ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
Национальные стандарты учета и отчетности
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Салтанат Кенжебаевна БАЙДЫБЕКОВА
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой учета и аудита,
Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Талдыкорган, Республика Казахстан b-saltanat@mail.ru
История статьи:
Принята 12.10.2015 Принята в доработанном виде 11.01.2016 Одобрена 09.02.2016
УДК 338:314 JEL: М41
Ключевые слова:
гармонизация, отчетность, моделирование, трансформация, рентабельность
Аннотация
Предмет. Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических, организационных и практических проблем гармонизации финансовой отчетности на национальном и международном уровнях. Цели и задачи. Целью исследования является разработка теоретических и методологических предпосылок и практических рекомендаций по гармонизации национальной системы бухгалтерского учета и анализа в Казахстане с принципами международных стандартов финансовой отчетности и анализа в условиях автоматизации. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи: исследование теоретической базы формирования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и обоснование направления совершенствования методологии и организации бухгалтерского учета; оценка состояния и развития бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; определение особенностей сложившихся концептуальных подходов к организации бухгалтерского учета в условиях автоматизации.
Методология. Методика исследования основана на изучении и обобщении накопленных знаний и опыта в теории и практике, оценке действующей системы учета, определении задач, информационной базы, приемов и способов проведения экономического анализа деятельности различных секторов экономики Республики Казахстан.
Результаты. Полученные результаты способствуют формированию теоретических и методологических основ организации учетной системы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) при автоматизированной форме учета и экономического анализа. Данные результаты могут быть использованы в качестве методических положений, определяющих направления развития и содержание бухгалтерского учета и экономического анализа для решения прикладных задач по обеспечению информационной поддержки принятия управленческих решений.
Выводы. Выводы и рекомендации, изложенные в исследовании, могут быть использованы в практической деятельности предприятий различных секторов экономики, консалтинговых фирм, независимых профессиональных институтов и организаций бухгалтеров, аналитиков, консультантов; в системе обучения, аттестации и повышении квалификации профессиональных бухгалтеров и практикующих аналитиков; в процессе преподавания учебных курсов и специальных дисциплин в высших учебных заведениях.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Развитие современной теории и методологии бухгалтерского учета и отчетности, включая совершенствование балансовых статей и соответствующих им счетов, исследование счетов бухгалтерского учета, обоснование признаков их классификации, раскрытие их экономического содержания нашли отражение в научных трудах таких известных российских
ученых, как П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, З.В. Кирьянова, И.П. Комиссарова, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, В.Г. Макаров, С.А. Николаева, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий [1], Л.В. Попова, Т.М. Рогуленко, Я.В. Соколов, А.Н. Хорин. Исследованию теории и методологии бухгалтерского учета и отчетности посвящены также труды
зарубежных ученых, среди которых следует назвать Й. Бетге, М.Р. Мэтьюса и М.Х.Б. Переру, Б. Нидлза [2], Б. Элиота, Ф. Вуда и др. Названные российские и зарубежные ученые, несомненно, внесли существенный вклад в развитие теории бухгалтерской науки. В то же время ими недостаточно рассматривалась возможность управления развитием теории и методологии бухгалтерского учета и отчетности на основе применения категорий диалектики.
Вопросам отчетности, ее анализа и аудита посвящены научные труды Ю.А. Данилевского, М.В. Мельник, М.Ф. Овсийчук, О.М. Островского, В.И. Подольского [3], С.И. Пучковой, Л.В. Сотниковой, В.П. Суйца, А.Д. Шеремета [4] и других российских ученых. Вместе с тем проблеме соотношения бухгалтерского учета и отчетности уделялось недостаточно внимания со времен научного этапа в истории развития бухгалтерского учета.
Основы теории международного учета и отчетности и практики ее применения изложены в трудах В.Г Гетьмана, М.А. Вахрушиной, Е.А Мизиковского, В.Ф. Палия, О.В. Рожновой [5], О.В. Соловьевой, Л.З. Шнейдмана и других авторов. Теоретической и методологической основой послужили труды отечественных ученых в области бухгалтерского учета, анализа и отчетности: Э.О. Нурсеитова [6], В.К. Радостовца, К.Ш. Дюсембаева [7], Ф.С. Сейдахметовой [8] и др.
