значениями экологического, управленческого и социального (табл. 1).
В 2012 г. Оренбургская область подтвердила свой рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством Fitch Ratings. Регион улучшил свои позиции, сменив прогноз со «стабильного» на «позитивный». Области были присвоены долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг «AA-(rus)».
Оренбургская область занимает 6-е место по объёму инвестиций в основной капитал (табл. 2). Данный показатель в регионе в 2012 г. составил 151218 млн руб., что на 25% больше, чем в предыдущем году. Тем не менее Оренбургская область по данному параметру значительно отстаёт от лидера (Республика Татарстан) — на 77,5% [1].
Инвестиции в основной капитал с 2005 г. по 2012 г. выросли в 2,8 раза (табл. 3). Прослеживается тенденция к увеличению инвестиций в основной капитал в расчёте на одного человека населения региона. Величина инвестиций в основной капитал в расчёте на 1 рубль ВРП также увеличилась к 2011 г. — на 8,8% по сравнению с 2005 г., что выгодно позиционирует область перед конкурентами.
В структуре инвестиций в основной капитал региона большую долю составляют инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства — 38,6%, данный показатель также растёт
1. Рейтинг инвестиционного климата некоторых регионов Приволжского федерального округа в 2010—2012 гг.
Группа инвестиционной привлекательности
Регион годы
2009-2010 2010-2011 2011-2012
Республика Башкортостан 2В 2В 2В
Республика Татарстан 2В 2В 1А
Пермский край 2В 2В 2В
Нижегородская область 2В 2В 2В
Оренбургская область 2В 3В1 3B1
Пензенская область 2В 3В1 3B1
Самарская область 2В 2В 2В
Субъект Приволжского федерального округа Год Рейтинг регионов округа по параметру в 2012 г.
2000 2005 2008 2011 2012
Республика Башкортостан 35497 84471 203657 184883 232873 3
Республика Татарстан 44716 139361 273098 386145 464745 1
Пермский край 27516 56800 152363 133921 158314 5
Нижегородская область 15383 64581 207392 221686 258176 2
Оренбургская область 15005 39993 108868 113004 151218 6
Самарская область 23125 67206 148262 198744 204165 4
2. Рейтинг некоторых субъектов Приволжского федерального округа по объёму инвестиций в основной капитал, млн руб.
3. Изменение объёма инвестиций в основной капитал в Оренбургской области
Параметр Год 2012 г. к 2005 г., в разах
2000 2005 2010 2012
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 15005,1 39993,1 103648,2 151217,5 2,8
(в фактически действовавших ценах)
Темп роста инвестиций в основной капитал, 130,6 122,7 105,5 125,0 -
в % к предыдущему году (в постоянных ценах)
Величина инвестиций в основной капитал в расчёте 6,8 18,6 49,1 75,0 2,9
на одного человека населения региона, тыс. руб/чел
Величина инвестиций в основной капитал 0,1965 0,1876 0,2278 - -
в расчёте на 1 рубль ВРП, руб.
4. Распределение инвестиций в основной капитал в Оренбургской области
по формам собственности
Параметр Год
2000 2005 2012
млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу млн руб. в % к итогу
Российская собственность, из неё: 14392,4 95,9 37365,2 94,6 137305,5 90,8
го сударственная 1912,5 12,7 2156,1 6,0 10434,0 6,9
муниципальная 478,6 3,2 1472,3 3,6 6653,6 4,4
частная 4425,9 29,5 14421,0 38,0 58067,5 38,4
потребительской кооперации 11,0 0,1 21,3 0,0 0,0 0,0
общественных и религиозных организаций 2,4 0,0 7,0 0,0 302,4 0,2
(объединений)
смешанная российская 7562,0 50,4 19287,5 47,0 61848,0 40,9
Иностранная 0,0 0,0 1373,0 2,3 7863,3 5,2
Совместная российская и иностранная 612,7 4,1 1254,9 3,1 6048,7 4,0
с каждым годом. В 2011 г. инвестиции в здания и сооружения составили 31,2% от общего числа инвестиций. Инвестиции в жилища составляют наименьшую долю от общего числа инвестиций в основной капитал.
В 2012 г. большую часть инвестиций в основной капитал Оренбургской области составили инвестиции в российскую собственность — 137305,5 млн руб., или 90,8%, из которых в частную собственность — 38,4%, смешенную российскую — 40,9%, государственную — 6,9%, а муниципальную — 4,4% (табл. 4).
Значительная доля инвестиций в основной капитал в регионе на протяжении 10 лет формируется за счёт собственных средств. В 2012 г. данное значение составило 114169,2 млн руб., или 75,5%. В период с 2002 по 2012 г. прослеживается уменьшение доли привлечённых средств в инвестициях в основной капитал. В 2012 г. их доля составила 24,5%, из них кредиты банков — 3,6%, бюджетные средства — 6,5%, прочие средства — 12,8%.
