Совершенствование институциональной инфраструктуры кластерного развития Оренбургской области*
И.Н. Корабейников, к.э.н., С.М. Спешилов, к.э.н., Оренбургский ГУ; Т.А. Хохлова, к.ф.н., Оренбургский ГАУ
В Оренбургской области существуют предпосылки для формирования следующих кластеров: агропромышленного «Мясное скотоводство Оренбуржья», инновационных территориальных, газохимического по производству продукции с высокой долей добавленной стоимости, туристско-рекреацион-
ного «Солёные озёра», чёрной и цветной металлургии, по производству энергосберегающего оборудования, биофармацевтического, по производству машин и оборудования для АПК [1, 2]. Для региона является перспективным создание научно-инновационных кластеров (нацеленных на коммерциализацию создаваемых в научно-образовательной сфере инноваций), а также кластеров креативной экономики, информационных технологий, сферы услуг.
* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ-Урал № 13-12-56016
Основным инструментом для реализации кластерной политики в регионе должна стать региональная программа «Кластерная политика в Оренбургской области», а также программы инвестиционного развития отдельных кластеров. В рамках реализации данных программ должны быть регламентированы меры увеличения си-нергетического эффекта от взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий кластеров, научно-образовательных и инфраструктурных организаций региона и РФ.
Тем не менее в регионе существует ряд проблем, которые тормозят развитие кластерных инициатив [3, 4]. Одним из сдерживающих факторов является недостаточно эффективное развитие институциональной инфраструктуры. Он проявляется в недостаточном инвестиционном развитии производственных предприятий, которые могли бы стать членами перспективных кластеров. Проведённый сотрудниками территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области опрос на производственных предприятиях показал, что главными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность организаций (по мнению руководителей самих организаций), в 2011 г. являлись: недостаток собственных финансовых средств — 61%, высокий процент коммерческого кредита — 30%, высокие инвестиционные риски — 28% [5].
В связи с этим нами были сформулированы некоторые направления совершенствования институциональной инфраструктуры Оренбургской
области с целью активизации и повышения эффективности кластерного развития.
Принципами совершенствования институциональной инфраструктуры кластерного развития Оренбургской области, по нашему мнению, являются:
— взаимообусловленное инвестиционное и инновационное развитие кластеров в регионе;
— уменьшение территориальной дифференциации в инвестиционном кластерном развитии;
— обеспечение равного доступа различных производственных субъектов региона к возможности внедрения кластерных инициатив;
— формальность и регламентация в осуществлении кластерных инициатив;
— открытость и срочность в реализации процедур осуществления производственно-экономической деятельности в кластерах региона;
— результативность существующих в регионе институтов развития.
На наш взгляд, совершенствованию инфраструктуры кластерного развития в первую очередь будет способствовать повышение результативности существующих в регионе институтов поддержки инвестиционного развития кластеров.
В Оренбургской области действует разветвлённая сеть институтов поддержки инвестиционного развития кластеров (табл. 1).
Необходимо проведение системного мониторинга развития данных структур, корректировка тактических и стратегических планов их перспективного развития в соответствии с меняющимися экономическими условиями и региональными приоритетами. В рамках данных мер необходима
1. Функционирующие в Оренбургской области институты поддержки кластерного развития (фрагмент)
Организационно-правовая форма и название Направления деятельности
Государственная некоммерческая организация «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства» основной целью деятельности фонда является формирование имущества для реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а также реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в Оренбургской области
Некоммерческая организация «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области» целью деятельности фонда является формирование имущества для реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Оренбургской области. Фондом реализуются задачи по предоставлению поручительств по обязательствам и микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства
Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» фонд создан с целью формирования имущества для развития в Оренбургской области инфраструктуры инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства
Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей) организация районных розничных ярмарок, экономические миссии в регионы РФ, проведение выставок-ярмарок
ЗАО «Межрегиональный маркетинговый центр «Оренбург - Москва» маркетинговые услуги: исследования, вывод продукции на рынки других регионов, поиск потенциальных партнёров
Торгово-промышленная палата Оренбургской области услуги бизнес-планирования и консультации; интернет-услуги; услуги перевода; арбитражные услуги; поиск потенциальных партнёров; ценовая, товароведческая экспертиза; патентование и стоимостная оценка интеллектуальной собственности
разработка и реализация мер по повышению результативности взаимодействия институтов инвестиционного развития с предприятиями — членами кластеров и непроизводственными организациями.
Важным направлением в совершенствовании институциональной инфраструктуры Оренбургской области является формирование новых институтов инвестиционного развития региона.
На базе бизнес-парка «Армада» в 2013 г. создан «Евразийский Технохаб», который является частью самого крупного предпринимательского анклава для малого бизнеса в Оренбургской области.
Кроме того, как показывает мировая и отечественная практика, перспективным направлением развития доступной инфраструктуры становится развитие индустриальных парков. Необходима разработка регионального закона об индустриальных парках, определяющего порядок и условия присвоения организациям статуса индустриального парка, механизм управления и контроля, а также правовые основы мер поддержки.
Также требуется разработка реестра форм и методов институциональной поддержки развития кластеров в регионах РФ, в котором будет классифицирована информация по успешно реализуемым в субъектах Федерации институциональным решениям и предлагаться возможность их использования в Оренбургской области.
Повышение результативности деятельности ОАО «Корпорация развития Оренбургской области» (Корпорация) — это одно из ведущих направлений совершенствования инфраструктуры кластерного развития региона.