Вместе с тем исследование требований к составлению отчетности в соответствии с МСФО сохраняет свою актуальность, что обусловлено реформированием самих МСФО и процессом их постоянного видоизменения.
Изучение научно-экономической литературы показало, что в настоящее время по-прежнему остаются неразработанными отдельные теоретические и прикладные вопросы в исследуемой области. По поводу необходимости дальнейшего развития теории бухгалтерского учета известный ученый В.Ф. Палий отмечает, что «теория бухгалтерского учета отстает от объективно возникающих на практике проблем. Сущность и содержание
бухгалтерского учета постиндустриального общества предстоит исследовать с тем, чтобы получить возможность изменить вектор дальнейшего развития его практики, открыть пути к подавлению энтропии, т.е. показателя нарастающего беспорядка в системе бухгалтерского учета, привести эту практику в соответствие с объективными условиями развития экономики» [1].
Методология основывается на научном методе познания или совокупности методов, применяемых в какой-либо науке.
Говоря о методологии МСФО, отметим, что она основана на обобщенном подходе в целях подготовки информации для финансовой отчетности. Это связано с тем, что МСФО используются лишь в силу их мирового признания исходя из убежденности бухгалтерского сообщества в их важности для профессиональной деятельности. При этом организации, регулирующие деятельность по международным стандартам, не имеют права требовать повсеместного соблюдения МСФО
[9].
В условиях МСФО аспекты формирования отчетной информации можно представить в виде концептуальных подходов к организации бухгалтерского учета в современных условиях реформирования отечественной учетной практики. Подходы формирования казахстанского бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО служат основой подготовки и представления отчетной информации, так как при переходе на международные стандарты финансовой отчетности они определяют базовые принципы и методы, исходя из которых должна формироваться политика ведения учета и составления отчетности по МСФО
[10].
Кроме того, практическое их применение при переходе на международные стандарты финансовой отчетности позволяет
казахстанским организациям решать организационные и научно-прикладные задачи для внедрения МСФО в учетную практику. Теоретические и концептуальные
методологические основы МСФО изложены в
стандарте 1 «Представление финансовой отчетности».
Модель концептуальных основ системы финансовой отчетности представлена на рис. 1. Она взаимоувязывает
основополагающие допущения, базовые учетные принципы, качественные
характеристики отчетной информации, требования к представлению финансовой отчетности, группировку информации по отчетным элементам и методы ее стоимостного измерения.
В число базовых принципов учета включены: последовательность применения учетной политики, контроль, денежное выражение фактов хозяйственной деятельности, учет имущества в оценке фактических затрат, консерватизм в оценке, двойная запись на счетах, концепция продаж и соответствия доходов и расходов, принцип документального обоснования хозяйственных фактов.
Реализация концептуальных направлений развития национальной отчетности, прежде всего, финансовой отчетности, в соответствии с требованиями рыночной экономики может быть достигнута путем применения системы допущений и принципов, качественных характеристик финансовой отчетности, признаваемых мировым сообществом. В целях обоснования авторской позиции в решении данной проблемы нами выполнен сравнительный анализ концептуальных подходов к формированию финансовой отчетности по КСБУ и по международным правилам - МСФО. Признаками для сравнения определены концептуальные основы формирования и представления финансовой отчетности: цель отчетности, концепции и основные принципы финансовой отчетности [11].
Анализ международной и казахстанской практики позволил уточнить и систематизировать концептуальные подходы к формированию финансовой отчетности, обеспечивающие последовательность ее составления и непротиворечивость
принципов, требований и допущений. При формулировании концептуальных основ
системной финансовой отчетности исходными положениями явились экономические интересы пользователей отчетности и ее цели.