За 2012 г. в экономику области поступило 406,4 млн долларов иностранных инвестиций, или 68,9% к уровню 2011 г. Наибольший удельный вес в общем объёме поступивших инвестиций из-за рубежа приходится на прочие инвестиции — 79,4%, доля прямых инвестиций — 20,2%. В 2012 г. иностранные инвестиции поступили из 50 стран. Наиболее активными странами-инвесторами были Кипр, Казахстан, Южная Африка, Азер-
байджан. На долю этих стран приходится 86,5% от общего объёма привлечённых иностранных инвестиций.
Можно выделить ряд проблем в развитии региона, формирующих негативный инвестиционный климат Оренбургской области:
— недостаточное участие органов государственной власти в активизации инвестиционного развития региона;
— низкое использование внутрирегионального потенциала инвестиционного развития региона;
— недостаточный уровень грамотности населения в сфере инвестиционного развития как хозяйствующих субъектов, так и территориальных образований;
— устойчивое снижение (на протяжении ряда лет) объёма поступления иностранных инвестиций в экономику региона;
— недостаточная эффективность использования имеющихся в регионе ресурсов [2];
— низкий уровень использования интернет-технологий для активизации инвестиционного развития [3];
— слабый учёт при инвестиционном развитии социально-экономических особенностей региона [4, 5] и др.
Последние три проблемы более детально были изучены и пути их решения показаны в ранее опубликованных статьях. Поэтому система ме-
роприятий совершенствования инвестиционного климата в регионе нами была условно разделена по пяти направлениям.
1. Рационализация государственного участия в решении задач инвестиционного развития региона:
— обеспечение внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе;
— поддержание бюджетной дисциплины и поиск новых источников и механизмов бюджетного участия в инвестиционном развитии региона;
— активизация взаимодействия правительства Оренбургской области с международными, федеральными и региональными институтами инвестиционного развития в рамках правового поля;
— активизация взаимодействия с научно-образовательной сферой региона по проработке и реализации решений кадрового, инновационного, технологического, адаптационного и научно-методического обеспечения инвестиционного развития региона.
2. Активизация внутрирегионального потенциала инвестиционного развития региона:
— разработка, реализация, а также активная поддержка социально и производственно значимых инвестиционных проектов;
— экологизация аграрного и промышленного производства;
— создание и продвижение региональных брендов;
— внедрение энергосберегающих технологий;
— стабилизация внутрирегиональных инвестиционных источников;
— ориентация на более широкое использование сетевых форм инвестиционного развития региона.
3. Совершенствование кадрового обеспечения инвестиционного развития региона:
— интеллектуализация производительных сил в регионе;
— совершенствование проблемно ориентированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
— активизация экономической мобильности профессиональных кадров и коллективов в сфере малого и среднего предпринимательства и в социальной сфере;
— информационная и кадровая поддержка инвестиционной деятельности;
— участие сотрудников научно-образовательной сферы региона в адаптации, совершенствовании и разработке инновационных продуктов и решений.
4. Привлечение внешних инвестиций в экономику региона, интеграция в федеральные и мировые инвестиционные процессы:
— привлечение и адаптация в регионе новых технологий и знаний;
— привлечение в регион внешних инвестиционных ресурсов на принципах эффективности, социальной значимости и совместного финансирования проектов;
— положительное инвестиционное позиционирование Оренбургской области в РФ и различных странах.
5. Обеспечение равного доступа предприятий к инвестиционным источникам и инновационным технологиям посредством расширения перечня проектов, вошедших в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области.
Данное направление предполагает реализацию первоочередной поддержки инвестиционных проектов, вошедших в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области (на общую сумму инвестиций в 42,8 млрд руб.), а также расширение реестра приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области за счёт включения проектов различных видов экономической деятельности, всемерную поддержку инвестиционных проектов из реестра при реализации.
Реализация предложенных направлений совершенствования инвестиционного климата позволит повысить инвестиционную привлекательность региональной экономики и ее способность к эффективному инвестиционному, результативному социально-экономическому и производственному развитию.
Литература
1. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2013: стат. сб. / Оренбургстат. Оренбург, 2013. 528 с.
2. Корабейников И.Н., Спешилов С.М., Корабейникова О.А. Ресурсные предпосылки современного развития кластеров в Оренбургской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (42). С. 163-167.
3. Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н. Научно-технический прогресс как основа социально-экономического развития региона // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 3. С. 202-208.
4. Корабейников И.Н., Ермакова Ж.А., Синюков А.А. Управление научно-техническим развитием регионального промышленного комплекса на основе кластерного подхода // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2. С. 47-61.
5. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А., Спешилов С.М. Использование интернет-технологий как фактор активизации инвестиционного развития регионального производственного комплекса // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 1. С. 205-207.