Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
368
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПЕРСОНАЖИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / ГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МЧС РОССИИ / INFORMATION SYSTEM / CHARACTERS OF THE USERS / GRAPHICAL USER INTERFACE / TARGET AUDIENCE / EMERCOM DIVISIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Терёхин С.Н., Вострых А.В.

Демонстрируется актуальность совершенствования информационных систем, используемых органами надзорной деятельности МЧС России, путём разработки и внедрения персонажей пользователей основных компьютеризированных групп сотрудников ведомства. Данный аспект позволяет повысить как качество информационных систем, так и снизить когнитивный диссонанс сотрудников, работающих в информационных системах в условиях высокого напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Терёхин С.Н., Вострых А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INFORMATION SYSTEMS USEDBY THE SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA

The article demonstrates the relevance of improving information systems used by the Supervisory authorities of the Ministry of emergency situations of Russia by developing and implementing user profiles for the main computerized groups of employees of the Ministry. This aspect can improve both the quality of information systems and reduce the cognitive dissonance of employees working in information systems under high voltage conditions

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ»

УДК 004.055

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ

С.Н. Терёхин, доктор технических наук, профессор; А.В. Вострых.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Демонстрируется актуальность совершенствования информационных систем, используемых органами надзорной деятельности МЧС России, путём разработки и внедрения персонажей пользователей основных компьютеризированных групп сотрудников ведомства. Данный аспект позволяет повысить как качество информационных систем, так и снизить когнитивный диссонанс сотрудников, работающих в информационных системах в условиях высокого напряжения.

Ключевые слова: информационные системы, персонажи пользователей, графический пользовательский интерфейс, целевая аудитория, подразделения МЧС России

IMPROVEMENT OF INFORMATION SYSTEMS USED

BY THE SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA

S.N. Terekhin; A.V. Vostrykh.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article demonstrates the relevance of improving information systems used by the Supervisory authorities of the Ministry of emergency situations of Russia by developing and implementing user profiles for the main computerized groups of employees of the Ministry. This aspect can improve both the quality of information systems and reduce the cognitive dissonance of employees working in information systems under high voltage conditions.

Keywords: information system, characters of the users, graphical user interface, target audience, EMERCOM divisions

Происходящие сегодня в России политические, экономические и социальные преобразования имеют тесную взаимосвязь с системой обеспечения пожарной безопасности (ПБ). В настоящее время обеспечение ПБ объектов национальной экономики является одной из приоритетных стратегических задач Российской Федерации [1-3]. Это подтверждается такими показателями, как количество и вид пожаров, количество погибших людей, размер экономических потерь и т.д. Несмотря на постепенное снижение данных показателей, их количество остаётся на достаточно высоком неприемлемом уровне [4]. Обеспечение ПБ является одним из элементов, составляющих национальную безопасность России, где особое внимание уделяется объектам защиты (ОЗ), создающим условия поддержания высокого уровня социально-экономического развития страны.

Согласно статистике за 2019 г. в Российской Федерации произошло 149 056 пожаров, на которых погибло 10 134 человека, получило травмы 11 082 человека, общий ущерб составил 18 621 321 тыс. руб. [4]. Высокие показатели и тяжесть последствий происшествий заставляют рассматривать пожары как серьёзную угрозу личности, обществу и государству в целом.

Возникающие происшествия приводят к снижению экономического и финансового потенциалов затронутых бедствиями территорий. Недостаточная скорость реагирования,

слабый контроль, ошибки в расчётах рисков и несвоевременное принятие управленческих решений, приводят к возрастанию размеров потерь [5].

Одной из составляющих повышения качества работ сотрудников МЧС России является модернизация информационных систем (ИС), используемых в ведомстве [6]. Сегодня органы надзорной деятельности МЧС России используют следующее специализированное программное обеспечение (ПО):

- «СтатПож 2009»;

- СПО ИАП (Автоматизированная информационная система сбора информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению государственного пожарного надзора (ГПН) на объектах надзора) и Web приложение «Система государственных надзоров МЧС России», системы «АИС Электронный инспектор»;

- программные комплексы для определения расчетных величин «Фогард-ПР», «Fire Risks», «Riskmanager», «GREENLINE», «Z-Model» и подобные;

- официальный сайт «Статистика пожаров» и сайты МЧС России.