Немаловажно и то, что система МСФО не описывает, как сформировать ту или иную финансовую информацию, а опирается на отчетность общего назначения. Имея свою объективную историю возникновения и распространения, методология МСФО разъясняет положения, содержащие неоднозначные или неясные решения. Применение МСФО к казахстанской практике учета отражено на рисунке 2.
Ежегодное переиздание стандартов, которое осуществляет Комитет по МСФО, включает в себя разъяснение вопросов, возникающих на практике. Помимо этого, в МСФО включают изменения, внесенные в соответствующий стандарт, введение, устав Комитета по МСФО, словарь терминов, историю МСФО и алфавитно-предметный указатель.
Преднамеренное искажение данных в отчетности для внешних пользователей называется фальсификацией финансовой отчетности (Fraudulent financial reporting). Другими словами, финансовая отчетность не может быть признана как соответствующая требованиям МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и разъяснений к ним в отношении учета и раскрытия информации. К примеру, если компания в условиях гиперинфляции не пересчитывает соответствующие показатели, рассчитанные по фактической стоимости, с учетом покупательной способности денег на отчетную дату, то она не может заявить о соответствии своей отчетности МСФО, несмотря на то, что информация в целом удовлетворяет требования всех других стандартов.
Основной целью всех пользователей является получение объективной и достоверной информации о состоянии и результатах деятельности организации. Поскольку постановка и ведение бухгалтерского (финансового) учета относятся к компетенции самой организации, необходима реализация общих правил составления финансовой
отчетности, понятных пользователям, которые обеспечат их информационные потребности и гарантируют объективность представляемой в отчетности информации [12].
Единое информационное пространство рассматривается как совокупность баз и банков данных и технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное
взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Для максимальной реализации преимуществ от осуществляемых в стране мер по совершенствованию учетной информации необходимо ориентироваться на принципы устойчивого развития организации. Существенной особенностью формирования и развития единого информационного пространства Казнет (Казахстанская сеть) становится установление обязательной для всех жесткой технологической дисциплины при формировании государственных информационных ресурсов.
Решающее значение для развития единого информационного пространства Казнета имеет сотрудничество государства и частного сектора.
В этом плане необходимо продолжить организованный диалог с участием всех заинтересованных сторон, а также определить на национальном и региональном уровнях механизмы, необходимые для установления и развития партнерских отношений между заинтересованными сторонами в развитии информационного пространства Казнет. Для получения максимальных преимуществ от осуществляемых инициатив необходимо руководствоваться принципом устойчивости развития.
Принципиальной особенностью формирования и развития единого информационного пространства Казнет является необходимость установить
обязательную для всех жесткую технологическую дисциплину при
формировании государственных информационных ресурсов.
Расширение использования принципов МСФО связано, прежде всего, с такими объективными предпосылками, как:
1) интеграция, взаимозависимость, взаимообусловленность мировой экономики и повсеместная необходимость в развитии финансовых и инвестиционных рынков;
2) р а с ш и р е н и е д е я т е л ь н о с т и транснациональных корпораций, интегрированных совместных предприятий и взаимное проникновение капиталов организаций различных стран;
3) необходимость единых подходов в отношении унификации и стандартизации межнациональных программ в социальной, экономической и финансовой сферах управления экономическими процессами;
4) невозможность ограничения рамками национальных принципов и правил ведения учета, отчетности и анализа;
5) желание иметь сопоставимую, понятную информацию для принятия правильных решений, не затрачивая значительных средств для приведения отчетности в соответствие с международными правилами или национальными нормами страны-партнера [13].
Для информационного обеспечения деятельности с применением ресурсов единого информационного пространства целесообразно обеспечить организацию непрерывной и регулярной оценки для проблемно-ориентированного информационного обеспечения деятельности организаций в соответствии с приоритетными задачами национальной политики.
На наш взгляд, при создании и развитии всех информационных систем деятельности организаций целесообразно исходить из собственной практики и зарубежных
информационных технологий ведения учета
[14].
