I/IT в образовании
www.idmz.ru
SOI 3, №5
■■■■
гш
И.А. ТИТОВ,
Г.И. ЧЕЧЕНИН,
Н.М. ЖИЛИНА,
ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Новокузнецк, Россия
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 002:372.8
Титов И.А., Чеченин Г.И., Жилина Н.М. Совершенствование информационного обеспечения процесса послевузовской подготовки медицинских специалистов (ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Новокузнецк, Россия) Аннотация. В работе рассмотрен один из путей совершенствования процесса послевузовской подготовки медицинских специалистов для повышения эффективности использования имеющихся кадровых ресурсов, а именно создание, внедрение и развитие автоматизированной системы дистанционного обучения в Новокузнецком институте усовершенствования врачей. Приведены некоторые результаты, свидетельствующие об эффективности внедрения системы при проведении очно-дистанционных циклов повышения квалификации врачей и руководителей здравоохранения.
Ключевые слова: послевузовское образование; дистанционное обучение; информационная модель; автоматизированная система; эффективность внедрения.
UDC 002:372.8
Titov I.A., Chechenin G.I., Zhilina N.M. Enhancement of the information provision process of past graduate
preparation courses for medical specialists (GBOU DPO «Novokuznetsk state institute of improvement of doctors» Ministries of Health of the Russian Federation, Novokuznetsk, Russia)
Abstract. In work one of ways perfection process poslevuzovsky preparations of medical experts for increase of efficiency of use of available personnel resources, namely creation, introduction and development of the automated system of remote training in Novokuznetsk institute of improvement of doctors is considered. Some results testifying to efficiency of introduction of system at carrying out of internally-remote cycles of improvement of professional skill of doctors and heads of public health services are resulted.
Keywords: poslevuzovsky formation; remote training; information model; the automated system; efficiency of introduction.
Актуальность проблемы
В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 №2511, среди базовых приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы определены такие, как внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы кадрового обеспечения и повышение их профессионального уровня; создание новых информационных и интеллектуальных компьютерных систем [1]. Теоретические основы стратегии развития
© И.А. Титов, Г.И. Чеченин, Н.М. Жилина, 2013 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ 2: ■ ■■■ ■ ■
Врач :::: ит в образовании
™ и информационные
технологии
здравоохранения нашли свое отражение в работах отечественных ученых [2, 3, 4]. Практическая реализация этих и других приоритетов направлена на достижение главной цели Программы — повышение доступности и качества медицинской помощи и повышение эффективности функционирования в целом системы охраны здоровья населения. В этой связи весьма важным становится применение системного подхода и соблюдение преемственности прошлого, настоящего и будущего при решении указанной задачи.
На базе Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей (НГИУВ) создан и успешно функционирует на протяжении многих лет пакет программных средств интенсивного компьютерного обучения и контроля знаний «ИНКО». В процессе обучения врачи-курсанты знакомятся и осваивают навыки работы с рядом автоматизированных систем, таких как АСУ «Горздрав», АСУ «Поликлиника», АСУ «Информ-больни-ца» и других. В настоящее время возникла потребность совершенствования информационных систем, в первую очередь обучающих программ, поскольку современные технологии позволяют создавать очень эффективные и доступные приложения [5, 7]. В то же время и знания экспертов-специалистов, заложенные в программы, нуждаются в обновлении. Необходимо создание методики пополнения экспертной базы знаний, внедрение интерактивности взаимодействия с пользователем. Все это послужило основанием проведения специального исследования, целью которого стала разработка модели информационного обеспечения последипломной профессиональной подготовки врачей, направленной на повышение качества обучения врачей-курсантов (на примере Новокузнецкого института усовершенствования врачей) и эффективности деятельности медицинских работников [8].
Научная новизна исследования заключается в том, что получены новые данные,
позволившие выявить и ранжировать проблемы, определить доминирующие ведущие факторы, оказывающие влияние на последипломный образовательный процесс, оценить уровень подготовки и отношение преподавателей института усовершенствования врачей, а также врачей-курсантов к применению информационных технологий и необходимости совершенствования организационных форм образовательного процесса.
