APPLIED PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
UDC 37.07
Neprokina I.V., Vorobeva E.A. Improving the informational and legal support of a university's complex-integrated safety and
security management
Совершенствование информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в организациях
высшего образования
Neprokina Irina Vasilyevna,
Doctor of Education, Professor, Togliatti State University Vorobeva Elena Alexandrovna
Graduate Student Togliatti State University Непрокина Ирина Васильевна доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» Воробьева Елена Александровна студент магистратуры ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
Abstract. Nowadays the questions of safety and security providing in any sphere of human activity are becoming increasingly topical. The research is considered a problem of safe and secure educational environment. As a result of this study authors suggest a system of informational and legal support for complex-integrated safety and security management designed to ensure its effective functioning.
Keywords: complex safety and security, educational organizations.
Аннотация. В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности в любой сфере жизнедеятельности человека. В статье рассматривается проблема безопасности образовательной среды. На основе проведенного исследования авторами предлагается система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности, призванная обеспечить ее эффективное функционирование.
Ключевые слова: комплексная безопасность, образовательные организации.
Рецензент: Кузьменко Наталья Ивановна, к.п.н., доцент, преподаватель ГБПОУ "Магнитогорский
педагогический колледж"
Современное глобализирующееся общество подвержено опасностям. В этой связи, требования безопасности также возрастают, и безопасность молодого поколения в этом смысле не исключение.
Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности в настоящее время является одной из первостепенных задач, стоящих перед руководителем любой образовательной организации.
Безопасность - это не только обязательное условие функционирования, но и один из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Актуальность обеспечения и повышения уровня безопасности учреждений в образовательной сфере обусловлена как возрастным составом и количеством обучающихся, так и реальными статистическими фактами чрезвычайных ситуаций в указанных учреждениях.
Решением проблемы обеспечения безопасности в организациях высшего образования занимаются не только отечественные ученые. Вопросам защищенности образовательной среды в университетах посвящены научные труды зарубежных исследователей. Обзор результатов проведенных в США научных исследований в данной области позволяет сделать вывод об исключительной важности и актуальности проблемы безопасности в образовательных организациях, поскольку затрагивает интересы неограниченного числа людей. Фактическое состояние обеспечения безопасности образовательной среды оказывает влияние не только на сотрудников и обучающихся, но и является решающим фактором при выборе университета абитуриентами и их родителями [4, 5].
Анализ научной литературы и нормативно-правовой базы, посвященных обеспечению безопасности в образовательных организациях, показал, что безопасность любой образовательной организации обеспечивается посредством систематической планомерной организованной работы по широкому спектру направлений деятельности: правовому, информационному, организационному и иным. Очевидно, что все действия, направленные на обеспечение безопасной образовательной деятельности должны носить системный характер, быть четко определены и урегулированы нормативными актами.
Ряд исследователей, таких как Р.Х. Гильмеева, М.В. Дулясова, Е.И. Загребина, Н.Н. Козак, Е.Л. Щесняк, В.Г. Плющи ков, В.С. Побыванец,Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.А. Шибанкова, Е.Н. Прокофьева, В.Ю. Радоуцкий, В.Г. Шаптала, Ю.В. Ветрова, С.И. Феклин и другие придерживаются концепции комплексной безопасности образовательных организаций, т.е. рассматривают в совокупности различные направления и виды деятельности по обеспечению безопасности, такие как антитеррористическая защищенность, обеспечение пожарной безопасности, профилактика правонарушений, поддержание общественного порядка и экологической безопасности, охрана труда, санитарно-эпидемиологическое благополучие и т.д. [1, 2].
Исследованию отдельных направлений (видов) безопасности в образовательных организациях посвящены труды И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, И.В. Непрокиной, О.П. Болотниковой, А.А. Ошкиной, Ю.И. Поповой, Г.С. Корытновой, Е.Ю. Закотновой (психологическая безопасность образовательной среды), Н.Н. Сиваковой, Н.Б. Агабаян, В.Н. Давыдова, Е.А. Моховой, В.А Васильева, О.И, Юскевич, М.А. Акулиной (антитеррористическая безопасность), Б.Н. Боярова, Т.Л. Партыка, И.И. Попова, О.В. Пристанской, Э.В. Силаевой, Е.Ю. Молодцовой, М.И. Бочарова, И.П. Михнева, Л.В. Астаховой (информационная
безопасность), П.А. Кислякова, С.И. Самыгина, О.В. Степанова, В.П. Култыгина, Н.А. Фроловой, А.Ю. Моздакова, Н.А. Чипеевой, А.А. Коропченко, В.Н. Бобкова (социальная безопасность).