Проанализируем некоторые из них в аспекте достоинств и недостатков.

Система АИС «Электронный инспектор» состоит из двух функционально связанных подсистем:

- система СПО ИАП с встроенным модулем «ГН ГО и ЧС» на субъектовом и территориальном уровнях;

- Web-приложение «Система государственных надзоров МЧС России» сайта «АИС Электронный инспектор» (АИС ЭИ) МЧС России на федеральном и межрегиональном уровнях.

Сайт «АИС Электронный инспектор» представляет собой совокупность технологий и программных средств (ПС), обеспечивающих единую среду работы и доступа к информации, хранящейся в базах данных (БД) и обладает следующими возможностями:

- визуализация состояния ПБ и результатов надзорной деятельности ОЗ;

- визуализация состояния административно-процессуальной деятельности отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДПР) МЧС России на территории Российской Федерации;

- визуализация статистики о надзорной деятельности МЧС России;

- визуализация данных о пожарах на территории Российской Федерации;

- автоматизированное формирование статистических и аналитических отчетов ПБ объектов надзора.

СПО ИАП осуществляет информационную поддержку процедур надзорной деятельности, установленных законодательством Российской Федерации, а также формирует единую БД результатов надзорной деятельности на территории Российской Федерации. В программных продуктах (1111) сотрудники органов надзорной деятельности МЧС России ведут БД объектов надзора, содержащую данные о месте и времени контрольных мероприятий, выявленных недостатках и принятых мерах.

СПО ИАП обладает следующими функциями:

- использования в автономном и сетевом исполнении;

- возможность идентифицировать БД, созданные органом УНДПР субъекта, территориальными отделами ОНДПР субъекта;

- авторизация доступа к БД и возможность слияния БД различных уровней;

- ведение БД об объектах управления, с которыми работает СПО, ведение БД территориальных органов государственного надзора субъекта Российской Федерации;

- ведение БД адресов, юридических организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- ведение БД административных процедур по осуществлению ГПН на объектах надзора в ОНДПР МЧС России и оформление результатов проверок ОЗ и принятия мер по результатам проверок;

- ведение БД планирования проверок: перспективного, ежегодного и т.д.;

- ведение БД электронных контрольно-наблюдательных дел ОЗ, состоящих на учете органов государственного надзора территориальных подразделений ОНДПР МЧС России субъекта и специального управления федеральной противопожарной службы;

- предоставление помощи и справки.

Несмотря на все достоинства, проанализированные 1111 имеют ряд недостатков. Так, помимо проблем технической стороны (нехватка компьютеров, подключенных к интранету; нехватка сотрудников с необходимым уровнем владения ЭВМ; сложность обновления БД, низкий уровень обратной связи на форумах поддержки), анализируемое ПО имеет ряд недостатков, лежащих в основе не только анализируемых ПП, но практически всего существующего ПО. В основе каждой такой программы, используемой органами надзорной деятельности МЧС России, лежит модель представления данных WIMP (от анг. «windows, icons, menus, pointers») [7], интерфейсы которой основаны на двухмерной модели, отображаемой на дисплее и состоящей из различных метафор. Модель WIMP имеет следующие недостатки:

- не всегда возможен подбор метафор (если пользователь не знаком с ними, они малоэффективны);

- метафора ограничивает функциональную наполненность;

- сложность графических пользовательских интерфейсов (ГПИ) возрастает нелинейно с увеличением количества элементов интерфейса;

- требует значительной концентрации внимания пользователей;

- интерфейс зависит от устройств ввода (мышь и клавиатура).

Имеющиеся недостатки ГПИ влияют на качество и результат работы специалистов. Некоторые показатели, такие как количество ошибок и скорость работы ПП, являются ключевыми, так как от них зависят: скорость принятия решения, точность прогнозирования, скорость ликвидации происшествий, которые, как известно напрямую связаны с количеством пострадавших и спасённых людей. Поэтому использование качественных ПП и их ГПИ жизненно необходимо для успешного функционирования органов надзорной деятельности МЧС России.