Научно обоснованы принципы коррекции существующего информационного обеспечения организации образовательного процесса путем создания единого информационного пространства Института, где ведущей составляющей является система дистанционного обучения, реализующая дифференцированные виды обучения и представляющая собой современное программное обеспечение, которое интенсифицирует учебный процесс, повышает качество образовательных услуг за счет новых современных форм обучения.
Обоснованы принципы организации внедрения системы дистанционного обучения в образовательный процесс Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей [6].
Результаты исследования имеют практическую значимость. Программное обеспечение технологии дистанционного обучения внедрено на кафедрах медицинской кибернетики и информатики и кафедре микробиологии, а также в г. Абакан (Министерство здравоохранения Республики Хакасия) и г. Сочи (Сочинское отделение МОО Врачебная палата ЮФО), получено 7 актов внедрения системы. Полученные результаты могут использоваться в других учреждениях последипломного образования.
Апробация основных положений исследования проведена на VI Всероссийской научно-практической конференции «Системы автоматизации в образовании, науке и производстве (AS'2007)», г. Новокузнецк, 2007 г., Всероссийской научной конференции
62
I/IT в образовании
www.idmz.ru
SOI 3, №5
■■■■
гш
«Системный анализ в медицине (САМ 2008)», г. Благовещенск, 2008 г., Международном симпозиуме «Информационные технологии и общество 2010» , г. Кемер, 2010 г., заседании Ученого совета медико-диагностического факультета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Новокузнецк, 2010 г., заседании Ученого совета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Новокузнецк, 2011 г.
Программа исследования включает пять этапов работы:
Первый — подготовительный этап (2008 г.). Обосновывались цели и задачи исследования, формировались рабочие гипотезы, определялся объект и методики исследования. Второй — аналитический этап (2008-2009 гг.). Данный этап посвящен сбору и обработке статистических и аналитических отчетных данных, анализу существующего информационного обеспечения, выявлению проблем очной формы обучения и их ранжирования, анкетированию врачей-курсантов; экспертной оценке проблем обучения профессорско-преподавательским составом; разработке концептуальной модели организации последипломного профессионального образования медицинских специалистов с использованием принципов дистанционного обучения и информационных технологий. На третьем этапе (2009-2010 гг.) осуществлялось создание программных блоков дистанционной модели, производилось тестирование отдельных блоков, их доработка и интеграция в единую систему. На четвертом этапе (2010-2011 гг.)
производилось внедрение системы, разработка организационных и методических подходов, технологии внедрения на пилотных объектах (кафедрах медицинской кибернетики и информатики, микробиологии, восстановительной медицины). Пяты/й этап посвящен оценке эффективности внедрения (2011 г.), путем сравнительного анализа результативности проведенных 5 циклов и изучению удовлетворенности мнения курсантов (273). Предложена программа дальнейшего развития системы.
В работе использовались следующие методы: социально-гигиенические, социологические, информационные, организационнотехнические, экономические, статистические, а также элементы теории систем поддержки принятия решений и экспертных систем, объединенные системным подходом.
Результаты исследования
Изучена история организации дистанционного обучения (ДО). Систематизированы подходы, применяемые при создании подобных систем. Рассмотрены примеры автоматизированных систем дистанционного обучения (СДО).
Проведен анализ существующих систем информационного обеспечения профессиональной переподготовки врачей. Предложены пути совершенствования последипломного образования.
Изучено мнение преподавателей (120 человек) и врачей-курсантов (более 2000 респондентов) по организации и качеству последипломного обучения с помощью социологического исследования. Для этого: разработаны блоки вопросов для анкет, создана база данных, проведен статистический анализ информации БД анкетного опроса в пакете IBM SPSS Statistics 19. Это позволило вскрыть основные проблемы, ранжировать их и учесть как при разработке программного обеспечения, так и при дальнейшем его усовершенствовании.
