IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК 614.252:374.6
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ
Н.К. Гусева, В.А. Соколов, И.А. Соколова, М.В. Доютова,
ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Гусева Наталия Константиновна - e-mail: [email protected]
Опыт внедрения дистанционного обучения на кафедре медицинской экспертизы факультета повышения квалификации врачей ГОУ ВПО НижГМА показал, что данная форма обучения
востребована самыми разными специалистами и значительно расширяет возможности обучения врачей из отдаленных территорий; требует глубокой самостоятельной проработки материала лекций и системного интеллектуального подсказчика, повышает качество подготовки специалистов и уровень их знаний по изучаемым вопросам; качество обучение определяется, в основном, качеством используемой техники и навыками работы с ней индивидуальных пользователей.
Ключевые слова: последипломное обучение врачей, дистанционное обучение.
The experience of introduction of distance teaching at Medical examination department of the Faculty of skills upgrade of Nizhny Novgorod state medical academy has shown that this form of teaching is needed by different specialists and really widens the possibilities of teaching of doctors from far away territories; demands deep independent work with the lectures material and systemic intellectual prompter; increases the quality of training of staff and their knowledge level on the studied issues; the quality of teaching is determined mostly by the quality of the used equipment and the skills of individual users in working with this equipment.
Key words: post-graduate teaching of doctors, distance teaching
В настоящее время проблема дистанционного последипломного обучения врачей стала особенно актуальной, особенно для территорий, где нет медицинских вузов. Дистанционная форма обучения дает возможность: • обучать специалистов без отрыва от производства, что особенно важно для сельских районов, где, как правило, имеется острый дефицит врачей; • сократить число выездных циклов, которые, как правило, отвлекают сотрудников кафедр последипломной подготовки от текущей работы (в ущерб научной и учебной деятельности); • охватить всех специалистов, работающих в отдаленных местностях, соответствующими циклами общего и тематического усовершенствования;
• выработать у врачей навыки самостоятельного обучения, индивидуальной работы с учебными материалами, в том числе с системным интеллектуальным подсказчиком.
В Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) дистанционное обучение специалистов стало осуществляться с осени 2009 года. Внедрению данной формы обучения предшествовала большая подготовительная работа:
1. Организация в составе института последипломного образования (ИПО) НижГМА Центра дистанционного обучения (ЦДО) специалистов, в задачи которого входит техническое сопровождение циклов дистанционного обучения и подготовка аудиторного и внеаудиторного блоков обучения на электронных носителях.
2. Привлечение кафедр ИПО к разработке материалов для дистанционного обучения и передача их специалистам ЦДО для обработки.
3. Разработка системы организации циклов дистанционного обучения для групповых и индивидуальных пользователей.
Первый цикл дистанционного обучения был организован в Чебоксарах по программе цикла тематического усовершенствования специалистов «Контроль (экспертиза) качества медицинской помощи». Подготовка цикла осуществлялась в несколько этапов преподавателями и специалистами ЦДО:
1. формирование 4 блоков учебного материала (преподаватели кафедры медицинской экспертизы): • Теоретические
основы качества медицинской помощи. • Управление качеством медицинской помощи. • Система обеспечения качества медицинской помощи. • Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на качество медицинской помощи;
2. разработка к каждому блоку материала системного интеллектуального подсказчика и тестов для итогового контроля знаний (преподаватели кафедры медицинской экспертизы);
3. цифровая видеозапись лекций с мультимедийным сопровождением (сотрудники ЦДО);
4. обработка полученного материала и перенос их на электронные носители (сотрудники ЦДО);
5. распределение лекций по дням недели в зависимости от продолжительности и блоков учебного материала (преподаватели и сотрудники ЦДО);
6. определение алгоритма организации цикла (преподаватели и сотрудники ЦДО).
Особую сложность представляло формирование системного интеллектуального подсказчика (СИП), цель которого состоит в оптимизации усвоения лекционного материала и работы с тестами. Структура СИПа включает: • расширенные текстовые материалы лекций по блокам; • основные нормативные акты по контролю качества медицинской помощи;
• список рекомендуемой литературы; • организационные документы (расписание, перечень основных блоков программы, перечень практических навыков, «Карта слушателя», бланк тестового контроля знаний).
СИПы были дифференцированы по блокам программы и вместе с лекциями представлены на электронных носителях.
Работа слушателей на первых цикла дистанционного обучения была организована в групповой форме. Были собраны две группы слушателей, различные по своему составу и по условиям обучения. Организация учебного процесса в групповой аудиторной форме включала следующие этапы:
1. Назначение системных администраторов для организации технического сопровождения учебного процесса в каждой учебной группе.
2. Инструктаж системных администраторов и передача им учебного материала на электронных носителях.
3. Передача результатов тестирования по каждому блоку обучения системным администратором куратору цикла.
4. Организация телеконференций по результатам тестирования, объяснения наиболее трудных разделов учебного материала, ответы на вопросы слушателей.
5. Подведение итогов цикла по совокупным результатам тестирования по всем блокам учебного материала на последней телеконференции.