Единое информационное пространство Казнет складывается из следующих главных компонентов:
1) информационные сетевые ресурсы, содержащие информацию, данные и знания;
2) информационная инфраструктура, состоящая из организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации) и средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам посредством использования соответствующих технологий и программно-технических средств;
3) нормативные правовые акты, организационные и информационные документы, регулирующие деятельность и взаимоотношения между участниками формирования и развития Казнета [15].
К объектам развития и регулирования Казнета можно отнести:
1) информационные ресурсы вне зависимости от форм хранения и собственности, содержащие как сведения, составляющие коммерческую тайну, конфиденциальную информацию, так и открытую общедоступную информацию;
2) права физических и юриднормативные правовые акты,ических лиц, государства на получение, распространение и пользование информацией, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности;
3) систему формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные и этические ценности и прочие), базирующуюся на информации, распространяемой в глобальной сети Интернет;
4) систему воздействия на процесс принятия политических решений, во многом зависимую от качества и своевременности ее информационного обеспечения;
5) систему участия общественных объединений в пропаганде своих взглядов в средствах массовой информации, размещенных в сети Интернет;
6) общенациональные, региональные и локальные информационно-телекоммуникационные системы сети передачи данных, в том числе и специального назначения, а также спутниковые системы связи;
7) системы электронной торговли - торговля товарами и услугами через сеть Интернет.
Для обеспечения создания единого
информационного пространства необходимо
формирование:
— методической основы, которая должна определять информационно-функциональный образ пространства и его использование для развития всех методических, технико-технологических и информационных компонентов и других ведомственных информационных систем, а также создание единой технологической инфраструктуры, обеспечивающей их эффективное информационное взаимодействие;
— средств обеспечения безопасности и защиты информации в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и нормативных документов в этой области, в том числе разделение контура единого пространства по условиям доступа к информации и категориям пользователей;
— системы непрерывной и регулярной оценки проблемно-ориентированного информационного обеспечения деятельности организаций в соответствии с применением ресурсов единого информационного пространства и с приоритетными задачами национальной политики1.
1 Шелагинов В.Е. Пересмотр Принципов подготовки и представления финансовой отчетности Совета по
На первом этапе одним из вариантов реализации единого информационного пространства должна стать:
— интеграция специализированных центров, представляющих ведомственные информационные системы;
— создание специальной информационно-аналитической системы, способной интегрировать и анализировать весь существующий объем открытой и закрытой информации не только по функциональным, но и по региональным направлениям национальной политики в интересах организаций [16].
При создании и развитии информационных систем деятельности организаций целесообразно исходить из отечественной практики и зарубежных информационных технологий ведения учета.
Концепция единой информационной системы позволит:
1) эффективно использовать экономический, промышленный, интеллектуальный и кадровый потенциал организаций Казахстана в сфере информационных технологий;
2) обеспечить согласованное развитие информационной сферы и отрасли с регионами Казахстана;
3) выстроить приоритетные направления государственной политики развития национального сегмента глобальной информационной сети Интернет в различных сферах деятельности государства;
4) открыть новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической, социально-экономической жизни посредством распространения решения информационных ресурсов Казнета;
МСФО: цели финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 4. С. 8-11
5) эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни при реализации их информационных прав и обязанностей путем совершенствования законодательства, правовых и организационных механизмов Казнета;
6) создать условия для построения единого информационного пространства Казнет [17].
Системы учета в разных странах весьма многообразны. Не существует двух стран с абсолютно одинаковыми системами учета. Тем не менее, можно сгруппировать страны по определенным признакам и выделить те, которые имеют однотипные подходы к построению системы учета. Существуют различные классификации такого рода, и одной из самых распространенных является следующая классификация, согласно которой выделяются пять моделей учета:
1. Англо-американская (США, Великобритания, Нидерланды, Австралия, Канада, Индия и др.);
2. континентальная (Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Италия, Япония и др.);
3. южноамериканская (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили и др.);
4. интернациональная (количество стран ограничено, включает в себя крупные корпорации);
5. исламская (распространена в основном в странах, где проповедуется исламская религия) [18].