Дана экспертная оценка методов повышения эффективности последипломной подготов-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 63 ■
Врач :::: ит в образовании
™ и информационные
технологии
Таблица 1
Сравнения рангового показателя «до и после внедрения ДО»
Кафедра До После Динамика
Медицинской кибернетики 37,89 38 +0,3%
Микробиологии 37,90 37,98 +0,2%
Общественного здоровья 37,00 37,81 + 1,8%
Восстановительной медицины 35,26 37,96 +7,6%
ки врачей на основе проведенного социологического исследования и результатов статистического анализа информации. Каждая анонимная анкета была представлена вопросами, которые оценивали того или иного преподавателя кафедры. Экспертным путем были выбраны шесть факторов, характеризующих процесс обучения на кафедре (содержательная часть, доступность изложения материала, практическая применимость излагаемого материала, обеспечение методической литературой, обучение с использованием специального оборудования, компьютеров). Каждый параметр оценивался по пятибалльной шкале. Объем выборки составил 2509 человек.
Для оценки факторов использовался метод ранжирования, факторы упорядочивались по степени значимости. Рассчитывался взвешенный индекс по кафедре, согласно формуле:
RB = X (Bw), (1)
/ = 1
где Bt — средний балл по /-му показателю ранжирования,
W —весовой коэффициент /-го фактора ранжирования,
N — количество факторов ранжирования.
Расчет рангового коэффициента (RB) позволил оценить комплексную работу пилотных кафедр за период с 2008 по 2011 гг. (таблица 1).
Таким образом можно заметить, что на тех кафедрах, где качество учебного процесса было высоким, прирост менее значителен (например, на кафедрах микробиологии и медицинской кибернетики). Внедрение принци-
пов ДО на пилотных объектах позволяет увеличить суммарную эффективность учебного процесса на кафедре, причем данная эффективность достигается как для кафедр, где преобладают практические навыки, элементы опытов (кафедра микробиологии, ЛФК), так и в большей степени для кафедр, где применяются теоретические знания и умения решать задачи (кафедра медицинской кибернетики).
Изучение мнения профессорско-преподавательского состава о проблемах очной формы обучения и предложений по совершенствованию последипломной профессиональной подготовки проводилось с использованием метода экспертной оценки. Выборка охватывает более половины всего профессорскопреподавательского состава Института. Все респонденты, участвующие в исследовании, были объединены по двум критериям (возраст и занимаемая должность). По критерию «возраст» осуществлялась разбивка на 3 группы, а по критерию «должность» — на 2 группы.
Статистическая обработка результатов анкетирования заключалась в установлении статистически значимой взаимосвязи между различными группами экспертов, насколько статистически значимо они отвечали на те или иные блоки вопросов. Установление связи осуществлялось с помощью критерия (хи-квадрат), а в тех случаях, где частоты были небольшими, с помощью ^-критерия (точный критерий Фишера). Анализ результатов опроса проводился при помощи таблиц сопряженности, представленных тремя типами таблиц (2 х 2, 2 х n, m х n), где m — число групп, а n — количество вариантов ответов. Статисти-
64
I/IT в образовании
www.idmz.ru
SOI 3, №5
■■■■
гш
Профессиональная
переподготовка
Общее
усовершенствование
Тематическое
усовершенствование
■$//
Организационные технологии (практическая реализация дистанционной модели)
Программное и аппаратное обеспечение
Новые стандарты в оценке качества
Новые методы оценки экономической эффективности
2. Инновации внедрения
<f/>* £>/
Мt&'J'
■ fet'> /
/^/
Рис. 1. Организационнофункциональная модель системы информационного обеспечения последипломной подготовки
чески значимыми считались различия на уровне p < 0,05. Рассчитывались частоты и проводился анализ между различными группами сравнения (по возрасту, занимаемой должности). При наличии таблиц вида m х n при n >2 или m >2 учитывался эффект множественного сравнения при помощи поправки Бонферрони (частоты сравнивались попарно). Эффект не учитывался только для таблиц вида 2 х 2. Анализ статистических закономерностей полученных показателей позволяет сделать вывод о важности именно начальной подготовки, необходимости проведения курсов по основам компьютерной грамотности среди преподавателей института, что и было выполнено.
