Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационно-инвестиционных проектов в области альтернативных источников энергии: отечественный и зарубежный опыт'

Государственное регулирование инновационно-инвестиционных проектов в области альтернативных источников энергии: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГ / СУБСИДИЯ ГОСУДАРСТВА / POWER EFFICIENCY / STATE REGULATION / ALTERNATIVE POWER SOURCES / FINANCIAL STIMULATION / TAX / STATE SUBSIDY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева Маргарита Сергеевна

В статье раскрываются особенности отечественного и зарубежного опыта государственного регулирования инновационно-инвестиционных проектов в области альтернативных источников энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE AND INVESTMENT PROJECTS IN THE FIELD OF ALTERNATIVE POWER SOURCES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

In article features of domestic and foreign experience of state regulation of innovative and investment projects in the field of alternative power sources are revealed

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационно-инвестиционных проектов в области альтернативных источников энергии: отечественный и зарубежный опыт»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

М. С. СЫСОЕВА

В статье раскрываются особенности отечественного и зарубежного опыта государственного регулирования инновационно-инвестиционных проектов в области альтернативных источников энергии.

Ключевые слова: энергоэффективность, государственное регулирование, альтернативные источники энергии, финансовое стимулирование, налог, субсидия государства.

Главным условием ускорения экономического роста является реализация высокоэффективных инновационо-инвестиционных проектов. В свою очередь, эффективность инвестиционной деятельности и темпы экономического роста в значительной степени определяются совершенством системы отбора инновационно-инвестиционных проектов к реализации, адаптацией ее к существующим и сменяющимся во времени условиям функционирования экономики. Решения, принимаемые на основе методического инструментария оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов, затрагивают не только интересы предприятий, но и национальные интересы, поскольку совокупность частых решений в конечном итоге формирует облик и характеристики производительных сил страны [7; 8].

Как отмечает Э. С. Набиуллина, «проводимая сегодня политика и те решения, которые принимаются, закладывают будущее российской экономики на 10-15 лет вперед. От того, с какой эффективностью сработаем сейчас, зависят позиции нашей экономики в мире и, в частности, то, сможет ли Россия стать к 2020 г. одним из лидеров мирового процесса и инновационно-экономического развития, страной с привлекательным образом жизни и высокой конкурентоспособностью» [4].

Однако для создания инновационного потенциала предприятия в области внедрения альтернативных источников энергии необходимо сначала создать условия для осуществления инвестиций в инновационную деятельность [5].

Существует ряд проблем, препятствующих инновационно-инвестиционной деятельности в стране по внедрению альтернативных источников энергии.

Во-первых, это отсутствие единой базы, в которой были бы объединены все инновационные проекты, что значительно бы упростило поиск информации для инвесторов.

Во-вторых, в информационных базах обязательно необходима подача экономических аспектов проекта (расчет чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности, описание показателей объема выручки, объемов производства и цены продукта), а также рассмотрение его потенциальных рисков.

В-третьих, работа действующих сегодня структур - инновационно-технологических центров, технопарков недостаточно эффективна, так как научные институты зачастую предлагают не те разработки, которые действительно необходимы бизнесу, но лишь те, что были созданы ранее на бюджетные деньги.

В-четвертых, более высокое финансирование государством развития традиционных источников энергии по сравнению с альтернативными [6].

Также важны усилия государства, прилагаемые к тому, чтобы «подтолкнуть» предприятия к использованию альтернативных источников энергии. Прекращение государственной поддержки автоматически ведет к стагнации инновационной деятельности, инициированной благодаря этой поддержке [1].

Формирование системы поддержки в РФ находится на стадии становления (табл. 1).

В России принята нормативно-правовая база, призванная в соответствии с национальными стратегическими целями обеспечить поддержку проектов в сфере ВИЭ. Первоначально основным элементом в российском подходе по поддержке ВИЭ была надбавка к цене на электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии.