Нам видится необходимость повышения статуса Корпорации как единого государственного регионального оператора по развитию инвестиционных площадок и индустриальных парков кластерных инициатив на территории области. Для этого в рамках деятельности Корпорации предполагается:
— осуществление предпроектной и проектной проработки инвестиционных предложений инвесторов в сфере производственных, инфраструктурных и социальных кластерных проектов на территории Оренбургской области;
— создание механизмов финансирования и развития инвестиционных площадок и индустриальных парков, оптимизирующих прямое участие средств областного бюджета при реализации кластерных инициатив;
— оказание содействия кластерным структурам во взаимоотношениях с финансовыми институтами, такими, как Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и др.
Необходимы разработка и реализация долгосрочной стратегии развития ОАО «Корпорация развития Оренбургской области» до 2030 г., которая будет согласована со Стратегией развития
Оренбургской области до 2020 г. и на период до 2030 г. Требуется внедрение опыта проведения ежегодных отчётных собраний с целью контроля за деятельностью корпорации, критического анализа и корректировки плана её развития не реже чем раз в год.
Для динамичного кластерного развития региона необходимо также привлечение институтов международного и федерального уровня.
Реализация этого направления требует решения следующих задач:
— привлечение в область финансовых ресурсов международных финансовых институтов для целей кластерного развития региона: Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития;
— активизация деятельности ОАО «Корпорация развития Оренбургской области» по взаимодействию с зарубежными региональными финансовыми институтами развития по проблемам поддержки кластерных инициатив в Оренбургской области;
— активизация приграничного сотрудничества в рамках кластерных структур, в том числе сотрудничества со странами СНГ посредством налаживания контактов с Банком развития Казахстана, АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», Национальным банком внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, Фондом реконструкции и развития Республики Узбеки -стан, Республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования Республики Беларусь «Белэксимгарант», ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;
— активизация работы по расширению функционирования в регионе финансовых институтов развития РФ, таких, как ГК «Внешэкономбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов», Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Росагролизинг»;
— совершенствование взаимодействия с российскими научными фондами для поддержки научной сферы Оренбургской области по приоритетным для региона задачам, такими, как Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд;
— осуществление более активного взаимодействия с нефинансовыми институтами развития Российской Федерации, такими, как ОАО «РОС-НАНО», ГК «Ростехнологии», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»,
2. Целевые индикаторы реализации авторских предложений по совершенствованию институциональной инфраструктуры кластерного развития Оренбургской области
Показатель Год
2012 2016 2020
Общий объём инвестиций, млн руб. 151217,5 180329,7 219191,9
Прирост инвестиций в основной капитал, % 2,5* 4,5 5,0
Соотношение собственных и привлечённых средств, руб/руб 13,73 13,70 13,94
Отношение инвестиций к ВРП, % 22,78 27,42 28,49
Величина инвестиций в основной капитал в расчёте на одного 75,0 89,4 107,9
человека населения региона, тыс. руб/чел
Коэффициент обновления основных фондов 10,7 14,2 17,2
Примечание: * — среднегодовой темп роста в период 2009—2012 гг.
на основе разработки и реализации инвестиционно-инновационных проектов регионального значения.
Проведённые нами расчёты показали, что целевыми ориентирами реализации авторских предложений по совершенствованию институциональной инфраструктуры кластерного развития Оренбургской области являются (табл. 2):
— ежегодный темп прироста ВРП — 3,6—4,0%;
— общий объём инвестиций в основной капитал в 2016 г. - 180,3 млрд руб., в 2020 г. - 219,2 млрд руб.;
— ежегодный темп прироста инвестиций в основной капитал до 2016 г. — не менее 4,5%, в период 2016—2020 гг. — не менее 5%.
При этом необходимо увеличение объёмов промышленного и аграрного производства в регионе на 3,0—4,5% в год, что будет обеспечено реструктуризацией региональной экономики с увеличением доли обрабатывающих производств, а также транспорта и связи в ВРП до 40,8% в 2020 г.; ростом эффективности использования производительных сил на 5,0% в год и модернизации производственных отношений; совершенствованием инфраструктурного обеспечения кластерного развития Оренбургской области — к 2016 г. и к 2020 г. созданием 20 подготовленных инвестиционных площадок (13 площадок в двенадцати городах и в
семи муниципальных районах региона, таких, как Абдулинский, Бузулукский, Новоорский, Оренбургский, Саракташский, Соль-Илецкий, Ташлин-ский) и 50 площадок (в двенадцати городах и 35 муниципальных районах региона), соответственно обеспеченных необходимой инфраструктурой.
Степень достижения данных целевых показателей будет определять результативность достижения авторских предложений по совершенствованию институциональной инфраструктуры кластерного развития Оренбургской области.
Литература
1. Корабейников И.Н., Спешилов С.М., Корабейникова О.А. Региональный производственный комплекс: теория и практика кластерного развития / под ред. академика РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. 150 с.
2. Корабейников И.Н., Спешилов С.М., Корабейникова О.А. Ресурсные предпосылки современного развития кластеров в Оренбургской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (42). С. 163-167.
3. Корабейников И.Н., Ермакова Ж.А., Синюков А.А. Управление научно-техническим развитием регионального промышленного комплекса на основе кластерного подхода // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2013. № 2. С. 47-61.
4. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Эндогенные факторы, сдерживающие развитие продовольственных кластеров в Оренбургской области // Казанская наука. 2013. № 8. С. 26-29.
5. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2012: стат. сб. / Оренбургстат. Оренбург, 2012. 558 с.