Разработана модель информационного обеспечения последипломной подготовки врачей на примере НГИУВа и апробирована на пилотных кафедрах института. На этапах моделирования было проанализировано несколько моделей: классическая кибернетическая
модель «черного ящика», классическая модель
обучения, модель клиент-сервер. Данные модели объединены в гибрид, позволяющий моделировать ситуации и служить основой для программной реализации системы дистанционного обучения (рис. 1). Опыт преподавания и анализ мнений экспертов Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей позволили сделать вывод о том, что наиболее приемлемым и эффективным является вариант интеграции очных и дистанционных форм обучения.
На основе предложенной модели информационного обеспечения создана программная среда для реализации технологии дистанционного обучения, обеспечена ее взаимосвязь с разработанными ранее системами. На данном этапе исследования выполнено определение ядра, модулей, взаимодействия компонентов между собой. Проведен выбор языка и парадигмы программирования, сопутствующих программных продуктов (СУБД, вспомогательных библиотек, фрейм-ворков), выполнена разработка и реализация
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 65 ■
Врач :::: ит в образовании
™ и информационные
технологии
СДО «НГИУВ»
J
Автоматизированная4
система
библиотечного дела |
АСУ «Горздрав»
Компьютерная система поддержки принятия диагностических решений У
Пакет программных средств интенсивного компьютерного обучения
и контроля знаний врачей «И И КО»
АСУ «Поликлиника»
Информационная\
система
«Информ-больница»
Рис. 2. Информационное пространство Новокузнецкого института усовершенствования врачей
проекта. Особая роль уделена созданию независимого программно-аппаратного обеспечения, функционирование которого возможно в различных информационных средах (Microsoft Windows, LINUX, MAC OS).
Созданная система (СДО «НГИУВ») апробирована на пилотных кафедрах и внедрена в общее информационное поле ГБОУ ДПО НГИУВ Росздрава (рис. 2).
Первоочередным мероприятием внедрения системы является подготовка электронных версий курсов. Это электронные версии читаемых преподавателями лекций, подкрепленные массой схем, графиков, анимаций, видео. Система позволяет формировать курсы удаленно, то есть разработчики курса могут его дополнять в течение всего процесса работы. Кроме того, на данном этапе устанавливаются права доступа для пользователей-курсан-тов, для этого сведения обо всех курсантах заносятся оператором (преподавателем) в БД, каждому из них присваивается логин и пароль, задается время активности учетной записи. Курсанты распределяются в группы,
им назначаются права доступа к тем или иным курсам.
Далее формируются документы, доступные курсантам: презентации, видеолекции, составляются тестовые задания и ситуационные задачи как для всего курса, так и для отдельных занятий. Вопросы составляются в нескольких вариантах, при этом существуют возможности настройки вывода вопросов, последовательности, группировка по сложности и пр. Посредством современных информационных технологий были разработаны алгоритмы доступа к базам данным.
Разработано и внедрено программное обеспечение для проведения дистанционных курсов дополнительной и профессиональной подготовки врачей, подготовлены методические рекомендации по работе с системой для преподавателей (информация о том, как формировать курсы, наполнять базу тестовыми и ситуационными задачами, вести диалоговую переписку на форуме, отслеживать успеваемость курсантов по различным дисциплинам) и для курсантов (информация о том, как участ-
66
I/IT в образовании
www.idmz.ru
SOI 3, №5
■■■■
гш
вовать в дистанционных курсах, вести диалог с преподавателем, работать с тестовой системой, форумом).
Разработаны информационные модели, алгоритмы, на основе которых создано программное обеспечение, отвечающее требованиям универсальности. Для организации циклов без использования Интернета, а также проведения комбинированных циклов, сочетающих классическую и дистанционную технологии обучения, создана программная оболочка для работы с обучающими материалами, распространяемыми на DVD-дисках. Для проводимых дистанционных циклов изданы методические рекомендации для преподавателей и курсантов. Ведущими составляющими совершенствования системы последипломной профессиональной подготовки медицинских специалистов являются: внедрение принципов дистанционного обучения и адекватное программное обеспечение, представляющее собой единое информационное пространство Института.