Таблица 1

Формирование системы поддержки в Российской Федерации

Годы Законодательные акты, подзаконные акты и прочие документы

2006 Федеральный закон «Об электроэнергетике» № Э5-ФЗ от 26 марта 2003 г. (обновления 2010 года содержат поправки касательно ВИЭ) - правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ; субсидии владельцам таких объектов; утверждение порядка ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии; цена энергии, произведенной на основе использования ВИЭ

2007 -

2008 Постановление Правительства РФ «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» № 426 от 3 июня 2008 г. - правила и порядок квалификации объектов

2009 1) Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. (обновлен в 2010) - расширение использования ВИЭ, инвестиции в создание объектов, относящихся в ВИЭ; 2) Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ на период до 2020 года» № 1-р от 8 января 2009 г. - цели, принципы и меры реализации политики, нынешняя роль ВИЭ в энергетике; 3) Распоряжение Правительства РФ «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» № 1715-р от 13 ноября 2009 г. - расширение производства энергии на основе ВИЭ, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций, контроль и поддержка государства; 4) Распоряжение Правительства РФ «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» № 2094-р от 28 декабря 2009 г. - освоение энергии приливов, строительство биоэлектростанций, развитие геотермальной энергетики, внедрение солнечных коллекторов и малых ГЭС

2010 1) Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2030 г. - план по реализации программ внедрения и развития электроэнергетики на основе использования ВИЭ; 2) Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании» № 850 от 20 октября 2010 г. -критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии; 3) Приказ Минэнерго России № 607 от 17 декабря 2010 г. - Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по формированию схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования ВИЭ на территории Российской Федерации

Несмотря на солидную законодательную базу, представленную в Федеральном законе «Об электроэнергетике» для поддержки ВИЭ, схема с надбавкой на практике до сих пор не действует. Для того чтобы схема с надбавкой к цене на электрическую энергию начала работать, необходимо принятие важнейшего документа: Постановления о порядке определения надбавки к равновесной цене оптового рынка.

В Распоряжении Правительства РФ № 1166-р от 18 августа 2009 г. «О комплексе мер по охране окружающей среды» говорится о том, что нормативно-правовой акт для расчета надбавки будет принят и что этот акт определит продолжительность действия схемы поддержки. Однако формирование нормативной базы, касающейся схемы надбавки к цене на электроэнергию, пока не завершено. Вместо этого 28 декабря 2010 г. внесены поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике», в том числе предусматривающие воз-

можность реализации схемы поддержки ВИЭ на основе механизмов торговли мощностью.

Для реализации новой схемы поддержки на базе платы за мощность необходимы действия со стороны Правительства Российской Федерации, Министерства энергетики и некоммерческого партнерства «Совет рынка» (далее - НП «Совет рынка»). Необходимо определить перечень объектов ВИЭ, которые будут иметь право заключать «Договор поставки мощности» (ДПМ). В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об электроэнергетике» определение этого перечня находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Более того, Правительство должно установить ценовые параметры и сроки поддержки. С учетом этого НП «Совет рынка» должно определить содержание стандартных договоров о предоставлении мощности ВИЭ.

Предполагаемые основные особенности Договора о предоставлении мощности ВИЭ:

- только для участников оптового рынка;

- установленный Правительством перечень генерирующего оборудования ВИЭ: указания / рекомендации содержатся в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики и в Сценарных условиях АПБЭ 2030;

- регулируемые тарифы на основе ценовых параметров, установленных Правительством: анализ инвестиционных и операционных затрат, прогнозы прибыли на рынке электроэнергии;

- долгосрочность: 15-летний период;

- обязательная покупка потребителями электрической энергии оптового рынка в объемах, пропорциональных пиковому потреблению;

- контроль выполнения инвестиционных обязательств и готовности к выработке электрической энергии: возможность оперативно-диспетчерского управления нестабильными источниками, поставляющими электрическую энергию.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» с поправками, внесенными 28 декабря 2010 г., в явном виде не отменяет схему надбавки к цене на электрическую энергию. Однако схема стимулирования ВИЭ на основе платы за мощность нашла поддержку на высшем политическом уровне в издании Распоряжения Президента Российской Федерации № Пр-839 от 29 марта 2010 г.; Распоряжения Председателя Правительства № ВП-п9-1874 от 25 марта 2010 г.; Распоряжения заместителя председателя Правительства И. Сечина № ИС-п9-3899 от 10 июня 2010 г. и № ИС-п9-7111 от 10 октября 2010 г.