На наш взгляд, сопровождение безопасности в образовательных организациях должно осуществляться комплексно, поскольку все направления безопасности так или иначе переплетаются друг с другом, мероприятия, обеспечивающие безопасность, как правило, охватывают сразу несколько видов безопасности. Например, организация системы охраны и пропускного режима призвана обеспечить не только физическую безопасность обучающихся и сотрудников образовательной организации, но и служит эффективным инструментом противодействия терроризму и экстремизму, обеспечения пожарной и имущественной безопасности, инфраструктурной защищенности, а также косвенно оказывает влияние на психологическую безопасность. Проблема информационной безопасности для образовательной среды обозначена намного шире, так как в том числе заключается в ограждении обучающегося от любой информации, способной оказать отрицательное воздействие на его развитие и формирование. Поэтому рассмотрение вопросов информационной безопасности образовательной организации целесообразно не только в разрезе обеспечения защиты информации, сохранности персональных данных, но и с позиций психологической безопасности и антитеррористической защищенности.
Как уже было отмечено выше, обеспечение безопасности образовательных организаций осуществляется за счет применения эффективных мер и проведения соответствующих мероприятий различного характера: организационного, технического, правового, информационного. Информационно-правовое сопровождение комплексной безопасности образовательной организации играет важнейшую роль в общей системе организации и обеспечения всех видов (направлений) безопасности в сфере образования, так как охватывает все элементы комплексной безопасности, строго регламентировано на нормативно-правовом уровне.
Целью данного исследования является анализ основ построения и разработка системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в организациях высшего образования. Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) проанализировать теоретические основы организации обеспечения комплексной безопасности в организациях высшего образования и выделить компоненты, составляющие систему информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в вузе;
2) провести диагностику состояния системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в вузе.
3) разработать рекомендации по совершенствованию системы информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в вузе.
Объектом настоящего исследования является комплексная безопасность в организациях высшего образования, в то время как система информационно-правового сопровождения составила предмет
исследования. Следует отметить, что в рамках настоящего исследования под комплексной безопасностью мы понимаем прежде всего «совокупность определенных видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно-этической, психологической, педагогической, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающую защищенность всех участников образовательного процесса» [3, с. 82].
В качестве методов исследования выступили анализ научной литературы и нормативно-правовой базы, наблюдение, анкетирование студентов и сотрудников организации высшего образования.
Эмпирическое исследование было проведено на базе Тольяттинского государственного университета 2018-2019 гг.
На основе проведенного анализа теоретических основ организации обеспечения комплексной безопасности в вузе выделены следующие элементы информационно-правового сопровождения:
- правовое воспитание и обучение культуре безопасности, включающее подготовку сотрудников образовательных учреждений и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях,
- разработку информационных стендов, брошюр, памяток, содержащих сведения о проводимых мероприятиях по обеспечению безопасности в образовательных организациях, о необходимых действиях в условиях возникновения рискогенных ситуаций,
- обмен информацией с различными правоохранительными структурами, органами власти, общественными и иными организациями в рамках осуществления взаимодействия по обеспечению безопасности,
- разработка внутренней документации, локальных нормативных актов образовательной организации по вопросам комплексной безопасности в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов власти, контроль за соблюдением такихтребований.
Деятельность, связанная с нормотворчеством на уровне образовательной организации нацелена на конкретизацию общих требований норм российского права, а также стирание имеющихся в законах пробелов.
При исследовании состояния правового сопровождения комплексной безопасности были изучены локальные нормативные акты, регулирующие различные аспекты комплексной безопасности университета. Также в рамках изучения данного вопроса был проведен сравнительный анализ нормативной базы других российских вузов. Исследование показало, что правовое сопровождение комплексной безопасности в Тольяттинском государственном университете находится на высоком уровне, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и находится в процессе непрерывной актуализации локальных актов в соответствии с вносимыми в нормативно-правовые акты изменениями и поступающими из вышестоящих инстанций предписаниями и рекомендациями.