Для повышения качества ИС необходимо проанализировать потребности целевой аудитории, то есть сотрудников ГПН, и сравнить их с возможностями современных ИС, используемых в ежедневной работе.

Рассмотрим отношения пользователей и ПП на категориальном уровне. Так потребности пользователя (в данном случае сотрудника органов надзорной деятельности МЧС России):

- обмениваться данными;

- получать актуальную и индивидуальную информацию быстро;

- минимизировать количество ошибок при работе с системой;

- простота обучения и высокая степень сохранения навыков оперирования интерфейсом;

- редактировать информацию (удалять, изменять);

- сохранять информацию и т.д.,

объединим в категорию - «информационные потребности человека» (ИПЧ).

Для удовлетворения этих потребностей создаются различные ИС и ПП. С каждым годом объём функционального инструментария таких систем постоянно растет и усложняется. Объединим его в категорию «информационные возможности системы» (ИВС):

- предоставление информации в круглосуточном и беспрерывном режиме;

- возможность обрабатывать, корректировать, удалять, создавать информацию;

- предотвращать появление ошибок;

- предоставлять актуальную информацию;

- хранить информацию и т.д.

Обладая высокой сложностью, появившейся в процессе эволюционного развития и постоянной модификации, ИС стали сложны для взаимодействия и понимания пользователями (рис).

Рис. Модель отношений ИПЧ - ГПИ - ИВС

Для сокращения возникшего барьера между пользователем и ИС создаются ГПИ, которые являются связующим звеном между этими двумя категориями.

Интерфейсы ИС, используемых сотрудниками органов надзорной деятельности МЧС России, обладают следующими недостатками [8]:

- постоянная модернизация и модификация приводит к нарушению принципа KISS (от англ. «keep it simple and straightforward»), что заставляет пользователей переучиваться для полноценного использования новой версии ИС;

- необходимость изучения большого числа сочетаний клавиш. Тем самым нарушается принцип монотонности интерфейса [8], усложняется процесс обучения;

- в ГПИ ИС не учитывается принцип универсальности [9]. Так одни и те же функциональные элементы, их группировка, визуальное отображение и механизмы управления сильно отличаются как между конкурирующими фирмами, так и в продуктах, созданных внутри компании;

- в ГПИ ИС имеется возможность вносить критичные изменения в настройки (нарушается принцип «mistakeproofing») [8];

- в ГПИ ИС не учитывают психологические и физиологические особенности пользователей целевой аудитории [9] и т.д.

Перечисленные проблемы актуальны для ИС, используемых сотрудниками МЧС России, где недопустимы ошибки, независимо от их причин (человеческий фактор, сбой в системе) [10]. Всё это приводит к личной и коллективной неудовлетворённости, что недопустимо в экстремальных условиях работы специалистов.

Ключевым элементом совершенствования ИС, используемых в МЧС России, является использование персонажей пользователей и сценариев их взаимодействия с ПО. Концентрация доступных средств и возможностей системы на выполнение целей и мотивов персонажей пользователей позволит повысить качество ГПИ и, соответственно, результаты работы в ИС.

Создание моделей пользователей необходимо для понимания основных потребностей, целей и мотивов специалистов с учётом их физиологических и психологических

особенностей. Грамотно спроектированный «персонаж» будет в максимальной степени отражать ментальную модель группы исследуемых специалистов, для которых проектируются ИС.

В результате проведённого анализа подразделений МЧС России, были выделены наиболее «компьютеризированные» группы специалистов, значительная часть рабочего времени которых заключается во взаимодействии с различными ИС [11]:

- сотрудники ГПН;

- специалисты центров управлений в кризисных ситуациях (ЦУКС);

- операторы системы-112.

Стоит отметить, что с целью качественного комплектования подразделений МЧС России все будущие сотрудники министерства проходят комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление психофизиологических и социально-психологических особенностей, оценку уровня развития профессионально важных качеств, определение степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей [12].

Данное мероприятие называется профессиональным психологическим отбором и служит одним из важнейших мероприятий при приеме на службу, так как позволяет спрогнозировать эффективность деятельности будущих сотрудников и позволяет избежать возможных ошибочных действий, которые могут быть совершены по причине несоответствия индивидуально-психологических качеств кандидата требованиям профессиональной деятельности.