Предложенная модель совершенствования последипломного профессионального образования предусматривает: взаимосвязь видов обучения (первичная переподготовка, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование), организационно-технологические мероприятия, формы реализации знаний, адекватное информационное обеспечение.
В системе можно выделить несколько компонентов:
1. Ядро системы API (англ. Application programming interface, API) — фиксированный набор функций, обеспечивающий функциональные возможности для работы системы. На API система основывает свою работу — проверяет права доступа, производит запись в БД, отсылает электронные письма и т.д.
2. Модель представления, под которой подразумевается интерфейс взаимодействия с пользователем, набор правил для отображения информации. Он представлен двумя блоками — блок курсанта (конечного пользователя) и блок администратора.
3. Модули/расширения — программные компоненты, расширяющие базовые возможности системы, реализующие дополнительные функциональные возможности (например, форум, модуль опроса, тестовый модуль, экспертная система).
Оценка результатов тестирования знаний курсанта по текущему циклу включает в себя разработку тестовых вопросов по темам цикла и их ранжирование по уровням сложности (база знаний, полученная от экспертов специалистов необходимой предметной области), а также систему оценки ответов с ранжированием ответов на каждый вопрос и оценкой знаний по курсу в целом (правила вывода). В системе предусмотрена возможность удаленного тестирования: система расположена на централизованном сервере, позволяет получить доступ из любого города в любое время.
В экспертной системе пользовательского блока предполагается использование деревьев решений при возникновении у курсанта проблемы (непонятной темы) в изучении цикла: а именно, детализация проблемы на более простые составляющие, выявление «зон риска знаний» и их последовательное устранение. При этом «дерево решений» для проблемы представляет собой семантическую сеть, где номеру «проблема — причина» ставится в соответствие номер рекомендации об управляющих воздействиях.
Ядро (базовая система функций) представляет собой надстройку над профессиональной системой управления содержимым TYPO 3 (сборка 4.0.5). На основе программной модели сформирован ряд собственных расширений, необходимых для функционирования, тестирования и отладки модулей приложения. Расширения определяют функциональность, которую предоставляет программа (модуль, библиотека), позволяя при этом абстрагироваться от того, как именно эта функциональность реализована. Взаимодействие программных компонентов осуществляется посред-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 67 ■
Врач :::: ит в образовании
™ и информационные
технологии
ством API. Соблюдается классовая иерархия — высокоуровневые компоненты используют API низкоуровневых компонентов, а те в свою очередь используют API еще более низкоуровневых компонентов. Такая методика разработки позволяет использовать созданные библиотеки одновременно в нескольких приложениях. Программное кодирование осуществлялось с использованием принципов объектно-ориентированного подхода.
С точки зрения пользователя, взаимодействие с системой осуществляется с помощью пользовательского и административного интерфейсов, при этом нет необходимости в установке какого-либо программного обеспечения, так как взаимодействовать с системой можно посредством любого Интернет-браузера, например, Internet Explorer, Firefox, Opera, Google Chrome и др. Разработанное программное обеспечение функционирует на сервере Apache, в то же время через данный сервер возможно обращение в СУБД. Таким образом получаем многозвенную систему, где каждый узел занимается специализированной задачей. При этом роль системы заключается как в формировании внутреннего содержания, хранения объектов данных, так и в представлении информации пользователю на основе системы прав и шаблонов.
Таким образом создана система автоматизации дистанционного процесса обучения на базе Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей, отличительными возможностями которой явились:
1. Клиент-серверная архитектура, позволившая систематизировать процесс обучения.
2. Программно-аппаратно независимая среда выполнения, обеспечивающая универсальное взаимодействие с программной оболочкой, независимо от типа операционной системы пользователя.
3. Возможность осуществления полного цикла дистанционной подготовки с помощью развитых средств телекоммуникации и специализированных модулей и расширений,
таких, как: форум, автоматизированный
прием рефератов, онлайн-тестирование, формирование отчетностей и др.
4. Возможность удаленной работы посредством сети Интернет.
5. Персонализация обучения.
Все вышеперечисленное дало возможность реализовать предложенную модель на практике, осуществить интеграцию новой системы с уже функционирующим программным обеспечением, разработанным в Новокузнецком государственном институте усовершенствования врачей.