В развитых странах используются специальные «энергетические» налоги, предусмотрено снижение подоходного налога, существуют фонды прямого финансирования ВИЭ, есть возможность взятия ссуд под низкий процент, рынок ВИЭ развивается из-за поддержки связанных с ВИЭ исследований и образования в этой области, имеется в наличие какие-либо специальные нормативные документы, стандарты, способные поддержать производство и потребление возобновляемой энергии.

По количеству используемых в стране видов финансового стимулирования сектора возобновляемых источников энергии Россия отстает от развитых стран. Соответствующие программы действуют уже в 49 странах. В США в соответствии с Законом об энергетической политике с 2005 г. предусматривается поддержка развития всех видов ВИЭ. С 1997 г. в США действует национальная программа «Миллион солнечных крыш», предусматривающая установку солнечных энергосистем. В результате к 2010 г. солнечные системы

установлены на крышах 1 млн домов в 13 «солнечных городах» страны. В феврале 2009 г. в США был принят The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, который регламентирует инструменты стимулирования энергосбережения. На мероприятия по повышению энергоэкономии правительством выделено 16,8 млрд долл. США. В штате Коннектикут США успешно действует финансовая программа, поощряющая «энергоэффективный бизнес».

В Японии правительство оплачивает треть стоимости установки солнечных батарей.

Правительство Швеции проводит действенную политику энергосбережения и энергоэффективности, которая имеет положительные результаты. И это отражается на высоком уровне сознания общества относительно преимуществ энергоэффективных технологий и биоэнергетики.

В Швеции настроена четкая система контроля за использованием энергоресурсов. Это можно видеть в обязательных декларациях для предприятий по использованию энергетических ресурсов, энергопаспортах зданий, в маркировке товаров и даже в маркировке продуктов питания. Кроме этого, чиновники активно используют экономические стимулы для популяризации использования альтернативных и нетрадиционных источников энергии. Освобождение сроком на 5 лет от энергетического налога, субсидии государства для реконструкции старых зданий (замена котлов, утепление и т. д.), упрощенное получение разрешений по строительству ветровых электростанций. Не остается в стороне и административный метод управления. Это касается крупных заправочных станций, где обязательна продажа альтернативного топлива помимо традиционных бензина и дизельного топлива. Основной акцент сделан на экономических методах управления - налоги, дотации и субсидии, торговля квотами и торговля электрическими сертификатами. Шведские муниципалитеты поражают абсолютной чистотой территорией. Оно и неудивительно, так как остатки продуктов потребления тоже перерабатываются. К примеру, в городке Вестерос с 200 000 населения работает завод по производству биогаза из отходов продуктов питания. На производимом газе (а не на дизеле или бензине) в Швеции работает весь муниципальный транспорт. Кроме этого, биогаз применяют и для производства электроэнергии, но это обычно для собственных нужд предприятий либо в случае кризисов в энергетике [3].

В Евросоюзе, согласно Директиве ЕС (2001), доля ВИЭ в электроэнергетике к 2010 г. будет доведена до 22 % (с 14 % в 2001 г.). В Директиве

«О мерах по стимулированию использования биологического топлива и других видов возобновляемого топлива в транспортном секторе» (2003 г.) заложена общая для всех стран ЕС цель -увеличить к 2010 г. долю применения биотоплива до 5,8 %. Развитие сектора возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в странах ОЭСР стимулируется финансовым и законодательным регулированием, а крупнейшие транснациональные корпорации создают специальные дочерние компании и исследовательские центры, в рамках которых проводятся соответствующие НИОКР.