Подобный анализ кандидатов на соответствие установленным «эталонам» является своего рода «метафорой» проектируемых в работе моделей пользователей сотрудников МЧС России. В обоих случаях анализируются индивиды, работающие в определённых условиях, и ставится попытка спрогнозировать их действия для исключения возможностей появления различного рода ошибок и сбоев в работе, которые не приемлемы в системе МЧС России.

Основной аудиторией, на которой сконцентрировано внимание настоящей работы, являются сотрудники органов надзорной деятельности МЧС России. Специалисты находятся в возрастной категории 23-55 лет (подавляющее большинство находится в возрастной категории 27-32 года), примерно поровну разделённые по гендерному признаку, с небольшим преобладанием мужского пола (примерно 60 % на 40 %). В своей работе специалисты надзорных органов используют ИС, примеры которых приведены выше.

Данные ИС позволяют оперативно получать информацию об объектах, нуждающихся в надзоре, с возможностью сравнивать и анализировать статистические данные по региону или временному отрезку. Специфика работы специалистов определяется постоянной когнитивной нагрузкой регулярных внесений изменений в нормативные базы, требования к статистической и аналитической отчетности в работе органов ГПН. Большая часть времени и ресурсов уходит на корректное ведение отчётных и контрольных документов по различным направлениям надзорной деятельности.

Согласно методическому руководству по проведению профессионального психологического отбора в МЧС России [12], сотрудники ГПН должны обладать следующими профессиональными качествами, представленными в табл. 1.

Определим приоритетность удовлетворения характеристик качества оцениваемого ГПИ в соответствии с моделями пользователей основных «компьютеризированных» групп сотрудников МЧС России с целью дальнейшей концентрации внимания при оценке ГПИ на первостепенных характеристиках. Приоритет показателей выставляется по шкале от 1 до 5, где 1 имеет самый высокий приоритет (табл. 2).

Таблица 1. Профессионально важные качества сотрудников ГПН

Сфера Профессионально важные качества (ПВК) Анти-ПВК Резервные ПВК

I. Интеллектуально-мнестическая Уровень абстрактного мышления выше средних значений 1. Уровень абстрактного мышления средний и ниже. 2. Низкая интеллектуальная лабильность 1. Высокий уровень кратковременной памяти. 2. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. 3. Тенденция к игнорированию реалистического стиля мышления

II. Эмоционально-личностная Предусмотрительность, хорошая ориентировка в ситуации Импульсивность, беззаботность -

III. Мотивационно-волевая Тенденция к умеренному уровню притязаний Низкий уровень притязаний -

Таблица 2. Ранжирование характеристик качества ГПИ к моделям пользователей

Модели групп сотрудников Характе зистики качества

Скорость работы пользователя в программе Скорость обучения навыкам оперирования интерфейсом Количество ошибок Субъективная удовлетворенность Степень сохранения навыков взаимодействия

ЦУКС 2 5 1 4 3

Система-112 1 5 2 4 3

ГПН 2 5 1 4 3

Таким образом, данные показатели должны учитываться при проектировании взаимодействия пользователей с ИС. Практика показала, что добиться высоких показателей по всем направления невозможно, поэтому в соответствии с разработанными персонажами пользователей делается упор на соответствующие приоритетные направления [8].

Для современного мира характерно бурное развитие и ежесекундная изменчивость ситуаций. В такой стремительной тенденции с каждым годом происшествия на ОЗ носят всё более непредсказуемый характер. Сотрудники МЧС России должны идти в ногу со временем и иметь на вооружении все современные достижения науки для оптимизации и повышения результативности своей работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение разработанного персонажа сотрудника ГПН позволит выстроить первостепенные цели при проектировании специализированных ИС, подняв их уровень качества с «пользовательской стороны». Этим будет ускорено достижение целей сотрудников, а полученные характеристики позволят проводить оценку имеющихся ИС для отбора наиболее подходящих.

Литература

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. 2020. № 239.