Получен ряд актов внедрения системы. Результаты исследования используются в деятельности одного из ведущих ЛПУ г. Новокузнецка: «Городская клиническая больница
№ 29». Разработаны методические рекомендации для курсантов циклов дистанционного обучения. За четырехлетний период (2009-2012 гг.) проведено 36 циклов, в том числе и специализированных, включающих первичную переподготовку, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование. За этот период прошли подготовку 790 курсантов. География проводимых циклов: Краснодарский край, Ингушетия, Республика Хакасия, Калининградская, Читинская, Кемеровская области и т.д.
Заключение
Внедрение предложенной модели и программно-аппаратного комплекса СДО «НГИУВ» показали свою эффективность: повышается производительность труда, экономятся материальные и временные ресурсы, ускоряется процесс циклического обновления знаний. Условный экономический эффект составляет 7770 руб. на один курсанто/ме-сяц. Очный этап обучения сокращает от 50 до 70% учебного времени. Полученный резерв времени используется для выполнения профессиональных обязанностей в полном объеме как преподавателями, так и врачами-курсантами.
68
I/IT в образовании
www.idmz.ru
SOI 3, №5
■■■■
гш
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 №2511. Электронный ресурс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. Дата обращения 1.03.2013.
2. Стародубов В.И, Михайлова Ю.В, Киселев А.С. Основы политики информатизации здравоохранения в современных условиях//В кн. Информационные системы и технологии в здравоохранении: научные труды Российской научно-практической конференции. — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2003. — С. 4-7.
3. Гасников В.К. Методологические и информационно-аналитические проблемы управления здоровьем и здравоохранением. — Ижевск: Мединформсервис, 2011. — 376 с.
4. Комаров Ю.М. О Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020//Здравоохранение. — 2009. — №4. — С. 161-170.
5. Смолянинова О.Г., Достовалова Е.В., Лукьянова О.А. Современные информационные технологии образования. Электронный портфолио: учебное пособие. — Красноярск: ИПК СФУ, 2009. — 134 с.
6. Титов И.А. Опыт внедрения системы дистанционного обучения//В кн. Вестник Кузбасского научного центра: Выпуск 13 «Медицинская наука Кузбасса — практическому здравоохранению». — Кемерово, 2011. — С. 199-201.
7. http://www.distance-learning.ru/doc.html, дата обращения 09.07.2010.
8. Шарон Е., Страус В, Скотт Р. и др. Медицина, основанная на доказательствах. — М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2010. — 320 с.
Зарубежный опыт
-----------------------------------------------f
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЕВРОПЕ:
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Еврокомиссия (ЕК) опубликовала «План действий по информатизации здравоохранения на
2012-2020 годы». Как констатируют авторы документа, уже в 2010 году в 81% общественных, частных и университетских больниц в странах ЕС действовали системы электронных медицинских карт, но только 4% из этих лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) предоставляли своим пациентам онлайновый доступ к этим системам. Сотрудники более 71% ЛПУ имеют доступ к онлайновым сервисам записи пациентов на прием, но только 8% европейских больниц разрешают пациентам пользоваться данными сервисами. 43% европейских больниц наладили электронный обмен результатами радиологических исследований; технологии электронного рецепта внедрены в 30% ЛПУ; 8% европейских больниц применяют средства дистанционного мониторинга за состоянием здоровья пациентов; в электронном виде обмениваются медицинской информацией со своими коллегами из других стран ЕС лишь 5% ЛПУ.
В «Плане действий» предполагается еще более активно и полно задействовать потенциал этих технологий в управлении лечением хронических заболеваний, а также пациентов, у которых диагностировано сразу несколько заболеваний. Особое внимание будет уделено использованию медицинских информационных технологий в профилактике и в пропаганде методов здорового образа жизни. Не менее важными признаны задачи перехода на «пациенто-ориентированное» здравоохранение, расширения трансграничного сотрудничества медицинских учреждений, улучшения правовой базы и дальнейшего стимулирования конкуренции в сфере информатизации здравоохранения.
Источник: med.uz
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69 ■