В настоящем исследовании особое внимание уделено состоянию информационного сопровождения комплексной безопасности, в частности, вопросам формирования и улучшения знаний основ безопасности жизнедеятельности, и умений применять эти знания на практике со стороны обучающихся и персонала высшего учебного заведения, а также диагностике уровня грамотности в сфере безопасности у студентов и сотрудников ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
Для практической части исследования в области обеспечения собственной безопасности и безопасности других лиц, находящихся в вузе, были отобраны студенты разных курсов обучения и направлений подготовки, а также сотрудники ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» из числа профессорско-преподавательского состава и сотрудников службы охраны.
Анкетирование, проведенное на начальном этапе исследования, позволило продиагностировать уровень знаний по правилам безопасного поведения в условиях образовательного учреждения среди студентов, педагогов и сотрудников службы охраны Тольяттинского государственного университета. Знания обучающихся в сфере безопасности оказались недостаточно высоки, профессорско-преподавательский состав наиболее осведомлён в данных вопросах, а знания сотрудников службы охраны находятся на уровне выше среднего.
Опираясь на вышеуказанные результаты проведенного исследования, была разработана система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности, призванная осуществлять целенаправленное и систематическое воздействие с целью формирования у студентов и сотрудников вуза компетентного подхода к вопросам комплексной безопасности в организациях высшего образования.
Предлагаемая нами система информационно-правового сопровождения комплексной безопасности включает в себя следующие элементы:
- единая концепция комплексной безопасности, основанная на принципах, установленных в статье 2 действующего Федерального закона «О безопасности»;
- диагностика образовательной среды и мониторинг угроз комплексной безопасности вуза;
- участники образовательной среды университета и сама образовательная среда (выступают одновременно как субъекты и объекты комплексной безопасности, так и средства её обеспечения);
- методы и средства сопровождения, представляющие собой совокупность мер и мероприятий воспитательного, образовательного, методического, правового и организационного характера, направленных на обеспечение состояния защищенности образовательной организации от реальных и потенциальных социальных, природных, техногенных и иных угроз.
В заключении необходимо отметить, что возникновение чрезвычайной ситуации в учебном заведении - это серьезная опасность, ввиду большого скопления людей, а потому исключительно важно, чтобы каждый студент и преподаватель знал, как правильно себя вести в таком случае. Научить этому обучающихся и сотрудников - актуальная для высших учебных заведений проблема, и ее успешное решение
имеет значение не только для безопасности самого вуза, но и для дальнейшей безопасной профессиональной деятельности выпускников. Поэтому в системе информационно-правового сопровождения комплексной безопасности в организациях высшего образования особое внимание уделено необходимости разработки алгоритма безопасного поведения, а также проведения дополнительных занятий, семинаров, инструктажей по вопросам безопасности жизнедеятельности, направленных на формирование у обучающихся и сотрудников высшей школы потребности предвидеть возможные экстремальные или потенциально опасные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения, т. е. грамотные действия в условиях как повышенной опасности, а также и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
References
1. Козак Н.Н. Правовые основы и практическое обеспечение комплексной безопасности в организациях [Текст] : учеб. пособие / Н.Н. Козак. - «Издательские решения», 2016. - 246 с.
2. Комплексная безопасность высшего учебного заведения [Текст] : учеб. пособие / Отв. ред. Е.Л. Щесняк, В.Г. Плющиков, В.С. Побыванец. - М. : РУДН, 2011. - 768 с.
3. Непрокина И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг [Текст] : учеб. пособие / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 91 с.
4. The Effects of Students' Perceptions of Campus Safety and Security on Student Enrollment, 2016, Carrico B.A., URL.: http://mds.marshall.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2010&context=etd.
5. Keeping students safe: Student perceptions of campus safety at a midsized Virginia university and the impact for prevention, response and risk reduction strategies, 2012, Roberts E., URL.: http://commons.lib.jmu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1317&context=master201019.