Раздел 11 ЭКОНОМИКА
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 330.34:008
Miroshnikov D.M. IMPROVING OF INFORMATION INFRASTRUCTURE INDUSTRIAL POLICY IMPLEMENTATION TOOLS. The paper presents conceptual and applied the provisions to improve information infrastructure tools implementation of industrial policy In the paper appropriate logic, reflecting methodological and chronological order of implementing organizational work is provided.
Key words: industrial policy, information tools, infrastructure of industrial policy, industrial passport.
Д.М. Мирошников, аспирант каф. отраслевой и мировой экономики ФГБОУ ВПО
«Донской гос. аграрный университет», п. Персиановский, E-mail: mirosnikov@nm.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье представлены концептуально-прикладные положения по совершенствованию информационно-инфраструктурных инструментов реализации промышленной политики. Предложена соответствующая логическая схема, отражающая методический и хронологический порядок проведения организационно-реализующих работ.
Ключевые слова: промышленная политика, информационные инструменты, инфраструктура промышленной политики, промышленные паспорта.
Активность и разноплановость процессов реализации промышленной политики в единстве её контурного исполнения связана с поиском, обоснованием возможностей применения новых и усовершенствованных использующихся инструментов, позволяющих не только получать информацию в рамках взаимного обмена субъектами промышленной политики, но и расширять возможности её использования как средства производства.
В этих условиях требуется научно-обоснованный подход к совершенствованию информационно-инструментарного арсенала промышленной политики, который был бы ориентирован на:
- предприятия промышленной сферы экономики различной специализации и размеров;
- субъекты разработки и реализации промышленной политики, такие как органы государственной власти и местного самоуправления;
- общественные формирования и институты, деятельность которых сопряжена с регулированием деятельности предприятий и реализацией мероприятий промышленной политики [1];
- сторонних экономических агентов, деятельность которых сопряжена с анализом, оценкой и прогнозированием параметров развития промышленного сектора экономики;
- инвесторов, заинтересованных в формировании максимальной полного информационного массива для принятия обоснованных решений о венчурном финансировании.
В этих условиях возникает необходимость концептуального обоснования подходов к совершенствованию инструментарно-го аппарата функционирования информационно-аналитического контура промышленной политики.
Как нам представляется, решением поставленных задач на основе учета сформулированных концептуальных положений будет реализация следующих мероприятий организационно-мето-
дического, практико-ориентированного и инфраструктурного характера:
- во-первых, разработка и внедрение промышленных паспортов территорий как информационно-презентационного инструмента промышленной политики;
- во-вторых, обоснование дифференциации инструментов информационной компоненты в структуре промышленной политики, в зависимости от типа отрасли промышленности [2];
- в-третьих, сегментированием каналов использования информационной инфраструктуры промышленными предприятиями в рамках процессно-ориентированного подхода;
- в-четвертых, организацией и обоснованием порядка функционирования целостно-действенной системы информационно-инфраструктурного обеспечения промышленной политики.
Полагаем, что поставленные задачи могут быть выполнены при условии общего следования предлагаемой нами логической схемы реализации этапов совершенствования информационно-аналитических инструментов реализации промышленной политики. Она содержит целевые установки, этапы решения промежуточных задач и выполняемые в каждом временном отрезке мероприятий. Преобразования в сфере информационного контура реализации промышленной политики рассчитаны нами на период до 2025 года, что обеспечивает системность и логическую преемственность в решении поставленных задач (таблица 1).