Первые циклы дистанционного обучения выявили следующее: • Качество циклов дистанционного обучения зависит в первую очередь от качества записи учебного материала на электронных носителях, качества компьютерной техники и возможностей интернет-связи. Наиболее успешно цикл дистанционного обучения прошел в группе слушателей, где была более качественная компьютерная техника, высокие возможности интернет-связи, более грамотный системный администратор, а слушатели лучше подготовлены к работе с компьютером. В другой группе в ходе цикла были выявлены серьезные проблемы и в просмотре видеолекций, и в проведении телеконференций (плавающий звук и искаженное изображение). • Особое значение в проведении циклов дистанционного обучения имеет работа системных администраторов, которые должны контролировать техническое сопровождение цикла, своевременную и качественную подачу видеоматериалов, обеспечить качественное проведение телеконференций и электронный обмен информацией. • Слушателями был востребован системный интеллектуальный подсказчик. Практически все курсанты после блоков видеолекций работали с СИПом, что обеспечивало более углубленную и качественную проработку учебного материала и, в конечном счете, более качественную подготовку специалистов. • Результаты итоговой аттестации по блокам учебного материалы при дистанционной форме обучения были гораздо выше, чем при обычной форме обучения (средний балл 4,3). • Лица, пожелавшие обучаться самостоятельно (вне группы), имели проблемы доступа к учебному материалу на электронных носителях и при работе в Интернете.
Эти результаты были учтены при проведении последующих циклов дистанционного обучения: была составлена подробная инструкция для индивидуальных пользователей системы (рис.) и критерии отбора специалистов для дистанционного обучения:
1. способность к самостоятельному освоению учебного материала и индивидуальной работе;
2. наличие безлимитного высокоскоростного Интернета;
3. наличие компьютера;
4. возможность безбарьерной связи с кафедрой и ЦДО (в соответствии с графиком).
В настоящее время на форму дистанционного обучения переведен цикл тематического усовершенствования врачей и организаторов здравоохранения «Экспертиза временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза».
Учебный материал разбит на 4 блока: социальная защита больных и инвалидов в Российской Федерации, клиникоэкспертная работа в медицинских организациях, правила направления больных на медико-социальную экспертизу, реабилитация больных и инвалидов. По каждому блоку подготовлены видеолекции с мультимедийным сопровождением, системные интеллектуальные подсказчики, тесты для
контроля знаний. Материалы востребованы, в основном, индивидуальными пользователями, которые по результатам итогового собеседования высоко оценивают качество данной формы обучения, хотя отмечают некоторые проблемы работы с компьютерной техникой. С учетом замечаний слушателей были внесены некоторые изменения в порядок взаимодействия обучаемых со специалистами ЦДО.
1) Запустить 1-ю часть 1-й лекции 1-го блока. Вы видите окно АКТИВАЦИЯ, в котором есть текстовые поля НОМЕР КЛЮЧА и КЛЮЧ (сюда надо впечатать полученный КЛЮЧ активации).
2) Отправить Ф. И. О. и НОМЕР ДИСКА (если он есть, то написан или напечатан на самом DVD диске), одним из способов:
• SMS сообщение на номер +7-910-383-80-91
• по электронной почте на адрес [email protected]
Внимание! Не ошибайтесь при вводе НОМЕРА КЛЮЧА.
Допускаются только цифры и заглавные латинские буквы.
3) Получить ответное сообщение SMS или е-мail. с КЛЮЧОМ. Внимание! с 15.00 до 18.00 по московскому времени в рабочие дни
ответ с КЛЮЧОМ активации будет выслан на Ваш SMS или е-мail. в течении 15 минут, в другое время может варьировать __________________от 15 мин. до нескольких часов._________________
4) Ввести полученный КЛЮЧ в соответствующее поле окна АКТИВАЦИЯ.
Внимание! Не ошибайтесь при вводе КЛЮЧА. Допускаются только цифры и заглавные латинские буквы.
5) Нажать кнопку АКТИВИРОВАТЬ, в появившемся окошке нажать ОК.
6) Снова запустить 1-ю часть 1-й лекции 1-го блока.
7) Ждать, время открытия части в среднем 5 минут.
8) Нажать ► (значок воспроизведение видео), если воспроизведение не началось автоматически.
РИС.
Алгоритм работы.
Всего за период внедрения дистанционного обучения на вышеперечисленных циклах тематического усовершенствования было обучено 119 специалистов, в том числе из Нижегородской области и города Нижнего Новгорода -71 человек, из других регионов - 48 человек, из них врачей и заведующих отделениями - 51, заместителей главных врачей - 43, главных врачей - 12, специалистов из системы УФСИН - 13 человек (таблица).
ТАБЛИЦА.
Структура слушателей циклов тематического усовершенствования (дистанционное обучение) на кафедре медицинской экспертизы в I полугодии 2010 г. (в %)
Название цикла Bt О а о ей о л □с Нижегородская обл. Другие регионы Общее количество обученных
Экспертиза временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза 23 20 3 46
Контроль (экспертиза) качества медицинской помощи. 8 20 45 73
Всего 31 40 48 119
Таким образом, результаты внедрения дистанционной лекций и СИП, повышает качество подготовки специали-
формы последипломного обучения специалистов показа- стов и уровень их знаний по изучаемым вопросам; - качели, что: - данная форма востребована самыми разными ство обучение определяется, в основном, качеством
специалистами и значительно расширяет возможности используемой техники и навыками работы с ней индивиду-
обучения врачей и организаторов здравоохранения из альных пользователей; - дистанционное обучение имеет
отдаленных территорий; - дистанционная форма обучения большое будущее, но нуждается в постоянном исследова-
требует глубокой самостоятельной проработки материала нии и совершенствовании.
|^к
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