2. О плане мероприятий на 2018-2024 годы (I этап) по реализации МЧС России Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года: приказ МЧС России от 22 окт. 2018 г. № 467. М.: Стандартинформ, 2018.

3. Цифровая экономика Российской Федерации: Национальная программа (утв. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Рос. Федерации от 4 июня 2019 г. № 7). Доступ из справ.-правового портала «Гарант».

4. Пожары и пожарная безопасность в 2019 году: стат. сб. / под общ. ред. A3. Матюшина. М.: ВНИИПО, 2020. 124 с.

5. Синещук Ю.И., Терёхин С.Н. Роль и значение информационных технологий систем профессиональной деятельности сотрудников МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2017. № 1. (41) С. 119-127.

6. Черных A.K., Малыгин И.Г., Клыков П.Н. Выбор показателей для оценки реализации целевых программ создания информационных систем органов государственного управления в чрезвычайных ситуациях // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2019. № 2. С. 78-86.

7. Aхунова Д.Г., Вострых A3. Преимущества перехода на целеориентированное проектирование интерфейсов для мобильных пользователей информационных систем // РОСИНФОКОМ-2019. № 1. С. 5-9.

8. Головач В. Дизайн пользовательского интерфейса. Usethics, 2008. 97 c.

9. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание. СПб.: Питер, 2011. С. 272

10. Николаев Д.В., Вострых A3., Скуртул И.В. Экономические обоснования перехода на новые подходы в проектировании интерфейсов программных продуктов МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2020. № 1 (53). С. 85-89.

11. Вострых A3. Aктуальность разработки моделей специалистов противопожарной службы // Технологии ликвидации чрезвычайных ситуаций: сб. материалов VI Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Минск, 2020. С. 8-10.

12. Шаповалова О.Ю., Лебедева НА. Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в МЧС России. М., 2013. 121 с.

References

1. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 // Ros. gaz. 2020. № 239.

2. O plane meropriyatij na 2018-2024 gody (I etap) po realizacii MCHS Rossii Osnov gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti zashchity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij na period do 2030 goda: prikaz MCHS Rossii ot 22 okt. 2018 g. № 467. M.: Standartinform, 2018.

3. Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii: Nacional'naya programma (utv. Protokolom zasedaniya prezidiuma Soveta pri Prezidente Ros. Federacii ot 4 iyunya 2019 g. № 7). Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».

4. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2019 godu: stat. sb. / pod obshch. red. A.V. Matyushina. M.: VNIIPO, 2020. 124 s.

5. Sineshchuk Yu.I., Teryohin S.N. Rol' i znachenie informacionnyh tekhnologij sistem professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov MCHS Rossii // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2017. № 1. (41) S. 119-127.

6. Chernyh A.K., Malygin I.G., Klykov P.N. Vybor pokazatelej dlya ocenki realizacii celevyh programm sozdaniya informacionnyh sistem organov gosudarstvennogo upravleniya

v chrezvychajnyh situaciyah // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2019. № 2. S. 78-86.

7. Ahunova D.G., Vostryh A.V. Preimushchestva perekhoda na celeorintirovannoe proektirovanie interfejsov dlya mobil'nyh pol'zovatelej informacionnyh sistem // ROSINFOKOM-2019. № 1. S. 5-9.

8. Golovach V. Dizajn pol'zovatel'skogo interfejsa. Usethics, 2008. 97 c.

9. Uejnshenk S. 100 glavnyh principov dizajna. Kak uderzhat' vnimanie. SPb.: Piter, 2011.

S. 272

10. Nikolaev D.V., Vostryh A.V., Skurtul I.V. Ekonomicheskie obosnovaniya perekhoda na novye podhody v proektirovanii interfejsov programmnyh produktov MCHS Rossii // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2020. № 1 (53). S. 85-89.

11. Vostryh A.V. Aktual'nost' razrabotki modelej specialistov protivopozharnoj sluzhby // Tekhnologii likvidacii chrezvychajnyh situacij: sb. materialov VI Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Minsk, 2020. S. 8-10.

12. Shapovalova O.Yu., Lebedeva N.A. Metodicheskoe rukovodstvo po provedeniyu professional'nogo psihologicheskogo otbora v MCHS Rossii. M., 2013. 121 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.