В настоящее время международные стандарты не только обобщают опыт ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности различных стран, но и активно влияют на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности. Основными задачами КМСФО являются разработка единых высококачественных стандартов, которые обеспечивают
прозрачность и сравнимость финансовой отчетности для принятия экономических
решений участниками мировых рынков капитала и другими пользователями; содействие практическому применению данных стандартов сближению национальных и международных стандартов учета [19].
Таким образом, для предприятий облегчается выход на мировые рынки капитала и снижаются затраты для привлечения капитала. Эти факторы повлияли и на выбор МСФО в качестве ориентира для реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан.
В Республике Казахстан базовой основой МСФО является англо-американская модель бухгалтерского учета, ориентированная на инвесторов. Основным принципом этой модели, который в наибольшей степени отвечает потребностям инвесторов, является принцип достоверного и справедливого представления отчетности.
Концепция подготовки и представления финансовой отчетности, не являясь собственно стандартами, играет принципиально важную роль [21].
Во-первых, она определяет принципы (концепции), в соответствии с которыми должна быть составлена финансовая отчетность предприятий.
Во-вторых, она служит теоретической основой существующих и разрабатываемых стандартов и их интерпретаций.
В-третьих, она представляет собой руководство для решения учетных проблем, не
специфицированных действующими стандартами.
Собственно стандарты определяют подходы к решению различных учетных проблем, регламентируя правила и процедуры отражения в учете и отчетности хозяйственных средств и операций предприятий.
Международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер и во многих случаях разрешают использование альтернативных подходов к решению различных учетных проблем.
Кроме КМСФО, проблемой гармонизации учета на мировом уровне занимаются Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IF AC), разрабатывающая и публикующая
международные стандарты анализа и международные стандарты бухгалтерского образования и тесно сотрудничающая с КМСФО. Организация Объединенных Наций (ООН, UN) и Организация экономическою сотрудничества и развития (ОЭСР, ОЕСD), способствуют распространению международных стандартов в мире.
Подводя итоги исследования можно сказать, что основной задачей применения международных стандартов финансовой отчетности является формирование отчетности, объективно отражающей состояние и результаты деятельности предприятий и полезной для принятия решений различными группами пользователей.
Рисунок 1
Модель концептуальных основ системы финансовой отчетности
Концептуальные основы формирования финансовой отчетности
а> ^ х ®
-I
03 -Н
И
■§ -а
3 о 1 §
0)
со
Основополагающие допущения и базовые учетные принципы финансовой отчетности
Допущения
-Последовательность применения учетной политики
- Контроль
- Денежные выражение фактов хозяйственной деятельности
- Учет имущество в оценке фактических затрат
- Консерватизм в оценке
- Концепция продаж и соответствия доходов и расходов
- Документальное обоснование хозяйственных фактов
Качественные характеристики информации финансовой отчетности и требования к ее представлению
Элементы отчетности и методы их оценки
Характеристики финансовой информации
Понятность
Существенность
Уместность
Надежность
- Равновесие между качественными
ха рактер исти ка м и
- Своевременность
- Комплекс
- Сопоставимость
- Возможность проверки
■ Применяемость для прогнозирования
- Достоверное представление и соответствие МСФО
- Приоритет экономического содержания над юридической формой -Нейтральность -Осмотрительность в условиях неопределенности
Требования к представлению
Комплект отчетности
Структура и содержание
Отчетный период, Отчетная дата.
Срок представления
Обязательные характеристики
Элементы отчетности
Отражающие
финансовое
положение:
- Активы
- Обязательства
- Капитал
Отражающие финансовые результаты деятельности:
- Доходы
- Расходы
Методы оценки
- Фактическая себестоимость приобретения (первоначальная стоимость) -Текущая восстановительная стоимость)
- Чистая стоимость возможной продажи -Справедливая стоимость -Ди сконти рова нн ая стоимость
-Амортизируемая стоимость -Ликвидационная стоимость
СО
та
0 о.
со
СП
1
00
> й-
О СО ? »
со
Рисунок 2
Классификация учетных действий в финансовом и управленческом учете отечественной и международной практики
Список литературы
1. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2007. 512 с.
2. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2004. 496 с.
3. Подольский В.И. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2010. 300 с.
4. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2011. 367 с.
5. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. М.: Экзамен, 2013. 130 с.
6. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях. Алматы: Издательство LEM, 2009. 444 с.
7. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия. Алматы: Каржы-Каржат, 2010. 294 с.
8. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. Алматы: Издательство LEM, 2005. 548 с.
9. Пласкова Н.С. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1. C. 11.
10. Соловьева О.В. МСФО и ГААП: учет и отчетность. М.: ФБК-Пресс, 2003. 138 с.
11.МадиеваК.С. Бухгалтерский учет и аудит. Караганда: Изд-во КЭУ, 2011. 214 с.
12.Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2009. 571 с.
13. Гуккаев В.Б. Учетная политика предприятия. М.: Бератор-Пресс, 2006.
14. Грюнинг Х. Международные стандарты финансовой отчетности. М: МЦРСБУ, 2011. 156 с.
15. Керимов Ф.В. Системная классификация проблем применения МСФО в российских организациях. URL: http://vestnik.osu.ru/2007_9/21.pdf.
16. Соколов Я.В., Бутынец Ф.Ф., Горецкая Л.Л. и др. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. М.: Проспект, 2007. 672 с.
17. Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. Национальная система бухгалтерского учета в Республике Казахстан. Алматы: Издательство LEM, 2010. Ч. 1. 220 с.
18. Сейткасимов Г.С., Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т. Бухгалтерский учет и отчетность в банках. Алматы: Каржы-Каражат, Раритет, 2011. 165 с.
19. Оразбекулы Б., Ким М.В. Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных учреждений в Казахстане // Молодой ученый. 2014. № 7. С.391-393.
20. Утебаева Г.М. Гармонизация бухгалтерского учета в условиях глобализации экономики // Социально-экономические проблемы кооперативного сектора экономики: Материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых - преподавателей, сотрудников, аспирантов и соискателей. М: Российский университет кооперации, 2010. С.443-447.
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
National Standards of Accounting and Reporting
IMPROVING THE INFORMATION SUPPORT TO ECONOMIC ANALYSIS UNDER ACCOUNTING AND REPORTING HARMONIZATION
Saltanat K. BAIDYBEKOVA
Zhetysu State University named after I. Zhansugurov, Taldykorgan, Republic of Kazakhstan b-saltanat@mail.ru
Article history:
Received 12 October 2015 Received in revised form 11 January 2016 Accepted 9 February 2016
JEL classification: M41
Keywords: harmonization, reporting, simulation, transformation, profitability
Abstract
Subject The paper considers a set of theoretical, methodological, institutional and practical problems of financial reporting harmonization at the national and international level. Objectives The study aims to develop theoretical and methodological background and practical recommendations to harmonize the national accounting system and analysis in Kazakhstan with the principles of International Financial Reporting Standards and analysis in the context of automation.
Methods The research methodology rests on the study and synthesis of accumulated knowledge and experience in theory and practice, evaluation of the current accounting system, identification of tasks, information database, techniques and methods of economic analysis of various economy sectors of the Republic of Kazakhstan. Results The obtained results contribute to the formation of theoretical and methodological framework for organization of accounting system in accordance with International Financial Reporting Standards (IFRS) in the form of automated accounting and economic analysis. The findings may serve as methodological premises that determine the development and content of accounting and economic analysis enabling to solve applied problems related to information support to management decisions. Conclusions The findings and recommendations contained in the study may be used in the practice of enterprises operating in various sectors of economy, consulting firms, independent professional institutions and organizations of accountants, analysts and advisors; in the educational system, appraisal and advanced training of professional accountants and practicing analysts; in training courses of higher education institutions.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Palii V.F. Mezhdunarodnye standarty ucheta i finansovoi otchetnosti [International Financial Reporting Standards]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009, 156 p.
2. Needles B., Anderson H., Caldwell J. Printsipy bukhgalterskogo ucheta [Principles of accounting]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004, 496 p.
