Совершенствование инструментов государственного регулирования в области управления российскими инновационными проектами возобновляемых источников энергии Improve public regulatory tools of Russian innovative renewable energy
projects.
Камов Марат Курманбиевич Kamov Marat Kurmanbievich аспирант,
Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Email: [email protected] Тел.: +7 (925) 042-49-32
Аннотация
В статье представлены результаты научного исследования, посвященные изучению мер по совершенствованию инструментов государственного регулирования в области управления российскими инновационными проектами возобновляемых источников энергии.
Предложены механизмы по совершенствованию системы государственного регулирования на основе систем «зеленых сертификатов» и использования кластерных систем.
Ключевые слова
Возобновляемые источники энергии, инновационный проект, инвестиции, генерация, электроэнергетика, кластер.
Abstract
The article presents the results of scientific research on the the measures to improve public regulatory tools of Russian innovative renewable energy projects.
I proposed mechanisms to improve the system of State regulation on the basis of «green certificates» and the use of cluster systems.
Keywords
Renewable energy sources, innovative project, investment, generation, power, cluster.
Вопрос получения энергии всегда являлся одним из ключевых в контексте цивилизационного развития. На сегодняшний день в большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации, основными источниками получения энергии
являются преимущественно традиционные энергоносители (нефть, газ, уголь), однако их количество в природе не безгранично, а использование оказывает негативное воздействие на окружающую среду и экологическую ситуацию в целом. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает область альтернативной энергетики - солнечная энергия, ветровая энергия, энергия вод (волн и приливов), геотермальная энергия, биомасса. Получение энергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) является экологически чистым и безопасным, а также экономически выгодным в национальном масштабе. Помимо этого, в силу огромной протяженности территории Российской Федерации, использование возобновляемой энергетики может стать оптимальным решением получения энергии для регионов, не имеющих доступа к центральным энергосетям.
Развитие ВИЭ в мире в предыдущие годы и до настоящего времени осуществляется только при поддержке государства, которая состоит в создании государством формальных правил, которые меняют работу рынка и создают условия для поиска и привлечения инвестиций в строительство генерирующих объектов ВИЭ. В связи с этим, в настоящее время, в результате действий государства развиваются дорогостоящие технологии, которые в будущем создадут обществу преимущества, которые смогут компенсировать затраты на их поддержку.
Любые меры, предпринимаемые государством, направлены на дополнение существующих рыночных механизмов. В странах Европейского союза необходимость сохранения условий функционирования свободного рынка при применении любых мер государственной поддержки является требованием Договора о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора) и Директивы о поддержки ВИЭ.
По мнению автора, оценку эффективности инструментов российского государственного стимулирования и развития инновационных проектов ВИЭ целесообразно проводить с позиции общего анализа текущего политического курса государственной поддержки в области возобновляемой энергетики в РФ, с разбором преимуществ и недостатков действующих на сегодняшний день механизмов государственной поддержки, с последующим предложением
необходимых и действенных дополнительных мероприятий на федеральном и региональном уровнях, которые будут способствовать совершенствованию развития сектора возобновляемой энергетики на национальном уровне.
В силу масштабности отрасли ВИЭ, а также порой и невозможности получения точных статистических данных о реализуемых проектах в области возобновляемой энергетики, вследствие большого числа представленных запланированных проектов российскими компаниями, для проведения оценки автор считает необходимым основываться на принципах результативности и реализуемости в институциональном отношении. Таким образом, показатели
оценки будут иметь преимущественно качественный характер (Табл. 1):
Таблица 1
Показатели реализуемости ВИЭ в Российской Федерации
Показатель оценки Объяснение
Долгосрочность Качественный показатель. Эквивалентен степени длительности политического курса по поддержке проектов ВИЭ, по сравнению с ведущими странами в данной области
Степень полноценности нормативно-правовой и законодательной базы ВИЭ Качественный показатель. Определяется на основе сравнительного анализа российского законодательства в области ВИЭ с законодательством ведущих развитых стран
Институциональный аппарат Качественный показатель. Формируется на основе анализа действующих государственных и частных институтов в сфере возобновляемой энергетики на национальном уровне
Степень участия организаций ВИЭ в процессе формирования и лоббирования законов Качественный показатель. Определяется на основе анализа характера участия российских коммерческих и инфраструктурных организаций в контексте создания и последующего распространения законодательных инициатив в сфере возобновляемой энергетики
Уровень результативности Количественный показатель. Рассчитывается как отношение текущего объема энергии, получаемой на основе проектов ВИЭ, и плановым показателем, в соответствии с государственной стратегией развития
Источник: составлено автором
В ведущих развитых странах (преимущественно в странах ЕС, США и Канаде), где происходит активная реализация инновационных проектов в области возобновляемой энергетики, на сегодняшний день выработана программа по реализации целей и мер государственного стимулирования до 2030 г. Целевые индикаторы по совершенствованию сектора возобновляемой энергетики приняты в 138 странах мира до 2020 г. Главной целью в ближайшее десятилетие является достижение генерации энергии на основе возобновляемых источников до 30% от общего сектора энергетики в национальном масштабе. 1 В
Российской Федерации на сегодняшний день разработана программа государственной поддержки проектов ВИЭ до 2024 г.2 Таким образом, в России развитие возобновляемой энергетики определяется высоким показателем долгосрочности.