Если мы рассмотрим затраты на полный технический цикл, то некоторые возобновляемые источники уже сейчас могут конкурировать с традиционными энергетическими ресурсами. Несмотря на это, потенциал этих финансово жизне-

способных технологий ВИЭ не реализуется полностью из-за различных барьеров рынка, таких как государственное субсидирование традиционных видов топлива. По данным А. СаЬгаа1, S. Agar-wa [9], ежегодное государственное финансирование в России газовой промышленности составляет 25 млрд долл. США, а электроэнергетики -15 млрд долл. США. По оценкам Международного энергетического агентства, суммарная величина мер поддержки и стимулирования энергетики в России в настоящее время составляет около 40 млрд долл. (рис. 1). Инвестиционная компания «Тройка Диалог» оценивает масштабы перекрестного субсидирования для ОАО «Газпром» примерно в 70 млрд долл. Программа поддержки ядерной энергетики в России предусматривает выделение порядка 1 трлн руб. [3].

Рис. 1. Годовые субсидии в энергетику некоторых стран [2]

Возможные пути повышения доверия инвесторов к политике России в области возобновляемых источников энергии:

- принятие подзаконных актов, необходимых для функционирования схемы поддержки;

- поддержка схемы с надбавкой к цене в РСВ (рынок на сутки вперед) в качестве дополнения к схеме на базе платы за мощность. Реализация системы с двумя схемами поддержки во избежание рисков излишней компенсации: договоры о предоставлении мощности для важных стратегических инвестиций, отобранных Правительством, и надбавки к цене на электроэнергию для остальных инвестиций ВИЭ;

- двойственный или комбинированный подход к поддержке ВИЭ, объединяющий регулируемый и свободный сегменты рынка, совместим с философией, лежащей в основе приватизации и либерализации рынка электроэнергии в России.

Учитывая, что некоторые возобновляемые источники энергии отличаются нестабильностью поставки мощности, Правила оптового рынка должны предусмотреть специальные нормативы готовности генерирующего оборудования на базе ВИЭ к выработке электрической энергии. Можно рассмотреть введение специальных коэффициентов в случае невыполнения определенных диспетчерских команд системного оператора.

Литература

1. Ерметова Ю. Н. Оценка инновационно-инвестиционной деятельности в России // Современные научные исследования и инновации. 2011. Май. URL: http ://web. snauka. ru

2. Кулаков А. Кто боится возобновляемой энергетики // Энергетика и промышленность России. 2011. Май. № 10 (174). URL: http://www.eprussia.ru

3. Набиуллина Э. С. Приоритеты деятельности на 2008 г. и среднесрочную перспективу // Экономист. 2008. № 4.

4. Степичева О. А., Юрьев В. М., Осадчая Т. Г. Диалектика инвестиционных и инновационных процессов в Российской экономике. Тамбов, 2009.

5. Сысоева М. С. Энергоэффективность как необходимое условие для развития современного энергетического хозяйства предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.

6. Сысоева М. С., Пахомов М. А. Методика оценки экономической эффективности инновационноинвестиционных проектов внедрения альтернативных источников энергии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9.

7. Сысоева М. С., Пахомов М. А. Методические указания по технико-экономическому обоснованию

использования возобновляемых источников энергии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4.

8. Энергосовет: информационный бюллетень.

2010. Вып. 5 (10). URL: http://esco-ecosys.narod.ru

9. Cabraal A., Agarwa S., Takahashi M. Rising tu the challenge // Renwable Energy World. July-August 2007. URL: http://www.iea.org/russian/about.html.

* * *

STATE REGULATION OF INNOVATIVE AND INVESTMENT PROJECTS IN THE FIELD OF ALTERNATIVE POWER SOURCES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

M. S. Sysoyeva

In article features of domestic and foreign experience of state regulation of innovative and investment projects in the field of alternative power sources are revealed.

Key words: power efficiency, state regulation, alternative power sources, financial stimulation, tax, state subsidy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.