3. Podol'skii V.I. Mezhdunarodnye i vnutrifirmennye standarty auditorskoi deyatel'nosti [International and internal standards of auditing activity]. Moscow, Vuzovskii uchebnik, INFRA-M Publ., 2010, 302 p.
4. Sheremet A.D. Analiz i diagnostika finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti predpriyatiya [Analysis and diagnostics of financial and economic activity of the enterprise]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009, 367 p.
5. Rozhnova O.V. Mezhdunarodnye standarty bukhgalterskogo ucheta i finansovoi otchetnosti [International Financial Reporting Standards]. Moscow, Ekzamen Publ., 2010, 130 p.
6. Nurseitov E.O. Bukhgalterskii uchet v organizatsiyakh [Accounting in organizations]. Almaty, Izdatel'stvo LEM Publ., 2009, 444 p.
7. Dyusembaev K.Sh. Analiz finansovogo polozheniya predpriyatiya [Analysis of financial position of the enterprise]. Almaty, Karzhy-Karzhat Publ., 2010, 294 p.
8. Seidakhmetova F.S. Sovremennyi bukhgalterskii uchet [Modern accounting]. Almaty, Izdatel'stvo LEM Publ., 2005, 548 p.
9. Plaskova N.S. Strategicheskii analiz i ego rol' v obosnovanii strategii razvitiya organizatsii [Strategic analysis and its role in the justification of the development strategy of the organization]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2008, no. 1, p. 11.
10. Solov'eva O.V. MSFO i GAAP: uchet i otchetnost' [IFRS and US GAAP: accounting and reporting]. Moscow, FBK-Press Publ., 2003, 138 p.
11.Madieva K.S. Bukhgalterskii uchet i audit [Accounting and auditing]. Karaganda, KEU Publ., 2011, 214 p.
12. Vakhrushina M.A., Mel'nikova L.A., Plaskova N.S. Mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti [International Financial Reporting Standards]. Moscow, Omega-L Publ., 2009, 571 p.
13.Gukkaev V.B. Uchetnaya politika predpriyatiya [The accounting policy of the enterprise]. Moscow, Berator-Press Publ., 2006.
14. Gruening H. Mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti [International Financial Reporting Standards]. Moscow, MTsRSBU Publ., 2011, 156 p.
15. Kerimov F.V. Sistemnaya klassifikatsiyaproblem primeneniyaMSFO v rossiiskikh organizatsiyakh [System classification of problems related to IFRS application in Russian organizations]. Available at: http://vestnik.osu.ru/2007_9/21.pdf. (In Russ.)
16. Sokolov Ya.V., Butynets F.F., Goretskaya L.L. et al. Bukhgalterskii uchet v zarubezhnykh stranakh [Accounting in foreign countries]. Moscow, Prospekt Publ., 2007, 672 p.
17. Skala V.I., Skala N.V., Nam G.M. Natsional'naya sistema bukhgalterskogo ucheta v Respublike Kazakhstan [The national accounting system in the Republic of Kazakhstan]. Almaty, Izdatel'stvo LEM Publ., 2010, part 1, 220 p.
18. Seitkasimov G.S., Shayakhmetova K.O., Abdraimova G.T. Bukhgalterskii uchet i otchetnost' v bankakh [Accounting and reporting in banks]. Almaty, Karzhy-Karazhat, Raritet Publ., 2011, 165 p.
19. Orazbekuly B., Kim M.V. Vedenie bukhgalterskogo ucheta i sostavlenie finansovoi otchetnosti gosudarstvennykh uchrezhdenii v Kazakhstane [Accounting and financial reporting preparation by public institutions in Kazakhstan]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 7, pp. 391-393.
20.Utebaeva G.M. [Harmonization of accounting under economic globalization]. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy kooperativnogo sektora ekonomiki: Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh - prepodavatelei, sotrudnikov, aspirantov i soiskatelei [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. Socio-economic Problems of the Cooperative Sector of Economy]. Moscow, Russian University of Cooperation Publ., 2010, pp. 443-447.