Показатель степени полноценности нормативно-правовой и законодательной базы ВИЭ в Российской Федерации демонстрирует довольно низкий уровень, по сравнению с уровнем развития законодательства альтернативной энергетики в странах ЕС и США: по оценке энергетических компаний, а также с учетом зарубежного опыта, на сегодняшний день наблюдаются трудности в реализации механизма продажи энергии на оптовом рынке, технологические и организационные трудности в подключении к электросетям для российских проектов ВИЭ, а также организация договора поставки мощности в силу высокого уровня бюрократизации и сложности участия в конкурсах, проводимых региональными правительственными организациями в сфере энергетики.
Тем не менее, по показателю развитости институционального аппарата в Российской Федерации необходимо отметить довольно четкую организационную структуру по поддержке и реализации проектов ВИЭ (Рис. 1):
Государственные органы
Минэнерго
Разработка правил работы рынка, системы отраслевых стандартов, лицензирование, управление
госкомпаниями ♦
Ростехнадзор
Надзор за соответствием требований экологической и технической безопасности (предписания, штрафные санкции)
ФАС
Контроль за слияниями и поглощениями, за исполнением требований недискриминационного доступа к отраслевой инфраструктуре, за конкурентостью ценообразования на рынке
ФСТ
Тарифное регулирование
у.....................................
Саморегулируемые органы и субъекты отрасли
Некоммерческое партнерство "Совет рынка" (саморегулятор)
♦
Роснано, Ренова, РусГидро Росэнергоатом
Системный оператор единой энергетической системы
ФСК
Коммерческие операторы
Потребители, сбыты
Рисунок 1. Организационная структура государственного регулирования реализации проектов ВИЭ в Российской Федерации
Источник: составлено автором
В контексте инвестиционной привлекательности российского рынка альтернативной энергетики в настоящее время прослеживается наличие достаточно существенных недостатков инструментов государственного стимулирования реализации и управления инновационных проектов ВИЭ, которые требуют дальнейшей доработки.
По мнению автора, повысить инвестиционную привлекательность инновационных проектов ВИЭ возможно путем внедрения и последующего развития таких инструментов государственной поддержки, как «зеленые» сертификаты и организация научно-технологических секторальных кластеров
для проектов ВИЭ.
На сегодняшний день наиболее эффективными мерами государственного стимулирования управления и реализации проектов ВИЭ, зарекомендовавшие себя преимущественно в развитых стран мира (страны ЕС, США, Канада), представляют следующее (Табл. 2):
Таблица 2
Меры государственной поддержки в контексте управления
инновационными проектами ВИЭ
Инструмент государственной поддержки Преимущества Недостатки
Конкурсные торги - простота и прозрачность исполнения; - государственный контроль за локацией и выполнением проекта; - возможность приобретения технологии по низшей рыночной цене - высокие административные издержки; - высокие транзакционные издержки для участников торгов; - необходимость дополнительных механизмов по предотвращению сбивания цены
Нормативы и стандарты в секторе возобновляемой энергетики - стимулирование инвестиций в сектор ВИЭ в рамках определенных нормативов, - снижение конечной цены за счет стимулирования конкуренции между различными подсекторами ВИЭ - сложность прогнозирования сценариев развития сектора ВИЭ в целом, - риск создания отдельного рынка по продаже сертификатов для проектов ВИЭ, - высокие транзакционные издержки по изготовлению и торговле сертификатами
«Зеленая» тарификация - стимулирование качества и объемов выработки электроэнергии, - регулирование режима потребительской нагрузки - подходит только для проектов, подсоединенных к энергосистеме, - сильная зависимость от политики бюджетирования, - высокие общественные издержки на содержание и эксплуатацию проекта
Субсидирование капитального строительства - простота и прозрачность использования, - стимулирование рынка определенных подсекторов ВИЭ - инструмент несистемного характера, - сложности установки оптимального уровня субсидий,
Налоговые льготы - низкие транзакционные издержки для юридических лиц, - дополнительное привлечение инвесторов, - возможность регулирования с учетом периода, типа технологии, стадии проекта, - отсутствие прямой зависимости - не подходит для малых проектов ВИЭ, в том числе с государственным участием, - сокращение уровня государственного дохода
Система «зеленых сертификатов» представляет собой следующее: энергетические компании, специализирующиеся в области возобновляемой энергетики, получают со стороны правительственных организаций по вопросам энергетики и устойчивого экономического развития в электронном виде по одному сертификату на каждую единицу сгенерированной энергии (1 МВт/ч), который является действительным в течение года с момента выдачи. Законодательным образом вводится система квот на год по приобретению «зеленых» сертификатов для энергосбытовых компаний и других организаций, являющихся крупными потребителями электроэнергии. Порядок расчета подобного рода квот устанавливается в долгосрочной перспективе на ближайшие пять лет. Купля-продажа таких сертификатов реализуется на основе принципов свободного рынка, с соответствующим рыночным определением цены. К концу отчетного периода организации, потребляющие электроэнергию по сертификатам, предоставляют отчеты в установленной форме в государственные организации, ответственные за мониторинг и контроль данной системы.