Далее следует остановиться на координационном механизме реализации представленной логической схемы. Катализатором позитивных изменений должны стать федеральные органы отраслевого управления - Министерство промышленности РФ. Именно ему принадлежит право реализации нормотворческих инициатив в сфере трансформации подходов к формированию
Таблица 1
Порядок реализации этапов совершенствования информационно-аналитических инструментов
реализации промышленной политики
Краткосрочные задачи 2014-2015 гг. Среднесрочные задачи 2016-2019 гг. Долгосрочные задачи 2020-2025
Стратегическая цель
Улучшение информационного обмена на основе устранения информационно-аналитических дефицитов между субъектами промышленной политики на макро- и микроуровне с целью повышения качества вырабатываемой информации в системе принятия тактических и стратегических решений
Приоритетная целевая установка на соответствующий период
Разработка методических и организационных подходов к составлению и последующему внедрению промышленных паспортов территорий Реализация в регионе мероприятий по совершенствованию системы информационно-инфраструктурного обеспечения реализации промышленной политики Разработка и пилотная реализация целостно-действенной концепции «Электронная промышленность России»
Задачи совершенствования информационно-аналитических инструментов реализации промышленной политики
Проведение анкетных исследований и получение экспертных оценок, разработка организационно-экономических мер, направленных на составление промышленных паспортов территорий, обеспечение доступа к ним максимального количества пользователей, формирование унифицированных рекомендаций по внедрению единой формы паспортов в муниципальных образованиях Обоснование структурно-функциональных вариантов инфраструктурного обеспечения реализации промышленной политики на районном, региональном и федерально-окружном уровнях. Включение в данную систему субъектов промышленного сектора экономики Анализ предложений по формированию концепции, разработка ее основных элементов, согласование по этапам, срокам и исполнителям, утверждение финансового бюджета. Разработка механизма реализации и контроля за реализацией концепции.
и реализации промышленной политики. На региональном уровне активная роль должна отводиться корпоративному сектору, который активно взаимодействует с региональными социально-экономическими системами и структурой управления ими.
На самом нижнем (микро) уровне организации экономических отношений можно выделить дуализм «органы местного самоуправления - промышленные предприятия», причем вторые во многих случаях являются системообразующими [3].
Рефрен в пользу разработки промышленных паспортов нами сделан по причине отсутствия подобного инструмента в системе отраслевого менеджмента. Сама по себе идея паспортизации какой либо сферы общественной деятельности сама по себе не нова. В настоящее время активно используются паспорта социально-экономического развития территорий, инвестиционные паспорта регионов, административных районов, паспорта
Библиографический список
предпринимательской сферы территориальных образований. В основном они несут в себе ознакомительные функции и дают лишь общее представление о декларируемом объекте.
В тоже время предлагаемые нами паспорта должны иметь унифицированную структуру, минимизировать информационные дефициты сторонних заинтересованных субъектов и участников реализации промышленной политики.
Методологический акцент на инфраструктурном насыщении механизма реализации промышленной политики детерминирован общими трендами инвестирования государственных ресурсов, требованиями членства во Всемирной торговой организации с доминированием косвенных методов поддержки. В этих условиях именно инфраструктурные проекты и решения могут стать катализатором позитивных перемен в системе отраслей промышленного сектора экономики.
1. Чекашкин, Д.М. Совершенствование промышленной политики (на примере Красноярского края) // Вестник Карсноярского государственного аграрного университета. - 2007. - № 2.
2. Щуплецов, А.Ф. Методология формирования государственной промышленной политики в реформируемой экономике / А.Ф. Щупле-цов, Н.М. Зубарев, Ю.И. Колесник // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2004. - № 4.
3. Czamanski S., Ablas L. Identification of Industrial Clusters and Complexes: a Comparison of Methods and Findings // Urban Studies. - 1979.
- Vol. 16.
Bibliography
1. Chekashkin, D.M. Sovershenstvovanie promihshlennoyj politiki (na primere Krasnoyarskogo kraya) // Vestnik Karsnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2007. - № 2.
2. Thuplecov, A.F. Metodologiya formirovaniya gosudarstvennoyj promihshlennoyj politiki v reformiruemoyj ehkonomike / A.F. Thuplecov, N.M. Zubarev, Yu.I. Kolesnik // Izvestiya Irkutskoyj gosudarstvennoyj ehkonomicheskoyj akademii. - 2004. - № 4.
3. Czamanski S., Ablas L. Identification of Industrial Clusters and Complexes: a Comparison of Methods and Findings // Urban Studies. - 1979.
- Vol. 16.
Статья поступила в редакцию 14.07.14
УДК 331.108.4
Trufanov S. COMPARATIVE ANALYSIS OF MODELS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL COMPETENCIES AT THE ENTERPRISES OF THE JUICES MARKET. The article analyzes models of the formation and development of competencies in main enterprises of the juice market and identifies the result of applying these models.
Key words: personnel competency, organizational competency, juice market, competitiveness.
С.А. Труфанов, аспирант, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: trust@spark-mail.ru