Основными преимуществами системы «зеленых» сертификатов является низкий уровень бюрократизации (в отличие от получения государственных субсидий на реализацию инновационных проектов ВИЭ), возможность постоянного контроля за деятельностью, а также анализа динамики развития инновационных проектов в области альтернативной энергетики, вследствие открытости данной системы (информация об операциях купли-продажи «зеленых» сертификатов представляется на специальном Интернет-портале).
Изначально система «зеленых» сертификатов была введена в Швеции, успешный опыт которой был эффективным образом применен в других странах Европейского Союза (Италия, Бельгия, Великобритания, Норвегия, Польша).
Использование кластерных систем в контексте реализации и управления инновационными проектами ВИЭ является более широким и всеобъемлющим решением вопроса совершенствования системы государственного регулирования в области альтернативной энергетики в Российской Федерации.
На сегодняшний день основным российским кластером, связанным с вопросами энергоэффективности и альтернативной энергетики, является Кластер Энергоэффективных Технологий Фонда Сколково.3 На конец 2016 г. в состав кластера входило 380 компаний, общий объем одобренных и финансируемых проектов составил более 400 млн. руб. Более 20 крупных промышленных компаний, специализирующихся в области энергетики и транспорта, начали организацию центров исследований и разработок в рамках Сколково. В состав бизнес-тренеров и менторов входит более 30 топ-менеджеров ведущих российских и международных компаний. Кластер поддерживает активное сотрудничество с центрами акселерации стартапов и научно-исследовательских проектов. Вопросами финансирования и инвестирования в перспективные проекты занимаются представители венчурных фондов.4 Тем не менее, данный кластер специализируется не только в области альтернативной энергетики, но и в поддержке проектов в области традиционных энергоносителей, а также в высоких технологиях для транспортных систем.
Таким образом, необходима организация инновационных региональных кластеров для инновационных проектов ВИЭ с целью объединения малых по размеру компаний по отраслевой принадлежности, а также с учетом географических и социально-экономических особенностей развития региона присутствия проекта. Реализация кластерного подхода в рамках инструмента государственной поддержки области альтернативной энергетики позволит достичь следующих значимых преимуществ:
- расширить уровень регионального экспорта электроэнергии,
- иметь возможность обмена знаниями и навыками, а также практическим опытом в области альтернативной энергетики, начиная от проведения совместных исследований и разработок, внедрения новых технологий и заканчивая организацией совместного производства, особенно с учетом ужесточения государственных требований по локализации оборудования для объектов ВИЭ,
- повысить инвестиционную привлекательность для участников кластера в рамках государственно-частного партнерства,
- принимать участие в процессе совершенствования законодательных
инициатив по вопросам возобновляемой энергетики,
- для малых предприятий иметь возможность построения сотрудничества с крупными организациями, специализирующимися в области возобновляемой энергетики, в рамках кластера,
- снижать издержки путем проведения совместных программ обучения и повышения квалификации для персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Текущее законодательство в области альтернативной энергетики хоть и имеет относительно долгосрочный характер планирования и развития, вместе с достаточно определенной организационной структурой по осуществлению инструментов государственной поддержки, тем не менее, возможность влияния на процесс совершенствования законодательства имеют лишь несколько крупнейших российских энергетических компаний, а итоговый уровень результативности направлений ВИЭ в Российской Федерации в целом на конец 2016 г. составил 43,3%.
На сегодняшний день, несовершенство законодательной базы, а также слабая проработанность данных механизмов поддержки являются основными барьерами для привлечения инвестиций.
Для повышения эффективности российского государственного регулирования проектов ВИЭ автор предлагает систему «зеленых» сертификатов, успешно применяемых в странах ЕС, а также организацию кластерных систем по секторальному принципу, с учетом географических и социально-экономических особенностей развития российских регионов присутствия проектов. Данные инструменты, по мнению автора, повысят общую эффективность государственного стимулирования инновационных проектов ВИЭ, в том числе и в контексте развития экономики на национальном уровне.
Список использованной литературы.
1. Renewables 2016. Global Status Report. URL: http://www.ren21.net/wp-content/uploads/2016/06/GSR_2016_Full_Report.pdf (дата обращения 01.03.2017).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации РП от 10 ноября 2015 г. №2279-р «Изменения, которые вносятся в Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года»
3. Официальный сайт Кластера Энергоэффективных Технологий Фонда Сколково. URL: https://sk.ru/foundation/energy/ (дата обращения 01.03.2017).
4. Результаты деятельности Кластера Энергоэффективных Технологий Фонда Сколково за 2016 г. URL: https://sk.ru/foundation/energy/p/results.aspx (дата обращения 01.03.2017)